Александр архангельский биография

Биография

Александр Архангельский — писатель и литературный критик, представитель российской интеллигенции, телеведущий и аналитик, которого часто привлекают к участию в телепередачах в качестве гостя и эксперта. Он выпускал на телевидении документальные фильмы и участвовал в создании различных программ. На счету автора также литературные произведения: повести, стихи, научные исследования.

Детство и юность

Александр Архангельский родился в Москве 27 апреля 1962 года. По национальности он русский, но среди предков писателя были греки. Маленький Саша рос без отца. Воспитанием мальчика занималась мама, работавшая машинисткой на радио.

Опубликовано Александром Архангельским Суббота, 11 марта 2017 г. Журналист Александр Архангельский

Склонность к интеллектуальной деятельности Архангельский продемонстрировал уже в школе, когда по гуманитарным предметам получал отличные оценки. Математика не вызывала у него интереса, поэтому уравнения и теоремы быстро оказались заброшены.

Однажды, придя записываться в творческую секцию Дворца пионеров, Саша узнал о существовании литературного кружка и стал его завсегдатаем. Отчасти юношеское увлечение повлияло на выбор, который Архангельский сделал, поступая в институт. Он стал студентом факультета русского языка и литературы педагогического вуза. Но быть преподавателем Александр не хотел.

Журналистика

Уже на 1-м курсе он начал подрабатывать в литературном кружке Дома пионеров и последующие 4 года руководил секцией. Затем пробовал силы в детской редакции «Пионерской Зорьки», выпускаемой Гостелерадио СССР. Среди коллег пенсионного возраста молодому человеку было дискомфортно. Увольняясь спустя 9 месяцев, публицист уже знал, к чему лежит душа.

Опубликовано Александром Архангельским Суббота, 10 августа 2019 г. Мариэтта Чудакова и Александр Архангельский в 1992 году

Он получил должность старшего редактора в журнале «Дружба народов», что на тот момент казалось автору большой удачей и карьерной вершиной. Отправляясь в командировки в страны СНГ, Александр впервые увидел, как живет молодежь в других краях. Чувствуя накаленную политическую обстановку и смелые лозунги, он ощущал, что принадлежит эпохе перемен.

Следующей должностью в его биографии оказалась позиция научного консультанта в журнале «Вопросы философии». Работая публицистом, Архангельский продолжал обучение и прошел стажировку сначала в Бременском университете, а затем в Свободном университете в Берлине.

7 неизвестных фактов о Василии Шукшине

После этого он получил приглашение выступить с лекциями в Женевском университете. В России его ждали в качестве преподавателя истории культуры в столичной консерватории им. П. И. Чайковского.

Архангельский быстро зарекомендовал себя как эксперта и получил приглашение на пост обозревателя и замредактора в «Известия». Параллельно он выступал колумнистом издания «Профиль». Автор также издавал статьи в «Независимой газете» и «Литературной газете», писал материалы в «Новый мир» и «Знамя». В этот момент стартовала и телевизионная карьера писателя.

Книги

В 1991 году Александр Архангельский стал членом Союза писателей. В числе книг, принадлежащих его авторству: «Герои Пушкина. Очерки литературной характерологии», «У парадного подъезда», «Александр I» и другие. Некоторые издания переведены на иностранные языки и популярны за границей. Статьи, написанные публицистом для СМИ, вошли в сборники «Политкоррекция» и «Гуманитарная политика».

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Dec 10, 2018 at 7:44am PST

Писатель Александр Архангельский

Материалы, которые автор создавал для колонки сайта «РИА-Новости», послужили основой книги «Страшные фОшЫсты и жуткие жЫды», вышедшей в 2008-м. Темы, о которых писатель дискутировал в телестудиях, нашли отклик в книге «Тем временем», опубликованной в 2009-м.

Архангельский выступает и в образе лирика. Его авторству принадлежат стихи, а также повесть «1962. Послание к Тимофею». Произведение, изданное в 2007-м, было посвящено сыну писателя и получило премию в области литературы как лучшее произведение года, написанное журналистом. Роман «Музей революции» стал лауреатом премии «Книга года» в 2013 году.

7 фактов о Пушкине, которых вы точно не знали

Александр Архангельский любит классическую литературу, и в числе писателей, вдохновлявших его, был Борис Пастернак. Знакомство с Дмитрием Журавлевым также повлияло на публициста: ему были презентованы авторские рукописи. Особое место в жизни Архангельского занимало творчество Пушкина.

Писатель уверен, что литература является связующим звеном между познанием, практикой и эмоциональной сферой. Считая этот предмет особенно важным для изучения, автор разработал учебник для 10-го класса.

Телевидение

Параллельно с литературной деятельностью Архангельский реализовался и в области телевидения. Его первый авторский проект носил название «Против течения» и выходил на канале РТР.

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Nov 29, 2018 at 2:42am PST

Борис Гребенщиков и Александр Архангельский

Затем он выступал в роли ведущего передачи «Хронограф», а в 2002-м получил приглашение к созданию программы «Тем временем» на канале «Культура». Последняя носит характер информационно-аналитического обзора и охватывает сферы культуры, политики и экономики.

«Тем временем» принесла Архангельскому награду 4-го Всероссийского конкурса работников СМИ. Он также неоднократно удостаивался статуэтки ТЭФИ. В 2007-м ведущего приняли в члены Академии российского телевидения. Заслуги в этой области были поощрены орденом Дружбы, который публицисту в 2013 году вручил президент РФ.

5 самых страшных пожаров в истории современной России

В карьере Александра Архангельского было несколько уникальных документальных лент, в числе которых: «Фабрика памяти: Крупнейшие библиотеки мира», «Интеллигент. Виссарион Белинский», «Изгнанник. Александр Герцен» и другие.

Особого внимания заслуживает лента «Жара», освещающая события 1970–1980-х годов. Картина описывает исторические события, восприятие церкви народом, отношение христиан, ученых и представителей интеллигенции к религии.

Личная жизнь

Александр Архангельский оказался успешен в карьере, творчестве и личной жизни. Он дважды был женат. С первой супругой Юлией они сошлись на почве общих интересов. Работа девушки была связана с церковью. Жена подарила писателю двух детей: сына Тимофея и дочь Елизавету. Первенец Архангельского сейчас преподает в высшей школе экономики, а дочка работает в новостном агентстве.

Во второй брак Александр вступил с журналисткой Марией Божович. В их союзе появились на свет дочь Софья и сын Тихон. Архангельский поддерживает теплые отношения со всеми детьми, предоставляя им свободу выбора профессии, вероисповедания и интересов.

View this post on Instagram

A post shared by Александр Архангельский (@arkharkh) on Dec 1, 2018 at 3:06am PST

Стоит отметить особое отношение писателя к религии. Он рос в семье атеистов, поэтому самостоятельно сформировал взгляды по этому вопросу в сознательном возрасте. Публицист принял крещение в 1981 году. Тема церкви периодически фигурирует в различных проектах автора.

У писателя есть профиль в сети «Фейсбук», где можно ознакомиться с его авторской точкой зрения на актуальные события современности, увидеть личные фото и обменяться комментариями.

Александр Архангельский сейчас

Александр Архангельский завоевал авторитет в широких кругах литературных деятелей и творческой интеллигенции. В 2019 году он выступил сопредседателем оргкомитета премии «Просветитель». Публицист и литературный критик участвовал в отборе произведений, заявленных для участия в конкурсе.

Писатель и публицист Александр Архангельский рассказал о новом типе героя и «веществе обыденности».

Как придумывался и писался роман?

Несколько лет назад мне привиделась такая завязка сюжета: на фотографии, приложенной к милицейской квитанции о штрафе, жена видит в машине мужа неизвестную девушку и начинает собственное расследование… Кроме того, я долгие годы наблюдал за людьми из слоя несостоявшегося крупного бизнеса, думал о том, что именно через них проявляются какие-то важные современные, непроговоренные в литературе вещи. И я понял, что роман об этом

Интервью: Рон Перлман
Интервью: Эндрю Стэнтон
Интервью: Джеймс Дин Бредфилд

надо писать именно сейчас: через пять-шесть лет о таком типе героя, как Степан Абгарович, не напишешь — он уйдет в прошлое, сдвинется на обочину.

Жестокая мистификация Степана Абгаровича — характерная черта «нулевых» годов?

Я бы разделил здесь две вещи. Первая — семья. Здесь все связано с тем, что я сегодня вижу вокруг: внутреннее ожесточение, охлаждение людей друг к другу. Но при этом — всеаки желание быть вместе… С другой стороны, никто из нас ведь не собирается разыгрывать своих близких так, как это сделал Степан Абгарович (хотя в мире бизнеса случаются жестокие розыгрыши, мы это знаем). Вся беда в том, что мы сегодня мыслим проектами, планами. И это может быть путь к успеху во внешней жизни, а может быть путь к психологической катастрофе. Потом мы спохватываемся — «что ж наделали!» — но уже поздно…

В вашем романе, на вкус ценителей крутых сюжетов, не происходит чего-то совсем уж сверхъестественного. «Вещество обыденности», «скучная, но прочная жизнь» — насколько это стало приметой современной жизни и литературы?

Для литературы, мне кажется, это не вполне характерно — ее сейчас массово понесло в готическом направлении, в мистику, притом дурного свойства. Мне это, честно говоря, не очень нравится: думаю, свою роковую роль здесь сыграло и кино, и ощущение жизни как чересчур прагматичного процесса. Современные люди, особенно молодежь, стремятся выскочить за пределы этой прагматики. Я же считаю, что лучше никуда не прыгать,а спокойно идти вперед. А вот для жизни это «вещество обыденности» очень важно. Если мы его разрушим, разменяем, то и жизни-то, собственно говоря, не останется. На этом все держится.

Интервью: Рон Перлман
Интервью: Эндрю Стэнтон
Интервью: Джеймс Дин Бредфилд

Чтобы жизнь не была обесточена

— Вы написали книгу «1962. Послание к Тимофею», где в форме обращения к сыну говорите о корнях и переплетении личной и мировой истории. Сегодня все больше людей пытаются воссоздавать свою родословную, вешают на стену пожелтевшие фотографии предков… Откуда это стремление отыскать корни?

— Когда маленьким детям не хватает витаминов, они начинают инстинктивно есть мел, золу, листья. Сегодня одновременно у огромного количества людей возникло чувство оборванных связей. У кого-то это связи ближайшего круга, и, чтобы восстановить их, люди идут в «Одноклассники», а у кого-то — связи в истории, когда остро ощущается собственная разорванность во времени. И нашему социальному организму срочно нужны витамины.

— А почему «разорванность во времени» не чувствовали, скажем, наши родители?

— Они жили плотнее, участвовали вместе во всем: от быта до каких-то политических действий. Я не говорю, хорошо это или плохо, но так было. Мы живем разрозненно. К тому же ускорилось историческое время. Вокруг все стремительно меняется: технологии, языковые нормы, социальный опыт. От быстрых перемен действительности нас разносит, разрывает на части. Между разными поколениями сейчас не конфликт, а отсутствие связок.

Конфликт — вещь нормальная, когда внутри одного пространства люди сталкиваются — плечами, лбами, а потом либо примиряются, либо объявляют друг другу войну. Страшно — проскальзывать друг около друга без возможности зацепиться. Мы вступили в мир, где самое сложное — доказать реальность существования самых простых вещей: таких, как память, преемственность, они превратились в абстракцию. И, видимо, потому у огромного количества людей возникает почти физиологическое чувство, что без восстановления хотя бы воображаемой корневой системы нас разнесет и разорвет окончательно.

— Все, о чем вы говорите, происходит именно из-за технического прогресса?

— Технические открытия следуют за нашими внутренними проблемами. Сегодня мы живем в мире, который теряет чувство границ, географических и политических, а вместе с этим и исторических. Если наши родители были больше похожи на земледельцев, то наши дети и мы больше похожи на кочевников.

Став кочевниками, мы не утратили инстинкта земледельцев и хотим, чтобы у нас была родовая память. Мы хотим все время возвращаться на Родину, а не просто перемещаться из одной точки в другую. Мы хотим менять места обитания, но постоянно удерживать связи. С моей точки зрения, и интернет появился потому, что мир начал меняться.

В нашем слишком разорванном мире востребовано все, что связывает. И это относится в равной мере и к техническим открытиям, и к литературным работам. Все вдруг начали писать про исторический код, поскольку чувствуют: провода из стены выдраны и концы не сведены, и их нужно опять замкнуть, иначе жизнь обесточена.

— Какое поколение, на ваш взгляд, более сильное — советского производства или постсоветского?

— Нет ответа. У каждого поколения свои испытания, свои возможности. Ну, например: мы прекрасно знаем, что люди, сумевшие выжить в сталинских лагерях, как правило, жили долго и до последних дней сохраняли силы и внутреннюю мощь. А огромное количество людей в этом же поколении предпочло состариться в сорок лет, чтобы ни за что не отвечать. Речь не о физических страданиях, болезнях; речь о том, что старость — понятие психологическое. Человек начинает стареть, чтобы перестать отвечать за свою собственную жизнь.

Другое дело, что у каждого поколения свой типовой соблазн. У советской интеллигенции — инфантилизм, который многих и погубил в девяностые годы. Люди стали просто капризничать, предъявлять истории счеты. Но многие смогли пройти этот период, перестроиться, стать сильнее. У следующего поколения, которое пошло в бизнес в девяностые, — агрессивность. Там ты мог превратиться в абсолютно жестокого, холодного человека, для которого чужая жизнь не препятствие. А мог не превратиться. Для сегодняшних молодых, моих студентов, есть соблазн релятивизма и расчетливого цинизма. Но ведь не все по этому пути идут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *