Бесплатное питание детей в школе

18 февраля Госдума единогласно приняла в третьем чтении проект Федерального закона о внесении изменений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 Закона «Об образовании в РФ» (сокращенно – законопроект о школьном питании).

Напомним, что в своем послании Федеральному собранию 15 января этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс», причем независимо от доходов их родителей.

Поддержка президента позволила максимально быстро принять важнейший закон, который был инициирован Советом Федерации еще в прошлом году, но имел все шансы быть отклоненным из-за сопротивления финансового блока правительства. На его реализацию в этом году запланировано выделить из федерального бюджета 21 млрд рублей, в следующем – 46 млрд. Проект по обеспечению бесплатными завтраками учащихся начальных классов рассчитан до 2023 года, главный критерий отбора регионов – стопроцентная готовность расположенных на их территории школ к организации горячего питания. Это означает наличие в них столовых, оснащенных необходимым оборудованием. Недавно состоялось заседание рабочей группы при Комитете Государственной думы по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Мы попросили члена этой рабочей группы Алдара Дамдинова рассказать о существующих проблемах и путях их преодоления.

– С какими трудностями столкнулись регионы на первом этапе реализации закона?

– Закон о бесплатном питании можно по праву назвать революционным, поскольку впервые в нем говорится о бесплатном горячем питании всех школьников без исключения с 1-го по 4-й классы.

Поправки были внесены не только в Закон «Об образовании в РФ», но и в Федеральный закон «О пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах», в котором объясняется, что такое «горячее питание», введено и много других терминов и норм, регулирующих систему питания детей от дошкольного возраста до 18 лет, то есть от детского сада до организаций СПО.

В настоящее время правительство разрабатывает правила распределения бюджетных субсидий для субъектов РФ.

Понятно, что в этих правилах есть ряд условий, которые должны соблюдать регионы. Прежде всего субъекты РФ обязаны предоставить софинансирование из своих бюджетов. Как и в других федеральных проектах, доля региональных средств зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Поначалу речь шла о предоставлении федеральных субсидий только дотационным регионам, но после дискуссий все же приняли решение распространить поддержку и на регионы-доноры. Из их числа только Москва отказалась от федеральных субсидий: в столице учащихся младших классов кормят за счет городского бюджета уже последние несколько лет. Вообще, надо отметить, у нас 18 субъектов РФ на сегодняшний день обеспечивают горячими завтраками учащихся с 1-го по 4-й классы за собственные средства.

– Каковы критерии отбора регионов для участия в проекте?

– Главный критерий – стопроцентная готовность всех без исключения школ региона к организации горячего питания. Это означает наличие в школах столовых с необходимым оборудованием. 15 апреля, по данным Роспотребнадзора, который проводит мониторинг готовности, 1/3 регионов, подавших заявки, уже сейчас готова приступить к обеспечению горячим питанием, 1/3 сможет это сделать лишь с 1 сентября этого года. Но по этой группе есть серьёзные сомнения, поскольку в каждом из «отстающих» регионов существует то или иное количество школ, в которых вообще нет столовых. Это может быть всего одна школа на весь регион, как в Нижегородской области, или три, как в Томской области. Например, в Республике Бурятия, которую я представляю в Госдуме, 21 школа не имеет столовых. Это малокомплектные школы, в которых обучается от 1 до 28 детей максимум. Столовые там не были предусмотрены, так как строить и содержать отдельное помещение с поварами и сторожем для трех-четырех детей не представлялось экономически целесообразным. Эти дополнительные расходы привели бы к нерентабельности такой школы, а впоследствии к ее закрытию. Конечно, регионы на это не шли. И за счёт того, что горячее питание у нас не было обязательным, они выходили из положения за счёт длинной перемены, когда у детей появлялось время пообедать дома. Теперь, после принятия закона, всё поменялось, и регионы должны обеспечить соответствующие условия в каждой школе для питания детей. Это непреложная норма закона.

– Какие опции предлагаются для решения этой задачи?

– Следует предусмотреть совершенно разные варианты обеспечения горячим питанием в малокомплектных школах. Во-первых, это можно сделать посредством аутсорсинга, то есть передачи полномочий по реализации этой задачи другой стороне, например предпринимателям. Во-вторых, мы рассматривали создание мобильных столовых. В-третьих, выдавать семьям денежную компенсацию на обеспечение детей горячим питанием.

Если мы не найдем оптимального решения этого вопроса, то регионы, не сумевшие обеспечить стопроцентную готовность своих школ (даже если у них имеется одна такая школа), останутся без федеральной субсидии, а дети, проживающие на их территории, – без горячего питания. Потому что до 15 июля (такой дедлайн установлен Роспотребнадзором) регионы с дефицитными бюджетами не смогут решить эту проблему за счет собственных средств.

И очень трудно будет объяснить родителям, почему им придется платить из своего кармана за школьное питание в столь сложных экономических условиях.

Если взять в качестве примера Республику Бурятия, у нас, с одной стороны, 313 детей обучаются в школах, в которых не обеспечены условия, а с другой стороны – 46 тысяч учеников начальных классов, которые не получат горячее питание по этим правилам, несмотря на то что в их школах имеются столовые. Я думаю, что это несоизмеримо. И моё предложение было совершенно иное. Сегодня у нас век компьютеризации, и каждая школа имеет сайт, на котором опубликована вся информация, и Роспотребнадзор уже сейчас проводит мониторинг готовности дистанционно.

15 июля мы определим количество школ, где на 100% созданы условия для организации горячего питания. Не составит труда посчитать количество учеников в этих школах, определить, сколько понадобится федеральных средств для обеспечения их горячим питанием, и направить адресно ассигнования в эти школы.

Для тех образовательных организаций, где в положенный срок не удастся создать условия, следует установить переходный период до 1 сентября 2023 года. И по мере готовности направлять туда финансовые средства. Вот моё мнение, но пока оно ещё не принято.

– Какой объем средств запланирован на горячее питание школьников?

– На 4 месяца 2020 года в федеральном бюджете на эти цели запланирован 21 млрд рублей. На будущий год – 46 млрд. Впоследствии сумма может меняться в зависимости от количества субъектов РФ – участников программы и контингента учеников начальных классов, который растет ежегодно.

В конечном счете до 2023 года учеников 1–4-х классов всех регионов обеспечат горячим питанием за счет федеральных субсидий.

Кроме того, наша рабочая группа выступила с предложением принять на федеральном уровне комплексную программу содействия созданию и модернизации (оснащению и переоснащению) пищеблоков и столовых государственных общеобразовательных организаций.

– Те 18 субъектов, которые уже сейчас кормят своих школьников за собственные средства, тоже получат федеральные субсидии наравне со всеми. Смогут ли они использовать освободившиеся в их бюджетах деньги по собственному усмотрению?

– Конечно. Просто они возместят в своих региональных бюджетах эти суммы. Председатель нашей комиссии по горячему питанию школьников Геннадий Онищенко настоятельно рекомендовал не распылять эти средства на другие цели (такой соблазн может возникнуть у региональных Минфинов), а направлять их на приобретение современного оборудования или на обеспечение бесплатным питанием бОльшего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У нас практически во всех регионах есть законы, по которым детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают бесплатным питанием.

Во время пандемии многие регионы выдавали сухие пайки ребятам из малоимущих семей, и это стало для них существенным подспорьем.

Надеюсь, реализация закона будет решать многие задачи, в том числе охраны здоровья наших школьников за счет полноценного питания.

Пункт 5. Школьные повара или компания на аутсорсе?

Есть два варианта организации питания: готовят школьные повара или сторонняя компания. Если школа готовит сама, то деньги, выделенные на учащегося — все без исключения тратятся только на продукты. Если нанимает коммерческую структуру, то из выделенных государством денег оплачиваются зарплаты, коммунальные услуги, налоги, транспорт и другие расходы. Следовательно, нельзя чтобы была единая сумма на завтраки при разных способах питания. И если принять цену при готовке в школе за 100%, то при аутсорсе — минимум 130%.

Пункт 1. Отсутствие критериев оценки готовности столовых и пищеблоков

Как определить, готова ли столовая и пищеблок школы к запуску проекта, пока не знают ни директора школ, ни местные чиновники. Нет четко прописанных критериев готовности, в соответствии с которыми федеральные власти будут включать школы в реестр учебных заведений, готовых к реализации закона.

МОСКВА, 14 января. /ТАСС/. Доработанный законопроект сенаторов о детском питании, учитывающий позиции всех заинтересованных ведомств, планируется внести в Госдуму в феврале. Об этом сообщила журналистам в понедельник зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт.

Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала правительство и сенаторов ускорить работу над законопроектом о детском питании, чтобы принять его в весеннюю сессию (до конца июля).

«Все позиции согласованы. У нас были замечания со стороны Министерства здравоохранения РФ. Сегодня они все устранены. Я думаю, до конца января должно состояться заседание в аппарате правительства, и потом, я думаю, последует внесение законопроекта в феврале в Госдуму», — сказала Гехт по итогам совещания по законопроекту о детском питании, которое прошло в понедельник в Совфеде.

Она рассказала, что одно из замечаний к законопроекту касалось маркировки продукции для детского питания. «По маркировке мы уточняем, что это касается специализированных продуктов детского питания, как это урегулировано и в таможенных регламентах. Это такой компромиссный вариант», — сказала Гехт.

Еще одно замечание, как отметила сенатор, касалось возраста детей, на которых будут распространяться положения закона: обсуждался вопрос, установить возрастное ограничение до 14 лет или до 18 лет. По словам парламентария, законопроект определит, что речь идет о детском возрасте до 14 лет, как это определено регламентными документами Евразийского экономического сообщества, однако будет внесена оговорка, что в случае, если нет противоречий с национальным законодательством, может быть установлен возраст до 18 лет.

Кроме того, как рассказала Гехт, Минфин России высказал свое замечание, что реализация закона потребует дополнительных расходов из бюджетов субъектов РФ. «Представители НИИ питания говорят о том, что это не совсем корректно, потому что это не является обязательным для субъекта РФ, это его право, поэтому, на мой взгляд, говорить о дополнительных средствах не совсем корректно. Есть нормы питания, приготовления пищи. Они должны быть обязательными и должны соблюдаться, независимо от того, бюджетные это деньги или средства родителей», — подчеркнула зампред комитета Совфеда.

Что положено по закону?

Согласно действующему законодательству, бесплатное питание в школах предоставляется детям из социально уязвимых слоёв населения: имеющим право на предоставление адресной социальной помощи; живущим в семьях, где доход ниже прожиточного минимума; требующим экстренной помощи в результате ЧС; сиротам и оставшимся без попечения родителей и тем детям, которых выбирает коллегиальный совет школы.

Для общего контроля в каждой казахстанской школе должна работать комиссия по организации питания или бракеражная комиссия. Комиссию возглавляет директор школы, также в неё входят медицинская сестра школы и члены родительского комитета. Они обязаны проводить органолептическую оценку блюд: проверять исправность кухонного оборудования, внешний вид блюд, процесс приготовления пищи и режим хранения. Такая проверка должна проходить два раза в день, если в школе дети обучаются в две смены. Медицинская сестра должна брать суточные пробы и в журнале бракеража описывать вкус, цвет блюд и нести личную ответственность за то, что едят дети.

Порция школьного питания / Фото с сайта mygazeta.com

По закону вся продукция, которая завозится в школы или готовится на её территории, должна обладать сертификатами качества. В школах для приготовления блюд запрещено использование маргарина, кондитерских кремов, майонеза, копчёной и вяленой продукции.

В нормативно-правовой базе заложен и механизм регуляции. Если родители замечают какие-то нарушения, например, что детям урезают порции, то они должны официально заявить об этом. Родители в первую очередь должны обратиться к комиссии или напрямую к директору школы. Последний обязан принять все жалобы и устранить их.

Обвес, обман и публичность

Активный общественный деятель и пользователь Facebook Акмарал Омралинова регулярно критикует отечественную систему образования. Недавно жительница Астаны и ответственная мама провела внезапный рейд по нескольким школьным столовым столицы. Итог увиденного оказался довольно скандальным: недовес вторых блюд, которые активистка взвешивала, составил 75%. К примеру, вместо положенных 200 граммов школьная порция макарон с мясом потянула лишь на 50. А порция свекольного салата вместо положенных 50 граммов весила всего 20. Пойманными за руку оказались сотрудники столовой, работающие у индивидуального предпринимателя, который выиграл тендер на аренду столовой в столичной школе №35.

Фото порций бесплатного питания, сделанные Акмарал Омралиновой / Иллюстрация Informburo.kz

Фотографии контрольных взвешиваний активистка выложила в социальной сети и задалась вопросом: каким образом на самом деле осуществляется контроль во всех учебных заведениях среднего звена в столице и в регионах республики. В интервью informburo.kz Акмарал Омралинова призналась, что рассчитывает на то, что публичное освещение нарушений приведёт к каким-то изменениям.

«От сына-первоклассника я услышала, что он не наедается, а когда после уроков идёт и покупает еду за деньги, то порция оказывается значительно больше. Это был первый звонок. Хорошо, я могу ходить в одну и ту же школу и каждый день проверять еду, но дело ведь не в одном учебном заведении. Школ в Астане – 84, во многих учебных заведениях родители говорят, что вообще не могут попасть в столовую. Школы до сих пор остаются закрытым институтом. Надо пересматривать само меню бесплатного питания, потому что большое количество готовых блюд дети не едят, это банально выбрасывается. Школьники могут с удовольствием съесть даже макароны, если они вкусно приготовлены, поданы хотя бы со сливочным маслом. Но если внешний вид еды не вызывает доверия, то почему дети должны вообще это кушать?»

Фото Акмарал Омралиновой

Общественный активист уверена, что в вопросе бесплатных обедов для учащихся школ не обходится без банального воровства:

«Возможно, надо пересмотреть и нормативы выделяемых на каждого ребёнка сумм. Но ведь арендаторы столовых умудряются и на этих выделенных на каждого ребёнка 319 тенге сэкономить, схитрить. 75-80% обвеса – я считаю, что это просто воровство на самом деле. В тот день, когда я пришла с проверкой в школу, думаю, что они банально сварили бесплатных обедов в 3 раза меньше. Я считаю, что это происходит в масштабах всех школ Астаны. Мне теперь пишут родители из разных учебных заведений города с просьбой проверить и их столовую. Буду очень довольна, если этот пост приведёт к какому-то конкретным последствиям, а не просто всё закончится по принципу «пошумели, и всё так же и осталось».

Потребитель всегда прав

По мнению Светланы Романовской, главы Национальной лиги потребителей Казахстана, в школьном питании сегодня достаточно существующих нормативных документов. Это сфера, где интересы ребёнка документально защищены на самом высоком уровне. Тем более что закон не делит школьную еду на бесплатную и платную. Вопросы по её качеству достаточно жёстко контролируются документально, а вот на практике бывают нарушения. Главный вопрос, по словам Светланы Романовской, в контроле со стороны потребителей в лице пап и мам казахстанских школьников.

Порции бесплатного питания в школах Астаны / Иллюстрация Informburo.kz

«Если действительно происходят нарушения по качеству, по весу порций, если на самом деле невкусно, то в любом случае это просто не работает родительский комитет, а директор школы что-то упустил. Сами родители бездействуют, я думаю, это связано с отсутствием нормальной гражданской позиции. Если люди не ходят на родительские собрания, очень заняты и не принимают участия в каких-то мероприятиях, связанных с их детьми, значит, это делает за них кто-то другой. Необходимо, чтобы каждый спросил себя: что я сделал, чтобы у моего ребёнка было качественное питание в школе, обратил ли я внимание на ту компанию, которая выиграла тендер в учебном заведении моего ребёнка. Спросите у ребёнка, нравится ли ему еда в его школьной столовой, наедается ли он. Может быть, еда слишком солёная, а может, горькая или кислая, на его вкус. Если есть какие-то проблемы с меню, у большинства детей есть телефоны, можно сфотографировать и отправить родителям. Можно видео снять и поднимать этот вопрос публично. В общем, не надо молчать».

Глава Национальной лиги потребителей советует все выявленные нарушения документировать и обращаться официально с жалобой напрямую к руководству учебного заведения. Желательно в письменной форме, чтобы, как говорится, дать делу ход.

Кто и за что отвечает

Организацией школьного питания по закону занимаются акиматы городов. Они несут ответственность за питание учащихся. Поставщики любых услуг или товаров в школы выбираются посредством конкурса. С победителем тендера заключается договор аренды столовой. Если поставщик плохо себя зарекомендовал, его добавляют в реестр недобросовестных. Этот список выставляется на сайте Комитета по охране прав детей, и любая школа согласно этим данным может себя обезопасить и не сотрудничать с такими поставщиками.

Но чтобы компания-арендатор получила негативные отзывы, все её нарушения надо тщательно документировать. Для разрыва или непродления контракта не обязательно дожидаться массового отправления детей.

Школьная столовая / Фото с сайта liter.kz

Только вот на практике оказывается, что арендуют школьные столовые годами одни и те же компании. У некоторых игроков на рынке в аренде может находится несколько десятков школьных столовых. Злые языки поговаривают, что у предпринимателя, который регулярно побеждает в тендере, всегда по понятным причинам складываются хорошие отношения со школьной администрацией. Другие и вовсе уверены, что столовая – порой лишь дополнительный бизнес для родных и близких директора конкретного учебного заведения.

Стоит отметить, что несколько лет назад школьные столовые находились в топе самых прибыльных видов предпринимательской деятельности. До тех пор, пока весной 2015 года Министерство национальной экономики радикально не пересмотрело ставки за аренду госимущества. Стоимость аренды школьных столовых в зависимости от региона выросла от 10 до 25 раз.

Бесплатный школьный обед / Фото с сайта weproject.kz

Тогда в дело вмешались депутаты фракции «Ак жол». После депутатского запроса и проверки Генпрокуратуры, инициированной Национальной палатой предпринимателей, ставки аренды слегка снизили, но свою привлекательность столовые в итоге, на удивление, не потеряли. Вероятно, бесплатное питание для детей-льготников и младшеклассников некоторые бизнесмены воспринимают в качестве некой компенсации за изменившиеся в невыгодную сторону финансовые условия работы.

К слову, стоимость школьного обеда в среднем по стране за 2 последних года из-за роста тех самых ставок аренды и общего уровня инфляции в республике выросла почти в 2 раза и сегодня составляет 400 тенге.

При этом бюджет платит предпринимателю за одну порцию льготного питания всего по 319 тенге. Отнимите из этой суммы все виды налогов и выплат – и получите в итоге как минимум на 30% меньше. То есть в финансовом плане порция бесплатной еды изначально проигрывает своему платному аналогу. Стоит ли удивляться, что в итоге она проигрывает и по качеству.

Монетизация льготы

В ситуации, когда бесплатное питание проигрывает по качеству платному, многие предлагают его и вовсе отменить. Но что делать с 255 тысячами казахстанских детей, которым государство сегодня предоставляет горячее питание как льготу? Дети-сироты и школьники из малообеспеченных семей вряд ли виноваты в том, что в этом вопросе нет должного контроля.

Общие расходы бюджетов городов, областей и профильного Министерства образования и науки на бесплатные школьные обеды, по самым приблизительным расчётам, в сумме составляют десятки миллиардов тенге. Согласитесь, это неплохой постоянный доход для отечественного бизнеса. Ведь не иностранцы же зарабатывают на аренде школьных столовых, а 80% всех продуктов в этих точках общепита по закону вообще должны быть только отечественного производства.

Школьный обед / Фото с сайта weproject.kz

Если государство не хочет отказываться от предоставления «съестной» льготы, а родители не могут наладить общественный контроль, то в этом случае некоторые эксперты предлагают пойти по пути, который уже прошла отечественная система социальной защиты: множество безусловных льгот целевым группам казахстанцев давно заменили адресные материальные выплаты. Так реальней понять, кто на самом деле пользуется льготой, да и адресные бюджетные затраты гораздо легче контролировать. Плюс такой схемы существенный: меньше коррупции в чиновничьей среде.

Каким может быть конечный итог вероятной монетизации: будут ли это пластиковые карточки с денежным балансом, который детям будет пополнять бюджет, а может быть, выплаты будут адресованы родителям школьников, – пока не ясно. Действующее законодательство монетизацию этой льготы вообще не предусматривает.

Скептики утверждают, что на подобный сценарий не согласится большая часть управленцев системы образования: слишком уж солидные средства крутятся в бесплатном питании, чтобы их лишаться. Пока льготное питание казахстанских школьников доказывает правоту лишь одного постулата: о том, что бесплатное не может быть качественным.

Качественное питание в школах и детских садах очень важно для поддержания здоровья детей и их способности к обучению.
Большинство пищеблоков школ в Российской Федерации построены ещё до 1980 года, и не отвечают современным требованиям. Зачастую используется оборудование с высокой степенью износа.
Органы санитарно-эпидемиологического надзора принимают меры вплоть до приостановки работы пищеблоков. В большинстве случаев причинами является неудовлетворительное состояние помещений или оборудования, нехватка необходимого оборудования и инвентаря, несоблюдение санитарных норм и правил, отсутствие у персонала необходимой медицинской аттестации.
В результате эксплуатации аварийных помещений, нарушений температурного режима хранения продукции и правил тепловой и санитарной обработки продуктов, оборудования и инвентаря происходят отравления детей, иногда массовые.
Не такими заметными, но всё же значительными проблемами являются использование слишком жирной, сладкой или солёной пищи, несоблюдение минерального состава, отсутствие контроля за качеством воды, несоответствие выходов готовых блюд и т.п.
Причинами проблем организации питания в школах и детских садах является недостаточное финансирование, злоупотребления в системе закупок продуктов и оборудования, а также отсутствие достаточного контроля.

И не позднее 1 сентября 2023 года младшие школьники всей страны должны быть обеспечены бесплатным питанием. По данным министерства просвещения, сегодня горячий завтрак или обед получают 4 млн учащихся 1-4 классов.

Многие регионы субсидируют питание школьников. Но единой логики нет. К примеру, Москва, Чукотка, Республика Коми нашли средства бесплатно кормить абсолютно всю началку. В Санкт-Петербурге, на Сахалине, в Тюмени, Тверской области и некоторых других родители оплачивают обеды наполовину. Однако в основном ситуация иная: бесплатно в школе едят только льготники — дети-инвалиды, из малоимущих и многодетных семей. И даже для них порой средств едва хватает.

Владимир Чернигов, президент Института отраслевого питания:

— Сколько сегодня стоит школьный обед или завтрак в разных регионах? По нашим данным, в Ивановской области завтрак на одного ребенка в среднем стоит 35 рублей, обед — 46,8 рубля. В Чувашской Республике цена завтрака — 17,0 руб., обеда — 35,4 руб. На Камчатке завтрак в начальной школе — в среднем 59 руб., обед — 108. В Карачаево-Черкесии завтрак — 12-25 руб., обед — 45-55. В Санкт-Петербурге дети завтракают в школе за 59 руб., обедают — за 102.

Обеспечить горячее питание для всей начальной школы — очень ощутимая целевая помощь российским семьям. Если мы возьмем среднюю стоимость школьного завтрака 50 руб. или обеда — 75 руб., то родители смогут сэкономить 1000-1500 руб. в месяц. Для многих это серьезная сумма. Однако без поддержки федерального бюджета регионы не справятся. По нашим расчетам, понадобится минимум 37 млрд руб., если средства будут выделяться только на закупку продуктов. И это все без учета регионов-доноров.

Юлия Соловьева, вице-президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций»:

— У меня трое детей. Старший сын уже окончил школу, средняя дочка учится в пятом, а младшая — в первом классе. Все питались и питаются в школьной столовой. Что им нравится, то уплетают моментально. Но далеко не все. Главное, на мой взгляд, чтобы еда всегда была качественной и разнообразной, чтобы она не оставалась в тарелках. Это здорово, что в началке все малыши теперь будут в равных условиях. Потому что я знаю немало примеров, когда у льготников и у детей, за которых платят родители, были совершенно разные столы. У одних, к примеру, каша, у других — полноценный обед. Есть и еще один нюанс. В некоторых регионах даже дети из многодетных семей не получают бесплатное питание. Им обязательно нужно подтвердить низкие доходы. И порой такую справку может получить семья, которая в поддержке не так уж и нуждается. А те, кому это действительно необходимо, останутся ни с чем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *