Амвросию Оптинскому

Православный святой Амвросий Оптинский (в миру А. М. Гренков) родился 5 декабря 1812 года в с. Большая Липовица Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Тамбовская область) в семье пономаря. В 1830 году он окончил Тамбовское духовное училище, после окончания в 1836 году Тамбовской духовной семинарии некоторое время служил домашним учителем в семье помещика.

С 7 марта 1838 года Александр Михайлович преподавал греческий язык в Липецком духовном училище, которое располагалось на улице Дворянской (ныне ул. Ленина). Проживал он на казенной квартире в деревянном корпусе рядом с училищем вместе с товарищами по семинарии В. Ф. Светозаровым и П. С. Покровским.

Именно в Липецке А. М. Гренков принял окончательное решение стать монахом. Ещё учась в семинарии, он перенес серьезную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. После выздоровления он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Летом 1839 года Александр Гренков вместе с товарищем Павлом Покровским (впоследствии оптинский иеромонах Платон) во время поездки к его родителям в село Сланское Лебедянского уезда посетил в Троекурово, находящегося в 30 верстах от села, знаменитого затворника Иллариона, который сказал ему: «Иди в Оптину, ты там нужен».

8 октября 1839 года Александр Гренков прибыл в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь в Калужской губернии, где стал нести различные послушания – переписчика рукописей, келейника (у старцев Льва и Макария), чтеца, пекаря, повара. В 1842 году он принял монашество с именем Амвросия, в честь епископа Медиоланского, в 1845 году был рукоположен в сан иеромонаха, в 1848 году пострижен в схиму с сохранением имени Амвросий.

С 1846 года под руководством иеросхимонаха Макария он занимался изданием святоотеческой литературы. В 1860 году, после смерти старца Макария, отец Амвросий возглавил издательское дело в обители. По его инициативе в Оптиной пустыни активизировалась литературно-издательская деятельность: стала издаваться не только святоотеческая литература, но были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пустыни.

В 1860 году он был избран старцем. За духовной помощью и наставлениями к старцу Амвросию приходили люди всех сословий и званий со всей России, в том числе В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.

С именем Амвросия Оптинского связано устройство в 1884 году Шамординского женского монастыря в Калужской губернии, в который, в отличие от других монастырей, принимали неимущих и больных женщин, там он и провел последние полтора года своей жизни.

Скончался старец Амвросий Оптинский 22 октября 1891 года в Шамординской обители. 6 июня 1988 был причислен к лику святых. Амвросий Оптинский был первым из всех оптинских знаменитых старцев причислен к лику святых для всероссийского почитания. Огромно его духовное и писательское наследие. Первое издание писем иеросхимонаха Амвросия вышло в 1908 году, в 1911 года вышло полное жизнеописание великого старца.

В 2004 году в Липецке была основана православная гимназия имени преподобного Амвросия Оптинского.

Произведения автора

  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. – Сергиев Посад : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908. – Вып. 1. – 199 с.
  • Три сочинения в бозе почивающего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия / сообщил проф. Н. И. Субботин. – М.: Унив. тип., 1902. – 42 с.
  • Иоанн, архимандрит (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие / Иоанн, архимандрит. – М., 2000. – 190 с.
  • «Остаюсь с искренним благожеланием…» : письма и выборки из писем преподобного старца Амвросия Оптинского. – М.: Издание московского подворья Введенской Оптиной пустыни, 2011. – 976 с.

Литература о жизни и творчестве

Справочные материалы

преподобный амвросий оптинский

полное житие письма фотографии

Рождение:
23 ноября/6 декабря 1812 г.

Мирские именины:
23 ноября/6 декабря

Постриг в мантию:
29 ноября/12 декабря 1842 г.

День тезоименитства:
7/20 декабря

Иерейская хиротония:
9/22 декабря 1845 г.

Постриг в схиму:
1846–1848 гг.

Кончина (день памяти):
10/23 октября 1891 г.

Обретение мощей:
27 июня/10 июля 1998 г.

Святые мощи преподобного Амвросия находятся во Введенском соборе

Краткое житие

Во Введенском храме Оптиной Пустыни находится рака с мощами преподобного Амвросия, старца Оптинского — человека, который оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. У мощей старца происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых, болезней.

Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Для любителей карьерной лестницы это может быть непонятно: как же так, такой великий старец — и просто иеромонах?

О смирении святых очень хорошо сказал митрополит Московский Филарет. Был он однажды на богослужении в Троице-Сергиевой Лавре, где в то время присутствовало множество архиереев и архимандритов, к которым принято обращаться: «Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие». И тогда перед мощами отца нашего Сергия Радонежского митрополит Филарет сказал: «Вот всё вокруг слышу: Ваше Высокопреосвященство, Ваше Высокопреподобие, один ты, отче, просто преподобный».

Вот таким и был Амвросий, старец Оптинский. Он мог с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, которая жаловалась, что умирают индюшки, и барыня прогонит её со двора. Ответить на вопросы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого и других, самых образованных людей того времени. «Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором:

«Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальными стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет — как случится, — это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Жить — не тужить — всем довольной быть. Тут и понимать-то нечего». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви».

А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил».

Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Каким был его жизненный путь?

Когда говорится о судьбах, обычно имеется в виду видимое течение человеческой жизни. Но нельзя забывать о душевной драме, которая всегда важнее, насыщеннее и глубже внешней жизни человека. Святой Василий Великий дал человеку определение такими словами: «Человек — невидимое существо». В высшей степени это относится к духовным людям такого уровня, как преподобный Амвросий. Мы можем видеть канву их внешней жизни и только догадываться о сокровенной внутренней жизни, основу которой составлял молитвенный подвиг, незримое предстояние перед Господом.

Из биографических событий, которые известны, можно отметить какие-то важные вехи его многотрудной жизни. Родился мальчик в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед — священник, отец, Михаил Фёдорович, — пономарь. Перед рождением ребёнка к деду — священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Позднее Александр Гренков, став уже старцем, шутил: «Как на людях я родился, так всё на людях и живу».

Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек. С 1830 по 1836 годы юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия.

Но пути Господни неисповедимы… Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определённое Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в своё время препоясывает и ведёт Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти».

В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно: но ныне не будь скорбей — нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества — нет, руководителей — нет; одни скорби заменяют собою всё. Подвиг сопряжен с тщеславием; тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный, невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению…» Эта первая опасная болезнь привела к тому, что молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом.

Но он не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».

После слёз и молитв в Лавре мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных, пророчивших ему блестящее будущее в миру, поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.

В Оптиной Александр стал учеником великих старцев Льва и Макария. В 1840 году он был одет в монашеское платье, в 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросия. 1843 год — иеродьякон, 1845 год — иеромонах. За этими краткими строками — пять лет трудов, аскетической жизни, тяжёлой физической работы.

Когда известный духовный писатель Е. Поселянин потерял любимую жену, и друзья посоветовали ему оставить мир и уйти в монастырь, ответил: «Я рад бы оставить мир, но в монастыре меня пошлют работать на конюшню». Неизвестно, какое послушание дали бы ему, но он верно почувствовал, что в монастыре постараются смирить его дух, чтобы из духовного писателя превратить в духовного делателя.

Александр был готов к монастырским испытаниям. Молодому монаху пришлось работать в пекарне, печь хлеб, варить хмелины (дрожжи), помогать повару. С его блестящими способностями, знанием пяти языков, ему, наверное, нелегко было стать просто помощником повара. Эти послушания воспитывали в нём смирение, терпение, умение отсекать свою волю.

Прозорливо угадав в юноше дары будущего старца, преподобные Лев и Макарий заботились о его духовном возрастании. Некоторое время он был келейником старца Льва, его чтецом, регулярно приходил по службе к старцу Макарию и мог задать ему вопросы о духовной жизни. Преподобный Лев особенно любил молодого послушника, ласково называя его Сашей. Но из воспитательных побуждений испытывал при людях его смирение. Делал вид, что гремит против него гневом. Но другим про него говорил: «Великий будет человек». После смерти старца Льва юноша стал келейником старца Макария.

Во время поездки в Калугу для рукоположения в иеромонахи, отец Амвросий, изнурённый постом, схватил сильную простуду и тяжело заболел. С тех пор он уже никогда не мог поправиться, и состояние здоровья у него было таким плохим, что в 1846 году его по болезни вывели за штат. Всю оставшуюся жизнь он еле передвигался, страдал от испарины, так что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва бы хватило трёхлетнему ребёнку.

Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 г. состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения, а затем соборования здоровье старца поддалось лечению.

Святые отцы перечисляют около семи духовных причин болезней. Об одной из причин болезней они говорят: «Став праведными, святые претерпевали искушения или по причине каких-то недостатков, или чтобы получить большую славу, потому что обладали великим терпением. И Бог, не желая, чтобы излишек их терпения оставался неиспользованным, попускал им искушения и болезни».

Преподобным Льву и Макарию, которые вводили традиции старчества, умной молитвы в монастыре, пришлось при этом столкнуться с непониманием, клеветой, гонениями. У преподобного Амвросия не было таких внешних скорбей, но, пожалуй, никто из Оптинских старцев не нёс такого тяжёлого креста болезни. На нём сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается»

Особенно важным для духовного возрастания преподобного Амвросия в эти годы было общение со старцем Макарием. Несмотря на болезнь, отец Амвросий остался по-прежнему в полном послушании у старца, даже в малейшей вещи давал отчет ему. По благословению старца Макария он занимался переводом святоотеческих книг, в частности, им была подготовлена к печати «Лествица» преподобного Иоанна, игумена Синайского. Благодаря руководству старца отец Амвросий смог без особых преткновений обучиться искусству из искусств — умной молитве.

Еще при жизни старца Макария, с его благословения, некоторые из братии приходили к отцу Амвросию для открытия помыслов. Кроме монахов, отец Макарий сближал отца Амвросия и со своими мирскими духовными чадами. Так старец постепенно готовил себе достойного преемника. Когда же старец Макарий преставился в 1860 году, то постепенно обстоятельства так складывались, что отец Амвросий был поставлен на его место.

Старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны. Вставал он в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Затем старец молился один. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь, в которую, в отличие от других женских монастырей того времени, принимали больше неимущих и больных женщин. К 90-м годам 19 века число инокинь в ней достигло 500 человек.

Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления. Многочисленные свидетельства рассказывают о его благодатных дарах. Одна женщина из Воронежа в семи верстах от монастыря заблудилась. В это время к ней подошел какой-то старичок в подряснике и скуфейке, он указал ей клюкой направление пути. Она пошла в указанную сторону, тотчас увидела монастырь и пришла к домику старца. Все, слушавшие её рассказ, подумали, что старичок этот был монастырский лесник или кто-либо из келейников; как вдруг на крылечко вышел келейник и громко спросил: «Где тут Авдотья из Воронежа?» — «Голубушки мои! Да ведь Авдотья из Воронежа я сама и есть!» — воскликнула рассказчица. Минут через пятнадцать она вышла из домика вся в слезах и, рыдая, отвечала на вопросы, что старичок, указавший ей дорогу в лесу, был не кто иной, как сам отец Амвросий.

Вот один из случаев прозорливости старца, рассказанный мастеровым: «Надо было мне ехать в Оптину за деньгами. Иконостас мы там делали, и приходилось мне за эту работу от настоятеля получить довольно крупную сумму денег. Перед отъездом зашел к старцу Амвросию взять благословение на обратный путь. Домой ехать я торопился: ждал на следующий день получить большой заказ — тысяч на десять, и заказчики должны были быть непременно на другой день у меня в К. Народу в этот день у старца, по обыкновению, была гибель. Прознал он про меня, что я дожидаюсь, да и велел мне сказать через своего келейника, чтобы я вечером зашел к нему чай пить.

Приходит вечер, пошел я к старцу. Продержал меня батюшка, ангел наш, довольно-таки долго, уже почти смеркалось, да и говорит мне: «Ну, ступай с Богом. Здесь ночуй, а завтра благословляю тебя идти к обедне, а от обедни чай пить заходи ко мне». Как же это так? — думаю я. Да не посмел перечить. Задержал меня старец на три дня. Уж не до молитвы мне было у всенощной — так и толкает в голову: «Вот тебе твой старец! Вот тебе и прозорливец…! Свистит теперь твой заработок». На четвёртый день прихожу к старцу, а он мне: «Ну, теперь пора тебе и ко двору! Ступай с Богом! Бог благословит! Да по времени не забудь Бога поблагодарить!»

И отпала тут у меня всякая скорбь. Выехал я себе из Оптиной пустыни, а на сердце-то так легко и радостно… К чему только сказал мне батюшка: «Потом не забудь Бога поблагодарить!?» Приехал я домой, и что вы думаете? Я в ворота, а заказчики мои за мной; опоздали, значит, против уговору на трое суток приехать. Ну, думаю, ах ты мой старчик благодатный!

Прошло с того времени немало. Заболевает мой старший мастер к смерти. Прихожу к больному, а он глянул на меня да как заплачет: «Прости мой грех, хозяин! Я ведь тебя убить хотел. Помнишь, ты из Оптиной запоздал на трое суток приехать. Ведь нас трое, по моему уговору, три ночи подряд тебя на дороге под мостом караулили: на деньги, что ты за иконостас из Оптиной вез, позавидовали. Не быть бы тебе в ту ночь живым, да Господь за чьи-то молитвы отвел тебя от смерти без покаяния… Прости меня, окаянного!» «Бог тебя простит, как я прощаю». Тут мой больной захрипел и кончаться начал. Царствие небесное его душе. Велик был грех, да велико покаяние!»

Что касается исцелений, им не было числа. Эти исцеления старец всячески прикрывал. Иногда он, как бы в шутку, стукнет рукой по голове, и болезнь проходит. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит». Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь «духовной санаторией израненных душ».

Духовная сила старца проявлялась иногда в совершенно исключительных случаях. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, старец стал медленно ее обходить. Потом взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» — и лошадь послушно поднялась на ноги.

Многим людям старец Амвросий являлся на расстоянии, подобно святителю Николаю Чудотворцу, или с целью исцеления, или для избавления от бедствий. Некоторым, весьма немногим, открывалось в зримых образах, сколь сильно молитвенное предстательство старца перед Богом. Вот воспоминания одной монахини, духовной дочери отца Амвросия о его молитве: «Старец выпрямился во весь свой рост, поднял голову и воздел руки кверху, как бы в молитвенном положении. Мне представилось в это время, что стопы его отделились от пола. Я смотрела на освещенную его голову и лицо. Помню, что потолка в келье как будто не было, он разошелся, а голова старца как бы ушла вверх. Это мне ясно представилось. Через минуту батюшка наклонился надо мной, изумленной виденным, и, перекрестив меня, сказал следующие слова: «Помни, вот до чего может довести покаяние. Ступай».

Рассудительность и прозорливость совмещались в старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Любовь и мудрость — именно эти качества притягивали к старцу людей. Слово старца было со властью, основанной на близости к Богу, давшей ему всезнание. Это было пророческое служение.

Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около 8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам много раз возносил свои горячие молитвы.

Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца. Наступили времена тяжких потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было невозможно. Люди наугад обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику.

В ноябре 1987 г. Оптина Пустынь была возвращена Церкви. А в июне 1988 г. Поместным Собором Русской Православной Церкви преподобный Амвросий, первым из Оптинских старцев, был причислен к лику святых. В годовщину возрождения обители, по милости Божией, произошло чудо: ночью после службы во Введенском соборе мироточили Казанская икона Божией Матери, мощи и икона преподобного Амвросия. Совершались другие чудеса от мощей старца, коими он удостоверяет, что не оставляет нас, грешных, своим заступничеством пред Господом нашим Иисусом Христом. Ему слава вовеки, Аминь.

Смотреть видео

23 октября православная церковь вспоминает самого известного и почитаемого старца Амвросия Оптинского. Преподобного также считают основателем русского старчества. В храмах и монастырях региона прошли праздничные литургии. В ждамировском женском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы вспоминают старца Амвросия Оптинского с огромным почитанием и любовью.

«Амвросий Оптинский, как и Сергий Радонежский, Серафим Саровский, стал молитвенником, печальником всей России, русского народа. Амвросий Оптинский был образцом любви и русского монашества, был ярким его представителем. Мы молимся ему, чтобы и нам сподобиться хотя бы капли той любви, которую он нёс в себе. Мы благодарим Бога, что он дал нам целый сонм святых угодников и святых, которые молятся за нас на небесах», — рассказала послушница женского монастыря Калужской иконы Божией Матери Ирина Зайдулина.

Преподобный Амвросий самый известный старец Оптиной Пустыни. Духовный опыт и необычайные дарования старца принесли ему всероссийскую известность. Приезжали в Оптину и беседовали со старцем Достоевский, Соловьёв, Гоголь и другие известные деятели русской культуры. Но служение преподобного не ограничивалось только Оптиной. С утра до позднего вечера продолжался приём мирских посетителей. Обладая даром прозорливости, Амвросий часто, не спрашивая человека, давал ему ответ на то, о чём тот хотел спросить.

52 года продолжалось старческое служение преподобного в Оптиной пустыни, где прежде всего помогал братии обители. Старец очень любил Оптину и её питомцев. Каждый из монахов поверял старцу свою душу, вся пустынь жила им. Все шли к нему по своим духовным нуждам и получали полное удовлетворение и успокоение.

Чудеса и предсказания

Отец Амвросий основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь – Казанскую Шамординскую пустынь. Туда в то время принимали также неимущих и больных женщин.

Свидетели рассказывали о том, что старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости. Кто-то приписывал ему возможности чудотворения. Его современники зафиксировали множество случаев исцеления.

Однажды к старцу приехала из Москвы урожденная княгиня. Её единственный сын страдал от брюшного тифа и мог умереть со дня на день. Она приехала в Оптину пустынь и умоляла Амвросия помолиться о своем ребенке. Он предложил ей молиться вместе. Спустя несколько дней мать вернулась к сыну – он был уже на ногах. Уже с выздоровевшим ребенком княгиня приехала в Оптину и пробыла там больше, чем нужно. Её супруг, находившийся в тот момент в южных губерниях, забеспокоился о них и уведомил телеграммой, что вышлет за ними лошадей на станцию. Женщина пошла проститься с Амвросием, но тот не благословил их на поездку. Она вернулась в гостиницу и отправилась только на следующий день, когда отец сказал: «Теперь с Богом, поезжайте». За Курском они с сыном узнали, что с поездом, который шел днем ранее, случилась Кукуевская катастрофа. Они могли попасть в число 42 погибших.

Об удивительном даре предвидения Амвросия гласит история, случившаяся с жителем Козельска Капитоном. У него был единственный сын, взрослый юноша. Отец хотел определить его на работу в Москву. Для благословения он приехал с сыном к Амвросию, который в шутливом тоне ответил: «Москва бьет с носка и колотит досками». Далее он заявил, что лучше поехать в Курск. Капитон не стал слушать старца, отправив сына в Москву. Там юноша работал на строительстве здания. Вдруг сверху на него упало несколько досок. Ноги молодого человека были раздроблены. Амвросий узнал об этом, когда Капитон приехал в Оптину поведать о своем горе. Помочь его сыну уже ничем было нельзя, он остался калекой на всю жизнь.

Многие отмечали в старце Амвросие рассудительность и прозорливость. При этом люди чувствовали нежность его души – это позволяло ему облегчать тяжелые утраты и утешать скорбь. Люди ощущали в нем власть, основанную на близости к Богу. К нему приезжали одни из самых известных людей того времени, в числе которых писатели Лев Толстой и Федор Достоевский. Последний сделал священнослужителя прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».

10 июля (27 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 5-й седмицы по Пятидесятнице (пятой недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется пища без растительного масла. В Русской Православной Церкви совершается память 10 святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Светлый старец: заветы преподобного Амвросия Оптинского

Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского. Святые мощи этого русского святого XIX столетия, самого почитаемого среди легендарных Оптинских старцев, были обретены в 1998 году в монастырском некрополе и торжественно перенесены в левый придел Введенского собора Оптиной пустыни. Каждому православному христианину стоит прочесть пространное житие этого великого старца, а также его сочинения и письма духовным чадам, на страницах же Царьграда вы можете ознакомиться с нашим небольшим материалом «Светлый старец», посвящённым памяти преподобного Амвросия Оптинского.

* * *

Праведная Иоанна Мироносица. Святая I (апостольского) века, праведная Иоанна была одной из тех женщин, которые последовали за Христом во время Его земной проповеди. Она лично служила Господу, а после Его Крестной смерти вместе с другими жёнами-мироносицами приходила ко Гробу помазать драгоценным миром Святое Тело Спасителя и в их числе первой услышала от Ангела радостную весть о Воскресении Господнем.

Праведная Иоанна Мироносица. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Сампсон Странноприимец. Святой V-VI столетий. С молодых лет этот угодник Божий посвятил свою жизнь христианскому служению людям. Будучи сыном богатых и знатных римлян, он изучил врачебное искусство, но использовал свои знания, совершенно безвозмездно излечивая всех тех, кто не мог заплатить врачу. Кроме того, он щедро раздавал милостыню и принимал обездоленных. Жизненный путь привел святого в Царьград, где он продолжил свою милосердную деятельность, сподобившись дара подлинных чудотворений. Когда об этом узнал Константинопольский Патриарх, он приблизил Сампсона и рукоположил его в священнический сан. Одним из исцелённых преподобным стал сам император Юстиниан. Скончался старец Сампсон около 530 года от Рождества Христова.

Преподобный Сампсон Странноприимец. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Севир пресвитер. Святой VI века, служивший священником в храме Пресвятой Богородицы селения Интероклея на территории современной Средней Италии. Одним из удивительных чудес, совершённых этим угодником Божиим, стало воскрешение на семь дней умершего больного, не успевшего исповедаться и причаститься перед смертью.

Преподобный Георгий Иверский, Афонский. Один из грузинских христианских подвижников XI века от Рождества Христова, совершавших свои монашеские подвиги на Святой горе Афон. Именно он перевёл Священное Писание, многие богослужебные книги и святоотеческие творения с греческого языка на грузинский. И сегодня в Грузинской Православной Церкви именно переводы преподобного Георгия считаются каноническими. Некоторое время старец Георгий служил игуменом афонской Иверской обители, получив от самого константинопольского императора Константина IX Мономаха жалованную грамоту на права грузин на этот монастырь. Почил преподобный в 1066 году от Рождества Христова.

Преподобный Мартин Туровский, блаженный. Этот святой старец XII века от Рождества Христова подвизался в Борисоглебском монастыре города Турова (территория современной Белоруссии). Из жития этого угодника Божия известно, что когда он был уже в преклонных годах и сильно болел, то по его молитвам ему помогли явившиеся святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

Преподобный Серапион Кожеезерский. Русский святой второй половины XVI – начала XVII столетия от Рождества Христова. В молодости был татарским мурзой и до крещения и монашеского пострига носил имя Туртас Гравирович. Этот знатный татарин настолько возлюбил Православие, что не только крестился, но и избрал монашеский отшельнический образ жизни, на протяжении многих лет подвизался на пустынном острове Коже-озеро вместе с другим святым старцем преподобным Нифонтом. После смерти отца Нифонта преподобный Серапион основал на острове обитель, где совершал монашеские подвиги вплоть до своей кончины, последовавшей в 1611 году от Рождества Христова.

Священномученики Александр Сидоров, Владимир Сергеев и Пётр Остроумов, пресвитеры. Святые из числа новомучеников и исповедников Церкви Русской. Первые двое погибли на заре большевистского богоборческого террора в 1918 году, последний на исходе так называемого Большого террора в 1939-м, но все они «даже до смерти» остались верны Христу и Его Церкви.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *