Что делать если против тебя весь класс?

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива или его части. Буллинг особенно тяжело переживается подростками, у которых, в отличие от взрослых, нет разнообразия социальных групп, где они могут реализоваться. И самый жестокий буллинг, как правило, исходит со стороны подростков. Родители часто не в курсе масштаба проблемы, учителя закрывают глаза, школьный психолог желает «улыбнуться и быть открытым миру». The Village Беларусь поговорил с теми, кто был окружен злобой и ненавистью 11 лет 5 дней в неделю.

«Психолог отказался со мной работать, когда узнал, что я гей»

Саша, 16 лет, провинциальный город Беларуси

Хочу сразу сказать, что являюсь гомосексуалом. Сейчас иду в 11-й класс. По интернету общался с парнем геем, он и скинул всю нашу с ним переписку одноклассникам. Оказалось, что он меня обманул, сам он оказался типичным пранкером и гомофобом. Переписка содержала очень откровенные признания, переживания. Несколько фотографий, которые даже не несли интимный характер. Меня охватила паника, захотелось выпрыгнуть из окна, наглотаться таблеток, лишь бы не видеть реакции. Но все–таки я нашел в себе силы пойти наутро в школу. Перед тем как зайти в класс, внутри все сжималось от страха. Когда зашел, все сразу же начали кричать: «Оооо, пидо**с!». Они зачитали переписку перед всеми. Продолжалось это все достаточно долго. Все это убивало морально, довело до попытки суицида. Когда дома никого не было, порезал себе руки, глубоко и со злобой. Мне не верилось, что до этого меня довели мои бывшие друзья, что из-за того, что они узнали о моей гомосексуальности, они стали желать мне смерти. Потом немного утихло, но при каждом случае, при каждой ссоре они обязательно вспоминают об этом колкими фразами.

Спустя несколько месяцев после разоблачения и моральных издевательств на меня напали. Избили около самой гимназии. Ребята постарше сбросили в канаву, начали бить ногами, кричали «Сдохни!». После этого стал более внимательным, теперь ношу с собой шокер. У меня замечательные отношения с родителями, но пока что не могу признаться в своей гомосексуальности. Внутри себя понимаю, что они примут меня таким, каким я являюсь, но пока что просто не готов. Не хочу их заставлять переживать, помимо меня у них еще есть два младших ребенка.

Психолог, читает много, помогает людям. Ему должно быть известно, что гомосексуальность не является психическим заболеванием

Может быть, и стоило обратиться к школьному психологу, но не доверяю ему. Потому что шанс, что он расскажет все родителям и учителям, очень велик. Да и школьные психологи вряд ли сами знают, как помочь таким ребятам, как я. Родители видели, что со мной происходит что-то неладное, не могли вытянуть из меня всю правду и отвезли к независимому психологу.

Это частный психолог, который не работает в государственном учреждении. О нем было очень много отличных отзывов. Родители меня привезли к нему в Гомель. После того как он выслушал мою историю, он сказал, что мне нужно лечиться в психушке. Что все это психическое расстройство, что все гомосексуалы являются больными людьми. Добавил, что одноклассники были правы, когда оскорбляли и били меня. Что с такими, как я, нужно так поступать. Затем он сказал, что не будет со мной работать, и выставил за дверь. Родителям я сказал, что не хочу работать с этим психологом. Они услышали меня и не задавали лишних вопросов. Поразило то, что вроде человек психолог, читает много, помогает людям. Ему должно быть известно, что гомосексуальность не является психическим заболеванием.

Несколько одноклассников встали на мою сторону и очень поддержали меня. Если бы их не было, совсем было бы все плохо. Они говорили мне, что нет ничего плохого в моей сексуальной ориентации. Что отношение никак не должно из-за этого поменяться. Если кто-то пытался ударить меня, они становились на мою сторону. Их было мало, но они очень помогли мне. Два молодых учителя, видимо, поняли по оскорблениям про мою ситуацию, несколько раз заступились за меня. Ребятам, которые попадают в такие ситуации, рекомендую идти к школьному психологу, не бояться воспринимать себя таким, каким являешься. Пусть школьный психолог не поможет, идите к независимому, звоните на горячую линию. Не держите в себе все это. Пожалуйста, не слушайте оскорбления невежественных людей, не поддавайтесь эмоциям. Мечтаю скорее закончить школу и уехать подальше из ненавистного города. Думаю, что скоро найду в себе силы все рассказать родителям.

«Я кусался, вырывался, а на меня смотрели десятки восторженных глаз»

Сергей, 26 лет. Провинциальный город Беларуси. На данный момент проживает в другой стране, программист

Могу сказать, что школьные годы были самые ужасные годы в моей жизни. Каждое издевательство, каждый толчок, каждое оскорбление помню ясно и четко. Все это до сих пор отзывается на моей нервной системе, хоть и прошло уже больше 15 лет. Из-за карих глаз, темных волос и смуглой кожи меня часто обзывали хачом, хотя я чистокровный беларус. Да и внешне был невысоким и мелким, когда большая часть парней в классе на голову выше и физически сильнее. Плевали в лицо, один раз нагадили в рюкзак.

К психологу обращаться также не было смысла, потому что парень, который обзывал меня выродком-хачом, был его сыном. Если человек не мог помочь своему ребенку, то как бы помог мне?

Пытался себя защитить, много раз дрался, но все это было тщетно. Ребята были крепче меня. Воспитывала меня мама, мы жили вдвоем в маленькой квартирке. Мама часто работала во вторые и третьи смены. Так получилось, что даже в самые тяжелые моменты оставался один со своими проблемами. Мне очень не хватало мужского совета. У бабушки и у мамы я был единственным мужчиной. Уже в свои 12 лет, в самый разгар издевательств, понимал, что не хочу грузить их. Было пару друзей со двора, они были младше и учились в другой школе. С ними мы создали якобы свою группу, и с помощью этого как-то отвлекался. К учителям не обращался, потому что это было бесполезным. Нужно быть полнейшим дураком, чтобы не видеть того, что происходит в классе. На уроках обидчики не шибко сдерживались и позволяли себе всякое. К психологу обращаться также не было смысла, потому что парень, который обзывал меня выродком-хачом, был его сыном. Если человек не мог помочь своему ребенку, то как бы помог мне?

В нашей школе училось очень много ребят из неблагополучных семей. Социальный педагог интересовался только ими. Был кошмарный случай, мне было около 13 лет. В коридоре меня стали толкать одноклассники, из-за этого налетел на старшеклассника —самого неуправляемого хулигана школы. Он сильно разозлился и тряхнул меня. Я упал с высоты его роста на бетонный пол, но нашел в себе силы встать и плюнуть в него. Видимо, меня настолько достали эти невоспитанные хамы, что зло затмило глаза. Попал ему прямо в подбородок. Он сказал что-то матом и ушел. В этот день отпустили нас из школы раньше. За зданием стоял тот самый хулиган с тремя такими же, за ним было очень много других ребят. Они схватили меня, я пытался вырваться, но это невозможно, когда трое крепких пацанов держат тебя. Один закрыл рот, второй снял с меня штаны, а третий держал за руки. Они начали при всех садить меня на стеклянную бутылку, которая стояла приготовленная на земле. Я кусался, вырывался, а на меня смотрели в это время десятки восторженных глаз ребят из школы, среди которых были и мои одноклассники. Никто в это время не сбегал за помощью, никто не пытался заступиться за меня. Все ждали хлеба и зрелищ. Посадили на бутылку пятиклассника. Я кричал от боли, от страха, отчаяния и обиды. Через 10 минут боли, позора и слез они сжалились надо мной. Я сбежал. Даже портфель оставил на том же месте. По дороге домой мечтал прямо сейчас умереть.

Все осенние каникулы просидел в своей комнате. Думал о том, как лучше покончить с жизнью. Со страхом думал о том, как пойду в школу. Когда закончились каникулы, еще две недели не ходил в школу, прогуливал. Подходил в течение двух недель к железной дороге и хотел броситься под поезд, но так и не нашел в себе силы. Домой пришла классная и стала говорить маме, что, видимо, я связался с плохой компанией, чтобы следила за мной.

Маме ответил, что ненавижу всех, кто учится в этой школе и кто там работает. Мама перевела в другую школу, а там уже предупредила школьного психолога, чтобы поговорил со мной.

Я и сейчас уверен, что социальный педагог знал о том случае, потому что сплетни быстро распространяются, особенно такие. Во время осенних каникул подсознательно ждал звонка от школьного руководства, но никто так и не позвонил. Они, видимо, решили, что если никто не жалуется, то это и не стоит решать. В нашем обществе почему-то стыдно жертве насилия, а не тому, кто творит беспредел.

В нашей школе много кого травили: если чуяли, что ребенок слабее, то над ним издевались сильно. Морально давили многих, не один раз видел, как в раздевалке топтали чужие вещи. Никто из учителей не обращал внимания на это. Все спихивали на «это же дети».

Психолог в новой школе очень помог мне. Про ситуацию с бутылкой так ему и не рассказал, но рассказал о случаях, которые происходили до этого. Нельзя в себе хранить обиды, ребенку нужно знать, что есть люди, которые выслушают его, сдержат слово анонимности, протянут руку помощи. Детям нужно знать, куда идти, когда им плохо, больно, когда не знаешь, куда бежать от отчаяния. Поступив в университет, вздохнул с облегчением. Потому что там приобрел единомышленников и самых лучших друзей.

«Ты такая тупая из-за Чернобыля»

Ольга, 19 лет. Областной город, на данный момент проживает в Швеции

Начну с того, что являюсь инвалидом с детства по опорно-двигательному заболеванию. Начался буллинг со второго класса, когда одноклассники стали понимать, что отличаюсь от них. Оскорбляли, называли чернобыльцем, инвалидкой, даже смс-сообщения писали с оскорблениями. Продолжалось все до 11-го класса. Два года, а именно 5-м и 6-м классах, была на домашнем обучении. И оно не помогло, так как унижение встретила и со стороны учителей. Они говорили, что тупая и невнимательная. Хотя понимали, что невнимательность из-за болезни. Позволяли себе такие фразы, как «ты такая тупая из-за Чернобыля». Никак не помогали усвоить материал. Часто приходилось пропускать школу из-за больниц. Когда было получено освобождение от экзаменов, завуч позволила сказать при всех о том, что справка куплена. Учителя слышали оскорбления, видели подзатыльники, подножки, как бросали жвачку в волосы, но вместо того, чтобы объяснить ребятам, что не по своей вине являюсь инвалидом, они сами участвовали в буллинге.

К психологу не обращалась. Очень боялась, что травить еще больше будут. Даже бабушке не могла об этом сказать, потому что вряд ли она что-то изменила. Учителя и социальный педагог видели, что надо мной издеваются, что являюсь изгоем. За все 11 лет школы ни классный руководитель, ни психолог, ни социальный педагог никак не помогли мне. Был случай, когда меня толкнули, при падении повредила ногу. Никто даже не позвонил домой и не вызвал «скорую».

Учителя слышали оскорбления, видели подзатыльники, подножки, как бросали жвачку в волосы, но вместо того, чтобы объяснить ребятам, что не по своей вине являюсь инвалидом, они сами участвовали в буллинге

Все идет из семьи и политики государства. Детей учат математике, физике, а жизненным вопросам, эмпатии, правам — нет. Детей не учат принимать людей, не таких как они. Это может быть ориентация, цвет кожи, вера или статус. С самого малого возраста дети должны понимать: все люди разные, но они равны. Школа сломала мою психику, восстановиться помог шведский психолог. Не знаю, что стало бы со мной, если бы не уехала в Швецию. Сейчас бы все издевательства записывала на телефон и затаскала бы руководство школы по судам и прокуратурам. Но в тот момент мне было страшно.

Однажды был случай, от которого я долго отходила. Дело было перед выпускным. Обидчики написали на ватмане мою фамилию, класс и инициалы, добавили там, что я жертва Чернобыля. Написали оскорбления, нарисовали еще вдобавок венок погребальный с ленточкой. Все это повесили на главный стенд школы. Учителя даже замечания не сделали им. Мне не нужна была жалость или суперпомощь. Мне нужна была поддержка. В 13 лет я знала, что мою болезнь нельзя вылечить. Я была слишком юной, чтобы это принять и научиться с этим жить дальше. Вместо поддержки наткнулась на стену оскорблений, надругательств и жестокости.

Переехала в Швецию после 11-го класса, начала учить язык в школе для старшеклассников, потом поступила в гимназию. Шведская гимназия — это аналог нашего колледжа. В Швеции все дети учатся вместе, там нет разделения на инвалидов и здоровых детей. Все школы оснащены лифтами и подъемниками, даже если у ребенка аутизм или ДЦП, он все равно учится в обычной школе, если у него нет глубоко умственной отсталости. Обратно в родные края ни ногой. Никогда.

Ситуация №2: Конфликты с учителем

Конфликты с учителями, кажется, в современной школе стали прямо-таки неотъемлемой частью учебного процесса. А главное, что причин для них бесчисленное множество: внешний вид ребёнка, его способности, успеваемость, поведение, увлечения… Бывает, что педагоги конфликтуют с детьми по каким-то личным причинам.

Родителям очень важно не спускать на тормозах конфликты, которые негативно влияют на ребёнка: развивают в нём фобии, приводят к стрессу и тревоге, бессоннице, паническим атакам, нервозности, снижению успеваемости.

Как защитить чадо от учительского произвола? Помогут следующие рекомендации:

— Первое, о чем должен знать родитель, — педагог не имеет права оскорблять ребёнка и наказывать его физически. Если вы узнали, что учитель слишком много себе позволяет, назначьте «аудиенцию» директору школы, где обсудите этот вопрос;

— Если ваши увещевания не влияют на директора, отправьте заявление на портале Министерства образования;

— Разузнайте у других родителей, не случалось ли у них похожих конфликтов с данным педагогом. Бывает, что недовольных собирается много. В этом случае можно составить коллективное заявление и попросить сменить учителя;

— Учите ребёнка собирать доказательства. Если он утверждает, что учитель его постоянно оскорбляет и унижает, попросите его воспользоваться видеозаписью или диктофоном. Правда, в суде (если вдруг до него дойдет) подобные записи не будут являться доказательством, так как они требуют экспертизы. Однако подобные подтверждения докажут, что ребёнок не врет и не преувеличивает.

Мамам и папам важно с младшего школьного возраста рассказывать детям об их правах. В частности, о том, что физическое воздействие, оскорбления недопустимы, в том числе со стороны преподавателя. Следует объяснять, что не стоит отвечать на слова или действия учителя тем же. Главное — оставаться корректным и сообщить о случившемся родителям.

Профилактика

В борьбе со школьной травлей нужно действовать на опережение. Надо учить детей, учителей и родителей как быть, чтобы травли не было, и что делать, если травля в классе начинается. Как заметить ее, коварную. Как не начать ее самому, — пишет Ольга Журавская, президент благотворительной организации «Журавлик», член «Травли Net» на своей странице в «Фейсбуке».

Команда проекта, заручившись поддержкой опытных юристов, разработала и представила на своем портале антибуллинговую хартию, регламентирующую действия педагогов, учащихся и их родителей при возникновении травли. Документ можно скачать на сайте и представить для рассмотрения в администрацию школы, где учится ребенок. Хартию должен подписать директор, и тогда ее положения вступят в силу. По мнению создателей, соблюдение правил хартии не только убережет детей от буллинга, но и поможет в судебных разбирательствах, если ситуация с травлей все-таки возникнет.

Эффективной мерой по предотвращению травли может стать создание согласительной комиссии – органа школы, члены которого могут принимать решения по борьбе с буллингом. В состав комиссии могут входить родители, ученики, учителя и представители администрации школы. Также стоит пригласить медиаторов (независимое лицо, содействующее принятию сторонами решений) и психологов.

Заняться созданием согласительной комиссии лучше с первого дня обучения ребенка в образовательной организации. Для этого родителям нужно написать заявление директору школы. Работу органа необходимо описать в Уставе школы, а исполнение решений комиссии сделать обязательным.

Ситуация №4: Кражи

Случается и такое: в школе произошла кража, а всю вину сваливают на вашего ребёнка. Что делать в этой ситуации? Чаще напоминайте ребёнку, что учителя и другие ученики не имеют права досматривать его вещи, даже если его подозревают. Проводить личный обыск могут только полицейские или родители ученика.

Ребёнка просят показать содержимое сумки? Он может сделать это добровольно, а может отказаться. Бывает, что украденные предметы подбрасывают невиновным детям, поэтому никаких досмотров педагоги проводить не должны.

А что делать, если вещь украли у самого ребёнка? Помогут следующие советы:

— Сообщите классному руководителю, он обязан провести беседу с учениками и попросить вернуть украденную вещь, рассказав о возможных последствиях;

— Если беседа не возымела должного результата, родителям следует обратиться в местное отделение полиции и вызвать сотрудников в школу для фиксации кражи.

Мамам и папам необходимо понимать, что учебное заведение не несёт ответственности за украденное в классе. Школа может лишь помочь в проведении коллективной беседы, пока дело не передано в органы. Если в дело вступила полиция — виновнику уже не удастся избежать наказания.

А вот если вещь была украдена из раздевалки — это уже другой вопрос. Школа обязана обеспечивать сохранность вещей в гардеробе, и, согласно Гражданскому кодексу РФ, родители имеют право требовать возмещения, написав заявление на имя директора.

Ситуация №5: Порча школьного имущества

От непредвиденных ситуаций не застрахован никто, а уж тем более школьники. Сколько раз мы сами были свидетелями разбитых стекол, поломанных стульев, порванных географических карт… Случиться может что угодно! Иногда учителя «спускают всех собак» на детей и заставляют их родителей выплачивать ущерб. Правильно ли это и что делать?

Для начала родителям следует узнать обстоятельства ситуации. Если в спортзале окна не закрыты сетками или решетками, а ребёнок мячом разбил окно, то виновата школа. А вот если ребёнок целенаправленно целился в окно, несмотря на надзор педагога и его просьбу не играть с мячом в школьном коридоре, то виноват уже сам ребёнок.

Ребёнок же будет нести ответственность, если изрисует парту или вырвет страницу из учебника. При этом не его вина, если в уборной треснет плохо закрепленная раковина.

Так что же делать мамам и папам? В первую очередь, требовать доказательств вины чада (фотографии, видеозаписи, независимые свидетели, видео с камеры). Если у школы их нет, то ни о каком возмещении ущерба нет и речи.

Ситуация №6: Гендерное неравенство

«Девочки сегодня моют полы, а мальчики могут идти домой!» Как бороться со школьным гендерным неравенством?

Проблему можно попробовать решить мирной беседой с учителем. Предложите педагогу пересмотреть свои взгляды. Объясните, что неправомерно разделять детей по половому признаку, налагая на одних детей больше ответственности и обязанностей, чем на других. Не помогает? Следует задействовать вышестоящие органы, обратившись в школьную администрацию, а затем в управление образования.

Если нанесен вред здоровью ребенка

Если ребенок приходит из школы с синяками, царапинами и другими, даже небольшими травмами, а также, если его психическому здоровью нанесен серьезный вред, первое, что рекомендуется сделать в этом случае — перестать водить сына или дочку в школу, пока ситуация не разрешится.

Второе – собрать доказательства, что был причинен вред физическому или психическому здоровью ребенка. Для этого нужно пройти медицинское освидетельствование (снять побои, взять справку в травмпункте, сделать фотографии и видео телесных повреждений, сохранить чеки о покупке лекарств и пр.).

Если ребенку угрожают, это тоже придется доказывать. Для этого сохраняйте скриншоты сообщений с угрозами в адрес ребенка, записывайте телефонные разговоры с участниками травли, сохраняйте вещи, которые были испорчены (лучше записать для себя, когда они были повреждены и сфотографировать их сразу после порчи), записывайте имена людей, которые были свидетелями травли.

Третье – написать два заявления — в прокуратуру и полицию, предварительно проконсультировавшись у адвоката, который подскажет, на какие нормативные акты нужно ссылаться. Прокуратура должна изучить, как руководство школы соблюдает права ребенка на безопасную среду обучения. Полиция обязана провести свое расследование, чтобы решить, возбуждать ли уголовное дело.

Если полиция и прокуратура не предприняли никаких действий в течение 30 дней, следует писать в областную прокуратуру, главное управление МВД, Министерство просвещения, Рособрнадзор, Роспотребнадзор. Кроме того, нужно привлечь внимание общественности и СМИ.

Главное – защитить ребенка!

Конечно, все эти шаги требуют много времени и сил, железного терпения и большой стойкости. В моменты, когда хочется сдаться, вспомните, что вы боретесь с буллингом ради своего ребенка, которому еще тяжелее, чем вам. Вы — его главный защитник, от которого он ждет помощи в первую очередь.

Но если вы понимаете, что ни один из вышеперечисленных способов не действует, ситуация продолжает усугубляться, да и нервы сдают, лучшее, что вы можете предпринять – перевести своего сына или дочь в другую школу и сделать все, чтобы не допустить повторения травли.

«До восьмого класса думала о суициде почти каждый день»

Дарья, 17 лет. Областной город Беларуси

Я из неблагополучной семьи. Мама, как говорится, кукушка, а отец был с психическими отклонениями. В первый класс пришла в чем попало, тут и началась травля. Во втором уже начались конкретные издевательства. Девочки — травили, мальчики — подстрекали на драки, учителя — наблюдали. В основном издевались морально, но приходилось и драться. Плевали в лицо, избивали за школой, замахивались стулом, если дерзила в ответ.

Дома также присутствовало моральное насилие. Как-то отец, после нескольких бутылок чернила, увидел во мне вместо дочери какого-то недруга. Взял стул и ударил в бок. Я, десятилетняя, онемела от страха, рефлекторно прикрыла грудь, синяки с ребер сходили долго. В слезах и соплях убежала на чердак, там и уснула. Утром пошла в ненавистную школу: без рюкзака и учебников, в домашней одежде, с заплаканными глазами и намеками на простуду. Одноклассники, увидев мой разбитый вид, не упустили момент. Один мальчик стал оскорблять и толкать меня в стену. Ребра захлестнула адская боль, от этого разрыдалась. Это продолжалось бы, но появилась классная и всех разогнала, а меня потащила к психологу. До сих пор хорошо помню, что неразборчиво что-то говорила психологу. Еще повторяла фразу «ненавижу этих тварей». Психолог налил воды. Выслушал. А потом сказал что-то из разряда: «В чужой монастырь со своим уставом не лезут. Улыбнись и мир потянется. Думаешь, что все плохие, а ты хорошая?». Предложил поставить на учет к клиническому психиатру. Тут и поняла, что толку от психолога мало. Социальным работникам нет никакого дела до детей. Легче наехать на ребенка и сказать, что он не прав или что он не такой, как все.

Класса до восьмого думала о суициде почти каждый день, но одно дело — думать, а совсем другое — делать. Это как план Б, на самый тяжелый момент. Просто уверяла себя, что имею такое же право на жизнь, как и они. Мать не видела с 7 лет, отец умер, когда мне было 12. Потом детский дом и много приемных семей. В детском доме слишком много плакала и стала всерьез задумываться о суициде. За такое поведение меня отправили в психушку на месяц.

Детский дом — это что-то вроде колонии для несовершеннолетних. Люди, с которыми жила в комнате, большая их часть, сейчас в тюрьме. Я стала аутсайдером и там, но они не имели что-то против. Сутками сидела в комнате и читала книжки.

Стараюсь больше не думать и не вспоминать об этом. Никому зла не желаю, вообще никому, даже им. Веду уединенный образ жизни, и это меня исцеляет понемногу. Из-за последствий издевательств и юношеского максимализма ловлю себя на мысли, что не хочу иметь семью. Большая часть обидчиков пошла в ПТУ, иногда встречаются на улице. Улыбаются мне и здороваются. Делаю вид, что не замечаю, и прохожу мимо.

Сейчас нахожусь под опекой. Живу одна в своей квартире, она осталась от умершего отца. С опекунами общаюсь раз в месяц, они хорошие люди. С 18 лет мне будет доступно пособие. Хочу быть физиком-теоретиком. Не сомневаюсь, что уеду отсюда и начну жизнь с чистого листа, а это все будет казаться страшным сном. Оттого сейчас легче. Сидеть вечерком и планировать путешествие по всему миру, представлять себя ведущим ученым. Школа сломала меня, только сейчас понемногу стала приобретать покой.

Думаю, что самый действенный вариант в таких случаях — это найти себе цель в жизни и идти к ней вопреки всему. Защищаться. Отстоять себя, чтобы обидчики отстали. Если надо — силой. Иногда слова просто не работают. Еще важна поддержка родителей, это одно из самого дорогого в жизни. У меня этого не было, но если бы было, то жизнь стала легче. Скажу точно: никому нельзя позволять себя обижать! Нужно бороться до конца.

«Самым обидным был буллинг от классного руководителя»

Нора, 25 лет. Минск

Примерно в 10 лет меня перевели в более сильную школу. Первое противостояние вызвало то, что являюсь новичком, а второе — мой дефект речи. Я картавила. Самым первым зачинщиком травли был глубокоопекаемый сын моей классной руководительницы. Мои жалобы на поведение ее сына сводились к «ну он так выражается». Меж тем она была на должности школьного психолога, поэтому смысла от помощи ее как психолога тоже не было. Мама приходила в школу пару раз, на следующий день это все выливалось в еще большие насмешки из-за моих жалоб ей. Приходы мамы тоже были бессмысленными, потому что учителя доказывали, что взаимоотношения у меня вполне себе нормальные со сверстниками и никто надо мной не издевается. А в старших классах стало еще хуже. Только в прошлом году в ходе беседы рассказала маме, что все те издевательства были правдой, в ответ она заплакала со словами: «Ну как так? Я же не знала».

В старших классах со стороны одноклассников буллинг немного утих. Но так получилось, что классным руководителем нам поставили молодого человека лет 27–28. Он поддакивал тем насмешкам, которые исходили от класса. Когда насмешки от него уже становились жестче, не сдержавшись, выбегала из класса. Из-за него начала прогуливать, учеба скатилась. В конце 10-го класса он вызвал маму в школу якобы для «воспитательных бесед» о моем поведении. Приходилось при нем матери тщетно доказывать, что это все вызвано сугубо его насмешками и поведением. Мне не верили, он еще все и перевернул.

Самым обидным моментом был буллинг от этого самого классного руководителя. Кто-то из одноклассников ему рассказал, что из-за дефекта речи не смогу выговорить слово «РЕФРИЖЕРАТОР”. Помню, он вызвал к доске и пригрозил, что в случае побега из класса пойдет по всем учителям и сделает так, чтобы осталась на второй год. На доске была распечатана картинка с этим словом, он заставлял стоять и смотреть прямо в класс. Глядя в пол оборота на этот рисунок, сквозь слезы, повторяла это слово. До конца урока. В этот день пришла домой, включила эстонский фильм «Класс» и плакала. Склоняюсь к выводу, что могла быть способна в тот момент на убийство. Для меня оказалось плюсом, что через пару дней моя нервная система сдала и долгое время потом пришлось пролечиваться нейролептиками.

Сейчас у каждого школьника есть смартфон, в мое время этого не было. Совет: все оскорбления, унижения, особенно от учителей, предоставлять в качестве доказательств. Сейчас, будучи взрослым человеком, понимаю: нужно было бороться, жаловаться. Потому что такого беспредела не должно быть.

«Помимо школы такие же явления можно увидеть в тюрьмах»

Тимофей Бимбад, психолог, магистр психологических наук, ведущий подростковых групп, гештальт-терапевт

Буллинг имеет несколько важных аспектов:

Инстинктивный

В зоологии есть дисциплина — этология. Она изучает инстинктивное поведение животных, в том числе людей. Некоторые обезьяны очень жестоки по отношению к своим соплеменникам, в их группах жесткая иерархия: от самого агрессивного альфа самца (или самки) до отвергаемого стаей самого слабого (слабой). Эти обезьяны могут угрожать, воровать друг у друга пищу, забрасывать калом и убивать друг друга в борьбе за первенство внутри стаи. В мире практически нет других видов с такой жесткой конкуренцией. Даже львы в конкуренции за самку и еду менее жестоки друг к другу. Такие виды обезьян и люди считаются самыми агрессивными и жестокими животными на земле с точки зрения биологии.

Согласно теории развития, мы произошли от обезьян и, похоже, унаследовали некоторые инстинктивные модели поведения, такие как травля. Помимо школьных коллективов такие же явления можно увидеть в тюрьмах (воры в законе — опущенные), в армии (деды — духи) и в некоторых трудовых коллективах. К сожалению, в отсутствие каких-то понятных правил или при слишком жестком контроле (как в армии или тюрьме) группы людей начинают выстраивать инстинктивную жесткую иерархию, чтобы выжить.

Люди ведут себя словно в дикой природе, где в любой момент можно умереть. И это нормально и естественно для обезьян. Почему же люди ведут себя так же?

Личностный аспект

Уровень агрессии у людей возрастает в нескольких случаях: когда систематически не удовлетворяются базовые потребности (сон, еда, безопасность, принятие, признание) или в связи с соматическими нарушениями (болезнь, изменение гормонального фона).

В наше время редко бывают случаи, когда детям нечего есть или они голодают, наши социальные службы тщательно за этим следят, а вот потребность в принятии близкими людьми (родителями, учителями, взрослыми) часто не удовлетворена. Кроме того, принятие связано с безопасностью. Когда ребенку говорят о том, что он какой-то не такой (глупый, пассивный, странный) еще с раннего детства, то для него это может переживаться как смертельная опасность. Например, когда детям говорят, что если они себя будут плохо вести, то их заберет милиционер, или когда им говорят, что они сами во всем виноваты, не разбираясь в ситуации, как в одном из описанных случаев. Для ребенка оторваться от семьи — практически равно голодной смерти, и это также подкреплено инстинктами, которые нам достались от обезьян. То есть такие послания звучат, как: «Если ты будешь себя вести агрессивно и чего-то хотеть, то мы от тебя откажемся и ты умрешь» — это страшно, и дети начинают вести себя как жертвы, чтобы быть удобными родителям, но тогда они не могут защищать себя и вести агрессивно среди сверстников. Такие люди становятся жертвами. В то же время есть родители, которые вообще ничего подобного не говорят своим детям, а просто ведут себя агрессивно в принципе, унижают друг друга и детей, тогда это становится моделью поведения, которая копируется. То есть унижать других — это нормально, избивать кого-то — тоже. Такие дети становятся агрессорами.

В подростковом возрасте у людей самый высокий в жизни уровень тестостерона и других гормонов, ответственных за агрессию. Подростки объективно должны быть агрессивны — это норма. Вся проблема в форме проявления агрессии и конкуренции. С такого рода психическими и физическими изменениями дети сталкиваются впервые в жизни и просто не знают, что делать со всей этой злостью, которая неожиданно появилась из ниоткуда. Самые озлобленные выбирают себе жертву, чтобы разрядить свои агрессивные импульсы и получить свой статус в группе, признание и уважение (читай — страх) остальных. Проблема в том, что эти молодые люди просто не знают других способов поведения, потому что, полагаю, им негде было их увидеть. В описанных выше случаях есть примеры грубого нарушения Уголовного кодекса РБ, сексуальное насилие и причинение тяжких телесных повреждений, но это вопросы юридической осведомленности и просветления. В нашей стране есть все необходимые органы для работы с этими нарушениями.

Групповой аспект

Все школьные коллективы развиваются под присмотром взрослых, и многое зависит от того, какие есть правила и как они соблюдаются взрослыми. Например, не во всех военных частях была и есть дедовщина, только если командирский состав позволяет ей быть, ее не существует, если она пресекается на корню. Но если дедовщина уже развилась, то это всегда заканчивается уголовными делами.

Когда травят кого-то одного, остальные испытывают страх, понимая, что завтра аутсайдером могут стать они и придут за ними

Со школой та же история. Если учителя в состоянии следить за соблюдением правил внутреннего распорядка школы и пресекать при первых нарушениях, то буллинг становится невозможным, если этого нет, то он развивается.

В любом коллективе есть аутсайдеры — это естественно, обычно эта роль переходящая, т.е. кто-то накосячил, все посмеялись и забыли, завтра накосячил кто-то другой, от этого никто не разрушается. Аутсайдеры становятся проблемой, если роль остается за одним человеком. Когда травят кого-то одного, остальные испытывают страх, понимая, что завтра аутсайдером могут стать они и придут за ними. Всем становится выгодно травить одного, чтобы эта роль не переходила.

Отношения в любом коллективе регулируются правилами, которые гласно или негласно принимаются всеми участниками. Вопрос в том, кто эти правила транслирует. И хорошо, если это делает взрослый преподаватель, и совсем плохо, если он же и начинает травить кого-то одного, срабатывает тот же механизм — все пугаются и начинают его поддерживать, чтобы не стать следующей жертвой.

Что делать, если буллинг уже случился?

Поддержать ребенка, объяснить ему, что он в этом не виноват, он достаточно хорош, любим и принят семьей. Семья — это самая важная для любого человека группа.

Обратиться к учителям, если не помогает, то к директору, если не помогает, то менять школу.

Поддержать ребенка в поиске хобби, компании, где будет другой коллектив единомышленников и он будет принят.

Если требуется, обратиться к психологу не из школы, частному или бесплатному в районном медучреждении. Т.е. это должен быть человек не из системы, в которой находится ребенок.

Для всех людей важен коллектив, благо, что мы можем иметь одновременно много групп, где мы находимся в разных ролях. В одной группе мы можем быть аутсайдерами, в другой — занимать лидерскую позицию, и это естественно для человеческого сообщества. Можно быть новичком в сквоше и при этом руководителем подразделения корпорации. Проблема в том, что у детей нет такого количества групп, в которые они входят, и если в самой важной есть проблемы, то это разрушительно. Потому любые кружки, дворовые тусовки и знакомства из детских лагерей — это то, что помогает переживать любые сложности, связанные с другим коллективом: будь то школа, семья или что-то другое. Человеку важно быть принятым хоть где-то.

С точки зрения религии:

Судя по тому, что Вы поведали, Вы очень активный человек, и это несмотря на столь юный возраст. Зачастую любой успешный человек для кого-то кумир, пример, а для кого-то объект зависти, видимо, Ваши одноклассницы относятся ко второй категории.

Прежде всего, продолжайте вести такой образ и дальше, будьте успешной и впереди во всем! В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что лучший из рабов Всевышнего – наиболее полезный обществу. А принести пользу обществу может только хороший специалист.

Постарайтесь не обращать внимания на них, на их поступок. Я хочу сказать не то, что Вы должны делать вид, что вообще не слышите их, а просто не обижаться на них, во всяком случае, явно, не показывайте слабость. Если они заметят, что их разговоры Вас задевают, они будут это делать постоянно.

Поговорите с несколькими девочками, расскажите им об отношении Ислама к сплетням. Сплетни – один из самых тяжких грехов, к тому же он опаснее многих других больших грехов, поскольку нарушает права других людей, прощения от которых будет намного сложнее добиться, нежели прощения грехов самого человека только Всевышним. Попросите их передать это и остальным одноклассницам.

Попробуйте наладить отношения с одноклассницами. Помогайте им с уроками или ещё чем-нибудь, что у Вас хорошо получается. Разделяйте с ними их занятия и увлечения, конечно же, если они дозволены Шариатом. Чем больше у Вас будет с ними общих занятий, тем ближе станете им. Время от времени приглашайте их к себе в гости, сами тоже ходите, если пригласят.

Ну и, конечно же, если даже после принятия всех мер всё останется так же, они не изменят своего поведения, подумайте над тем, чтобы сменить класс.

С точки зрения психологии:

Думаю, что во многом Ваша проблема обусловлена теми возрастными изменениями, которые характерны для девочек пятнадцати-шестнадцати лет. Это такой возраст, когда общение со сверстниками выступает чуть ли не на первое место и обретает особую значимость. Именно в этом возрасте приходит первое, более-менее оформленное понимание природы человеческого характера и природы межличностных отношений. Начинается серьёзная переоценка привычного образа жизни и расстановка новых приоритетов.

Не ошибусь, если отмечу то, что эта проблема назревала длительное время, но Вы в силу тех или иных причин не замечали этого. Вероятнее всего, для Вас важнее было реализовать свой собственный потенциал, проявить себя в разных сферах деятельности. Ведь не могли же Ваши одноклассницы в один миг взять и начать к Вам так относиться. Вполне возможно, что раньше имела место зависть с их стороны, которая со временем переросла в неприязнь. Ведь участвуя в тех или иных мероприятиях, Вы отдаляли себя от класса, в то время как другие девочки строили межличностные отношения.

Прежде всего, Вам нужно отказаться от обвинений одноклассниц в интригах и в гордости. Такого просто не может быть, чтобы в одном месте собралось сразу столько отрицательных людей. Видя в них сплетников и гордецов, Вы лишаете себя возможности рассмотреть в каждой из них индивидуальность и уникальность. Посмотрите на всё иначе, может, при более тщательном рассмотрении без труда увидите в своих одноклассницах положительные черты характера. Поймите одно: только заняв активную благожелательную позицию в отношении класса, Вы обретёте реальный шанс изменить ситуацию к лучшему.

Касательно той девочки, о которой Вы сообщаете, лучше бы Вам приложить усилия не на противоборство с ней, а на то, чтобы наладить с ней отношения. Начните проявлять искренний интерес к жизни одноклассниц, участвуйте в общих обсуждениях (если, конечно, они не сводятся к сплетням и обсуждениям недостатков других), делитесь переживаниями. Главное, не держитесь особняком, пытаясь доказать всем свою независимость. А что касается участия в мероприятиях, то не думайте, что причина в этом, и от участия надо отказаться. Вы легко можете всё сочетать наилучшим образом. Помните о главном правиле, а именно о том, что надо относиться к другим так, как Вы бы хотели, чтобы относились к Вам.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

теолог

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

«Буллинг не проходит бесследно для всех участников»

Нитиевская Диана Владимировна — школьный психолог первой квалификационной категории, специалист в области работы с подростками, семейных отношений

— Во всех описанных случаях классический пример буллинга.

Чаще, конечно, как в историях наших героев, причиной травли выступает та или иная необычная черта ребенка, его отличие (какое угодно) от принятых в данной группе стандартов, и это просто предлог для проявления агрессии. И все же жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребенок.

Обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения. Возможно, иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг. Как показывает практика, вовлеченным в травлю является весь класс. Весь класс и педагоги — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

В некоторых случаях единственный эффективный способ уберечь ребенка от дальнейшей агрессии — перевод в другую школу. Ведь чем дольше продолжается травля, тем длительнее и сложнее будет проходить реабилитация.

Особое внимание стоит уделить помощи жертвам травли. Последствия буллинга можно приравнять к посттравматическому стрессу со всеми его физическими и психическими проявлениями. Такому человеку сложно строить отношения с окружающими и доверять им, иногда в определенных обстоятельствах экс-жертва может сама стать преследователем, как бы компенсируя пережитые унижения или из-за опасения повторения ситуации. Поэтому, если ваш ребенок пострадал от буллинга, следует сразу обратиться к психологу.

Буллинг не проходит бесследно. Причем это касается всех участников. При буллинге нарушается нормальное развитие жертвы: снижается самооценка, возникают тревожность и депрессивные мысли. Бывших мучителей характеризует сильная тревожность, проявляются асоциальные черты, депрессия и различного рода зависимости. Как показывает практика, повзрослев, часть этих детей составляют основной контингент тюрем в большинстве стран мира. Более благополучный вариант — агрессорам очень стыдно осознавать во взрослом возрасте, что они делали. Бывает, стыд и вина приходят со временем. И с этим приходится жить.

Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы буллинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но, как мы видим из рассказов наших героев, детские страхи и переживания проходят не до конца. Негативные последствия имеют не только те, кого травили, но и те, кто травил. И такие люди тоже нуждаются в серьезной психологической помощи.

Текст: Евгения Долгая

почти три года назад моя семья переехала в новый город. меня ждала новая жизнь, новый класс…моя новая школа должна была стать третьей по счету. мне не хотелось переезжать, но не было выбора. пришлось оставить старых друзей, старую школй и наш дружный класс.

пришла я в новый колектив сразу после зимних каникул. очень волновалась. в новой школе мне было не уютно, она была старая, плохо отремонтированная, выкрашенная в такие цвета,что чем то даже напоминала больницу, зато это место гордо называлось гимназией. по коридорам прохаживались незнакомые люди для них здесь было обыденно и привычно. в жутком волнении я подошла к классу, возле него толпились мои новые однокассники, до звонка в класс нас не пускали. я уже видела их, перед каникулами я заходила в школу с родителями им нкужно было зайти к деректору и меня представили классу. я смотрела на них, даже улыбнулась, возможно сказала чтото, не помню, но при этом я их не видела,просто не могла на них внимательно посмотреть, волновалась.

перемена перед первым уроком тянулась бесконечно. я успела познакомится почти со всем классом. они казались приветливыми и я немного успокоиась. возможно мне здесь будет так же хорошо как и там… пеервых, кого я увидела была аня и василиса. аня с самого начала показалась мне страной, она оказалась жутко навязчивой, таскалась за мной повсюду, хотя мне это было совсем не неприятоно, я плохо знала гимназию и самой найти кабинет мне было бы трудно. тогда же я увидела и машку, когда я ее увидеа, сразу поняла что она сама красивая в классе. стало даже немного обидно, у меня так всегда, когда вижу когото красивее меня, не то что завидую, просто както неприятно.

школьные дни текли, нет скорее ползли своим чередом. новые одноклассники оказались людьми приветливыми, хотя особой дружбы не с кем е было, но меня никто и не обижал. если раньше я была отличницей, то теперь еле тянула на хорошистку. сама не знаю почему… постепенно я начала дружить с юлей и она стала моей подругой, не лучшей. я часто ловила на себе взгляды олега(самый попуярный пацан в классе), мы часто болтали, но он меня немного раздрожал. пошли слухи, что я ему нравлюсь. но мне было все равно. мне тогда было 11 и парни меня интересовали в последнюю очередь, если вообще интересовали. не смотря на то, что в школе у меня все было непохо, в этом городе я быа совсем одна… не с кем было погулять, сходить в кино, да просто не с кем было поболтать по телефону. я часто звонила и болтала часами со своей лучшей подружкой из моей старой школы, но общаись мы все меньше и реже… родители теперь получали немного,а телефонные счита были большими. у нас в классе была компания… маша и еще нескоько девчонок, все хотели с ними общаться. у детей всегда так, выбирают самых красивых и любят их больше всех. я и с ними подружилась. со временем одноклассники стали меня недолюбливать, а потом и просто презирать, издеваться… просто за то, что я была слишком скучной и им не нравилась. мне было больно… ведь все эти люди совсем недавно были такими приветливыми, а теперь так легко издеваись надо мной. и главным предводителем моих кошмаров была аня. этоона больше всех хотела со мной дружить. раньше мне казалось, что она просто толстая простушка, а теперь оказалась, что она лидер класса… это было ужасно. потдержать меня было некому. той популярной компании было не до меня, они вообще теперь перестали со мной общаться. только маша не обьявила мне бойкот и то только вне школы и по секркту. юле тоже было на меня наплевать, она правда и в классе со мной открыто общалась, но что с того? она меня не потдерживала. и опять мне помогала моя лучшая подруга лиза. иногда я мирилась с классом и все было как в первые дни, что приносило мне огромную радость. но одно не так сказаное слово, причем я например могла не услышать как со мной поздоровались и не сказать привет, тогда опять бойкот. я вообще люблю мечтать, все время витаю гдето в облаках, когда я о чемто думаю, то разговаривать со мной бесполезно, а они и на это обижались, не слушаю я их! олег обо мне забыл, сразу как и весь класс. учебный год кончился.летом я поехала в лагерь, где о школе старалась не вспоминать. у меня никогда не было проблем с общением. у меня всегда было много друзей, так што в лагере все было хорошо. потом остаток лета я првела с юлей и машей. я простила им то безразличие. за ето мы очень подружились. осенью в класс мы пришли лучшими подругами. и все сначала опять было хорошо. мы втроем образовали новую компанию, те девченки нам были не нужны и теперь они ходили отдельно, маенькими кучками. все повзрослели. олег опять вспомнил о моем сущетвовании. теперь мне это было даже приятно. в классе у нас был пухляк-костя. я никогда особо не обращала на него внимания. но в этом году его было не узнать! он вытянулся, стал сторойным, его детское пухлое личико, да имено ичико, он даже на девочку этим своим ичиком походил, стало очень красивым. сначала я просто думала что он очень изменился, не особо его замечая. потом меня стао к нему тянуть… я хотеа всегда и везде быть только с ним, на уроках я незаметно на него смотрела, отелось до него дотронутся, когда он был рядом на лицо нализала туповатая улыбка, а когда он говорил мне пару слов… О! это было целое событие, к счастью я никогда не краснею, такова моя особенность, но еслибы это было возмоно, я бы была крассная как помидор.ели он чтото спрашивал, я вподала в ступор, никак не могла придумать чтобы ему ответить, а потом долго анализировала как он на меня посмотрел. подругам я сказать почемуто стеснялась,мда они и сейчас не знают что он ме так нравился, но это уже не важно… вскоре опять начались бойкоты, я приходила домой и ревела в подушку… а в школе делала вид, что мне всеравно. но теперь у меня там были подруги, они меня потдерживали и было легче. иногда как и раньше всестановилось хорошо, а потом опять бойкот… костене было до меня дела, это меня добивало. хотя он никогда особо не был против меня, как почти все.так протянуся еще год.. и вот в этом году я опять пошла в школу как на пытку, но я научилась за себя постоять. когда аня опять начала приставать я ей отетила и она отстала. мне больше не обьявяют бойкоты. костя встрчается с машей, а я просто убедила себя в то, что он мне совсем не нравится и повериа! раньше было невыносимо больно на них вместе смотреть… но наконец аня меня мломала,я уже далеко не всегда могу ей ответить, увереность в себе все гаснет. появляются коплексы. в школу я хожу как на пытку. оказалось, что ане очень нравился и нравится костя, хотя она об этом не говорит,но все знают. она стала с удвоенной порностью издеваться не только надо мной, но и над мтеперь оими подргами, за то что маша встречается с костей. это началось когда я заболела, но костя с олегом легко сам могут зделать аню изгоем, они с ней поговорили. а потом сказали маше и юле, что если их в классе обижать будут сказать пацанам и они разберутся… теперь их никто не обижает… а мне что делать? олег меня почемуто ненавидит, за что незнаю. а костя.. с ним мы почти друзья, но редко видимся, редко общаемся, назову его хорошим знакомым. проблема в том, что мне они помогать не предагали… один раз мы с аней очень сильно посорились. и она при мне стала предлагать девченкам из нашего класса меня побить. все отказались. а мне стало страшно… я ведь знаю что со ной все в порядке. в других компаниях я обычно становлюсь лидером. у меня много друзей. я симпатичная, хотя не красавица, но и не урод. в классе девченки, почти все, тоже ко мне хорошо относятся, я знаю. почему как только аня захочет они надо мной сразу издеваются? за что меня так ненавидят в классе? что мне делать?

не собетуйте «забей», я давно забила. но мне атак обидно! иногда хочется прямо при них заплакать и убежать, но я терпю. я просто не мог так, я ведь знаю, что они меня ненавидят потому, что меня ненавидит аня. а за что я ей так не нравлюсь сама не знаю. помогите мне исправить… я просто не знаю что можно сделать, чтобы класс ко мне нормаьно относился. иногда хочется поменять школу, эта мысль приходит все чаще.. но почемуто жалко. и родители не поймут, я хожу в самую лучшую гимназию, единственную гимназию в городе, для них сора с одноклассниками- не аргумент…

Само слово «ненависть» в контексте отношения учителя к ученику звучит кощунственно. Но давайте будем реалистами и оставим в стороне пафосные фразы в стиле «не имеет права ненавидеть, это его призвание». Призвание призванием, а ненависть никуда не деть. Остается только ее скрывать и терпеть, пока ваш «любимец» отправится трепать нервы кому-то еще.

Просим обратить особое внимание на то, что описанные ниже типы — это ничтожно малая часть учеников. Всех прочих педагоги, с которыми общался корреспондент «Сибдепо», любят, невзирая на трудности и временные разногласия. Случаи ниже — это уникальная неудача учителя, даже педагоги с 20-летним стажем встречались с такими всего несколько раз за карьеру.

«Альфа»

Отличительные особенности: из названия понятно практически все — местный «доминатор» и непререкаемый авторитет. Класс будет вести себя так, как захочет «альфа», независимо от того, мальчик он или девочка (и еще неизвестно, какой вариант страшнее). В средних классах эту роль может занимать и обычный хулиган, а вот в старших это уже невозможно — у «альфы»-старшеклассника всегда очень неплохо работают мозги. Причем речь не об учебе (хотя «альфа» может быть и отличником), а об умении доминировать, подавлять и манипулировать. Самые талантливые «рулят» коллективом, оставаясь в тени. Естественно, хороший учитель, умеющий заинтересовать и расположить к себе, напрашивается на конфликт — изначально «альфа» видит в нем соперника. Экземпляры, которые охотно идут на сотрудничество, встречаются реже, чем горные барсы в дикой природе.

За что ненавидят: за то, что может превратить (и в большинстве случаев превращает) работу учителя в сущий ад, открыто или скрыто (с помощью своих «бета»-прихвостней) саботируя уроки. Может увести весь класс с занятий, сорвать контрольную или внеучебное мероприятие. Отлично умеет находить самые уязвимые места оппонента (то есть учителя) и бьет по ним со всей безжалостностью малолетнего звереныша (а самые злые существа на этой планете — люди в возрасте от 12 до 17). Причем находить такие места он умеет мастерски, потому что с малых лет самоутверждается посредством травли «омеги» — самого слабого/странного/бедного (любая инаковость подойдет) ребенка в классе. И эта травля ярче всего покажет учительскую беспомощность — со времен написания «Чучела» ничего не поменялось. А арсеналом Антона Макаренко учитель пользоваться не может, класс — это вам не колония. В общем, о причинах ненавидеть «альфу» можно написать отдельную статью. Обычно в наших «списках ненависти» мы не присуждаем мест, но здесь «альфа» — однозначно первый. И с громадным отрывом.

«Мажор»

Отличительные особенности: тут нужна оговорка: далеко не все дети богатых родителей — «мажоры», но все «мажоры» — дети богатых родителей. Наш герой считает себя представителем «высшей касты», публично гордится родительским кошельком, презирает плебеев, коими являются все окружающие, а в особенности — учитель (шутка «а какая у вас зарплата?» ему никогда не надоедает). По неизвестным науке причинам приписывает себе заслуги родителей и гордится ими безмерно. Перманентно угрожает учителю жестокими карами, которой любящие папа и мама подвергнут педагога за «двойку» или замечание (от увольнения до реальных сроков). Других учеников задирает, но очень выборочно, по той простой причине, что любой «мажор» — трус, каких еще поискать. Поэтому не задевает тех, от кого может исходить реальная угроза. Зачастую «угасает», если дело-таки доходит до реального общения учителей с родителями. В различных гимназиях и лицеях, где обеспеченных детей много, группа таких «мажоров» может устроить веселую жизнь отличнику из небогатой семьи.

За что ненавидят: за хамство и непроходимое невежество, щедро приправленные снобизмом. Следует добавить, что «мажора» учитель ненавидит в тандеме с родителями — такое поведение может иметь только одно происхождение.

«Нюня»

Отличительная особенность: давит на жалость всеми доступными способами, главным из которых являются слезы. Да и у мальчиков тоже. И в старших классах — не такая уж редкость (да, дорогой читатель, поколение тру-пацанов все дальше от нас). Коронный номер — выбежать со слезами из класса. Жалуется всем на всех: родителям — на учителя (предвзято относится); учителю — на родителей (мама убьет), директору — оба предыдущих варианта. А самые продвинутые идут к детскому омбудсмену и жалуются на всю перечисленную выше компанию. И все со слезами, причем искренними — «нюня» очень быстро начинает верить, что дело не в нем, просто мир слишком жесток.

Отдельный подвид — «буйный нюня»

(термин «псих» без диагноза применять не будем даже к условному ученику).

Все точно так же, только по-голливудски широко: с воплями, как будто его режут, швырянием чего-нибудь (от собственного рюкзака до школьной мебели) и угрозами совершить Роскомнадзор. Отдельный бонус учителю — теперь еще и попадет на YouTube, пусть и не в главной роли.

За что ненавидят: за то, что его невозможно учить. Пока ты даешь материал, «нюня» занят — жалеет себя. Проверяешь материал — начинает биться в истерике. Будешь жалеть — не простит остальной класс, не будешь — родители станут пилить сначала тебя, а потом директора. А потом еще и директор начнет пилить тебя с другой стороны, потому что достали.

«Мудрила»

Отличительная особенность: не забывает напомнить, что все знает и без учителя. И он не из тех одаренных ребят, что намного обгоняют школьную программу и углубленно занимаются сами, таких педагоги ценят. Нет, «мудрила» явно готовится стать чиновником средней руки — мастером по созданию видимости высокой квалификации и бурной деятельности. Он предпочитает выучить два-три основных правила по каждому предмету и делать вид, что все знает. А когда его ловят, начинает делать вид, что отлично ориентируется в ювенальном законодательстве (на деле это выражается в бесконечных «не имеете права», не более). Иногда, особенно с новым учителем, его приемы «прокатывают».

«Мудрила» изобретателен, как матерый алкоголик, он мастер скрывать плохие отметки. К примеру, меняет пароль для электронного журнала, а родителям говорит, что сайт сломался и поэтому невозможно проверить ни успеваемость, ни сообщения учителей почитать.

За что ненавидят: а вам понравится, если пустой трепач ежедневно будет пытаться обмануть и выставить дураком? Кроме того, просто обидно: объект ваших стараний применяет свои таланты не там, где нужно, понапрасну тратит свою энергию и время (и ваши тоже). Также «мудрил» не любят за то, что они почти в буквальном смысле живут в гаджетах, постоянно во что-то играют, при этом совершенно не замечают, что происходит вокруг них.

«Заслуженный омега»

Отличительная особенность: а вы думали, если «альфа» — плохой, то «омега» — обязательно хороший? Это далеко не всегда так — любой опытный учитель подтвердит. Действительно, многие дети подвергаются унижениям из-за необычной внешности, задержки в развитии, необычных хобби и так далее. Но зачастую «омеги» заслужили свой статус — это доносчики, воришки, сплетники — словом, у класса есть основания их не любить. Другое дело, что «не любят» подростки очень сурово. А защищать «омегу» придется учителю — плохой или хороший, а кроме педагога у изгоя в этом кабинете никого нет.

Но ссориться с двумя десятками подростков из-за «заслуженного омеги» в ущерб учебной программе — это еще полбеды. Он сам, как правило, никогда к урокам не готов, и знаний у него не больше, чем у парты, за которой «омега» зря просиживает штаны.

За что ненавидят: в этом случае ненавидят не самого подростка, взрослый человек не может не жалеть подростка, который стал объектом травли. Ненавидят атмосферу войны, которую учитель должен вести с классом, заступаясь за него. Ненавидят постоянно находиться между ним и обидчиками. И не могут простить «заслуженному омеге» собственной пассивности. «Ну начни меняться, я помогу тебе», — говорит учитель. А в ответ — тупое безразличие. И никаких подвижек — ни в учебе, ни в личностном росте.

1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно — физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду — составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
— Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
— Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности — я ничего не значу, не умею… А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит — а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
— Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет…
— Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении — то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же — в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается — тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та — ей: «тебе видней, ты умная»…
Смысл этих методов — толстокожести, парирования — в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *