Дети инвалиды

• Во-первых, нужно проконсультироваться со специалистами по образованию, чтобы заранее определиться с формой обучения, возможностями ребенка и необходимы ли ему специальные условия. Только после этого рекомендуется обращаться непосредственно в психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

Можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций, в том числе коррекционных, негосударственных, а также Центров психолого‑педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС) и Центральных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Консультации государственных и муниципальный образовательных учреждений, а также ППМС и ПМПК – бесплатные.

• Затем нужно получить заключение медицинской организации (при необходимости). Это может быть заключение для обучения на дому при наличии заболевания из соответствующего перечня. Или по любым другим медицинским ограничениям, касающихся условий обучения.

• После этого определяемся с формой обучения: очная, очно-заочная, заочная (надомное и в медицинских организациях), семейная, самообразование.

• Определяем список конкретных образовательных учреждений. Можно сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях. А затем посетить их и пообщаться с администрацией и педагогами.

• После этого следует ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

• Определяем и оцениваем недостатки: шаговая, физическая и транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера.

• Вам нужно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), чтобы получить заключение. В нем будет содержаться информация о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и психическом развитии, отклонениях в поведении. Будет указано, есть ли необходимость в создании особенных условий для получения ребенком образования и т.д.

• Затем при необходимости завершаем оформление или переоформление индивидуальной программы реабилитации (ИПРА) с учетом заключений ПМПК. Важно отметить, что рекомендации ПМПК как и ИПРА являются для ребенка и его законного представителя необязательными и от их исполнения можно отказаться как в части, так и в целом.

При этом для образовательных учреждений рекомендации ИПРА обязательны к исполнению. Их несоблюдение можно обжаловать в вышестоящих инстанциях, прокуратуре или суде.

Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» – заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания. Заключение ПМПК учитывается федеральными государственными учреждениями МСЭ при формирования раздела психолого-педагогической реабилитации индивидуальной программы реабилитации ребенка с инвалидностью.

• После этого можно писать заявление о принятии ребенка в школу, приложив копии необходимых документов. Примерная форма заявления и список документов размещается на информационном стенде или на официальном сайте учреждения.

«Хотелось бы отдохнуть»

Вере 45 лет, она воспитывает 21-летнюю дочь Елену, у которой диагностированы аутизм и эпилепсия. Девушке пожизненно дали 1-ю группу инвалидности. Согласно законодательству, до 18 лет все особенные дети признаются детьми-инвалидами, после совершеннолетия они должны пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ), которая установит группу инвалидности. От этого зависит размер пенсии и социальные льготы человека.

Реклама

В 15 лет Лена закончила школу 8-го вида — специальное учреждение для детей с необратимыми отклонениями в умственном развитии. После этого она не посещает учебные заведения — проводит время с мамой, которая воспитывает ее одна.

«После школы нам предлагали пойти в училище, которое находится на другом конце города, но каждый день ехать так далеко — это того не стоит, — рассказывает Вера. — Я понимаю, что дальше моя дочь, как и многие другие особенные детки, не сможет пойти работать».

Что касается реабилитации, то учреждения, которые принимают взрослых инвалидов, можно пересчитать по пальцам, говорит Вера. «Когда Лена была несовершеннолетней, мы кроме школы посещали еще реабилитационный центр, где она могла общаться с другими детьми, но после 18 лет туда уже ходить нельзя», — поясняет собеседница «Газеты.Ru».

В районе, где живут Вера и Елена, есть учреждение, в котором занимаются с инвалидами старше 18 лет. Но они туда не ходят из-за отсутствия справки.

Дело в том, что вместе с документом о пожизненной 1-й группе инвалидности Лене выдали индивидуальную программу реабилитации (ИПР). В этом документе прописано, в чем конкретно нуждается человек: лекарства, средства реабилитации, посещение санатория и так далее. «Эта справка дается на год, а чтобы ее получить, надо пройти всех врачей, которых, кстати, многие дети боятся. То есть каждый год мы должна заново проходить медико-социальную экспертизу, хотя группу инвалидности нам дали пожизненно. У нас нет на это ни сил, ни здоровья. Без этой справки в центр реабилитации мы ходить не можем», — поясняет Вера.

Окончание школы означало для семьи не только конец образовательного процесса, но и потерю возможности зарабатывать.

Когда Лена посещала учебные заведения, ее мама устраивалась на работу рядом с дочерью: сначала в специализированный детский сад, потом в школу, куда ходила Лена. К слову, так поступают многие мамы детей-инвалидов — идут работать или помогать в качестве волонтеров в те места, которые посещают их дети. Однако когда ребенок взрослеет и ему больше не нужно ходить в учебные заведения, он остается один с мамой, которая зачастую не может отойти от ребенка больше, чем на несколько минут.

Вопрос заработка волнует Веру еще и потому, что через два года Лене исполнится 23, и маме перестанут выплачивать пособие по уходу за инвалидом — около 13 тыс. рублей в месяц. Кроме того, семья лишится бесплатного проезда для самой Лены и Веры. Тогда у них останется лишь пенсия дочери (порядка 18 тыс. рублей) и положенные им бесплатные лекарства и средства реабилитации. Между тем после 23 лет Лене все так же будут нужны дорогостоящие препараты, средства реабилитации и регулярные визиты к врачам.

«Эта проблема касается не только меня или нескольких мам, а целой прослойки населения в стране. Хорошо, когда в семье есть папа, который зарабатывает, но в основном инвалидов у нас в стране «тянут» мамы-одиночки, и они не могут одновременно заботиться о детях и работать», — говорит Вера.

Женщина уверена, что выплаты по уходу за ребенком-инвалидом мамам необходимо оставить до достижения ими пенсионного возраста. Она поясняет, что всегда можно отследить, куда родители тратят эти деньги, поскольку они стоят на учете в опекунском совете, перед которым регулярно отчитываются за полученные пенсии и пособия.

Что касается получения бесплатных лекарств, то и тут все не так просто. Вера регулярно должна получать препараты в психоневрологическом диспансере (ПНД), где стоит на учете ее дочь. Эти лекарства нужны Лене, чтобы купировать приступы эпилепсии.

«Что ни месяц, то приключение: в ПНД нам постоянно говорят о том, что у них нет какого-нибудь препарата, и предлагают заменить его другим лекарством. Но ведь не все препараты можно заменять: врач назначает длительное и постоянное лечение, подбирает точную дозировку, берет на анализы кровь, чтобы понимать, насколько они помогают купировать приступы. Эта свистопляска с лекарствами только вредит моей дочери», — сетует Вера.

Она решила, что не будет менять лекарства для Лены, поэтому каждый месяц тратит не менее 5 тыс. рублей в месяц, чтобы на собственные деньги докупить в аптеках препараты, которые по закону ей положены бесплатно.

На вопрос о том, чего не хватает мамам особенных детей, Вера отвечает — отдыха. «Мы варимся в своем котле, одни, и при этом нет никакой разгрузки. Например, я профессиональный дефектолог, но мне кажется, я бы уже не смогла работать с другими детьми, потому что я выгорела, устала. Если бы я могла повлиять на ситуацию, то организовала бы центры для особенных детей от 18 лет и их родителей. Мама приводит туда своего ребенка и может быть уверена, что следующие час-полтора он будет в безопасности и занят интересным делом: танцами, музыкой, лепкой. А сама она в этот момент может немного отдохнуть: посетить соляную пещеру, попить чаю под приятную музыку, посетить массажный или маникюрный кабинет, пусть и за небольшую плату. Но это, конечно, только мои фантазии», — улыбается Вера.

«Жить 120 лет, не меньше»

Еще одной собеседницей «Газеты.Ru» стала Анна, которая вместе с мужем воспитывает 21-летнего Тимура. В 18 лет мальчику, страдающему генетическом заболеванием, дали 2-ю группу инвалидности. Это значит, что теоретически он может сам о себе позаботиться. Однако, по словам его мамы, сын никогда не сможет жить самостоятельно, ориентироваться в городе и зарабатывать деньги на жизнь.

«Получается, что после 18 лет Тимур резко «пошел на поправку», но это ведь не так», — говорит Анна.

С получением 2-й группы инвалидности парень лишился возможности бесплатно получить протезы зубов, которые из-за болезни у него очень легко ломаются. Помогли друзья Анны, которые владеют кофейней — они пожертвовали Тимуру выручку за свой самый прибыльный день. По словам женщины, с потом и кровью семья добилась того, чтобы после совершеннолетия Тимуру не перестали оплачивать покупку корсета для спины и ортопедической обуви.

Дело в том, что 2-ю группу инвалидности ему дали по физическим показателям. Сейчас у Тимура наблюдается стойкая ремиссия болезни Крона — тяжелого воспалительного заболевания кишечника. Ремиссия может длиться всю жизнь, а может прекратиться, и тогда болезнь даст обострение. В этом случае понадобятся лекарства, которые выдаются бесплатно только инвалидам 1-й группы. Если происходит такое обострение, то инвалиду 2-й группы нужно проходить переосвидетельствование в больнице, которое занимает в среднем 2-3 месяца. Только после этого и при смене группы инвалидности человек сможет бесплатно получить необходимые ему лекарства.

Группу инвалидности можно оспорить, если доказать, что человек недееспособен по тем или иным показателям. Например, семья Тимура может обратиться в ПНД, чтобы его осмотрели по умственным показателям. Однако Анна пока не хочет этого делать, поскольку боится, что тогда у него начнутся проблемы в колледже.

Сейчас Тимур посещает мастерские при технологическом колледже №21 — он учится там на садовода. После окончания он не сможет пойти работать, но они с мамой все равно тратят каждое утро по полтора часа в один конец, чтобы Тимур не сидел в четырех стенах дома.

Анна производит впечатление очень оптимистичной женщины, но говоря о будущем своей семьи, она не может не думать о том, что со временем заботиться о Тимуре будет все сложнее. Так же, как и Веру, ее волнует, что очень скоро семья лишится пособия по уходу за инвалидом. Между тем пока дети становятся старше, родители стареют, и им становится все сложнее ухаживать за ребенком, особенно если он не ходит. Кроме того, перед ними неизбежно встает вопрос: «С кем останется сын или дочь, когда их самих не станет?»

«Конечно, страшно об этом думать. У меня есть племянники, может быть, они помогут. Понимаете, приходится надеяться на кого-то из окружающих, потому что на государство я не надеюсь. Я не хочу, чтобы Тимур попал в интернат. Вообще у меня складывается впечатление, что если о детях-инвалидах еще заботятся, то после 18 лет они никому не нужны, кроме собственных родителей», — говорит Анна и добавляет, что мечтает «жить 120 лет, не меньше».

«Хочу, чтобы сын не пропал, когда меня не станет»

Оксана воспитывает сына Рому, которому недавно исполнилось 24 года. После совершеннолетия ему поставили 3-ю группу инвалидности. Семья с этим не согласилась, пыталась оспорить решение медицинской комиссии, но результатов это не принесло. У Ромы ДЦП, но он может самостоятельно передвигаться и даже выходить в город один, если ему нужно проехать по уже хорошо известному маршруту.

Он посещает государственный центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», где есть группа для молодых людей до 30 лет. Максимальный возраст учеников центра — 35 лет. Здесь Рома проходит не медицинскую реабилитацию, посещает развивающие занятия — например, занимается лепкой из глины.

Сейчас его семья хочет попробовать устроить сына на работу. После девятого класса он закончил полиграфический техникум по специальности «переплетчик», но трудоустроить его не смогли, потому что мальчик был несовершеннолетним.

Вторая специальность Ромы — оператор электронного набора верстки. Оксана признает, что по этой специальности сын вряд ли сможет работать самостоятельно, поскольку с ним рядом должен находиться еще один специалист, который сможет помочь ему в случае необходимости.

Оксана самостоятельно ищет для сына возможные вакансии, за помощью в государственный центр занятости она решила не обращаться.

«После колледжа мы ходили в центр занятости по нашему району, нам предложили встать на учет, но в этом случае вычли бы определенную сумму из пенсии. Кроме того, мне объяснили, что работники центра будут вместе с нами сидеть за компьютером и смотреть вакансии, а не предлагать уже найденные варианты. Но я и сама могу сесть дома и искать вакансии в интернете, поэтому решила, что вставать на учет бессмысленно», — говорит Оксана.

Вместе с Ромой она уже рассматривала несколько предложений о работе на складах в магазинах — именно эту должность чаще всего предлагают инвалидам 3-й группы, поясняет собеседница. Что касается будущего ее сына, Оксана надеется, что у него будет стабильность.

«Я хочу быть уверена, что когда меня не будет, он сможет сам заработать себе на жизнь, на кусок хлеба с маслом. Я хочу быть уверена, что он не останется без жилья, ведь людей с особенностями развития гораздо проще обмануть — они доверчивые», — делится она.

Ася Залогина, президент фонда, помогающего семьям, которые воспитывают детей с особенностями развития, рассказала «Газете.Ru», что многие люди с инвалидностью в России теряют помощь системы образования после 18 лет, а затем испытывают сложности с трудоустройством.

По ее опыту, родители особенных детей часто обращаются к руководству специализированных обучающих центров с просьбой оставить детей в учебном заведении еще на год-два, чтобы «они имели возможность чем-то заниматься, общаться с людьми».

Особенные сложности испытывают люди с ментальными проблемами, например, с синдромом Дауна.

«В центрах соцзащиты им говорят, что соматически они здоровы и могут работать. Но в некоторых регионах даже для взрослых людей нет вакансий, и люди с инвалидностью остаются без финансовой поддержки. Кроме того, уменьшается пенсия. До 18 лет они получают выплаты, которые равны пенсии для инвалидов 1-й группы, а после совершеннолетия получаемые средства зависят от того, какую группу дадут человеку», — сказала президент фонда.

Трудоустройство людей с ментальной инвалидностью — это сложный процесс, считает Залогина. Дело в том, что необходимо обучить специальности не только самих инвалидов, но и подготовить их будущих коллег, которые смогут помогать инвалидам в освоении профессии на рабочем месте. Но это в теории — на практике же оказывается, что семьи, в которых особенные дети превратились в таких же особенных взрослых, остаются со своими проблемами один на один.

Краткое изложение Конвенции о правах инвалидов

Оптимизм — девиз нашей жизни,
Слушай ты, мой друг, и вы все, мои друзья.
Пусть вашим девизом будут любовь и вера.
Милосердный Бог даровал жизнь
Всем существам на небесах и на земле.
Если у вас есть друзья-инвалиды,
Будьте рядом с ними, чтобы дать им защиту,
Вселяйте в них оптимизм и любовь к жизни,
Скажите им, что падают духом только трусы,
Храбрецы же упорны и настойчивы.
Мы живем ради надежды.
Добрая улыбка объединит нас.
В жизни нет места отчаянию и отчаявшись нельзя жить.

Джаван Джихад Медхат, 13 лет, Ирак

Конвенция содержит много обещаний. В 50 статьях Конвенции четко разъясняется, в чем суть этих обещаний. В дальнейшем под словом «правительство» будут подразумеваться правительства тех стран, которые ратифицировали Конвенцию (их называют также «государства-участники»).

Статья 1: Цель

Что такое законы?

Законы — это правила, которым обязан следовать каждый, чтобы люди жили во взаимном уважении и безопасности.

Что значит ратифицировать?

Правительства, ратифицировавшие Конвенцию, соглашаются делать все возможное, чтобы претворить в жизнь ее положения. Проверьте, ратифицировало ли ваше государство эту Конвенцию. Если это так, то вы можете напомнить представителям правительства об их обязательствах. Организация Объединенных Наций публикует список государств, которые подписали Конвенцию и согласились с ее положениями.

В этой статье излагается основная цель Конвенции, которая заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами, включая детей, всех прав человека и основных свобод.

Статья 2: Определения

В этой статье приводится список слов, у которых есть специальные определения в контексте данной Конвенции. Например, «язык» означает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков. «Общение» включает использование языков, текстов, азбуки Брайля (в которой для обозначения букв и цифр используются выпуклые точки), тактильного общения, крупного шрифта и доступных мультимедийных средств (таких, как сайты в интернете и аудио записи).

Статья 3: Основные принципы

Принципы (основные положения) данной Конвенции заключаются в следующем:

  • уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • недискриминация (равное отношение ко всем);
  • полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • равенство возможностей;
  • доступность (свободный доступ к транспортным средствам, местам и информации и невозможность отказа в доступе по причине инвалидности);
  • равенство мужчин и женщин (мальчики и девочки также имеют равные возможности);
  • уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность (право на уважение ваших способностей и право гордиться собой).

Статья 4: Общие обязательства

Законодательство не должно включать законы, дискриминирующие инвалидов. При необходимости правительству следует разработать новые законы, защищающие права людей-инвалидов, и применять эти законы на практике. Если ранее принятые законы являются дискриминирующими, правительству следует изменить их. При разработке новых законов и стратегий правительствам следует консультироваться с инвалидами, включая детей-инвалидов.

Статья 5: Равенство и недискриминация

Если существуют законы, которые ограничивают возможности детей-инвалидов по сравнению с другими детьми, эти законы надо изменить. Правительству следует проконсультироваться с организациями по вопросам детей-инвалидов во время принятия поправок к таким законам и стратегиям.

Правительства признают, что все лица имеют право на защиту закона и равное пользование им в пределах страны, в которой они живут.

Статья 6: Женщины-инвалиды

Правительствам известно, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации. Они обязуются защищать их права человека и свободы.

Статья 7: Дети-инвалиды

Правительства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Они также обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам. На первом месте всегда должно быть то, что лучше для каждого ребенка.

Статья 8: Просветительно-воспитательная работа

Мальчики-инвалиды и девочки-инвалиды имеют те же права, что и все дети. Например, у всех детей есть право ходить в школу, играть и быть защищенными от насилия, а также участвовать в принятии решений по затрагивающим их вопросам. Правительства должны предоставлять эту информацию, а также необходимую поддержку в реализации прав детей-инвалидов.

СМИ следует сообщать о несправедливости по отношению к детям и взрослым с ограниченными возможностями.

Правительствам следует проводить работу по обеспечению просвещенности всего общества в вопросах прав и достоинства инвалидов, а также их достижений и навыков. Они обязуются вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов. Например, в вашей школе следует поощрять уважительное отношение к инвалидам, и этому должны учиться даже маленькие дети.

Статья 9: Доступность

Правительства обязуются предоставить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и участвовать в жизни своей общины. Любое общественное место, включая здания, дороги, школы и больницы, должно быть доступно для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов. Если вы находитесь в общественном здании и нуждаетесь в помощи, в вашем распоряжении должен быть проводник, чтец или профессиональный переводчик-дактилолог, который поможет вам.

Статья 10: Право на жизнь

Каждый человек рождается с правом на жизнь. Правительства гарантируют инвалидам неотъемлемое право на жизнь наравне с другими.

Статья 11: Ситуации риска и чрезвычайные ситуации

«Мир каждому ребенку», Ани Вердян, 8 лет, Армения

Инвалиды, также как и все другие люди, имеют право на защиту и безопасность в случае войны, чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, например урагана. По закону вас нельзя не пустить в убежище или оставить одного при спасении других людей только на том основании, что вы инвалид.

Статья 12: Равенство перед законом

Инвалиды обладают такой же правоспособностью, что и другие люди. Это значит, что, когда вы вырастете, независимо от того, будете вы инвалидом или нет, вы сможете получить кредит на образование или подписать договор об аренде, чтобы снять квартиру. Вы также сможете быть владельцем или наследником собственности.

Статья 13: Доступ к правосудию

Чем может помочь технология?

Телефоны, компьютеры и другие технические средства должны быть такими, чтобы инвалиды могли без труда ими пользоваться. Например, веб-сайты должны создаваться с учетом возможности использования содержащейся на них информации людьми, у которых есть проблемы с использованием клавиатуры, со зрением или слухом, в другом формате. Компьютер может быть оснащен клавиатурой с азбукой Брайля или синтезатором речи, который озвучивает слова, возникающие на экране.

Если вы стали жертвой преступления, видели, как пострадали другие, или вас обвинили в совершении противоправного поступка, вы имеете право на беспристрастное отношение при расследовании и рассмотрении вашего дела. Вам должны предоставить помощь, чтобы вы могли участвовать во всех стадиях судебного процесса.

Статья 14: Свобода и личная неприкосновенность

Правительствам следует убедиться, что свобода инвалидов, также как свобода всех остальных людей, защищена законом.

Статья 15: Свобода от пыток и жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому обращению. Каждый человек имеет также право отказаться от проведения на нем медицинских или научных опытов.

Статья 16: Защита от насилия и надругательства

Детей-инвалидов следует защищать от насилия и надругательства. Они должны быть защищены от ненадлежащего обращения как дома, так и вне его. Если вы подверглись насилию или плохому обращению, у вас есть право на помощь в прекращении надругательства и восстановлении своего здоровья.

Статья 17: Защита личности

Никто не может с вами плохо обращаться из-за ваших физических или умственных особенностей. Вы имеете право на то, чтобы вас уважали такими, какие вы есть.

Статья 18: Свобода передвижения и гражданство

У вас есть право на жизнь. Это данное вам благо, и в соответствии с нормами права никто не может отнять его у вас.

Каждый ребенок имеет право на юридически зарегистрированное имя, гражданство, и, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу. Также нельзя запретить въезд или выезд человека из страны по причине его инвалидности.

Статья 19: Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Люди имеют право выбирать место своего проживания независимо от того, являются они инвалидами или нет. Когда вы вырастете, вы будете иметь право жить независимо, если вы захотите этого, а также право быть вовлеченными в местное сообщество. Вам также должны предоставить доступ к вспомогательным услугам, необходимым для поддержки жизни в местном сообществе, включая помощь по дому и персональную помощь.

Статья 20: Индивидуальная мобильность

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться. Правительства должны оказывать им в этом содействие.

Статья 21: Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Люди имеют право выражать свое мнение, искать, получать и распространять информацию, а также получать информацию в пригодных для использования и понимания формах.

Статья 22: Неприкосновенность частной жизни

Никто не имеет права вмешиваться в частную жизнь людей, независимо от того, являются они инвалидами или нет. Людям, располагающим информацией о других, например информацией о состоянии здоровья, не следует разглашать эту информацию.

Статья 23: Уважение дома и семьи

Дети-инвалиды имеют право свободно и независимо передвигаться.

Люди имеют право жить в своих семьях. Если вы являетесь инвалидом, правительству следует оказывать поддержку вашей семье посредством компенсации затрат, связанных с инвалидностью, предоставления информации и услуг. Вас нельзя отделять от родителей по причине вашей инвалидности! Если вы не можете жить со своими ближайшими родственниками, правительству следует обеспечить вам уход с привлечением более дальних родственников или местного сообщества. Молодые люди с ограниченными способностями наравне с другими имеют право на получение информации о репродуктивном здоровье, а также право вступать в брак и заводить семью.

Статья 24: Образование

Все люди имеют право ходить в школу. Если вы — инвалид, это не значит, что вы не должны получать образование. Вам не нужно учиться в специальных школах. Вы имеете право ходить в ту же школу и изучать те же предметы, что и другие дети, правительство обязано оказать вам необходимую помощь. Например, оно должно предоставить вам возможность общаться, чтобы ваши учителя понимали, как реагировать на ваши потребности.

«Один день из жизни моей общины», Педро Хосе Ривера, 14 лет, Никарагуа

Статьи 25 и 26: Здоровье и реабилитация

Инвалиды имеют право получать медицинские услуги того же качества и уровня, что и остальные. Если у вас есть инвалидность, вы также имеете право на получение медицинских и реабилитационных услуг.

Статья 27: Труд и занятость

Инвалиды имеют равное право свободно выбирать место работы, не подвергаясь дискриминации.

Статья 28: Достаточный жизненный уровень и социальная защита

У инвалидов есть право получать питание, чистую воду, одежду и жилище без дискриминации по признаку инвалидности. Правительству следует помогать детям-инвалидам, живущим в бедности.

Статья 29: Участие в политической и общественной жизни

Инвалиды имеют право принимать участие в политической и общественной жизни. Когда вы достигнете возраста, установленного законодательством вашей страны, вы сможете создавать политические или общественные группы, служить обществу, иметь доступ к кабинам для голосования, голосовать и быть выбранным на правительственный пост, вне зависимости от того, являетесь вы инвалидом или нет.

Статья 30: Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом

Инвалиды наравне с другими имеют право заниматься искусством, спортом, принимать участие в различных играх, сниматься в фильмах и т.д. Поэтому театры, музеи, игровые площадки и библиотеки должны быть доступными для всех, включая детей-инвалидов.

Статья 31: Статистика и сбор данных

Государства-участники должны производить сбор данных об инвалидах, чтобы улучшать программы и обслуживание. Инвалиды, участвующие в исследованиях, имеют право на уважительное и гуманное отношение. Любая частная информация, поступающая от них, должна быть конфиденциальной. Собранные статистические данные должны быть доступны для инвалидов и других людей.

Статья 32: Международное сотрудничество

Государствам-участникам следует помогать друг другу в выполнении положений Конвенции. Государства, имеющие больше ресурсов (таких как научная информация, полезные технологии), делятся с другими государствами, с тем чтобы большее число людей могло пользоваться правами, закрепленными в Конвенции.

Статьи с 33 по 50: Положения о сотрудничестве, мониторинге и выполнении Конвенции

В общей сложности Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей. В статьях 33–50 говорится о том, как взрослым, в особенности инвалидам и их организациям, и правительствам следует сотрудничать в целях обеспечения соблюдения в полном объеме прав всех инвалидов.

«Мы играем» Татев Данилян, 15 лет, Армения

Два мира…
Мир звуков и мир тишины,
Призрачные, и не способные объединиться…
Катятся слезы…
Не спрашивая, оба мира отвергают,
Принуждая чувствовать свою непричастность…
Катятся слезы…
Однако руки
Отталкивают, притягивают и поддерживают
Беспрестанно…
Катятся слезы, сквозь них видна улыбка…
Я все еще меж двух миров,
Но я любима…

Сара Лесли, 16 лет, США

Ушакова Лариса Евгеньевна / UshakovaLarisaEvgenievna — учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, начальная общеобразовательная школа №1, поселок Эльбан, Амурский район, Хабаровский край

Аннотация: проблема социальной адаптации детей-инвалидов очень актуальна сейчас. В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами таких детей в современном обществе: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи.

Ключевые слова: дети-инвалиды, проблемы, современное общество.

Keywords:children with disabilities, the problems of modern society.

В России стоит острый вопрос, который связан с проблемами детей-инвалидов в современном обществе. Проблема детей-инвалидов касается всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует: детская заболеваемость, рост травматизма, плохая экология, и т.д.

В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям инвалидам. Мне кажется «Инвалид» − это очень резкое и даже агрессивное слово, а по отношению к ребенку вообще не приемлемо. В европейских странах, никогда не употреблялся термин «ребенок-инвалид». Таких детей, там называют «детьми с ограниченными возможностями», «детьми с нарушениями», или «детьми с образовательными трудностями». По-моему это очень гуманно ведь в первую очередь это дети.

Проблема социальной адаптации таких детей очень актуальна сейчас. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а с самого рождения быть им еще тяжелее, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к преодолению всего нового. Непонимание, пренебрежение, невежество, предрассудки, страх – это социальные факторы, которые являются препятствием для развития детей с ограниченными возможностями и ведут к их изоляции от общества. Они замыкаются в себе. А ведь многие из них очень талантливы и подчас эти таланты даже не поддаются человеческой логике: они пишут стихи, занимаются спортом, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.

Таким детям необходимо понимание и помощь не только родителей, но и общества в целом, только тогда они смогут понять, что они действительно нужны, что действительно их понимают и любят.

Чем раньше такому ребенку будет оказана помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. Поэтому коррекционная помощь должна оказываться сразу после рождения, как только выявлены соответствующие проблемы.

Сегодня среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями, на первый план выступают две наиболее значимые. Первая и основная − отношение окружающих. Вторая проблема − образование таких детей. Многие детские сады и школы, не могут принять детей с ограниченными возможностями, потому что в них нет или не хватает специального оборудования, педагогов со специальным образованием.

Сейчас государство уделяет особое внимание детям-инвалидам, успешно развиваются медицинские и учебно-воспитательные учреждения. Тем не менее, уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, потому что не решаются такие проблемы как социальная реабилитации и адаптации в будущем. Такие вопросы развития личности ребенка, как: его взаимоотношения с социумом, ощущения «самого себя» в обществе, уходят на второй план.

Система обучения детей с ограниченными возможностями не охватывает всех нуждающихся. Состояние индивидуального обучения на дому не всегда отвечает требованиям целостного подхода к личности ребенка, так как успех реабилитации таких детей зависит от развития их эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей.

В настоящее время организация учебного процесса на дому осуществляется педагогами школ по месту жительства детей с ограниченными физическими возможностями. Для реализации школьной программы недостаточно только профессиональных знаний учебного предмета. Педагог должен иметь специальные психологические знания, которые требуются для личностного подхода к ребенку. Возможность оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и коррекции поведения, организации реабилитационных мероприятий, внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка родителей является составной частью социальной работы. Родители должны выступать в качестве ассистентов педагогов. Методологическим основанием психолого-педагогического образования родителей является положение, что семья − это среда, в которой у ребенка формируется представление о себе − «Я – концепция», где он принимает первые решения относительно себя, где начинается его социальная природа. Задача семейного воспитания − помочь ребенку с ограниченными возможностями стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Только совместная работа педагогов, родителей и социальных работников позволит решить проблемы развития личности ребенка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Дети-инвалиды − часть человеческого потенциала России и мира. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

Литература

2. Серебреникова Ю.В. Модель организации образовательного процесса учащихся с нарушениями в развитии в общеобразовательной школе. / Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №2 (9). С. 274-277.

Теги: обществе современном инвалиды дети

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИНВАЛИДАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «Окно в мир» и Международное Творческое Объединение детских авторов (МТО ДА) объявляет лонг-лист литературного конкурса «В каждом человеке – солнце».

На конкурс было получено более сорока работ.

Жюри конкурса рассказов о детях-инвалидах

Анна Годинер, куратор СДКР (Совет по детской книге России, национальная секция ИББИ http://www.ibby.org/ по книгам о детях и подростках с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Реально — уже второй раз собираю коллекцию для каталога на разных сайтах и в журналах, издатель, редактор, автор статей и презентаций о детских книгах, в том числе о детях-инвалидах

печатались в журнале «Библиотека в школе» https://lib.1september.ru/index.php?year=2017&num=03 ,

в сборнике «Читатель в городе» http://isp.mgpu.ru/article/proekty/chitatel-v-gorode,

ИББИ http://www.rbby.ru/?p=1278 из этой коллекции 2 книги вошли в каталог 2016.

Как член Экспертного совета детской программы международной книжной выставки НонФикшен (2011-2016) последние несколько лет представляла на выставке Малый топ-лист книг про особое детство.

Готовлю малый топ-лист и к предстоящей в этом году выставке НонФикшен.

Проводила вебинары и семинары по книгам об особом детстве в библиотеке им. Гайдара в Москве, для Екатеринбургского Дома Учителя, на Всероссийской библиотечной школе «Лидер» в Нижнем Новгороде, на конференциях в Московской областной и Рязанской областной библиотеках.

В декабре предстоит участвовать с докладами на ту же тему на Международной конференции «детская литература как событие» в Москве: https://dlkaksobytie.wixsite.com/detskaialiteratura/15-dekabrya-2017

Елена Егорова
член СП России, автор 34 книг, руководитель литобъединения «Угреша», дипломант московской областной литературной премии им. М.М. Пришвина (2006, 2014), лауреат московской областной премии имени Я.В. Смелякова (2005), лауреат премии губернатора «Наше Подмосковье» (2013, 2015, 2016). Удостоена благодарности полномочного представителя президента в ЦФО (2015). Награждена Патриаршей грамотой, многими ведомственными, муниципальными и общественными орденами и медалями.
Более подробная информация здесь:http://www.stihi.ru/avtor/enegorova

Марина Тараненко

Член Союза писателей России, член МТОДА. Редактор сайта «Дети и книги» по поэзии.

лауреат I степени фестиваля-конкурса «Хрустальный родник-2014»,

финалист конкурса «Новая детская книга», 2016, 2017,

золотой лауреат конкурса Национальная литературная премия «Золотое перо Руси-2014», победитель конкурса «Новые сказки-2014»,

финалист конкурса им. А. Куприна, 2015 год,

финалист конкурса им. К. Васильева, 2015 год,

финалист конкурса «Русский стиль-2015»,

победитель конкурса «Корнейчуковская премия-2016».

Публикации: в журналах: «Мурзилка»,»Чиж и еж»,»Костер», «Солнышко», «Школьник», «Шишкин лес», «Рюкзачок», «Литературный детский мир», «ВолгаXXIвек», «Огни Кузбасса», «Чердобряк», «Электронные пампасы» и др., в сборниках детской литературы.

Автор книг: «Чистюля», «Царство послушания», «Где вешают носы», «Агенты волшупра и третий колодец», «Хирофанты».

Координатор конкурса

Татьяна Шипошина

Член Московского отделения Союза писателей России, член Союза литераторов Москвы, Член МТОДА (международного творческого объединения детских авторов). Гл. лит. редактор МТОДА, сайт «Дети и книги».http://www.deti-knigi.com/

Автор около сорока книг для детей, подростков и взрослых. Многие книги переиздавались в разных издательствах.

Русская Лит. Энциклопедия http://ruslito.ru/shiposhina-tatyana-vladimirovna/

Портал «Дети и книги»http://www.deti-knigi.com/index.php/features/proekty-mto-da/poslednie-novosti/item/5116

Рассказы, стихи и сказки печатались в различных журналах, сборниках и альманахах, в т. ч. «Мурзилка», «Кукумбер», «Шишкин лес», «Рюкзачок», «Работница», «Фома», «Полдень21 век», газета «Школьник», сборники РОМЭН «Современные писатели – детям» и «Позвоните в тридесятое», «Весёлые рассказы и смешные истории» АСТ, 2017.

Лауреат и дипломант многих литературных конкурсов, в том числе: межд. Конкурс «Золотое перо Руси» — лауреат -2010, 2013, «Новая детская книга» Росмэн – финалист 2012, Корнейчуковская литературная премия, 2014, 2015 — лауреат, Германский междунар. лит. конкурс «Лучшая книга года» 2015 – дипломант, «Новая сказка-2015» — финалист, Конкурс им. Крапивина 2016 – полуфиналист, Конкурс им. С. Михалкова 2014, 2016 – лауреат, финалист конкурса им. К. Васильева – 2015, 2016 год, победитель конкурса «Добрая лира» — 2016 и др.

Награждена Знаком «Серебряное перо Руси» — 2011 в ном. «Проза для детей», Знаком «Золотое перо Руси» — 2016, Знаком МГО СПР «Орден В. В. Маяковского», 2014

ЛОНГ-ЛИСТ

.

Александра Зайцева Белые флаги

Татьяна Попова Тот, кто спасает

Виктория Медведева Куда зовет солнце
Валентина Черняева Голубые васильки

Ольга Киселёва Дылда
Елена Арсенина Завтра будет лучше, чем вчера
Ната Иванова Вселенная на кончиках пальцев –
Ольга Янаева Особенный день
Надежда Кондрахина Кира
Людмила Ильина Оловянная золушка

Людмила Шмидт Море было спокойным
Юстасия Тарасава Какого цвета дождик –
Оксана Танкова Вовкины слезы

Анатолий Петухов Девушка с неограниченными возможностями

Софья Орех Твой брат дун
Вероника Черных Чистые дети

Илья Сергеев Леденцы со вкусом соли

«День открытых дверей для детей с ограниченными возможностями здоровья»

В мае того года я был на отчетном концерте секции спортивной аэробики нашего города. Мое внимание привлекла одна девочка, она выступала не во всех танцах и она очень сильно выделялась среди других детей. Это заметили все, кто то смеялся, кто-то смотрел осуждено. Мне стало жалко эту девочку, и я стал за ней наблюдать, далее познакомившись с ней я узнал, что у девочки ДЦП, и что она мечтает выступать на соревнованиях вместе с другими детьми, но к сожалению ее не берут, потому что она не такая как остальные дети в группе. Вот тогда я и задумался, а посещают ли дети-инвалиды спортивные секции нашего города и где они могут заниматься. Сначала я посетил отделение реабилитации детей-инвалидов нашего города, чтобы узнать занимаются ли маломобильные дети спортом. Как выяснилось, что дети не занимаются никакими видами спорта по разным причинам, но были бы рады им заниматься. Далее я поехал в Уфу, чтобы побеседовать с депутатом ГосДумы РФ Римой Баталовой. Она рассказала о том, какие условия необходимы для занятия спортом детям-инвалидам. По приезду домой я решил выяснить у тренеров и директоров ДЮСШ нашего города занимаются ли у них такие дети и согласны ли они заниматься с ними, от всех тренеров мы получили положительный ответ, но нашли только двух детей, которые занимаются спортом серьезно. Далее создал социальный ролик, который призывает родителей таких деток не боятся отдавать детей в спорт. Далее было решено организовать день открытых дверей для детей с ОВЗ в ледовом дворце «Туймазы-Арена». Для этого я опять же посетил главу города и района Суфиянова Айдара Рифгатовича, который меня в очередной раз полностью поддержал. В администрации было организовано собрание, где обсуждали каждую деталь мероприятия. Чтобы оповестить население, дали заметку в газету, на радио, на телевидение показывали ролик. На улицах города раздавали буклеты, в которых была вся информация о мероприятии. Чтобы не одна семья с ребенком-инвалидом не осталась в стороне, я обратился в центр реабилитации с просьбой обзвонить каждую семью и довести до сведения нужную информацию. И 29 сентября мы провели его. В этот день детей встречали аниматоры из агентства «Киндер Дэй». Прошло торжественное открытие, на котором выступил наш глава, я сам и Паралимпийский чемпион Ильдар Помыкалов. Пришло очень много детей с ОВЗ и ребята смогли записаться в секции, пообщаться с тренерами, гостями праздника и угоститься разными сладостями. Это говорит о том, что у меня все получилось. Самое приятное было видеть счастливые и радостные лица детей, когда они разговаривали и общались с тренерами. Ко мне подошел мальчик, который спросил: «я, что смогу заниматься у самого «принастоящего» тренера?», я кивнул ему головой, потому что с трудом сдерживал слезы, а в конце он подбежал ко мне и с гордостью сказал, что записался в секцию и разговаривал с тренером. Когда он это говорил, моя мама плакала. Мы пожелали ему много побед, сказали, чтобы много тренировался, и что мы в него верим. А он в свою очередь пообещал, что не подведет нас. Также там был мой брат, он тоже ходит в секцию каратэ. Он был одет в кимоно. И сразу же к нему подбежали мальчишки, просили показать удары, спрашивали, а получится ли у них так. У каждого тренера на столе были кубки, медали, грамоты, а также информация о их виде спорта. Дети с любопытством смотрели и изучали все. Каждый родитель получил буклет, где указано, какие секции где находятся, фамилия имя тренера, и номера их телефонов. Но уже многие в этот день записались в секции и были приглашены на первые тренировки. А самое главное в этот день и дети и родители поняли, что все невозможное становится возможным. Ведь некоторые до последнего не верили, что их дети могут заниматься в секциях, где тренируются здоровые дети. Родители и дети еще долго не отпускали тренеров, задавали им свои вопросы, а тренера с удовольствием отвечали на них. В конце мероприятия все были приглашены на чаепитие. Я очень рад, что администрация нашего города и глава поддержал мою идею, приложив максимум усилий, чтобы праздник удался. Когда глава нашего района Суфиянов Айдар Рифгатович сказал, что будет финансово поддерживать таких детей в спорте, по щекам родителей текли слезы, ведь в таких семьях очень много денег уходит на лечение и реабилитации детей. По прошествии месяца после мероприятия, я еще раз обошл всех тренеров, с целью узнать посещают ли дети с ОВЗ спортивные секции. И был очень рад тому, что около 30 детей уже стабильно ходят на тренировки, в такие секции как: каратэ, лыжные гонки, плавание, дзюдо, фигурное катание, легкая атлетика, волейбол, шахматы, художественная гимнастика. Тренера детьми очень довольны, и занимаются с ними с большим энтузиазмом. и я планирую не оставлять их без внимания и провести среди них соревнования, под девизом: «Маленькие победы, на пути к олимпийским рекордам!» где будет присутствовать Рима Баталова.

«Даша»

В ходе того, как я обходил тренеров, я познакомился с тренером по фигурному катанию Соколовой Ксенией. У нее ребенок-инвалид. Ребеночка зовут Дарья, а мама называет ее «Даша-душа наша». Разговаривал я с ней за пределами катка, но где то вдалеке раздавался часто детский голосок. Это была Даша. Как оказалось, Даша очень любит смотреть, как дети катаются на льду, и когда есть возможность, Ксения берет ее с собой на тренировки. Ксения познакомила меня с ней. Девочка сидела на коленках у бабушки. Она оказалась настоящим ангелочком, всегда улыбалась. Но когда я захотел с ней поиграть, выяснилось что у Даши ДЦП, и она в свои пять лет не ходит. В день открытых дверей, я уже с нетерпением ждал встречи с этой девочкой. Я долго опять разговаривал, и пока мы общались, она не отпускала мою руку. Она открыла мне свой секрет, и он состоял в том, что она мечтает ходить, и когда-нибудь кататься на льду с другими детьми. Я поинтересовался у Ксении, а есть ли хоть какой-нибудь шанс, чтобы Даша начала ходить. Она ответила, что врачи говорят, что шансы есть, но нужно первоначально приобрести Ортез SWASH, но он стоит больших денег, которых к сожалению у них нет, ведь очень много денег уходит на лекарства, уколы и т.д. Мы спросили ее, а почему она не обратиться за помощью на предприятия нашего города, не напишет в интернете, не обратиться в какие-нибудь фонды. Она ответила, что боится, стесняется просить, вдруг ее будут осуждать и что они уже в течении нескольких лет сами потихонечку копят. В этот день когда проходил день открытых дверей, очень много детей сразу записались в секции, но передо мной был человечек, который на данный момент нуждался в другой помощи. Я спросил у Ксении сколько стоит этот аппарат, и она озвучила нам его стоимость. В этот день мы ничего ей не сказали, но уже твердо для себя решил, во чтобы то ни стало помочь Даше. И я с родителями начал действовать. Сначала мы думали обратиться к волонтерам и поставить контейнеры для сбора денег, но потом поняли, что это будет долго. Потом хотели написать письма на крупные предприятия, но тоже сразу это отвергли, ведь на бумажке все не объяснишь. Тогда мы решили сами лично обойти предпринимателей и попросить их о помощи. Мы рассказали об этой девочке всем своим друзьям, знакомым и родственникам. Когда мы пошли к первому предпринимателю, тоже было страшно, вдруг нас не поймут. Рассказ мы свой начинали с того, что у нас в городе прошел день открытых дверей для детей с ограниченными возможностями здоровья, и что в ходе того как мы готовились к нему, что мы познакомились с девочкой, которая мечтает ходить. Мы были очень удивлены, что нас сразу узнали, и что они слышали про это мероприятие, и что мы большие молодцы, что провели его. Он с удовольствием согласился помочь ребенку. Наши походы по предприятиям, оказались очень плодотворными, мы собрали почти что третью часть, которая необходима. Я рассказал об этой девочке в секции, которую я посещаю, и я очень рад, что они поддержали меня. И наша школа каратэ во главе с тренером и родителями тоже собрали деньги, чтобы Даша смогла осуществить свою мечту. Ксения прислушалась к нашим советам и дала объявление в интернете. Как оказалось в нашем маленьком городе живут очень добрые люди, которые готовы придти на помощь другим. Нам звонили люди, которых мы не знаем и говорили, что слышали, что мы собираем деньги ребенку, и спрашивали номер карты мамы, чтобы перечислить деньги. На момент, когда мы передавали деньги Ксении, мы были рады услышать, что на ее счет уже перечислено больше половины денег, которые нужны, и что мы очень близки к тому, что Даша начнет делать свои первые шаги. И мы уверенны, что ее мечта осуществится. Ксения дала интервью в газете и на телевидении, где поблагодарила всех кто помог ее доченьке. А еще она сказала такие слова: «Знаете, раньше я думала, что я одна, и что проблемы моей семьи никого не волнуют, что у каждого свои проблемы, но как оказалось я не одна, что рядом есть люди, которые готовы оказать финансовую поддержку, кто-то поддерживает словами, кто-то советами, ведь в нашем мире никто ни от чего не застрахован». Конечно же, я понимаю, что таких детей очень много и каждый нуждается в помощи, и мы лично не сможем им всем помочь. Но на своем примере, я показал, что все невозможное — возможно, что таким людям нужна поддержка общества., наш тренер принял решение на новый год провести соревнование. Туда будут приглашены спортсмены со всей России. И те деньги которые он соберет (чтобы ребенок участвовал на соревновании, родители вносят родительский сбор), мы перечислим на счет Даши. Ведь ей еще многое предстоит пройти. И я призываю вас, взрослые и дети, оглянитесь вокруг, кто нас окружает. Ведь есть те кто нуждается в нас, в нашей помощи и заботе. Ведь простой акт заботы и внимания создает бесконечную цепочку. И это возвращается к тебе!

Ганузин В.М. (Ярославль, Россия)

Ганузин Валерий Михайлович

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная ул., 5, Ярославль, 150000, Россия. Тел.: 8 (485) 272-65-19.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье освещаются вопросы реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Представлены современная классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы детей и подростков. Дана структура первичной инвалидности среди детского населения. Показана важность полипрофильной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети; инвалиды; классификация; программа реабилитации и абилитации.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных . В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха . Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, по-прежнему выделяются такие, как ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, патология беременности и родов, отсутствие нормальных условий для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений .

Из числа детей, признанных инвалидами в стране, более 50% составляют дети с врожденными аномалиями развития и психическими расстройствами. А среди детей, признанных инвалидами в связи с психическими заболеваниями, около 70% — дети с умственной отсталостью.

В Ярославской области на начало 2016 года числилось 3397 инвалидов детства, что составило 17,5 на 10 000 детского населения. В структуре первичной инвалидности первое место занимали врожденные аномалии развития (23%), второе — эндокринные заболевания (19,8%), третье — психические расстройства (17,5%), четвертое — болезни нервной системы (10,1%). Другие причины встречались реже: болезни костно-мышечной системы — 7,4%, злокачественные новообразования — 6,4%, болезни уха и сосцевидного отростка — 4,4%, болезни органов зрения — 2,5%.

К категории детей-инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Факторы риска и причины возникновения основных инвалидизирующих состояний. Все причинные факторы делятся на три основные группы: социально-демографические, социально-психологические и медицинские, которые, в свою очередь, можно подразделить на медико-биологические и медико-организационные .

В Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» определены классификация и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан, в т.ч. детей, при осуществлении медико-социальной экспертизы .

Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности

К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);

нарушения языковых и речевых функций: устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования;

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности, вестибулярной функции; боль);

нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);

нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;

нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).

Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.

Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека:

I степень — стойкие, незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;

II степень — стойкие, умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;

III степень — стойкие, выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;

IV степень — стойкие, значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

Она основана на нормальной смене возрастных этапов развивающегося человека и основных форм его социального бытия на этих возрастных этапах:

от 0 до 3—4 лет (ранняя помощь семье и ребенку);

от 4—5 до 7—8 лет (воспитание в дошкольном учреждении);

от 7—8 лет до 14—16 лет (систематическое обучение);

от 14—16 до 21—24 лет (профессиональная подготовка).

К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:

a)

способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно обеспечивать свои основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены, а именно:

1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;

б)

способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом, а именно:

1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в)

способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения, а именно:

1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г)

способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации, а именно:

1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа органов слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;

2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д)

способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм, а именно:

1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е)

способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни, а именно:

1 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением специальных технических средств обучения;

2 степень — способность (определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии) к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам, при необходимости — обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением специальных технических средств обучения;

3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;

ж)

способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы, а именно:

1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;

3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.

Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ) по установлению инвалидности у ребенка в возрасте до 18 лет. Основные требования к оформлению медицинской документации

Для того чтобы ребенка признали инвалидом, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (далее — МСЭ). Направление на прохождение МСЭ можно получить в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства (больница, поликлиника) либо через органы социальной защиты. Его оформляет лечащий врач больницы или участковый врач-педиатр, вписывая туда заключения врачей-специалистов, дополнительных и инструментальных методов исследования (перечень осмотров специалистами при различной патологии указан в приложении Приказа МТ и СР РФ № 1024н от 17.12.2015).

Данное направление подписывается главврачом и заверяется печатью учреждения, выдавшего направление. С этим направлением ребенок-инвалид в сопровождении родителя или лица, его заменяющего, направляется на МСЭ, где он освидетельствуется и получает Заключение о назначении ему инвалидности или отказе в этом. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения им 18 лет.

С 1 января 2016 года вступит в силу новый порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалидов, выдаваемых государственными учреждениями медико-социальной экспертизы . Программа содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые ребенку-инвалиду бесплатно, так и мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица и организации.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро МСЭ.

ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается на 1 год, 2 года или до достижения им возраста 18 лет. В новую ИПРА ребенка-инвалида вписываются реабилитационные и абилитационные мероприятия, в которых нуждается ребенок-инвалид. Ранее выданная ИПРА ребенка-инвалида после оформления заключения о ее выполнении погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в правом верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы ребенка.

ИПРА ребенка-инвалида, оформленная на бумажном носителе, подписывается руководителем и ребенком-инвалидом (его законным или уполномоченным представителем), заверяется печатью бюро и выдается на руки ребенку-инвалиду, его законному или уполномоченному представителю.

В случае отказа ребенка-инвалида (его законного представителя) подписать сформированную ИПРА ребенка-инвалида она приобщается к его акту медико-социальной экспертизы.

При реализации ИПРА ребенка-инвалида обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Учреждение МСЭ направляет Выписку из ИПРА инвалида в орган исполнительной власти субъекта РФ в соответствующей сфере деятельности, региональные отделения Фонда социального страхования по месту жительства ребенка-инвалида, определенные в соответствии с его ИПРА исполнителями реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Выписка направляется для выполнения следующих мероприятий:

а)

по медицинской реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья;

б)

по профессиональной реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения;

в)

по психолого-педагогической реабилитации или абилитации — в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере образования;

г)

по социальной реабилитации или абилитации — в части обеспечения техническими средствами реабилитации (далее — TCP), предоставляемыми ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета в сфере социальной защиты населения;

д)

физкультурно-оздоровительных мероприятий, занятий спортом — в орган исполнительной власти субъекта РФ в области физической культуры и спорта;

е)

по обеспечению TCP, предоставляемых ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета, — в региональное отделение Фонда социального страхования.

В выписке указываются:

а)

наименование и адрес органа исполнительной власти, регионального отделения Фонда, в который направляется Выписка;

б)

наименование бюро медико-социальной экспертизы, направившего Выписку;

в)

номер ИПРА ребенка-инвалида, номер и дата (число, месяц, год) протокола проведения медико-социальной экспертизы, согласно которому разработана данная ИПРА ребенка-инвалида;

г)

заполненный раздел общих данных об ребенке-инвалиде в ИПРА;

д)

заполненная таблица мероприятий реабилитации или абилитации ИПРА ребенка-инвалида, исполнителем которых определено региональное отделение Фонда, в который направляется Выписка;

е)

дата направления Выписки, которая подписывается руководителем бюро МСЭ.

Выписка направляется в орган исполнительной власти не позднее 3 рабочих дней с даты выдачи ИПРА ребенка-инвалида. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, включает в себя паспортные данные ребенка; информацию о сроке, до которого установлена категория «ребенок-инвалид»; данные о месте жительства законного представителя ребенка-инвалида; показания к проведению реабилитационных мероприятий; перечень ограничений основных категорий; степень ограничения (1, 2, 3) жизнедеятельности, способности к самообслуживанию, способности к передвижению, способности к ориентации, способности к общению, способности к обучению, способности к трудовой деятельности, способности к контролю за своим поведением. В ИПР ребенка-инвалида вносятся данные о том, разработана она впервые или повторно, на какой срок (указывается первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование, и год, на который назначено очередное переосвидетельствование, либо делается запись «до достижения возраста 18 лет», и указывается дата наступления возраста 18 лет). Отмечается дата выдачи ИПР ребенка-инвалида.

Мероприятия медицинской реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий медицинской реабилитации», «Срок проведения реабилитации», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении медицинской реабилитации с указанием причины».

Медицинская реабилитация включает реконструктивную хирургию, восстановительную терапию, санаторно-курортное лечение, протезирование, ортезирование и др. Указываюся прогнозируемый результаты медицинской реабилитации: восстановление нарушенных функций (полностью, частично); достижение компенсации утраченных функций (полностью, частично) .

Мероприятия психолого-педагогической реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий психолого-педагогической реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении психолого-педагогической реабилитации».

Если планируется получение дошкольного воспитания, то указывается тип дошкольного образовательного учреждения: дошкольное учреждение общего назначения; дошкольное учреждение общего назначения с соблюдением специального режима; коррекционная группа в дошкольном учреждении общего назначения; специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

При получении общего образования планируется и рекомендуется тип школьного образовательного учреждения: общеобразовательная школа общего назначения (обучение с использованием обычной программы, в малых группах, при соблюдении специального режима учебного процесса (коррекционный класс (группа) в школьном образовательном учреждении общего назначения)); специализированное (коррекционное) учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Указываются условия получения общего образования: в общеобразовательном учреждении, на дому, в лечебном (реабилитационном) учреждении; форма получения общего образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; режим занятий; учебная нагрузка в день; объем изучаемого материала.

При получении профессионального образования указывается рекомендуемая профессия; специальность; тип образовательного учреждения профессионального образования: общего назначения, специальное для инвалидов; форма получения профессионального образования: очная, заочная, очно-заочная (вечерняя), семейное образование, самообразование, экстернат; рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда.

При проведении психолого-педагогической коррекции указываются виды психолого-педагогической коррекции, в которой нуждается ребенок-инвалид: коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями; формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков. Также отмечается прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду; реализация возможности получения полного общего образования, профессионального образования; получение профессии (специальности); достижение профессионально-производственной адаптации; закрепление инвалида на рабочем месте .

Мероприятия социальной реабилитации включают в себя следующие пункты: «Перечень мероприятий социальной реабилитации», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении социальной реабилитации».

Указывается прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное); восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) .

Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) включают в себя пункты: «Перечень ТСР», «Срок проведения мероприятий», «Исполнитель», «Отметка о выполнении или невыполнении применением ТСР».

Примечание. Во всех графах, где указывается срок проведения реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям указываются даты начала и окончания проведения реабилитационного мероприятия либо делается запись «до достижения возраста 18 лет»; в графах, где указывается исполнитель проведения реабилитационных мероприятий по соответствующим позициям, указывается исполнитель проведения реабилитационного мероприятия (Фонд социального страхования, орган социальной защиты населения, учреждения службы занятости населения, работодатель, органы управления здравоохранением, образованием, медицинские, образовательные, реабилитационные организации либо сам инвалид).

В графах, содержащих отметку о выполнении или невыполнении реабилитационных мероприятий, по соответствующим позициям, делается запись «выполнено» или «не выполнено» организацией, указанной в качестве исполнителя, и данная запись заверяется подписью ответственного лица этой организации и печатью.

Согласие с содержанием ИПР ребенка-инвалида подтверждается подписью ребенка-инвалида или его законного представителя и визируется руководителем учреждения медико-социальной экспертизы.

Далее дается заключение о выполнении ИПР ребенка-инвалида:

Оценка результатов медицинской реабилитации: достигнута компенсация утраченных функций (полная, частичная); восстановлены нарушенные функции (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка результатов психолого-педагогической реабилитации: восстановлены (компенсированы) функции общения, контроля за своим поведением; достигнута психологическая коррекция мотиваций к обучению, к труду; реализована или реализуется возможность получения полного общего образования, профессионального образования; получена профессия (специальность); достигнуты профессионально-производственная адаптация, закрепление инвалида на рабочем месте и др.

Оценка результатов социальной реабилитации: достигнута способность к самообслуживанию (полная, частичная); восстановлены навыки бытовой деятельности (полностью, частично); восстановлен социально-средовой статус (полностью, частично); положительные результаты отсутствуют и др.

Оценка ограничений основных категорий жизнедеятельности: достигнуты компенсация (полная, частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности; положительные результаты отсутствуют и др.

Особые отметки о реализации ИПР ребенка-инвалида: вносятся дополнительные сведения о результатах осуществленных реабилитационных мероприятий, в том числе заключение о достижении возможности осуществления самообслуживания и ведения самостоятельного образа жизни детей-инвалидов по достижении ими 18 лет, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Данное заключение подписывается руководителем учреждения медико-социальной экспертизы и заверяется печатью.

Заключение

Реабилитация ребенка-инвалида, в силу его особого положения в обществе, теснейшим образом связана с воздействием на него социальных макро- и микрофакторов (семьи, социального окружения и др.), с педагогическим воздействием (общим и специальным образованием) и, по сути, является медицинской, социально-психологической и психолого-педагогической реабилитацией.

Реабилитация детей-инвалидов — это длительный динамический процесc, сопровождающий ребенка на разных возрастных этапах и учитывающий закономерности психического развития, в связи с чем предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка.

Литература

2. Арпентьева М.Р. Проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей и взрослых) и их семей // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2016. – № 2. – С. 48–52.

4. Ганузин В.М., Ганузина Г.С. Организация врачебной профессиональной консультации школьников с отклонениями в состоянии здоровья // Поликлиника. – 2007. – № 1. – С. 72–73.

5. Ганузин В.М., Романычева Е.Н., Курчина Е.Г. Деятельность отделения медико-социальной помощи поликлиники в профилактике и реабилитации детей и подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – № 2. – С. 36–38.

13. Об утверждении технического задания пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов: Приказ Минтруда России от 18.08.2016 N 436н.

14. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н.

Ссылка для цитирования

УДК 616-036.865-053.2-084-036.868

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *