Автобусы для инвалидов

ГОСТ Р 50844-95
Группа Д21

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОБУСЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ИНВАЛИДОВ

Общие технические требования

Buses for carrying invalids. General technical requirements

Дата введения 1991-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации и Государственным научным центром Российской Федерации Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) Главного управления по развитию автомобильной промышленности Комитета по машиностроению Российской Федерации
РАЗРАБОТЧИКИ

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1995 г. N 634.

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 22.07.97 N 256 с 01.11.1997

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 10, 1997 год

Содержание

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на автобусы, специально предназначенные для перевозок инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе в креслах-колясках, а также на автобусы общего пользования по ГОСТ 27815* и 28345**, оборудованные для проезда в них инвалидов в креслах-колясках.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36-2004;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.52-2005, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Автобусы предназначены для эксплуатации по автомобильным дорогам общей транспортной сети Российской Федерации и должны быть рассчитаны для эксплуатации в районах с умеренным климатом при воздействии климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150.
Требования настоящего стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18837-89* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения ремней безопасности и удерживающих систем для взрослых пассажиров и водителей механических транспортных средств
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.16-2005, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 21015-88 Места крепления ремней безопасности легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 22895-77* Тормозные системы и тормозные свойства автотранспортных средств. Нормативы эффективности. Технические требования
_______________
* На территории Российской Федерации действуют ГОСТ Р 41.13-99, ГОСТ Р 41.13-Н-99, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 24309-90* Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения подголовников, вмонтированных или не вмонтированных в сиденья транспортных средств
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.25-2001, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 27815-88* Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.36-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 28345-89* Единообразные предписания, касающиеся конструкции маломестных транспортных средств общего пользования
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 41.52-2005, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

3 ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
— автобус для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательных функций, в том числе инвалидов в креслах-колясках, — автобус;
— сиденье, предназначенное для размещения инвалидов, — сиденье;
— кресло-коляска для передвижения инвалидов — КК;
— устройство для подъема (опускания) инвалида в КК в (из) автобус(а) — ПУ;
— наклонная платформа между поверхностью перемещения КК и полом автобуса, предназначенная для въезда (выезда) инвалида в КК в (из) автобус(а), — рампа;
— рампа, используемая для эвакуации инвалидов в КК в случае опасности, — аварийная рампа;
— дорожно-транспортное происшествие — ДТП.
Раздел 3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

От 850 руб./час Заказать

Людям с ограниченными возможностями и инвалидам колясочникам тяжело передвигаться по городу, переезжать из одного места в другое. Обычные автобусы и автомобили не предназначены для перевозки подобных пассажиров. К счастью, существуют машины, специально оборудованные для удобства и безопасности инвалидов.

Наша служба такси – одна из немногих транспортных компаний в Санкт-Петербурге, обладающих специализированными автомобилями для перевозки инвалидов колясочников. Микроавтобусы Форд Транзит оборудованы согласно всем стандартам и требованиям, предъявляемым к такому транспорту:

  • сидения для перевозки инвалидов с подлокотниками и ремнями безопасности
  • имеются крепежные элементы для транспортировки кресел – колясок в сложенном виде
  • закладные элементы для фиксации кресел – колясок в разложенном виде
  • электрогидроподъемник для посадки инвалида колясочника в салон
  • термошумоизоляция салона
  • Дополнительный блок фонарей над электрогидроподъемником для посадки и высадки в темное время суток
  • Кнопка вызова водителя у каждого сидения

Просторный и вместительный салон микроавтобуса позволяет перевозить одновременно двух инвалидов в креслах – колясках и семь пассажиров сопровождения.

Транспортировку можно осуществлять в любое удобное для Вас время, как в будние дни, так и в выходные. Обращаем Ваше внимание, что данную услугу лучше заказывать заранее, хотя бы за сутки до предполагаемой поездки.

Стоимость услуги:
В пределах КАД: 1100 рублей в час, минимальный заказ — 3 часа.
За пределами КАД: 1100 рублей в час + 70 рублей за один км.
Поездки по Ленинградской области, а так же в другие города, рассчитываются индивидуально менеджером компании.

Заказать

Оставьте свои данные, и наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Планировка пассажирского помещения

4.1.1 Варианты размещения инвалидов в КК и на сиденьях приведены в приложении А.

4.1.2 Ширина прохода от дверей до мест размещения инвалидов в автобусах II и III классов по ГОСТ 27815 должна быть не менее 44 см.
Измерение ширины прохода проводится методами, установленными ГОСТ 27815.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.3 Сиденья и КК размещают вдоль боковых стенок автобуса в один ряд и они должны быть обращены вперед по ходу автобуса.
Указанное требование не относится к автобусам общего пользования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.1.4 Размеры пола для размещения одной КК должны быть, не менее, см: длина 130, ширина 90.

4.1.5 В каждом ряду перед передней КК должно быть дополнительное пространство не менее 30 см до вертикальной плоскости, проведенной касательно через ближайшую точку неподвижного элемента (спинку пассажирского сиденья, ограждения и т.п.) перпендикулярно продольной оси автобуса на высоте не менее 170 см от пола.

4.1.6 Пол пассажирского помещения в местах расположения КК и зонах доступа к ним не должен иметь пандусов и ступенек.

4.1.7 В пассажирском помещении городских маршрутных автобусов напротив двери, предназначенной для доступа в автобус инвалида в КК, должна быть предусмотрена свободная площадь (круг поворота) диаметром не менее 140 см (см. рисунок А.4).

4.1.8 На участке пола, предназначенного для размещения КК, должны быть предусмотрены вдоль боковых стенок горизонтальные поручни. Высота расположения поручней от уровня пола должна составлять (100±10) см.

4.2 Сиденья

_______________
* Наименование п.4.2. Измененная редакция. Изм. N 1.

4.2.1 Сиденья в автобусах II и III классов по ГОСТ 27815 (приложение Б)

4.2.1.1. Для сидений, установленных в одном направлении, расстояние между передней поверхностью спинки сиденья и задней поверхностью спинки впереди расположенного сиденья, измеренное по горизонтали в интервале от горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, до горизонтальной плоскости, расположенной на высоте 62 см над участком пола для ног сидящего пассажира, должно быть не менее 75 см.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.1.2 Ширина одноместного сиденья должна быть не менее 45 см. Ширина части свободного пространства, измеренная в каждую сторону от средней вертикальной плоскости места для сиденья по горизонтали вдоль спинки сиденья на высоте от 27 до 65 см над несжатой подушкой сиденья, должно быть не менее 25 см.

4.2.1.3 Глубина подушки сиденья должна быть не менее 43 см.

4.2.1.4 Сиденья должны иметь опору для голени, которая по своей конструкции аналогична конструкции подушки сиденья и в горизонтальном положении является ее продолжением.
Длина опоры для голени должна быть (20±5) см.
Угол регулировки опоры для голени должен быть 0-45°.

4.2.1.5 Высота подушки сиденья в несжатом состоянии относительно уровня участка пола, на котором расположены ноги сидящего пассажира , должна быть такой, чтобы высота горизонтальной плоскости, касательной к поверхности подушки сиденья, над этим участком составляла от 40 до 50 см.

4.2.1.6 Угол наклона подушки сиденья от горизонтали должен быть 5°-10°.

4.2.1.7 Угол между спинкой и подушкой сиденья должен быть 95°-110°.

4.2.1.8 Сиденья должны иметь спинки с подголовниками (по ГОСТ 24309). Спинка сиденья должна иметь регулировку положения по углу наклона. Угол регулировки должен быть 15°-20°.

4.2.1.9 Высота подлокотника сиденья над уровнем ненагруженной подушки должна быть (20±2) см.

4.2.1.10 Подлокотники сидений, расположенные со стороны центрального прохода, должны быть откидными.

4.2.1.11 Сиденья должны иметь опоры для стоп.

4.2.1.12 Сиденья должны быть легкосъемными. Крепление сидений в автобусе должно позволять изменять расстояние между ними в продольном направлении для обеспечения многовариантности их расстановки.

4.2.1.13 Сиденья должны иметь соответствующее обозначение (надписи или пиктограммы).

4.2.2 Пассажирские сиденья, предназначенные для размещения лиц, сопровождающих инвалидов

4.2.2.1 Размеры сидений, их расположение должны соответствовать требованиям ГОСТ 27815 и ГОСТ 28345 для соответствующего класса автобуса.

4.3 Пассажирские двери

4.3.1 В автобусах должно быть предусмотрено не менее 2 пассажирских дверей. Одна из них должна быть оборудована устройством, позволяющим въезд и выезд инвалида в КК в автобус.
В автобусе по ГОСТ 28345 допускается наличие одной двери, оборудованной указанным выше устройством и используемой как для доступа инвалидов в КК, так и для лиц, сопровождающих инвалидов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.2 Дверь, используемая для доступа инвалидов в КК в автобус, должна быть расположена на правой боковине или в задней стенке кузова автобуса.

4.3.3 Ширина дверного проема, предназначенного для доступа инвалидов в КК в автобус, должна быть не менее 90 см.

4.3.3а. Высота проема двери, предназначенной для доступа инвалидов в КК, измеренная от поверхности пола до верхней кромки дверного проема, должна быть не менее 150 см.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.3.4 Дверь, предназначенная для доступа инвалидов в КК в автобус, должна иметь конструкцию, обеспечивающую стабильность указанной в 4.3.3 ширины прохода в дверном проеме в процессе эксплуатации.

4.3.5 Дверь, используемая для доступа инвалидов в КК в автобус, должна иметь соответствующее обозначение (надписи или пиктограммы).

4.4 Устройства для обеспечения доступа инвалидов в автобус

Автобусы должны быть оборудованы дополнительной убирающейся первой ступенькой, рампами или ПУ, которые обеспечивают доступ инвалидов в автобус.
(Введено дополнительно, Изм. N 1).

4.4.1 Автобусы, имеющие первую ступеньку, высота которой над дорогой превышает 20 см, должны быть оборудованы дополнительной убирающейся ступенькой высотой не более 20 см.
Убирающаяся ступенька должна отвечать требованиям ГОСТ 27815.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.2 Рампы

4.4.2.1 Ширина рампы должна быть не менее 80 см.

4.4.2.2 Угол въезда КК по раме не должен превышать 8%.

4.4.2.3 Поверхность рампы должна быть покрыта материалом, предохраняющим колеса КК от скольжения.
Высота выступов поверхности рампы не должна превышать 0,5 см.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.2.4 Рампа должна иметь боковую отбортовку высотой не менее 5 см, предотвращающую боковое смещение КК во время ее движения, а также фиксирующие устройства, позволяющие сохранять неподвижность и устойчивость рампы во время движения инвалида в КК.

4.4.2.5 Конструкция и вес рампы должны позволить одному человеку устанавливать и убирать ее. Усилие, необходимое для подъема (опускания) рампы, не должно превышать 400 Н.

4.4.2.5а Поверхность рампы должна выдерживать нагрузку не менее 2500 Н, приложенную в центре рампы и равномерно распределенную на площади 70х70 см.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.4.3 ПУ

4.4.3.1 Размеры площадки ПУ должны быть, не менее, см: длина 110, ширина 80.

4.4.3.2 Грузоподъемность ПУ должна быть не менее 2500Н.

4.4.3.3 Скорость подъема (опускания) платформы ПУ с инвалидом в КК должна быть 0,10-0,15 м/с.
Указанное требование не относится к случаю ручного подъема (опускания) площадки ПУ.

4.4.3.1-4.4.3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.3.4 Подъем (опускание) инвалида в КК должен осуществляться плавно (без рывков).

4.4.3.5 Конструкция площадки ПУ должна позволять легко въезжать или съезжать инвалиду в КК.

4.4.3.6 Конструкция площадки ПУ не должна допускать самопроизвольное скатывание с нее КК во время подъема или опускания.
Наружные стороны платформы ПУ должны иметь ограждения высотой не менее 5 см.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.3.6а Ограждения платформы ПУ со стороны въезда (выезда) должны подниматься автоматически или ручным способом до начала подъема (опускания) инвалида в КК и опускаться при завершении указанного процесса.

4.4.3.6б Поверхность платформы ПУ должна быть покрыта материалом, предохраняющим колеса КК от скольжения.
Высота выступов поверхности платформы ПУ не должна превышать 0,5 см.

4.4.3.6в Конструкция площадки ПУ должна позволять размещение инвалида в КК как лицом к проему двери автобуса, так и спиной.

4.4.3.6г ПУ должно допускать подъем (опускание) инвалидов, использующих реабилитационные устройства (опоры для передвижения на трех или четырех колесах, костыли, трости и др.).

4.4.3.6а-4.4.3.6г (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.4.3.7 ПУ должны быть оборудованы поручнями:
поручни должны устанавливаться по боковым сторонам платформы ПУ на расстоянии 20-25 см от края платформы, примыкающей к проему двери автобуса;
поручни должны иметь длину не менее 30 см:

высота поручней от поверхности платформы должна составлять от 75 до 90 см;
любой размер сечения поручней должен составлять от 2,0 до 4,5 см;
свободное пространство между поручнем и ближайшими элементами ПУ должно быть не менее 4 см;
поверхность каждого поручня должна иметь контрастную окраску и быть нескользящей;
радиусы закруглений поручней должны быть не менее 0,3 см;
поручни должны выдерживать усилие не менее 500 Н, приложенное в любой его точке, без заметной деформации поручня или крепящей его конструкции.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4.3.8 Зазор между краем платформы ПУ и полом пассажирского помещения должен быть не более 3 см.

4.4.3.8а Разность между уровнем поверхности платформы ПУ и уровнем пола автобуса не должна быть более 2 см.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.4.3.9 При установке ПУ у двери, расположенной в переднем свесе, управление ПУ может осуществляться с пульта, расположенного в непосредственной близости к нему, или с места водителя.

Управление ПУ, установленным у дверей, расположенных в базе автобуса или в заднем его свесе, должно осуществляться только с пульта, располагаемого в непосредственной близости к ПУ.

4.4.3.10 Периодичность технического обслуживания ПУ должна быть такая же, как и автобуса, на котором оно установлено.

4.4.3.11 Ресурс ПУ должен быть не менее ресурса автобуса до капитального ремонта.

4.4.3.12 Наработка на отказ ПУ на пробеге до капитального ремонта автобуса должна быть не менее 100 моточасов.

4.5 Требования безопасности

4.5.1 В случае перевозки инвалидов непосредственно в КК, в автобусе должны быть предусмотрены приспособления и устройства, фиксирующие КК во время движения.

4.5.2 Процедура испытаний системы крепления в автобусе КК с инвалидами должна осуществляться в соответствии с требованиями, изложенными в приложении В.

4.5.3 Крепления должны быть унифицированы по крепежным элементам и позволять легко изменять шаг установки КК для обеспечения многовариантности их расстановки, но в пределах требований 4.1.4.

4.5.4 Крепления должны обеспечивать фиксацию КК, имеюших различную колею колес.

4.5.5 Устройства и приспособления, фиксирующие КК, должны быть окрашены в красный цвет. Порядок пользования ими должен быть ясно показан на самих фиксирующих устройствах или же в непосредственной близости от них.

4.5.6 Устройства и приспособления, фиксирующие КК, должны быть сконструированы таким образом, чтобы риск от неправильного их использования был сведен к минимуму, т.е. они не должны иметь положения «полузакрыто» или «полуоткрыто».

4.5.7 Автобус должен быть оборудован механизмом, препятствующим началу движения, если ПУ находится не в транспортном положении и двери автобуса не закрыты.
На рабочем месте водителя должна быть световая сигнализация о положении ПУ.

4.5.8 Если пульт управления ПУ расположен непосредственно вблизи ПУ, то органы управления должны быть устроены и размещены таким образом, чтобы в случае необходимости ими мог манипулировать инвалид в КК, установленной на площадке ПУ.
Кроме того, при возникновении аварийной ситуации любой другой человек должен иметь возможность остановить процесс подъема или опускания.

4.5.9 При снятии рук с органов управления движение платформы ПУ должно немедленно прекратиться.

4.5.10 Привод ПУ должен быть оборудован концевыми выключателями, отключающими его в крайних положениях платформы.

4.5.11 В приводе ПУ должен быть предусмотрен дублирующий ручной привод для подъема (опускания) платформы ПУ с инвалидом в КК и складывания ПУ в случае отказа основного привода.
Усилие на орган управления ручным приводом не должно превышать 100 Н.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.5.11а ПУ должно иметь устройство, предотвращающее самопроизвольное опускание или складывание платформы ПУ.

4.5.11б В автобусе должно быть предусмотрено место для хранения рампы и (или) ПУ в сложенном состоянии.
Рампа и (или) ПУ в сложенном состоянии не должны создавать препятствий при передвижении инвалидов в КК и не вызывать опасность травмирования пассажиров в случае внезапной остановки или маневра автобуса.

4.5.11а, 4.5.11б (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.5.12 Сиденья в автобусах II и III классов должны оборудоваться ремнями безопасности.

4.5.13 В местах, предназначенных для размещения инвалидов как на сиденьях, так и в КК, должны быть предусмотрены сигнальные кнопки «Просьба об остановке». Высота установки кнопок должна составлять от 100 до 140 см от уровня пола.

4.5.14 Рабочее место водителя должно быть оборудовано звуковым и световым сигналом, включаемым с мест размещения инвалидов.

4.5.15 Рабочее место водителя автобусов (кроме городских) не должно иметь каких-либо глухих перегородок, отделяющих его от пассажирского помещения.

4.5.16 Автобусы II и III классов должны быть оснащены специальной транспортной коляской, предназначенной для проезда в ней инвалида в пассажирском помещении.

4.5.17 В автобусах II и III классов должно быть предусмотрено багажное отделение, используемое для перевозки КК. В отсеке должны быть предусмотрены приспособления для крепления КК в сложенном состоянии.

4.5.17а Аварийные выходы

4.5.17a.1 Для эвакуации инвалидов из автобуса должны использовать аварийные выходы (по ГОСТ 27815 и ГОСТ 28345) и аварийные рампы, установленные в дверном проеме каждой двери.
Требование к наличию аварийных рамп не относится к автобусам класса 1 по ГОСТ 27815.

4.5.17а.2 Аварийную рампу, установленную в проеме двери, в котором смонтировано ПУ, должны использовать только в случае опасности или при отказе в работе ПУ.

4.5.17а.3 Угол наклона аварийной рампы по отношению к опорной поверхности не должен превышать 25%.

Требования к конструкции аварийной рампы должны соответствовать требованиям, указанным в 4.4.2 (за исключением 4.4.2.2).

4.5.17а-4.5.17а.3 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.5.18 В автобусах III класса должна быть предусмотрена установка туалета.

4.5.18.1 Габаритные размеры кабины туалета должны быть, не менее, см: длина 150, ширина 100.

4.5.18.2 В комплекте принадлежностей автобуса III класса должна быть предусмотрена специальная коляска, совместимая с установленным унитазом.

4.5.18.3 В кабине туалета должно быть предусмотрено наличие опорных горизонтальных и вертикальных поручней (ручек), облегчающих инвалиду пользование туалетом.

4.5.19 Спереди и сзади на наружных сторонах кузова должны быть установлены опознавательные знаки «Инвалид» в виде квадрата со стороной 15 см и изображением символа дорожного знака 7.17 Правил дорожного движения Российской Федерации.

4.5.20 В автобусе должна быть инструкция по эксплуатации подъемного устройства и приспособлений для фиксации КК.

ПРИЛОЖЕНИЕ A (справочное). ВАРИАНТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ И НА ПАССАЖИРСКИХ СИДЕНЬЯХ

ПРИЛОЖЕНИЕ A
(справочное)

Рисунок А.3 — Планировка пассажирского помещения автобуса при перевозке инвалидов на пассажирских сиденьях и в КК

Рисунок А.1 — Планировка пассажирского помещения автобуса при перевозке инвалидов в КК

Рисунок А.2 — Планировка пассажирского помещения автобуса при перевозке инвалидов
на пассажирских сиденьях

Рисунок А.3 — Планировка пассажирского помещения автобуса при перевозке инвалидов на пассажирских сиденьях и в КК

Рисунок А.4 — Планировка пассажирского помещения городского автобуса при перевозке
2 инвалидов в КК

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (рекомендуемое). ПАССАЖИРСКОЕ СИДЕНЬЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(рекомендуемое)

Рисунок Б.1

Рис.Б.1

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное). ПРОЦЕДУРА ИСПЫТАНИЙ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ В АВТОБУСЕ ИНВАЛИДОВ В КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

1 Область и цель применения
Область применения процедуры испытаний распространяется на автобусы для перевозки инвалидов в креслах-колясках (КК), оборудованные системой крепления КК, которые должны испытываться или отдельно, или с определенными частями конструкции автобуса.
Цель испытаний — проверка систем ремней безопасности инвалидов и систем крепления КК на соответствие действующим требованиям.

2 Определения

2.1 Автобусы для перевозки инвалидов в КК — в соответствии с разделом 1 настоящего стандарта.

2.2 Система крепления и натяжения ремней безопасности

2.2.1 Система ремней безопасности инвалида в КК
Персональная система ремней безопасности фиксирует инвалида с ограниченной подвижностью в сидячем положении.
Система состоит из ремней безопасности и элементов конструкции КК (спинки и подголовника).

2.2.1.1 Ремень безопасности — в соответствии с требованиями ГОСТ 18837.

2.2.1.2 Подголовник и спинка КК
Подголовник и спинка КК являются опорными элементами сиденья и предназначены для поглощения энергии в случае ДТП.

2.2.2 Система ремней крепления КК
Система состоит из ремней, элементов их крепления и натяжения. Система используется как при нормальной эксплуатации, так и в случае ДТП.

2.2.2.1 Крепежные элементы
Несъемные элементы автобуса, к которым закрепляется система натяжения ремней крепления КК.

2.3 КК
Определение КК по ГОСТ Р 50602.

3 Требования техники безопасности

3.1 Требования техники безопасности должны предъявляться в том случае, когда, кроме требований к конструкции системы крепления и натяжения ремней безопасности, проводятся испытания по 4.1 приложения В.

3.1.1 Конструкция замков ремней безопасности должна обеспечивать невозможность самопроизвольного их открытия.

3.2 Система крепления и натяжения ремней безопасности

3.2.1 Системы ремней безопасности инвалида и крепления КК должны быть независимы друг от друга, но действовать одновременно.

3.2.2 Обе системы, в случае необходимости, должны быть освобождены без применения инструмента.

3.2.3 Система ремней безопасности должна позволять изменять геометрию ремней без уменьшения надежности крепления пассажира и КК.

3.2.3.1 Верхняя точка присоединения плечевого ремня должна быть подвижной для того, чтобы она всегда находилась в определенном положении относительно спинки и подголовника (рисунок B.1).

Рисунок B.1 — Расположение верхней точки крепления плечевого ремня безопасности и угол между плечевым и поясным ремнями безопасности

Рисунок B.1 — Расположение верхней точки крепления плечевого ремня безопасности и угол между плечевым
и поясным ремнями безопасности

3.2.3.2 Плечевой ремень должен иметь автоматически запирающееся втягивающее устройство (тип 3 по ГОСТ 18837).

3.2.3.3 Плечевой ремень, растяжение которого при приложении нагрузки 11300 Н составляет 23-30%, должен иметь с поясным ремнем одну точку крепления.

3.2.3.4 Угол между плечевым и поясным ремнями в месте их крепления должен составлять 15°±5° (рисунок B.1).

3.2.3.5 Для инвалидов в КК должно быть предусмотрено, чтобы плечевой и поясной ремни могли изменять свое расположение относительно друг друга.

3.2.3.6 Растяжение поясного ремня при нагрузке 11300 Н не должно превышать 6%.

3.2.3.7 Замки (пряжки) ремней безопасности должны соответствовать требованиям ГОСТ 18837.

3.2.4 Система ремней крепления КК

3.2.4.1 Система ремней крепления КК должна отвечать требованиям 4 приложения В.

3.2.4.2 Относительное удлинение ремней безопасности при нагрузке 11300 Н не должно превышать 6%.

3.2.4.3 Растяжка, фиксирующая КК и закрепленная к полу автобуса, должна иметь угол 165°-180° к поясному ремню и 35°±10° к горизонтали (рисунок В.2).

Рисунок В.2 — Крепление растяжек к полу автобуса

Рисунок В.2 — Крепление растяжек к полу автобуса

3.2.4.4 Места крепления растяжек к полу автобуса должны соответствовать рисунку В.3.

Рисунок В.3 — Места крепления растяжек к полу автобуса

Рисунок В.3 — Места крепления растяжек к полу автобуса

4 Испытания

4.1 Манекен

4.1.1 Манекен (рисунок В.4) по своим антропометрическим параметрам должен соответствовать 50%-му уровню репрезентативности.

Рисунок В.4 — Манекен

Рисунок В.4 — Манекен

Он состоит из следующих частей: головы, туловища, бедер, голеней и стоп ног. Элементы тела соединены шарнирно, причем форма туловища должна соответствовать форме сиденья.

4.1.2 Масса манекена () составляет 75 кг.

4.2 Испытательная тележка

4.2.1 Испытательная тележка (рисунок В.5) представляет собой жесткую металлическую конструкцию с колесами.

Рисунок В.5 — Испытательная тележка

Рисунок В.5 — Испытательная тележка

Наружный диаметр передних колес — 20,3 см (8 дюймов), задних — 61 см (24 дюйма).
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.2 Масса испытательной тележки () составляет 100 кг, что соответствует массе КК с электроприводом.

4.3 Процедура испытаний

4.3.1 Надежность фиксации инвалида в КК проводится при статических испытаниях с коэффициентом запаса, равным 1,33.

4.3.2 Статические испытания базируются на предельных нагрузках, определенных при динамических испытаниях.

4.3.3 Нагрузки при испытаниях

4.3.3.1 Нагрузки действуют одновременно на манекен и испытательную тележку (рисунок В.6).

Рисунок В.6 — Места приложения нагрузок при испытании

Рисунок В.6 — Места приложения нагрузок при испытании

4.3.3.2 Манекен и испытательная тележка закрепляются ремнями безопасности.

4.3.3.3 (Исключен, Изм. N 1).

4.3.3.4 Нагрузки имеют растягивающий характер.

4.3.3.5 Нагрузки при фронтальном столкновении
Для автобусов категории М2 (по ГОСТ 22895), максимальной массой менее 5 т:
— замедление () должно составлять 18 g;
— нагрузка, действующая на манекен , составляет 13500 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 17955 Н;
— нагрузка, действующая на испытательную тележку , составляет 18000 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 23940 Н.
Для автобусов категории М3 (по ГОСТ 22895), максимальной массой более 5 т:
— замедление () должно составлять 12 g;
— нагрузка, действующая на манекен , составляет 9000 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 11970 Н;
— нагрузка, действующая на испытательную тележку , составляет 12000 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 1596

0 Н.

4.3.3.6 Нагрузки при наезде сзади и боковом ударе:
— ускорение () должно составлять 8 g;
— нагрузка, действующая на манекен , составляет 6000 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 7980 Н;
— нагрузка, действующая на испытательную тележку , составляет 8000 Н. С учетом коэффициента запаса нагрузка составляет 10640 Н.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.3.7 Нагрузка прикладывается в центре тяжести манекена по горизонтали в направлении движения автобуса.

4.3.3.8 Нагрузка прикладывается к крюку в центре тяжести испытательной тележки по горизонтали в направлении движения автобуса.

4.3.3.9 Нагрузка прикладывается в центре тяжести манекена по горизонтали в направлении против движения автобуса (при наезде сзади) и перпендикулярно продольной оси автобуса (при боковом ударе).

4.3.3.10 Нагрузка прикладывается к крюку в центре тяжести испытательной тележки по горизонтали в направлении против движения автобуса (при наезде сзади) и перпендикулярно продольной оси автобуса (при боковом ударе).

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание

М.: ИПК Издательство стандартов, 1996
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена АО «Кодекс»

В вагоне метро было не очень многолюдно в самый разгар рабочего дня. Однако все сидячие места были заняты и несколько человек стояли, прислонившись к дверям или поручням. Я тоже стояла, завистливо поглядывая на тех, кто на предыдущей станции успел вбежать в вагон быстрее меня. Несколько взрослых мужчин, пара девиц с кавалерами, тетки бухгалтерского телосложения, из числа тех, кто умеет входить в вагон, пока другие из него выходят. Впрочем, никакой немощи в ногах я не ощущала и вполне могла позволить проехать несколько остановок стоя…
Двери открылись на очередной станции, и в вагон вошла пожилая женщина. Еще не дряхлая старушка с клюкой, но возраста сильно выше среднего. К тому же она едва заметно хромала.
Никто не встал.
Девицы с кавалерами нарочито углубились у беседу, остальные кто «заснул», кто нырнул в телефонную игрушку.
Обычно в метро я стараюсь не отсчвечивать… от греха подальше… Мне не нравятся случайные разговоры, я стараюсь не участвовать ни в каких ситуациях, необходимость контактировать с людьми меня напрягает… Но тогда я не выдержала…
Выбрав в качестве жертвы вальяжно развалившегося ближе всего к пожилой женщине и демонстративно дремавшего мужчину, я осторожно дотронулать до его плеча.
-Уступите, пожалуйста женщине место.
Мужчина возмущено зыркнул на меня, что-то прокряхтел… Встал. Женщина поблагодарила нас обоих и села. Мы продолжили стоять рядом.
Еще одна остановка… Народу в вагоне становилось все больше… Еще одна.
Мужчина, которого я сдернула с места, недовольно перетаптывался сбоку от меня и время от времени бросал гневные взгляды, что-то бурча себе под нос. Я старалась делать вид, что этого не замечаю…
Еще одна остановка. Неожиданно для меня обиженный мужчина наклонился в мою сторону.
-Я вообще-то инвалид второй группы. – гордо сказал он. — Это Вам так… к сведению… что б знали…
!!!
Я офигела…
Рядом со мной стоял здоровый лоб, который буравил меня ненавидящим взглядом. Из видимых проблем со здоровьем я могла диагностировать разве что легкое похмелье…
-А надо было ответить: «Вы это не мне, вы это ей скажите. Пусть она вам место уступит!» — прокомментировал вечером муж, после того, как я рассказала ему эту историю…
Да, так и надо было сказать… Но тогда я было в таком шоке от услышанного, что лишь фыркнула что-то в ответ из серии, что не собираюсь чувствовать себя виноватой. Собственно я и не чувствовала… Я была абсолютно уверена, что этот пассаж про инвалидность не более, чем выдумка, чтобы как-то уколоть меня за то, что имела наглость прервать сладкую дрему и заставила оторвать задницу от нагретого места… Но подобное поведение выбесило меня до мозга костей…
Тьфу.
Я уже и забыла тот случай. Но на днях хамоватый собеседник, появившийся в моем блоге по какой-то кривой ссылке, выдал абсолютно аналогичный шаблон поведения… И я задумалась..
Вот как нужно вести себя в такой ситуации, чтобы не потом не чувствовать отвратительную гадливость? Просто не обращать внимания не получается…
Не понимаю…

Кто в наше время может претендовать на обеспечение транспортным средством бесплатно, а кто на льготных условиях и на каких? Какая компенсация положена в том или ином случае? Ответы на эти и на другие немаловажные вопросы я постараюсь подробно изложить в данной статье.

И так, каковы же реалии?

Есть несколько нормативных актов, регламентирующих получение и эксплуатацию инвалидами транспортных средств бесплатно или на льготных условиях. Все они действующие, хотя многие из них были приняты еще при СССР, видимо лучших условий пока не придумали.

Постановление Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» хранит информацию о том, что для обеспечения инвалидов, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на бесплатное получение автомобиля, используются, учитывая прекращение производства автомобилей марки «Запорожец», автомобили марки «Ока» и «Таврия», выдаваемые сроком на семь лет. Но органы исполнительной власти регионов, в силу своих финансовых возможностей, могут обеспечивать инвалидов автомобилями других марок.

Постановлением от 6 сентября 2007 г. N 561 «Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами» регламентировано:

  • бесплатно за счет средств федерального бюджета автомобили предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), имеющим медицинские показания на бесплатное получение автомобилей и впервые поставленным до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями. Правда сколько лет нуждающиеся будут ждать автомобиля не уточняется.

См. Перечень медицинских показаний на получение инвалидами Отечественной войны и инвалидами Советской Армии

В случае отказа инвалида от обеспечения автомобилем данное транспортное средство предоставляется другому льготнику в порядке очередности, но его стоимость «отказнику» не выплачивается.

Количество автомобилей определяется пропорционально числу инвалидов, поставленных органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению автомобилями, исходя из размера средств, выделенных из федерального бюджета в текущем году на указанные цели.

На что могут расчитывать остальные инвалиды гласит Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах»: при наличии у них установленных медицинских показаний на обеспечение cпециальными транспортными средствами и отсутствии противопоказаний, препятствующих допуску к управлению ими, имеют право на получение мотоколяски бесплатно.

См. Перечень медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок с ручным управлением

Но если вы, все таки, нуждаетесь в автомобиле, но по медицинским показаниям бесплатно вам положена только коляска, то за вами остается право на получение компенсации за мотоколяску при приобретении автомобиля с ручным управлением за счет собственных средств. (В 2007 году компенсация составляла 60 % от стоимости автомобиля. Базовая стоимость автомобиля в 2007г. составлялf 136,6 тыс. рублей, соответственно размер компенсации — 82 тыс. рублей)

Важно! Автомобиль — это не любая «Ока» или «Таврия»: а только те, которые специально оборудованы для инвалидов. Поэтому, если вы купите в салоне обыкновенную «Оку» вам за нее деньги не вернут, потому что она не оборудована согласно требованиям. А при обретении автомобиля с ручным управлением другой марки, вам возместят только сумму равную стоимости «Оки», все остальное вы оплачиваете сами.

Автомобиль выдается на семь лет без права капитального ремонта за счет бюджетных средств. За свои — можно. По истечении семи лет автомобиль подлежит замене. Капитальный ремонт мотоколяски производится один раз в пять лет по фактической стоимости, но не более 50% стоимости мотоколяски на момент ремонта инвалидам общего заболевания и других причин, а также инвалидам детства на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ N 156 от 22.02.93 г. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами».

Далее вы можете пройти по ссылкам, чтобы подробно ознакомиться с

Инструкцией о порядке продажи инвалидам легковых автомобилей (в ней повествуется об особенностях продажи автомобиля инвалидам не предполагающим получение автомобиля бесплатно, но с зачетом стоимости мотоколяски) и

Инструкцией о порядке обеспечения инвалидов мотоколясками (как и где можно мотоколяску получить) и

Инструкция о порядке выдачи, замены и продажи автомобилей с ручным управлением (в ней в частности говорится что Обучение инвалидов вождению автомобилей с ручным управлением организуется органами социального обеспечения РСФСР. Расходы, связанные с обучением инвалидов вождению автомобилей (включая бесплатный проезд к месту учебы и обратно, питание и оплату общежития на период обучения для иногородних), производятся за счет средств, предусматриваемых на обучение и трудовое устройство инвалидов по государственным бюджетам всех областей)

Если вам посчастливилось завладеть специально оборудованным транспортным средством при всех вышеперечисленных условиях, то вы вправе расчитывать на компенсацию расходов на бензин, ремонт, техническое обслуживание автомобилей, мотоколясок и запасныечасти к ним в следующих размерах:

  • инвалидам, получившим в установленном порядке мотоколяску, — 2080 рублей в год;
  • инвалидам, имеющим право на получение мотоколяски, но приобретшим с зачетом ее стоимости автомобиль, — 5000 рублей в год;
  • инвалидам, получившим в установленном порядке автомобиль «Запорожец» бесплатно или приобретшим с зачетом его стоимости легковой автомобиль другой марки, — 5000 рублей в год;
  • инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп, приобретшим легковой автомобиль за полную стоимость, — 5000 рублей в год.

Об этом гласит Постановление Правительства РФ 3 августа 1992 г. N 544 «О компенсации инвалидам расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, и на транспортное обслуживание».

Требования к оборудованию транспортного средства, перевозящего инвалида

Правилами дорожного движения установлены требования к оборудованию транспортного средства в случае управления им лицом, которому присвоена инвалидность. И ряд преимуществ при движении по дороге. Отдельные правила касаются инвалидов-пешеходов, которые передвигаются в инвалидных колясках без двигателя.

Инвалидами признаются люди, имеющие медицинские заболевания, прошедшие процедуру присвоения инвалидности по результатом медико-социальной экспертизы (МСЭ). До принятия соответствующего решения, человек инвалидом не считается.

Для получения преимуществ на дороге инвалид должен установить особенный знак «инвалид» – в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа. Это право водителя, а не обязанность. Устанавливается он спереди и сзади транспортного средства, когда автомобиль управляется инвалидом 1 и 2 группы, а также на транспортные средства, которые перевозят инвалидов или детей-инвалидов.

Что касается отдельных требований собственно к перевозке инвалидов, законодательно они не установлены. А это значит, что достаточно соблюдение требований гл. 5 и 22 ПДД. Это же касается и перевозки детей-инвалидов: на них в полной мере распространяются требования, касающиеся перевозки детей в легковом автомобиле. Однако в таких случаях стоит исходить, в первую очередь, из медицинских показаний. Например, могут существовать медицинские показания, в силу которых ребенок не может сидеть (например, ДЦП). Инспектору стоит показать соответствующие медицинские документы, а также объяснить, что водитель нарушил правила перевозки ребенка в силу крайней необходимости.

Инвалид в автомобиле: какие документы иметь с собой

Итак, кроме обязательной установки знака «Инвалид» предусмотрены дополнительные требования к наличию у водителя документов. Как и при управлении любым видом транспорта, необходимо иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС, действующий полис ОСАГО, автомобильную аптечку и огнетушитель. Кроме этого, водитель обязан по требованию сотрудника предъявить документ, подтверждающий факт установления инвалидности.

За незаконное использование знака «Инвалид» ч. 4.1. ст. 12.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Санкция довольно серьезная – 5000 руб. штрафа и конфискация знака. Причем формулировка статьи – управление ТС, на котором незаконно установлен знак «Инвалид».

В правоприменительной практике она вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак был установлен для перевозки инвалида, который в момент остановки автомобиля ГИБДД в транспортном средстве не находится. Инспектор ГИБДД при отсутствии у водителя документа об его инвалидности вправе составить протокол по ч. 4.1. ст. 12.5. КоАП РФ. При этом, даже если он и не воспользовался преимуществами для машин с установленным знаком «Инвалид». В таких случаях остается только обжаловать вынесенное постановление – при наличии доказательств, что двигался водитель за инвалидом. Но примет ли суд сторону водителя, зависит от конкретных обстоятельств дела.

Справка больше не нужна

С 1 июля для получения выплат и госуслуг предоставлять справку об инвалидности не потребуется. Теперь необходимая информация будет запрашиваться уполномоченными органами в порядке межведомственного электронного взаимодействия, а также из Федерального реестра инвалидов. По аналогичной схеме с 1 марта временно, на время пандемии, проводится заочное переосвидетельствование инвалидности.

По словам Михаила Терентьева, раньше после переназначения инвалидности выплата пенсий задерживалась до двух месяцев, потому что людям приходилось самостоятельно собирать документы, писать заявление в Пенсионный фонд, который отправлял запрос в бюро медико-социальной экспертизы и ждал подтверждения. И это несмотря на то, что Пенсионный фонд — оператор Федерального реестра инвалидов и сведения в реестре уже есть.

«Теперь справки не нужны как при назначении пенсии по инвалидности, так и для получения различных льгот, например, оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», — пояснил Терентьев.

Новый порядок коснется всех, кому устанавливают инвалидность впервые или ее продлевают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *