Архимандрит Григорий дохиар

Афон, 23 октября 2018 г.

22 октября 2018г. в 23.25 преставился игумен монастыря Дохиар Святой Горы Афон архимандрит Григорий (Зумис), в возрасте 76 лет, сообщает портал «Русский Афон». Последние годы Старец смиренно переносил муки тяжелой неизлечимой болезни. Погребение состоится 23 октября.

Архимандрит Григорий (Зумис) родился на Паросе и был близким родственником знаменитого афонского старца Иосифа Исихаста.

Старец Григорий 65 лет своей жизни провел в монастыре, монашеский путь начинал под руководством двух известных подвижников благочестия – старцев Филофея (Зервакоса) и Амфилохия (Макриса) Патмосского. 1 января 1967 года он принял от старца Амфилохия постриг и подвизался в скиту под его руководством . После преставления старца в 1970 году, Григорию пришлось уехать с несколькими другими монахами в монастырь, расположенный в центральной части Греции, затем – в Карпениси, в монастырь Прусской иконы Божией Матери.

Спустя некоторое время его и нескольких братий пригласили в монастырь Дохиар на Афоне. Практически сразу после приезда отца Григория выбрали игуменом. Монастырь, который к тому времени уже начал разрушаться, под его руководством возродился, собралась братия.

Геронда Григорий был строг и доброжелателен одновременно. Несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, он практически ежедневно подымался в горы, на высоту до километра, где контролировал ход работ по восстановлению древних разрушенных храмов. Имея большой авторитет, Старец ходил в ветхой одежде и вел себя очень просто. Будучи архимандритом, представлялся, как иеромонах, говорил, что ему так больше нравится. Говоря о себе, Старец просил молиться о «разбойнике Григории». Архимандрит Григорий автор книги «Люди Церкви, которых я знал», содержащей много жизненной мудрости.

Люди Церкви, которых я знал. Архимандрит Григорий (Зумис) — игумен монастыря Дохиар

Описание

Мы как-то привыкли, что если книга, то обязательно о знаменитостях. Этот же сборник парадоксально уникален именно потому, что в нем собраны рассказы о тех, на кого мы обращаем минимум внимания и кого очень скоро забываем.

Из-за большого формата и объемности создается впечатление, что вы держите в руках эдакий неподъемный для ума и восприятия Талмуд. Но это лишь первое впечатление. Книга читается очень легко. Автор передает атмосферу Христианского Востока, где все по-человечески просто, беспафосно, где много скорбей и трудностей, а значит широкое пространство для веры, надежды и молитвы.

Настоятель любого монастыря, а тем более Афонского, общественным сознанием зачастую воспринимается как личность, далекая от обыденности, недоступная для простых людей, а, следовательно, не знающая чужих нужд, проблем и потребностей.

Книга разбивает этот стереотип. Мы увидим многих персонажей с разными судьбами. К сожалению, практически у всех «Людей Церкви, которых знал» архимандрит Григорий, она была сложной. На конкретных примерах автор показывает, как скорби, печали, материальные трудности и всевозможные проявления несправедливости внутренне закаляли человека и делали его по-настоящему искренним и ревностным христианином. В этих рассказах много нужды, лишений, горя, труда, но в тоже время практически нет ропота, осуждения, слабоволия и, тем более, неверия. Книга о настоящей вере! Герои рассказов отца Григория умели «беседовать» с Богом в любых обстоятельствах. Книга прекрасно раскрывает сущность понятия «религия как связь человека с Богом».

Она о простых тружениках, которые обрабатывали землю, выращивали виноградники, мыли полы в храмах, болели, терпели лишения, были унижены и даже гонимы, ухаживали за больными или учили детей. Представлено немало эпизодов из жизни греческих монахов и монахинь — истинных подвижников благочестия.

Лично мне больше всего понравились рассказы о простых сельских жителях, об устройстве их быта и межличностных отношениях в греческих деревнях.

Эта книга о проявлениях святости, которые автор четко подмечал в людях еще при их земной жизни. Мудрые рассказы архимандрита Григория учат ценить человека уже за то, что он есть на белом свете. Высокий духовный сан, колоссальный жизненный опыт, непререкаемый авторитет в христианском мире — все это присуще автору данной книги. Но, тем не менее, читатель увидит глубинную простоту, кротость и смирение, которые исходят от него. Этот сборник учит сочувствию нуждающимся, уважению к старости и благодарности Богу.

Часть книги посвящена непростому жизненному пути, который архимандрит Григорий прошел, прежде чем стал игуменом монастыря Дохиар, что на Святой Горе Афон. Судя по описанию, в отдельные периоды это была не просто жизнь, а, что называется, борьба за существование. Автор очень бережно и с большим уважением рассказывает о людях, которые в этот период сыграли важную роль в его судьбе. Причем одинаково по-доброму говорит как о тех, кто тогда подставил ему плече, так и о тех, кто служил причиной скорбей. И то и другое афонский монах воспринимает, как помощь, посланную ему для нравственного совершенствования.

Остров Патмос, Парос, Митрийский и Прусийский монастыри, Святая Гора Афон — во всех этих уникальных и древних местах в разное время жил, трудился и служил Богу архимандрит Григорий (Зумис). И везде были люди, которые оставили в его судьбе существенный след, и память о которых он увековечил в этой книге.

Читая жизненные истории в изложении отца Григория, невольно понимаешь соотношение между общепринятой земной справедливостью и Правдой Божьей. Меня, к примеру, глубоко поразил рассказ «Исповедь искалеченной попадьи». Эта глава будет особенно полезной для тех, кто склонен держать зло на обидчиков или одержим желанием отомстить, пусть даже и справедливо. Все это останется в прошлом…

Данная книга является еще одним доказательством того, что неинтересных судеб не бывает. После ознакомления с материалом приходит понимание того, что каждый человек, которого мы видим на богослужении, имеет в храме Божьем свое, присущее только ему, уникальное предназначение.

Этот современный патерик — важное чтиво для нашего времени, когда люди все больше стараются замкнуться на себе и на целях, к которым стремятся. Книга учит вниманию, человечности и показывает, что такое настоящая добродетель.

8(21) ноября — Собор Архангела Михаила — престольный праздник.
Святой монастырь Дохиар расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костамонит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю.
Обитель была основана в X веке учеником святого Афанасия Афонского святым Евфимием, бывшим келарем (греч. – дохиарис) Великой Лавры. Сначала св. Евфимий основал маленький монастырь во имя свт. Николая. В начале XI века, при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. Здесь же монастырь получил новое название в честь своего основателя – Дохиар. Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов.
В XIV столетиинаступили трудные времена, но император Иоанн Палеолог V и сербский государь Стефан Душан оказывали монастырю разнообразную помощь. В следующем столетии обитель пережила период самого тяжёлого упадка. В ХVI веке с помощью игумена Александра, молдо-валахского господаря и его жены монастырь был возрожден после турецкого погрома. Во времена греческого восстания против Османской империи турки не только жестоко пытали монахов, но и разграбили все монастырские ценности.
Среди достопримечательностей монастыря – собор XVI века, возведённый на средства молдавского правителя Александра и его жены Роксандры, был расписан художником Цорзисом последователем Критской школы.
Дохиар насчитывает 15 храмов и келью Всех Святых в Карее. Самый известный храм – часовня «Горгоиписуса» стоит возле входа в собор. Здесь хранится одноимённая икона Пресвятой Богородицы, одна из самых любимых и почитаемых святогорских икон. История этой иконы такова: как-то в 1654 году эконом монастыря проходил мимо иконы с зажжённой свечкой, освещающей ему путь в темноте. Свечка ярко горела и дымила. Вдруг со стороны иконы раздался чей-то голос «Никогда больше не ходи здесь, коптя на Мой образ своим дымным факелом!» Инок не принял сие всерьёз, думая, что кто-то из братьев решил подшутить над ним.Через несколько дней он опять шёл мимо иконы с коптящей свечой. На этот раз гологоворивший ему голос был более суров: «О, монах, недостойный этого имени, доколе ты будешь столь дерзко и непочтительно коптить на Мой образ?» И в то же мгновение провинившийся ослеп. Опустившись на колени, он умолял Богородицу простить его, и Она ответила: «Твоя молитва услышана, и ты снова, как того желаешь, сможешь видеть. Передай и остальным инокам … пусть впредь припадают ко Мне в горе и печали, и Я с готовностью выслушаю их, а также и всех право верующих христиан, прибегающих ко Мне, ибо меня называют Скоропослушницей».
В монастыре также хранятся: частица Животворящего Креста Господня, мощей святого Иоанна Крестителя, святой Марии Магдалины, преподобного Давида Солунского, святого Харалампия, святителя Иоанна Златоуста.
Сегодня Дохиар насчитывает 30 монахов.

Успение Пресвятой Богородицы на Святом Афоне.

Руководителем паломнической группы станет протоиерей Александр Акулов – священник, писатель, имеющий богатейший опыт паломничества на Афон – станет вашим проводником по этой программе.

Пройти пешком по тропам Афона, как древние паломники, с котомкой (он же рюкзак) за плечами вместе с отцом Александром – настоящее чудо. Ведь то, что знает и может передать паломникам отец Александр, не прочитаешь в книгах.

Это духовное постижение паломничества на Афон, как одного из самых значительных событий в жизни каждого человека.

В течение недели вы посетите большинство Афонских монастырей, а также столицу монашеской республики Карьес и некоторые скиты и келии, в том числе келию Панагуда, где жил святой Паисий Святогорец.

Среда 26.08 Москва – Салоники – Урануполи.

Вылет из Москвы из аэропорта Внуково греческой авиакомпании Ellinair в Салоники.

Прибытие в аэропорт Македония. Встреча в аэропорту.

Групповой трансфер в Урануполи.

Размещение в отеле 2 – 3*. Ночлег.

Четверг 27.08 Урануполи – Святая Гора Афон.

Завтрак в отеле. В 8.30 встреча с гидом в Урануполи. Получение диамонитириона на пристани.

Отправление на пароме в 9.45.

Прибытие на пристань монастыря Хиландар. Переезд в монастырь на монастырском автобусе (12 км.).

Хиландар – (серб. Хиландар, греч. Χιλανδαρίου) – один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 4–е место. Состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской православной церковью, являясь одной из величайших сербских религиозных святынь. Находится на северо–восточной стороне Афонского полуострова. Поклонение чудотворной иконе «Троеручица», мощам Саввы Сербского. Размещение в монастыре.

Переход в монастырь Эсфигме́н (греч. Μονή Εσφιγμένου) – один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18–е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X–XI веках. Пещера Антония Печерского (основателя Киево – Печерской Лавры).

Возвращение в гостиницу.

Вечернее богослужение.

Ужин. Ночлег.

Пятница 28.08 Успение Пресвятой Богородицы. Святая Гора Афон.

Праздничное Богослужение в монастыре Хиландар.

Завтрак. Отправление на автобусе до пристани монастыря Хиландар. Переезд на пароме в монастырь Дохиар.

Монастырь Дохиар – (греч. Μονή Δοχειαρείου) — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, десятый в иерархии афонских монастырей. Название монастыря (Дохиар — келарев) происходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем лавры св. Афанасия. Главный храм в Дохиаре основан во имя Архангелов при императоре Никифоре Фоке, Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοϋπηκόος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из–за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. Размещение в монастыре.

Переход в монастырь Ксенофонт – один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 16–е место. Находится в западной части Афонского полуострова. Монастырь основан в X веке греческим вельможей Ксенофонтом от имени которого и получил своё название. Соборный храм обители посвящён Георгию Победоносцу (сохранилось два здания — старый кафоликон XVI века и новый XIX века). Среди святынь монастыря находятся части мощей великомученицы Марины, святого Модеста, Иакова Персянина, священномученика Харалампия, великомученика Пантелеймона, мученицы Параскевы.

Возвращение в монастырь Дохиар. Отдых.

Праздничное Вечернее богослужение.

Трапеза. Ночлег.

Суббота 29.08 Святая Гора Афон.

Божественная Литургия в монастыре Дохиар.

Трапеза. Паломничество по монастырям Святой Горы Афон. Отправление в Дафни. Пересадка на рейсовый автобус в Карьес – – (греч. Καρυές) — административный центр Святой Горы Афон в Греции. Здесь находятся Протат и местная светская администрация. Население 233 чел. (2001). Проживают только мужчины, многие из которых монахи. Расположен в центре полуострова на высоте 370 м. над уровнем моря.

Переход в монастырь Кутлумуш – (греч. Μονή Κουτλουμουσίου) православный монастырь на горе Афон. Шестой в иерархии Афонских монастырей. Кутлумуш обладает лучшей пристанью на Афоне, называемой Камегра и находящейся в получасе ходьбы к востоку от пристани Иверского монастыря, посещение сербской кельи Постница и поклонение чудотворной иконе «Млекопитательница». Размещение в монастыре.

Переход в Карьес. Поклонение иконе Божией Матери «Достойно Есть».

Посещение сербской кельи «Типикарцина».

Переход в келью к старцу Гавриилу, посещение кельи Панагуда, где подвизался преподобный старец Паисий Святогорец, возвращение в монастырь Кутлумуш.

Вечернее богослужение.

Ужин. Ночлег.

Воскресенье 30.08 Святая Гора Афон.

Божественная Литургия в монастыре Кутлумуш.

Завтрак. Переезд на заказном автобусе до монастырей Афона:

Монастырь Ставроники́та (греч. Μονή Σταυρονικήτα) – один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15–е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; основан в X веке. Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда–то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита – значит «крест Никиты»). Поклонение иконе святителя Николая Чудотворца.

Монастырь Филофей – (греч. Μονή Φιλοθέου) – один из православных афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 12–е место. Находится на северо–восточной стороне Афонского полуострова.

В монастыре есть две чудотворные иконы:

Первая – икона Пресвятой Богородицы «Сладкое лобзание». На ней изображена Пресвятая Богородица, целующая Богомладенца. В Греции она очень известна, её списки есть почти во

всех храмах. По молитвам к ней больные исцеляются, бесплодные рожают детей, духовно ищущие находят утешение и мир.

Вторая чудотворная икона Пресвятой Богородицы – «Милостивая». Она пришла в монастырь в 14 веке с подворья монастыря, находящегося рядом с городом Серос. Братья ночью пришли в храм на богослужение и увидели икону, висящую на стене. Икону узнали и унесли обратно, но она снова вернулась. Так повторялось несколько раз. С тех пор икона висит на том месте, которое она себе определила.

Святыни монастыря: частица Креста Господня (подаренная сербским царем Стефаном Душаном); нетленная благословляющая десница Иоанна Златоуста (подарок греческого царя Андроника); стопа Пантелеимона целителя (подарок последнего византийского царя Константина Палеолога); нетленное бедро святой великомученицы Марины.

Монастырь Каракалл – (греч. Μονή Καρακάλλου) — православный монастырь на горе Афон, одиннадцатый в иерархии афонских монастырей. Среди святынь монастыря – частица Животворящего Креста Господня, глава апостола Варфоломея, цастица мощей святого Иоанна Крестителя, святого апостола Андрея, святого мученика Игнатия, священномученика Харалампия, мученика Трифона, великомученика Меркурия, святой Параскевы, святого Антипы, святого великомученика Георгия, мученика Ореста, глава святого Христофора и мощи других святых.

Переезд в Иверский монастырь – (греч. Μονή Ιβήρων, груз. ივერთა მონასტერი) – православный ныне греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, занимающий в святогорской иерархии третье место. Поклонение чудотворной иконе Божией Матери «Вратарница». Размещение в монастыре.

Переход на источник Иверской иконы Божией матери.

Вечернее богослужение.

Ужин. Ночлег.

Понедельник 31.08 Святая Гора Афон.

Божественная Литургия в Иверском монастыре.

Трапеза. Переезд на заказном автобусе в монастырь Ватопед.

Ватопе́дский монасты́рь или Ватопе́д (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι, от греч. Βατος – куст и παιδί – дитя, отрок; куст отрока) – православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, второй в иерархии афонских монастырей, один из самых древних, богатых и обширных. Находится на северо–восточном побережье полуострова Афон, между монастырями Эсфигмен и Пантократор. Поклонение святыням монастыря: Поясу Божией Матери, главе Иоанна Златоуста, семи чудотворным иконам: «Всецарица», «Простреленная», «Елеоточивая», «Закланная», «Отрада и Утешение», «Ктиторская», «Предвозвестительница».

Переезд в монастырь св. Пантелеимона – (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик — один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции.

Святыни монастыря: мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирилла Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия. Размещение в монастыре.

Вечернее богослужение.

Трапеза. Ночлег.

Вторник 01.09 Святая Гора Афон – Урануполи.

Богослужение в монастыре св. Пантелеимона.

Трапеза. Выезд на пароме в Урануполи. Приезд в Урануполи.

Размещение в отеле 2 – 3 *. Ночлег.

Среда 02.09 Урануполи – Салоники – Москва.

Завтрак. (в случае раннего вылета сухой паёк). Трансфер в Салоники в аэропорт «Македония».

Вылет в Москву греческой авиакомпании Ellinair.

Прибытие в Москву в аэропорт Внуково.

CТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 48 500 руб./чел.

Стоимость поездки указана по состоянию на 20.02.2020 г., в соответствии
с текущим курсом рубля к $ и €

  • В стоимость тура входит: авиаперелет греческой авиакомпании Ellinair, медицинская страховка, проживание в отеле 2 – 3 * (Makedonia Hotel – 2*, Ouranoupolis Princess, Akrogiali Ouranoupoli 2*, Panorama Spa Hotel 1* ) в первую и в последнюю ночь в двух – трехместных номерах, питание (завтрак в гостиницах), (завтрак + ужин в монастырях), трансфер аэропорт – Урануполи – аэропорт, бронирование дьямонитириона и ночлегов в монастырях, участие в богослужениях, услуги православного русскоговорящего гида на Афоне, трансфер до Дафни через Каракалл в последний день.
  • Примечание: Трапезы и богослужения – по расписанию монастырей.
  • Дополнительно оплачивается: Шенгенская виза – 70 евро, гербовый сбор в кассу Святой Горы за выдачу дьямонитириона (оплачивается в Бюро паломников) – 25 евро, билеты на паром и рейсовые автобусы на Афоне – не более 55 евро в сумме, государственный налог, который оплачивается гостем при заселении в отель (примерно 3 евро в зависимости от типа размещения).
  • Доплата за одноместное размещение: по запросу.

Принимающая сторона оставляет за собой право изменить последовательность посещения предусмотренных по программе святынь.

О почившем игумене афонского монастыря Дохиар старце Григорие (Зумис) рассказал наместник Ионинского монастыря архиепископ Обуховский Иона (Черепанов).

Он отметил, что был знаком со старцем лично.

«Поскольку от Господа старец был наделен даром видения человеческих сердец, для каждого приходившего к нему он находил какое-то свое лекарство. Много раз я видел, как люди, которых знаю лично, общались с герондой впервые и насколько по-разному его воспринимали. Интересно, что чем более чистый, открытый и искренний приходил к старцу человек, тем быстрее они находили контакт, начинали мыслить буквально в унисон и дышали уже, что называется, одним воздухом. И наоборот, если присутствовала в душе какая-то скрытая гордыня, немощи, с которыми люди не желали бороться, то даже просто общение со старцем без каких-нибудь обличений с его стороны, вызывало, как правило, бурный протест», — отметил архиепископ.

Владыка Иона рассказал о случае, когда старец обличил паломника в супружеской измене.

«Какие-то вещи старец обличал довольно жестко. Например, у семейных людей Геронда обычно спрашивал: сколько у тебя детей? Если много, он всегда радовался и говорил: «Браво, молодец». Когда слышал, что трое, четверо, пятеро, то прямо обнимал человека: «Иди сюда, дай я тебя поцелую». Он очень переживал, что православные христиане не радеют о потомстве, что семьи живут в эгоизме и не заботятся о том, чтобы родить и воспитать чад для Царствия Божия.

Однажды у одного человека отец Григорий спросил: «Сколько у тебя детей?» Тот говорит: «Двое». — «А от любовницы сколько?» Мужчина опешил, захлопал глазами и чуть не заплакал. Действительно, у него была женщина, с которой он сожительствовал параллельно с официальной женой, и от этой связи тоже родилось двое детей. При этом старец не просто поинтересовался этим как фактом, но спросил очень жестко, с твердой, бескомпромиссной интонацией. И было видно, насколько тот паломник впечатлился и уезжал с Афона в большом раздумье. Думаю, в дальнейшем он предпринял шаги, чтобы как-то упорядочить свою семейную жизнь», — поделился воспоминаниями архиепископ.

Он также сказал, как к старцу относились паломники и христиане «со стажем».

«Характерно, что те, кто не желал бороться с грехом, совершенно старца не воспринимали, говорили: «Это злобный старик, брюзга. Как он может так жестко разговаривать? Это не по-христиански, это не любовь, вообще, это какой-то тоталитаризм». Лично для меня отношение людей к старцу было лакмусовой бумажкой. Потому что если человек стремился к святости, даже будучи в плену у греха, зачастую вообще далекий от Церкви, но стремящийся к истине, к тому, чтобы стать лучше, старец окружал его такой любовью, что грешник действительно преображался. Если в душе было желание, пусть даже в зародыше, изменить свою жизнь, рядом с отцом Григорием это зерно начинало прорастать и давать обильные всходы. И наоборот, христиане «со стажем», но не желающие бороться со страстями, совершенно старца не воспринимали», — подытожил владыка Иона.

По материалам pravmir.ru.

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Беседа с благочинным афонского монастыря Дохиар архимандритом Гавриилоим

В середине октября иноки афонского монастыря Дохиар, возглавляемые благочинным обители архимандритом Гавриилом, приехали в Россию, чтобы помолиться у святынь Троице-Сергиевой Лавры, Дивеевского монастыря, Санкт-Петербурга и Москвы, а затем – Киева и Почаева и передать в дар Санкт-Петербургскому подворью Коневского монастыря список чтимой всем православном миром иконы «Скоропослушница». Побывали афонские иноки и в московском Сретенском монастыре, в котором 25 октября вместе с братией обители отслужили раннюю Божественную литургию. Песнопения литургии исполнялись попеременно на древнегреческом и церковнославянском языках. «Мы словно на Афоне побывали», – говорили прихожане. А после литургии, за трапезой, состоялась дружеская беседа с архимандритом Гавриилом, которому задавали много вопросов о монастыре Дохиар, его укладе, о настоятеле обители архимандрите Григории.

Архимандрит Гавриил. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– Сегодняшний день, отец Гавриил, прихожане Сретенского монастыря надолго запомнят: сегодня сам Афон пришел к нам. Для наших прихожан это особенно значимо, ведь многие из них не имеют возможности отправиться на Афон, а для прихожанок паломничество на Святую Гору в принципе невозможно. Мы благодарим вас от всей души. Афон – это тот путеводный маяк, с которым каждый монах, каждый верующий сверяет управление своей духовной жизнью. От Афона мы заряжаемся нужными идеями и духовными ощущениями. Для нас хотя бы прикоснуться к великому монашескому наследию – великая радость.

– И мы благодарим вас, что дали нам возможность послужить здесь, в Сретенской обители, где забываешь, что находишься в центре Москвы. (Обращаясь к иеромонаху Симеону): А вы, отец Симеон, были в Дохиаре?

– К сожалению, не был.

– Ну, так мы вас похитим (улыбается).

– На Афоне каждый монастырь имеет какие-то свои традиции. Расскажите, геронда, чем Дохиар отличается от других афонских обителей?

– Конечно, сам Типикон, устав афонский едины для всех обителей Святой Горы, но в каждом монастыре есть некие особенности, детали, которые как раз и создают как бы особое лицо монастыря. Например, разница в том, где будет стоять канонарх или с какой стороны будет читать чтец. Распорядок дня может немного отличаться. Так, если кто-то не может утром поесть, то трапеза переносится на более позднее время. Это будет зависеть и от игумена, который дает распоряжения в зависимости от послушаний братии. Но различия эти незначительны.

Дохиарский монастырь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

У нас, в Дохиаре, лавровыми листьями осыпают пол храма на двунадесятые праздники, а на Пасху, начиная с Великой пятницы, – цветами дикой лаванды: она как раз цветет тогда. Но на самом деле это не святогорская традиция, это традиция Патмоса, где архимандрит Григорий, наш настоятель, принял постриг. Но сейчас уже и другие монастыри постепенно перенимают эту традицию. Приезжают к нам на престольный праздник монахи из близлежащих монастырей, видят это и перенимают. Украшают храм пахучими растениями, чтобы по-особому благоухало. Можно не только лавровыми листьями, но и другими растениями. Зимой, например, вечнозелеными, теми, которые не опадают. И даже ветки апельсинового дерева могут быть для благоухания. На Великую субботу, когда поется «Воскресни, Боже»… В это время как раз у нас цветут апельсиновые деревья.

Приезжайте к нам в обитель на Страстную седмицу.

– Боюсь, мы не выдержим афонской строгости.

– Это так прекрасно, что вы даже не заметите, как время пролетит, не ощутите никакой тяжести. А когда наступит Пасха, вы скажете: «Неужели закончилось? Может, еще что-то будет впереди, дальше?»

– А сколько паломников принимает монастырь Дохиар на Пасху и в Страстную седмицу?

– У нас никаких ограничений не бывает: кто хочет, тот приезжает. Правда, сейчас в обители идут реставрационные работы. Обновляются братские корпуса, и братия переехали пока в архондарик. Так что в Пасху 2011 года у нас, наверное, будут трудности с размещением паломников, но мы постараемся всех как-то устроить. Ведь Пасха – это очень красиво. Как раз на таких службах и понимаешь, что значит Пасха, православная Пасха, и что значит вообще Православие.

– Геронда, мы слышали очень много поучительных историй про настоятеля Дохиара архимандрита Григория. Не могли бы и вы что-нибудь рассказать?

– Если я вам буду рассказывать про своего старца, вы скажете, что я ему похвалы воспеваю (смеется).

Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель Дохиарского монастыря

– Ничего страшного. Мы знаем, что настоятель Дохиара очень почитаем на Афоне и в Греции. А у нас о греческом мире знают не слишком много. Расскажите, что это за человек, как он пришел на Афон. Нам из первых уст хотелось бы узнать о нем.

– Со старцем мы познакомились на Патмосе в 1961 году, в духовной школе. Ему тогда было 19 лет, а мне – 17. Он вырос на острове Паросе, одном из Кикладских островов. Он имел счастье возрасти под сенью монастыря, который называется Лонговарда. В этом монастыре было много великих и духовных мужей. Этот монастырь продолжал традиции колливадского движения. Вы знаете про это движение?

– Да, знаем. Это святые Никодим Святогорец, Макарий Нотарас.

– Лонговард был продолжением этого движения. Последним из братии этого монастыря был старец Филофей (Зервакос). И как раз и бабушка, и мама архимандрита Григория, нашего старца, приходили на исповедь к отцу Филофею. Ну, и конечно, женщины брали с собой мальчика. Он был маленьким и не мог прикладываться к иконам, и тогда монах брал его под руки и поднимал. С детства он исповедовался отцу Филофею (Зервакосу). А в 12 лет он отправился учиться в духовную школу. Отец Филофей препоручил его другому старцу, отцу Амфилохию (Макрису). И с 12 лет он стал исповедоваться отцу Амфилохию. В духовной школе я и познакомился с нашим будущим настоятелем. Мы подружились. Потом наши духовные узы окрепли, потому что мы стали духовными чадами отца Амфилохия. А с 1971 года он уже стал моим старцем.

Уже с первого знакомства я увидел, что у этого тогда еще мальчика большие духовные дарования. И не только духовные дарования, но и административные способности. А ведь очень редко бывает, когда в одном человеке сочетаются эти два дара. Но его Бог щедро наградил. И потому, что его Господь наделил такими талантами, он очень легко все схватывал, на лету; и он от всех своих духовных руководителей, от тех, кто окружал старцев, – от всех набрал понемножку. В 1967 году он принял постриг от старца Амфилохия. На Новый год: 1 января 1967 года. И я в этот же год принял постриг, только на Пасху – в Великую субботу.

А в 1970 году старец Амфилохий преставился Богу. И по причинам, от нас не зависящим, мы вынуждены были уехать из скита, где жил старец Амфилохий. Мы поехали в Этолокарнанийский монастырь. Это в Центральной Греции. Потом мы переехали в другой монастырь, в Эвритании. Это монастырь Прусской иконы Божией Матери. Но там мы страдали от жесткого климата этих мест, особенно зимой. К тому же в этот монастырь приходило очень много паломников. И потому, когда нас пригласили монахи Дохиарского монастыря вместе с братством переехать к ним в обитель, мы и переехали в Дохиар. Дохиарский монастырь в то время был увядающим: всего-то четыре-пять старчиков было в этом монастыре.

Дохиарский монастырь, Святая гора Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– Он был общежительным или особножительным в то время?

– Особножительным. И очень бедным был. Никаких доходов у обители не было. Даже не было келий, в которых мы могли бы жить. А нас было 12 человек. Мы жили в башне при входе, наверху, в одной комнате. У монастыря три башни. Мы жили в той, что при входе. А самая большая – посередине монастыря, и она как бы венчает весь монастырь такой короной. Нам пришлось постепенно восстанавливать братский корпус, чтобы каждый мог жить в своей келье.

Тогда монастырь был особножительным, а 15 сентября первым игуменом общежительного монастыря стал отец Григорий. Было его поставление.

С того момента начинается история восстановления монастыря. С большими трудностями, конечно. Денег не было. И как раз эта работа, которая велась в обители, и стала проблемой для некоторых: работать приходилось много, терпеть холод. Словно бы в Сибири. Ну, и все остальное.

Вообще-то монах должен работать. И у святых отцов мы находим изречения, где говорится, что монах не должен работать меньше четырех часов, и, конечно, должна быть работа руками, тяжелая работа. Так было в Лонговарде: в этом монастыре все отцы работали. Они жили только от того, что имели, то есть монастырь был, можно сказать, «сельскохозяйственный». Братия не жили на подаяние, они никого не обременяли, даже наоборот: монастырь помогал людям. И когда началась Вторая мировая война, на Грецию напали Германия и Италия, и в 1940-х годах монастырь помогал местным жителям. Ежедневно раздавалась еда и зерно, чтобы поддержать жителей. Мы переняли традицию того монастыря, что монах должен работать. То же самое нам говорил и старец Амфилохий на Патмосе. Он хотел, чтобы монахи работали, чтобы они не жили на подаяние людей, а напротив, сами бы подавали милостыню нуждающимся. По древнему уставу есть такое правило, что монах должен работать столько, сколько требуется для покрытия его нужд, да еще чтобы он мог из того, что приобретет своей работой, остаток отдать нуждающимся. Это то, что относится к практической части. Конечно, это достаточно «скандальное» требование для многих.

И еще хочу сказать вот о чем. Те старчики, что жили в Дохиаре до нашего прихода туда, не привыкли к общежительности, они не привыкли слушать кого-то. И многие говорили старцу Григорию: «Прогони их». Но у него был свой путь, и он, конечно, никого прогонять и не думал. Он говорил всегда, что мы пришли не для того, чтобы разогнать предыдущую братию, а чтобы помочь создавшемуся положению. И когда кому-то из престарелых монахов обещали хорошие условия в другом монастыре, он собирал свои пожитки и уходил, то нам приходилось его догонять и просить, чтобы он вернулся в наш монастырь. И спустя много лет этот монах умирал на наших руках, у нас в монастыре. Молодым монахам, которые создавали общежитие в других монастырях и хотели прогнать не привыкших к такому порядку братьев, наше терпение не нравилось, потому что осуждало их. Вот они и смущались и говорили против нас.

Наш старец Григорий, когда дело доходило до общих вопросов Святой Горы, всегда высказывал мнение по существу проблемы. Поэтому многие из святогорцев признают его как старца и говорят, что это правильный человек. И на его решения, на его суждения многие опираются и прислушиваются к нему.

Дохиарский монастырь, Святая гора Афон. Фото: иеродиакон Матфей (Самохин) / Православие.Ru

– В русской традиции, если человек дал обет перед постригом пребывать в конкретном монастыре, то он по своему желанию в принципе никуда не может уйти. Разве в греческой традиции монах может по своему желанию перейти в другой монастырь?

– Обеты, молитвы, они общие везде, ничем не отличаются. У нас тоже так, везде так.

Но, знаете ли, монашествующие – самые странные существа (смеется). Мы даем обещание перед престолом в храме – не где-то в келье, не где-то еще в другом месте происходит постриг, а в храме, – и это означает, что все наши обеты мы даем перед Богом, а не перед каким-то человеком. Но если ты монаха как-то обидишь словом, он просто берет свой чемоданчик и убегает из монастыря (смеется). В то время как женатому человеку, конечно, сложнее вот так разлучиться, развестись, хотя он таких обетов, как монах, и не дает. Потому я и говорю, что мы самые странные существа.

– А если после принятия пострига изменилась ситуация в монастыре: скажем, был поставлен другой игумен, который живет другой жизнью, или этот же игумен сам по себе изменился, что делать монаху? Что делать, если атмосфера в монастыре изменилась и стало тяжело идти по намеченному пути?

– Каждый монастырь имеет свой устав, и в нем сказано, так же как и в уставе всей Святой Горы, так же как и в канонах и уставе всей Церкви, что монаху запрещено уходить из монастыря. Существует только два случая, когда это правило нарушается и позволяется монаху уйти из монастыря. Это когда игумен проповедует какую-то ересь, уклоняется в ересь или когда создается положение, соблазнительное для монаха: какой-то скандал, например. Тогда и только тогда – в случае соблазна и ереси. А если что-то другое: строгий игумен, мягкий игумен, нравится он, не нравится – уйти невозможно, запрещено.

Фреска с изображением архангела Гавриила при входе в Дохиарский монастырь (монастырь посвящен свв. архангелам Михаилу и Гавриилу). Святая гора Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– В вашем монастыре, как мы знаем, преобладают трудовые послушания. А могут ли они быть заменены на интеллектуальные? Скажем, заниматься не ручным трудом, а обработкой текста на компьютере?

– Наш старец этого не признает (смеется). Вы скажете, что у вас в монастыре нет трудовых послушаний? Конечно, есть. Вы скажете, что у нас нет компьютеров в монастыре? Конечно, есть.

Но я из-за своего преклонного возраста не разбираюсь ни в программах, ни в компьютере. Моя работа – и бухгалтерия, и документы, которые приходится оформлять, подписывать. Я всем этим занимаюсь. Но когда настоятель заходит ко мне, на мое рабочее место, он смотрит вот так и говорит: «А, это все диавольское, от диавола» (смеется). А вот молодежь, молодые монахи, конечно, используют компьютер, разбираются в нем, но я не знаю, что там. Конечно, если говорить по правде, настоятель не хочет этого.

Но он никогда не препятствует кому-то заниматься такой интеллектуальной работой или писать книжку, или учиться. Наша молодежь учится в университетах, они, конечно, занимаются и на компьютерах. Но такая жизнь сложилась и у настоятеля, и у меня, наш монастырь в таком положении, что мы никак иначе не можем содержать себя, как только ручным трудом, трудом от наших рук.

У нас есть оливковый сад, и мы должны трудиться в нем целыми днями. Поливаем, собираем оливки, отжимаем масло – все вручную. У нас есть подворье на полуострове Халкидики, мы все там сами построили, своими руками. Нам никто не помогал, мы не нанимали строителей. Мы все сами делаем. Это наша жизнь, мы так привыкли.

– Мы ездили на Афон, и очень добрая память осталась от Дохиара и Констамонита – двух монастырей, в которых совсем нет наемных работников. Констамонит особое впечатление произвел еще и потому, что там нет электричества.

– У нас электричество есть, конечно, на кухне, там, где склад, холодильники и в архондарике. Сейчас и в братский корпус провели электричество по той простой причине, что человек разучился пользоваться масляными лампами. Сейчас ни в одном доме Греции нет таких ламп, и паломники, приезжающие к нам в обитель, и новые монахи просто не умеют ими пользоваться: или больше фитиль выкрутят, или меньше, так что или стекло может лопнуть, или, не дай Бог, пожар может случиться. И чтобы от этого всего избавиться, оградить себя – ну, не дай Бог, монастырь сгорит, – мы решили провести электричество. Электричество мы провели не на свои деньги, это сделали наши благотворители.

Монастырь Констамонит, Святая гора Афон. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

– Простите за такой вопрос: почему в монастыре Дохиар так много кошек?

– Потому что старец их очень любит. И еще потому, что у нас очень много мышей. Есть и змеи. А кошки их ловят. Нам старец сразу предложил: «Выбирайте, что вы хотите: или мышей со змеями в монастыре, или чтобы кошки провоняли вам все кельи». Мы выбрали последнее.

– А не могли бы вы рассказать какие-нибудь поучительные истории из жизни игумена?

– Из того, что я уже рассказал, можно представить приблизительно образ нашего старца. Наш настоятель держится святых отцов, а они говорят: если ты не работаешь, то диавол начинает управлять тобой, он вселяется в твои мысли, в твои помыслы. А когда ты работаешь, ты перестаешь о чем-то думать. Поэтому мы и должны работать. А о большем мне говорить не хотелось бы.

– Может быть, тогда вы расскажете про старца Паисия или старца Порфирия? Про тех подвижников, которые жили на Афоне и скончались в 1990-е годы, и тех, кто есть сейчас.

– Я не хочу вам рассказывать какие-то истории про нашего старца, потому что он не такой как все. Скажем, отец Порфирий, которого признает наш игумен отец Григорий. К нему приходили люди и говорили: «Вот такие у меня проблемы, у меня есть участок пахотной земли, но я никак не могу сообразить, где лучше колодец бурить». И старец мог сказать: «У тебя такое вот расстояние, там у тебя находится дом, там дерево и там ты найдешь источник». Отец Григорий же, наоборот, считает, что подобные вещи только искушают людей, и поэтому он не принимает этого, несмотря на то, что признает отца Порфирия. Поэтому если я вам буду что-то такое говорить, то вы скажете: «Ну и что, что отец Гавриил нам говорит, мы не этого ждали».

– Нам как раз хотелось бы услышать о таких случаях, которые помогли привести человека в Церковь или на исповедь, заставить причаститься. То, что связано не с житейскими проблемами, а с делами духовными.

Старец Ефрем Катунакский

– Отец Ефрем из Катунакии был отцом послушания и покаяния. Когда к нему кто-то приходил, он говорил только об этом. Он не удивлял человека, называя его по имени, он говорил о покаянии и послушании. И отец Паисийтоже только о послушании говорил. И отец Амфилохий, наш общий старец, тоже об этом говорил. И отец Григорий тоже говорит о послушании. Альфа и омега монаха – это послушание. И если посмотреть, откуда это идет, то увидим, что уже первые отцы говорили о послушании и покаянии. О чудесах и о чем-то таком подобном ни отец Паисий никогда не говорил, ни отец Ефрем из Катунакии.

Я хочу вам сказать, что священник через свою хиротонию получает такую благодать, что если он хороший клирик, то может творить чудеса при своей жизни. Но если он скончался и не происходят чудеса, значит, то, что он творил, все эти чудеса – были по благодати его священства, а не по каким-то его трудам аскетическим. Об отце Порфирии было так много написано всего, но, знаете, после его смерти ничего не происходит. Я прошу вас не думать, что я против отца Порфирия (смеется). Он был действительно большим подвижником. Но мы спрашивали его учеников: после смерти происходит что-то на его могиле? – Нет, ничего. А при жизни что происходило! Столько рассказов! А после смерти ничего не происходит.

Отец Ефрем никогда не говорил о чудесах. А мы с ним общались очень часто. В 1978 году отец Григорий, наш настоятель, послал нас на Афон с несколькими монахами, и мы посетили отца Ефрема. И, между прочим, он нам сказал: «Вы еще придете сюда спустя два года». Мы пришли к отцу Паисию, он нам много чего говорил и то же самое сказал: «Через два года приходите». И их предсказания оправдались: через два года мы прибыли на Святую Гору.

Старец Паисий Святогорец

Отец Паисий привел нам несколько примеров из своей жизни о том, как он научился послушанию. Отец Паисий рассказал и вот что. Когда он молодой приехал на Святую Гору, в одну келью – не помню, как называется келья, то он пришел к старцу, и тот спрашивает: «А в миру ты чем занимался? Какая у тебя профессия?» – «Я плотник» – «Ну, хорошо, пойдем тогда сейчас с тобой рамы сделаем для окна. Сними мерки с этого окна…» Он снял мерку. Нашли дерево, стали распиливать. Отец Паисий говорит: «Здесь нужно отрезать, здесь нужно отрезать». А старец: «Нет, не здесь, а чуть подальше». Паисий тогда: «Да как же это? Окно меньше! Здесь надо, здесь давайте». «Делай то, что я тебе говорю», – отвечает старец. Ну, он рассмеялся, конечно, и сделал, как старец сказал. Пошли вставлять, а не входит рама в окно-то. А старец говорит: «Разве я тебя не предупреждал, что неправильные мерки? Ты неправильно смерил. Снова мерь». Он снова снял мерки. И теперь говорит: «Не здесь надо отрезать, а вот здесь». Опять то же самое. И опять его ругает старец: «Ты неправильно смерил». И заново. Целый день одну раму делают! Отец Паисий думает: «И чего он от меня хочет, этот человек?» Вот в четвертый раз старец говорит ему: «Вот здесь будешь резать». И тогда отец Паисий ответил: «Как благословите». А старец ему: «Ну, наконец-то. Давно надо было сказать так». Вот так научился послушанию отец Паисий. Это сам отец Паисий нам рассказывал.

– Геронда, мы вам очень признательны за эту беседу. Не могли бы вы напоследок сказать нечто доброе для наших читателей?

– Это для маленьких детей? (смеется)

Я бы посоветовал приехать на Святую Гору и сесть у ног не премудрого Гамалиила, а нашего старца Григория. И попросить, чтобы он сказал слово. Чтобы услышать поучение из первых уст, а не из вторых. Он много чего может рассказать.

Может быть, с первого взгляда он покажется таким неприступным, но если просто к нему подойти, попросить, он многое что может сделать, рассказать, открыться. Конечно, некоторые люди, которые к нему подходят, смущаются, потому что он может прилюдно кого-нибудь обличить, сказать: «Ты женатый?» – «Да». – «Дети есть?» – «Ну, да». – «А любовница?»

Да, он говорит прямо. И многие смущаются: «Почему этот игумен так со мной обращается? Он плохо говорит». Но старец этим хочет привести людей к Церкви.

Божественная литургия в московском Сретенском монастыре. У престола архимандрит Гавриил. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

И я вас тоже благодарю. Извините за то возмущение, которое мы принесли, за ошибки наши. Благодарю за ту честь, которую вы мне оказали, – честь предстоять Божественную литургию. И я хочу еще раз повторить: одно дело – увидеть всё своими глазами, чтобы от Святой Горы осталось верное впечатление, но совсем другое – услышать верное слово из первых уст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *