Демоны и бесы

Сегодняшний день связан с многовековой традицией освящения плодов и …в народе носит название Яблоневый Спас. В это же время православные христиане отмечают один из важнейших религиозных праздников — Преображение Господне. Согласно тексту Евангелия, на горе Фавор Иисус Христос явил своим ученикам свое Божественное достоинство. Во время совместной молитвы Он предстал пред ними как Бог, в сиянии небесной славы. ⠀ «Праздник Преображения сопровождается доброй традицией освящения сладких плодов — винограда, яблок. Но народ приносит все – и овощи, и фрукты, и даже мед.» — комментирует священник Свято-Никольского храма в г. Талгар Яков (Климов). ⠀ Народное название праздника связано с Христом-Спасителем и традициями продолжающегося в это время строгого Успенского поста, который длится с 14 по 28 августа и определенным образом готовит верующих к празднику Успения Богоматери. ⠀ Данный пост предписывает воздержание от мясного, молочного и рыбы (которую принимают в пищу только в праздник Преображения — 19 августа). Постное меню традиционно состоит из растительной пищи. К столу подаются холодные свекольники, рассольники, каши, фаршированные овощи, а также пироги со сладкими фруктовыми и овощными начинками. Сам Успенский пост несложно соблюдать, поскольку это время года богато новым урожаем овощей и фруктов, грибов и орехов. ⠀ Яблоневый Спас – это символические проводы лета. Дни становятся короче, ночи — холоднее, для садоводов наступает время сбора урожая. Раньше до Спаса нельзя было есть яблоки. Только с приходом праздника ароматные фрукты несли в церковь, освящали и потом ели. По традиции в этот день первыми угощали яблоками родных и близких. ⠀ Ежегодно в преддверии праздника Преображения Господня и Яблоневого Спаса в храмах проводятся яркие торжественные богослужения. Однако в этом году службы прошли в закрытом режиме, без участия прихожан. ✍️ Агентство Православных Новостей (АПН) #митрополияказахстан थप हेर्नुहोस्

Пост как способ восстановления отношений человека с Богом известен давно. В Ветхом Завете описывается, как постились и отдельные индивидуумы, и целые народы. Бедствия, войны, болезни, природные катастрофы справедливо расценивались как результат греха, как следствие уклонения человека от Бога. Поэтому, чтобы этот разрыв между творением и Творцом уврачевать, человек приносил Богу жертву. Он добровольно отказывался от услаждения своей телесности — пищей или плотскими удовольствиями, этим самым обуздывая плоть и подчиняя ее духу. Причем это были не просто аскетические упражнения для развития духовной стороны личности, нет. Укрощение плоти имело своей целью возвращение к истинному положению вещей, когда человек служит не прихотям и потребностям своего телесного, а делает именно Бога центром своей жизни. Такое возвращение — непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост — это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине — к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Но это возвращение невозможно без раскаяния, без осознания того, что уклонение было, без искреннего сокрушения о своей немощности. Поэтому для поста так важно покаяние перед Господом.

Бог — сердцеведец, Он ведает, знает человеческое сердце, для Него там нет тайн, и в религии на первый план выходит именно мотивация поступков. То есть то, почему, из каких соображений, человек поступает так, а не иначе. Пытается ли он поститься, предлагая Богу, в сущности, отношения по принципу «баш на баш», «ты — мне, я — тебе» («я тебе отказ от мяса, а Ты мне взамен то-то и то-то»), или он делает это, желая превознестись над окружающими. Ограничивает ли себя ради самого ограничения, потому что слышал, что «так надо», или старается изменить свою жизнь и свое душеустройство таким образом, чтобы отныне Господь стал центром, а не наше «я».

В Нагорной проповеди Иисус объясняет, каким должен быть пост: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16-18). То есть главная жертва Богу не несъеденный кусок колбасы, не сорокадневное поглощение картошки без масла, главная жертва — наше сердце. Сердце, сокрушенное о своих грехах. Как провидчески открыл царь и пророк Давид в 50-м, покаянном псалме: «Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (то есть «не уничижит»). То есть для Бога важно наше понимание своих ошибок, наше смирение перед Ним, но не только сокрушенное сердце, нет, ведь так недалеко и до уныния. Жертва Богу, наш дар Ему и сердце, исполненное любви — любви ко Господу, к окружающим людям. Кстати, давно выработан следующий критерий, позволяющий определить, правильно ли ты постишься, на пользу ли идет пост? Если ты агрессивен, раздражителен, гневлив, злобен, скор на осуждение других и замедлен в помощи ближнему, если в тебе появилось высокомерие и высокоумие, что-то в твоем пощении не так. А вот если сердце горит любовью к ближнему и Господу, если ты рад возможности нести добро, значит, правильной дорогой идешь, товарищ.

Удивительно заметил Ф. М. Достоевский: поле битвы сатаны с Богом — сердца людей. Замечено, в пост эта борьба, которую верующие называют словом «искушения», усиливается. Подобно тому, как дьявол искушал Христа во время сорокадневного поста в пустыне, он искушает и каждого из нас. И чем значительней наша попытка двигаться по направлению ко Господу, тем сильнее эти искушения: враг рода человеческого активно противится нашему спасении. Своих сил для победы в этой невидимой брани недостаточно. Только действие Благодати Божьей может утишить бури, поднимающиеся в душе постящегося. А значит, надо молиться, надо чаще прибегать к благодатной помощи Таинств Церкви — Исповеди, Причастию.

Рождественский пост, начинающийся 28 ноября и заканчивающийся 6 января, накануне праздника Рождества Христова, в Рождественский Сочельник, установлен для того, чтобы мы смогли встретить пришедшего в наш мир Христа с чистым сердцем. Это долгий путь, возвращение к себе истинным.

Задайте Марии Городовой вопрос, касающийся Рождественского поста:

ДЕМОНОЛО́ГИЯ, учение о злых духах. В монотеистических религиях, в том числе в иудаизме, демоны, или злые духи, могут выполнять роль слуг или посланцев единого Бога (в чем демонология смыкается с учением об ангелах), осуществляющих миссию введения человека во грех либо наказания согрешившего.

В Библии, в отличие от современного ей языческого политеизма, демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни и т. п. ниспосылаются Богом, который может при этом пользоваться находящимися под его властью ангелами или духами. Так, например, возмущавший Саула злой дух был «злой дух от Господа» (I Сам. 16:14). Поэтому идея магии, преследующей цель отпугивания или изгнания злых демонов, враждебна теологической доктрине Библии. Уже в книге Завета, наиболее древнем своде законов, содержащемся в Библии, приводится заповедь «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:17; ср. Втор. 18:10–12). Библия требовала искоренения всяких попыток общения с демонами; Саул, например, изгнал «волшебников и гадателей» из страны (I Сам. 28:3). Народные представления о демонах в библейский период во многом сходны с представлениями, распространенными у других народов, в частности у народов Ближнего Востока: демоны мыслятся обитающими в пустынях и в развалинах (Лев. 16:10; Ис. 13:21; 34:14), они смущают дух человека, вводят его в заблуждение и т. п. (I Сам. 16:15; I Ц. 22:22–23). Существенно, однако, что демоны всегда посылаются Богом. Среди упоминаемых в библейской литературе демонов — иноземные божества, называемые шедим — слово, обычно переводимое как `демоны` или `дьяволы`, и родственное аккадскому sedu — `демон` (Втор. 32:17; Пс. 106:37); се‘ирим, или `волосатые демоны`, обитавшие в развалинах (Лев. 17:7; II Хр. 11:15); первоначально ханаанские божества Решеф (Втор. 32:24; Пс. 78:48) и Мавет (`смерть`; Ис. 28:15, 18; Иер. 9:20); Девер (`мор`; Хав. 3:5; Пс. 91:6) — демонический спутник Бога в войне; Лилит и Азазел.

Литература периода Второго храма, включая рукописи Мертвого моря (см. Мёртвого моря свитки), трактующая вопросы демонологии, обнаруживает существование новой, сравнительно с предшествующим периодом, дуалистической тенденции (см. Дуализм): по меньшей мере, в определенных течениях иудаизма (например, у ессеев) демоны начинают рассматриваться в качестве существ, правящих силами зла и лжи. Предводителем сил зла выступает владыка демонов, называемых Блия‘ал, Мастема или Сатан (см. Сатана). В этот период демоны мыслятся не столько как причиняющие телесные и психические страдания, сколько в качестве злых искусителей. Демонологические представления этого периода оказали влияние на формирование демонологии Нового завета.

В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев. Иерусалимский Талмуд фактически свободен от демонологии; в нем упоминаются лишь три вида демонов: маззиким (вредоносные духи), шедим и рухот. В то же время амораи Вавилонского Талмуда весьма часто упоминают о демонах (очевидно, под влиянием веры в демонов, широко распространенной в Вавилонии). В Талмуде в основном фигурируют злые демоны; они окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях и на крышах домов; демоны невидимы, весьма многочисленны и причиняют людям всевозможные неприятности; их царь — Асмодей, согласно другой аггаде — Самаэль (ангел смерти), убивающий людей смертоносным ядом (сам ха-мавет). Он именуется также главой дьяволов (рош-станим). Царица демонов Аграт бат Махалат, иногда отождествляемая с Лилит, носится по воздуху в колеснице в сопровождении десяти тыс. вредоносных демонов. В Талмуде и мидрашах часто упоминается демон Кетев Мерири, имя которого встречается еще в Библии (Втор. 32:24). Он вредит человеку в определенные часы суток и особенно опасен в период между 17 таммуза и 9 ава. В остальное время его функции исполняет другой демон. Народная фантазия наделяла этих демонов весьма конкретными чертами.

В Талмуде и мидрашах содержатся рассказы о том, как царь Соломон пользовался услугами демонов обоего пола при строительстве Храма (Гит. 68б). Демоны приносили Соломону из Индии воду, с помощью которой он выращивал растения, невиданные в Эрец-Исраэль (Мидраш Кохелет Р. 2:7). Защитой от демонов служило изучение Писания. Особая защитная сила приписывалась псалму 91. Согласно преданию, его читал Моисей во время восхождения на гору Синай. Мидраш рекомендует читать этот псалом, «ибо весь мир полон злых духов и маззиким» (Танх. Мишпатим 19). Толкование этого псалма в мидрашах содержит обширные сведения по демонологии талмудической эпохи (например, Мид. Пс. 91; Танх. Мишпатим 19; Чис. Р. 12:3–4). Талмуд уподобляет действие, совершенное под давлением силы, дьявольскому принуждению (РхШ. 28а), что свидетельствует о признании власти демонов над человеком и бессилии перед нею человеческой воли. Несмотря на обширный материал, рассеянный по Талмуду и мидрашам, демонология в талмудической литературе не несет на себе признаков какой-либо систематизации, хотя отдельным демонам и приписываются определенные функции. Все комментаторы и кодификаторы Талмуда принимали веру в демонов; единственным, кто отвергал демонологию, был Маймонид.

Демонология каббалы характеризуется как использованием всех демонологических мотивов, присутствующих в Талмуде и мидрашах, так и введением новых элементов, основные из которых: попытка систематизации демонологии для приведения ее в соответствие с каббалистической доктриной; введение в демонологию новых мотивов, почерпнутых из нееврейских источников, в основном из средневековой арабской и христианской демонологии и из германского и славянского фольклора. Идеи ранних испанских каббалистов, в частности Нахманида, оказали влияние на всю последующую еврейскую литературу, трактующую проблемы демонологии. Согласно испанским каббалистам, демоны созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (воды, земли, огня и воздуха), а только из двух — огня и воздуха, и по этой причине они недоступны человеческому восприятию; тем не менее демоны подчинены законам природы: они умирают и разлагаются, как и все смертное. По Нахманиду, демоны принадлежат к роду Самаэля, который является душою планеты Марс, тогда как Исав (символ христиан) — его подданный среди народов. Каббалисты Кастилии связывают существование демонов с последней из десяти ступеней «левой стороны», то есть изнанки Божественной эманации.

Книга Зохар, однако, следуя талмудической легенде, возводит происхождение демонов к союзу между людьми и демоническими силами. Некоторые демоны, например Лилит, были созданы Богом в первые шесть дней творения в качестве бестелесных душ; они стремились обрести телесный облик, сожительствуя с людьми, — сначала с Адамом, а затем с его потомками. Рожденные от такого сожительства демоны также стремятся к сожительству с людьми. Сексуальный аспект отношений между людьми и демонами занимает видное место в Зохаре, равно как и в ряде более поздних каббалистических сочинений; описания демонов в этих сочинениях обнаруживают разительное сходство с суккубами и инкубами христианской демонологии. Согласно книге Зохар, души порочных людей после смерти становятся злыми духами (маззиким). Вместе с тем существуют и добрые демоны, готовые помогать людям; эти демоны находятся под властью Асмодея, признают Тору и считаются «еврейскими демонами». Другие демонологические системы, связанные с испанской каббалой, ставят во главе демонов трех царей: Халаму, Самаэля и Кафкафуни. Эти демонологические системы, как правило, содержат списки ангелов и демонов, ответственных за ночные часы семи дней недели, либо демонологическую интерпретацию некоторых болезней, например эпилепсии. Эти системы не всегда обнаруживают связь с каббалистической демонологией, и некоторые из них, вероятно, предшествуют ей.

Среди евреев Северной Африки и Ближнего Востока было распространено смешение элементов каббалистической и арабской демонологии. Демонологические представления ашкеназов отражены в писаниях Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида и его учеников. О распространении занятий магией в некоторых кругах ашкеназского еврейства свидетельствует Нахманид. Ма‘асе-бух содержит подробные сведения о демонологических представлениях евреев-ашкеназов в эпоху позднего средневековья. Наряду с народными поверьями, в еврейскую демонологию проникли элементы, заимствованные из христианской магической литературы. Подобная каббалистическая система демонологии, относящаяся к периоду изгнания из Испании и приписываемая каббалисту Иосефу Тайтацаку из Салоник (16 в.), изложена в книге «Ха-мал’ах ха-мешив» («Ответствующий ангел»). В этой системе иерархия демонов возглавляется Самаэлем, покровителем Эдома, и покровителем Египта, Амоном, который олицетворяет ислам. Амон фигурирует в многочисленных источниках этого периода.

Хаим Витал утверждал под влиянием европейской демонологии эпохи Возрождения, что демоны созданы всего из одного элемента, а не из двух. Лурианская космическая каббала часто говорит о носителях зла — клиппот (`скорлупа`), которые должны быть приведены к повиновению с помощью соблюдения предписаний Торы; однако она обычно не дает клиппот собственных имен и не отождествляет их с демонами. Такое отождествление имеется в книге Шимшона из Острополя (умер в 1648 г.) «Сефер карнаим» («Книга лучей», 1709) — последнем оригинальном сочинении по каббалистической демонологии.

См. также Диббук, Магия, Монотеизм, Фольклор.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! По канонам Церкви, ангелы демоны с какой стороны у человека — слева, справа? Пробую скульптуру лепить. Сюжет такой: старец в веригах со смирением бредет по полю своею тропкой, а за ним по пятам — добро и зло. Осталось уточнить детали, кто где.

С уважением Юрий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогой Юрий, символически принято считать, что ангел находится с правой стороны, а демон — с левой. При изготовлении скульптуры логично придерживаться этой символики. Что же до реалий духовной жизни, то здесь неуместно буквально воспринимать деление мира по оси человеческого тела. Все гораздо сложнее. Иногда то, что мы воспринимаем как добро, является началом погибельного пути, а иногда внешне неправильный поступок спасает человека от большего зла. Надо вести очень внимательную духовную воцерковленную жизнь, чтобы различать добро и зло.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Dylan Pech

Мы вспомнили семь (красивое и священное число!) игр, основанных на мифах и легендах из Библии, а также апокрифах, которые в священные писания по тем или иным причинам не вошли. Конечно, разработчики стараются поменьше задевать христианство — в нашем не особо толерантном обществе с любой религией шутки плохи. Но совсем другое дело — отдельные христианские мифы: таинственные, многогранные и игроков цепляют на ура.

Dante’s Inferno

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Евангелие от Матфея, 25:41-43

Два года назад ЕА выпустили скандальный клон God of War, по мотивам «Божественной комедии» знаменитого итальянского поэта Данте Алигьери. Совсем не удивительно, что разработчики посвятили свою игру исключительно аду — чистилище и рай показались им чересчур скучными. Ну что там может быть интересного: в чистилище всего лишь рыдающие скупцы и худые чревоугодники, а в раю и вовсе одни влюбленные да монахи с ангелами. Совсем другое дело — ад: обжоры, гниющие под проливным дождем, насильники в котлах с кровью и содомиты под огненным градом, льстецы, плавающие в дерьме… вот это всем сеттингам сеттинг!

В игре ад представляется еще более омерзительным, чем в книге, а сам Данте из поэта превратился в экс-крестоносца с косой наперевес и красным крестом, пришитым на живую нитку прямо к груди. Пройдя весь ад и как следует саданув распятием подлого Люцифера, Данте все же добирается до рая (почему-то минуя чистилище), и на том его история обрывается.

Конечно, настолько вольное переложение очень религиозного труда Данте не могло не вызвать недовольства среди христиан. В июне 2009-го к стенам лос-анджелесского Выставочного центра даже заявились какие-то странные люди из «Группы спасения» и устроили пикет против острой религиозной тематики игры. Правда, потом выяснилось, что пикет был санкционирован самими издателями в рекламных целях. Но не беда — следом на игру накинулись христианские блогеры, усомнившиеся в том, что разработчики вообще читали «Божественную комедию», а телеканал CBS отказался крутить рекламный ролик со слоганом «Go to Hell».

Видеорецензия на Dante’s Inferno

Darksiders

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Откровение Иоанна Богослова 22:11-13

В откровении Иоанна Богослова сказано, что перед вторым пришествием Иисуса, когда все семь священных печатей будут сломаны, случится Апокалипсис — огонь с неба хлынет, мертвые воскреснут и ангелы явят лики свои людям. По версии авторов Darksiders все так и случилось, за исключением одной детали — любоваться ликами ангелов оказалось некому. Черти и слуги небес, наплевав на людей, устроили резню и разрушили человеческую цивилизацию до основания. Впрочем, Апокалипсис сделал легкий фальстарт: седьмая печать не была сорвана, и на Землю спустился только один из всадников апокалипсиса — Война. Предательство? Заговор? А как иначе! Ангелы и демоны без таких штучек жить не могут. Предал всех экс-генерал армии ангелов Абаддон, который в текстах Иоанна описан как повелитель бездны, ведущий за собой полчища саранчи.

Сюжет второй части, которая выходит совсем скоро, будет идти параллельно с первой, а главным героем выступит брат Войны — всадник апокалипсиса Смерть. К чему это приведет, мы уже видели в конце первой части — все всадники воссоединятся и долгожданный Апокалипсис наконец настанет. Ну, если верить Иоанну Богослову, конечно. А раз все четыре всадника таки соберутся, в третьей части Darksiders можно ожидать второго пришествия Христа. Кому он будет проповедовать, правда, немного непонятно — все люди либо бесславно померли, либо превратились в зомби.

«И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним» (Откровение Иоанна Богослова).

The Binding of Isaac

Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

Быт, 22:2

Очередное творение Эдмунда Макмиллена, создателя Super Meat Boy, шума вызвало много. Толстая мамаша, насмотревшись христианского телеканала, услышала божественный глас, который во имя веры велел ей зарезать своего сына, Исаака, кухонным ножом. Правда, компьютерный Исаак в отличие от своего прообраза не согласился стать «агнцем божьим» и нырнул в темный подвал, где обитают все его страхи и просто разные твари.

Параллель с библейской историей Авраама, который беспрекословно хотел зарезать единственного сына, чтобы показать Господу свою любовь, очевидна. Слава, гхм, богу, Бог тогда сжалился над Авраамом и его сыном. А вот как повела бы себя наша сумасбродная мамочка, если бы Исаак не юркнул в подвал, — черт ее знает.

Религиозное содержание игры вызвало много споров: сумасшедшая христианка-мать, библейский Исаак, ползающий по казематам и стреляющий в отвратительных монстров своими слезами, четыре омерзительных всадника Апокалипсиса в роли боссов… В Германии игра получила рейтинг 16+ из-за кощунственного содержания, а Nintendo и вовсе отказалась выпускать игру на портативной консоли Nintendo 3DS. «Как многие думали, причиной отказа стало «сомнительное религиозное содержание» игры, — писал Макмиллен в Twitter. — Слава БОГУ, на свете есть Steam».

► Кто знает, что могло бы случиться с библейским Исааком, если бы он сбежал от своего любящего папочки. Вдруг вот такое?

Христианство головного мозга • Кроме как римлянам, в Catechumen нужно было нести слово Божье еще и всяческим демонам. Впрочем, от перемены врагов геймплей особо не менялся.

Когда-то давным-давно, аж в 2000 году, церковь пыталась играть по-крупному. Однажды Paльф Бэгли, священник какой-то непонятной Цepкви Бoгa вo Xpиcтe, устал поносить игроиндустрию («30–40% игр последней E3 оккультны!» — утверждал он) и образовал студию N’Lightning Software, чтобы нести пиксель праведный на мониторы погрязших во всех смертных грехах игроков. На деньги церкви студия вскоре выпустила боевик Catechumen («Новообращенный»), в котором нужно было священным мечом обращать в христианство грязных римлян, пуляя в них не то святой водой, не то сгущенным божественным прозрением. Римляне карикатурно вскидывали руки к небу, немедленно начинали веровать в единого Бога, а над их головами появлялось божественное свечение. Впрочем, игра получилась настолько ужасной, что даже церкви не понравилась.

• «Зловещие горизонты» были похожи одновременно на все шутеры того времени, вернее на их отражения в кривых зеркалах.

Следующий боевик студии — Ominous Horizons: A Paladin’s Calling («Зловещие горизонты: зов паладина»), был еще безумнее. Некто подлый и в черном капюшоне крадет Библию и преподносит дьяволу. Дьявол в истерике рвет ее на несколько частей и разбрасывает по миру. Ну а нашему герою, конечно же, предстояло все эти куски найти и вернуть. Вместо аптечек в игре были свитки с библейскими писаниями, а с помощью нательных крестов можно было накладывать на героя разномастные полезные баффы. Говорят, церковь еще до конца разработки открестилась от игры и студии Ральфа Бэгли, осознав весь кошмар положения.

С тех пор церковь забанила для себя серьезные видеоигры и больше не спонсировала их производство — только детские и образовательные. Исключение сделала только церковь Швеции для студии Immersive Learnings, которая разработала непонятную пародию на Diablo — Testament («Завет»), которую не то что купить — скачать-то негде.

El Shaddai: Ascension of the Metatron

…и сказали мне: «Енох, писец пpавды! Иди, возвести стpажам неба, котоpые оставили вышнее небо и святые вечные места, и pазвpатились с женами, и постyпили так, как делают сыны человеческие, и взяли себе жен, и погpyзились на земле в великое pазвpащение: они не бyдyт иметь на земле ни миpа, ни пpощение гpехов: ибо они не могyт pадоваться своим детям. Избиение своих любимцев yвидят они, и о погибели своих детей бyдyт воздыхать; и бyдyт yмолять, но милосеpдия и миpа не бyдет для них.

Книга Еноха, Енох 3:3-5

Изначально Книга Еноха была священной, но потом ее почему-то выбросили из канона и нарекли апокрифом. История странная, ведь даже в апостольском послании Иуды на нее есть прямая ссылка. Книгу даже называют псевдоэпиграфической и издревле спорят, насколько правдивы описанные в ней события.

В Книге Еноха описывается, как ангелы, увидев человеческих женщин и оценив их красоту, не удержались и отправились на них жениться. Их дети, вечно голодные нефиллимы, ввергли мир в хаос, и только Енох, избранный Богом, мог вразумить их. Впрочем, Такэяси Саваки, создателя персонажей Devil May Cry и Okami, не очень-то волновал сюжет писания. В его игре-эксперименте, игре — визуально-безумном пиршестве, El Shaddai: Ascension of the Metatron, Енох предстает белокурым юношей в джинсах, а деловой Люцифер общается с Богом по мобильнику. Кроме завязки и основных персонажей (ну и великого потопа в конце), игру с первоисточником мало что связывает. С другой стороны, внешне игра настолько необычна, чтобы не сказать — божественна, что связь все же появляется, но уже на каком-то совершенно другом уровне познания.

Видеорецензия на El Shaddai: Ascension of the Metatron

Painkiller

Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»

Книга пророка Исаии, 14:15-17

Вампиры, баньши, крестоносцы, монахи, адские гончие… для Дэниэла Гарнера все равны. Хороший, плохой… главное — у кого коломет! В Painkiller игроку представлялась возможность самолично отправиться в ад и надрать задницу Люциферу и его военачальникам, одним из которых почему-то выступает древнегреческий бог мщения Аластор. В процессе искоренения сил зла Дэниэлу помогают Ева и Асмодей, от которого, впрочем, ничего хорошего ждать не приходится. Еще бы! В библейской Книге Товита он предстает как развратный царь демонов. В одном из многочисленных продолжений главным врагом выступает еще и Белиал, демон из библейских текстов, по силе и могуществу превосходящий самого Люцифера!

По ходу этой дьявольской пьесы Дэниэл получает в качестве бонуса карты Таро, которые дают герою дополнительные суперспособности. Казалось бы, при чем здесь Таро? А между тем связь есть, хоть и смутная: по одной из легенд, карты Таро произошли из Каббалы, эзотерического культа в иудаизме, а христианство в немалой степени отталкивалось от иудаизма.

► А вот и Люцифер собственной персоной. ► В свое время коломет Дэниэла стал настоящей революцией в шутерах. Больно уж весело было приколачивать исчадий ада к стенам.

Messiah

И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.

Книга пророка Исаии, 2:3-4

Согласно библейским пророчествам, приход Мессии означает конец всех войн, всеобщее благоденствие и счастье, в котором люди смогут наконец-то, не отвлекаясь на кровопролитие, совершенствоваться духовно и познавать Бога. По версии разработчиков из Shiny Entertainment, в нашем далеком будущем все произойдет немного не так.

Никто маслом оливы нашего героя не мазал и Спасителем не называл, в бедолагу просто тыкнули божественным перстом и сказали: «Иди, спасай мир человеческий от грехопадения». Человечество между тем и вправду погрязло в грехе по уши: андроидов на фабриках себе в услужение клепает, с генной инженерией забавляется, да еще секс и насилие всюду…

По христианским учениям, Мессия — это и есть Иисус Христос, однако в нашем случае учить человечество уму-разуму отправился вовсе не он, а херувим Боб в образе ангелоподобного ребенка, который умеет переселяться между человеческими телами. И как бы ни молил ангел Бога забрать его назад на небо с этой гадкой и вонючей Земли, пока Сатана жив и заведует миром человеческим — не видать Бобу небес.

► Очень сложно назвать Боба ангелом. Сколько людей погибло из-за его страсти нырять из одного тела в другое!

Христианство и псевдохристианство

Религиозная подоплека в том или ином виде есть едва ли не в трети всех видеоигр. Разработчики обожают заимствовать имена персонажей, названия каких-то мест или даже целые события из священных писаний. Христианству от игровой индустрии досталось, пожалуй, больше всего.

Истинное христианство можно встретить разве что в глобальных исторических стратегиях. Так, в Civilization Сида Мейера религия — способ разведки и источник экономических бонусов (хотя религии в игре почти ничем друг от друга не отличаются), а в дополнении к третьей части и вовсе появляется специальный юнит — евангелический проповедник, предсказывающий Апокалипсис и деморализующий жителей вражеского города. В Europa Universalis, в соответствии с реалиями эпохи, христианские страны быстрее других исследуют технологии, развиваются и проводят экспансию.

• В глобальной стратегии Crusader Kings («Крестоносцы») за объявление войны за веру язычникам или мусульманам можно было получить очки благочестия и даже оказаться канонизированным.

Однако христианство в чистом виде есть только в исторических играх. Во всех других случаях разработчики обходятся намеками и заимствованиями. Такое псевдохристианство есть, например, в Heroes of Might and Magic, начиная с ангелов как боевых единиц и заканчивая Святым Граалем, который дает бонусы к приросту войск или характеристикам армии.

Серия Diablo едва ли не наполовину слеплена из ошметков христианских и иудаистских мифов. Помимо «великой тройки» Диабло, Мефисто (очевидная аллюзия на фаустовского Мефистофеля) и Баала (вавилонский бог-многостаночник), есть еще, к примеру, первая жена Адама — Лилит, которая в Diablo почему-то предстает дочерью Мефисто. А в третьей части присутствует вполне себе библейский Белиал — могущественный демон, который с легкой руки Blizzard стал всего лишь Повелителем Лжи.

Особенно любят интертекстуальные отсылки к священным писаниям японцы. Так, например, в Silent Hill в качестве одного из божеств, которому поклоняется Орден, выступает библейский ангел смерти Самаэль. Поэтому можно предположить, что Орден отпочковался от христианства как некое сатанинское течение.

• Бог в Сайлент-Хилле выглядит как-то вот так.

В Devil May Cry 3 башня Темен-ни-гру, которую возвел себе Вергилий, явно неспроста напоминает с виду Вавилонскую, которую осмелевшие после Великого потопа люди строили, чтобы добраться до обители Бога. Там же в качестве противников выступают семь смертных грехов во плоти, а в четвертой части DMC кроме боссов вроде Баала и Бериала (одну букву поменять, и получится Белиал) и вовсе приходится сражаться с самим Спасителем, который всем своим видом напоминает христианского Бога.

Правда, ничего из этого и рядом не стояло с тем безумством, что вытворяет ведьма Байонетта из одноименной игры. Большую часть времени она выдирает ангелам перья, пинает каблуком их ангельские задницы и разрывает на куски на дыбе. Слава богу, что про христианство в игре ни слова, и аллюзии остаются только аллюзиями, иначе разработчиков из Platinum Games наверняка предали бы анафеме.

* * *

Вместо заключения скажем, что «Игромания.ру» никак не относится к религии как таковой и не приемлет распрей на эту тему. Однако вот игры на религиозную тематику мы очень любим (как и все прочие игры!) и искренне надеемся, что ни одна из них не задевает чувств истинно верующих людей. Кроме разве что чувства юмора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *