День народного единства что означает

В 1996 году президент России Борис Ельцин подписал Указ «О Дне согласия и примирения». 7 ноября остался праздничным днём, однако суть праздника коренным образом изменилась. Этот праздник должен был стать днём отказа от противостояния, днём примирения и единения различных слоёв российского общества. 1997 год – год 80-летия революции – был объявлен годом согласия и примирения.

В 2004 году президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации». Данный закон устанавливал новый праздник 4 ноября – День народного единства. Документ вступил в силу в 2005 году.

Это день памяти и благодарности людям, которые защищали нашу страну от нашествий завоевателей. Это определение праздника означает, что только в народном единении, то есть объединении, состоит могущество нашей страны.

День народного единства в нашей стране стали отмечать сравнительно недавно, однако посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени (1584-1613 гг.).

После смерти царя Ивана IV Грозного в 1984 году на престол взошёл его наследник Фёдор Иоаннович, который проявлял большого интереса к государственным делам. Царь Фёдор наследников не имел, а единственный его преемник, царевич Дмитрий, погиб в Угличе в детском возрасте. В 1598 году Фёдор Иоаннович умер и царская династия Рюриковичей на нём закончилась. После этого в стране наступил период Смутного времени. Он продолжался около 15 лет. Смута была временем появления самозванцев, правления бояр, страшного голода и войны с поляками. В 1612 году 4 ноября ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского одержало победу над польскими интервентами и освободило Москву. В 1613 году на Земском соборе был выбран новый царь – Михаил Романов. Таким образом закончился государственный кризис и период Смуты. В честь победы над поляками день 4 ноября стал Днём Казанской иконы Божьей матери. По преданию, первым в Китай-город вошёл князь Дмитрий Пожарский с иконой Казанской Божьей Матери в руках, тогда-то и сложилось поверье, что икона оказала помощь в победе над интервентами. После этих событий эта икона пользовалась с большими почестями, и князь Дмитрий Пожарский построил в ее честь деревянную церковь на Красной Площади. Но случился пожар, церковь сгорела, и на этом месте был возведен каменный Казанский Собор.

Царь Алексей Михайлович назначил дату дня Казанской Богоматери – 4 ноября. Его праздновали каждый год до Октябрьской революции 1917 года. В СССР отмечался праздник 7 ноября – День Октябрьской революции. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года (7–8 ноября по новому стилю) в ходе вооружённого восстания большевики захватили Зимний дворец, арестовали членов Временного правительства и провозгласили власть Советов. В Советском Союзе 7 и 8 ноября были нерабочими днями. 7 ноября на Красной площади проходили военные парады, по всей стране устраивались праздничные демонстрации.

4 ноября 2017 года Архивная служба РСО-Алания примет участие в праздничных торжествах и представит историко-документальную выставку из 6 стендов: От крепости к городу, Российские императоры во Владикавказе, Герои Советского Союза, Этнический состав г. Владикавказа, В семье единой, Владикавказ – город воинской славы

Каждый второй россиянин ассоциирует День народного единства — 4 ноября — с обычным выходным днем. Об этом говорят результаты опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru по запросу «Известий».

Опрос провели с 22 по 24 октября в 278 населенных пунктах во всех округах страны. В нем приняли участие 1600 представителей экономически активного населения.

Оказалось, что лишь 16% респондентов воспринимают 4 ноября в качестве официального государственного праздника. 5% опрошенных прямо заявили, что День народного единства для них — не праздник.

Еще 3% предпочли 4 ноября упраздненный в России День Октябрьской социалистической революции.

Личные и семейные праздники, такие как как дни рождения, годовщины знакомства или свадьбы, выпали на этот день у 3% участников опроса.

Где отпразднуют День народного единства

Большинство россиян проведут День народного единства дома в кругу семьи — 59%. Гулять по городу или участвовать в демонстрации запланировали 5% опрошенных.

По 3% опрошенных проведут праздничный день на природе или в путешествии. По 2% — на даче или в гостях.

Однако 12% респондентов будут 4 ноября работать. Присоединить к выходному отпуска и отгулы пожелали в этом году 15% опрошенных. В 2016 году таких людей было 11%.

В свою очередь опрос Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) показал, что почти 70% россиян считают, что отмечать праздник важно. При этом половина из них уверена, что этот он способствует сплочению.

День народного единства отмечается в России ежегодно 4 ноября начиная с 2005 года. Этот праздник установлен в честь событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

День народного единства в новой России как государственный праздник отмечается с 2005 года. На первый взгляд – это новый праздник. Но на самом деле этот праздник имеет очень глубокие историко-патриотические корни. А любители истории знают, что этот праздник неразрывно связан с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.

Народное единство испытывается и наиболее ярко проявляется в общенародных бедствиях, когда встает вопрос – быть ли русскому народу?

Всем знакомо слово кризис. Но далеко не все знают происхождение этого слова. Греческое слово кризис означает суд.

Суд решает в какую сторону склонится чаша весов правосудия. А в медицине – наступит выздоровление человека или нет. Между тем, мы часто употребляем термин кризис с неоправданной легкостью: «экономический кризис», «политический кризис» и другие кризисы, которые, воспринимаются нами скорее как проблемы, то есть как задачи для ума, а не как суд…

Церковное празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, совпадающее с Днем народного единства, в первую очередь напоминает нам о спасении русского народа, о спасении нации, которое совершилось благодаря объединению всех церковно-патриотических сил России. Под предводительством князя Дмитрия Пожарского и нижегородского гражданина Косьмы Минина, движимая призывами Святейшего Патриарха Ермогена, Россия вышла из глубочайшего социального кризиса. Защищая Веру Православную, русские люди защитили независимость и целостность Отечества. Поэтому Казанская икона Божией Матери, с которой ополчение освободило Москву, стала символом освобождения России от Смуты.

Польские интервенты и стоящие на их стороне изменники фактически были побеждены 22 октября 1612 года. (На Западе, с принятием в 1582 году григорианского календаря, в 1612 году это был день 1 ноября). Дальнейшее освобождение России от иноземцев было делом времени. Победа над Смутой совершилась под осенением Казанской иконы Божией Матери именно в этот день – 22 октября. (Теперь по гражданскому календарю этот день приходится на 4 ноября).

А что предшествовало победным событиям 22 октября 1612 года?

В ночь на 22 октября томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому, греку, явился Преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений! Наши молитвы услышаны: суд об отечестве нашем преложен на милость. Заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия – спасена».

Это радостное известие быстро разлетелось по рядам ополчения. Русские воины 22 октября взяли штурмом Китай-город, а вскоре капитулировал и закрывшийся в Кремле польский гарнизон.

Как общероссийский праздник в честь Казанской иконы Божией Матери и в память освобождения Москвы от поляков этот день стал праздноваться в России с середины XVII века (с 1649 года). В 2005 году этот церковно-государственный праздник возродился благодаря инициативе Русской Православной Церкви и Межрелигиозного совета России.

В начале сентября 2004 года произошла страшная трагедия в Беслане. Вскоре на чрезвычайном заседании Межрелигиозного совета России встал важнейший вопрос: что нужно делать для того, чтобы в России вместо лихолетья разрушения наступила эпоха созидания мирной жизни? В процессе обсуждения этого вопроса было выработано общее понимание, что история России началась не с 1917 года. Ей уже более тысячи лет. Между тем, историческая память в XX веке не просто ослабла, но и пострадала. В Российском историческом календаре не оказалось ни одного государственного праздника, который бы напоминал нам об истинном народном единстве в период многовековой истории России до 1917 года. А революция 1917 года, напротив, внесла глубочайшее разделение в народ. Людей стали делить на классы, а классовую борьбу провозгласили главной движущей силой прогрессивного развития человечества.

В 2017 году исполнилось 100 лет февральской революции 1917 года и октябрьского переворота. Было открыто много новых исторических источников, которые неопровержимо свидетельствуют: революция не может примирить народ, она несет только разделения и братоубийство.

День народного единства – это праздник, который не только помогает нам помнить о преодолении Смуты начала XVII века, но призван также содействовать преодолению смутно-либеральных движений нашего времени, под лозунгами «свободы» разрушающих традиционную культуру и духовно-нравственные ценности России.

Пока, к сожалению, в народе нашем нет еще единства в осмыслении праздника День народного единства. Потому что в основе национального, культурного и политического единства может быть только единство в понимании и признании базовых духовно-нравственных ценностей.

Что случилось в 1612 году? Наши мудрые и отважные предки с Божией помощью преодолели смуту душ, смятение умов и не поддались на обещания тех, кто хотел изменить лицо и жизнь Руси Святой.

Вдохновителями этой Победы были священномученик Ермоген, Патриарх Московский, а также монахи-патриоты обители преподобного Сергия Радонежского. Интервенты и изменники смогли захватить Москву, но не смогли покорить Троице-Сергиев монастырь. Шестнадцатимесячная безрезультатная осада показала, что обитель преподобного Сергия – это главная крепость России.

Необходимо время, и День народного единства постепенно всё больше будет входить в жизнь России. Этот праздник встает в ряд таких великих побед нашего Отечества как Куликовская битва, как победа над Наполеоном, как славная победа России в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Многое зависит от того, каким содержанием будет наполняться этот праздник. Всякий раз, празднуя Великую Победу России в исторических битвах и смутах, прежде всего нужно благодарить Бога за эту дарованную Им Победу. Значит празднование Победы – это духовный повод для соборной молитвы.

Во-вторых, нужно благодарно вспоминать тех патриотов России, которые паче иных подвизались для достижения этой Победы. Празднуя День народного единства, мы благодарно вспоминаем священномученика Патриарха Ермогена, а также Косьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

День народного единства должен напоминать нам о необходимости сохранения национального самосознания, о национальной самобытности, без которых не преодолеть печальных разделений в народе. В детях и молодых людях необходимо воспитывать желание быть вместе и самую потребность единства. Одними флеш-мобами народного единства не достигнуть. Флеш-мобы скорее помогают организовывать незаконные протестные движения. Необходимо изучение основ православной культуры и в целом православия, которое имеет особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности культуры.

Слово «диавол» означает «клевнетник» и «разделитель». Приближаясь к Богу, люди приближаются друг к другу. А удаляясь от Бога, удаляются и друг от друга. Так учит преподобный авва Дорофей.

Серьезное изучение родной истории – это также важный шаг в созидании народного единства. Фальсификации отечественной истории прямо направлена на разрушение народного единства. Родную историю можно и нужно изучать и преподавать в национальных интересах. И это совсем не означает «ненаучности». Много ли научности в том, когда замалчиваются или искажаются священные страницы родной истории?

Известно, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские по национальности воины. Этот исторический факт поучителен и для нашего времени. В годы смуты граждане России объединяются не по признаку национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отчеству.

Попытки объединить наш народ на основе западных сомнительных ценностей уже много раз становились причиной тяжелейших национальных трагедий. Поэтому установление государственного праздника День народного единства в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери – это радостное событие. Оно обращает наши взоры к истокам и священным страницам истории – гражданской истории и церковной, которые разделить невозможно.

Духовно-патриотическое объединение живших в начале XVII века наших предков вокруг Русской Православной Церкви, вокруг Минина и Пожарского, было настоящим национальным возрождением. Дай Бог, чтобы с преодолением смутных 90-х годов прошлого века в нашей Богом хранимой стране также наступило духовное и национальное возрождение. Чтобы суд об Отечестве нашем по молитвам всех святых в земле Русской просиявших был преложен на милость.

Методические рекомендации по проведению урока в 8–11-х классах

«Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память.»

В.В. Путин

Учитель отмечает, что учреждение нового праздника День народного единства 4 ноября связан с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов 26–27 октября 1612 г.

Эти события знакомы учащимся из курса истории России. Поэтому при проведении занятия необходимо сосредоточиться на проведении параллелей между историческими событиями и современной историей России.

В основу урока можно положить обсуждение вопросов, позволяющих школьникам высказать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
  2. В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
  3. Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
  4. Почему, как вы думаете, при учреждении нового праздника предпочтение отдано событиям Смутного времени?
  5. Учреждение Дня народного единства было одобрено Русской православной церковью. Почему?

P.S. В каникулы можно предусмотреть экскурсии на Красную площадь, Музей истории Москвы, Троице-Сергиевский монастырь.

Краткая историческая справка

Событиям октября 1612 года предшествовали годы, вошедшие в историю нашей страны как Смутное время. Смерть царя Фёдора Ивановича Романова прервала правящую династию Рюриковичей, и в стране начался период, названный современниками «безгосударствием». Отсутствие «природного» царя, самозванство, гражданская война и интервенция – характерные черты этого времени.

Некоторые историки называют период Смутного времени временем неиспользованных возможностей для России.

Борис Годунов, первый выборный царь в России, прилагал все усилия к тому, чтобы преодолеть разруху, доставшуюся в наследство от царствования Ивана Грозного. В стране развернулось доселе небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Новые укрепления опоясали и Москву. Заботясь об укреплении городов, Годунов стремился облегчить положение посадских людей. С другими государствами он предпочитал вести переговоры, а не войны. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым из российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. Задолго до Петра Первого он выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Но неспособность справиться с последствиями голода начала XVII века не дала династии Годуновых возможности продолжиться на русском престоле.

Венчавшийся 30 июля 1605 г. царским венцом царевич Дмитрий (Лжедмитрий I) представлял собой образ европейского правителя. Но он слишком решительно разрушил образ царя-полубога, за что и был свергнут.

Правление Василия Шуйского – еще одна из неиспользованных возможностей для России. Дело в том, что, вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным. Он торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись» в том, что он никого не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального, если они невиновны. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (В.О. Ключевский).

Начавшаяся гражданская война усилила раскол в обществе. Попытка возвести на престол очередного ставленника Польши Лжедмитрия II («тушинский вор») окончилась неудачей. Началось открытое вторжение польских войск в пределы России (интервенция).

В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. Почти 21 месяц гарнизон и вооружившиеся жители города удерживали Смоленск.

Русские бояре отправили посольство к Сигизмунду III – просить на русский престол его сына, королевича Владислава. В феврале 1610 года был заключен русско-польский договор. В нём повторялась «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского и давались гарантии, что Россия не станет частью Речи Посполитой, сохранит независимость. Шляхте запрещалось занимать административные должности в России. Вызвал разногласия лишь один пункт: фанатичный католик Сигизмунд III не соглашался, чтобы его сын принял православную веру. Если бы Владислав принял православие, то он лишился бы права на польский престол и стал бы просто русским царем иностранного происхождения. В Западной Европе это было привычным явлением. Ведь и сам Сигизмунд III был польским королем шведского происхождения. В российском же государственном устройстве могли укрепиться договорные начала.

17 июля 1610 г. бояре потребовали от В. Шуйского отречения от престола и подтвердили договор о призвании Владислава. Швеция, узнав о низложении царя и о русско-польском договоре, оккупировала северо-западные русские земли. Переговоры о вероисповедании будущего русского царя зашли в тупик. Одновременно обострилась ситуация в Москве. Польский гарнизон, расположившийся в городе, подчинялся наместнику Владислава — Александру Гонсевскому. Сигизмунд III побоялся отпустить в мятежную далекую Москву своего пятнадцатилетнего сына. Гонсевский повел себя как самовластный правитель, не считаясь с русскими обычаями. Он начал раздачу земель сторонникам поляков, конфискуя владения тех, кто не признавал новую власть.

По стране, наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твердой власти, способной навести порядок в государстве. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Первое ополчение

Созыву ополчения способствовал распад Тушинского лагеря Лжедмитрия II. После гибели самозванца в декабре 1610 г. тушинские казаки и дворяне влились в создававшееся ополчение.

В феврале-марте 1611 г. бывшие воеводы Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Суздаля, Владимира и других городов вместе с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар объединились ради единой цели — изгнания поляков из Москвы.

Высшим органом власти в Первом ополчении был Совет всей земли, возглавлявшийся рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и бывшим «боярином» Тушинского вора, безродным казачьим атаманом Иваном Заруцким. Действия руководителей ополчения были нерешительными из-за противоречий между казаками и дворянами.

Первое ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошло решающее сражение, в ходе которого восставшим удалось овладеть Белым городом. Однако поляки подожгли Белый и Земляной город. Благодаря этому им удалось удержать Кремль и Китай-город. В эти дни особо отличился князь Дмитрий Иванович Пожарский, ведший отчаянный бой с поляками на Лубянке, где находился его двор (в этом бою он был ранен).

Стычки с поляками продолжались еще несколько суток. На помощь Сигизмунда им рассчитывать не приходилось — он был озабочен взятием Смоленска, и польский гарнизон вместе с верными полякам московскими боярами засел в осаду.

30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова был принят «Приговор всей земли», носивший ярко выраженный дворянский характер. В соответствии с этим документом казаки не имели права занимать в управленческих органах какие-либо традиционно дворянские должности. Крестьяне и холопы должны были вернуться к своим прежним хозяевам.

«Приговор…» возмутил казачество. П. Ляпунов был приглашен на казачий круг и убит в отместку за смерть 28 казаков, незадолго до этого утопленных дворянами под Москвой. Узнав о гибели своего предводителя, дворяне покинули ополчение. Осаду Москвы продолжили казачьи силы во главе с И. Заруцким и Д. Трубецким.

Распад первого ополчения сопровождался другими неудачами. 3 июня 1611 г. после героической обороны из-за предательства перебежчика пал Смоленск. Сигизмунд III заявлял теперь, что русский трон будет занят не его сыном, а им самим. Это означало, что Россия станет частью Речи Посполитой и перестанет существовать как самостоятельное государство.

16 июля 1611 г. Швеция захватила Новгород. Шведские войска в это время осаждали Псков.

Второе ополчение

Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города не пожалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву. Он убеждал отдать на это святое дело «все злато и серебро и, если надо будет продать имущество, заложить жен и детей своих». Народ без раздумий откликнулся на призыв. Люди нередко жертвовали последним.

Во главе ополчения был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Было создано правительство, названное (как и в Первом ополчении) Советом всей земли. Руководители его – Минин и Пожарский – напряженно готовились к решительному выступлению.

В марте 1612 г. об ополчении уже знали по всей стране. На пути к столице люди радостно встречали ополченцев и присоединялись к ним. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось к Москве через Кострому и Ярославль. В этих крупных богатых городах, сравнительно мало затронутых Смутой, проживало немало служилых и посадских людей, которые влились в ряды ополчения.

В Ярославле формирование правительства завершилось. Были созданы основные приказы – органы управления. Ополчение получило значительные средства за счет обязательного обложения всего населения, церквей и монастырей на пятую часть имущества («пятая деньга»).

На помощь польскому гарнизону двигались войска гетмана Ходкевича с запасами боеприпасов и продовольствия. Но ополчение Минина и Пожарского опередило их – в августе 1612 г. оно подошло к столице и соединилось с остатками Первого ополчения.

Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.

В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищенной юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон. Но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москвы-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.

В этот момент Козьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам переправился на другой берег Москвы-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.

Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем с развёрнутыми знаменами под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.

История праздника «День народного единства»

В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября по старому стилю) ещё отличается и православный праздник Казанской иконы Божией матери, считающейся защитницей Москвы. Освобождение Москвы в 1612 году совпало с этим днем. Со времени восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роду. В Москве был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери два раза в год – в день обретения иконы 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября – с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России.

Правление в период Смутного времени

(начало XVII века)

Борис Годунов (1598–1605)

Федор Борисович (апрель-май 1605)

Лжедмитрий I (1605–1606)

Василий Шуйский (1606–1610)

Лжедмитрий II (1608–1610)

Владислав (польский королевич) (1610–1612 – правила «семибоярщина»)

Термины и понятия

Смутное время (1598–1613) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета.

Ополчение – военное формирование во время войны, созданное в помощь регулярной армии.

Национальное самосознание – осознание народом своей роли в истории страны.

И. В. Гусенко

4 ноября 2013 г.

Цель урока – способствовать:

  • воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  • развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
  • пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
  • развитию у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Обеспечение урока:

  • Историческая карта «Россия в XVII веке» со схемой-вставкой «Освобождение Москвы 26 октября 1612 г.»;
  • Гимн России;
  • иллюстрации к уроку (см. презентацию);
  • книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица»;
  • музыкальное произведение – хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки;
  • фрагменты компьютерных программ.

День народного единства посвящен освобождению Москвы от польских интервентов 26–27 октября 1612 г. (по старому стилю) Вторым ополчением под руководством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского.

Методические рекомендации по проведению урока в начальной школе

При проведении урока необходимо учитывать, что ребята ещё мало знакомы с отечественной историей. Поэтому на первый план выдвигается задача познакомить их с событиями Смутного времени, пояснить, почему день освобождения Москвы в 1612 г. стал официальным праздником – Днём народного единства.

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён новому празднику, который будет отмечаться в нашей стране 4 ноября. Что это за день? Чему он посвящён? Найти ответы на эти вопросы – задача нашего урока.

На календаре мы с вами видим даты, отмеченные красным цветом. Это даты, которые празднуют в России. Скажите, пожалуйста, а какие праздники вы отмечаете вместе с родителями? Каждый этих праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой. 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Подумайте, как можно объяснить слово «единство»? (объединение) Значит, праздник связан с событием, в котором проявилось единство всех граждан страны. Когда объединение всех граждан страны? Почему?

Справка: В русской истории были периоды, когда объединение людей позволяло избавить страну от нависшей над ней опасности. Так было, когда великий князь Дмитрий Донской собрал объединённое русское войско и выступил против полчищ хана Мамая на Куликовом поле, когда весь народ объединился против войск французского императора Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а также во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

В истории России, в XVII веке, был период, названный Смутным временем. События, связанные с ним, и дали начало новому празднику. Посмотрите на картину «Смутное время» (см. презентацию). Какое впечатление производит на вас изображённое на картине событие? Кто на ней изображён?

Вы видите людей в иноземном платье. Это захватчики из Польши, которые пришли в Россию, чтобы захватить власть в стране, распространить чуждую для России религию – католическую. Опасность, нависшая над страной, была велика. В 1611 г. интервенты вошли в Москву, столицу России.

Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):

Как захватчики Кремля дожидались короля

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги.

Полковник Струсь – кремлевский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждет,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт,

Придёт, займёт московский трон,

И Польшей станет Русь.

Кремль укрепить со всех сторон

Велит полковник Струсь.

Правительство, не справлялось с ситуацией в стране. И тогда за дело освобождения страны взялись сами граждане России. В Нижнем Новгороде было созвано ополчение – народное войско, средства на которое собирали сами жители города, а потом в сбор средств включились и другие русские города. Организатором ополчения стал нижегородский купец Козьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский.

Скажите, кому знакомы эти имена? Где вы с ними встречались? Бывали ли вы на Красной площади? Кто изображен на памятнике, стоящем возле храма Василия Блаженного? (учитель показывает изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину – см. презентацию).

В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен самый первый в России скульптурный памятник. Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Посмотрите на картину «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г.» (см. презентацию). Что на ней изображено? Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):

Быль о Минине-купце и бойце

От москвичей призыв идёт,

Идёт призыв до волжских вод.

Идёт, всю землю охватив.

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика —

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизней не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра,

Заложим жен своих, детей!

Пришла пора!»

По мере следования к Москве через крупные русские города (карта – см. презентацию), ополчение пополнялось людьми и средствами. В конце июля – начале августа 1612 года ополчение подошло к Москве. После длительной осады поляки, засевшие в Кремле, капитулировали. 27 октября 1612 года столица государства Российского была освобождена. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

27 октября – дата по старому стилю календаря. В нашем календаре она приходится на 4 ноября. Поэтому и праздник в память об этом событии учреждён в этот день.

Как вы думаете, почему удалось освободить Москву? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

День народного единства в России отмечают совсем недавно. В 1612 году ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского дало отпор вторгшимся польским войскам. В трудную минуту произошло единение народа – не первый и не последний раз в нашей истории. О том, какие уроки наша страна вынесла из событий тех лет, «Комсомолке» рассказал научный директор «Российского Военно-Исторического общества» Михаил Мягков.

— Как вы думаете, зачем нам нужно отмечать День народного единства?

— Он обозначает освобождение Москвы от иностранных захватчиков. В стране было сложное время, нам грозило полное уничтожение государства. Но произошло единение нашей державы перед лицом опасности. День народного единства показывает, что у народа всегда находятся силы и духовные, и материальные для того, чтобы переломить ситуацию и выйти на путь избавления от трагедий. Конечно, к этому празднику мы еще не совсем привыкли. Однако в сегодняшнее непростое время, он для нас особенно важен. Думаю, люди скоро поймут его значение. Здесь особенно значимо историческое посвящение. Если люди усвоят его суть, то этот день станет не менее любимым праздником, чем 7-ое ноября у старшего поколения.

— Вы думаете, сейчас еще не до конца понимают его суть и смысл?

— Я думаю, нет. У народа и сложилось такое мнение, что заменили 7-ое на 4-ое ноября. Но этот день имеет глубокие исторические корни. 4-ое ноября еще во времена царя Алексея Михайловича был праздником Казанской Божией матери. При нём было постановление о праздновании в этот день избавления от Смутного времени. Страна находилась в хаосе. И здесь нашлись силы, которые позволили объединить страну именно на основе единства. С каким праздником можно сравнить? День Победы над фашисткой Германией. Только так. Для нас 9 мая – святой день. Но когда наше государство могло просто исчезнуть с карт Европы, полностью раздробиться по национальным и территориальным окраинам, а каждый город имел бы собственную судьбу, мы нашли в себе силы объединиться и предотвратить этот процесс. Что может быть более великим, чем сохранить страну, державу и народ.

— Этот праздник в России вновь стали отмечать в 2005-м году. Почему именно тогда приняли решение?

— Смутное время в СССР характеризовалось больше как «крестьянская война», где был направлен один социальный класс на другой. И понятие, что в 17 веке происходил тяжелейший, глубочайший кризис системы, отягощенный иностранной интервенцией, — не было популярно в Советском Союзе. У нас сейчас другие времена. Мы возвращаемся к прежним истокам. Этот не новый взгляд на события тех лет. Это возвращение к той исторической оценке, которая была раньше. Причиной стало то, что в 90-е годы у нас страна находилась на гране, может не полного, но видимого разрушения. Были и конфликты на национальных окраинах, и попытки сепаратизма. И невольно и правительство, и простые люди стали вспоминать исторические примеры. Подобное было в Смутное время. Тогда выход нашли. Это попытка научиться на каких-то исторических примерах. Сейчас это во многом помогает нам строить новое государство.

— Михаил Юрьевич, а какой праздник ближе нашей стране – 7 или 4 ноября?

— Для людей старшего поколения, особенно для ветеранов войны, думаю, ближе праздник7-го ноября. Он ассоциируется и с революцией, и со знаменитым парадом на Красной площади в 1941-м году. Это был моральный перелом в битве за Москву. Такое событие в умах людей перевернуло ситуацию и заставило поверить в Победу. Для молодого поколения, которое сегодня вступает в жизнь, ближе День народного единства. Молодёжь про него больше слышит, чем про революцию.

— Сегодня в Москве в честь Дня народного единства открыли памятник князю Владимиру. Почему из всех русских правителей выбрали именно его?

— Здесь тоже глубокий символический смысл. Его княжение его в Киеве имело для Руси эпохальное историческое значение. Если первые князья очертили только территориальное ядро древнерусского государства, то князь Владимир собрал под руку Киева все земли, заселенные восточными славянами. Древнерусское государство изначально строилось как многонациональное. И из восточно-славянских племен стала формироваться русская народность. Князь Владимир принял на Руси христианство. Он занимался единением народа. Очень символично, что праздник единства как раз пришелся на установление ему памятника в Москве. Кроме того, это повод задуматься, что братские народы, украинский, белорусский, русский – они идут от одного корня. И как бы нас сегодня ни разделяли, все равно, русский мир простирается и на Россию современную, и на Украину, и на Беларусь, и, конечно же, на все народы, живущие в нашей стране, какой бы национальности они ни были.

День народного единства россияне празднуют 4 ноября. И это неслучайно, ведь ровно 407 лет назад российское войско освободило Москву от польских интервентов.

«4 ноября 1612 года воины ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», — писали авторы законопроекта о назначении праздника.

Появление

Большинство молодых россиян заявили о важности Дня народного единства

Победа имела огромное значение для государства: она положила конец Смуте на Руси и привела к власти династию Романовых. В 1613 году Михаил Федорович учредил в честь нее День очищения Москвы от польских интервентов.

Спустя 36 лет его сын Алексей Михайлович объявил его церковно-государственным праздником. В церковный календарь он вошел как празднование в честь Казанской иконы Божией матери — покровительницы ополченцев.

В советское время историческое событие не почитали, а отмечали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции, впоследствии переименованный в День согласия и примирения.

В 2004 году депутаты решили перенести его на 4 ноября, а Межрелигиозный совет России предложил отмечать его как День народного единства. В Госдуме идею поддержали, и с 2005 года дата отмечается в России.

Значимость

В этот день россияне вспоминают подвиг разных людей, сплотившихся в единое целое перед лицом общей опасности, считал Патриарх Алексий II.

Меры безопасности усилят 4 ноября в Подмосковье

«Этот день напоминает нам, как россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — говорил он.

В 2008 году на посту президента Дмитрий Медведев отмечал, что во время экономических, политических и военных испытаний сплоченность населения особенно важна для государства.

«Такое единство является целью развития страны. Оно особенно необходимо в период, когда государство и общество проходят через горнила трудностей», — передавало его слова РИА «Новости».

Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, почти 70% наших соотечественников считают важным отмечать этот праздник. По их словам, он объединяет людей, помогает воспитывать чувство патриотизма и помнить историю.

В этот день

В православных храмах проходят торжественные богослужения и Крестные ходы в честь иконы Казанской Божией матери. В последние годы во многих российских городах в этот день открывают исторические памятники и проводят концерты. А россияне проводят патриотические марши и народные шествия.

4 ноября президент России возлагает цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. Кроме того, обычно глава государства проводит прием, где поздравляет россиян и награждает тех, кто внес вклад в популяризацию и сохранение русских языка и культуры за границей.

РИАМО — 4 ноя. В понедельник Россия отметит День народного единства, в честь праздника по всей стране, в том числе и в Москве и Подмосковье, пройдут праздничные и торжественные мероприятия.

День народного единства отмечают 4 ноября. Этот праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Так, в микрорайоне Новая Трехгорка Одинцовского городского округа состоится яркое масштабное событие «Подмосковье объединяет», в рамках которого подготовили множество разнообразных и интересных мероприятий.

На площадке праздника будут представлены основные направления, интерес к которым объединяет людей по всему миру, вне зависимости от страны проживания и национальности – это забота об экологии, спорт и здоровый образ жизни, музыка и национальное единство, встречи с известными людьми. Начало мероприятия в 12:00, вход свободный.

На основной сцене праздника «Подмосковье объединяет» пройдут выступления музыкальных коллективов, игры и викторины. В тематической зоне «Музыка» посетителей ждет необычный музыкальный перформанс: скрипачки на крыше и пианист на фургоне автомобиля.

В зоне «Национальное единство» пройдут выставки, мастер-классы, игры и выступления национальных коллективов. Незабываемые впечатления от «эффекта присутствия» в Открытом космосе получат посетители мобильного планетария, расположенного в зоне «Космос».

В зоне «Экология» жители микрорайона и гости праздника смогут поучаствовать в экологической акции: сдать в утилизацию шины, ненужные вещи, макулатуру, батарейки и бытовую техники, и тем самым внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Все участники акции получат поощрительные призы.

В зоне «Литература» пройдет книгообмен, декламация известных литературных произведений, а также любой желающий сможет подойти к открытому микрофону и прочитать отрывок любимого автора. В зоне «Спорт» можно размяться в интерактивной зоне бокса или поучаствовать в спортивном квесте-марафоне. Победителей ждут призы.

В рамках тематического направления «Встречи с интересными людьми» в 13:00 все желающие смогут пообщаться с летчиком-космонавтом Максимом Сураевым, олимпийским чемпионом Александром Легковым и телеведущей Оксаной Пушкиной.

В 14:00 в здании школы №17 на вопросы собравшихся ответит заслуженный артист РФ Алексей Огурцов. Эксклюзивный гость мероприятия – заслуженный артист РСФСР Азарий Плисецкий ответит на вопросы из зала, а самым активным участникам подарит книгу со своим автографом. Встреча состоится в 13:30 в здании школы №17.

Кроме этого, в Москве продолжит работу фестиваль «День народного единства», а также празднества развернутся в 21 столичном парке.

Например, в «Зарядье» пройдут мастер-классы по созданию открыток в технике «аппликация» и «квиллинг», организуют эстафеты и лекции. В парке Горького можно будет принять участие в бесплатной экскурсии, приуроченной к празднованию Дня народного единства. На других площадках гостей также ожидают многочисленные квесты, соревнования, викторины и, конечно же, концерты.

Мероприятия пройдут в парках «Эрмитаж» и «Зарядье», парках культуры и отдыха «Фили», «Сокольники», «Лианозовский», «Кузьминки», «Бабушкинский», «Перовский» и «Красная Пресня», в парке Горького, Гончаровском и по улице Ангарской. Также площадки разместятся в усадьбе «Воронцово», Сиреневом саду, Измайловском парке, МПК «Северное Тушино», на Поклонной горе, в саду имени Баумана, на Ходынском поле и Красногвардейских прудах, а также в детском парке имени Прямикова.

Также в Москве будет изменены маршруты нескольких автобусов и ограничено движение. Так, на улице Перерва полностью перекроют движение на участке от дома 62, корпус 3 до памятника «Солдату Отечества» (Люблинская улица, дом 157).

Также с 06:00 и до окончания основных мероприятий автобусы М1, М2, М3, М6, М27 и автобус №144 при следовании к станции метро «Китай-город» будут проезжать мимо остановки «Метро «Библиотека имени Ленина».

В районе Марьино автобусы изменят маршрут из-за праздничного шествия и митинга. В частности, с 10:20 автобусы №112э будут двигаться от станции метро «Братиславская» в обоих направлениях по Мячковскому бульвару и Новомарьинской улице, а далее по Белореченской улице своим маршрутом.

С 10:30 такой же маршрут объезда вводится для автобусов №№ 10, 30 и 625. По Новомарьинской улице и Мячковскому бульвару также поедут автобусы №55 — на участке маршрута между станциями метро «Марьино» и «Братиславская» и №749 — от «Братиславской» в обоих направлениях.

Автобусы №657 будут следовать по улице Перерве, Люблинской улице и улице Верхние Поля, а автобусы №62 — по Новомарьинской улице. Изменится также маршрут автобуса №713. Посадка в автобусы №№ 10, 30, 55, 112э, 625, 749 у станции метро «Братиславская» на Мячковском бульваре будет производиться на остановке автобуса №№ 55.

Также в районе Щукино состоятся массовые мероприятия в честь Дня народного единства. Из-за праздничного шествия и митинга 4 ноября с 10:00 изменятся маршруты некоторых автобусов.

В частности, автобусы №39 поедут в сторону центра по улице Берзарина до улицы Народного Ополчения (без заезда на улицы Расплетина и Маршала Бирюзова), а далее своим маршрутом. А в обратном направлении после станции Панфиловская МЦК маршрут пройдет по улицам Народного Ополчения, Маршала Вершинина и Расплетина (без заезда на улицу Маршала Бирюзова).

Над центральной площадью Кургана, залитой ярким солнечным светом, звучит гимн Российской Федерации – так начинается обширная праздничная программа «Вместе мы едины», посвященная Дню народного единства 4 ноября.

На площадке перед кинотеатром «Россия» собралось более трех тысяч жителей областного центра, пришедших на праздник с детьми. Обращаясь ко всем присутствующим, Губернатор Курганской области Вадим Шумков отметил, что наша страна совсем недавно пережила трудные годы, связанные с ее государственным становлением и укреплением авторитета. И сейчас стоят серьезные задачи по укреплению экономики, в том числе в Курганской области.

«Чтобы преодолеть все это, нам и нужно единство. Единство в труде и наведении порядка. Единство в стремлении без критиканства, болтовни каждый день делать свою работу так, чтобы помноженная на тысячи работ других людей – наших земляков, соратников она давала всходы развития и преодоление распада и разложения. Эту работу за нас не сделает никто. Потому что это наша земля. Нам ее поднимать и обустраивать. Но единство не бывает без справедливости. Не уравниловки, а именно справедливости. Когда власть справедлива, в первую очередь сама, распространяет эту справедливость как всеобщую высшую ценность, на которую должны опираться и остальные. Я пришел, дорогие земляки, чтобы служить вам, чтобы защищать вас и ваши интересы», — сказал Вадим Шумков.

Курганцев также поздравили с Днем народного единства глава областного центра – Андрей Потапов и председатель Совета Ассамблеи народов Зауралья Владимир Уфимцев.

Для гостей праздника на центральной площади работает ярмарка народных промыслов «Рукотворный Курган», на которой можно познакомиться и купить изделия наших земляков, занимающихся декоративно-прикладным искусством. Все желающие смогли поучаствовать в понравившимся курганцам семикруговом хороводе «Дружбы».

Вечером, в 18.00, при поддержке Правительства Курганской области, регионального Управления культуры и Центра народного творчества и кино состоится открытый кинопоказ в рамках проекта OPEN AIR CINEMA на паркинге возле ТЦ «Пушкинский». На стационарном экране, не выходя из автомобилей, курганцы смогут посмотреть фильм «Белое солнце пустыни». Партнером проведения кинопоказа выступила компания «ПромоГрупп».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *