Архимандрит нектарий марченко

Беседа с настоятелем Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандритом Нектарием (Марченко).

– Что сегодня мешает изменить образ жизни человеку, осознавшему свою греховность?

– Это сложный вопрос. Дело в том, что у нас не стало собранности в мыслях, чувствах, мы перестали внимательно следить за этим. Апостол Павел говорит, чтобы человек удалялся от беспорядочных и лукавых людей (2 Фес. 3:2). Беспорядок – страшное зло. Болезнь современного общества заключается в том, что все делается несвоевременно: неправильное питание, неправильный отдых. У людей нет постоянства, и это порождает многие беды. А ведь постоянство было заповедано еще во времена Ветхого Завета, когда Бог говорит Иисусу Навину быть мужественным и твердым, исполнять заповеди Божии. Только благодаря постоянству изучения заповедей человек может покаяться и понять, из-за чего происходит грех. Грех связывает ум. От множества беззаконий человек теряет любовь – любовь к Богу и людям, его сердце становится жестоким, начинается самооправдание. Мы привыкли обвинять кого-то, но не себя. А всякое оправдание – это грех, и мы, занимаясь самооправданием на исповеди, совершаем грех. Когда человек оправдывается, он обязательно говорит неправду и этим прогневляет Бога. Господь говорит: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас»? (Мф. 17:17).

– То есть первым шагом на пути к Богу является покаяние?

– Да, основа основ – это покаяние. Оно примиряет с Богом и возрождает, пробуждает, оживляет разум и ум просветляет. Господь же сказал: «ходите, пока есть свет» (Ин. 12:35), а мы же во тьме тьмущей, и эта тьма так ослепила наш разум, что у нас наступило какое-то самоуспокоение. Теперь гордыня настолько нас обезобразила, настолько выросло самолюбие, что мы забыли слова Амвросия Оптинского: «Кто прощает, тот больше приобретает», – и Евангельские слова: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). У человека постоянно срабатывает себялюбие. Он сразу же идет на конфликт, на противостояние. У нас потеряны дар терпения, смирения, а о рассудительности даже и не приходится вести разговор!

– Как приобрести молитвенный настрой? И как расположить себя к покаянию и изменению своей жизни?

– К святым местам сейчас большинство приезжает туристами, а не паломниками. Приехали, посмотрели: красиво или не красиво. Об этом Господь говорит: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мк. 7:6). Мы перестаем внимательно следить за движениями своей души, за своим сердцем, теряем рассудительность, кичимся своей образованностью, а должна быть рассудительность! У нас столько дипломированных, но потерянных, безнравственных людей. Это значит без совести, а ведь совесть – это голос Самого Бога! Апостол Павел говорит: «Знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор. 8:1).
Мы потеряли ревность познания Бога, потеряли ношение Бога в разуме. Если человек усвоит, что когда он грешит, он гневит Бога, то появится страх Божий. Тогда появится и покаяние. А пока только безразличие и самооправдание.
Еще со времен Иоанна Крестителя говорится: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк. 16:16). Без усилий, без понуждения никогда ничего не бывает. Нужно сравнивать, рассуждать, стремиться приобрести разум. Из-за греховности, расслабленности ум человека тупеет, он сам становится медлительным и потерянным.

Сейчас мы все куда-то торопимся, стали меньше молиться, меньше рассуждать, отсюда появилась суетность ума и мыслей, которая притупляет разум. Терпение у людей убавилось и появилась поспешность и нетерпеливость. А в Евангелии говорится: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19).

– Изменить себя очень трудно. Всем ли это под силу?

– Благодать Божия немощных врачует и оскудевающих восполняет. Человек сам себе преграждает путь к достижению благодати. А все потому, что не имеет ни постоянства, ни принуждения, ни воздержания. Савва Иерусалимский сказал, что больше всего бес боится воздержания. Если бы человек был воздержаннее во всем, то он становился бы совершеннее. У нас должна быть мера общения, мера слова, мера еды, мера сна. А сон зависит от правильного питания. Когда ты съел лишнее – дольше будешь спать. Сейчас везде вечерние чаепития, а когда ты больше выпил, опять же трудный подъем, вялость, лень.
Апостол Павел пишет: «Лихоимцы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10). Насколько сейчас лень одолела человека! В современном мире на нас большое влияние оказывает техника. Люди забывают слова апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Теперь уже интернет в телефоне. И куда лезут? Туда, где разврат. Но это же блудная страсть! Хотя ее называют свободной любовью. Но это не любовь! Это всего-навсего чувственность, которая так человека разоряет, что сердце становится опустошенным, разум расслабленным, и отсюда все беды – и общественные и государственные.
Приведу простой пример. Во время трапезы бывает много интересных чтений, а проведи опрос – никто ничего не вспомнит. Настолько память расслаблена, что ничего не запоминается. Это еще одна беда нашего времени. Если бы люди знали Евангелие, то помнили бы, что Иисус Христос сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15:1–2). А потом успокаивает и вдохновляет: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15:3). Когда человек читает Евангелие, Псалтирь, Деяния апостольские – книги Священного Писания, то они, как носители благодати, очищают ум и сердце, память становится крепче, все вмещает и удерживает, отсюда и запоминание.

– Что в первую очередь делать тем, кто раскаялся? С чего начать?

– Надо не себе угождать, а Богу, славить Его чистым сердцем, славить своими делами. Мы всей жизнью должны показывать принадлежность Богу. Теперь же многие лицемерят: красиво говорят, а дела никакого. Апостол Иаков пишет: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих», – и «Вера без дел мертва» (Иак. 2:18, 20). Все, что мы совершаем ради Бога, во славу Его, дает нам самое главное: делает внимательными, пробуждает совесть, очищает от грехов. Но важно не забывать о внимании. Внимание в любом деле, а особенно в молитве – это стержень. Позже появится и умиление в сердце, и покаяние, и надежда, и понимание того, что Господь именно Милующий, Терпеливый, Всеблагой, и Он ожидает нашего исправления. Это нас утешит, поможет не отчаиваться.
У Бога все важно. Господь говорит: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). А мы сейчас теплохладные, нас заботят только наши насущные проблемы. Мы потеряли ревность познания Бога, ревность исполнения послушания. Сейчас никто не хочет принимать участие в делах Церкви: батюшка купит, построит, устроит, найдет спонсоров. Многие люди не понимают, что Церковь – это не батюшкина Церковь, это Божия Церковь, Божий дом. Какое бы доброе дело человек ни совершал, он должен осознавать, что делает это для очищения и спасения своей души, для победы над грехом.

– Когда человек хочет укрепиться в вере, кто и что ему в этом поможет?

– Вера – дар Божий! Приобрести веру можно только благодаря слову Божиему, Причастию и Таинствам. Господь говорит: «…они видя не видят и слыша не разумеют» (Лк. 8:10). Почему? Мы не стали иметь Бога в разуме, наше сердце стало плотоугодным. Сегодня у нас одна цель – одеть себя, нарядить, хорошо покушать и что-то сказать, чтобы как-то выделиться, показать себя. Все построено на тщеславии, а тщеславие – опустошает душу. А еще мы себя успокаиваем: «Тот грешит, этот грешит, ну и я буду». Так Господь сказал: «…возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Именно свой крест нужно нести, не оглядываясь на других. Каждому Господь дает свой крест, и каждому – по силе его.

– Как человеку понять, какой крест его?

– Поймет. Тот, кто может, имеет возможность и не делает – это грех. А у нас теперь так – только пальчиком указательным работаем: «Это он сделает, это – другой, а это сделает третий». А на себя пальчиком не указываем. В этом вся наша беда. Крестоношение – это исполнение всех заповедей Божиих. Правда, при отсутствии опыта жизни по заповедям достичь понимания своего креста трудно. Просто потому, что человек не находит главного – воздаяния. Только у человека, который делает богоугодное дело, после этого появляется внутреннее довольство, радование. Это и есть воздаяние. А у нас что? Какое бы дело ни было, легкое или трудное, мы постоянно сомневаемся: делать ли, а надо ли. Напротив, должно быть что-то вроде бартерной системы – обменять временный мир на вечность. Человек внимательный знает, от какого дела он получает большее воздаяние, и делает его.

– Бывает, что, человек делает свое дело, но при этом у него возникают отчаяние, озлобленность… Почему?

– Озлобленность у человека происходит от непостоянства: человек, то возгревает свою душу, то она у него остывает, а также от чревоугодия и сластолюбия. Мы всего боимся. А труд – телу честь и душе спасение! Когда человек начнет вникать в эту значимость трудовой деятельности (в монастыре это именуется послушанием), то это станет для него исполнением слов: «Да будет Царство Твое, да будет воля Твоя». Приходит понимание, что это Его воля, а не чья-то еще.
Мы нашу работу на кого-то перекладываем, и получается, не можем порой ее понять, а ведь надо развиваться. Скажем, институт или любое учебное заведение – это же всего-навсего зачисление. А обучение начинается тогда, когда студент выполняет практические задания, сдает зачеты и экзамены. Эта постепенность формирует у человека определенный уровень сознания, дает какой-то навык. А если навыков нет, сделали кое-как, то приходится стоять над душой, все контролировать. Иначе нет доверия. А должно быть только продвижение, рост, принципиальная требовательность к самому себе. Каждый день должен происходить самоанализ: «Что я сделал, а что не сделал? Почему я не сделал?» У нас этого нет. Не стало борения с самим собой, не стало осмысленности.

– В современном мире не сразу приходит осознание, что цель нашей жизни – спасение.

– Да, к этому приходят не сразу. Люди начинают задумываться: образование, работа, устроенность, материальная обеспеченность, дети, внуки… А что дальше? Дальше – смерть. Наша жизнь всего-навсего подготовка к вечности, потому как Евангелие показывает, что человек от своих мыслей, слов, дел и даже намерений будет или оправдан, или осужден. Какая задача из этого вытекает? Развивать благочестие. Только Церковь еще как-то пытается бороться за развитие благочестия.

Сейчас в Москве огромное количество самоубийств, из окон выбрасываются даже дети. Люди заканчивают свою жизнь, даже не осмыслив происходящего. Впадают в крайности, отчаиваются, потому что нет веры. А на кого воззрит Господь? На кроткого и смиренного сердцем. И вот если бы наше сердце было не озлобленным, то оно бы отличало добро от зла.

Сейчас малейшие трудности вызывают у людей отчаяние, безысходность. А Господь обязательно всех испытывает, но после этого дает вознаграждение!

– Многих, приходящих в Церковь, пугает, что без испытаний спастись невозможно.

– Главный момент нашей жизни заключается в том, чтобы не гнушаться искушений, ибо они дают опытность. И за все ниспосланное надо благодарить Бога. В этом случае у человека сразу исчезают помыслы: «То не сказал, того не договорил…», – а рождается мирный дух. Божий мир в душе выше всякого ума! Человек должен быть убедительным и спокойным. Эмоции – это страсти. Говорят: «Этот человек эмоциональный». Нет, это страстный человек! Это в нем страсти кипят.
Все оттого, что мы не умеем себя останавливать. В этом поможет только постоянное мирное устроение духа и молитвенный настрой. Тогда дается и скорость мыслительная, и человек как бы переключается на другую волну, не дает волю своему языку. А сейчас у большинства язык опережает разум. Сначала говорим, а потом думаем.

Надо уметь довольствоваться малым. Господь все даст! А еще из евангельских слов мы слышим: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13). Надо уметь обладать собой, надо уметь заставлять себя, надо уметь ограничивать себя, надо уметь довольствоваться посланным, и тогда все будет!

Ежемесячное издание «Покров»

КИЕВ. 12 апреля. УНН. В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре после вспышки COVID-19 умер архимандрит Нектарий (в миру — Коваленко Александр Андреевич). Об этом сообщается на официальном сайте лавры, передает УНН.

«С глубокой скорбью сообщаем, что сегодня, 12 апреля, на 74-м году жизни после продолжительной болезни отошел к Господу насельник Свято-Успенской Киево-Печерской лавры архимандрит Нектарий (в миру — Коваленко Александр Андреевич). Все знали отца Нектария как лаврского старца, молитвенника, который посещал все богослужения, чуткого духовника, к которому можно было обратиться за помощью в любой момент», — говорится в сообщении.

Также отмечается, что архимандрит Нектарий пришел послушником в обитель в 1988 году, когда в лавре возобновилась монашеская жизнь после ее закрытия в период безбожного советского правления.

Он нес различные послушания, в том числе заведовал чтением неусыпного Псалтыря.

Напомним, в Киеве в течение 8 апреля было обнаружено 41 случай заболевания COVID-19, вызванного коронавирусной инфекцией. Из них 26 — у людей, находившихся в Киево-Печерской лавре.

Информация о фильме
Название: ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Год выхода: 2007
Жанр: Документальный
Режиссер: архимандрит Тихон (Шевкунов)

О фильме:
Замечательный фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) о старцах Псково-Печерского монастыря.
Автор сценария и режиссер фильма Тихон Шевкунов — выпускник сценарного факультета ВГИКа, а ныне наместник московского Сретенского монастыря. Этот фильм был снят в 1986 году в Псково-Печерском монастыре, где он был несколько лет послушником. Псково-Печерский монастырь — единственный в России, который ни разу не закрывался за всю свою многовековую историю начиная с XV века. Даже в годы советской власти обитель действовала, и в ней сохранилось уникальное явление духовной жизни — старчество. В фильме есть уникальные кадры, когда были еще живы многие старцы, такие как архимандрит Серафим, архимандрит Феофан, схиархимандрит Александр, архимандрит Нафанаил, схиигумен Мелхиседек, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Перед зрителем предстает на первый взгляд обычная монастырская жизнь — богослужения, работы по хозяйству — в кузнице, на колке дров или на выпечке просфор. Но, вглядываясь в лица монахов, понимаешь, что это другие люди, с особым внутренним миром.
В 2007 году фильм «Псково-Печерская обитель» был удостоен Гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль).

Ссылки по теме:
Фильм «Советский архимандрит» (об архимандрите Алипии (Воронове)) (2010)

Кадры из фильма:

Примечание: Для того, чтобы посмотреть видео в полноэкранном режиме,нажмите кнопку полноэкранного режима в нижнем правом углу окна проигрывателя. После нажатия кнопки видео увеличится почти до размеров вашего экрана.

Назад к списку

В 1995 архимандрита Григория назначили настоятелем Иоанно-­Богословской церкви села Вольного. В 2008 в связи с сильными проблемами со здоровьем он был переведен за штат. Батюшка прослужил в сане священника 70 лет. За свои многолетние труды он был удостоен многими церковными и государственными наградами, снискал любовь и уважение у верующих из многих стран. Отец Григорий ­ старец (Георгий Иосифович Цвынтарный) скончался в октябре 2015 года. Похоронен в Армавире в Свято-­Троицком храме.

Этот рассказ посвящен ему.

…Концлагерь Дахау, близ города Мюнхен. Конец марта 1944 года.

Двери барака распахнулись, свежий воздух стал проникать в помещение. Казалось, что это он пьянит и дурманит узников. Темнота, болезненный вид тех, кто находится в помещении, люди, постепенно умирающие от недоедания, тяжелого труда на химических предприятиях и от медицинских опытов ­ такую картину увидел молодой младший лейтенант Георгий Цвынтарный.

Казалось, ужасней ее быть не может. Хотя, если не смотреть в барак, то можно было даже влюбиться в это место, восхититься аккуратно покрашенными зданиями, рядом с которыми ­ клумбы. Лишь забор, возведенный вокруг территории, напоминал прибывшему о том, что ты не в аккуратном немецком городке, а в конц­лагере.

Георгий оцепенел, но за спиной раздалась команда, и сильная рука фашис­та втолкнула нового узника в барак. Новичков здесь размещали партиями, иногда за день приводили по несколько человек, предварительно убрав тела умерших за ночь и больных, которые не могли работать.

Георгий, войдя в барак, сел на длинную скамейку. Ему казалось, что жизнь окончилась, что он больше не увидит мирного неба. «Как хочется Тебе, Господи, послужить! Не о себе прошу, дай мне возможность послужить Тебе! Не хочу богатства для себя, званий… А ведь скоро светлый праздник ­ Воскресение Христово», ­ думал молодой человек. И вспоминал, на какое число в этом году выпадает Пасха, сколько осталось до этого Великого дня.

Первый день

Мысль была прервана резким звуком. Георгий встрепенулся, посмотрел вокруг себя. Узники вставали и строились возле стола. Некоторые не могли подняться с нар. Немецкие офицеры вошли в барак и на ломаном русском языке отдали команду о начале переклички, о распределении мест работы. Тех, кто не смог встать, погружали на носилки и куда­-то уносили. После этого юркий узник из соседнего барака подсчитал, сколько освободилось мест, сообщил информацию главному.

Людей отправили на работы. Забрали и Георгия. Он обрадовался, что теперь сможет молиться и не думать о своей судьбе. Трудиться пришлось в маленькой комнате на розливе какой­-то жидкости из больших сосудов в маленькие. Спасала молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Так прошел первый день. Завершился он по гудку. Работников погрузили в машины и отправили в бараки. По дороге Георгий старался ни с кем не разговаривать, все больше погружаясь в молитвенное правило, которое он получил еще в далеком Красноярске, когда помог старой женщине перейти дорогу, чтобы попасть в храм.

О.ПАЛАТОВА.

(Полную версию материала читайте в газете «Рассвет» от 30.04.2020 в №№51-52).

Подпишись на Рассвет и будешь в курсе событий района!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *