Андрей первозванный на Руси

Официальной датой крещения Руси считается 988 год. Однако, еще за 9 столетий до этого с евангельской проповедью в земли восточных славян пришел апостол Андрей Первозванный. Ученые-скептики считают историю мифом, но православные люди верят церковному преданию. О малоизвестных фактах «русской миссии» святого и значимости его дела для России — в нашем материале.

Выход на проповедь

Апостол Андрей был первым учеником Иисуса Христа. После Вознесения Спасителя, апостол вышел на проповедь Христианства. Можно сказать, что святой обошел все Черное море: он посетил Малую Азию, Балканы, Абхазию и Северный Кавказ, а также Крым и Причерноморье. Оттуда апостол с учениками решил подняться на север по Днепру – в земли славян и русов.

Великий город Киев

Согласно преданию, однажды он заночевал с учениками на берегу Днепра. Утром, проснувшись, апостол сказал своим спутникам:
«Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей».

Святой Андрей проповедовал не лесам, горам и рекам, а реальным людям часть которых принимала крещение. Христианские богословы первых веков впоследствии насчитывали в городах, обойденных апостолом с миссией, до нескольких тысяч верующих. И, возможно, установил крест как раз на тех «горах», где несколько веков спустя появится Киево-Печерская Лавра.

Андрей в I веке проповедовал учение Христа и жителям Киева. Слово «горы» по-сарматски – «киви». Во времена проповеди апостола город Киев УЖЕ существовал. Здесь апостол, как написано в житии, установил крест. Кстати, на языке древнерусских книжников выражение «установить крест» означало и совершение таинства крещения над людьми.

«Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских”, художник Николай Ломтев

Русские ученики Апостола

С кем же путешествовал Андрей Первозванный по просторам земли русов? Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул были направлены апостолом на Ближний Восток и Балканы, в Малую Азию и Британию. Святой Андрей повсеместно не просто крестил людей, но и ставил священников, епископов, образовывал епархии, строил здание Церкви там, где ступала его нога.

Спутники апостола у Киевских гор – русские. Возможно, ими были священники Инна, Пинна и Римма, жители Скифии, принявшие мученическую смерть за свои убеждения. Считается, что они были учениками апостола Андрея.

На Севере Руси

Побывал апостол и в Великом Новгороде. В житии содержатся сведения о том, что святой Андрей установил крест у села Грузино на реке Волхов. Очевидно, что и здесь проповедь апостола имела успех, а близость водоема свидетельствует о проводившемся массовом крещении. Село Грузино возникло на том месте, где Андрей Первозванный вонзил свой жезл в землю. Говорят, чудотворная трость из неизвестного для жителей Руси дерева хранилась в местной Андреевской церкви и в XVI веке. До наших дней посох не сохранился.

Андрей Первозванный,
икона прп Андрея Рублева
1408 г.

Удел Богородицы на «Андреевских горах”

Пророчество апостола Андрея сбылось: в 988 году Русь принимает крещение, а центром евангельской проповеди на языческой территории становится Киев. Христиане жили на просторах Руси и до IX века, но Православие не было государственной религией. Благодаря воле и мудрости князя Владимира был запущен процесс христианизации племен восточных славян.

Неизвестно, где именно водрузил с учениками крест апостол Андрей, но в 1051 году на высоком берегу Днепра зарождается маленькая монашеская обитель. 12 иноков во главе с преподобным Антонием выкапывают пещеры для уединенной молитвы Богу. Число жителей стихийно возникшей обители увеличивается, и вскоре монахи просят у киевского князя все плато возвышенности под строительство монастыря.

Сегодня Киево-Печерская Лавра считается одной из главных святынь православного мира, Третьим уделом Богородицы на Земле. Монастырь появился на Киевских горах, став духовным центром Святой Руси. Здесь в разные эпохи проводили жизнь и заканчивали земной путь величайшие русские святые.

Наследие Апостола

Апостола Андрея по праву можно назвать не только православным святым, но и частью отечественной государственности. В «Повести временных лет» описывается прямая связь между проповедью святого и установлением Христианства в русских землях. В петровское время Андреевский крест стал символом военно-морского флота России, а Андреевский орден – наградой высших военных чинов.

Проповедь святого Андрея в русских землях дает народу ощущение духовного суверенитета, помогает ощутить особое родство с Христом через историческое соприкосновение с Его ближайшим учеником. Апостол был живым свидетелем земной жизни Иисуса и крестил древних славян в Крыму, на Днепре и Волхове.

Наконец, главный русский монастырь, форпост России на духовной границе с Западом, зародился в особо отмеченном святым Андреем месте. Веками верующие обращались за помощью к святому апостолу и получали поддержку в неразрешимых жизненных ситуациях. Заступник земли Русской – это про Андрея Первозванного.

13 декабря Русская Православная Церковь чтит память апостола Андрея Первозванного. Вы можете заказать молебен у мощей святого:

Апо­сто­лом Ру­си-Рос­сии (и во­об­ще се­вер­ных зе­мель) мы счи­та­ем Ан­дрея, бра­та апо­сто­ла Пет­ра, ро­дом из Виф­са­и­ды, го­род­ка на се­вер­ном бе­ре­гу Га­ли­лей­ско­го озе­ра. Его па­мять – 30 но­яб­ря / 13 де­каб­ря и 30 июня / 13 июля, в празд­ник Со­бо­ра Две­на­дца­ти апо­сто­лов.

Гре­че­ское имя апо­сто­ла Ἀνδρέας, Андрэас (ев­рей­ское неиз­вест­но) пе­ре­во­дит­ся как «му­же­ствен­ный», «храб­рый». Пер­во­на­чаль­но он был ры­бак, а за­тем стал уче­ни­ком Иоан­на Кре­сти­те­ля. В спис­ке две­на­дца­ти апо­сто­лов Ан­дрей зна­чит­ся сре­ди чет­ве­рых наи­бо­лее близ­ких Хри­сту уче­ни­ков; при­чём, его при­зва­ние од­ним из пер­вых (Мф.4:18) или да­же пер­вым (ра­нее бра­та, – Ин.1:35-42), обес­пе­чи­ло ему имя «Пер­во­зван­ный» (по-гре­че­ски Протокле­тос). По­след­ние упо­ми­на­ния об Ан­дрее Пер­во­зван­ном в Но­вом За­ве­те – в рас­ска­зе о при­хо­де в Иеру­са­лим гре­ков, хо­тев­ших ви­деть Хри­ста (Ин.12:20-34), и в на­ча­ле Кни­ги Де­я­ний Апо­столь­ских. По пре­да­нию (апо­кри­фи­че­ские «Де­я­ния Ан­дрея» и др.), он по­лу­чил в апо­столь­ский удел се­вер­ные зем­ли Рим­ской им­пе­рии («Ски­фию») и про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ство бал­кан­ским и при­чер­но­мор­ским на­ро­дам. Вер­нув­шись в Гре­цию, апо­стол Ан­дрей был схва­чен и рас­пят в Патрах по при­ка­за­нию про­кон­су­ла Эгея. При этом от­ме­ча­ет­ся, что бру­сья его кре­ста не бы­ли пер­пен­ди­ку­ляр­ны друг ко дру­гу, но ока­за­лись сби­ты на­ис­кось, как ла­тин­ская бук­ва X (икс). Та­кой крест по­это­му ста­ли на­зы­вать Ан­дре­ев­ским.

Честная гла­ва и ча­сти­цы кре­ста апо­сто­ла Ан­дрея хра­нят­ся в го­ро­де Патры (Гре­ция), в со­бо­ре его име­ни. Дру­гие ча­сти мо­щей на­хо­дят­ся в ита­льян­ском го­ро­де Амаль­фи, ку­да их пе­ре­нес­ли из Кон­стан­ти­но­по­ля, и в мо­на­сты­рях Афо­на. Десница (пра­вая ру­ка) апо­сто­ла Ан­дрея с 1644 го­да на­хо­ди­лась в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. В на­сто­я­щее вре­мя она хра­нит­ся в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре в Москве.

10 марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария вышла первая русская точно датированная книга «Апостол», состоящая из апостольских Деяний и Посланий, в ней находится указатель апостольских чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения.

Книга создавалась в типографии Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца, которые вошли в историю как русские первопечатники. Выбор «Апостола» для первого издания государственной типографии был неслучаен: «Апостол» в Древней Руси использовался и как богослужебная книга, и для обучения духовенства.

Отпечатанная Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Работа над «Апостолом» велась в течение года с апреля 1563 года по март 1564-го. Для напечатания необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование. Продолжительное время заняла и подготовка текста «Апостола». Он был отредактирован при участии митрополита Макария.

Реклама

Известно несколько более ранних московских изданий, но они не содержат выходных данных и упоминаются как «анонимные». В полиграфическом смысле «Апостол» Ивана Фёдорова выполнен на более высоком профессиональном уровне. Следующей книгой, выпущенной в типографии Фёдорова и Мстиславца, был «Часовник» — сборник повседневных молитв, использовавшийся также при обучении грамоте. Она вышла в 1565 году.

Сразу после появления «Апостола» и «Часовника» начались гонения на печатников со стороны переписчиков. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское. Там их радушно принял гетман Ходкевич, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 году Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем» — книгу, которая широко использовалась и для обучения грамоте.

Для продолжения печатного дела Иван переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе Константин Острожский в город Острог, где по поручению князя была напечатана знаменитая «Острожская Библия», первая полная библия на славяно-русском языке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *