Что едят в монастырях?

Константин Монастырский – врач и консультант по питанию, проживающий в США и несколько лет назад выпустивший книгу «Основы абсолютного здоровья и долголетия. Функциональное питание».

В ней описываются принципы питания человека и продукты, позволяющие укрепить здоровье и предотвратить такие болезни, как ожирение и сахарный диабет.

Диета Константина Монастырского: суть и особенности ^

Основной сутью диеты Константина Монастырского является акцент на белковые продукты и пищу, богатую жирными кислотами. Вопреки всеобщему мнению врач считает, что наибольшую ценность для здоровья имеют не овощи и фрукты, насыщенные углеводами, а мясо и рыба – источники белка.

Идея функционального питания изначально принадлежала японским врачам, которые утверждали, что для нормального функционирования организма человек должен употреблять продукты, в которые при изготовлении были добавлены витамины и минералы. Позднее это направление доработал Монастырский, и окончательный вариант диеты представил в своей книге.

Диета Константина Монастырского: польза или вред

Говоря о пользе диеты Монастырского, стоит подчеркнуть, что она была разработана с целью полного удовлетворения физических потребностей организма и снабжения его энергией. Врач считает, что злоупотребление углеводами, будь то «медленные» или «быстрые», приводит к развитию ожирения и появлению холестериновых бляшек, а его методика способна предотвратить такие процессы.

Чем полезна данная диета:

  • Она укрепляет иммунитет, повышает выносливость и работоспособность;
  • Предотвращает болезни суставов;
  • Снижает риск развития инфарктов и инсультов.

В целом, методика Монастырского не приносит никакого вреда, однако перед ее применением рекомендуется получить консультацию у врача.

Плюсы и минусы

Помимо пользы, многих интересуют и достоинства диеты Константина Монастырского:

  • Она легко переносится, имеет разнообразное меню;
  • Такая система питания в целом благотворно влияет на здоровье человека;
  • С помощью данной методики можно не только повысить иммунитет, но и похудеть.

Что касается недостатков, то они выявлены не были, т.к. эта диета, судя по отзывам, действительно помогает убрать лишний вес и защитить себя от многих болезней.

Что можно кушать

Что рекомендует есть

  • Мясо и рыбу;
  • Сало, сливочное масло, сметану;
  • Пить – натуральный кофе и столовое вино;
  • Фрукты и овощи – ограниченно;
  • Черный хлеб;
  • Сыры;
  • Куриные яйца.

В данной диете основной уклон делается на белково-жировое питание, при этом углеводы требуется ограничить. Нельзя употреблять макароны, каши, картофель, сладости, мед и варенье, т.к. в них содержится слишком много этих веществ.

Правила похудения, меню и рецепты ^

Правила питания

  • Питаться нужно 4 раза в день, ужинать в 20.00;
  • Рацион должен состоять преимущественно из белковой пищи;
  • Ежедневно необходимо употреблять витаминные добавки «Energy Diet» от французской компании.

Диета Константина Монастырского: меню

В своей книге автор также расписал и примерное меню на каждый день:

  • Завтракаем чашкой кофе с добавлением 1 ч.л. сахара и 2 ч. л. сливок. Выпиваем сок, выжатый из одного мандарина;
  • На ланч съедаем вареное яйцо, по ½ авокадо и помидора, 3 оливки. Пьем чай;
  • Обедаем половинкой помидора и бутербродом из черного хлеба со сливочным маслом.
  • На ужин выпиваем 150 г красного вина, съедаем 70 г сыра, запеченного лосося (200 г) и порцию греческого салата.

Рецепты для диеты

Рецепт греческого салата

  • Рвем руками листовой салат, режем на кубики брынзу, выкладываем все к салату;
  • Кладем маслины без косточек и измельченные помидоры-черри;
  • Режем свежие огурцы, очищаем от семечек сладкий перец и измельчаем его, добавляем все к остальным ингредиентам;
  • Заправляем соусом из оливкового масла и бальзамического уксуса, перемешиваем все.

Рецепт куриных отбивных

  • Промываем и режем поперек волокон куриное филе, отбиваем с двух сторон, солим и перчим;
  • Обваливаем филе сначала в муке, затем макаем во взбитые яйца и выкладываем на смазанную маслом сковороду;
  • Обжариваем до появления золотистой корочки с двух сторон.

Рецепт глазуньи с лисичками

  • Очищаем грибы, моем их под водой, затем выкладываем в кастрюлю, добавляем воду и доводим до кипения;
  • Сливаем воду, лисички еще раз промываем, затем снова заливаем водичкой;
  • Солим, варим грибы полчаса;
  • Выкладываем грибы в разогретую сковороду, добавляем измельченный репчатый лук, все обжариваем;
  • Вбиваем 5 сырых яиц, перчим и солим, жарим под закрытой крышкой.

Советуем также ознакомиться со статьей на Happy-womens.com Диета Джека Круза — снижаем вес и нормализуем уровень лептина.

Бывает, накатит на человека тоска, думает: «Уйти бы в монастырь, подальше от суеты, молись себе Богу и в ус не дуй». Потом уже всплывает в памяти, что монастырь — не курорт, там нужно работать. Да и условия — далеко не гостиничные.

Жизнь монаха полна лишений. Тут уже не будет не то что вкусной, но порой и сытной еды, а только самое важное, как у Сократа: «Ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть», так что никаких деликатесов. Что же едят монахи в монастырях?

Монахи проводят за едой мало времени, питаются скудно, особенно в пост

Несмотря на красивое название, трапеза в монастыре не отличается ни изобилием блюд, ни их объёмом. Здесь всё скромно, сколько нужно. Обычно монахи собираются на 10–15 минут в установленное время в помещении, которое называется трапезная.

За едой не принято общаться. Все слушают чтеца, который читает Священное Писание. Даже время приёма пищи отводится тому, чтобы приблизиться к Богу. Во главе стола сидят старшие по сану.

Помещение для приёма пищи в монастыре называется трапезная

Количество блюд и их состав меняются в зависимости от региона. Это преимущественно растительная пища (бобы, овощи, фрукты, ягоды), обязательно хлеб. В качестве напитков есть сок, чай или кофе. Вино в монастырях бывает, но его часто разрешают пить в ограниченных количествах и только разбавленное горячей водой до шести градусов.

Чего точно не найти на столах монахов — мясо, сладости, разные виды излишеств. Предпочтение отдают:

  • кашам;
  • супам;
  • макаронам.

Особенно ограничение в пище чувствуется в дни поста, когда монахам строго запрещено употреблять рыбу, молоко, яйца.

Монахи уверены, что подобного рода ограничения благотворно сказываются на духовном развитии, ибо они сосредоточены не на теле, а на духе.

Смотрите также статью Как стать монахом

Монахи — не вегетарианцы

Можно было бы назвать монахов вегетарианцами, но это не совсем верное определение. Вегетарианство — это название подхода к питанию. Монашество — это подход к жизни.

Монах не ищет научного одобрения своего образа питания. Например, всегда найдутся желающие поспорить с вегетарианцем, дескать, человек хищник, а без мяса невозможно прожить. Опыт старцев, святых, монахов (из любых традиций, не только нашей), доказывает, что жизнь без употребления плоти возможна.

Но им нет нужды вступать в дискуссии о питании. Это не вопрос выбора, не вопрос принадлежности к хищникам и травоядным. Монах может даже поверить в то, что он по природе якобы хищник, либо прочесть о научных исследованиях, доказавших обратное. Это никак не повлияет на его образ питания.

Монах не пытается компенсировать недостающие питательные элементы. Многие известные спортсмены, которые живут на растительном питании (например, Майк Тайсон), умудряются ещё и стать рекордсменами, но они — другой разговор.

Их заботят вопросы сбалансированного питания и замены аминокислот. Монахи же не занимаются гастрономическими расчётами количества белка и не озабочены вопросом здоровой пищи. Им нет до этого никакого дела. Они просто отказались есть животных, вот и всё.

Монахини делают закатки (Спасо-ПреображенскийЧебоксарский женский монастырь)

Ровно за неделю до начала Великого поста православные христиане отказываются от употребления в пищу мяса животных. Для афонских монахов это не является большим событием в жизни, потому что они вообще не употребляют мяса, придерживаясь большую часть года строгого поста. Для «лучшего расставания» с мясом в период Масленицы и Великого поста, мы подготовили отрывки о невкушении мяса из житий подвижников Святой Горы Афон.

Преподобный Паисий Святогорец

1. Он без конца все постился и постился, вспоминает Екатерина Патера о тогда еще маленьком мальчике, будущем афонском святом Паисие Святогорце.

– «Дитя мое, ты сегодня что-нибудь кушал?» – однажды спросила женщина.

– Нет. А как я могу есть, когда моя мать все варит в одной кастрюле: и мясное, и постное. Кастрюля впитывает в себя мясо, и я не могу есть даже постную пищу, которая в ней приготовлена.

–Дитя мое, но ведь твоя мать такая чистюля, она хорошо моет посуду водой с золой…

– Нет, я из этой посуды есть не могу.

2. После армии преподобный Паисий также не ел мяса, оправдываясь перед другими тем, что оно якобы вызывает у него отвращение. На самом деле он избегал мясной пищи для того, чтобы приучить себя к условиям монашеской жизни.

3. Святой Паисий как-то о себе вспоминал: «Когда я сидел на дворе и ел два помидора с кусочком сухаря, я стал размышлять о благодеяниях Божиих… Неожиданно ко мне подошел молодой человек, который несколько дней назад просил, чтобы я принял его в послушники. Чтобы он не видел меня плачущим, я сразу же вошёл в свою келию, умыл лицо и, прибравшись, пошёл открывать калитку. Очевидно, соблазнившись моей задержкой, он говорит мне: «Так что, так, э? И ты считаешься аскетом! Мясо ел и, как только меня заметил, сразу скрылся, чтобы я не увидел тебя. Теперь-то я понял, кто ты на самом деле!» Ошарашенный таким обвинением, я рассмеялся и не пытался оправдаться. Удивился я только тому, как он легко поддался плохим помыслам».

4. Однажды к старцу Паисию пришли три охотника. Они попросили у святого поесть фасоли. Но так как у них с собой было в мешке мясо, то они оставили его за оградой монастыря на дереве, потому что преподобный Паисий не разрешал печь мясо в монастыре.

5. Святой Паисий размышлял о мясе: «Несчастные мирские люди питаются мясом, а сил у них все равно нет: у них дрожат ноги, поститься они не могут, а все потому, что они живут с душевной тревогой и волнением и внутри у них без остановки вырабатывается желчь и желудочный сок. Когда человек упорядочит себя внутренне, его будет питать даже небольшое количество пищи».

Старец Дионисий (Игнат)

1. «Мясо – не нечистая пища, это пища, данная Богом. Но святые отцы решили, чтобы в монашестве не ели мяса ни под каким предлогом, чтобы легче было бороться с плотскими страстями».

Преподобный Силуан Афонский

1. Святой вспоминал о своем детстве следующее. Однажды в пятницу, забыв о посте, он наварил свинины и отнес её в поле, где шла жатва. Отец будущего святого перекрестился и начал есть сваренное мясо. Только через полгода он сказал с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты накормил меня в поле свининой? А ведь была пятница. Знаешь, я ел мясо, как падаль». Мальчик ахнул: «Что же ты не сказал мне?»

– «Не хотел тебя смутить», – ответил отец.

Спустя много лет, святой Силуан говорил: «Вот такого старца я хотел бы иметь. Он никогда не раздражался, был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, чтобы поправить меня, не смутив при этом!»

Старец Неофит Караманлис

1. Он молился на Святой Горе Афон 88 лет. Не говоря уже о мясе, в его монашеский рацион не входили яица, рыба и даже растительное масло. Его Устав предполагал полное воздержание от масла даже в Масленицу, Рождество и Пасху. Пасхальными яйцами у них был отваренный картофель, покрашенный в красный цвет.

Святитель Григорий Палама

1. Святой Григорий вспоминал о себе: «Внук великого эмира прислал к нам своего человека. После того, как мы уселись, мне подали фрукты, ему – мясо. Во время еды он спросил, неужели я никогда не ем мяса и почему. Тогда я ответил ему на это, что так полагается».

Преподобный Никодим Святогорец

1. Как-то он писал: «Гибельно желать пищи насладительной, сладкой и вкусной… Научись этому примером целого народа Израильского, который восхотел есть мясо, и рыбу, и лук, и чеснок, и порей, и огурцы, и дыню. За это Бог попустил израильтянам подвергнуться великому наказанию и смерти».

Напомним, что в VII веке византийский цар Ираклий пообещал, что если Бог поможет ему в войне против персидского царя Хозроя, то он запретит употребление мяса на неделе, которая предшествует Великому посту.

Святые отцы также советовали отказаться от мяса, чтобы люди не тяготились телом, внезапно переходя от многоядения и мяса к строгому посту.

Подготовительная неделя к Великому посту в народе называется «Масленица» или сырная неделя.

«Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» — для «УНИАН-Религии».

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 24:13-28) Мф.24:13. претерпевший же до конца спасется.

Предсказывает Спаситель будущие бедствия, чтобы подкрепить учеников. Обычно неожиданность нас более всего устрашает и смущает. Потому Христос заранее смягчает страх чрез то, что предсказывает будущие бедствия: зависть, вражду, соблазны, лжепророков, предтеч антихриста, которые будут вводить народ в заблуждение и во всякий вид беззакония. По причине умножения беззакония по обольщению антихриста, люди станут звероподобными, так что ослабеют узы всякой любви даже между самыми близкими; люди будут предавать друг друга. Претерпевший же до конца, то есть мужественно перенесший, не уступивший искушению, спасется, как воин, испытанный на брани.

Мф.24:14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Дерзайте, вы не встретите препятствия для проповеди! Евангелие будет проповедано среди всех народов «во свидетельство», то есть для обличения, для обвинения тех, которые не уверуют, «и тогда придет конец» не мира, но Иерусалима. Действительно, до взятия Иерусалима Евангелие было всюду проповедано, как говорит апостол Павел: «возвещено всей твари поднебесной» (Кол.1:23). Что речь идет о конце Иерусалима, ясно из дальнейших слов Господа.

Мф.24:15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

Мф.24:16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
Мф.24:17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
Мф.24:18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

Предуказывая неизбежность бедствий, Господь повелевает бежать, не обращаясь назад, не заботясь об имуществе, одежде или иной утвари, остающейся в доме. Но некоторые толкователи под «мерзостью запустения» разумеют антихриста, который явится ко времени опустошения вселенной, разрушения церквей и к тому же сядет в храме; а сообразно этому и заповедь о бегстве понимают так восшедшие наверх дома, то есть на высоту добродетелей, да не сходят с этой высоты взять телесное (ибо тело-дом души). Должно удаляться с поля, то есть от земного ибо поле – жизнь; не должно брать и одежды, то есть древней злобы, которой мы совлеклись

Мф.24:19. Гóре же беременным и питающим сосцами в те дни!

Беременные, отягощаемые бременем чрева, не в силах будут бежать, а питающие сосцами не будут в силах ни покинуть детей по жалости к ним, ни взять их с собой и спастись с ними вместе; они также не избегнут гибели. А может быть, Христос намекает здесь на ужасное поедание собственных детей. Иосиф Флавий рассказывает, что во время осады Иерусалима, вследствие ужасного голода, одна женщина изжарила и съела свое собственное дитя.

Мф.24:20. Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу,

В лице апостолов Господь говорит это иудеям, так как сами апостолы заблаговременно удалились из Иерусалима. Посему иудеям заповедует молиться, чтобы бегство их не случилось зимой, когда по неудобству времени они не смогут убежать, а равно и в субботу, потому что в этот день иудеи по закону бездействуют, и никто из них не осмелится бежать. А ты понимай это и так: нам должно молиться, чтобы бегство наше из сей жизни, то есть кончина, не произошло «в субботу», то есть когда мы не творим добрых дел, и «зимой», то есть при бесплодии в добре, но чтобы кончина наша наступила при тишине и невозмутимости душевной.

ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира до ныне, и не будет.
Мф.24:21. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Тогда была скорбь невыносимая. Римским воинам было дано приказание – никого не щадить. Но Бог ради тех, которые уже уверовали или еще имели уверовать, не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби. Если же война продолжилась бы еще, то все, кто был в городе, погибли бы от голода. Иные относят это ко дням антихриста, но здесь речь не об антихристе, а о взятии Иерусалима. Пророчество же об антихристе начинается дальше. Вот оно:

Так как ученики предложили два вопроса – о взятии Иерусалима и о пришествии Господа, то и Господь, сказав о разорении Иерусалима, потом начинает пророчество о Своем пришествии и кончине мира. Слово «тогда» имеет не тот смысл, что «тотчас по взятии Иерусалима, если кто скажет вам» и т.д., нет, «тогда» и относится к тому времени, когда должно это произойти. Смысл такой: «тогда», то есть когда придет антихрист, будет много лжехристов и лжепророков, которые будут очаровывать очи зрителей явлениями чудными по демонской силе и многих обманут, Если и праведники не будут всегда бодрственны, то и они могут подпасть обольщению. Но вот Я вам предсказал, и вы не будете иметь извинения; вы можете избегнуть обмана.

Если придут, говорит Христос, обманщики, говоря: Христос пришел, но он скрывается в пустыне или в каком-нибудь жилище, в потаенных, внутренних местах, то не поддавайтесь обману. При пришествии Христа не будет нужды в указателе: оно будет явно для всех, как молния. Как молния появляется вдруг и для всех бывает видима, так и пришествие Христово будет видимо для всех, живущих в мире. Во второе пришествие не так будет, как в первое, когда Господь переходил с места на место: тогда Он явится во мгновение. И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер. И Симеон о Нем говорит: «Сей лежит на падение».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть,. и всякий что-нибудь терпит и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок, если оно не бывает ради Господа и Св. Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противящиеся врагу! А мы слепые и не видим этого… Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага на свою же погибель.

Выводы, отзывы и результаты ^

Если верить отзывам, оставленным в интернете, то результаты диеты Константина Монастырского бывают такими:

  • Нормализуется артериальное давление;
  • Улучшается состояние суставов;
  • Вес за месяц снижается на 3-5 кг;
  • Повышается иммунитет.

Для выхода из диеты достаточно постепенно увеличивать количество фруктов и овощей в рационе, но сам автор рекомендует придерживаться принципов функционального питания всю жизнь.

Отзывы и опыт наших читательниц

Анна, 38 лет:

«Я на данной диете сижу уже четвертый месяц, и улучшения есть: перестали болеть суставы, улучшилась их подвижность, снизилось количество «сахара» в крови. Мне такой результат нравится и я думаю практиковать данную методику как можно дольше»

Ольга, 30 лет:

«Села на диету Монастырского по рекомендации подруги, которая с ее помощью избавилась от лишнего веса. Всего за пару месяцев и мне удалось похудеть на 8 кг, но и сейчас я продолжаю придерживаться такой системы питания»

Лариса, 27 лет:

«На диете Монастырского я сбросила всего 7 кг за 1,5 месяца, хотя ожидала большего. Не скажу, что продержаться на ней было легко, но если сравнивать ее с другими методиками, то она более безобидна».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *