Дети за грехи родителей

Аудио

Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д.. Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких? В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое). Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование. И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся. Особенно, когда речь идёт о каких-то тяжёлых преступлениях, то это до четвёртого рода может сказываться на детях. Вот о чём идёт речь. Но дети, рождаясь, например, очень жадными, или очень жестокими, или очень коварными, невиновны в том, что они рождаются с этими свойствами, и за это они не наказываются. А наказываемся мы за что? За своё отношение к этой своей страсти. Борюсь я с этим или нет. Вот за что! Если я не борюсь, то за это наказываюсь, если борюсь — слава и благодарение будет от Бога! Вот в чём дело! А за те свойства, с которыми рождается человек, за это он, конечно же, не наказывается, поэтому не нужно думать, что ребёнок наказывается за грехи родителей. Речь идёт о наказании в другом смысле, в том, что он несёт на себе . Вот, психически ненормальные родили детей. И дети родились. Не Бог же наказывает, а это естественный, биологический закон природы. Он касается не только тела, но и души. Бог не наказывает, а наказываем мы сами себя.

Кстати, пользуюсь случаем, чтобы сказать. Что является грехом? Грехом является не то, что будто бы Бог приказал нам, например, не воровать, а я украл, и теперь Бог меня накажет. Нет! Не это происходит, а происходит другое совсем! Оказывается, воровством я раню свою душу. Я себя раню! Вот чем я наказываю себя. Простой пример: отчего у пьяниц бывает цирроз печени? Что, Бог наказал? Здесь мы понимаем: «Нет, конечно! Он сам виноват». Наркомана Бог наказал? Точно так же это относится и ко всем прочим грехам. Всё то, что называется грехом, ранит душу человеческую. Почему апостол Иаков и писал: «Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем своими похотями и страстями». Вот о чём речь! Так же и здесь: дети не наказываются за грехи родителей — это образно. Об этом пишет Антоний Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Как они хорошо пишут о том, что не Бог наказывает, а мы сами себя наказываем своими делами. И к сожалению, родители передают свои духовные грехи, огрехи, страсти, детям. Поэтому родителям очень важно следить за собой. Как приходится говорить иногда, к сожалению, не очень культурно: «Мы хотим, чтобы дети были ангелочки, а сами настоящие дьяволочки».

Фатализм

Книга архиепископа Иоанна «Любовь долготерпит»

Президенту России подарена книга архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит»

– Владыка, продолжая разговор о Высшем суде и Высшей справедливости, ответьте, пожалуйста, на вопрос: расплачиваются ли дети за грехи родителей? Если вспомнить новейшую историю страны: гражданскую войну, репрессии, разрушение храмов, то станет понятно, насколько ответ на этот вопрос важен не только для конкретного человека, его семьи, но и для всего общества. Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Так ли это?

– Суждение о том, что последующие поколения (называются цифры четыре или семь) будут расплачиваться за грехи отцов, имеет ветхозаветные корни, и в Евангелии мы не найдем никаких указаний на это. Да, в Книге Бытие Библии рассказывается о том, как сын Хама Ханаан и его потомство были прокляты и несли проклятие за грех, совершенный Хамом. Но это единичный случай, и проклятие было произнесено не Богом, а отцом Хама Ноем. Сам Ной «был человек праведный и непорочный в роде своем» (Быт. 6. 9), и у него было трое сыновей: Сим, Хам и Иафет, которых Господь повелел Ною взять с собой в ковчег. Когда потоп кончился, Ной с сыновьями вышли из ковчега и принесли жертву Богу. Господь благословил Ноя и сынов его и обещал, что больше вода не будет служить потопом на истребление всего живущего. Кстати, интересно, что знамением этого завета Господь сделал радугу: «И будет, когда я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякой душею живого во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» (Быт. 9. 14–15).

Но нам сейчас важно обратить внимание на то, что и Ной, и его сыновья были благословлены Богом. И вот что происходит дальше: после потопа «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина и опьянел и лежал обнаженный в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9. 20–25). То есть проклятие Ханаана за грех отца его, Хама, произнес Ной – это дело Ноя. И проклятие было направлено на Ханаана, потому что Хам, как мы помним, был благословлен Богом, естественно, Ной это знал и просто не мог это благословение преступить.

– Теперь понятно, откуда пошло выражение «хамов грех» и что это значит. И ясно, почему Ной проклял не своего сына Хама, который этот грех совершил, а внука. Может быть, это кажется и не справедливым, но все-таки поступок Хама предопределил будущее его потомков, их место в народе – они действительно стали рабами.

– Да, от Ханаана пошли племена Ханаанские. Но уже в ветхозаветных пророчествах дается ответ Бога на вопрос, ложится ли вина родителей на детей, расплачиваются ли дети перед Богом за их грехи. Вот что говорит Господь устами пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19–30). А у пророка Иеремии, предвестившего приход Христа, сказано так: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31. 29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех отцов, нет такой темы – но есть, и это очень серьезно, тема греховной наследственности.

И чтобы закрыть этот вопрос, скажу, что если судьба тех, кто разрушал храмы очень часто складывалась трагически, то их дети, я знаю такие примеры, вырастали хорошими, порядочными людьми, часто верующими. То есть прямой связи между проступком родителей, роковой предопределенности расплаты нет.

– Понятно, что ребенок не несет ответственности за грех родителей, но оказывает ли влияние на состояние ребенка духовное состояние родителей? То есть я имею в виду, ущербны ли в чем-то дети невенчанных родителей, так называемые «незаконнорожденные дети», дети, родители которых атеисты или принадлежат к другой вере?

– Нет, конечно, о какой ущербности может идти речь? Незаконнорожденность – это термин наследственного права, и никакого иного, в том числе и духовного, значения не имеет. Надо четко понимать, что крещение – это духовное рождение во Христе, и по сравнению с этими узами все другие связи – родственные, социальные, семейные, национальные, не так значимы.

– Да, в Евангелие есть эпизод, который часто смущает людей, делающих первые шаги в вере. Я имею в виду место, где описывается, как к Иисусу пришли Матерь Его и братья Его, и Он не вышел к ним. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8. 19–21).

– Этот эпизод ни в коем случае не учит невниманию или пренебрежению к родным, близким. Он просто говорит об иерархии ценностей, о том, что, во-первых, Господь пришел для всех, а во-вторых, о том, что единение во Христе выше любого другого единения.

Ко времени пришествия в мир Христа в религиозных воззрениях евреев кровно-родственные связи определяли богоизбранность. Получалось, что если ты потомок Авраама, то ты автоматически наследуешь Царствие Небесное. Но Христос сказал: «Не вы меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). И Он установил иные критерии отношений с Богом. Родовые связи не могут определять, спасется человек или нет. По отношению ко Христу все родовые связи – ничто, потому что Бог – Творец, Бог – наш Отец, а мы Его дети, поэтому мы и называемся братьями и сестрами во Христе. Апостол Павел пишет: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христе крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3. 26–28). То есть все мы Христовы, и это единение имеет абсолютную ценность, ценность в вечности. С другой стороны, Иисус рождается в богоизбранном народе, Евангелие неслучайно дает Его родословие – этим подчеркивается и то, что каждый человек должен знать свое родство.

– А почему это важно, по-моему, это противоречит тому, что Вы только что сказали?

– Совсем нет. Дело в том, что Господь призывает нас к жизни в конкретной исторической и социально-культурной среде, и эта среда является хранительницей человека и местом реализации им его предназначения. И родовая принадлежность помогает человеку воспринимать мир в той природной, социальной, исторической среде, в которой он призван к жизни. Это то, что позволяет человеку сформировать и осознать свою самобытность. Мы все единосущны, мы все называемся одним именем – Человек, но каждый из нас имеет свое лицо, и вот с этой точки зрения принадлежность человека к конкретному роду очень важна: так формируется индивидуальность, личность приобретает новые грани, ипостаси. И с другой стороны, родовая принадлежность помогает человеку идентифицировать себя в этом мире, среди других людей. И если учесть, насколько стремительно в современном мире идут процессы унификации людей, насколько сильна тенденция к приведению всех к одному стандарту, можно предположить, что роль кровно-родовых связей будет возрастать, потому что именно они позволят человеку не потерять и осознать свою индивидуальность, сохранить свое лицо.

– Владыка, какова роль семьи в этом? И кстати, раз уж Вы об этом заговорили, как относиться к тем изменениям, которые в последнее время претерпевает она? Сейчас в семье могут жить и родные дети, и дети из предыдущих браков или даже дети из пробирки (ученым кажется, что они близки к этому).

– Что касается клонирования, то это попытка воспроизвести всего лишь биологическую часть такого явления, как рождение. И в основе ее лежит взгляд на рождение только как на биологический процесс.

– Ну, если это так, то наука рано или поздно сократит участие родителей в этом процессе. Ведь если они принимают участие в рождении человека только плотью, то ее-то можно будет заменить совокупностью ферментов, биохимических реакций и т. д. Это будет просто вопросом уровня развития науки.

– При этом забывается, что человек – это тело, душа и дух. В таком появлении человека на свет нет места не только родителям, но и Богу. И уж если мы даже рождение человека считаем просто физиологическим актом без участия Бога, то тогда и все наши отношения – это отношения на уровне плоти.

Мы уже говорили о том, что очень часто супруги, прожившие вместе долгую жизнь, к старости начинают внешне походить друг на друга. Это показывает, что есть нечто, что выше физической данности. И это нечто и преображает, изменяет людей. Значит, семья – это больше, чем отношения плоти. Не просто больше, чем отношения кровные, родственные, социальные, имущественные, бытовые, связывающие людей, но и больше, чем связи плоти в широком смысле слова.

– Мне кажется, что с похожестью супругов друг на друга все ясно – ведь сказано, что «жена и муж плоть едина», а раз едина, то поэтому люди и стали похожи.

– Не все так просто. В Евангелии есть эпизод, когда ко Христу пришли саддукеи, которые не верили в воскресение из мертвых, и спросили Его: «Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?» (Мк. 12. 18–23). И Иисус отвечает, что «когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как Ангелы на небесах» (Мк. 12. 25). То есть в Царствии Небесном совершенно другие отношения, и отношения плоти не имеют жизни в вечности. А раз так, то все связи, узы, которые осуществляются только в одном, физиологическом измерении, не имеют жизни в вечности, они недолговечны. Это распад. Но если люди соединены духовным началом, соединены Любовью, то тогда их отношения уже направлены в вечность. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4. 12), потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, а Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). Поэтому если люди соединены именно духовным началом, если они соединены Любовью, то уже Дух, Дух Любви – союз мира, воздействует на них так, что они становятся похожими друг на друга. И вот тогда семья – это союз людей в любви, а это то, что уже принадлежит вечности.

– То есть получается, что именно любовь и духовная общность делают семью чем-то большим, чем просто сожительство людей, имеющих общих родственников, общий быт, собственность, воспоминания и даже детей.

– Да, и обратите внимание, что такой союз людей, союз, основанный на любви, позволяет человеку раскрыть в себе все то, чем Господь наделил его, раскрыть в себе весь творческий потенциал, который в нем заложен. Такой союз не заглушает эти дары, не подавляет, не разрушает человека, наоборот, он дает возможность для творческого, духовного расцвета личности.

Наследство Адама

— Большинство будущих мам заранее заботятся о здоровье малыша, который скоро появится на свет. Однако нередко случается так, что ребенок рождается не вполне здоровым. У него находят патологии, позднее возникают задержки в развитии. Что это: судьба, Божье наказание за какие-то грехи папы и мамы или просто бессмысленное «совпадение»?

— Согласно учению Церкви, любой человек приходит в этот мир уже болезненным. Мы, как дети Адама и Евы, рождаемся, отягощенные немощами. Как в духовном, так и в телесном отношении. В этом смысле удел человека — болеть. Как говорили отцы Церкви, рождаясь, человек вместе с даром бытия получает и семя тления — то, что в дальнейшем приведет к разрушению тела.

Об этой участи — участи человека, подвергшегося грехопадению, Бог предупреждал еще Адама: «из земли родился, в землю возвратишься». К сожалению, болезни — это неотъемлемое, присущее всем нам состояние нашей природы. А уже степень болезней определяется Промыслом Божьим, равно как и человеку дано родиться мужчиной или женщиной.

Но Промысл Божий включает в себя и активное участие человека в своей собственной жизни и жизни других людей. Отчасти сами родители повинны в том, что дети рождаются с теми или иными болезнями. Если брать крайние примеры — у наркоманов рождается ребеночек с поврежденной природой, уже отравленный ядом. То же самое у алкоголиков и курильщиков. В данном случае вполне можно говорить, это — последствия поведения мам и пап.

— А если родители берегли себя, заботились о своем здоровье, а ребеночек все равно родился больной, как это можно объяснить? Разве это справедливо?

— В советское время нас учили, что дети не отвечают за родителей. Но это глупость, мы все друг с другом связаны. По закону любви, все друг за друга отвечают и влияют друг на друга. И когда у здоровых родителей ребенок рождается вопреки ожиданиям больным, случается родовая травма или еще что-то подобное, это тоже можно расценивать как Промысл Божий. Действительно, Господь допускает рождение глухих, слепых, глухонемых детей. Людям, у которых есть такие малыши, я бы советовал посмотреть православный документальный фильм «Форпост». В нем показан детский приют для больных детей при одном из украинских монастырей. Этот фильм о христианской любви в ее наивысшем проявлении и направлена эта любовь на малышей с недугами. В фильме очень хорошо и достоверно показано, как эта любовь привлекает благодать Божью и исцеляет болезни детей. И это не выдумка, это — правда.

Сам Христос говорит, что ни один волос не упадет с головы нашей без воли Отца Небесного. И совершенно естественно, что во всем, что случается с человеком, в том числе и с детьми, проявляется воля Божья. И утешение в этих страданиях мы находим только в христианском учении (по той простой причине, что больше этого утешения найти невозможно нигде, его попросту не существует). В нем страдания малышей часто мыслятся как искупительные, то есть дети страдают ради взрослых, необязательно за родителей.

В Евангелии есть пример, когда Христа спрашивают о слепом человеке, почему он таким родился. Кто согрешил: он или его родители? Как известно, Христос ответил, что не он и не его родители. Эти страдания служат высшей цели — содействию спасению человека. В будущей жизни, согласно Писанию, во всей полноте раскроется их высший смысл и та высшая слава, которую получат дети, сподобившиеся в своей земной жизни нести на себе этот крест.

Как ангелы

— Некоторые дети не доживают до года. Несчастные случаи, болезни, ошибки врачей… Как родителям пережить утрату или тяжелую болезнь малыша?

— Есть очень хороший библейский пример из жизни величайшего царя и пророка Давида. Его житие весьма поучительно. Как известно, в его жизни был тяжкий грех, когда он прельстился красотой Вирсавии и, чтобы ею завладеть, косвенным образом убил ее мужа, отправив его на самый опасный военный участок. Безусловно, тот погиб. После этого Вирсавия стала формально свободной. Давид на ней женился. У них рождается первенец. Чуть позже ребеночек оказывается в предсмертном состоянии. К Давиду приходит пророк Нафан и говорит, что Господь не даст, чтобы ребенок жил. Давид каялся, молился и просил Бога оставить ему ребенка, но его молитва не была услышана, младенец умер…

Давид провел много времени в слезах, посте и молитвах и впоследствии принял смерть малыша как наказание. И если Господь не дает ребеночку жить на этой земле, это может происходить по разным причинам, одна из которых — грех родителей. В чине отпевания младенцев есть даже такой показательный момент: в нем нет прошения о прощении грехов, поскольку у детей не было возможности за свою короткую жизнь согрешить. Исходя из такого отношения к ребенку как к безгрешному созданию, можно сделать вывод, что Господь просто забрал его к Себе. Почему он не дал ему дальше жить, нам не дано до конца постичь.

В народе бытует уверенность, что дети после смерти становятся ангелами. И это на самом деле так. Умершие дети становятся ангелами не в буквальном смысле, но имеют в вечности ангелоподобную жизнь. Возможно, они даже станут молитвенниками за своих родителей, чем будут содействовать и их спасению тоже. Для родителей, чья вера крепка, это может стать большим утешением.

— Бывает, что тяжелая болезнь или гибель малыша обращает родителей к вере. А случается, наоборот, ожесточает, заставляя впасть в тяжелую депрессию или даже богохульство. Почему одно и то же событие рождает в разных людях столь разную реакцию?

— Все зависит от веры человека и того, насколько он может довериться Богу сам и доверить Ему судьбу своего ребенка. Показательный случай описан в книге одного православного автора. Он пишет, что встречался с некой женщиной, у которой было двое детей. Младший был очень набожным мальчиком, но он умер в возрасте 4 — 5 лет. Женщина ужасно скорбела. По ее воспоминаниям, она даже впала в ропот на Бога. А когда заканчивалось отпевание, священник отошел и оставил Евангелие. Все ее естество потянулось к тому, чтобы взять Евангелие. И взяв его, она открыла как раз на той странице, где Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне» (Мф. 19:14, Мк. 10:14, Лк. 18:16.)…

Конечно же, смерть детей или другого близкого человека — это тяжелая скорбь. Сам Христос плакал, когда видел похоронную процессию и сжалился над одной вдовой. Для родителей здесь может быть только одно утешение, что Господь забирает детей именно к Себе.

Болезнь во спасение

— В жизни есть много примеров, когда в так называемых неблагополучных семьях рождаются вполне здоровые дети. И, наоборот, у здоровых и зачастую верующих родителей появляются на свет дети с тяжелыми заболеваниями. Как Церковь объясняет этот парадокс?

— В подобных случаях, как и во многих других, нельзя забывать о тайне Промысла Божьего. Каждому дается своя природа, у каждого свой крест. Кому-то посылаются тяжелые болезни, кто-то живет практически без них. В любом случае, здоров человек или болен, это состояние для него временно, поскольку и в том, и в другом случае живет он лишь временную жизнь, которая имеет своей целью жизнь вечную. Если нет вечной жизни, то и эта наша короткая временная жизнь не имеет никакого смысла.

Но на самом деле смысл в жизни есть и, исходя из него, временное пребывание человека на земле содействует его дальнейшему спасению. Более того, в христианской традиции мы знаем множество примеров, когда для спасения человека Церковь молилась, чтобы ему послались болезни.

В древней Церкви по этому поводу даже существовали специальные чины, которые применялись в «особо тяжелых» случаях. Например, для христиан, которые вначале вели благочестивый образ жизни, а впоследствии ударились в тяжкие грехи. За них молились, чтобы Господь дал им тяжелую болезнь, и чтобы она стала хотя бы малым воздаянием за совершенные грехи, но не в вечной жизни, что было бы гораздо страшнее, а в жизни земной, временной. И чтобы люди, сподобившиеся такого наказания, вернулись к своей прежней жизни.

Больной человек не может грешить, как прежде. Болезнь заставляет переосмыслить свою жизнь и взглянуть на нее по-новому. Многие святые сами просили Господа послать им болезни, которые приводили их дух в состояние смирения.

— А как же популярная поговорка «в здоровом теле — здоровый дух»? Получается, она не состоятельна?

— По сути, это антихристианская поговорка. Чаще всего бывает наоборот — в здоровом теле может обитать совсем не здоровый дух. Конечно, если толковать выражение «здоровое тело» исключительно как здоровый образ жизни, тогда еще можно с ней согласиться. Но все равно с большими натяжками: христианство знает массу примеров, когда в нездоровом теле находился здоровый дух.

— Какой должна быть духовная жизнь пап и мам, чтобы их дети не страдали от их же ошибок?

— Безусловно, родителям необходимо молиться за своих детей. Чаще всего именно мамы молятся за своих малышей. Материнская молитва имеет перед Богом огромнейший вес и значение. Но и отец как глава семейства должен молиться за всю свою семью и, в первую очередь, за своих детей. Также необходима и регулярная искренняя исповедь, чтобы нераскаянный грех родителей не отягощал своим грузом судьбы детей, не стал причиной их болезней и тяжелых испытаний.

Воцерковление.Ru

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

— Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

— В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

— Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о «родовом проклятии», о «родовом грехе». Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. «Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий» (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007

3.69. Владимир ([email protected]???.ru) пишет: «Уважаемый Василий, огромное спасибо за вашу рассылку. Жизненная суета не часто позволяет взять в руки томик Библии, так что, то что вы нашли способ достучаться до людей через Интернет, просто находка. Я далек от знаний которыми наполнена это поистине мудрая книга, но по мере духовного голода в разные для себя времена испытываю необходимость взять ее в руки.

Вопрос мой: несет ли ответственность сын за поступки отца, да и родни в том числе, ведь в библии не редко упоминается прокляти типа «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки» (Втор 23:3). В чем Бог видит спарведливым наказание нескольких поколений.»

Дорогой Брат Владимир, как бы мне хотелось, чтобы все регулярно питались от этого хлеба духовного, которым является Слово Божье (Мф 4:4; Ин 6:33,35), так же часто, как все мы питаемся хлебом физическим. И я благодарен Богу, что могу разделять эту духовную трапезу вместе с вами хотя бы раз в неделю. Но это я делаю для того, чтобы пробудить у вас желание делать то же каждый день. «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Амос 8:11,12). И не думайте говорить, что мы уже прошли через это время, когда атеизм закрывал людям доступ к Слову Божьему. Хотя мы в то время жили впроголодь (духовно), но Слово Божье все же можно было найти. Но если мы не воспользуемся этой благодатной возможностью изучать Священное Писание, когда оно доступно для всех нас, то наступит то время, когда эти слова пророка Амоса исполнятся в нашей жизни.

Библия говорит: «сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез 18:20). Как же понимать те места, которые говорят обратное? Есть по крайней мере две категории текстов, которые утверждают обратное. Одна категория — это текст, упомянутый в Вашем вопросе, а вторая — это слова заповеди: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх 20:5,6).

Во-первых, надо понять, что в случае с аммонитянами и моавитянами речь идет не только о десяти поколениях. О них сказано конкретно: «вовеки». А десять поколений — это всего-лишь присказка, наподобие той, что мы употребляем: «я уже сто раз говорил об этом». Но вот как истолковали этот текст спустя тысячу лет, после вавилонского плена: «В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, …Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля» (Неем 13:1,3). Во-вторых, надо обратить внимание на следующее обстоятельство: в родословную Иисуса Христа вошла моавитянка (Мф 1:5). И если для христиан всякие там моавитяне уже ничего не значат, то скажем это по-другому: в родословие царя Давида вошла моавитянка ( Руфь 4:17). Другими словами, царь Давид, легендарный еврей — процентов на двадцать сам являлся моявитянином…

Итак, я усложнил вопрос, а сейчас попытаюсь дать на него удовлетворительный ответ. Господь объявляет наказание за неповиновение Богу и противление Его закону. Но в случае с Руфью мы видим, что она всецело приняла Господа: «Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» ( Руфь 1:16). Итак, вот он принцип, которым пользуется Бог: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иер 18:7-10).

Почему же, в таком случае, такие строгие слова записаны в заповедях и высказываются Господом? На это существуют две причины: Во-первых, принцип воспитания. Посмотрите на поколения вокруг себя — мир катится вниз. Каждое новое поколение хуже предыдущего. Плохие родители не могут дать хорошего воспитания детям своим. Во-вторых, грех человека подчас влечет за собой естественные последствия, которые передаются и по наследству. Этими последствиями могут быть болезни, наклонности характера, материальные трудности и т.д. И подчас требуется три-четыре поколения для того, чтобы ситуация изменилась. Священное Писание содержит достаточно примеров того, что Господь прощает, но наказание не отменяет (например, история Давида: 2Цар 12:22).

Таким образом, Господь никому незакрывает дверь ко спасению. И аммонитяне, и моавитяне имели возможность спастись так же, как и все остальные жители земли. Принадлежность к народу израильскому не могла спасти многих людей только потому, что они отвратились от истины. Наказание, которое дети вынуждены нести за грехи своих родителей не препятствуют их спасению. Бог остается справедливым, и тем более, что Он при этом «творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Именно по причине этой милости Божьей евреи сегодня, хотя многие из них давно позабыли Бога, все еще первые среди лучших, как в науке, так и в бизнесе. Да и здоровьем они не обделены. Да, «кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» (Прит 3:12).

ВОПРОС: Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершённый в роду. Так ли это? Что говорит Библия о детях?

ОТВЕТ: В Библии сказано: «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и остаётся, и беззаконие беззаконного при нём и остаётся» (Иезекииля 18:20).

Отношение Бога к детям

2. Дети — наследие и благословение от Господа: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него —плод чрева» (Псалом 126:3).

3. Бог формирует дитя в чреве матери: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознаёт это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них ещё не было» (Псалом 138:13–16).

4. Бог знает дитя ещё до рождения и освящает его: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иеремии 1:5).

5. Бог включает детей в Свой завет: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Бытие 17:7).

6. Библия называет детей верующих родителей святыми, освящёнными: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь — святы» (1 Коринфянам 7:14).

7. Иисус призывает взрослых не препятствовать детям приходить в церковь: «Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошёл оттуда» (Матфея 19:13–15).

8. Если дети родились вне брака или(и) оставлены родителями в детском доме, Бог любит их и восполняет их нужды. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Исаия 49:15); «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Исаия 66:13).

9. Дети испытывают в своей жизни последствия греховной жизни родителей. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня» (Исход 20:5). Если родители не научили ребёнка любить Бога, повзрослев, он будет повторять ошибки и дурные наклонности своих родителей.

10. Ребенок, воспитанный в неверующей семье, может откликнуться на Божий призыв и прийти к Иисусу Христу, Который изменит к лучшему его жизнь. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).

Обязанности родителей по отношению к детям

1. Обеспечивать их физические потребности: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Коринфянам 12:14).

2. Дать им образование: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоём, и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6, 7).

3. Воспитывать детей, обучая их Слову Божьему: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6). «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:4).

«Родители, наставляйте детей. Никогда не смиряйтесь с тем, что ваши дети растут без Христа. Никогда не чувствуйте себя легко, если дети холодны и равнодушны. Взывайте к Богу день и ночь. Молитесь и трудитесь для спасения ваших детей. «Начало мудрости — страх Господень”. Он является побудительным мотивом, движущей силой характера. Без страха Господнего дети не достигнут великой цели их сотворения» (Е. Уайт, «Воспитание детей»).

Подготовила Людмила Яблочкина

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (230) июнь 2016 г.

Ответ профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Ильича Осипова на вопрос о родовом грехе: «Есть ли родительский грех? Если да, то как с ним бороться и нужно ли о нём знать? Ведь есть некий соблазн переложить свои проблемы на родителей: они виноваты, а я ни при чём».

«К сожалению, этого понятия не было в нашем богословии. Сущность этого явления всюду есть – во всей Библии, во всей истории человеческой, всюду! А понятия «родового греха» не было.

В чём суть родового греха и родовой добродетели? Все же прекрасно знают, что мы рождаемся и получаем многие наследственные черты, да фактически чуть ли не все наследственные черты своей природы от родителей, от дедов и прадедов. Причём почему-то мы смотрим только на какие-то стороны тела. Помните «губу Габсбургов»? Сколько смотришь портреты там, в Германии, у всех губа кривая через столько поколений. Это мы видим.

Но на самом деле что является главным? Не тело и даже не психика, а дух человека. Оказывается, тяжёлые грехи, тяжёлые преступления, которые совершаются кем-то из предков, налагают свой отпечаток на формирование духа, а лучше сказать не на формирование, а на сам характер духа, с которым рождаются потомки.

Вот помню в деревне в одной маленькая кнопочка во-от такая, совсем ещё ничего не понимает, а жадный до невероятности. Все хохочут над ним, дети его дразнят, он сам ещё не понимает, плохо это или хорошо. Это просто удивительно, я никогда такого не видел! Рождаются очень злые, рождаются вруны, и ничего ты с ними не сделаешь… «Зачем же ты врёшь? – Не знаю».

Вот в чём суть явления, которое является фактом: оказывается, передаются по наследству свойства и телесные, и душевные, и духовные. Так вот эти вот духовные свойства, которые мы называем или страстями (или, напротив, например, человек рождается особенно любвеобильным, щедрым, добрым), вот эти родовые грехи или родовые добродетели – это некие свойства, с которыми рождается человек, то есть получает их от предков.

Но! У каждого человека остаётся полная свобода отношения к этим своим недостаткам. Я знаю, что я страшно завистливый… И я могу как к этому относиться? По-разному! Я могу с этим бороться, а могу этому отдаваться. Страшно скупой? Я могу противостоять этому, а могу ещё и развивать. Родовой грех, оказывается, может быть изжит правильной христианской жизнью.

Особенно родовой грех действует в течение первых трёх-четырёх поколений. Но если эти три-четыре поколения всё-таки становятся на путь борьбы – он может исчезнуть. Если нет – он может даже стать устойчивой чертой рода. Вы знаете, говорят «воровской род», слышали? «Род каянитов», слышали? «Род Богоматери», или «род святых». Наши стандартные жития подчас с чего начинаются: «родился от благочестивых родителей». Кажется, что звучит это очень мило, но наивно, а на самом-то деле идея какая выражена…

А перекладывать свои недостатки на предков… С одной стороны, кажется, это справедливо, потому что склонность я от них получил, что я родился такой жадный. С другой стороны – ты человек, а не скотина. Кошка не может быть собакой, а лиса – вороной. А человек может бороться с этим, противостоять этому, изменяться может! И для этого как раз и служит правильная христианская жизнь.

Самая основная тема – что такое правильная христианская жизнь? Ведь мы иногда смотрим – это настолько примитивно, прямо элементарно: не греши, а в чём погрешил – кайся, и всё! Но это знаете, что такое? Это первая, микроскопическая ступенька. Духовная жизнь – это нечто очень глубокое. Там есть много важнейших вещей, которые надо знать. Что такое молитва? Как молиться? Можно себе представлять Бога, ангелов? Нельзя. А молиться каким образом, что читать, как относиться к вниманию? Как относиться к сердечным действиям? Это же целая наука! Это наука о духовной жизни, и её надо бы изучать православным христианам.

Родовой грех – это факт, с которым мы рождаемся, это мы получаем, действительно, от своих предков, родителей, но мы к этому вольны относиться очень и очень по-разному. И с нашей совести спросится, как мы отнеслись к этому. Да, я родился скупым, но я могу понуждать себя к добру, к щедрости. Бог видит, в какой степени я борюсь. Вот эта-то борьба и является самым ценным в нашей человеческой жизни.”

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)3

Не следует путать с семью смертными грехами . Эта статья о богословской концепции. Для использования в других целях, см смертного грех (значения) .

Покаянное исповедание своих грехов в Украинской греко — католической церкви из Bernhardines в Львов , Украина

Смертный грех ( Latin : Peccatum мортале ), в католической теологии , является глубоко грешным поступком, который может привести к осуждению , если человек не каяться в грехе перед смертью. Грех считается «смертный» , когда его качество таково , что оно приводит к разделению этого человека от Бога «s спасительной благодати . Грех против Святого Духа , и грехи , которые клич к небесам мести считается особенно серьезным. Этот тип греха следует отличать от простительного грехачто просто приводит к ослаблению отношений человека с Богом. Несмотря на тяжесть, человек может покаяться в совершении смертного греха. Такое покаяние является основным условием прощения и отпущения грехов . Учение о прощении от серьезных грехов имеет несколько различались на протяжении всей истории. В настоящее время католического учения было оформлено в Совете 16 — го века Трента.

Согласно католическому учению, совершенному раскаянию (или несовершенному раскаянию в Таинстве Покаяния ), не связанное с твердой решимостью , чтобы больше не грешить, может восстановить отношения человека с Богом, а также спасительной Божией благодать. Однако, как милость и прощения Бога не связаны Таинством Покаяния, при чрезвычайных обстоятельствах смертного грех может быть перечислен через совершенное раскаяние , который является человеческим актом , который возникает из любви человека Божий. Когда совершенное сокрушение является средством , с помощью которого один стремится восстановить свою связь с Богом, должно быть также разрешение признаться во всех смертных грехах (которые не признались и освобождающих ранее) в Таинстве Покаяния. Решение исповедать эти грехи должно быть сделано с актом совершенного раскаяния, независимо от того, верит ли то или иное лицо , что они будут иметь доступ к Таинству Покаяния.

Термин «смертный грех» , как полагают, происходит от Нового Завета в Библии . В частности, было высказано предположение о том , что термин происходит от 1 Иоанна 5: 16-17. В данном стихе автор Послания пишет «Существует грех , который ведет к смерти.»

Дело в том, что наша с сестрой мама сначала была директором пивоваренного завода, а потом стала его владелицей. Но люди не понимают, как это сложно, сколько сил и труда положено, какой мама прошла путь от младшего технолога до директора. Только никто этого не помнит, зато все завидуют тому, какой ты дом построила да на каких машинах ездишь. Конечно, маме приходилось и бездельников увольнять, и в 90-е задержки по зарплатам шли: если руководишь большим предприятием, недовольные всегда найдутся. Один такой склочник, вечно по судам бегавший — то одно ему незаконно, то другое, — однажды, когда понял, что ничего своими кляузами ему не добиться, от бессилия прокричал маме проклятие. Точных слов я, тогда еще ребенок, сама не слышала. Да и не было нас со старшей сестрой на этом месте. Кляузника — мама его всегда в насмешку «юродивым» называла — в тот день милиция за что-то повязала, вот он со злобы и бессилия маму и проклял. Мама в тот день на производстве была, и про то, что Сергей Иванович кричал и ее проклинал, маме соседки рассказали. Вообще-то крикуном и дебоширом Сергей Иванович не был: он все больше по судам да письма в газеты писать. К нам в район, к маме на завод сразу после института попал, вот, как мать говорила, у него «пионерская зорька в одном месте и играла» — идеалистом был. Год назад, когда я в наш город приезжала, чтобы могилу матери посетить да сестру проведать, я этого Сергея Ивановича на улице встретила: такой же худощавый, только поседел, а так — мальчишка мальчишкой: в джинсиках, в курточке. Мы с сестрой еще посмеялись: кажется, будто в тех же самых. Встретила я его на улице — он внучку из школы вел — поздоровалась да и пошла дальше. А что делать? Не станешь же на улице с бухты-барахты отношения выяснять? Мамы уже 17 лет как нет — с мучениями ушла, рак ее раньше времени в могилу свел. У сестры беда за бедой: второй муж, сволочь неблагодарная, пока она в Израиле лечилась, все ее акции на себя переоформил, а дочка Лидочка — племянница моя, в колледже с наркошами связалась…

Хотела я к этому Сергею Ивановичу домой прийти (он все там же живет), поговорить. Сестра останавливает: да он, скорей всего, и не помнит, что орал, посмеется только над нами, дурами, — мол, так вам и надо. А я думаю, что не может не помнить: его менты повязали, пьяненького, когда он по жене своей сорок дней отмечал — на поминках. Жена его хворая была, как ребеночка ему родила, так, кажется, года через два и сгорела. Не мог он такой день забыть! Тем более, как сестра говорит, не женился он потом, один дочку поднимал. Но как к нему, Мария, прийти? Я даже думаю, что он нас всех давно простил — поздоровался-то он с нами спокойно, и тени злобы в глазах не было. Да и за что? Менты его тогда просто так взяли, можно сказать, чтобы проучить, для его же блага, чтоб не лез куда не надо. И отпустили, скорей всего, быстро… И все равно, не пойдешь же к нему домой, две тетки с высшим образованием, да причем одна из Англии! Не придешь, не скажешь: «Забери, мол, свое проклятие назад…»

Ирина Д. (Лондон)

Ирина, здравствуйте! Ирина, если бы проклятия были настолько эффективны, как им это приписывают, род человеческий прервался бы задолго до того, как вы сели писать свое письмо. Тем не менее любое слово — не пустой звук. А уж произнесенное в гневе…

Ирина, совсем недавно, в 1994 г., отошел в вечность афонский старец Паисий Святогорец. В 2015 г. Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно причислил Паисия Святогорца к лику святых. Поэтому я не буду сейчас рассуждать о проклятии, а сошлюсь на святого. Однажды старца спросили, когда проклятие имеет силу? «В том случае, — ответил Паисий Святогорец, — когда оно является реакцией на несправедливость. Например, если одна женщина поднимет на смех другую — страдающую — или сделает ей какое-то зло и пострадавшая ее проклянет, то прерывается род той, что поступила несправедливо. То есть если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Бог попускает проклятиям иметь силу подобно тому, как Он попускает, к примеру, одному человеку убить другого. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло».

А как можно освободиться от проклятия? «Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог», — учил старец.

Но кого настигает наказание? Того человека, на которого направлено проклятие, или же того, от кого оно исходит? Что потом случается с тем, кто, не сдержавшись, проклял? «Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни, — считал Паисий Святогорец. — Однако тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ну ладно, может быть, кто-то действительно тебя чем-то обидел. Но, проклиная обидевшего тебя человека, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. По какому праву ты так поступаешь? Что бы ни сделал твой обидчик, убивать его ты не имеешь права. Если человек кого-то проклинает, то это значит, что в нем есть злоба. Человек проклинает другого, когда со страстью, с негодованием желает ему зла. Проклятие, исходящее от человека, который прав, имеет немалую силу».

Ирина, наши предки хорошо знали это. В Библии упоминаются так называемые грехи, вопиющие к небу. Что это?

  • умышленное убийство человека;
  • притеснение бедных, вдов и сирот;
  • незаконное удержание или снижение платы.

То, что это страшные грехи, нашим предкам было хорошо известно. Хотя, знание знанием, а азарт алчности — вещь коварная. Память людская хранит немало историй, когда даже люди набожные публично каялись в том, что обидели, пусть и ненароком, — бедных, вдов, сирот. То есть обидели, но потом осознали свой грех. И не только пришли с исповедью в церковь, к Богу, но и нашли в себе смелость покаяться перед обиженным. Смелость взглянуть ему в глаза и сказать: «Прости ты меня — ради Бога! Не таи в сердце зла!»

В отчаянии, если пал духом

Молитва святого праведного Иоанна Кронштадтского

Душа человеческая есть свободная сила, ибо она может сделаться или доброю, или злою силою, смотря по тому, какое ты сам дашь ей направление. Господи, Сила всемогущая! утверди немощную душу мою во всякой добродетели! На недвижимом камени заповедей Твоих утверди слабое для всякого добра сердце мое! Господи! и я ежедневно опытно познаю, что без Тебя я ничто, что без Тебя не могу творить никакого добра; без Тебя одно зло во мне в разных его видах; без Тебя я сын погибельный. О, пренеизреченная Благостыня! исполни благостью Твоею сердце мое! Паче же всего молю: даруй мне любить Тебя всем сердцем моим и ближнего моего, яко себе. Да не буду я злобен, горд, презорлив, непокорен, но да буду незлобив, смирен, почтителен с нежностью и послушен. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *