Благословение священника

«В спорных случаях я всегда советуюсь с врачами: что сказать человеку, обратившемуся за благословением на лечение», — священник Алексей Батаногов о том, как избежать конфликта веры и медицины

Священник Алексей Батаногов

«Когда я узнала, что у меня рак, тетя повела меня к монаху, отцу N. Он не благословил оперироваться. Все во мне сопротивлялось и как-то не укладывалось в голове, но тетя сказала, что он «такой молитвенник, и еще и… видит!»

Я ждала полгода… Отец N сказал, что надо лечиться травами, я лечилась, но стало хуже… И тогда я пошла к другому священнику. Он сказал: «Не знаю, кто берет на себя смелость такое советовать людям?! Да, «врачи — не боги”, но кое-что они умеют. Надо ехать и лечится!» И я прооперировалась» — пишет на одном из православных форумов Ксения.

Настоятель храма св. равноап. кн. Владимира в Новогиреево отец Алексий Батаногов 15 лет был «больничным священником, — окормлял 70-ю городскую больницу Москвы. В своей практике он не раз сталкивался с ситуациями, когда встает драматический вопрос «благословения» на ту или иную форму лечения.

Как понять, на что брать благословение?

— Давайте вдумаемся в само значение слова «благословение» — это благие слова, то есть, прежде всего — молитва.

«Благословите меня на что-то» означает, в том числе, и «помолитесь обо мне, о том, чтобы со мной все было по воли Божией». А еще это просьба о поддержке, помощи – Божьей и человеческой.

Никакой универсальной формулы благословения, которую должен произнести священник, нет. Не надо ждать особых «правильных слов» и «правильных действий» — каждый батюшка скажет что-то свое.

На все ли необходимо благословение? Конечно, всякий раз, когда православный человек готовится к важному делу, он берет благословение – одобрение того или иного своего решения. И здесь очень важна такая вещь, как послушание, только вот понимает его каждый человек по-своему.

Для монахов послушание – один из главных обетов, и в монашеской жизни, действительно, порой нельзя, что называется, и шагу ступить без благословения.

Другое дело – человек мирской. У него часто и духовника-то нет, у него есть частная жизнь, семья, работа, на работе – начальник и всем им приходится оказывать послушание в той или иной мере..

Брать благословение на все и всегда, даже если ты очень хочешь жить в послушании своему духовнику, просто невозможно. Мы принимаем решения десятки, сотни раз в день, и, чтобы не потеряться в этом море сомнений, нам даны заповеди Божьи, здравый смысл, нравственный и житейский опыт. А ориентир всех наших действий – Евангелие.

То же касается и вопросов медицины.

Как определить, на что брать благословение? Вот зуб удаляют или аппендицит вырезают – это достаточно серьезно? Или просить благословения священника стоит только по вопросам жизни и смерти, а по мелочи — не стоит?

Все дело в том, что мелочь это или не мелочь, каждый оценивает сам. Для кого-то зуб полечить — обычное дело, а для кого-то – целая история, он боится и подходит, просит: «Батюшка, я к зубному иду, боюсь страшно, благословите, помолитесь!».

Тут, скорее, речь идет о поддержке. Батюшка говорит: «Господи, благослови! Иди, не бойся, не ты первый, не ты последний. Будем молиться». Подбодрит, скажет доброе слово, и человек почувствует себя уверенней.

Церковный этикет: как дать понять, что вам нужно призвание силы Господней

Можно просто попросить «Благословите, батюшка».

Но воцерковленные люди произносят просьбу без слов. Они сгибают руки в локтях. Ладони при этом держат вверх, одновременно лодочкой и крест-накрест, правая поверх левой (словно пытаясь напиться из речки или родника).

Увидев такое движение, батюшка крестит человека рукой, сложенной особым образом, после чего кладет ее поверх ладоней верянина.

Кстати! Это — не приветствие со своим духовником. Встретив его в церкви или на улице, с ним можно поздороваться, как с другом или соседом. Но многие люди после этого просят благословить их. Это разрешено, если духовник никуда не спешит. Но особого церковного правила на благословение после приветствия нет.

Можно ли после этого целовать руку своего духовника?

Да. Но это не обязательно.

Некоторые православные после обряда целуют руку батюшке. Но не из-за того, что ощущают его святость (как-никак, это просто человек, хоть и имеющий более тесную связь с Господом, чем мы), а потому, что этой дланью священник совершает церковные таинства.

Если вы не поцелуете ее, никто не обидится (и греха тоже не будет).

Может ли благословить батюшка без креста и рясы?

Если в храме священник всегда одет в рясу, то вне церковной жизни (скажем, отправившись на рынок за продуктами) он может быть без креста и рясы.

Православный может подойти к такому священнику за частным благословением, если случай уместный для этого.

Подытожим.

  • Благословение — это призвание на человека милости Господней.
  • Прося о благословении, православные сгибают локти и складывают ладони, правую размещая поверх левой.
  • Благословлять может только священник или архиерей, не находящийся под запретом.

При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Когда в храме встают на колени?

Когда в храме встают на колени во время службы? Как правильно прикладываться к иконам в церкви? Как ставить свечки и как вести себя, когда священник обходит с кадилом храм? Как брать благословение и как к священнику правильно обращаться при встрече?

Мы собрали несколько популярных вопросов, которые задают те, кто только знакомится с Церковной жизнью.

***

Недавно мы опубликовали текст как правильно вести себя в храме. Мы рассказали, что правил как таковых очень мало. И по сути, оно вообще одно — не заходить в алтарь, если на то нет специального благословения священника. Все остальное, что мы видим или с чем сталкиваемся в храме — это традиции, сложившиеся со временем в Церкви или в данном лишь храме. Либо это вещи, которые разумеются сами собой, исходя из того, что вы находитесь в храме, святом месте, где все молятся.

Поэтому несоблюдение устоев по незнанию (только из-за того, что вы только начали ходить в церковь) совершенно точно не будет грехом или оскорблением святыни. Но если есть возможность, то лучше о них знать.

Внешние проявления молитвы, — например, крестное знамение, — это одна из неотъемлемых частей духовной жизни православного христианина.

Коленопреклоненная молитва (когда человек встает на колени), символизирует собой сугубое молитвенное состояние. Но именно символизирует, а вернее сказать — естественным образом из него следует. Например, на колени встают перед иконой святого, которого особо почитают или в минуты особых просьб Богу.

Во время богослужений есть несколько моментов, когда на колени вставать принято. Например, перед самым Причастием в момент выноса чаши. Это тоже не правило, а вещь из разряда разумеющихся — для тех, кто прочувствовал богослужение полностью. Нарушение этой традиции грехом не является.

Если для вас вопрос, когда именно надо вставать на колени в храме, принципиален — самым верным будет понаблюдать, как ведут себя в основной массе остальные прихожане и поступить также.

Священники также рекомендуют не злоупотреблять во время службы коленопреклоненными молитвами — а вставать на колени только со всеми, — чтобы не искушать окружающих.

Кроме того, есть дни — например, Большие Церковные Праздники, — когда на колени не принято вставать вообще.

Все это запомнить сразу невозможно. Как правило, такие вещи осваиваются человеком со временем — по мере погружения в Церковную и богослужебную жизнь.

Как правильно прикладываться к иконам в храме

Почитание икон — еще одна неотъемлемая часть духовной жизни православного человека. Это наше молитвенное почтение к святому, который изображен на иконе (или к Богородице, или к Спасителю).

В России сложилась традиция, что прежде чем приложиться к иконе, человек крестится, затем целует образ, а затем прикладывается к иконе челом (то есть, лбом).

Что делать, когда дьякон или священник кадят храм

Фото: patriarchia.ru

Во время богослужения — в основном, вечернего — священник или дьякон несколько раз обходят храм и кадят иконы, святыни, стены церкви.

Единственная фактическая задача прихожан — освободить для священнослужителя проход и не вставать между ним и иконами. Куда встать при этом — по большому счету не принципиально. Кто-то отходит ко входу. Но традиционно прихожане образовывают символичный коридор вдоль стен. И когда священник проходит мимо — склоняют голову.

Важен совместный поиск воли Божией священником и больным

Православным людям нельзя игнорировать мнения врачей в решении медицинских вопросов. Вопросы медицины очень сложны, часто сами врачи выносят по одному и тому же вопросу разные заключения.

А священник — не медик, и у него просто нет достаточных компетенций, чтобы самостоятельно рассуждать о медицинских вопросах, по которым просят его благословения.

Поэтому совершенно точно не стоит на беседу с батюшкой приносить ворох анализов, назначения, результаты УЗИ и выписки.

Можно рассказать священнику историю болезни кратко. И заранее максимально точно сформулировать свой вопрос, понять, между чем и чем стоит ваш выбор.

Ну а священнику, получив всю эту информацию, совершенно точно необходимо очень хорошо подумать.

Моя позиция такова: в случае, если речь идет о серьезной проблеме – онкологии, трансплантации или иной тяжелой операции, было бы правильнее говорить не об одной встрече больного человека и священника. Будет хорошо, если, выслушав человека, священник помолится, подумает пригласит на ещё одну беседу. Ведь у этой истории может быть развитие – новые анализы, второе мнения врача, еще какие-то повороты.

По своему опыту я могу сказать, что когда идет вдумчивое обсуждение, совместная молитва священника и больного человека, совместный поиск воли Божией, участие в таинствах – исповеди и причастии, Господь указывает путь.

Возможно не сразу, постепенно.

Если человек действительно все хочет сделать по воле Божьей, Господь поможет через людей, через обстоятельства, через какие-то «случайности». Не вспомню ни одного случая фатальных ошибок при таком подходе, все как-то устраивалось. Это касается, конечно, не только медицины.

Чем отличается послушание «простому священнику» от послушания старцу

Священник должен понимать свою меру ответственности. Одно дело — советы старцев, которым Господь открывает Свою волю, — как Серафиму Саровскому, Амвросию Оптинскому, Иоанну Кронштадскому, нашим современникам – отцу Иоанну Крестьянкину, отцу Николаю Гурьянову. Все помнят, наверное, историю из книги «Несвятые святые», когда отец Иоанн Крестьянкин не благословил свое духовное чадо на операцию, но женщина вопреки не послушалась, пошла на операцию и умерла.

И когда человек обращается за благословением к старцу с несомненным духовным авторитетом, ему надо понимать и верить, что он идет узнать волю Божию, а не волю старца.

И потому данный ответ надо быть готовым исполнять, а иначе – зачем спрашивать?

Но ведь у нас сегодня старцев, не хочу сказать, — нет, но они практически недоступны. Может быть где-то на Афоне, может, где-то еще, сокрытым образом, но они мало кому доступны…

А те «старцы», к которым автобусами возят паломников – скорее, коммерческий проект, по крайней мере, что-то сомнительное, тут стоит быть очень острожными, осмотрительными.

К обычным же священниками, пусть и опытным, и праведным, подход как к старцу — не применим. И тут уже сам батюшка должен понимать, что он не может нарушать свободы воли человека.

Есть ли мера этого послушания? Да, это здравый смысл.

Благословение духовника – не приказ, это молитвенная поддержка, одобрение, подтверждение того, что человек хочет исполнить волю Божию, а не поступить по своему произволу.

Что делать, если человек не хочет поступать так, как благословляет священник? Если остаются сомнения – надо идти к нему еще раз и, может быть, просить, чтобы он помолился сугубо, отнесся повнимательнее. Но не бежать сразу за «вторым мнением» к другому священнику в надежде, что он сделает так, как вы хотите.

И обязательно молиться самому, просить Бога, чтобы он указал вашему духовнику — как же правильно? Не перекладывать всю молитву и поиск воли Божьей только на батюшку как «профессионала». Ведь это — ваша жизнь, ваш вопрос.

Главным критерием в вопросе благословения, конечно, должна быть любовь. Советовать и благословлять священнику нужно с любовью – так, как бы ты посоветовал своему ребенку, своему близкому. А больному — обращаться за советом к таким священникам, в которых чувствуется вдумчивое, внимательное отношение.

Я как-то прочел у одного из наших святых такое высказывание: «К какому священнику лучше обратиться – к прозорливому или к рассудительному? — Конечно к рассудительному!». Мне близка эта точка зрения.

Благославение в Ветхом Завете

Обычай благословлять идет с давних пор, еще со времен Ветхого завета. Древние патриархи (Иаков, Авраам) благословляли своих детей и тех, кому желали добра. Известен случай, как для того, чтобы получить отцовское благословение, Иаков притворился старшим сыном. Благословение призывало милость Божию, поэтому оно очень высоко ценилось с давних пор. Противоположностью ему было произнесенное проклятие.

Обычай благословлять идет с давних пор, еще со времен Ветхого завета. Древние патриархи (Иаков, Авраам) благословляли своих детей и тех, кому желали добра. Известен случай, как для того, чтобы получить отцовское благословение, Иаков притворился старшим сыном. Благословение призывало милость Божию, поэтому оно очень высоко ценилось с давних пор. Противоположностью ему было произнесенное проклятие.

Благословляли народ и ветхозаветные священники. Это входило в их многочисленные обязанности.

«Не навреди»

Бывают, действительно, случаи, когда на лечение или операцию не благословляют. Тут стоит разобраться – что это за ситуация? Если это выглядит так: «Батюшка, благословите сделать операцию!» — «Не благословляю!», — ответил батюшка, развернулся и ушел, — надо задуматься – а кто это сказал? Если Серафим Саровский, нужно покориться.

А если не дал благословения обычный священник или монах, если вы видите, что это не было сказано с любовью, с участием, без рассуждения и молитвы, — не надо такого совета слушаться.

Врачи в своей работе всегда помнят правило: «не навреди». Я убежден, что и священник должен давать советы, исходя из того же принципа.

А если лечение тяжелей болезни?

Особо трудная тема – лечение детей. И тут я знаю просто вопиющие случаи: врачи жаловались, что священники напрямую мешают им, убеждая родителей отказываться от медицинского вмешательства, или от традиционной медицины, лечиться «травками», «маслицем», «святой земелькой» (это, конечно, совсем не значит, что священники не должны советовать прибегать к помощи святынь, тем более Таинств — исповеди и причастия).

Но неправильно отказываться от лечения, от помощи врачей — это мое мнение. Детей надо лечить, делать операции, если это необходимо. Может быть, если есть сомнения в том или ином враче, стоит искать других специалистов.

Стоит просить священника молиться о том, чтобы Господь указал, кому из докторов довериться, чтобы все устроилось. Запрещать лечить ребенка нельзя.

Есть ситуации, когда ребенок родился маложизнеспособным (например, с диагнозом СМА), и лечение в какой-то момент времени лишь стало продлеванием страданий ребенка, не обещая никакой положительной динамики. Это очень трудный, тяжелый вопрос.

Но и здесь духовник, священник сначала должен с любовью помочь родителям принять эту тяжелую ситуацию, а не просто советовать отказаться от лечения. Это может занять определенное, немалое время.

Пытаюсь вспомнить, приходилось ли мне не благословлять кого-то на операцию. Напрямую такого, пожалуй, не случалось. Но есть одна деликатная ситуация, которая касается очень пожилых людей — когда человек находится уже в «призывном» возрасте и когда лечение, процедуры, операция могут оказаться тяжелее, чем сама болезнь.

Вмешательство не продлит жизни, не улучшит ее качества – стоит ли мучить человека? А вдруг он не выдержит, умрет в реанимации или прямо на операционном столе, не успев причаститься и попрощаться с близкими?

Бывало, что я советовал: не надо, пусть лучше человек будет молиться, причащаться почаще, с родными своими побудет. В конце концов, где лучше умирать – дома или в больнице?

Хотя и тут есть тонкий момент. Болезнь болезни рознь – будут ли боли, будет ли умирающий в сознании? Это все как раз и нужно проговорить, учесть – хороший священник и должен помочь принять решение.

Но если шанс на выздоровление есть, отказываться от помощи точно не нужно ни в каком возрасте.

Врач + священник = всесторонняя помощь больному

Сама эта поднятая тема говорит о том, как важно священникам и врачам взаимодействовать друг с другом в вопросах помощи больному. Ведь человек состоит из тела и души, и невнимание к чему-то одному может уменьшить шансы на выздоровление.

А еще лучше, когда есть соработничество, взаимопонимание больного, духовника и врача.

Со времен моей службы в 70-й больнице у меня осталось много контактов врачей – в спорных случаях я всегда стараюсь посоветоваться с медиками о том, что сказать тому или иному прихожанину, обратившемуся за благословлением на лечение.

А в те годы, когда я окормлял больницу, и врачи обращались ко мне: «Батюшка, поговорите с таким-то больным, чтобы он не так активно постился – ему это неполезно».

Хорошо бы, если бы такое общение происходило, но как это устроить на практике, пока не очень понятно. Ведь если врач сам православный, он еще может рассмотреть такую возможность – связаться с духовником своего пациента. Во всех остальных случаях доктора чаще всего на такой контакт не идут.

Фото: Павел Смертин

Как подавать записки в храме

Записки в храме — о здравии или об упокоении — можно подать в каждом храме, а также в некоторых часовнях.

В записках указываются имена только тех, кто крещен в Православной Церкви и не отлучен от нее.

Имена указываются в родительном падеже (Михаила, Анатолия и т.д.).

Имена должны указываться по возможности в их церковнославянском звучании (например: Татианы, Сергия), либо в их церковнославянском «переводе» — например святой Светланы в святцах нет и всех Светлан крестят с именем Фотиния.

Соблюдать эти правила желательно, но их непреднамеренное нарушение также не является грехом.

Почему надо ходить в церковь?

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Как просить благословение у священника

Лучшее место для получения благословения — храм. После богослужения можно подойти к священнику, если он не занят с другими прихожанами или священнослужителями, и попросить о благословляющей молитве. При этом открытые ладони накладываются одна на другую и протягиваются по направлению к батюшке.

Открытые ладони у батюшки при благословении

Открытые ладони показывают верность и покорность, безопасность и честность. В знак уважения к сану священнослужителя делается легкий полупоклон перед ним.

В зависимости от ситуации, священник может произнести «Бог Благословляет» и призвать Святую Троицу, произнеся «Во имя Отца, Сына и Духа Святого», или же коротко помолиться другой молитвой, накладывая на просящего знамение крестное. После получения благословляющей молитвы просящий своими открытыми ладонями берет батюшкину руку и слегка прикладывается к ней губами.

Целование руки — символ покорности и благодарения Всевышнему Богу через Его служителя. Простая цепочка, после поклона излагается просьба, на решение которой священник просит благодати у Бога, после чего совершается целование руки с поклоном, как знак благодарения.

Не все священники дают руку для целования, руководствуясь при этом своими личными отношениями с Богом, но обязательно накладывают свою ладонь на голову просящего, символизируя этим схождение Божьей благодати.

Читайте о православии:

  • Христианское женское служение
  • Социальная концепция РПЦ
  • Миссионерство в првославии

Интересный факт, на который мало кто обращает внимание — пальцы священника сложены особым способом в виде имени Спасителя, Иисуса Христа, IC XC. Это буквосочетание показывает, что все происходящее подчинено воле Божьей.

В церковной иерархии вначале берут благословение у старшего по сану священнослужителя, а затем у всех остальных, если священников несколько. Можно получить благословение батюшки при встрече с ним на улице, даже если он одет не в церковное одеяние. «Благословите» может звучать, как приветствие или прощание.

Внимание! Важно помнить, что священник, в первую очередь, человек, у которого должна быть личная жизнь и не стоит за благословляющей молитвой подходить по несколько раз на день, поджидая батюшку в любое время в различных местах. Как правильно брать благословение у священника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *