Чем отличается вера от религии?

Фудим ГригорийFollow Mar 9, 2018 · 4 min read

Вера и религия — в чем разница? Ответ на этот вопрос в нашей новой статье! Читайте!

В современном мире определение веры и религии практически не различимы. Мало кто задумывается, что они несут совершенно различную смысловую нагрузку. Человек практически перестал думать о своей духовной жизни достаточно серьезно, отдавая дань сиюминутным модным течениям и абсолютно не задумываясь о внутренней составляющей. Итак, давайте подробнее разберемся, что такое вера и религия, в чем разница этих понятий.

Определение «Вера”

Следует отметить, что термин «вера” имеет более древнее происхождение, чем «религия”. Наши предки действительно не отличали эти два понятия. Однако на сегодня, когда так много различных религиозных течений и просто различных верований, это имеет принципиальное значение. Рассмотрим подробнее.

Вера — это личные убеждения в истинности чего-либо, пусть они даже не имеет логического или фактического доказательства. Например, если ваш сосед убежден в том, что на планете Марс живут маленькие невидимые человечки, то это и является верой. Доказательств тому, что это так (равно как и наоборот) не существует. К нему могут присоединится такие же убежденные и через некоторое время вполне может образоваться какое-либо учение об этих человечках (так было с древними богами в языческие времена, когда люди пытались объяснить различные явления природы).

Вера легко может существовать без религии. Если человек не является последователем какой-либо конфессии, то он может верить абсолютно в любые высшие силы. И, как ни странно, Вселенная отвечает взаимностью даже в этом случае. Однако если человек на своем пути к духовному познанию один, то ему легче оступиться, ведь в любом религиозном течении всегда можно обратиться за помощью, и она будет оказана.

Также вера не подразумевает определенных практик. И вообще, можно просто верить, т.е. быть убежденным, что высшие силы существуют и ничего не делать в направлении развития своей духовности. Можно же общаться к Богу лишь в трудные или радостные моменты своей жизни, но при этом тоже не менять существенно свой уклад жизни. А можно полностью доверить свою жизнь Богу и верить, что он все делает правильно. В последнем случае все подчиняется только Ему.

Определение «Религия”

Религия — это определенный свод правил, обрядов и законов, которые направлены на развитие духовности человека, возможности его контакта с высшей силой, но обязательно основанный на вере. Если в религии отсутствует вера, то ее можно считать мертвой. Простым сводом правил жизни человека (к слову сказать, они практически всегда высокоморальные).

Религия — это всегда определенный тип мировоззрения. Также следует отметить, что некоторые исследователи считают религию, с ее традициями, законами, обрядами и т.д., учением о различных знаниях нашего Мироздания. Однако это относится только к истинным религиям. Например, Веды, которые содержат в себе все законы, которые могут облегчить жизнь человека и разумно растолковать причинно-следственные связи каждого поступка человека, не требуя при этом слепой веры. Конечно, поклонение Божествам практикуется, но сам принцип существенно отличается от того же христианства, а вся жизнь человека строится на духовном развитии, но в силу его возможностей на данный момент.

Как бы то ни было, каждая религия объединяет людей в общины, и каждый из последователей обычно изучает определенные правила, молитвы (мантры), священные писания и т.д. Именно через прописанные действия человек общается с Богом, обычно это молитва или песнопение. Причем отступление от канона считается недопустимым, ведь каждое религиозное течение предлагает свою форму служения Богу (даже и имена давая ему совершенно разные), считая ее истинной. На этой почве в далекие времена было много войн.

Как видим, отличие веры от религии существенно. Вера без религии вполне себе может существовать, а вот наоборот — уже возникают проблемы, что подтверждает история, приводя в пример ярых и нетерпимых фанатиков, которые имеют только то мнение, навязанное им так называемыми духовными лидерами, но никак не Богом. А люди зачастую имеют свои цели, даже стоящие во главе духовного течения.

На нашем сайте вы сможете найти различную информацию о религиозных течениях, духовных практиках и многое другое.

Чем отличается вера от религии

Итак, какая же все же разница между религией и верой? Выделим некоторые важные моменты, отвечая на этот вопрос.

  • Как было сказано выше, вера вполне может существовать без религии, а вот наоборот — невозможно. Религия всегда является основой веры в какое-либо божество, высший разум, духовные возможности и т.д.
  • Истинная вера сама по себе бескорыстна, ее нельзя привить человеку насильственным путем. Религия же зачастую выбирается еще нашими предками, в ее среде и воспитываются будущие последователи.
  • Очень важным моментом является то, что вера динамична, т.е. она может увеличиваться или уменьшаться у отдельно взятого индивида, ее вообще можно потерять в результате потрясений. Религия — статична, т.к. существуют определенные каноны и правила, которые нельзя нарушать.
  • Вера заставляет «двигаться” душу, размышлять, повышать свою духовность. А вот религия — это скорее нормы поведения, социальная составляющая жизни человека.

Конечно, все довольно субъективно, ведь каждая религия имеет своих многочисленных святых, которые достигли духовных вершин не только соблюдая правила. Искренняя вера, молитва, собственный подход на общение с Богом помогли им полностью изменится. Но такое может произойти не только в традиционных известных религиях, но даже если вы являетесь последователем языческой культуры, и ваше сердце открыто, при этом готово принимать Бога, а также трудиться для своего духовного развития.

Религия и вера: история прошлого

Религиозная деятельность — часть верования, возможно, даже и от другой. Например, христианство базируется на истории сотворения мира и еврейского народа. Храмовые службы проводятся по еврейским традициям. Праздники евреев заменили на иудо-христианские. Христиане сжигали свои и западные библиотеки. Однако многие праздники сохранили свои языческие корни. Буквицу древних славян заменили на церковнославянскую азбуку.

Искажение религии

По мнению славян, жизнь и вера — это одно и то же. Веру исказить не получится. Религию же можно модернизировать новыми правилами, догмами и постулатами.

Иногда люди обсуждают то, в чём не разбираются. Есть ли у женщины душа? Этот вопрос не стоит перед славянами, так как они наделяют душой, помимо живых существ, предметы и явления.

Понятие реинкарнации (повторное рождение) христиане отменили, потому что церковникам так проще управлять народом: вечные муки или вечное райское блаженство, без третьего варианта.

Различные аспекты взаимоотношений между религией и наукой были названы современные историки науки и религии, философов, теологов, ученых и других из различных географических регионов и культур. Несмотря на то, что древние и средневековые миры не имеют представления , напоминающее современное понимание «наука» и «религия», некоторые элементы этих современные идей встречаются на протяжении всей истории. Это было в 19 — м веке , когда фразы «Религия и наука» или «наука и религия» впервые появились в литературе. Это совпало с переработкой «науки», от исследований » естественной философии » и » религии»Как отдельные понятия в последние несколько столетиях частично из-за профессионализации науки, протестантская Реформация, колонизация и глобализация. С тех пор многие охарактеризовали отношения либо как конфликт, гармония, сложности или взаимную независимость.

И наука , и религия представляют собой сложные социальные и культурные усилия , которые различаются в разных культурах и изменились с течением времени. Большинство научных и технические инновации до начала научной революции были достигнуты обществами , организованных религиозными традициями. Элементы научного метода были пионерами древней языческой, исламской и христианских ученых. Роджер Бэкон , который часто приписывают формализации научного метода, был монах — францисканец. Индуизм исторически охватывает разум и эмпиризм, считая , что наука приносит легитимное, но неполное знание о мире и вселенной. Конфуцианская мысль занимала различные взгляды науки с течением времени. Большинство буддистов сегодня вид науки как дополнение к их убеждениям. В то время как классификация материального мира древних индийцев и греков в воздух, земля, огонь и вода была более философский, средневековый Ближний Easterns использовали практические и экспериментальные наблюдения для классификации материалов.

События в Европе , такие как дело Галилеа , связанное с научной революцией и эпохой Просвещения , привели ученый , такие как Джон Уильям Дрейпер постулировать тезис конфликта , считая , что религия и наука в конфликте методологический, фактически и политически на протяжении всей истории. Этот тезис принадлежат некоторым современным ученым , таким как Ричард Докинз , Лоуренс Краусс , Питер Аткинс , и Дональду Протеро . Тезис конфликта потерял поддержку среди большинства современных историков науки.

Многие ученые, философы и теологи на протяжении всей истории, таких как Франсиско Айала , Кеннет Р. Миллер и Фрэнсис Коллинз , видели совместимость или независимости между религией и наукой. Биолог Стивен Джей Гулд , другие ученые и некоторые современные богословы считают , что религия и наука непересекающиеся magisteria , обращаясь принципиально разные формы знания и аспекты жизни. Некоторые теологи и историки науки, в том числе Джон Леннокс , Томас Берри , Брайан Суим и Кен Уилбер предлагают взаимосвязь между наукой и религией, в то время как другие , такие как Ян Barbour полагают , что есть даже параллели.

Общественное признание научных фактов может быть под влиянием религии; многие в США отвергают эволюцию от естественного отбора , особенно в отношении людей. Тем не менее, американская Национальная академия наук написала , что «доказательство эволюции может быть полностью совместимо с религиозной верой», целью официально одобренной многими религиозными конфессиями по всему миру.

Мне часто приходится слышать: у нас, мол, вера, а у вас, воцерковленных, всего лишь «религия». Имеется в виду вот что: вера — это когда у тебя Бог в душе, ты испытываешь некие светлые и тонкие духовные переживания, излучаешь любовь ко всем вокруг. А религия — это значит «молиться, поститься и слушать радио Радонеж». Иначе говоря — это узколобость, косность, нетерпимость. Обрядность, возведенная в абсолют, стремление всех построить в колонну по четыре, костры инквизиции… Словом, весь джентльменский набор.

Очень легко обличить сторонников такого мнения. Как правило, это люди, далекие и от веры, и от религии. Представления о Боге, о Церкви, а порой и о людях у них подчас совершенно дикие. Просто «религия» их пугает больше, потому что мыслится угрозой свойственному им образу жизни, а «вера» (та, которая дело интимное и глубоко закопана в душе) кажется безобидной странностью. Они не понимают, что если вера – нечто большее, нежели комплекс личных иллюзий, если за предметом веры стоит некая высшая Реальность, то неизбежно возникают общие для всех верующих способы общения с этой Реальностью. То есть – богослужения, обряды, письменная фиксация вероучения, признанные (и отрицаемые) толкования, организационная структура — словом, все то, что обычно и понимается под религией. Иначе говоря, религия – это сосуд, а вера – вода в сосуде. Без сосуда воду не сохранить, без воды сосуд бесполезен.

Но даже в самых нелепых заблуждениях чаще всего присутствует некая частичная правда. Есть она и у тех, кто противопоставляет веру и религию (вместо «религии» вполне может звучат слово «церковность»). В чем же правда? Да в том, что довольно часто религия (то есть внешняя форма) оказывается для верующего человека самодостаточной ценностью. Роспись на сосуде пленяет его больше, чем находящаяся внутри вода. Один мой знакомый священник сказал про таких людей, что они всю жизнь лижут скорлупу ореха, думая, что это и есть вкус ядра. То, что по-хорошему должно быть лишь «транспортным средством» на пути к Богу, становится главным предметом любви. С этого автомобиля сдувают пылинки, ежедневно делают ему техосмотр, до хрипоты спорят о его достоинствах. Он никуда не едет. Он стоит в гараже. На вечном приколе.

А ведь все это видно со стороны. Все это происходит на глазах у «внешних». Фанаты «церковности» умеют быть громкими. Неудивительно, что они у многих вызывают раздражение – и против себя, и против Церкви, и, главное, против самой идеи Бога.

Апостол Павел писал: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Сказано это было, конечно, по несколько иному поводу, но, по-моему, его слова верны и в данном случае. Когда людям навязывают не Бога, а Религию – люди отворачиваются от Бога.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *