9 заповедей блаженства

По данным всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире. И кому-то может показаться, что именно эту проблему освещал Соломон, сказав:

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (Притчи 4:23)

Что имел ввиду Соломон? Бегать по утрам и кушать овощи?

Однако если бы это было так, тогда эти слова противоречили бы другому месту из Писания, которое гласит, что «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим. 4:8).

Дело в том, что под сердцем в Библии подразумевается наш внутренний человек, характер, личность со всеми ее качествами.

О том, как это сердце беречь, как хранить его в чистоте и поговорим в этой статье.

Что говорил Иисус о чистоте сердца

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Св. Евангелие от Матфея 5:8)

Итак, мы знаем, что сердце — это наша личность со всеми ее качествами. Однако читая этот стих, возникает два вопроса.

  1. Как наша личность может быть чистой? (Ее что, стирать нужно?)
  2. И как это может быть связано со зрением, почему с нечистым зрением невозможно увидеть Бога? (Как мы знаем, от злобы диоптрии не зависят).

Иисус не зря упомянул чистоту. Дело в том, что согласно Моисееву закону физическая чистота имела важное значение при служении Богу. Нельзя было прикасаться к трупам и различным сквернам, дабы не стать нечистым. Фарисеи любили чистоту до маниакальности, и при любой возможности старались очиститься от грязи.

Однако все это имело лишь видимость праведности. Дело в том, что физическая чистота была лишь образом чистоты внутренней

18. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — 20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. (Св. Евангелие от Матфея 15:18-20)

Фарисеи и книжки ели чистыми руками, оставаясь при этом злыми, сребролюбивыми, гордыми и хулителями. Не стирать одежды и мыть тело призывал Ииисус, но избавляться от всех этих качеств и склонностей, если таковые у вас имеются.

18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание к Коринфянам 6:18,19)

Например, блуд — это несомненно одна из скверн, от которых необходимо избавиться. Павел объясняет это тем, что наши тела являются образными Храмами в которых живет Святой Дух. И как буквальный храм должен был быть церемониально чистым, дабы там пребывала благодать Божия, так и мы должны хранить себя в святости, чтобы Дух Божий мог пребывать в нем. Т.е. иметь чистое сердце — это, например, не блудить и не распаляться похотью.

Чистое сердце — это такое состояние нашего внутреннего мира, при котором мы духовно, мысленно пребываем в святости и благочестии и это непосредственно отражается на нашем поведении.

Бога узрят

Хорошо, мы поняли, что такое ЧИСТОЕ сердце. Чистое сердце — это такое состояние нашего внутреннего мира, при котором мы духовно, мысленно пребываем в святости и благочестии и это непосредственно отражается на нашем поведении. Но как это влияет на то, узрим мы Бога или нет?

Еще раз повторюсь:

  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Св. Евангелие от Матфея 5:8)
  • Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Послание к Евреям 12:14)

Неужели все грешники очкарики? И в баре, и в церкви количество людей в очках пропорционально одинаково. Как же понимать Иисуса?

Давайте рассмотрим эту историю по порядку.

На самом деле в Библейской истории были такие случаи, когда грешники слепли буквально.

Такое случилось в Содоме и Гоморре. Похотливые жители города хотели изнасиловать Ангелов Божьих, за что те поразили их слепотою.

Ангелы вывели из Содома праведного Лота и его семью, а те города Бог уничтожил.

Значит ли это, что Бог будет слепить и грешников современных? Буквально — нет.

Иисус сказал: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Св. Евангелие от Иоанна 9:39)

Эти слова нельзя понимать буквально. Господь говорил здесь об исполнении пророчества Исаии

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Исаия 29:13-14 13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Давайте разберем это пророчество более подробно.

  • Почему Господь называет Израиль народом Гоморрским и князьями Содомскими? Он ничего не перепутал, он просто сравнивает свой неверный народ с теми нечистыми похотливыми жителями.Содом и Гоморра — служат образом.
  • Обратите внимание, что Израиль обвиняется в том, что «сердце их далеко отстоит». Т.е. несомненно здесь речь о нечистом сердце.
  • Но что с ними случилось дальше? «Мудрость мудрецов погибнет и разума у разумных не станет» — именно от разума, а не от буквальных глаз зависит, «Увидим мы Бога или нет».

Теперь мы знаем, что Иисус, говоря, что только чистые сердцем Бога узрят, имел ввиду, что только у таких будет возможность познать Бога и истину. А грешники духовно ослепнут. Именно из-за своей гнилой натуры фарисеи не увидели в Иисусе Божьего сына. Именно потому что был с нечистым сердцем, т.е. вором, Иуда не увидел в Христе Миссию.

Пророчество о последних дня

24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Св. Евангелие от Матфея 24:24)

О чем этот стих? О том, что «чистые сердцем» узрят кто истинный пророк, а кто лжепророк, а нечестивцы поверят этим сатанинским выродкам.

А вот еще стих об этом:

10. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Даниил 12:10)

И еще

11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (Второе послание к Фессалоникийцам 2:11,12)

Израильтяне шли по пустыне два месяца. Они пришли на гору Синай.

Исход 19:1

Моисей взошел на гору. Иисус Христос говорил с ним. Иисус велел Моисею рас-сказать Израильтянам о том, как они были благословлены. Иисус вывел их из Египта. Он сказал, что люди должны слушаться Его заповедей. Он благословит их.

Исход 19:3–6; 3 Нефий 15:5

Моисей спустился с горы. Он рассказал людям о том, что велел ему Иисус. Люди обещали слушаться. Они будут делать то, что сказал Иисус. И тогда Иисус благо-словит их.

Исход 19:7–8

Иисус хотел, чтобы Израильтяне слышали Его голос. Моисей велел им стать у подножия горы. Гора называлась Синай.

Исход 19:1, 9–17

Облако дыма окутало гору. Иисус был в облаке. Гора содрогнулась. Иисус загово-рил с народом.

Исход 19:16–25; 20:22

Иисус Христос рассказал людям о десяти заповедях. Иисус изрек:

  1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

  2. Не делай себе кумира.

  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его.

  5. Почитай отца твоего и мать твою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Исход 20:1–17

Люди слышали голос Иисуса Христа. Они испугались. Они не хотели, чтобы Иисус говорил с ними. Они хотели, чтобы Он говорил с Моисеем. Потом Моисей передаст им Его слова. Моисей снова поднялся на гору Синай. Иисус дал людям и другие заповеди.

Исход 20:18–26; 21–23

Моисей велел Аарону и двум его сыновьям подняться на гору. Он также велел подняться 70 старейшинам. Люди взошли на гору. Они увидели Иисуса.

Исход 24:1–11

Иисус повелел Моисею подняться выше на гору. Иисус написал заповеди на камне Своим перстом. Иисус дал заповеди Моисею.

Иисус Христос ходил по всей Галилее, исцелял людей и проповедовал им Евангелие Царства Божия, чтобы исцелить не только тело, но и душу их. Об Иисусе прошел слух по всем окрестностям, и много людей следовало за ним.

Увидев множество народа, Он поднялся на гору и сел, чтобы учить своих учеников и народ. Многие думали, что главное — это здоровье, и поэтому приходили исцеляться. Но Христос учил совсем другому.

Ветхозаветные десять заповедей — это закон, удерживающий людей от греховных дел. А Новый Завет — это закон Божественной любви и благодати, показывающий, как можно стать духовно здоровым человеком, достигнуть святости. Здесь Сам Бог спустился на землю и воплотился в человека. Он Сам исполнил этот закон и дал благодатную силу своим последователям исполнять его. (Мф.5;17)

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14;6). Так говорит Христос, который проложил нам путь в Небесное Царство. И все христиане должны следовать этим Путем, взяв свой крест.

Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание

Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.

Христианство призывает людей к счастью. С христианской точки зрения счастье — это приобретение духовных свойств, подобных Богу. Счастье — это Царство Божие внутри нас. Значит, смысл христианской жизни состоит в уподоблении Богу, в стяжании Духа Святого.

Глава 5

После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).

«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)

Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:

  • Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
  • Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
  • Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
  • Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).

Глава 6

  • Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).

  • Господь дает нам молитву «Отче наш».

Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).

  • «Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.

  • «Не можете служить Богу и маммоне».

Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)

Глава 7

  • «Не судите, да не судимы будете».

Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)

  • «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7;7-12)

Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)

Вопросы и задания:

  1. Вспомните заповеди, которые Господь дал людям через пророка Моисея. Как они иначе называются?
  2. Что означает слово «лествица»?
  3. Какую «лествицу добродетелей» указал нам Иисус Христос?
  4. Что такое «блаженство»? Как вы понимаете это слово?
  5. Почему заповеди, данные Иисусом Христом, получили название Заповедей Блаженств?
  6. На каком церковном Богослужении поются Заповеди Блаженств?
  7. Почему Иисус Христос назвал Себя виноградной лозой, а апостолов ветвями этой лозы?

Предыдущий урок | Оглавление | Следующий урок

Вступление

Недавно мы с женой были в театре. Хорошие спектакли бывают не часто, потому что цели и задачи театра в настоящее время несколько изменились. Раньше искусство и культура связаны были с религией и имели воспитательное значение. Целью искусства была помощь душе человека.

Сейчас искусство, по сути дела, превратилось в шоу-бизнес, целью которого является зарабатывание денег. А для этого не надо ставить высокие цели и задачи. Наоборот, нужно потакать вкусам и желаниям публики. Человек – существо, устроенное достаточно просто: удовлетворение двух главных инстинктов – инстинкта продолжения рода и инстинкта самосохранения – дает ему максимальное удовольствие. Поэтому практически в каждом спектакле наблюдаются классические варианты современного шоу-бизнеса – сцены секса и насилия.

Помню, как известный сатирик пересказывал свой диалог с продюсером по поводу спектакля, который тот хотел поставить. Продюсер, просмотрев материал, заявил, что спектакль, конечно, интересный, но ему не хватает пошлости. Когда сатирик удивленно спросил: «А для чего нужна пошлость?», продюсер ответил: «В противном случае народ на спектакль не пойдет».

Пошлость – это максимальное приземление вкуса. Это сведение к инстинктам всего того, что подается на сцене. А поскольку удовлетворение инстинктов всегда вызывает положительные эмоции, то, потакая инстинктам человека, можно гарантированно зарабатывать деньги. Поэтому на сцене обязательно должна быть пошлость, должны быть сексуальные сцены, должно быть насилие, то есть жесткие конфликты, неожиданные повороты сюжета, крики, смерть и прочая атрибутика, помогающая увеличивать доходы.

Посещая очередной спектакль, мы с женой часто уходим, не дожидаясь антракта, или сразу же после первого действия. Спектакль, который мы с женой смотрели в этот раз, не был похож на большинство тех, которые сейчас ставят в театрах. Сюжет несложный: популярный поэт, хорошо обеспеченный, живет со своей женой в городской квартире. У них трое детей, и на внешнем уровне все великолепно. Но с ним вдруг что-то происходит, в его жизни наступает кризис, и он уезжает на дачу. Поэт не хочет видеться с женой и объявляет ей о том, что расходится с ней. Но другой женщины у него, по-видимому, нет. Жена искренне не понимает, в чем дело, что́ случилось с ее мужем, который ни с кем не хочет общаться.

Близится Новый год, к ним в гости приезжают дети – благополучные молодые люди. Несмотря на то, что они ведут себя по-разному, в их поведении прослеживается одинаковая тенденция.

Старший сын поэта говорит о высоком, о красивом, о том, как надо правильно себя вести. Но вот он берет трубку телефона и начинает разговаривать со своей женой, мягко и даже застенчиво. А потом вдруг, ни с того ни с сего, он раздражается и срывается на крик, на обвинения. Непонятно, почему он так себя ведет, в этом есть какая-то загадка. Возникает интрига, которая должна разрешиться в конце спектакля.

Постепенно я начинаю понимать, что́ хотел донести до зрителей режиссер. Он поднимает очень важную тему: у людей проблемы с общением. В спектакле показаны люди умные, современные, хорошо воспитанные. Но судя по тому, как они общаются, у каждого в душе есть какая-то серьезная проблема, которую они не могут преодолеть. В первую очередь эта проблема присутствует в душе их отца.

Со стороны это выглядит как кризис творчества и кризис возраста. Поэт говорит, что его творчество бессмысленно, что он ничего в жизни не добился. Получается, что всю жизнь он шел к ложным маякам. У каждого человека бывает кризисный период и в жизни, и в творчестве. Но здесь, судя по всему, дело не только в этом.

Вдумываясь в смысл спектакля, я понимаю, что речь идет об определенной несостоятельности идей, которым следовал в жизни главный герой. Мировоззрение отца унаследовали все его дети, и несовершенство его взглядов на мир отразилось на их судьбе (как выясняется, не особенно счастливой) и повлияло на их характер и поведение.

В первую очередь обращает на себя внимание то, что старший сын поэта, будучи талантливым архитектором, проектирует и строит свинарники. Его первоначальное идеалистическое представление о жизни разрушено, оно не соответствует реальной жизни. Дочь, у которой вроде бы все в жизни благополучно, почему-то не замужем, – она не в состоянии выстроить отношения с мужчиной. Еще один сын – ветреный, легкомысленный: едва познакомившись с девушкой, он тут же скоропалительно женится на ней.

У каждого из детей поэта есть какая-то своя проблема, но всех их объединяет одно: красивая картина мира, которую они себе нарисовали, начинает рассыпаться, и жизнь демонстрирует им реальное положение вещей. Все возвышенные и прекрасные образы, которые были созданы поэтом, востребованы публикой и принесли ему славу, в реальности оказываются ложными маяками.

Я пытаюсь увидеть в спектакле ответ на поставленные вопросы. Этот ответ состоит в том, что любовь к ближнему, тепло в общении с близкими людьми важнее любых идеалистических схем. Главный герой, поняв это, преодолевает кризис, и начинается новый этап в его творчестве.

Концепция спектакля показалась мне довольно интересной. Неслучайно его режиссер получил признание за границей. Суть спектакля в том, что в стиле общения человека отражаются те философские и религиозные концепции, которые лежат в основе его картины мира, в основе его судьбы, характера и поведения.

Идеалистическому мировоззрению приходит конец, – вероятно, именно об этом хотели сказать автор пьесы и режиссер.

У злого человека нет будущего

После новогоднего семинара я получил короткое письмо от читательницы.

Добрый день, Сергей Николаевич!

На семинаре Вы сказали, что в ближайшее время свыше будут уничтожать самых порядочных людей. Не могли бы Вы объяснить подробнее, что Вы имели в виду?

Мы привыкли к линейному мышлению и обычно мыслим крайностями: либо «да», либо «нет». Пока нам еще сложно соединить противоположности, увидеть любой процесс как совокупность и положительных, и отрицательных моментов. Человек недоумевает: если приход того, что в Библии называется Царствием Небесным, приведет к тому, что будут истреблены самые порядочные люди, – к чему же тогда стремиться? Что такое добро и что такое зло?

Порядочные люди будут выживать, они будут защищены свыше; и в то же время, порядочные люди свыше будут уничтожаться. Казалось бы, сложно объединить два противоположных взгляда на одну и ту же ситуацию. Но если вдуматься, все выглядит достаточно просто: мало шансов выжить будет у тех, кто гордится своей порядочностью. У тех, для кого порядочность – это средство возвышения над другими людьми. У тех, кто, считая порядочность высшей ценностью, будет презирать и осуждать людей непорядочных.

Мы привыкли говорить о том, что материальные блага – деньги, квартира, машина, дача – могут увести человека от Бога. Об этом написано и в Библии: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Мы привыкли возвеличивать духовное и пренебрежительно относиться к материальному. Не одно тысячелетие духовность считалась благом, духовность ассоциировалась с нравственностью. Духовным считался человек, который читал Священные книги, который был умнее, дальновиднее, справедливее тех, кто зависели от денег, от материальных благ. Злом считалось поклонение материальному и связанные с этим эгоизм, агрессивность и безнравственность. Когда я начинал заниматься своими исследованиями, я писал о том, что источником греха является привязанность к земным ценностям, имея в виду материальные ценности.

Мы привычно считаем, что стремление к духовному – это и есть образ жизни верующего человека. Религия говорит о важности духовной жизни, об ограничении наших желаний в плане еды, секса, стремления к деньгам. Религия учит альтруизму и единению.

Духовность всегда помогала освободиться от пут материального. Духовный человек мог выстоять в бою, умел жертвовать, не боялся смерти. А тот, кто поклонялся материальному благополучию, своему телу, своим желаниям, всегда оказывался слабее, всегда проигрывал в жизненном соревновании.

Вспомним один из первых тестов в истории, который описан в Библии. Бог, обращаясь к военачальнику, учит его, как из десяти тысяч воинов отобрать триста человек, которые впоследствии победят противника.

После длительного похода воинов нужно подвести к реке и наблюдать за тем, как они будут пить. Те, кто будут пить с достоинством, не спеша, – это люди, которые не поклоняются телу и желаниям. У них силен дух, они победят в бою. А те, кто станут пить жадно, как животные, – у этих людей победить противника не получится. При первой же серьезной опасности они могут сдаться или убежать. Из десяти тысяч человек таким образом были отобраны триста, и они действительно победили.

Сила духа помогает людям совершать чудеса, и духовность всегда воспринималась как благо. Духовные ценности в человеческом понимании – это ценности, намного более высокие и масштабные, чем материальные. Духовные ценности необходимы для нашего развития.

А с точки зрения Божественной, духовность – это такое же благо, как и материальные ценности, и человек может поклоняться не только материальным ценностям, но и духовным. Зависимость от духовных ценностей может сделать человека снаружи справедливым, более сильным, более волевым, а внутри – безжалостным, презирающим других и мечтающим о своем возвышении над ними. Это происходит не сразу, но рано или поздно поклонение духовности приводит к разрушению души человека. Ведь высшее духовное существо – это дьявол.

Вопросы читателю

Недавно я получил очень показательное письмо. Его написал один молодой человек.

По профессии я детский массажист.

Приключилась со мной такая странная вещь… Несколько лет назад, находясь на работе, я вел ребенка на массаж. Когда мы уже подходили к кабинету, у меня в воображении вдруг стали рисоваться картинки, как будто я хочу убить этого ребенка… Это было настолько ясно и четко, что я ощутил, будто это и впрямь произошло. Я остановился с перепугу, у меня в душе началась паника. Первые несколько минут не мог прийти в себя. В голове возникло ощущение раздвоенности, как будто я стал через какой-то стеклянный шар воспринимать мир и себя.

Первое время после этого я чувствовал себя как овощ, мне не хотелось жить. Не было никаких положительных эмоций вообще, все, что радовало меня до этого, перестало радовать. Результатом этого видения явилось то, что когда я общаюсь с кем-либо, со мной иногда снова происходит что-то подобное, а также бывают агрессивные действия в адрес собеседника (могу ударить и т.д.). Это может быть во время общения и с моими близкими, и с посторонними мне людьми.

Я, конечно, стараюсь отгонять эту гадость. После этого часто бывают мысли о суициде. Я перестал смотреть телевизор, фильмы с насилием, стал фильтровать их. Потому что моменты, когда в кадре или в новостях показывали убийц или насильников, вызывали у меня страх и панику. В голову приходило, что если меня посещают такие мысли и видения, то, может, я такой же.

В 21 год я начал заниматься эзотерикой. У меня были проблемы с сердцем и позвоночником. Поначалу мотивом было просто здоровье, а потом меня заинтриговали всевозможные техники, раскрывающие сверхвозможности. Романтика, жажда познания всего нового.

В 15 лет я первый раз задал себе вопросы: «Для чего я живу, вообще? Кто я и что я?» Но ответа не нашел. А тут люди говорят о духовном росте, о просветлении и все такое. Однажды я узнаю, что в краевой центр с семинаром приезжает лидер одной из эзотерических школ. Я от восторга летал, стал ездить на семинары. Мало того, что там обещали здоровье, так еще и духовный рост.

Ну а когда я стал обучаться там, мой снобизм стал зашкаливать конкретно. В общем, первым мотивом было здоровье, потом я услышал, что цели надо ставить высокие, и поставил цель: духовное просветление. Меня очень привлекали техники целительного воздействия на себя, на других людей, я все-таки медик. Мечтал стать целителем…

Сейчас я вспоминаю, что уже тогда свысока стал смотреть на людей. Мол, ваша жизнь предсказуема, скучна, вы – серость, а я о таких вещах знаю!

Меня стали раздражать все люди – мол, почему это они мне все время мешают идти к «духовному просветлению», никак не оставят меня в покое, все время чего-то от меня хотят, не слушают меня.

Я стал склонен к одиночеству, желал, чтобы меня все оставили в покое и никто не трогал, не мешал «просветляться». Стала появляться критика людей и событий. Если я был в компании, то старался показать свою исключительность. Страха будущего тогда не было, потому что я считал, что могу все, а Бог где-то далеко, и мы Его не интересуем. Страх за будущее стал появляться тогда, когда начались мои проблемы, уже в 25 лет, когда и произошло со мной это ЧП. Возник вопрос: как с этим жить и как от этого избавляться?

В 31 год моя девушка показала мне видеоролик – небольшой отрезок из Вашего семинара. Она читала Ваши книги. Этот отрывок очень врезался мне в память. Речь шла о гневе, нелюбви к Богу и о тех последствиях, которые могут быть. После этого я решил порвать с эзотерикой. Где-то в глубине души я склоняюсь к тому, что увлечение ею могло послужить причиной того, что со мной происходит. Некоторые техники я, конечно, применяю иногда, в основном дыхательные.

После первой Вашей книги я стал молиться. Стало немного легче, но бывают обострения: начинают снова лезть гадкие мысли, а в голове ощущение, что плавятся мозги.

Вот в этой борьбе я живу уже 8 лет. Основное, чего я боюсь, – чтобы это не вылилось в действие, есть страх причинить кому-то вред. Все усложняет тот факт, что я работаю с детьми. Из-за этого стресса я боюсь заводить семью. От постоянных переживаний начались проблемы со здоровьем.

Нынешнее мое состояние: стал вспыльчивым, особенно когда ругаюсь с девушкой. Она говорит, что я тиран. Раньше очень вспыхивал, когда ругались с мамой. Помню, пару раз у меня прямо было ощущение помутнения и вспышка в глазах от гнева, когда я по телефону просил ее что-то для меня сделать. Мама любит, не разобравшись, сказать «нет», и это очень сильно раздражает.

Часто бывает печаль, депрессия. Еще бывают странные ощущения перегрузки в голове. Я очень люблю книги, но в книжных магазинах начинает кружиться голова, я становлюсь как пьяный. Ощущение истощения психики и сильного утомления, плохо сплю.

Да еще и мои непонятные «картинки». Позавчера во время работы с одной пациенткой, 6-месячной девочкой, проскочила страшная картинка… Уже два дня у меня внутри страх и переживание по этому поводу. После этого я и решил Вам написать. Вчера очень страшно было идти к детям. Весь сеанс был в напряжении и про себя читал все молитвы, которые помню.

Никак не могу понять, с чем это связано. Прошу Вас помочь мне разобраться. Заранее спасибо!

Я предложил молодому человеку ответить на ряд вопросов и написал, что отвечать на каждый вопрос не обязательно, – нужно попробовать ответить на все вопросы сразу, правильно выстроив систему приоритетов.

Вот эти вопросы.

1) Почему в Библии очень жесткое отношение к гадалкам, прорицателям, астрологам, «вызывателям мертвых»?

2) В конце XIX века было массовое увлечение оккультизмом, в том числе спиритизмом. Почему те, кто увлекались общением с душами умерших, часто сходили с ума?

3) У болгарской провидицы Ванги судьба сначала отняла зрение, потом – возможность иметь детей. То есть инстинкты самосохранения и продолжения рода у нее были достаточно жестко заблокированы. И только после этого она стала получать информацию из потустороннего мира. Почему Ванге нужно было получить такие несчастья, для того чтобы стать ясновидящей?

4) В книге Е. П. Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана» описана встреча с раджа-йогом – человеком с невероятными способностями. Одному человеку, который хотел пойти по пути развития сверхспособностей, раджа-йог сказал: «Для того, кто был женат, занимался сексом, имеет детей, дорога к этим практикам закрыта». Почему он дал такой ответ?

5) Первые ясновидящие были сновидящими. Информация о будущем (и не только) приходила к ним во сне. В чем смысл этого механизма?

6) В биографии Эдгара Кейси был очень любопытный эпизод. Когда он погружался в гипнотический сон, обычно ему задавали вопросы о здоровье и о будущем. А однажды его попросили назвать выигрышные номера американской лотереи. Он назвал их.

Проснулся он с сильной головной болью. Поинтересовался, что́ произошло, и когда ему рассказали, попросил больше таких экспериментов не повторять. Названными Кейси номерами никто не воспользовался, поскольку ему не поверили. Но лотерейные билеты с этими номерами, действительно, оказались выигрышными.

Другой случай произошел с известным экстрасенсом Ури Геллером. Будучи в казино, он в какой-то момент решил воспользоваться своим даром ви́дения будущего и выиграл в рулетку огромную сумму. Сложив выигранные деньги в сумку, он поехал домой. В дороге у него началась головная боль, которая усиливалась и вскоре стала нестерпимой. Экстрасенс понял, что это связано с его поведением в казино. Тогда он выбросил сумку с деньгами в окно автомобиля. После этого боль сразу прекратилась.

Как можно объяснить эти два эпизода?

7) У человека, как и у животных, мозг состоит из двух полушарий. Назначение левого полушария – логическое осмысление мира, правого – образное, чувственное восприятие. Зачем нужно такое разделение?

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 4, ст. 25; глава 5, ст. 1 — 13.

4:25. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

5:1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

5:2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

5:3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

5:4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5:5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

5:6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5:7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

5:8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

5:9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

5:10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

5:11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

5:12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

5:13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

(Мф. 4, 25–5, 13)

Сегодняшние слова Евангелия, дорогие братья и сестры, представляют собой начало Нагорной проповеди Спасителя, изложение которой евангелист Матфей открывает так: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их (Мф. 5.1).

В греческом языке фраза отверзши уста имеет несколько значений: во-первых, величественное, торжественное высказывание, а во-вторых, слова, исходящие из глубины сердца, раскрывающие сокровенные мысли, когда между оратором и слушателями нет никаких барьеров. И здесь уже само употребление этой фразы указывает на то, что предметом Нагорной проповеди было не какое-то случайное учение, а торжественное и важное изложение глубинных откровений Сына Божия.

Святитель Иоанн Златоуст также замечает, что «прибавлено: отверз уста Свои Чтобы ты познал, что Он учил даже и тогда, когда молчал, не только – когда говорил; учил, то отверзая уста Свои, то вещая делами Своими».

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3). Рассуждая о первом блаженстве, святитель Хроматий Аквилейский пишет: «Блаженны те, кто, презрев богатства мира и отвергнув мирское имущество, чтобы стать богатыми в Боге, захотели стать бедными в мире. Хотя миру они кажутся бедными, но для Бога они богаты; они терпят нужду в мире, но богаты для Христа».

Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5,4). Под плачущими, отцы Церкви в большинстве своем понимали скорбящих о своих грехах и грехах ближних, что приводит к покаянию, а значит, к духовной радости.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5). Блаженный Августин понимает под кроткими тех, «кто уступают нечестивым и не противятся злу, но побеждают зло добром. Поэтому далекие от кротости спорят и сражаются за земные и преходящие вещи. Блаженны же кроткие, ибо они наследуют землю, с которой не могут быть изгнаны», то есть землю Царства Божия.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). Алкать и жаждать правды – значит стремиться к правде Божией, искать ее и чувствовать потребность творить дела этой правды.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Блаженный Иероним замечает: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого».

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8). В данных словах речь идет о тех, кто с чистым разумом и безупречной совестью живет в вере в Бога, то есть, по слову преподобного Серафима Саровского, «хранит сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений».

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Усыновляет Господь тех, кто прекратил внутреннюю брань, то есть подчинил тело духу, и тех, кто водворяет мир и в других, живущих в раздоре.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10). Правда – это всякая добродетель Христа ради, которая всегда противна миру греховному и порочному.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5, 11). Блаженный Феофилакт, размышляя о данных словах, пишет, что «не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном». И эти слова Господь обратил к тем, кто в будущем должен был претерпеть за Него страдания и смерть.

Во всех этих блаженствах нет глаголов, а только краткие причастия. Это особенность еврейского языка книг Ветхого Завета, когда речь идет не просто об утверждении, а о восклицании. И это крайне важно, так как из этого следует, дорогие братья и сестры, что блаженства – это не просто надежды на будущее счастье, а реальное состояние учеников Христовых уже здесь и сейчас. То, к чему мы с вами должны стремиться. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *