Бог и мир

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях?../ (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Царство

Царство Божие обычно понимается либо как место, куда спасенные отправляются после смерти, либо как полностью преображенное состояние мироздания, которое водворится после того, как весь этот мир переживет Суд Божий и окончательное разделение спасенных и погибших. То и другое не совсем верно. В притчах Господь описывает реальность Царства как посюстороннюю и уже присутствующую в мире.

Поклонение Агнцу
Испания, конец X века

Его присутствие описывается не как внезапная перемена, а как постепенный, долгий, даже незаметный для посторонних процесс роста — в притче о плевелах речь идет о том, как «взошла зелень и показался плод», в притче о горчичном семени — о том, как из маленького семени растет большое дерево, в притче о закваске — о том, как закваска постепенно меняет всё тесто.
Для тех, кто не хочет его видеть, Царство остается «неприметным», как говорит Господь: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20,21). Царство — это реальность, уже присутствующая в мире, которая со времени прихода Господа долгое время (дерево не растет за одну ночь) растет и развивается. Царство (возможно, было бы лучше перевести как «царствование») — это Церковь, реальность, в которой Христос царствует в жизни своих верных. В этом отношении Царство уже пришло с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.
Мы решаем — здесь и теперь — хотим мы сделаться подданными Царства или нет, принять совершенное Христом Искупление или нет. Бог обратил наркоманский опыт моего знакомого ко благу, когда он покаялся и обратился к Богу — и, если бы он отказался это сделать, он бы погиб. Христос может обратить самые горькие, страшные и даже позорные моменты нашей жизни ко благу — если мы предадим нашу жизнь Ему; Он может сделать нас подданными Своего Царства, если мы только Его примем.

В благочестивой семье, где все любят друг друга, в церковной общине, где люди трудятся над созиданием подлинного братства, мы уже видим острова Царства, оно уже проступает через реалии падшего мира.

В начале ХХ века были богословы, которые полагали, что Царство постепенно и плавно утвердится в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменит нравы сначала в развитых христианских странах, потом и во всем мире. Такой взгляд был, с одной стороны, слишком пессимистичным, с другой — слишком оптимистичным. Человеколюбивое общество, отмеченное мягкими и кроткими нравами — это очень хорошо, но Бог уготовал нам нечто неизмеримо большее. Евангелие много содействует улучшению нравов, но возвещает оно — вечную жизнь. С другой стороны, ужасы ХХ века показали реальность сил зла и греха в мире и поставили под вопрос наивную веру в неотвратимый постепенный прогресс. Да, в 1911 году любой, кто рассказал бы о событиях последующего полувека, показался бы мрачным, гротескным фантазером, если не безумцем. Но мы знаем, что последовало за этим — кровавые войны, революции, утверждение неслыханных в истории идеологических тираний, массовые преследования и геноцид.

Поэтому гораздо разумнее держаться того, что прямо возвещается в Писании и Предании — Царство сделается явным и утвердится над всею землею, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противления предпримут последнюю — и, даже, как покажется на какое-то время, успешную — попытку утвердить свою власть над миром, и, главное, над умами и сердцами людей.

Эти силы найдут себе главу в лице всемирного диктатора, который будет претендовать не только на политическую власть, но и на религиозное поклонение — того, кого святой апостол Павел называет «человеком греха» и «сыном погибели», а апостол Иоанн — Антихристом. Его правление, однако, продолжится недолго — Господь Иисус положит ему конец, когда вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых и преобразить всё лицо мира.

Жизнь будущего века

Наступит день, когда человеческая история, какой мы ее знаем, завершится. Время борьбы и испытаний, сомнений и страданий останется позади. Истинный Царь, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, явится во славе, и Его Царство утвердится уже совершенно явным образом. Мертвые воскреснут, и все мы пожнем плоды того выбора, который совершили при жизни. Но это будет не конец — это будет начало. Утро незаходящего дня наступит после долгой и бурной ночи; усопшие в надежде воскресения и жизни вечной пробудятся, чтобы увидеть осуществление этой надежды. Как говорит Писание, И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! …И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Ис 25:9, Откр 21:4).

Наши глубочайшие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, все творение будет исцелено. Мы увидим, как слава и радость спасенного мира будет больше, чем слава и радость первозданного.

Спасенное человечество будет вечно жить в доме своего Отца и с любовью возделывать Его сад. Мы не можем описать это в подробностях — наш язык неизбежно спотыкается при попытке говорить о реальности будущего века, но иногда Бог дает нам предчувствовать это; иногда нам помогает в этом красота природы или доброта людей, или творения великих композиторов и художников. Жизнь христианина — это жизнь в надежде и ожидании; мы знаем, что Божий замысел совершится, что любые скорби временны, а радость — вечна, и мы уже узнаем отблески этой радости в нашей душе.

Падение

Счастье в человеческой семье требует некоторых очевидных условий. Во-первых, люди должны согласиться быть счастливыми. Никого нельзя сделать счастливым в отношениях с другими помимо его (или ее) воли. Никто не может дать семейного счастья женщине, которая просто не хочет вступать в брак — каким бы идеальным ни был ее жених. Во-вторых, счастье предполагает личный рост — мы меняемся, делаемся другими, чтобы вместить это счастье. А растем мы, принимая решения, проявляя свою свободу; мы выбираем между верностью и изменой, заботой о других и капризным эгоизмом, доверием Богу или отказом Ему доверять.

Мы не станем честными и верными, пока у нас не будет возможности проявить честность (а значит, иметь возможность украсть — и не сделать этого) или верность (а значит, иметь возможность совершить предательство — и отказаться его совершать). Нельзя быть верным Государю, который ничего Вам и не доверял. Мы вырастаем в людей, способных к счастью — даже временному, тем более вечному — когда на каждом повороте добровольно избираем путь, который ведет к нему.

Но поскольку мы обладаем подлинной свободой и сами являемся авторами своих решений, мы можем выбрать и ложный путь. Мы можем выбрать несчастье. И наши прародители сделали именно это. И мы продолжаем это делать сейчас. Всё наше бытие несет на себе печать катастрофы космических масштабов, которую Церковь называет грехопадением. Именно эта катастрофа является причиной всего зла — всей боли, горя, потерянности и отчаяния нашего мира. Грех — не просто плохой поступок или совокупность плохих поступков; это глубокая порча самой человеческой природы, которая проявляет себя в конкретных актах зла, как, например, алкоголизм проявляет себя в конкретных актах выпивки. Иногда веру в испорченность человека и мира находят «мрачной». На самом деле, она полна светлой надежды — мы полагаем, что нынешнее состояние мира и нас самих ненормально, что мы созданы для чего-то намного лучшего, что в основании реальности лежит Божия любовь, создавшая нас для безграничного счастья, а несчастья, переживаемые людьми сейчас, есть проявление глубоко недолжного состояния мира. И мы верим в то, что это состояние будет исправлено.

В образовательном центре при храме свт. Николая Чудотворца в г. Павловске 16 января 2017 года доцент Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия Дмитрий Георгиевич Добыкин прочитал лекцию на тему «Для чего Бог сотворил человека? (по книге Бытия)».
Лектор остановился на ряде важных богословских вопросов. Понятия образа и подобия Божия в еврейском оригинальном тексте книги Бытия являются синонимами, которые указывают на потенциальную возможность для человека всецело стать похожим на Бога.
Выражение «помощница» по отношению к женщине не следует понимать в уничижительном смысле как «подмастерье», более адекватным является перевод данного слова понятием «компаньон» или «сотрудник, коллега». Лектор также объяснил, почему представления еврейской культуры времени написания книги Бытия побуждают понимать, что женщина творится именно из ребра Адама (а не из «части» Адама, как предполагают некоторые толкователи).
Единение мужчины и женщины в любви, о котором говорится в в первой книге Библии, перекликается с идеей единства людей через любовь друг ко другу и к Богу в Церкви Христовой.
Лекция вызвала живой интерес слушателей, на вопросы которых Д.Г. Добыкин ответил в конце выступления.

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

иерей Михаил Макаров

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий:
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие:
Православно-догматическое Богословие Макария, митрополита Московского и Коломенского:
3. О мире малом — человеке
3.1. Происхождение и природа человека
3.2. О назначении и первобытном состоянии человека
3.3. О самовольном падении и следствиях падения человека
Пространный катехизис св. Филарета Московского. О первом члене Символа веры. пп. 119-125
О человеке. — Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке
Св. Игнатий (Брянчанинов). О образе и подобии Божиих в человеке
Cтарец Илий о смысле жизни
Образ и подобие Божие. — Алфавит духовный
Обожение
Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев:
Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу…»
Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского
Смысл земной жизни. — Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни
Цель христианской жизни. — Преподобный Иустин (Попович). Христианство по учению преподобного Макария Египетского
Рай. — Алфавит духовный
Валентина Ульянова. О чём стучат часы
Священник Павел Гумеров: Цель жизни христианина – стяжание любви к Богу и ближним
Неллас Панайотис. Образ Божий
О человеке. — Блаж. Феодорит Киррский. Сокращенное изложение Божественных догматов
О цели жизни. — Св. Николай Сербский. Миссионерские письма
Св. Николай Сербский. Сто слов о Божественной любви
Архимандрит Георгий (Капсанис). Обожение как смысл человеческой жизни
Святые отцы о святости
Преподобный Макарий Египетский о совершенстве
Святые. — Алфавит духовный
Преп. Иустин (Попович). Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития святых»
Св. Тихон Задонский. О чести и благородстве истинных христиан
Святитель Нектарий Эгинский. Путь к счастью
Архиеп. Аверкий (Таушев). «Духовность» и «душевность»

Душа человека

Душа. — Алфавит духовный
Беседа о человеке. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Святые отцы о человеческой душе
Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие:
Душа как самостоятельная субстанция, отличная от тела
О происхождении душ отдельных людей
Бессмертие души
Душа и дух
Образ Божий в человеке
Назначение человека Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 7, о душе
Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:
Об исправлении сердца
О борьбе со грехом
О благодати Всесвятаго Духа
Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 2
Православное учение об ангелах. — Иеромонах Серафим (Роуз). Душа после смерти
Св. Феофан Затворник. Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1
Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке:
Тело и душа
Силы души
Образ и подобие Божии
Св. Феофан Затворник. Душа и ангел — не тело, а дух
Архим. Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе
Сердце
Сердце. — Алфавит духовный
Беседа о человеке. – Прот. Серафим Слободской. Закон Божий
Святые отцы о сердце
Св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
Святитель Феофан Затворник. Письма о христианской жизни:
Об исправлении сердца
О борьбе со грехом
О благодати Всесвятаго Духа
Св. Феофан Затворник. Учение святых отцов о тричастности, или трёх силах, души
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1
Св. Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке:
Тело и душа
Силы души
Образ и подобие Божии
О сердце человеческом. — Архим. Иоанн (Крестьянкин). Размышления о бессмертной душе

Совесть

Совесть. — Алфавит духовный
О совести. — Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение 3
Совесть. — Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты
О хранении и испытании совести. – Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань
Состояние совести. — Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения
Св. Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к римлянам, истолкованное святителем Феофаном
Преп. Макарий Оптинский о совести
Священномученик Сергий (Мечев). О совести

Епископ Александр (Милеант). Совесть — голос Божий в человеке

О том, что необходимо попечение о совести. — Старец Паисий Святогорец. Духовная борьба. Глава вторая
Св. Тихон Задонский. О совести

Воля

Воля. — Алфавит духовный

Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского:

Воля
Воля Божия и человеческая

Воля. — Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна
Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения:

Состояние составных частей человеческого естества, его существенных свойств и сил в истинном христианине и человеке-грешнике
Состояние сил познавательных, желательных, чувствующих в христианине и грешнике
Состояние воли
Обожение воли. — Преподобный Иустин (Попович). Христианство по учению преподобного Макария Египетского
Святые отцы о воле человека
Святые отцы о свободе человека
Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о бессилии дьявола. — Беседа третья
Свобода. — Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Вопрос:

Если Б-г совершенен, зачем Ему нужно было создавать нас? Если Он совершенен, ему не может не хватать чего-то, так зачем Ему мы? А если мы Ему не нужны, не бессмысленна ли наша жизни? Не являемся ли мы просто частью Б-жественного эксперимента?

Ответ:

Вы совершенно правы: Всевышнему, поскольку он совершенен, всего хватало. Этот мир не есть удовлетворение какой-либо Его потребности. Он ни в чем не нуждается.

Так что сотворение нас не имело целью удовлетворение нужды. Оно было тем, что Б-г выбрал. Он не нуждается в нас, Он хочет нас.

Что Б-г от нас хочет? У Него не было лишь одного до того, как он создал нас, — отношений. Он был один. Чего Он хотел от этого мира, так это отношений со свободными существами. Поэтому Он создал нас и дал нам способ соединения с Ним – заповеди. Однако мы не можем сказать, что Он нуждался в отношениях с нами. Возможно Он и был один до сотворения этого мира, но он все равно был Б-гом – идеальным и цельным. Он не нуждался в отношениях – Он их пожелал.

Делает ли это нашу жизнь ненужной? Делает ли нас факт того, что Б-г в нас не «нуждался», менее значимыми?

Нет, совсем наоборот. Когда мы вступаем в отношения с кем-то, только потому что эти отношения нужны нам (как например отношения с домработницей или семейным врачом), то когда потребность удовлетворяется, отношения заканчиваются. То есть связь эта зависит от предоставления ими услуг, и она закончится, как только этим услуги окажутся более не нужны.

Но если мы вступаем в отношения с кем-то, просто потому что хотим этого, потому что избрали соединиться с ними, то это глубинная связь. Мы не любим их за то, что они делают для нас, мы любим их за то, кто они есть – и это навсегда.

Всевышний не нуждается в нас; Он хочет нас. Он дал нам заповеди, не потому что Ему нужно, чтобы кто-то их выполнил, но потому что Он хочет, чтобы у нас были с Ним отношения. Если бы мы были созданы потому, что Б-гу нужно было бы от нас выполнение чего-то, то по отношению к этой миссии мы были бы второстепенны – и как только миссия была бы выполнена, нас можно было б выкинуть. Но Всевышний ни в чем не нуждается. Он избрал решение создать нас в качестве акта чистой любви.

В этом и состоит испытание истинной любви: если любимый человек больше не может удовлетворять мои потребности, буду ли я по-прежнему любить его или ее просто за то, что это мой любимый?

Создав нас, Б-г ответил на этот вопрос утвердительно.

Перевод Анны Каллер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *