Человек отрицающий все

«Современную молодежь» ругают все. Люди не только весьма преклонного возраста, но и средних лет, а порой и сами молодые упрекают ее во всех смертных грехах — избалованности, распущенности, цинизме, отсутствии каких бы то ни было ценностей, кроме денег, комфорта и всякого рода развлечений. «Поколение Пепси» — этим все сказано. Однако приклеить ярлык как отдельно взятому человеку, так и целому поколению живых людей всегда намного проще, нежели, как говорил митрополит Антоний Сурожский, «всмотреться в глубины». Гораздо сложнее вникнуть в суть, постараться понять, более того — прочувствовать, какая боль, какая трагедия кроется за внешним, что именно привело к тому, что сегодня нас, быть может, возмущает, отталкивает, о чем мы с такой легкостью беремся судить…

«Поколение Пепси» в России — это поколение бунтующее. Только бунтует оно не на митингах, не на баррикадах, — оно бунтует путем отрицания, причем отрицания всех и вся. Небезынтересными кажутся мне попытки объяснить этот феномен с точки зрения психологического знания. В психологии отрицание представляет собой один из основополагающих механизмов, которым каждый из нас неоднократно пользуется на протяжении своей жизни. В отечественной психологии о важности отрицания впервые заговорил выдающийся ученый Лев Семенович Выготский.

Он предложил рассматривать человеческое развитие как череду сменяющих друг друга этапов, одни из которых он назвал стабильными, или литическими, а другие — критическими. В критических возрастах он выделил две фазы — негативную и позитивную, указав, что без негативизма, т.е. без отрицания, невозможно никакое дальнейшее развитие. Впоследствии многочисленные исследования, проведенные его учениками, продемонстрировали актуальность данной теории: какой бы возрастной кризис не переживал человек, этот кризис всегда начинается с негативной фазы, связанной с увяданием, отмиранием всего того, что мешает дальнейшему развитию.

Это весьма наглядно можно продемонстрировать на примере детской игры. Ребенок увлеченно играет — манипулирует, воображает, экспериментирует — и все это не есть какое-то бессмысленное времяпрепровождение, но специфический вид деятельности, в процессе которого происходит становление высших психических функций (в частности, внимания, памяти). Однако все это длится лишь до определенного момента, когда интерес к игре довольно резко пропадает. Игрушки отброшены, более того — ребенок весьма активно отрицает казавшийся еще вчера живым интерес. «Я не хочу играть, я уже взрослый!» Что же означает столь резкий переход?

Он говорит о том, что ребенок уже перерос игру, что внутри него уже созрело новое содержание, но для того, чтобы оно раскрылось во всей своей полноте, необходимы новые — в данном случае, не игровые, условия. Аналогичным образом при переходе к подростковому возрасту ребенок вступает в фазу негативизма, который выражается, в первую очередь, в резком отрицании родительского контроля. По сравнению с предыдущими возрастными кризисами в подростничестве эта фаза протекает значительно дольше и мучительнее, зачастую она сопровождается нарочито вызывающим поведением, агрессией, грубыми выходками – всем тем, что является неизменными атрибутами классического «подросткового бунта». Однако каким бы тягостным ни казался этот период, без него переход от детства к взрослой стадии онтогенеза был бы невозможен, поскольку именно через отрицание, через «бунт» происходит становление самобытной, самостоятельной личности, формируется человеческое «Я».

Нечто похожее происходит сейчас и с той самой «современной молодежью». Своей нарочитой распущенностью, коробящим порой цинизмом они бунтуют. Против чего? В первую очередь, против собственной истории — ведь большинство представителей «поколения Пепси» — это дети 80-х и 90-х. И здесь не стоит смотреть на то, что мало кто из них сможет назвать годы правления Сталина или Хрущева, мало кто вспомнит, чем был примечателен Брежнев или Горбачев — однако на подсознательном, интуитивном уровне все они хорошо усвоили исторический урок — и проотрицали собственное прошлое. Прошлое с его навязанной идеологией, войнами, принципами и идеалами. Прошлое, которое не принесло в настоящем ничего кроме горьких плодов разочарования и разрухи – и которое они, молодые, теперь воспринимают как нескончаемую, всеобъемлющую ложь.

Именно против этой лжи, которая продолжает по-прежнему литься с экранов телевизоров, они бунтуют. Своеобразно, но они выражают протест против слащавых обещаний, улыбок, призывов быть «достойными, порядочными людьми». Они говорят: «Мы хотим пить — и пьем, мы хотим развратничать — и развратничаем, и все же мы лучше вас, потому что мы делаем это честно». Они решили, что раз все бывшее оказалось обманом, дымом, то значит, существует лишь то, что есть сейчас — сиюминутная эмоция, страсть удовольствие. Они настолько разочарованы во всем — в мире, в истории, во власти — что почти потеряли способность доверять, не говоря уже о том, чтобы верить…

Однако именно это поколение, над которым мы иной раз с такой легкостью произносим окончательный приговор, томимо действительно поражающей жаждой Истины, именно оно, бунтующее против лжи, оказывается порой куда более отзывчивым, искренним, и восприимчивым к Свету. В подтверждение этих слов мне хотелось бы привести несколько стихотворений из поразившего меня сборника молодых авторов — не профессиональных поэтов, не литераторов, даже не журналистов, а студентов и сотрудников факультета психологического консультирования, которые выбрали своей профессией работу с человеческими проблемами, трудностями и переживаниями.

В психиатрии отрицание очевидных вещей является одним из симптомов психического расстройства. Так что стоит ли удивляться тому, что людей, ведущих себя подобным образом, считают не совсем нормальными? И если вы не хотите заработать себе репутацию «психа» — никогда не отрицайте того, что ясно как белый день.

На первый взгляд кажется, что эта рекомендация не имеет смысла. Но к сожалению, все мы в различные моменты своей жизни ведем себя как человек с психическим расстройством. Дело в том, что отрицание — это мощная психологическая защита. Только защищается человек не от окружающих, а от самого себя.

Например, широко распространено явление, когда заболевший смертельной болезнью (СПИДом или раком) отрицает этот факт, несмотря на боль и анализы. Ничего, кроме сожаления, это не вызывает.

Бывает, что человек совершает такие вещи, которые не вписываются в его картину «нормальности», — и тогда он начинает это отрицать, хотя все свидетели говорят против него. Кстати, речь не всегда идет о преступлениях. Ведь у каждого из нас свои понятия о благовоспитанности — и если вдруг нам доведется переступить через эти понятия (сознательно или по неосторожности), нам легче будет отречься от своего поступка, чем признать его. Но признавать все-таки надо.

И не бойтесь, что своим признанием вы уроните себя в глазах окружающих. Вы просто покажете себя человеком, который берет на себя ответственность за любые свои слова и поступки. А это совсем нередко способствует созданию хорошей репутации.

Сборник «Отражения»

Арьята

***

В последний раз губами губ коснуться

И прошептать последнее прости.

Уйти в последний раз и не вернуться —

Пусть будет только Ветер впереди…

Идти, бежать, не разобрав дороги.

Мне солнца луч теперь укажет путь,

Дорогу в ту страну, где были мы как Боги,

В тот детский сон, который не вернуть…

Вылегжанин И.

***

И бездомный пес дворняга

Не настолько одинок,

Хоть такой как я — бродяга

В пыли — копоти дорог.

Пыль дорог

глотая, знаю —

буду я

когда-то вроде

этой пыли на дороге.

***

Проживаю в краю,

Позабытом богами.

В душе искру ношу,

А за пазухой — камень.

Не приемлю законов,

Не взираю на лица,

Совершаю публичное

самоубийство.

Самурайскую честь

Растоптав сапогами,

Целовать в церкви крест,

А за пазухой — камень.

Пусть теплеет обида,

Как камень душевный.

Все забыть и любить

Предлагает священник.

И забытые боги

смеются в зарницах,

С сожалением смотрят

Вслед самоубийцам.

Настоятельница монастыря игуменья Варвава вынужденно покинула обитель. Несмотря на то, что официальные церковные структуры призывают общественность и СМИ не разжигать внутрицерковный конфликт, по мнению многих экспертов, ситуация вышла за рамки отдельно взятой конфессии.

О разногласиях между схиигуменом Сергием и екатеринбургской епархией «МК-Урал» уже неоднократно рассказывал. Еще накануне Пасхи заштатный клирик выступил с речью, посвященной пандемии коронавирусной инфекции. От отца Сергия досталось и светским властям, которых схиигумен проклял за закрытие храмов, и духовным лицам, которые согласились с необходимостью придерживаться ограничительных мероприятий.

За резкие слова, идущие вразрез с официальной позицией РПЦ, схиигумена лишили права проповедовать, но это его не остановило. В Сети появились его новые видеообращения, основная идея которых сводилась к тому, что пандемия – повод для «чипирования» населения и установления «электронного лагеря Сатаны».

15 июня должен был состояться епархиальный суд, но схиигумен Сергий, уже лишенный к тому времени права носить наперсный крест и совершать таинства, по словам представителей епархии, не ответил на вопросы и выступил с речью, не имеющей отношения к делу.

Когда наш прошлый номер сдавался в печать, стало известно, что в монастыре собрались сторонники схиигумена. Сообщалось даже о неких вооруженных казаках, которые препятствовали входу в обитель представителей СМИ и епархии, в том числе священника Георгия Викторова, направленного митрополитом для свершения таинств. Это породило разговоры о возможном захвате монастыря. Для проверки этой информации в обитель прибыли сотрудники полиции, которые, не увидев беспорядков, вмешиваться не стали.

«Сотрудники полиции территориального ОВД получили информацию о возможном нарушении общ-ственного порядка на территории Среднеуральского женского монастыря, – прокомментировал ситуацию пресс-секретарь областного полицейского главка Валерий Горелых. – В соответствии с Законом «О полиции» эти сведения были зарегистрированы».

От защиты к нападению?

Если, с точки зрения светских властей, в том, что схиигумен со сторонниками заняли территорию монастыря, нет состава правонарушения, с позиции церковных канонов действия заштатного клирика являются незаконными. На видеозаписях, выложенных сторонниками, видно, как отец Сергий вопреки запрету митрополита проводит службу.

Это, переводя на светский юридический язык, может стать отягчающим обстоятельствам накануне нового заседания епархиального суда, которое должно пройти 26 июня. Впрочем, в том, что заседание состоится, есть сомнения.

Судя по последним высказываниям Сергия, он решил перейти к активной защите. Он заявил, что фактически не признает церковной власти не только екатеринбургского митрополита, но и московского патриарха. К тому же призывает он и своих сторонников.

«Патриарху Кириллу, митрополитам Илариону, Кириллу и многим другим до церковного суда надо сложить свои полномочия, – сказал он. – Попишите во все церковные суды о привлечении их к ответственности».

Досталось от схиигумена и настоятельнице монастыря игуменье Варваре, с которой вместе он в свое время и создавал обитель. Ее Сергий обвинил в «дерзости и непослушании», которые проявились в том, что она в присутствии других человек спорила с ним. Кроме того, схиигумену не понравилось, что игуменья Варвара якобы хотела сделать тест на коронавирус двум сестрам.

«Сначала тестирование, потом вакцинация, затем – чипизация и фашистский режим», –заявил клирик.

В пресс-службе епархии подобные просьбы игуменьи Варвары отрицают. А ее уход из монастыря объясняют попытками «умирения ситуации» и стремлением «избежать ненужных распрей».

«Теневое правительство»

7 июля также должно состояться заседание Верхнепышминского городского суда, который рассмотрит составленный прокуратурой протокол по пункту 9 статьи 13.15 КоАП РФ (распространение заведомо недостоверной информации, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан). Именно так надзорное ведомство квалифицировало заявления клирика о коронавирусе. Явится ли на него схиигумен, неизвестно. Между тем, в некоторых заявлениях Сергия можно увидеть и угрозы в адрес светских властей.

«Помимо прихожан меня слышат казаки России, спортсмены России, 33 тысячи боевых офицеров, которые показали путь мужества, храбрости, доблести на дорогах войны в Афганистане, Чечне, Сирии и так далее», – говорит схиигумен.

Как минимум, один отставной генерал уже заявил о своей поддержке клирика. На ютуб-канале «Национальные интересы», где выкладывались и проповеди Сергия, появилось видеообращение человека в военной форме, называющего себя генерал-майором в отставке Сергеем Ивановым. Он заявил, что поддерживает клирика в его борьбе с неким «теневым правительством», которое посредством карантина якобы пытается захватить власть во всем мире.

«О том, что оно существует, я могу заявлять со всей ответственностью, – говорит Сергей Иванов. – По-тому что в предыдущей своей должности, которую я занимал, я занимался как раз этими вопросами».

Карфагенские каноны

Силовой сценарий разрешения конфликта допускает диакон Андрей Кураев. По его словам, упоминания Сергием о сторонниках в офицерской среде может стать для официальной церкви поводом прибегнуть к помощи государства. По его словам, это даже соответствует канонам.

«Еще в пятом веке Карфагенские соборы постановили, что, если раскольники захватывают храм, епископ обязан обратится к императору с просьбой о присылке войск, – приводит слова Андрея Кураева Е1. – Я в глазах Романова модернист. Я и в самом деле считаю это древнее правило и древним (устаревшим), и порочащим церковь. Но Романов себя мнит хранителем канонов. Что ж, именно в канонах про него сказано вполне ясно».

По мнению диакона, скорее всего, с Сергием и его сторонниками будут вестись переговоры. В крайнем случае возможен и штурм.

«Опять же, какая там в монастыре сила? – говорит диакон. – Может быть, просто бабий рой, а может, действительно, есть люди, которые готовы применить оружие. Но это крайне маловероятно».

Официальная позиция епархии, впрочем, пока далека от воинственной. Более того, в официальном заявлении пресс-службы ситуация вокруг монастыря и вовсе преподносится как дело сугубо внутрицерковное, которое должно быть разрешено «в мирном духе».

«Мы с уважением относимся к работе СМИ и понимаем невозможность обойти молчанием этот конфликт, – говорится в заявлении. – Однако просим не нагнетать и искусственно не дестабилизировать обстановку в Среднеуральском монастыре чрезмерностью внимания, поскольку информационный шум лишь разогревает горячие головы и забирает то время, которое мы предоставляем заблудшим для пересмотра своей позиции».

«Новый Иерусалим» и младостарцы

Впрочем, не все эксперты склонны считать историю схиигумена делом чисто церковным. По мнению старшего научного сотрудника Института философии и права УрО РАН Александра Белоусова, нынешняя ситуация неразрывно связана с прежними конфликта-ми в столице Урала.

«История с отцом Сергием – это история не про раскол, а про повестку и про фронтир, наш новый уральский разлом, – пишет политолог в Фейсбуке. – Парадоксальным образом борьба вокруг сквера/храма усилила православное сообщество, которое выступает сейчас не менее значимым ньюсмейкером, чем сообщество либеральное. Причем делает оно это за счет ресурса достаточно либерально настроенных СМИ».

Такого же мнения придерживается и православная активистка Оксана Иванова.

«Религиозная повестка в Екатеринбурге становится сильнее либеральной, – пишет она. – А как иначе может быть в Новом Иерусалиме? Кому новый сквер интересен и знакомы всем лица борцов? Никому, все теперь тайные скиты ищут. А у нас ещё столько всего интересного есть. Кто духовной жизнью живет, тому скучно не бывает».

Ситуацией в Екатеринбурге обеспокоены в Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС). По мнению экспертов, феномен схиигумена Сергия – не единичное явление. Это скорее проявление проблемы так называемого «младостарчества», характерной для многих епархий. Под «младостарцами» понимаются различного рода клирики, как правило, из числа черного духовенства, которые собирают толпы паломников и пугают паству приходом Антихриста.

По мнению экспертов, попытки официальных церковных структур замять конфликты приводят к обратным результатам.

«Любое попустительство в отношении них подобные лжестарцы-гуру воспринимают как слабость епархиального руководства и все более радикализируются, – приводит отрывки из заявления РАЦИРС РИА «Новости». – Надеемся, что своевременные и решительные действия нашего священноначалия смогут предотвратить возникновение кризисных ситуаций».

Постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин сообщил, что Москва никак не участвует в боевых действиях на востоке Украины

«Мы четко заявили, что никакого участия российских военных нет, никакой техники мы не поставляем туда», — заявил чиновник, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

  • Обнародовано видео — доказательство вторжения сил РФ в Новоазовск

По мнению Келина, обвинения по факту введения войск были озвучены официальным Киевом на протяжении последних недель, и все они были опровергнуты. «Опровергаются они и сейчас», — отметил представитель Москвы.

  • Читайте также: Жестокое прозрение. Российская провинция задумалась о смертях своих солдат в Украине

По сообщениям СМИ, солдатам оккупанта отдали приказ захватить Мариуполь и впоследствии дойти до Одессы.

28 августа в СНБО сообщили, что под контроль российских военных перешел Новоазовск, ряд населенных пунктов Новоазовского, Старобешевского, Амвросиевского районов.

В то же время, Латвия признала вторжение РФ в Украину войной.

Ранее Литва также призвала к проведению срочного заседания Совета Безопасности ООН для реакции на события в Украине и для прекращения российской агрессии.

В четверг премьер-министр Арсений Яценюк попросил западных партнеров созвать срочное заседание Совета безопасности ООН в связи с действиями Российской Федерации на востоке Украины.

Посол США в Украине Джеффри Пайетт сообщил, что Россия для участия в боевых действиях перекинула в Донбасс новейшие системы противовоздушной обороны.

Ранее советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк сообщил, что российские войска вторглись на территорию Украины.

27 августа Государственный департамент США заявил, что подтверждает вход регулярных частей войск России в Донбасс.

Детали о вторжении России в Украину — в спецтеме НВ Российские военные в Украине.

Болезнь отрицания болезни — так можно охарактеризовать анозогнозию. При этом синдроме пациент не осознает патологию, преуменьшает степень тяжести или серьезность состояния. Человеку свойственно думать, что он здоров или не страдает какой-либо зависимостью.
Продолжительное время такое клиническое проявление считалось притворством и не признавалось за проблему. И лишь в 1914 году явление было описано и выделено в патологический синдром со своей этиологией и симптомами.

Классификация заболевания

В современной практике выделяют несколько видов анозогнозий. Патология может касаться двигательной активности, нарушения зрения, слуха, речи, болевых ощущений.

  1. Анозогнозия гемиплегии. Пациент может как недооценивает тяжесть своего состояния, так и полностью отрицать симптомы. Такая форма часто встречается при параличе или парезе конечностей. Больной утверждает, что движения сохранены, если он захочет, может пошевелить рукой или ногой, встать и пойти, но в данный момент этого не желает. В некоторых случаях пациент считает двигательное расстройство незначительным и на это не стоит обращать внимание.
  2. Анозогнозия слепоты. Больной полностью отрицает потерю центрального зрения и зрительные галлюцинации. На вопросы врача о цвете предмета, пациент отвечает уверенно, опираясь на прошлый опыт. Когда его спрашивают о том, сколько людей в комнате, затрудняется с ответом.
  3. Анозогнозия глухоты. Пациент отрицает дефект слуха. Встречается крайне редко.
  4. Анозогнозия афазии. Замечаются ошибки в речи больного, при этом он думает, что речь не изменена, говорит и выражает свои мысли правильно. Однако при контакте с психиатром пациент соглашается с тем, что его речь неполноценна.
  5. Анозогнозия боли. Утрачивается способность реагировать и оценивать боль. Пациент в некоторых случаях может полностью отрицать болевые ощущения.

Причины расстройства

Наиболее частые факторы, которые влияют на развитие психиатрического заболевания:

  • поражение правой теменной доли или при двухсторонних теменных повреждениях;
  • расстройства памяти и слабоумие;
  • острые психологические состояния с нарушением критического мышления, дезорганизации сознания и умственной деятельности;
  • непринятие факта психического расстройства на фоне заниженной самооценки;
  • эмоциональное опустошение, апатия;
  • истерический психоз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • развивающийся атеросклероз;
  • интоксикация этиловым спиртом, угарным газом;
  • недостаточное насыщение тканей и органов кислородом.

Симптомы заболевания

Клинические проявления синдрома Антона-Бабинского формируются от степени глубины расстройства и выглядит это так.

  • Игнорирование заболевания. При анамнезе пациент ничего не знает о болезни, не замечает проблемы, тревога отсутствует.
  • Неоцененность состояния. При беседе пациент согласен с наличием заболевания, но степень тяжести недооценивает.
  • Неосознание дефекта. При обследовании больной считает, что парализованные конечности функционируют, как и прежде.
  • При данных формах проявления психика сохранена, лечение приносит эффект.

К развитию заболевания анозогнозия могут присоединиться и психологические расстройства. Отрицание болезни может сопровождаться следующими симптомами:

  • патологическая активность;
  • уклонение от разговоров;
  • конфабуляция и псевдореминисценция;
  • галлюцинации, делириозные расстройства.

Диагностика

Диагностика заболевание включает в себя сбор анамнеза, проведение специальных тестов, нейропсихологическое обследование, наблюдение за пациентом в различных ситуациях, проведение МРТ и КТ головного мозга, использование опросников.

Лечение и профилактика

Вся терапия направлена на устранение первопричины заболевания. Также назначают коррекционные мероприятия с психотерапевтом и психологом. Лечение завит от возраста пациента, от формы и тяжести заболевания.
Специальной профилактики для предупреждения возникновения синдрома Антона-Бабинского не существует. Важно внимательно относится к состоянию здоровья, избегать травм головного мозга, инфекционных поражений, не заниматься самолечением и своевременно обращаться к специалисту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *