Дети Дмитрия Быкова

Биография Дмитрия Быкова

Дмитрий Львович Быков – российский писатель, поэт, журналист, радио- и телеведущий, преподаватель. Биограф знаменитых российских писателей и поэтов. Оппозиционер, автор стихотворений для громких литературных медиапроектов. Человек сотни талантов – Дмитрий Быков

Детство

Дмитрий Быков родился в интеллигентной московской семье. Его мама, Наталья Иосифовна Быкова, преподавала русский язык и литературу в школе. Отец, Лев Иосифович Зильбельтруд, – врач-отоларинголог со степенью кандидата медицинских наук. Брак родителей Дмитрия не сложился, и после развода Наталья Иосифовна растила сына одна. Молодой Дмитрий Быков во время службы в ВМФ Дмитрий хорошо учился, и в 1984 году окончил школу с золотой медалью, после чего без проблем поступил на престижный факультет журналистики МГУ, но закончить университет не успел – был призван на военную службу в 1987 году. Отслужив, Быков продолжил обучение в МГУ и в 1991 году выпустился с красным дипломом.

Лекция для детей (10+) и их родителей.

Литература тайно управляет миром», – считает Дмитрий Быков – поэт, писатель, журналист, лектор, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, лауреат множества литературных премий, преподаватель русского языка и литературы в школе. Дмитрий Львович Быков — автор десятков книг, сборников стихов и статей.

«— «Алиса в Стране чудес» — самая таинственная сказка в мировой литературе. Она считается детской, детской абсолютно не будучи. Считается весёлой, будучи чрезвычайно мрачной.

Я помню, когда я прочёл её в детстве, то был страшно разочарован. Передо мной был какой-то тяжёлый мрачный сон, притом очень викторианский сон. И только дожив до кэрролловских лет, до того возраста, в котором он эту сказку сымпровизировал, я начал понимать, каким огромным давлением, тяжёлыми переживаниями и каким мужественным духом она была продиктована. Это сказка очень печального, очень загнанного одинокого человека. И, думаю, ребёнку она понятнее. А вместе с родителями можно издеваться над тем, как колода карт пытается управлять человеческой жизнью. В любом случае «Алиса в Стране чудес» — это одна из немногих книг, способная объединить взрослых и детей. О том, что хотел сказать Кэрролл в «Алисе», как её читать и как правильно понимать, мы поговорим, а точнее поспорим, в очередной лекции про взрослых и детей».

После лекции Дмитрий Львович ответит на все ваши вопросы. Будет проведена автограф-сессия.

Журналистская деятельность

В 1985 году Дмитрий Быков стал обозревателем в советском еженедельнике «Собеседник». В 90-ые годы он сотрудничал с большим количеством печатных изданий Москвы: «Вечерний клуб», «Огонек», «Семь дней», «Столица» и другие. Дмитрий Быков и Алексей Дидуров – журналист, бард, поэт В 2000 году журналист получил должность креативного редактора «Собеседника». С конца 2002 по июнь 2003 года он был заместителем главного редактора газеты «Консерватор», затем стал редактором отдела «Культура», а позднее – отдела «Общество» в журнале «Огонек». С 2007 года – обозреватель журнала «Русская жизнь». В 2010 году Дмитрий Быков был награжден премией Союза журналистов «Золотое перо России». Дмитрий Быков: «Куда катится мир?»

Преподавательская деятельность

Параллельно с журналистикой Дмитрий Быков увлекался преподаванием: в 90-е годы работал в московской общеобразовательной школе № 1214, затем продолжил деятельность в частных заведениях (школы «Золотое сечение» и «Интеллектуал»), где читал курс истории литературы советской эпохи. А еще Дмитрий Быков написал текст для «Тотального диктанта-2011»

Творчество

Дмитрий Быков – известный прозаик и поэт, автор нового литературного жанра «рифмованная проза». Основные его литературные направления – жизнеописания великих людей (Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Владимира Маяковского), беллетристика и документальная проза. Дмитрий Быков общается с читателями В голодные девяностые Дмитрий Быков написал несколько романов по мотивам популярных западных кинолент под творческим псевдонимом Мэтью Булл. Наиболее известные творения этого периода: «66 дней», «Дикая Орхидея–2», «Харлей и Мальборо». Мэтью Булл – альтер-эго Дмитрия Быкова из 90-ых В библиографии Дмитрия Быкова значатся несколько сборников стихотворений, романов и сказок. Отдельным собранием изданы публицистические труды о культуре, искусстве и политике.
Так, в 2005 году вышел сборник политических памфлетов «Как Путин стал президентом США: новые русские сказки». Сатирическое изложение событий 1999–2001 годов написано в духе Салтыкова-Щедрина и Максима Горького. Дмитрий Быков в гостях у Дмитрия Гордона Наиболее известные романы Дмитрия Быкова: «Орфография», «Эвакуатор», «ЖД», «Списанные», «Остромов, или Ученик чародея», «Икс», «Сигналы», «Борис Пастернак». Также Дмитрий написал два сборника зоологических рассказов в соавторстве с супругой и писательницей Ириной Лукьяновой. Дмитрий Быков – автор десятков романов, сборников и других произведений В соавторстве с Виталием Манским Быков написал сценарий для документального фильма «Девственность» со скандально известной Кариной Барби (вышел на экраны в 2008 году). В 2010 году вышел сборник драматургических произведений Быкова.

Радио и телевидение

На рубеже тысячелетий Дмитрий быков стал ведущим нескольких телевизионных проектов: вел передачу «Времечко» на телевизионном канале ТВЦ (2000-2008), «Хорошо, БЫков» на канале ATV (2000-2003). С 2009 года – ведущий программы «Рожденные в СССР» на канале «Ностальгия». Также вел шоу «Картина маслом» на «Пятом канале» (2010-2011). С 2011 – ведущий «Колбы времени» на канале «Ностальгия». «Колба времени» с Дмитрием Быковым С 2005 по 2013 год Дмитрий Быков работал на радиостанциях – его авторские программы выходили в эфир на частотах «Юности», «Сити-FM» и «Коммерсантъ FM». Дмитрий Быков вручает премию «Ника» Сергею Юрскому В 2011-2012 годах Быков стал автором стихов для нашумевшего медийного проекта «Гражданин поэт» от телеканала «Дождь». Сочинения Быкова читал известный артист Михаил Ефремов. Проект быстро обрел популярность, а его авторы — Дмитрий Быков, Михаил Ефремов и продюсер Андрей Васильев – получили премию «ПолитПросвет». Но после 6 выпуска между ними возникли разногласия, и в результате проект был закрыт. Быков продолжил писать стихи для передачи «Господин хороший». Дмитрий Быков о проекте «Гражданин поэт»

Общественно-политическая деятельность

Дмитрий Быков известен как оппозиционер и активный общественный деятель. В 2011 году вместе с единомышленниками организовал общественное движение «Голосуй против всех!» и предложил сделать эмблемой движения поросенка Нах-Нах. Вскоре это имя стало названием движения. В 2011 и 2012 годах участвовал в протестных митингах в Москве. Дмитрий Быков на митинге оппозиции в Москве С 2012 года Быков вместе с Юрием Шевчуком, Леонидом Парфеновым и Борисом Акунином стал одним из учредителей Лиги избирателей. Также Дмитрий вошел в состав реформаторского Координационного совета российской оппозиции, заняв второе место в списке членов после Алексея Навального.

Личная жизнь Дмитрия Быкова

Дмитрий Львович женат. Его супруга Ирина Лукьянова – колумнист газеты «Собеседник», писательница и журналистка. Ее статьи издавались в печатных изданиях «Ломоносов», «Карьера», «Город женщин» и «Крестьянка». Ирина – автор многих произведений, два из которых – «Зверьки и зверюши» и «В мире животиков» — плод совместной работы с мужем. Супруги воспитывают двоих детей. Дмитрий Быков и его жена Ирина Лукьянова

Личная жизнь

В середине 90-х годов Дмитрий Быков познакомился с рассказами талантливой писательницы из Новосибирска Ирины Лукьяновой, которая в 1996 году стала колумнисткой газеты «Собеседник». Через некоторое время молодые люди поженились. В семье родилось двое детей – дочь Евгения и сын Андрей.

Дмитрий Быков с женой

Помимо авторских проектов, Быков и Лукьянова создали две совместные книги «В мире животиков» (2001) и «Зверьки и зверюши» (2008). Семейные фото Быкова редко попадают в СМИ, но в интернете можно найти несколько снимков Дмитрия Львовича в окружении домочадцев.

Дмитрия Быков сегодня

Дмитрий Быков продолжает работать в печатных изданиях и на телевидении, также он является членом Координационного совета российской оппозиции. Дмитрий Быков молод душой В 2014 году вышел его новый роман «Квартал. Прохождение», в 2015 – сборник поэзии «Ясно», а в 2016 Дмитрий Быков выпустил книгу «Я вомбат» для серии «Занимательная зоология». Программа «Один» с Дмитрием Быковым С 2015 года ведет программу «Один» в эфире радио «Эхо Москвы», ведет свою колонку в «Новой газете».
17 апреля 2019 года был госпитализирован в тяжелом состоянии во время гастролей в Уфе. Сообщалось, что писатель впал в кому после инсульта. Представители Быкова опровергли, что у него был инсульт – по официальной версии, причиной госпитализации стали последствия диабета. Сам писатель полагает, что причиной его госпитализации стало острое отравление. Поражает трудоспособность Дмитрия Львовича – еще лежа на больничной койке он записывал новые выпуски программы для «Эха Москвы». 30 апреля Быкова выписали.

Есть вещи, которые мне не нравятся в школе. Например, мне неприятна ситуация с ЕГЭ по литературе — считаю, что это глупость. И, конечно, чудовищно малы учительские зарплаты, далеко недостаточен престиж профессии.

«Это как водные лыжи: если вы умеете — это большое удовольствие, если нет — то все время ныряете носом в воду»

В принципе, час учительского времени, если посчитать, это сколько ж у меня получается? У меня 10 часов… Это значит, что где-то тысячу стоит один мой час, наверное, где-то две, а где-то меньше. Есть школы, например, провинциальные, сельские, в которых учитель при полной нагрузке получает 4000 в месяц. Я не берусь сказать, сколько там стоит час, но думаю, что он стоит гораздо дешевле, чем час дворника, например. Но все это по большому счету не так уж важно, потому что профессия, по крайней мере, дает чувство нужности: дети сейчас хорошие, восприимчивые, очень настроенные негативно по отношению к текущему политическому моменту; гораздо больше смотрящие, читающие, чем предыдущее поколение, растленное, в общем, тучными годами. Пожалуй, если бы нам немножечко не мешало еще и профильное министерство, которое совершенно не понимает, что такое школа, вообще было бы отлично.

Моя школа — совершенно обычная, она ничем не замечательна. «Интеллектуал» — абсолютно государственная школа, но рассчитанная на детей, которые чуть более одарены, которые, в общем, уже что-то из себя представляют.

Правда ли, в школу идут те, кто не реализовался в другой профессии? Это все равно как бы спросить альпиниста или парашютиста, что в парашютисты идут люди, не сумевшие реализоваться где-то еще. Но профессия — как экстремальный спорт. Это очень опасные во многих отношениях вещи: в психологическом смысле, например, трудные при контакте с родителями. Если вы настроите против себя класс, то это, в общем, серьезная психологическая травма — как если входить в клетку с дикими зверями. Если вам это нравится, если вы находите в этом кайф, адреналин, если вы умеете диким зверям объяснить, зачем нужна русская литература. А если нет, то это, профессия рискованная и травматичная, не говоря уж о том, что у учителя очень высок соблазн стать маленьким сектантом — генералом в своем муравейнике, когда он весь мир полагает лежащим во тьме, а себя и ближайших учеников светилом разума.

Сегодня, когда все общество охотится на педофилов, любой ученик может просто заявить, что учитель к нему приставал, и тем решить свои проблемы с успеваемостью на много лет вперед. А учителя просто упрятать в каталажку — его можно обвинить в чем угодно.

А вообще это — как водные лыжи: если вы умеете, это большое удовольствие, если нет — вы все время ныряете носом в воду».

Константин Сонин

«Шесть лет я работаю учителем в одной из престижных московских школ. В ней есть математический, гуманитарный и простые классы, причем последние — не намного слабее остальных. Я преподаю именно в этой школе, потому что сам ее закончил; у нас существует традиция: выпускники принимают активное участие в жизни школы и через много лет после ее окончания. То есть это — моя помощь школе за то, что я сам получил от нее. До того, как я начал работать учителем, в течение нескольких лет помогал обучать математике в математическом классе.

Свою зарплату (а это не секрет, что зарплата у учителей маленькая), я всегда тратил либо на ассистентов (у меня не получается вести уроки каждую неделю), либо на книжки для школьников.

«Сейчас хороших учителей меньше,
чем хороших школьников»

Думаю, что современная школа должна не столько «давать знания», сколько «учить учиться». Именно в школе дети должны осознавать, как правильно строить отношения с людьми, которые тебя окружают (в том числе с теми, кто выглядит и ведет себя не так, как ты, то есть с людьми других убеждений, культур, религий); как заниматься политикой; как быть лидером среди одноклассников; как поддержать того, чьи планы тебе наиболее близки и т.п.
При этом современная школа должна учить школьников не фактам, а умению отличать факты от вымысла. Например, в обществе со свободой слова — пусть и несовершенной, как у нас сейчас — публикуются учебники истории со всеми мыслимыми точками зрения. Хороший выпускник школы, прочитав книжку, сможет сам разобраться, что в ней факт, а что вымысел, посмотрев не только «Википедию», но и специализированный сайт, научную литературу, проконсультировавшись с экспертом. Это, конечно, относится не ко всем предметам — по биомедицине, например, публикуется ничуть не меньше популярной ерунды, чем по истории или экономике.
Разным школьникам в разных школах нужны разные программы обучения. Если сравнивать нас с другими странами, то наши программы слишком унифицированы — для такой большой и разнородной страны. Тем более плохо, когда унифицирована оплата труда учителей — нужно дать школам большую свободу в привлечении денег родителей, лишь бы этот процесс был открытым. Если для этого придется пожертвовать частью свободы школьной администрации (если у школы есть попечительский совет, состоящий из людей, которые пожертвовали школе серьезные деньги, то они взамен попытаются взять контроль над происходящим на себя), то придется это перенести.
Сейчас хороших учителей меньше, чем хороших школьников. Чтобы преподавать сильным школьникам, нужно закончить серьезный вуз. Но, увы, людей, получивших хорошее образование (а значит, способных зарабатывать приличные деньги), трудно убедить в том, что они могли бы работать в школе. Впрочем, исключения были и будут всегда.

Похожая проблема и с директорами: если человек может справиться с управлением в школе, то он легко найдет себя в бизнесе, в госуправлении или где-то еще. Было бы прекрасно, если попечительские советы школ — когда у школ будут попечительские советы — смогли бы нанимать людей на место директора, предлагая им высокую зарплату. Пока что работать в школу идут по призванию (да, это — не меньше, чем у ученого, художника или предпринимателя), трудятся здесь только те, кто может чему-то научить и хочет делать это. Увы, среди известных людей тех, кто может учить, — немного, а уж почти нет таких, кто хочет делать это».

Евгений Бунимович

«Я учитель в третьем поколении, не бросал преподавание даже когда был депутатом. Я мечтал об этом всегда, но после мехмата в школу не распределяли, мне пришлось работать в НИИ, а один мой приятель, тоже с мехмата, мне говорил: «Какая школа? Ты что, с ума сошел? Это же каждый год одно и то же». Но однажды я встретил на улице другого приятеля, которого, наоборот, отправили в школу после педвуза, хотя он собирался в аспирантуру. У него был математический класс, и он отдал его мне.

Сейчас я преподаю углубленную математику, связанную со статистикой, которая вообще никогда не входила в школьную программу. Увы, это только факультативы, потому что когда я стал уполномоченным, мне приходилось из-за разных ситуаций постоянно уезжать прямо с уроков — вот и пришлось сократить количество часов. Но зато сейчас я, помимо математики, рассказываю про права ребенка. Это не совсем урок, скорее, такой интерактив, во время которого я с ними разговариваю и пытаюсь понять, что надо делать.

«Учитель теперь — тоже продавец услуг»

Не хочу говорить, в какой школе я работаю: я и раньше не говорил об этом — когда работал депутатом. Потому что если скажу, то некоторое количество сумасшедших обязательно придет в школу и начнет терроризировать ее. Скажу лишь, что я там работаю давно: у меня нет свойства менять что-то: ни город, ни жену, ни школу, да и география вообще мало что решает.

Почему я не бросаю работу в школе? Потому что во время уроков всегда происходит фантастическая вещь: я рассказываю ученикам про какой-то опыт, культуру, историю человечества, да? Но это одновременно все то, что человечество постигло за тысячелетия, при этом если ты по-настоящему ведешь урок, то они сами это постигают — и в этот момент происходит целое открытие! А еще через лет 20 после работы я, наконец, стал ощущать, что это ученики мне дают и гораздо больше, чем даю им я. Это ключевая мотивация.

В современной школе меня больше всего задевает одна вещь: у нас до сих пор нет очереди из учителей — это плохо. Но, с другой стороны, и хорошо, потому что это дает свободу и автономию, потому что если ты профессионально работаешь, то директор не захочет с тобой расстаться, даже если есть какие-то проблемы, — и у учителя будет внутренняя свобода. То есть необязательно быть отличником и выполнять те глупости, которые требует от тебя та или иная реформа.

Правда сейчас, честно говоря, мне как учителю не просто. Меня очень сильно задевает эта идеология образовательных услуг. Учитель теперь — тоже продавец услуг. Это звучит очень абстрактно, но, на самом деле, это задевает каждого учителя, потому что это — купля-продажа. Может быть, экономически это правильно. И не важно, какое именно вышло постановление, какая именно была реформа, это — идеология времени. Эта ситуация, когда тебя якобы вписывают в рыночные отношения, меня по-человечески очень задевает.

Мне всегда становится смешно, когда все клянут новое поколение. Может, это уже старость, но мне кажется, что новое поколение как раз не хуже, а лучше и лучше. Они практичнее — это хорошо. Значит, ученики хотят идти в институт, чтобы не просто поступить куда-то, они хотят понимать, что будут делать дальше. И с точки зрения смысла, и с точки зрения денег, и с точки зрения чего хотите: они прагматичные, безусловно. Наверное, они мало читают, но зато у них есть другие формы постижения нравственных вещей. Да и есть то, в чем они разбираются гораздо лучше, чем взрослые. Не надо думать, что мы такие высоко нравственные, а они циничные. Ничего подобного. Они лучше чувствуют себя личностью. В этом моя надежда. Правда, когда я смотрю на страну, на ее проблемы и на учеников, у меня возникает только один вопрос: будет ли новое поколение востребовано в России?»

В программу «Еще непознер» с Николаем Солодниковым был приглашен известный журналист, писатель, преподаватель литературы Дмитрий Быков. В беседе был затронут, в частности, вопрос его детства и формирования отношения к школе.

Быков признался: «Школа — это всегда ужасно. Я потому и стараюсь сейчас работать в школе, чтобы талантливым детям как-то смягчить этот опыт».

«Это была такая элитная спецшкола английская. Ну и рядом генеральские дома на Мосфильмовской. Неприятная, в общем-то публика: «У тебя черная «Волга» — я с тобой буду сидеть». Такое непрерывное «меряние благосостояниями», — поделился воспоминаниями Дмитрий.

Instagram

Писатель рассказывает о том, с чем столкнулся, будучи школьником: «Страшное лицемерие. Садизм дикий — насилие над голубями и кошками. Ну это было неприятно. Я с радостью думаю, что единственным человеком, из которого что-то вышло, была Аня Ахманова — ныне профессор биологии, с которой я дружил. Она дочь Сергея Ахманова — физика. Ну еще Вика, которая стала врачом. Остальные как-то нигде и звать никак».

«Один меня потом встретил и с большой жалостью сказал: «Эх, не добили мы тебя тогда. Да, не добили. А теперь уже поздно» Меня там гнобили очень серьезно, но и не только меня. Это был такой очень «травящий» класс», — говорит Дмитрий.

При этом у писателя сложилось мнение о том, что подобный опыт ему пригодился в жизни: «Но знаете… Любого, сколько-нибудь значимого человека, хоть раз в жизни, но «потравили». Если такого опыта нет, то вы сами превращаетесь в «травителей». Я получил стойкое противоядие».

Дочери Быкова повезло с классом, а вот сыну — не очень. Дмитрий понял это после одного происшествия.

Андрей привел одноклассников домой. И те, воспользовавшись отсутствием взрослых и невнимательностью мальчика, украли все деньги.

«Они сразу «попалились», потому что заказали суши прямо в класс. И тогда я понял, что нужно забирать Андрея из школы. И все сразу наладилось. Он стал занят делом — начал снимать какие-то фильмы. Сейчас сын учится в ГИТИСе на актерско-режиссерском курсе». Фото: Livejournal, @dmi_bykov, кадры из передачи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *