Архитектура соборов

Москва — одна из тех немногих столиц, которую трудно причислить одной фразой к какой-либо культуре. Ни у кого язык не повернется назвать Москву западным городом, хотя все согласятся что Москва немного напоминает европейские столицы. Отличия же от других культур еще более заметны. Москва исключительна и самобытна.

Москва — очень сложный город. В архитектуре все меньше и меньше последовательности. На небольших участках находятся здания разных эпох, культур и стилей. Об основных стилях использованных при застройке столицы мы и расскажем.

  • Классицизм
  • Эклектика
  • Модерн

Нынешняя Москва с ее богатством архитектурных стилей, с разнообразием прекрасных памятников архитектуры начала свою историю в далекой древности. С самого своего появления Москва разрасталась не по принципу города, а как боярская усадьба. Никакой продуманной планировки улиц поначалу не существовало. Торговцы, прокладывавшие свои пути, прорубали просеки среди леса, которые постепенно превращались в проезжие дороги, а затем и первые улицы, с разных сторон сходившиеся к Боровицкому холму.

Старинное Садовое кольцо на всем протяжении было ограждено частоколами, за которыми скрывались частные владения горожан. За оградами зеленели фруктовые сады, в тени деревьев находилась рубленая изба, баня, различные хозяйственные постройки, прудик с рыбой. Москва складывалась из четырех посадов, и действительно напоминала крупную деревню, окружавшую Детинец – так называли Кремль, с княжеским теремом.

Кремль был поначалу единственным объектом, в котором можно было найти признаки влияния иностранной архитектуры. По своему устройству Детинец напоминал западноевропейский рыцарский замок: высокая защитная стена, ров с водой на подходе к ней, подъемный мост.

Когда в 14 веке при Иване Калите началась активная застройка Кремля, то древнерусские строительные приемы дополнились традициями итальянского и византийского зодчества. Примером подобного новшества может служить белокаменный Успенский собор, который был возведен по примеру храмов Константинополя (до нашего времени дошел третий вариант храма, построенный в 1479 году, а первые два быстро обветшали). Успенский храм, который мы его видим сейчас, построил талантливый зодчий из Италии Аристотель Фиораванти. Мастеру было приказано просто скопировать собор, но кое-что он все-таки добавил от себя. Так у Успенского собора появились узорчатые пилястры и аркатурный пояс, характерные для архитектуры итальянского Ренессанса. В итоге собор стал носить присущие всей московской архитектуре черты эклектичности.

Следующим заметным отступлением от устоявшихся канонов храмостроительства стало произведение Алевиза Нового – также итальянца. Под его руководством в 1504 году на территории Кремля был построен пятиглавый Архангельский собор, в котором явно прослеживались венецианские мотивы, а окраска стен была не традиционно белой, а красно-белой.

В конце 15 начале 16 века государственная власть взяла под контроль строительство на территории Москвы. Был создан Каменный приказ, который контролировал возведение не только административных, но и жилых зданий в городе. В это время для строительства стали повсеместно использовать новые строительные материалы: красный и белый кирпич. Один из примеров сооружений данного периода – Кремлевская кирпичная стена с двурогими зубцами, напоминающими хвост ласточки – элемент присущий замковым стенам Милана и Вероны. Русский архитектор Бажен Огурцов спустя некоторое время построит над парадной проездной башней Кремля аркаду со стрельчатыми сводами, свойственными готическому стилю, таким образом, вновь подтверждая благосклонное отношение столицы к эклектическому стилю.

Москва 16-го века значительно превосходила по размерам Лондон, Флоренцию, Прагу – наиболее крупные средневековые города. Именно тогда в городе возникла радиально-кольцевая планировка, которая продолжает сохраняться в Москве и в наши дни. Архитектурный стиль радиально-кольцевой московской застройки был уникальным, и несвойственным ни одному городу в мире, и это в значительной степени оказало влияние и на архитектурное лицо города.

В годы правления Алексея Михайловича Романова и Елизаветы Петровны (17-18 в.в.) В Москве впервые появился один господствующий стиль, который диктовал правила строительства. Это был, пришедший из Западной Европы, пышный и причудливый дворцовый стиль барокко. Для зданий эпохи барокко характерно обилие лепнины, скульптур и прочих декоративных элементов. Сооружения были призваны поражать роскошью, одним своим видом рассказывать о богатстве и влиятельности их хозяина. В стиле барокко были построен дом князя Голицына в Охотном ряду, храм Покрова Богоматери в Филях и многое другое.

Со сменой правителей менялись и архитектурные тенденции. При Петре I осуждались любые излишества, а в связи со строительством новой российской столицы – Санкт-Петербурга, в Москве вообще запретили возводить что бы то ни было из камня, даже прогнившие деревянные мостовые не разрешалось мостить щебнем. Но кое-какие прогрессивные изменения коснулись и древней русской столицы. Одной из архитектурных реформ, произведенных Петром Великим, было перенесение домов на линию дороги, чтобы сделать Москву похожей на европейские города.

Полноценное строительство возобновилось в Москве лишь с приходом на престол Екатерины II. Императрица утвердила первый официальный план реконструкции и застройки Москвы, в котором предписывалось строить дома исключительно из камня, устанавливать их по прямой линии, а сами улицы должны быть вымощены и освещены. В архитектуре начиналась эпоха классицизма, плодом которой стали аккуратные особняки с фасадами, выполненные в новом стиле, но еще с элементами барокко. Новый стиль призывал вернуться к истокам – к античности с ее выверенными пропорциями, симметрией и величественностью. Среди выдающихся архитектурных памятников классицизма и дом Пашкова, который высится на Ваганьковском холме напротив Кремля.

Классицизм был ведущим архитектурным направлением в Москве вплоть до середины 19 века, а затем его стала вытеснять эклектика – довольно привычный для Москвы стиль, который значительно обогатился за прошедшие века, и подарил городу такие архитектурные шедевры как здание Сандуновских бань или Центрального банка.

Вслед за эклектикой пришел модерн – один из самых изысканных стилей, необычный, пластичный, запоминающийся. Характерной чертой модерна было создание произведений, прекрасных и снаружи и изнутри. Для украшения зданий применяли стилизованные элементы флоры и фауны, активно использовали новые материалы, экспериментировали с планировкой. Образцом модерна – неорусского стиля, является здание Третьяковской галереи, в стиле модерн построены и особняки Кекушевой, Рябушинского, Дерожинской и другие. Век модерна был недолгим – приблизительно с 1890 по 1910 годы. Последующие революции и социальные преобразования в России и в Москве в частности, требовали другого подхода к строительству.

После того, как закончилась гражданская война, и страна привыкла к новой мирной жизни, ведущим архитектурным течением стал советский монументальный классицизм. Заметным событием в архитектурной жизни Москвы стало возведение семи знаменитых высоток в имперском стиле. Их строили по личному указанию Сталина, а стиль – это как раз советский монументальный классицизм или «сталинский ампир». Высотки имеют также характерные черты московского стиля – их шпили и шатры имитируют форму башен Кремля, а декор сочетает в себе классические европейские и древнерусские элементы.

Невиданная волна массового строительства захлестнула Москву во время нахождения у власти Председателя ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Тогда стремительно вырастали целые микрорайоны – невзрачные и однотипные, начисто лишенные какой-либо индивидуальности, но, тем не менее, это помогло в значительной мере решить вопрос нехватки жилья. Строили типовые пятиэтажки из самого дешевого материала – панельных блоков и силикатного кирпича, квартиры в них были маленькими, с проходными комнатами.

В наши дни Москва вновь пребывает в состоянии строительного бума. Нынешние строители предпочитают комплексный подход к застройке, возводя не отдельные дома, а жилые комплексы со всей необходимой инфраструктурой и неказенными, романтичными названиями. Это своеобразные небольшие городки в крупном мегаполисе. Здесь есть свои парковки, магазины, детские сады, лечебные учреждения, развлекательный заведения и прочее. Если говорить об архитектурном стиле – то особой популярностью пользуется хай-тек, но все же, основная характеристика московской архитектуры продолжает оставаться неизменным – это многоплановость и разнообразие, смешение стилей и оригинальность.

«Вне стен Вероны жизни нет нигде…» В.Шекспир Верона – город многовековой истории и романтической любви, который бережно хранит традиции, уходящие в далекое прошлое, воплощенные в великолепной архитектуре и овеянные неповторимым флером вечной легенды. «Улицы и дома Вероны прекрасны, их стены богаты золотом и пурпуром старого камня, старой окраски, старых фресок…». Верона, расположена на северо-востоке Италии, на реке Адидже, в регионе Венето, и является административным центром одноимённой провинции. Город занимает площадь в 207 кв.км, на которой проживают более 150 тысяч человек. Возникновение Вероны теряется в глубине веков, первые поселения в том месте, где расположен город, восходят к доисторической эпохе, так как уже в I веке до н.э., Верона становится важной колонией — Colonia Augusta Verona. К I веку относятся и основные римские памятники города, а сохранившиеся до нашего времени свидетели той эпохи: амфитеатр, театр, арки, ворота, мост превращают Верону в самый «римский» город Италии после Рима. После падения Империи город продолжал процветать под руководством королей варваров и достиг пика в культурном развитии во время правления династии Делла Скала в 13 и 14 веках. В 1404 г. город перешел во владение Венецианской Республики, под покровительством которой Верона находилась до вторжения Наполеона в 1797 г. В 1814 г. вся Венецианская область перешла во власть Австрии и, в конечном счете, в 1866 г. была объединена с остальной Италией. Богатая история Вероны, несомненно, прославлена бессмертным произведением великого Шекспира о трагической любви Ромео и Джульетты, и город по праву считается самой романтической столицей всех влюбленных. Но, как писал известный историк П.Муратов: «редкая живописность Вероны…слагается не только из элементов природы, жизни и веяний времени. Всякое человеческое делание стоит здесь на каком-то артистическом уровне, и всякое человеческое жилище становится здесь произведением искусства».

Климат

В Вероне климат умеренно теплый, лето достаточно жаркое, до +29 С, зима – мягкая, в основном, с плюсовой температурой.

Достопримечательности

Верона представляет прекрасные образцы архитектуры и искусства, а также исторические памятники, сочетающие различные эпохи — от древнеримской и средневековой до изысканного модерна. Арена (Arena di Verona) — построена в I в. н.э., один из важнейших и лучше всего сохранившихся римских амфитеатров. Арена состояла из четырех эллиптических колец с внутренними и внешними осями и могла вместить 22 тысячи зрителей. Из мраморных блоков строители высекли 44 лестничных ряда. Амфитеатр включал в себя и наружное овальное кольцо, от которого в настоящий момент остался лишь небольшой фрагмент. С 1913 года летом здесь проходит Веронский оперный фестиваль.

Пьяцца деле Эрбе (Piazza Erbe, Травяная площадь) — располагается там, где в античности находился римский Форум. Архитектурное обрамление площади составляют великолепные здания и сооружения. Дом купцов — строение в готическом стиле, надстроенное гибеллинскими зубцами во время вольной реставрации здания в XIX веке, появилось на площади в эпоху Скалигеров, по желанию Альберта I (1301 г.). В Средние века оно служило резиденцией гильдий. В центре площади высится готический шедевр эпохи Скалигеров, фонтан Веронской Мадонны, построенный в 1368 году и в скором времени ставший одним из символов города.

Палаццо Маффеи (Palazzo Maffei) — массивная барочная постройка — появилось на месте предшествовавшего здания XIII века. Над аттиком дворца установлена балюстрада со статуями античных божеств. Над зданием доминирует строгий силуэт Часовой башни, возведенной из кирпича в 1370 году.

Ратуша (Палаццо Коммунале, Palazzo Communale) — старинное массивное здание, квадратное в плане, лишь во внутреннем дворе сохранило средневековый облик. Над ним царствует Башня Ламберти (83 метра), которая, несмотря на общественное предназначение, в своем названии сохраняет память о построившей ее, в 1172 году, древней веронской семье. Башня Ламберти носила также название «Башня с колоколами» — по колоколам Ренго и Марангона (1464 года).

Палаццо дель Консильо (Palazzo del Consilio Дворец Совета) – образец веронской архитектуры, возведенный в 1476-93 годах на Площади Сеньоров. На карнизе водружены пять статуй и изображающих видных веронцев древнеримской эпохи. Здесь же на площади находится памятник Данте Алигьери, изваянный скульптором Уго Заннони, в память о пребывании в городе великого поэта. Статуя была открыта в годовщину рождения поэта, 14 мая 1865 года.

Санта Мария Антика (Santa Maria Antica) – небольшая церковь с миниатюрной колокольней необычной формы, в эпоху Скалигеров выполняла функцию их дворцовой капеллы. Постройка XII века представляет собой характерный образец веронского романского стиля, с чередующимися полосами кирпича и камня. Перед ее фасадом находится необыкновенно живописное «кладбище» владык Вероны. Базилика Св. Анастасии — изумительная готическая церковь, построенная доминиканцами в 1290-1481 годах.

Порта Борсари (Porta Brosari) — сооружение, насчитывающее почти две тысячи лет, представляет собой фасад несохранившегося здания, игравшего роль фортификации и казармы гарнизона, сторожившего главный вход в город.

Замок Веккьо (Castelvecchio) — самый большой памятник светской архитектуры средневековой Вероны. Мост Скалигеров, сооруженный в 1355 г. и соединяющий Кастельвеккио с левым берегом, представляет собой уникальный образец средневекового моста.

Базилика Св. Зенона — является наиважнейшим историческим памятником Вероны. Первая церковная постройка появилась здесь уже в IV-V веках, за ней последовала вторая, возведенная по повелению короля франков Пипина и при участии епископа Ратольдо. Вероятно, именно во втором храме были торжественно помещены в 807 году мощи святителя Зенона. К базилике пристроен огромный романский клуатр XII века. Его портик состоит из непрерывного ансамбля двойных колонн с арками.

Памятники светской архитектуры

Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку — гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, Дворцовые и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возводились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов.

В давние времена на Руси въезд в город украшали парадными «золотыми» или «красными» воротами. А в XVII-XX вв. крупные военные события ознаменовались строительством триумфальных арок. Кроме того, объекты экскурсионного показа включают в себя интересные сооружения, памятники и монументы, возведенные по проектам современных зодчих.

К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения.

Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими, как, например Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга; Архангельское, Ярополец, Ольгово, Ильинское и другие в Подмосковье.

Архитектура церквей — один из самых болезненных вопросов современной городской застройки. C одной стороны, мы видим множащиеся однотипные храмы. C другой — всё чаще сталкиваемся с неоднозначными проектами, заигрывающими с современностью. Попросили сооснователя бюро Quadratura Circuli Даниила Макарова и куратора проектов «МАРШ Лаб» Филиппа Якубчука рассказать про проблемы, тренды и будущее церковной архитектуры в России.

Макаров: У нас сложилась такая ситуация, при которой каждое направление архитектуры в рамках постмодернизма выбрало себе свои стилистические предпочтения: аэропорты тяготеют к так называемому хай-теку, бизнес-центры принято зашивать стеклом на манер модернистских небоскрёбов, жильё облекается в бесконечное число разных оболочек с однообразием внутренней структуры, офисные здания в историческом контексте часто решаются на чисто постмодернистскую игру в архитектурные элементы, а храмовая архитектура выбрала себе историцизм в качестве главной отличительной черты.

Это разделение довольно условное, теоретически ничего не мешает храму не облекаться в формы XV века, а скомбинировать конструктивные наработки модернизма и постмодернистскую интерпретацию модернизма. Таким, например, получился Георгиевский храм на Поклонной горе.

Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе. Источник: wikipedia.org

В своё время он считался передовым, но сейчас можно сказать, что он так и не стал более современным, чем другие храмы середины девяностых. Он просто цитировал, компилировал и трансформировал иные образы, нежели его современники, в которых угадываются древнерусские храмы.

И если светская архитектура постепенно переросла концепцию «города пленённого земного шара», то церковное зодчество по инерции продолжает противопоставлять себя окружению, замыкаясь в собственном нарративе, воспроизводя привычные образы, которые с каждым годом всё меньше справляются с функцией эстетического и функционального удовлетворения, но до сих пор решают проблему узнаваемости.

Иначе говоря, не существует какого-то запрета на новые формы и нестандартные решения для церковной архитектуры, что подтверждают нестандартные православные храмы разных годов постройки, не отсылающие своим видом к дореволюционным прототипам. Но по историческим, культурным и иным причинам церковная архитектура выбрала и заняла оптимальную нишу в ушедшей эпохе.

Почему на западе переход к современным формам случился намного раньше

Макаров: На Западе было всегда поступательное развитие церковной архитектуры параллельно с развитием всего остального искусства и культуры, без каких-либо драматических переходов. Там не было исторических факторов, которые бы удаляли из поля зрения деятелей культуры церковное искусство.

Якубчук: Никакого особого перехода, думаю, там не было. Идёт поступательный эволюционный процесс, не сильно тревожимый глобальными потрясениями, как это было у нас. Всё-таки гонения на церковь в советское время — это мощное тектоническое потрясение, по некоторым оценкам, превосходящее даже римские гонения раннехристианских времён. Мы как общество ещё не оправились от тех травм, архитектура — только следствие этой травмированности. Пока мы усиленно тоскуем по утраченному прошлому.

Асфальт на участке Тверской улицы в Москве планируют заменить за два… дня Власти Москвы планируют полностью заменить асфальт на участке Тверской улицы от Моховой до Настасьинского переулка за два дня. Работы проведут в выходные, их дата пока не определена и будет зависеть от погодных условий, сообщил ТАСС в четверг заммэра Москвы Петр Бирюков. «На участке Тверской улицы от Моховой улицы до Настасьинского переулка полностью заменят асфальт по технологии укладки «единым ковром». <…> На время проведения работ движение автотранспорта на этом участке общей протяженностью 1,3 км будет полностью перекрыто для автомобилей. Соответствующая информация будет заблаговременно доведена до горожан, чтобы они спланировали свои поездки в центр с учетом изменений», — сказал Бирюков. Он пояснил, что дорожное покрытие на этом участке Тверской улицы последний раз меняли в 2016 году, также «единым ковром». Это позволило пятый сезон обходиться без ремонта дорожного полотна, хотя дороги первой категории, к которым относится и Тверская, нужно ремонтировать через три года. «Сейчас на дороге из-за интенсивного движения уже образовалась колейность, которая может стать причиной ДТП. Поэтому специальная комиссия после обследования данного участка приняла решение о необходимости проведения ремонта», — отметил Бирюков. По его словам, работы будут вести ускоренными темпами и в круглосуточном режиме. Ещё

Рестораны, бары, ночные клубы

Accademia (Via Scala) – расположен в самом центре, представляет традиционную итальянскую кухню и блюда из морепродуктов. ‘Al Duomo’ – уникальный ресторан, расположенный в здании средневековой церкви, представляет блюда итальянской кухни, здесь же имеется музей музыкальных инструментов. Arche (Via Arche scaligere) – изысканный гастрономический ресторан, столик лучше заказывать заранее. Bottega del Vino (Via Scudo di Francia) – популярный ресторан с превосходной местной кухней и прекрасным выбором вин. Maffei (Piazza delle Erbe) – элегантный ресторан, расположенный на одноименной площади, славится своей кухней. Столик лучше бронировать заранее. Silver Star (Via Bentegodi) – популярный ресторан с непринужденной атмосферой, интернациональная кухня. Вечерами проходят музыкальные и шоу-программы. Le Vecete (Via Pellicciai) – историческая таверна в центре города, элегантная атмосфера, большой выбор легких блюд и превосходных итальянских вин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *