Давид гареджи

Как вымаливают детей в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех? К какому святому обращаются за этим? Читайте подробнее в нашей статье!

Как вымаливают детей?

Каждый понедельник в московском храме Живоначальной Троицы на Грязех собираются верующие на молебен преподобному Давиду Гареджийскому. Женщины пожилого возраста, совсем юные, молодые женщины (порой с мужьями) чаще всего просят у святого помощи в женских недугах, по большей части – связанных с чадородием.

«Долгое время и мне было непонятно, отчего преподобному Давиду Гареджийскому, такому малоизвестному у нас святому, часто заказываются молебны, – рассказывает протоиерей Иоанн Каледа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Грязех. – Объяснение пришло 28 июля 1996 года.

В то время я служил в храме Спаса Преображения в Тушине. Был день тезоименитства отца Владимира Сычева. Мы сидели на территории храма под яблонями за праздничным столом. Когда большинство гостей разошлось, остались отец Владимир с матушкой, староста — Олег Васильевич Шведов и еще несколько человек.

Разговор зашел о чудесной помощи грузинского святого преподобного Давида Гареджийского женщинам. Отец Владимир и его матушка Ольга, которая незадолго перед этим в 43 года родила шестого ребенка, вспоминали о чудесной помощи преподобного Давида Гареджийского. Тогда почти всю беременность матушка провела в больнице «на сохранении». Отец Владимир регулярно служил молебны преподобному, освящал воду и передавал супруге в больницу…

Затем Олег Васильевич рассказал о том, что у его духовника, отца Вячеслава Р., после рождения первенца восемнадцать лет не было детей. Как-то, возвратившись из очередной поездки в Грузию, в Тбилиси, Олег Васильевич привёз бутылочку Святой воды из источника преподобного Давида Гареджийского, что на горе Мтацминда.

Он передал ее отцу Вячеславу для его матушки, сказав, что грузинские женщины, страдающие бесплодием, с молитвой пьют эту воду. Прошло девять месяцев, и у отца Вячеслава родился долгожданный ребенок…

Через несколько лет от отца Вячеслава я услышал продолжение этой истории: его матушка спустя три года обнаружила в шкафу забытую, ту самую, бутылочку с остатками Святой воды. Вспомнила, откуда эта вода. Посмотрела: осадка нет, запаха нет. Вылить? – рука не поднимается. Она воду и допила. Спустя девять месяцев отец Вячеслав в третий раз стал отцом…»

протоиерей Иоанн Каледа

Помолиться преподобному Давиду Гареджийскому приезжают не только москвичи, но люди из разных уголков дальнего и ближнего зарубежья.

«В Грузии преподобный Давид – один из наиболее почитаемых святых после Георгия Победоносца и, конечно, равноапостольной Нины, – рассказывает отец Иоанн Каледа. – Среди мужских имен имя Давид по распространению стоит на втором месте. Причем сами грузины к преподобному Давиду обращаются так, как мы к святителю Николаю.

То есть нет повода, по которому бы к нему не обращались за молитвенной помощью. У нас в России, прежде всего, верующие молятся о проблемах деторождения и вообще об исцелении от женских немощей».

Уже и в России стали появляться мальчики с именем Давид именно в честь преподобного Давида, благодаря молитвенной помощи которого эти самые мальчики благополучно и родились на свет. Не раз приходилось отцу Иоанну и крестить детей, появившихся на свет молитвами преподобного.

А бывает, придет человек, почти не знакомый с Церковной жизнью, на молебен, второй раз придет – и начнет потихоньку воцерковляться…

Порой такие люди становятся прихожанами храма. Как Марина, которая пришла помолиться преподобному Давиду Гареджийскому в 1999 году.

«После молебна она подходит ко мне и спрашивает: «Батюшка, а могу ли я приложиться к иконе? Три года у меня не прекращается кровотечение». Я ответил: «Строго говоря, не положено, но я вас благословляю».

Буквально на следующий день ее состояние стало гораздо лучше, а через месяц абсолютно все кончилось. Теперь она прихожанка нашего храма, дочку сюда приводит, она очень многих направила с молитвами к Давиду Гареджийскому».

Жаль только, что нет акафиста преподобному Давиду на русском языке.

«Перевод с грузинского – непростая задача, – говорит отец Иоанн Каледа. – Уж очень различны эти языки. Но думаю, что все-таки он будет переведен».

На молебне – особое настроение. Потому что молитва все-таки у большинства собравшихся (в среднем в храм по понедельникам приходит человек 70 – 80) – о детях. О будущих, о тех, кто находится во чреве, благодарность за уже родившихся.

Благодарит за благополучное рождение дочки пять лет назад Елена.

«У меня всю беременность была сильная угроза потерять ее, – вспоминает Елена. – Мой духовный отец (я прихожанка другого храма) настоятельно советовал отправиться сюда, в Троицкий храм, молиться святому Давиду Гареджийскому. После молебна мне ощутимо стало легче. Так всю беременность и молились ему. Сейчас дочка приезжает со мной, молиться святому, чтобы у нее появились братик или сестричка».

«Один московский священник, отец Олег, переживал, что у них с матушкой нет детей, – вспоминает отец Иоанн Каледа. – Ему рекомендовали поехать в наш храм. Отец Олег приехал, послужил вместе с нами на празднике преподобного Давида, а на следующий год он уже приехал с матушкой и чадом. Сейчас у него, по-моему, четверо детей».

После молебна, прочитав имена тех, за кого молились, отец Иоанн вспомнил еще одну историю:

«Несколько месяцев назад после молебна ко мне, рыдая, подошла жена одного из священников, служащих в Подмосковье. Рассказала, что два дня назад ей поставили два диагноза: беременность и рак щитовидной железы. Понятно, с болезнью тянуть нельзя, нужно оперироваться. Но раньше 12 недель беременности операцию делать нельзя. Срок еще маленький, и врачи предлагают беременность прервать. Матушка отказалась.

Нашли врачей, которые согласились прооперировать после 12 недель. В ожидании операции супруги стали усиленно молиться преподобному Давиду. Где-то через месяц, когда надо было готовиться к операции, –диагноз сняли. В августе матушка должна родить. Мы продолжаем молиться о ней, о ее семье».

Молятся преподобному Давиду Гареджийскому не только о себе, но о своих близких, знакомых (причем, не всегда близких).

Вот еще рассказ отца Иоанна Каледы:

«Однажды наш бухгалтер Инна Я., оказавшись по своим служебным обязанностям в банке, подарила сотрудницам банка маленькие бумажные иконы преподобного Давида Гареджийского и чтимой в храме иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Три Радости», выпущенные нашим храмом. Рассказала о них. «А я уже 11 лет не могу родить ребенка. Как только не обследовалась, не лечилась! И муж обследовался. Никакого результата», – посетовала оператор Елена, обслуживающая наш храм.

Инна и прихожанка храма, главный бухгалтер одной коммерческой фирмы, тоже обслуживающейся в этом банке, при каждом посещении банка стали носить Елене бутылочки святой воды с молебна преподобному Давиду Гареджийскому. А на молебне они молились за нее.

«Отношения с банком испорчены!», – радостно сообщили мне в нашей бухгалтерии 1 августа 2001 года, когда я вернулся из отпуска.

Удивленный, что может быть в этом радостного, я попросил объяснений. Оказалось, что при очередном посещении Инной банка, начальники нашего куратора Елены полушутливо-полустрого сказали: «Кто Елене носил воду? И кто теперь будет работать?».

Оказалось, Елена забеременела, и ей стало не до работы. В марте 2002 года мы в нашем Храме окрестили её дочку Сонечку, а потом и повенчали Сонечкиных родителей – Михаила и Елену».

Житие Давида Гареджийского

Преподобный Давид Гареджийский пришел по повелению Божией Матери в Грузию из Сирии в середине VI века вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе его 12 учеников.

В первое время святые отцы поселились на горе Зедазени, недалеко от Мцхеты. Через 3 года преподобный Иоанн разослал своих сподвижников в разные концы Грузии. Преподобный Давид со своим учеником Лукианом поселился в окрестностях Тбилиси на горе Мта-Цминда («Святая Гора»).

Читайте также: Древние и новые святыни Мцхеты: Ежевика святой Нины и могила старца Гавриила

Надо сказать, что сама Грузия была крещена более чем за 200 лет до этого святой Ниной.

Но за всю историю Грузии она испытывала сильное давление со стороны Персии. Было множество нашествий персов, Грузия подвергалась опустошению, пожарам. Многое время находилась в осадной зависимости от самих персов.

Если сначала персы пытались христианство вытравить мечом, то потом стали действовать весьма хитро. Они стали всюду насаждать маздеизм, то, что в простонародье у нас называется огнепоклонством. И тем ремесленникам, купцам которые принимали маздеизм, персы давали множество всевозможных льгот.

Дошло до того, что капища огнепоклонников стали располагаться прямо около входов в христианские храмы.

Потому приход отцов-сирийцев в Грузию можно назвать вторым крещением.

Каждый четверг преподобный спускался в город и наставлял жителей в основах христианской веры. Многие жители стали возвращаться в лоно христианской Церкви. Естественно, жрецам-огнепоклонникам это не нравилось, и жрецы подкупили одну падшую девицу, чтобы она оклеветала преподобного, чтобы она назвала его виновником ее греха.

Будучи вызван жителями на суд, преподобный подошел к этой девице и, коснувшись посохом ее чрева, спросил: «Я ли твой отец?» Из утробы раздался голос: «Нет», и был назван истинный виновник ее падения. И после этого на глазах удивленного народа она родила камень.

В память о таком дивном небесном заступничестве преподобный испросил у Господа на той горе целебный источник, к которому до сих пор прибегают грузинки в своих женских немощах.

После этого преподобный Давид вместе с Лукианом покинули окрестности Тбилиси и удалились на юго-восток в пустынную местность Гареджи. Здесь подвижники ископали себе в горе келии и поселились в них. Позже около них стали селиться и другие пустынножители и образовалась знаменитая Давидо-Гареджийская лавра.

Незадолго до своей кончины преподобный Давид отправился для поклонения на Святую Землю. И вот, взойдя на гору, с которой уже открывался вид на Святой Град, преподобный сказал своим спутникам, что он не достоин своими ногами топтать те места, где ступала нога Спасителя.

Он попросил помолиться за него у Гроба Господня, а сам с молитвой взял с земли три камня, положил их в котомку и повернул обратно. В это время иерусалимскому Патриарху явился Ангел, который сказал, что возлюбленный Божий Давид забрал всю благодать Гроба Господня, и велел снарядить скорохода, который забрал бы у Преподобного два камня.

Третий же камень Преподобный принес в свою лавру, и он сохранился до настоящего времени. Сейчас он хранится в сокровищнице нового Троицкого кафедрального собора в Тбилиси.

Скончался преподобный Давид, причастившись Святых Даров, 7/20 мая 604 года в четверг по Вознесении. Поэтому память его и совершается в этот день, а 7/20 мая совершается память всех 13-ти отцов-сирийцев.

Фото Иван Джабир

Кто такой Давид Гареджийский?

Давид Гареджийский – живший в шестом веке, пришел в Грузию вместе с другими монахами из Сирии, для проповедей христианства. Игумен Иоанн, бывший глава монахов, своих учеников разослал по Грузии, как апостолов, чтобы своими деяниями и служением проповедовали новую веру. Преподобный Давид известен как великий проповедник веры Христа, борец с идолопоклонством, целитель и чудотворец, особенно помогающий женщинам в их здоровье и благополучной беременности и деторождении. Святой известен не только в Грузии, но и во всем православном мире.

Предания о его духовной мощи сохранились и в Иерусалиме.

Когда он паломником отправился на землю обетованную, и подойдя к ее границам, вдруг решил, что не достоин посетить землю, по которой ходил Иисус, он сказал, это своему спутнику, взял три камня со святой земли и пошел обратно. И в это время патриарху Иерусалима приснился сон-видение, в котором говорилось, что Давид забрал силу благодати всего города и надо ее вернуть. В след святому, были посланы гонцы, которые забрали у него два камня, а один оставили. Этот камень как святыня был принесен в Гареджийскую пустынь и с тех пор существует предание, что трехкратное паломничество в Гареджийскую пустыню, равносильно посещению святых мест Иерусалима.

В каких случаях надо обращаться к святому?

К святому небесному помощнику и целителю Давиду Гареджийскому верующие люди обращаются в молитве с просьбой о помощи в следующих случаях:

  • о счастливом замужестве;
  • от бесплодия;
  • о рождении ребенка;
  • об исцелении от женских заболеваний;
  • о беременности;
  • об исцелении от женской немощи.

Пре­по­доб­ный Да­вид Га­реджий­ский при­шел по по­ве­ле­нию Бо­жи­ей Ма­те­ри в Гру­зию из Си­рии в се­ре­дине VI ве­ка вме­сте с пре­по­доб­ным Иоан­ном Зе­даз­ний­ским в чис­ле его 12 уче­ни­ков.

В пер­вое вре­мя свя­тые от­цы по­се­ли­лись на го­ре Зе­да­зе­ни, неда­ле­ко от Мц­хе­ты. Через 3 го­да пре­по­доб­ный Иоанн разо­слал сво­их спо­движ­ни­ков в раз­ные кон­цы Гру­зии. Пре­по­доб­ный Да­вид со сво­им уче­ни­ком Лу­ки­а­ном по­се­лил­ся в окрест­но­стях Тби­ли­си на го­ре Мта-Цмин­да («Свя­тая Го­ра»).

На­до ска­зать, что са­ма Гру­зия бы­ла кре­ще­на бо­лее чем за 200 лет до это­го свя­той Ни­ной.

Но за всю ис­то­рию Гру­зии она ис­пы­ты­ва­ла силь­ное дав­ле­ние со сто­ро­ны Пер­сии. Бы­ло мно­же­ство на­ше­ствий пер­сов, Гру­зия под­вер­га­лась опу­сто­ше­нию, по­жа­рам. Мно­гое вре­мя на­хо­ди­лась в осад­ной за­ви­си­мо­сти от са­мих пер­сов.

Ес­ли сна­ча­ла пер­сы пы­та­лись хри­сти­ан­ство вы­тра­вить ме­чом, то по­том ста­ли дей­ство­вать весь­ма хит­ро. Они ста­ли всю­ду на­саж­дать маз­де­изм, то, что в про­сто­на­ро­дье у нас на­зы­ва­ет­ся ог­не­по­клон­ством. И тем ре­мес­лен­ни­кам, куп­цам ко­то­рые при­ни­ма­ли маз­де­изм, пер­сы да­ва­ли мно­же­ство все­воз­мож­ных льгот.

До­шло до то­го, что ка­пи­ща ог­не­по­клон­ни­ков ста­ли рас­по­ла­гать­ся пря­мо око­ло вхо­дов в хри­сти­ан­ские хра­мы.

По­то­му при­ход от­цов-си­рий­цев в Гру­зию мож­но на­звать вто­рым кре­ще­ни­ем.

Каж­дый чет­верг пре­по­доб­ный спус­кал­ся в го­род и на­став­лял жи­те­лей в ос­но­вах хри­сти­ан­ской ве­ры. Мно­гие жи­те­ли ста­ли воз­вра­щать­ся в ло­но хри­сти­ан­ской Церк­ви. Есте­ствен­но, жре­цам-ог­не­по­клон­ни­кам это не нра­ви­лось, и жре­цы под­ку­пи­ли од­ну пад­шую де­ви­цу, чтобы она окле­ве­та­ла пре­по­доб­но­го, чтобы она на­зва­ла его ви­нов­ни­ком ее гре­ха.

Бу­дучи вы­зван жи­те­ля­ми на суд, пре­по­доб­ный по­до­шел к этой де­ви­це и, кос­нув­шись по­со­хом ее чре­ва, спро­сил: «Я ли твой отец?» Из утро­бы раз­дал­ся го­лос: «Нет», и был на­зван ис­тин­ный ви­нов­ник ее па­де­ния. И по­сле это­го на гла­зах удив­лен­но­го на­ро­да она ро­ди­ла ка­мень.

В па­мять о та­ком див­ном небес­ном за­ступ­ни­че­стве пре­по­доб­ный ис­про­сил у Гос­по­да на той го­ре це­леб­ный ис­точ­ник, к ко­то­ро­му до сих пор при­бе­га­ют гру­зин­ки в сво­их жен­ских немо­щах.

По­сле это­го пре­по­доб­ный Да­вид вме­сте с Лу­ки­а­ном по­ки­ну­ли окрест­но­сти Тби­ли­си и уда­ли­лись на юго-во­сток в пу­стын­ную мест­ность Га­реджи. Здесь по­движ­ни­ки ис­ко­па­ли се­бе в го­ре ке­лии и по­се­ли­лись в них. Поз­же око­ло них ста­ли се­лить­ся и дру­гие пу­стын­но­жи­те­ли и об­ра­зо­ва­лась зна­ме­ни­тая Да­ви­до-Га­реджий­ская лав­ра.

Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Да­вид от­пра­вил­ся для по­кло­не­ния на Свя­тую Зем­лю. И вот, взой­дя на го­ру, с ко­то­рой уже от­кры­вал­ся вид на Свя­той Град, пре­по­доб­ный ска­зал сво­им спут­ни­кам, что он не до­сто­ин сво­и­ми но­га­ми топ­тать те ме­ста, где сту­па­ла но­га Спа­си­те­ля.

Он по­про­сил по­мо­лить­ся за него у Гро­ба Гос­под­ня, а сам с мо­лит­вой взял с зем­ли три кам­ня, по­ло­жил их в ко­том­ку и по­вер­нул об­рат­но. В это вре­мя иеру­са­лим­ско­му Пат­ри­ар­ху явил­ся Ан­гел, ко­то­рый ска­зал, что воз­люб­лен­ный Бо­жий Да­вид за­брал всю бла­го­дать Гро­ба Гос­под­ня, и ве­лел сна­ря­дить ско­ро­хо­да, ко­то­рый за­брал бы у Пре­по­доб­но­го два кам­ня.

Тре­тий же ка­мень пре­по­доб­ный при­нес в свою лав­ру, и он со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни. Сей­час он хра­нит­ся в со­кро­вищ­ни­це но­во­го Тро­иц­ко­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Тби­ли­си.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Да­вид, при­ча­стив­шись Свя­тых Да­ров, 7/20 мая 604 го­да в чет­верг по Воз­не­се­нии. По­это­му па­мять его и со­вер­ша­ет­ся в этот день, а 7/20 мая со­вер­ша­ет­ся па­мять всех 13-ти от­цов-си­рий­цев.

Ис­точ­ник: Пра­во­сла­вие и мир

См. также: «Житие преподобного Давида Гареджийского Чудотворца, Покровителя Грузинского Царства».

Преподобный Давид Гареджийский — святой подвижник Христа ради Грузинской Православной Церкви жил в шестом веке. Пришел в Грузию (в Картли) вместе с преподобным Иоанном Зедазнийским в числе, так называемых, тринадцати сирийских отцев. После явления Пресвятой Богородицы преподобному Иоанну с повелением отправить учеников во все концы грузинского царства, Преподобный Давид уйдя от отца своего духовного Иоанна, поселился в пещере близ нового города Тбилиси.
Как часто и бывает, Преподобный был оклеветан, — ему приписали соблазнение одной блудницы. При стечении множества народа Преподобный, коснувшись посохом той беременной женщины, вопросил к утробному плоду, — Чадо, скажи кто твой отец. Все услышали имя одного огнепоклонника, а женщина тут же разродилась камнем. На том месте затем была построена церковь Кашвети, в память об этом чуде.
С тех пор преподобный стал почитаться грузинскими женщинами как усердный молитвенник о их чистоте и чадородии. Источник воды, забивший в пещере, стал считаться чудотворным, и даже в наше время он известен не только в Грузинской Церкви, но и в Русской.
Икона, а также масло, освященное на мощах, и вода из источника «Слезы Давида” преподобного Давида Гареджийского, имеющего благодать от господа помогать женщинам в их нуждах, есть в храме Троицы Живоначальной на Грязех. г. Москва, ул.Покровка, 13. ст.м. «Китай-город» или «Чистые пруды».
Тропарь, глас 8-й:
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Давиде, дух твой.
Кондак (из акафиста):
О, великий богоугодниче и чудотворче, блаженнейший авва Давиде Гареджели! Гора еси ты небесная, и се мы, долу преклоненные и удаленные от тебе грехми нашими, но душею и сердцем прилепленные тебе, возсылаем со дерзновением сие малое хвалебное пение. Приими воздыхания наша и умоли, милосерде, всех Творца помиловати и спасти ны от огня геенскаго и прещения по грехам нам достойнаго, наипаче же по велицей милости Его наследовати Царствия Небеснаго, идеже выну благодаряще воспевати: Аллилуиа.

МОЛИТВА первая
О, священная главо, преподобне отче Давиде, великий чудотворче! Припадаем к тебе с верою и любовию, и просим тя, небеснаго заступника нашего: яви велие милосердие твое нам, смиренным и грешным, и пролей теплыя молитвы твои о нас ко Господу Богу. Исходатайствуй нам здравие душевное и телесное, земли плодоносие, воздуха благорастворение, мирное и безмятежное житие, и сохрани рабов, предстоящих и молящихся тебе, и осени небесным твоим благословением, и вся прошения их во благо исполни. Ей, отче, не презри молитв наших, со умилением к тебе возносимых, но буди о нас теплый предстатель ко Господу Богу, да славословим великия щедроты и милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О, преподобне и Богоносне отче Давиде, Ангелов собрат и Апостолом подражатель, мучеником сподвижник, иноческой жизни пленитель, пустынником кормчий, молящихся тебе помощниче, просвещенный чудесами, молнией блистания твоего темных сил невидимо отгонителю.
О, преблаженне отче, молитвами твоими избави нас от всяких зол и сетей лукавых, земных и воздушных, от геенны огненной. Умоли возлюбленнаго тобою Бога, да ополчит нас Ангелами Своими, силою непобедимою.
О, пресветлая звезда, Божественнаго великолепия, будь заступник пред Святою Троицею, пред которой ты предстоишь, да избавит нас от междоусобныя брани, и даждь нам мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли плодородие, воздуха благорастворение, Божественным светом просвещение и с праведными во веки веков упокоение, яко да подобает Тебе, Пресвятая Троице, всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва третья
О, всесветле, богохвальне авва Давиде, святче Божий! Ты силою благаго Законоположителя явился еси нам, кознями лукавого связанным и обуреваемым, яко наставник в покаянии и помощник в молитве. Того ради дано тебе много даров благодати и чудотворения, разрешения грехов наших и прегрешений оставление, болезней исцеление и диавольских наветов отгнание. Темже твоею отеческою милостию в богоцарственном разумении, многотрудными молитвами и моленьми твоими, наипаче же непрестанным твоим заступлением о нас, да возставит Господь Бог ны, во грех впадшия, силою Своею непобедимою на всякаго видимаго и невидимаго врага, дабы благодаряще совершая святую память твою, желанием возжелали мы покланятися Превечному Богу в Троице Единому, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы преподобному Давиду Гареджийскому
Акафист преподобному Давиду Гареджийскому

Молитвы

Итак, погуляв по старой части Тбилиси, вы захотели подняться на самую высокую точку города – Мтацминда. Попасть туда можно двумя путями: сесть на рейсовый автобус 124, который отходит от метро «Руставели», или прокатиться на фуникулере, конечная станция которого расположена тоже недалеко от вышеуказанной станции.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

А если располагаете временем, то рекомендую пройти медленно пешком на возвышенность, чье название переводится дословно как «Святая гора». Ее высота — примерно 740 метров. Хоть частично прочувствуете ощущения святого Давида Гареджийского, который обосновался там и спускался раз в неделю в город для проповеди. По его молитвам там, на вершине, забил источник, который обладал лечебными свойствами для женщин, страдающих бесплодием. Хотя, если пить с верой, то, возможно, и от других болезней поможет вода, стекающая небольшим ручейком.

Чудеса отца Давида Гареджели и благодатные камни из Иерусалима >>>

Там же находится камень, который принес преподобный из Иерусалима. Это одна из святынь Грузинской Православной Церкви, и называется она «Камень благодати».

Преподобный Давид с несколькими монахами совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню.

© Sputnik / Alex Shlamov

Достигнув города, он по смирению не вошел в него, почитая себя недостойным ступать по земле, где ходил наш Спаситель, и молился на Горе благодати. Давид взял с горы три камня и двинулся в обратный путь, в Грузию. В ту же ночь Иерусалимскому патриарху Илие II (494-516 гг.) во сне явился ангел, который сообщил, что какой-то монах вынес всю благодать из Иерусалима, велел догнать его и попросить камни назад. Иначе плохо будет городу, оставшемуся без благодати. Гонцы патриарха нагнали преподобного, направлявшегося в Грузию, и по указанию ангела забрали два камня, оставив один, приравненный ангелом к 1/3 благодати Гроба Господня. Монахи Гареджи в течение многих веков сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида (ныне хранится в Грузинской Патриархии). По преданию, троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

© photo: Sputnik / Rukhyan Церковь Святого Давида «Мамадавити» в Тбилиси

Камень яйцевидной формы выносят для поклонения в день памяти пр. Давида Гареджийского. Это переходной праздник и отмечается он в четверг после Вознесения.

Имеется народный обычай прикладывать к стене церкви Давида камушки и загадывать что-нибудь: если камушек прилипнет, то верят, что желание исполнится, а если упадет, то нет («Преподобный Давид Гареджийский и его святая Лавра». Составил О. Шведов.)

Как-то мне попалась в старом номере «Огонька» любопытная заметка.

В 1924 году Сергей Есенин поднялся на Мтацминда и проделал то же самое.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

«…Многие поднимали у источника какие-то камушки и шли с ними к церковной двери.

— Что они делают? – спросил Есенин.

— Это, знаете ли, такое поверье, — сказал Тициан Табидзе. — Поднявший камушек трет им по двери, и камушек пристает к ней. Тогда начинают считать… Раз, два, три… Вот сколько насчитаешь, столько лет тебе еще жить.

— Это интересно. — Есенин рассмеялся.- Сейчас узнаю, сколько мне еще осталось…

Он взял небольшой камушек и поводил им по двери. Потом отнял руку и стал считать:

— Раз…

Камушек упал. Все расхохотались.

— Теперь я попробую, — сказал Паоло Иашвили. Он выбрал плоский камушек и начал, не жалея сил, тереть им по церковной двери.

— Раз, два, три, — считал Есенин…

Счет окончился на тринадцати. Через тринадцать лет Паоло Иашвили не стало… Впрочем все это совпадения, как и невезучая цифра «13».

Описанное запомнилось тем, что, согласно официальным данным, Есенин погиб через год, в 1925 году, Иашвили застрелился через 13 лет, в 1937 году.

© photo: Sputnik / Yuri Artamonov Храм Святого Давида на горе Мтацминда

В 60-е годы прошлого века началось новое гонение на Церковь.

«Никита Хрущев объявил, что скоро покажет последнего священника по телевизору. Поэтому везде стали закрываться церкви, монастыри и духовные семинарии.

В Тбилиси осталось действующих всего семь церквей. Советское правительство потребовало от Патриарха Ефрема закрыть Мтацминдскую церковь, основанную еще святым Давидом Гареджийским, в которой службы никогда не прекращались.

Тогда Патриарх завернул в газету топор и отправился прямо в ЦК партии.

— Что это у вас, господин Ефрем? — удивленно спросил у него председатель Совета Министров Гиви Джавахишвили с долей иронии.

— Это топор, — не смущаясь объяснил Патриарх. — Если вы закроете Мтацминдскую церковь, тогда отрубите мне голову! А если вы этого не сделаете, я сам себя убью и весь мир узнает, какие вы палачи!

Члены правительства растерялись…

Служба в Мтацминдской церкви так и не прекратилась». Пишет в своей статье Кахабер Кенкишвили в журнале «Карибче» №23, 2005 г.

Выйдя из церкви на Мтацминда, обязательно посетите пантеон, где похоронены много общественных деятелей Грузии: Св. Илья Чавчавадзе, Св. Еквтиме (Такаишвили), Важа Пшавела, Вахтанг Чабукиани, Николоз Бараташвили и многие другие.

Мтацминдский пантеон в Тбилиси, могила художника Ладо Гудиашвили

На особом месте вы увидите могилы Александра Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе, которую при жизни назвали Черной розой Тифлиса. Уезжая в Тегеран, Александр Грибоедов, предчувствуя свою гибель, завещал похоронить его именно здесь.

Besik Pipia Могила Александра Грибоедова на горе святого Давида, радом покоится его жена княжна Нино Чавчавадзе.

Словом, про Мтацминда можно писать и писать бесконечно. Тут действительно лучше один раз увидеть и прочувствовать атмосферу этого необыкновенного места.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *