Детская литургия: что это?

У настоятеля Георгиевского храма г.Таганрога протоиерей Алексея Лысикова мы спросили о недавно прошедшем уникальном событии– впервые проведенной в нашем городе детской литургии.

Детская литургия – это обычная литургия, только обращенная к уму и сердцу маленького человека и желательно проходящая при максимальном участии детей.

Давно назрела мысль, что для успешности учебного процесса в нашей воскресной школе нужно провести миссионерскую литургию, которая будет направлена на детей. К тому времени, когда мы начали ее готовить, выяснилось, что не только дети, но и родители не разбираются в богослужении. Родители многих детей, посещающих воскресную школу, не участвуют в таинствах. Т.е., они привели ребенка в воскресную школу, «сдали» его и надеются, что воскресная школа сделает из него правильного и хорошего человека. Поэтому подготовка шла по двум направлениям: о богослужении рассказывалось детям, и для родителей было проведено несколько специальных занятий. Родители узнали, что такое литургия, каково ее чинопоследование, как к ней готовиться, как самим готовиться к причастию и как помочь подготовиться детям. Многие из тех, кто пришел, впервые вместе с детьми участвовали в церковных таинствах. Т.е., для многих это был еще и момент вхождения в Церковь.

По благословению правящего архиерея, литургия совершалась при открытых Царских вратах до пения «Отче наш…». В процессе совершения Литургии священник выходил и комментировал важные действия, разъяснял их детям. Мы отделили переднюю часть храма специально для детей, так что на литургии, конечно, мог присутствовать каждый, но та часть, которая примыкает к алтарю, была «зарезервирована» для детей, и посторонним и взрослым туда прохода не было. Это давало возможность детям стоять среди людей своего роста, т.е. никто не мешал им, и они могли спокойно видеть все происходящее. Самые маленькие были подняты на клирос и наблюдали литургию оттуда, они там могли сидеть, не мешая никому. А уже те, кто постарше, участвовали в литургии тем, что часть песнопений пропевали вместе с хором. На подсвечники детей решили специально не ставить, потому что это такой уникальный момент, и не хотелось занимать детей свечами. Все-таки предполагалось, что дети будут участвовать больше в богослужении. Мы распечатали текст литургии и раздали его родителям и старшим детям, чтобы они могли сверяться с текстом, и также в церковной лавке продавалась брошюра с текстом литургии, чтобы все, кто хочет, могли приобрести и следить за ходом службы.

Некоторые мальчики из числа отличников учебы были поощрены тем, что их допустили в алтарь, были открыты и царские врата, и дьяконские врата: ход службы был виден максимально, т.е. они стояли в алтаре, но и все остальные не были отделены каким-то глухим забором, а можно было видеть весь ход службы каждому. Впечатления у всех были очень приподнятые. Дети, конечно, устали: все время долго сохранять внимание им тяжело. Поэтому, поразмыслив, мы решили, что, скорее всего, если будем повторять такую литургию, то тогда нужно предлагать детям не полностью всю службу стоять, а собрать их во дворе. Например, летом, потом в какой-то момент ввести их в храм и провести службу для них. Этот момент обязательно нужно учитывать при планировании такой литургии в следующий раз.

Конечно, нам этот опыт дал весьма многое. Мы поняли, что такие службы необходимо проводить как можно чаще, потому что, как выясняется, люди службу не знают и, с радостью стремятся ее узнать, поэтому миссионерская литургия важна не только для детей, но и для родителей, и просто для людей, которые пришли на эту службу, чтобы в ней тоже поучаствовать. Не у всех, конечно, получилось поучаствовать в детской литургии, и поэтому неизбежно повторение этой службы. Такие службы, наверное, должны войти в практику большинства приходов, городов. И, чем больше они будут совершаться, тем более осмысленно люди будут участвовать в богослужении.

Проскомидия

«Проскомидия» – слово греческое и означает «принесение». Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Поэтому хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что означает «приношение». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры). Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе (золотой тарелочке) в строгом порядке:

— сначала в центре полагается кубическая часть просфоры (называемая «Агнцем»);

— частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца»;

— частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд);

— частицы за живых полагаются ниже «Агнца»;

— частицы за усопших – еще ниже;

— частицы из просфор, подаваемых верующими, полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию. Возглавляет Церковь Сам Господь Иисус Христос.

Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре. В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Литургия оглашенных

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим. Начинается она Великой ектенией, в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После Великой ектении поется Первый антифон (псалом 102) «Благослови, душе моя, Господа…». После Малой ектении поется Второй антифон (псалом – 145-й) «Хвали, душе моя, Господа…». Псалмы эти называются антифонами – петь их положено на двух клиросах попеременно.

По окончании Второго антифона всегда поется «Единородный Сыне…». В этом песнопении изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее следует Малая ектения и пение третьего антифона – «Блаженств Евангельских» (правила жизни, которые нам дал Господь Иисус Христос). При пении Третьего антифона открываются Царские врата.

В конце «Блаженств» священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата.

(Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь). Певчие поют входное: «Приидите, поклонимся…».

После этого поются тропари, кондаки и «Трисвятое» («Святый Боже…»).

По окончании «Трисвятого» на середину храма выходит чтец и читает «Апостола» (отрывок из посланий апостолов к первым христианам).

После чтения «Апостола» диакон или сам священник читает Евангелие.

По окончании чтения Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения за живых и затем – особая ектения за усопших.

После этого оглашенным предлагают выйти из храма.

Литургия верных

Третья часть называется Литургией верных потому, что на ней могут присутствовать только верные, т.е. крещенные. После приглашения оглашенным удалиться из храма поется Херувимская песнь. Эта песнь приглашает верующих оставить всякую мысль о житейском, представить себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему трисвятую песнь. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение…» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря. Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть). Хор продолжает петь «Херувимскую» со слов: «Яко да Царя всех подымем…».

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв – «Символ веры», – которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Наступает кульминация Литургии:

Совершается Святое Таинство Евхаристии – преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш…») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата.

Священник выносит Чашу со Святыми Дарами и говорит:

«Со страхом Божиим и верою приступите!» Начинается причащение верующих и хор поет: «Тело Христово приимите…».

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша…» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *