10 качеств учителя

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

  • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
  • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
  • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, — значит отстать от жизни.

Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети — другие. Они живут в интернете, у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

Уважение к детям

Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт — значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

Уважать ученика — значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

Толерантность

Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены стереотипами, как взрослые, и могут мыслить свободно.

Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

Понимание того, что учитель оказывает услугу

Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель — это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

Громкими словами, командным голосом и регалиями современного ребёнка не впечатлишь. Всё должно быть по гамбургскому счёту: хороший учитель знает свой предмет, может объяснить его пользу и умеет интересно подать материал.

Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

Чувство границы

Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

Понимание своей миссии

Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

Самокритичность

Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

Самоирония

Способность быть несерьёзным и шутить над собой — необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в обществе.

Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

Важные качества педагога

Как всем нам известно, абсолютно любые родители как можно больше времени хотят проводить рядом со своими детьми. Правда в условиях современного мира это получается далеко не всегда, очень часто нам не дает это делать работа, дела, или иная занятость. Давайте же признаем, что большую часть времени наши дети проводят со своими учителями. И можно даже не удивляться тому, что порой учителя знают детей гораздо лучше чем родители. Давайте же попробуем разобраться какими качествами должен обладать современный педагог.

Об этом написано очень много научных трудов. Ведутся различные споры, устанавливаются факты, но большинство сводится к главному, любой педагог независимо от того какой предмет он преподает, обязан обладать самым важным качеством, он должен любить детей. Без этого качества стать хорошим педагогом просто невозможно. Да все мы прекрасно понимаем, что все дети разные, каждый со своим характером, нравом, привычками и конечно педагог не может относиться ко всем одинаково, но любовь к детям должна быть всегда. Еще одной важной составляющей для хорошего педагога является любовь к предмету, который он преподает, ведь если учитель сам не понимает и не верит в правила своего предмета, он просто не сможет донести свои знания до ученика. Следующим качеством необходимым преподавателю является требовательность. Хороший учитель не может быть слишком мягким с учениками, иначе он просто напросто рискует потерять авторитет среди учащихся. Учитель должен требовать от своих учеников твердых знаний по предмету и дисциплины. При этом современный педагог и сам должен быть дисциплинированным, тем самым подавать пример своим ученикам. Для этого нужно всего лишь никогда не опаздывать на уроки, всегда вовремя проверять домашние задания. Настоящий грамотный педагог всегда должен заниматься саморазвитием и так же подавать этим пример своим воспитанникам, в свободное от основной учебы время необходимо получать новые ценные знания, читать книги. Организационные навыки так же важны для современного педагога. Учитель должен уметь организовать и выстроить свой урок, так что бы он был интересен классу, если ученикам интересна подача материала и организация занятия, то и учебный материал усваивается легко и надолго остается в памяти.

Важные качества педагога

Ответственность этим качеством должен, несомненно, обладать абсолютно любой человек, а уж преподаватель тем более. Не обладая этим качеством в должной мере, преподаватель просто не сможет нормально относится ко всему процессу обучения. Умение грамотно поставить ученикам цель то же очень важное качество педагога. Учащийся на уроке должен четко понимать для чего именно он находится на уроке, что именно даст ему этот урок, получится ли у него достигнуть той цели, которую ставил перед ним преподаватель. Если же педагог не ставил цель для ученика, то не стоит удивляться что ученики у такого преподаватель сидят на уроках просто так и естественно не воспринимают информацию о предмете.

Справедливость – вот еще одно качество, которым должен обладать преподаватель. Преподаватель это не просто человек диктующий занятия, это близкий для учеников человек, к которому они прислушиваются, которому доверяют, если он не будет справедлив с ними, то не о каком авторитете и доверии не может идти речи. Ведь между учениками часто могут возникать споры и конфликты, которые должен решать педагог, а в решении таких ситуаций не в коем случае нельзя опираться на личное отношение к учащимся, здесь крайне важна именно справедливость. Современный преподаватель должен грамотно поставленную ясную речь, без этого материал до ученика будет донести крайне трудно.

На самом деле о качествах современного педагога говорить можно еще очень долго. Но помните, о чем мы говорили в начале, если у педагога нет любви и уважения к своим ученикам, то такому человеку стоит задуматься – а правильно ли он выбрал профессию. Если же преподаватель любит своих детей свою работу, свой предмет и относится к этому с должным уважением, то и учащиеся будут это чувствовать и понимать даже без слов. Учитель видит, как общаются и взрослеют наши дети, все это происходит буквально у него на глазах. Профессиональный педагог всегда является еще и наставником, часто педагогу открываются тайны недоступные родителям, здесь и наступает момент, когда он становится не просто учителем диктующим материал, это уже нечто большее, он товарищ способный подсказать, посоветовать, решить проблему, утешить в трудный час. Мы искренне надеемся что у всех детей будут достойные преподаватели, которые сумеют правильно воспитать подрастающее поколение.

По мнению россиян, главные качества хорошего современного учителя – это профессионализм и умение доходчиво и интересно объяснять материал. При этом четверть россиян считают, что современным учителям не хватает профессионализма, под которым они понимают наличие достаточного педагогического опыта и широких познаний в своей области. Таковы результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в марте 2020 года*.

39% россиян считают умение доходчиво и интересно объяснять учебный материал определяющим качеством хороших учителей. Именно оно делает учителя настоящим мастером своего дела и позволяет остаться в памяти учеников надолго.

На втором месте по частоте упоминания такое качество, как профессионализм, компетентность педагога – его назвали 36% опрошенных. На третьем – внимание к ученикам и умение найти индивидуальный подход к каждому (22%).

Мнения россиян разных поколений о том, какие качества характеризуют «идеального» учителя, различаются. Так, молодые люди (18-24 лет) большее значение придают умению учителя общаться и находить подход к ученикам (28% против 22% в среднем по стране). Респонденты среднего возраста (35-59 лет) считают, что крайне важна компетентность учителя (40% против 36% в среднем по стране), а опрошенные старшего возраста (от 60 лет) больше, чем остальные, ценят доброту и отзывчивость учителей (27% против 18% в среднем по стране).

Главные качества, которых, по мнению россиян, не хватает современным учителям – профессионализм (назвали 23% опрошенных), терпение, вежливость (15%) и общительность (11%). Под профессионализмом респонденты понимают чаще всего наличие у педагога достаточного опыта и широких познаний в своей области.

В контексте случившегося перехода на дистанционное обучение одним из самых востребованных качеств учителя оказался высокий уровень цифровой грамотности.

63% россиян оценивают цифровые компетенции российских учителей положительно: считают, что большинство учителей в полной мере используют возможности цифровых технологий во время уроков. Согласно опросу самих педагогов, проведенному НАФИ в конце марта 2020 года, почти половине из них требуется помощь, чтобы вести онлайн-занятия максимально эффективно**. Педагоги говорят о недостаточной технической оснащенности школ, низком качестве электронных учебных ресурсов и в целом считают, что переход на дистанционное обучение из-за всех существующих проблем снизит качество подготовки учащихся***.

Что же касается сравнительной оценки уровня цифровой грамотности учителей и учеников, 70% россиян полагают, что старшеклассники обладают более высокими цифровыми компетенциями, чем учителя. 14% считают, что учителя и ученики старших классов владеют цифровыми навыками примерно одинаково и лишь 9% – что уровень цифровой грамотности учителей выше.

Вопреки этому распространенному стереотипу, по результатам измерения индекса цифровой грамотности, проведенного НАФИ****, российские учителя обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Их индекс цифровой грамотности составляет 87 пунктов из 100 возможных (против 52 п.п. по России в среднем). Он выше показателя учеников средних и старших классов на 14 пунктов*****.

Людмила Спиридонова, директор направления исследований в сфере человеческого капитала Аналитического центра НАФИ:

«Результаты нашего исследования еще раз доказывают, что роль учителя в жизни каждого человека переоценить сложно. Именно учитель становится первым примером образованного, компетентного, профессионального человека, готового делиться своими знаниями и опытом и в то же время наделенного высокими моральными качествами.

В настоящее время все учителя столкнулись с необходимостью в короткие сроки перестроить учебный процесс таким образом, чтобы даже дистанционно ребята смогли освоить школьную программу на высоком уровне. Ситуация во многом осложняется тем, что 40% школьных учителей в нашей стране находятся в возрасте старше 50 лет, а доля молодых педагогов не превышает 13%. Пожилым педагогам сложнее приспособиться к дистанционному формату, изучить возможности современных гаджетов и программ, подготовить визуальный материал для каждого урока.

В такой момент важно держаться вместе, обмениваться опытом с коллегами, помогать друг другу. Также большую помощь своим педагогам могли бы оказать и учащиеся – показать, какими программами можно пользоваться для организации видеоуроков, вебинаров и электронных тестирований. Направление обратного наставничества (reverse mentoring) во всем мире сейчас набирает обороты, расширяя связи между людьми, сокращая дистанцию между поколениями».

Любовь Николаевна Духанина, Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке:

«Пандемия коронавируса бросила учителям серьезный вызов – им пришлось экстренно переходить на дистанционное ведение уроков. Времени не было ни на техническую, ни на психологическую подготовку. И российские учителя справились с задачей. Они буквально за неделю освоили видеоприложения, продумали подачу материала детям, перестроили рабочие программы. Педагоги, давно пользующиеся возможностями Интернет-технологий, стали делиться с коллегами своими методическими разработками, технологическими картами, чек-листами, видеоуроками, алгоритмами организации обучения для ребят с разной обеспеченностью техникой. Некоторые учителя проводили в социальных сетях стримы, собирая аудиторию в несколько тысяч участников и отвечая на самые острые вопросы коллег. Педагоги, которые знали, что у их учеников нет возможности учиться онлайн, старались использовать и другие возможности, даже оставляли задания в почтовых ящиках.

В итоге несмотря на все трудности нет массовых срывов занятий, школы продолжают работать дистанционно, а досрочное завершение учебного года не стало массовым и коснулось в основном учеников 1-8 классов. Опросы же детей и родителей показывают, что временный переход на дистанционное обучение лишь подтвердил высокую значимость и ценность педагогического труда».

Cкачать пресс-релиз с таблицами данных

«Какими особенными качествами обладали учителя, которых Вы вспоминаете как больших профессионалов, мастеров своего дела?»*, в % от всех опрошенных

%
Умение доходчиво и интересно объяснять материал 39
Профессионализм, компетентность 36
Внимание к ученикам и умение найти к ним подход 22
Доброжелательность, отзывчивость 18
Преданность своей профессии, энтузиазм 12
Строгость, требовательность 11
Терпеливость, вежливость 8
Объективность 4
Артистичность 3
Личность учителя вызывала симпатию 3
Другое 7
Затрудняюсь ответить/Отказ от ответа 6

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Идеальный учитель с точки зрения учеников

100% учеников, принимавших участие в опросе, считают, что идеальный учитель должен быть строгим и терпеливым. Также все ученики-респонденты оказались едины в том, что учитель должен уметь заинтересовать материалом.

80% опрошенных — за непредвзятое отношение со стороны учителя и индивидуальный подход («каждый хочет, чтобы его оценивали по справедливости и помогали достичь лучших результатов»).

Учащиеся объясняли слово «справедливость» как оценивание на основании знаний, а не национальности, внешнего вида и так далее. Приблизительно теми же словами описывается в ответах других респондентов толерантность. Здесь и далее — таблицы из подробного описания работы с сайта учителя Щёлковской гимназии Хусаинова Р.Р.

Идеальный учитель с точки зрения родителей

Для всех опрошенных родителей идеальный учитель — тот, кто отлично знает свой предмет. Как отдельное качество 100% родителей обозначили «любовь к своей профессии и детям».

В анкетах родителей появился пункт, который ученики никак для себя не выделяли: неравнодушие.

Неравнодушие объяснялось родителями как участливое отношение к ученикам. Неравнодушный учитель, во-первых, всегда убеждается в том, что дети усвоили материал, во-вторых, оказывает эмоциональную поддержку, когда это необходимо.

Введение

Актуальность исследования проблемы профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов в процессе их профессиональной деятельности заключается в следующих положениях. Ее социальный смысл связан с общим курсом страны на более интенсивное, ускоренное развитие нашего общества и большой значимости труда педагога-профессионала в деле образования подрастающей смены. Практико-педагогическое значение указанной проблемы заключено в полноценном обеспечении роста профессиональной готовности будущих учителей в стенах ВУЗа, эффективном формировании профессионально значимых знаний, умении и навыков в период обучения в институте, которые лежат не только в основе успешного овладения знаниями, но и в основе профессионально-практической подготовки к педагогической профессии, определяют критерии достижения образовательно-воспитательных целей и задач подготовки специалиста-педагога.

Чтобы быть эффективной в современных условиях, система подготовки педагогических кадров должна изменить цели педагогического образования, его содержание и технологии, сообразуясь с тенденциями, которые определяют развитие практики общего образования и в каком-то смысле даже опережать его. Важность решения поставленной проблемы исходит и из того, что возрастает роль личности учителя, его профессиональной готовности в период рыночных отношений и гуманизации во всех сферах деятельности людей. Быстрые темпы развития науки и техники, рост потока научной информации, увеличение возможностей повышения общей культуры, развития духовных потребностей позволяет углубить, актуализировать деятельностную активность, самостоятельность личности, реализовать ее творческий потенциал. Требование улучшать работу по подготовке педагогических кадров в практическом аспекте было и остается важным и актуальным во все времена. Поэтому требование совершенствовать работу по подготовке педагогических кадров является важным и актуальным.

Цель исследования: изучение профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов в развивающей системе обучения.

Объект исследования: процесс профессиональной деятельности учителя начальных классов в развивающей системе обучения.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов.

Задачи исследования:

1. Провести анализ научной литературы по проблеме профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов в развивающей системе обучения.

2. Определить сущность и содержание подготовки учителя начальных классов к профессиональной деятельности.

3. Провести практическую работу по изучению профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, опрос, беседа, наблюдение.

Экспериментальная база исследования: МОУ «СОШ №16» г. Миасс.

Глава 1. Теоретические основы изучения профессионально-значимых качеств личности учителя начальных классов

    1. Понятие профессионально-значимых качеств личности

учителя начальных классов

Анализ научной литературы позволяет выделить следующие профессионально-значимых качеств личности учителей начальных классов.

Направленность личности

Ученые (Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин) в личности педагога выделяют социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность.

Составляющими социально-нравственной направленности выступают социальные потребности, чувство общественного долга, моральные и ценностные ориентации, гражданская ответственность, идейная убежденность, профессиональная позиция, социальная активность, надежность.

К социальным потребностям (согласно типологии потребностей А. Маслоу) относят потребности в общении, привязанности, любви, дружбе и т.п. Общение в педагогической деятельности выступает основополагающим компонентом. В связи с этим коммуникативные умения характеризуют деятельность педагога. Одним из мотивов выбора педагогической профессии является разнообразие общественных связей (с родителями, учащимися, учителями и др.).

В основе социальной активности педагога лежит идейная убежденность, которая считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности педагога.

Высокая профессиональная ответственность является отличительной особенностью педагогической профессии. Педагог-гражданин верен своему народу, он не замыкается в узком кругу личных забот, его жизнь непрерывно связана с тем микрорайоном, где он живет и работает .

Ценностные ориентации выступают внутренним регулятором деятельности педагога, определяющим его отношение к окружающему миру и себе. В качестве преобладающих ценностей человека выступают экзистенциальные ценности (любовь, свобода, совесть, вера, ответственность), которые органически связаны с нравственными ценностями (добро, благородство, отзывчивость, бескорыстие). Важное место в системе ценностей занимают патриотические (патриотизм, национальное достоинство, гражданственность и др.) и эстетические ценности. Кроме того, в качестве ценностных ориентаций могут выступать такие показатели, как смысл труда, заработная плата, квалификация, карьера и др.

На разных стадиях профессионального становления компоненты направленности имеют различное содержание, обусловленное уровнем профессионального развития личности.

Составляющими профессионально-педагогической направленности личности учителей являются: социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствование профессиональной позиции педагога, педагогический долг и ответственность, педагогическая справедливость, педагогическое призвание. В них отражается отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

Основу профессиональной направленности составляет интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Педагогическое призвание формируется в процессе накопления теоретических знаний и практического опыта будущим педагогом. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность .

Взаимоотношения с обучающимися, их родителями и коллегами педагог должен строить, полагаясь на чувство такта. Педагогический такт — это мера педагогически целесообразного взаимодействия учителя с учащимся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Проявление уважения формирует у обучающегося чувство собственного достоинства. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога и его профессионального мастерства.

Социальная и педагогическая позиции педагога тесно взаимосвязаны.

Профессиональная позиция педагога определяется отношением к педагогической профессии, к обучающимся, к характеру труда; установками, ожиданиями и готовностью к профессиональному развитию и профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту.

К качествам, характеризующим профессионально-педагогическую направленность, относятся также педагогический долг и ответственность. Педагогический долг педагога заключается в бескорыстном исполнении своих профессиональных обязанностей, в оказании помощи взрослым и детям в пределах своих возможностей и компетенции. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило справедливости педагога, уровня его нравственности и воспитанности.

Основу познавательной направленности составляют духовные интересы и потребности.

Одним из главных факторов познавательного интереса является любовь к преподаваемому предмету. Педагог должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, а главное — хорошо знать ту науку, которую преподает. Знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Он должен быть в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности педагога выступает культура научно-педагогического исследования.

Необходимым условием профессионального становления является непрерывность педагогического самообразования. У педагога должна постоянно присутствовать потребность в знаниях. Это неотъемлемый компонент педагогического труда .

Профессиональная компетентность

Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагогов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

— социально-правовая компетентность — знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

— персональная компетентность — способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

— специальная компетентность — подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

— аутокомпетентность — адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

— экстремальная компетентность — способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений:

— гностические умения — познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта;

— идеологические умения — социально-значимые умения проведения воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;

— дидактические умения — общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебного материала;

— организационно-методические умения — умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

— коммуникативные умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогики;

— прогностические умения — общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

— рефлексивные умения — способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

— организационно-педагогические умения — общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования направленности личности обучающихся .

Профессионально важные качества

Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.

Терпение

На мой взгляд, это одно из важнейших качеств современного учителя. С чем встречается учитель?

  • растёт количество гиперактивных детей;
  • больше моделей поведения учащихся;
  • часто меняющееся настроение детей;
  • более высокая, чем ранее, требовательность родителей к учителю;
  • более высокая, но не подкреплённая материально и морально, требовательность чиновников от образования всех уровней.

И это повторяется изо дня в день.

Учитель должен быть готов к фактически постоянным экстремальным условиям.

Принятие и понимание эффективности новых образовательных технологий

Цифровые технологии стремительно вошли в образование. Последние годы доказали огромные достижения и возможности информационно-образовательных технологий. И этот процесс будет продолжаться.

И очень важно не просто идти в ногу с новейшими технологиями, но и понимать, какие цифровые инструменты обеспечат наибольшую эффективность в конкретных педагогических условиях.

Творческое отношение к работе

Федеральные государственные стандарты предполагают более творческий подход к процессу обучения. Учителя разрабатывают свои уникальные способы работы, новые формы педагогического общения.

Умение быть лидером

Проектная и исследовательская деятельность учащихся предполагают новые роли учителя работы в команде. Это не класс. Это временный творческий коллектив. И хотя учитель выполняет роль лидера, он должен уметь слышать и слушать.

Поддерживать идеи, создавать условия для инкубации идей.

Найти своё место в Интернете

В наше время почти каждый учитель оставляет свой след в Интернете.

Это означает, что и там складывается ваш имидж.

Современный учитель должен знать, как управлять своим имиджем в Интернете и какие социальные сети являются для него предпочтительными. Где он может общаться с коллегами, и в то же время знать об определённых рисках работы в тех социальных сетях, где присутствуют дети.

Обратная связь

Умение общаться с не только с учениками, но и родителями, коллегами является важным качеством для каждого учителя.

Чтобы не тратить на это дни напролёт, вам нужно научиться говорить ясно и сжато. И окружающие будут ценить это.

Умение находить привлекательные образовательные ресурсы

Это очень важно для того, чтобы поддерживать в учащихся творческий интерес к вашему предмету.

Это значит, что часть своего времени вы должны потратить на поиск новых приложений, просмотр веб-страниц для профессионального вдохновения, подписаться на рассылку (RSS) тех интернет-ресурсов, которые вызывают у вас постоянный интерес.

Непрерывное самобучение

Вы должны понимать, что в наше время не можете знать слишком много. Посещайте семинары, мастер-классы, записывайтесь на вебинары, обращайтесь ко всему, что сделает вас лучше.

Умейте отдыхать

Учитель должен вовремя почувствовать, когда необходимо отсоединиться от социальных медиа и расслабиться.

Профессиональное выгорание учителя наступает раньше, чем он сам это замечает.

Необходимо вовремя остановиться. Тогда ваша полезность будет продолжаться дольше.

Научиться адаптации к новым условиям

Информационные доски в учительских не вмещают всё новых и новых указаний и директив. Находите самые лёгкие пути к преодолению разгула образовательного бюрократизма, если не удаётся с разгона их отвергнуть. Дети, их запросы и интересы тоже постоянно меняются.

Умение адаптироваться, наряду с терпением, является обязательным.

Учитель изначально — оптимист. Такой его настрой безусловно передаётся и детям.

Под ее руководством ученики с первого года обучения осваивают азы информационной грамотности.

Ее уроки можно назвать открытыми — на таком высоком профессиональном уровне они проходят. «Строгая, но справедливая», — так отзываются о ней ученики. Она легко находит с ними общий язык, понимает детские проблемы и одинаково любит каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого. Для нее главное — выявить самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, чтобы дети получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, четко осознавали свое место в жизни.

Алёна Владимировна поистине увлеченный человек. Её умелые руки и неиссякаемая энергия буквально творят чудеса. В кабинете, где занимаются ребята, по-домашнему уютно и комфортно, много цветов и необычных поделок, выполненных в разных техниках руками учеников.

Дорогие учителя, в преддверии профессионального праздника желаем вам творческих успехов, радости и душевной молодости от общения с миром детства, благодарных и способных учеников, крепкого здоровья и большого счастья!

Корр. «Трибуны».

Статья на тему: «Обучение младших школьников написанию отзыва о прочитанном художественном произведении» (Учитель начальных классов Павлова Н.М.)

Статья на тему: «Различные формы организации деятельности с одарёнными учащимися как условие формирования социально успешной личности» (Учитель начальных классов Попова В. Н.)

Статья на тему: «Роль семьи в воспитании ребенка» (Учитель начальных классов Шипилова С. В.)

Статья на тему: «Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе» (Учитель начальных классов Шаталова Л. Н.)

Классный час на тему: «Русский чай — залог здоровья» (Учитель начальных классов Труфанова Л. А.)

Статья на тему: «Организация групповой работы в начальной школе» (Учитель начальных классов Бессараб О. П.)

Статья на тему: «Мониторинг внеучебных достижений младших школьников» (Учитель начальных классов Бессараб О. П.)

Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД (Учитель начальных классов Шипилова С. В.)

  • Презентация

Психологические и теоретические основы формирования пластических навыков в освоении техники лепки на этнофольклорном материале (Учителя начальных классов Шаталова Л. Н. и Шипилова С. В.)

Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО (Учитель начальных классов Павлова Н. М.)

Тестовые задания для 4 класса по русскому языку по теме: «Глагол» (Учитель начальных классов Павлова Н. М.)

Разработка урока окружающего мира на тему: «Москва – столица нашей Родины. Заочная экскурсия по Москве» (Учитель начальных классов Назаренко С. И.)

Разработка урока математики в 3 классе на тему: «Цена, количество, стоимость» (Учитель начальных классов Ляхова О. В,)

Статья на тему: «Использование эффективных методов и приёмов, способствующих развитию навыков чтения» (Учитель начальных классов Бессараб О. П.)

Разработка урока русского языка на тему: «Корень слова. Однокоренные слова» (Учитель начальных классов Мухина А. К.)

Статья на тему: «Игра как средство воспитания» (Учитель начальных классов Савельева Е. Н.)

Сценарий праздника «День матери» (Учитель начальных классов Савельева Е. Н.)

Разработка презентации ко дню освобождения Старого Оскола. (Учитель начальных классов Митронина О. В.)

Родительское собрание на тему: «Законы жизни семьи, законы жизни класса» (Учитель начальных классов Митронина О. В.)

Разработка урока здоровья на тему: «Маленькие спасатель» (Учитель начальных классов Митронина О. В.)

Разработка классного часа на тему: «Знаем, помним и чтим» (Учитель начальных классов Павлова Н. М.)

Доклад на тему: «Формирование языковых компетенций в начальной школе» (Учитель начальных классов Павлова Н. М.)

Разработка буклета на тему: «Спорт — альтернатива пагубным привычкам» (Учитель начальных классов Бессараб О. П.)

Разработка классного часа на тему: «Расти здоровым» (Учитель начальных классов Лоленко Л.И.)

Разработка классного часа посвященного Дню Победы (Учитель начальных классов Лоленко Л. И.)

Разработка урока окружающего мира на тему: «Наша дружная семья» (Учитель начальных классов Ляхова О.В.)

Выступление на тему: «Формирование исследовательских умений у младших школьников на основе решений ситуативных заданий в процессе преподавания учебного предмета «Окружающий мир» (Учитель начальных классов Ляхова О. В.)

Формирование связной письменной речи (Учитель-логопед Ожерельева Т. И.)

Разработка урока русского языка на тему: «Имя прилагательное» (Учитель начальных классов Старикова Т. А.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *