Детский тренер

При выборе вида спорта для ребенка первое и главное — это найти хорошего детского тренера. Но зависит ли успех вашего ребенка от тренера? Или все-таки природные данные и упорство сделают все за него? И возможно ли достичь Олимпийских побед без наставника?

Критерии оценки тренера

Умение замотивировать

Тренер должен вдохновлять своих подопечных на желание заниматься и улучшать свои показатели. Если говорить про маленьких детей, то не все они выносливы, и не всегда все получается. И чтобы у ребенка не пропал интерес к тренировкам и к данному виду спорту в целом, нужно мотивировать его и завлекать. Придумывать различные варианты подачи тренировки, например, как преодоление преград на пути супергероев или достичь нужных результатов и стать чемпионом, или любая тренировка может восприниматься детьми как приключение.

Популярность тренера

Хороший тренер у всех на слуху: к нему ходит заниматься весь двор, родители советуют его друг другу, а для городской ДЮСШ он местная звезда. Однако такая популярность может вести к чрезмерно большим группам и очередям из желающих. Подумайте, стоит ли ждать свободное место в огромной очереди, пока вы могли бы заниматься у менее известного тренера и наработать необходимую базу для дальнейших тренировок.

Общение с детьми

В нашей стране принято, чтобы тренер был жестким, строгим и напористым. И среди родителей и профессиональных спортсменов это считается нормой. В Европе отношение тренера к детям противоположное: он никогда не кричит на своих подопечных, не ругает за ошибки, поддерживает, позитивно настроен и поощряет даже за незначительные победы.

— Вам нравится работать тренером?

Очень. С удовольствием двигаюсь, чувствую предмет и психологию детей. Мне очень помогает то, что я была спортсменкой. Я получала удовольствие от гимнастики и хочу, чтобы воспитанницы тоже всегда испытывали такие же эмоции. Наш спорт — искусство и без души ничего не добьешься», — делится своими впечатлениями олимпийская чемпионка Евгения Канаева.

Есть ли победители на соревнованиях

Все виды спорта можно разделить на 2 типа: краткосрочные, такие как художественная гимнастика или фигурное катание, и долгосрочные: футбол, бокс, хоккей или легкая атлетика.

В краткосрочных видах спорта первые победы могут прийти в 5-6 лет. А профессиональную карьеру можно завершить и к 20 годам в звании чемпионки мира или олимпийской чемпионки. Например, фигуристка Юлия Липницкая завоевала олимпийское золото в 15 лет.

В долгосрочных видах спортсмены достигают высот к 25-30 годам, а иногда и позже. Известный боксер Николай Валуев начал заниматься боксом в возрасте 20 лет и успел достичь немалых высот.

Свое спортивное прошлое

Гениальный спортсмен не значит гениальный тренер. Как и успешный тренер не значит успешный спортсмен. У каждого тренера в любом случае есть свое спортивное прошлое с достижениями или нет. Однако наличие высоких показателей не означает, что вы достигнете того же самого. Особенно это касается командных видов спорта. Там победа складывается общими усилиями всеми членами сборной. И факт того, что ваш тренер добился чего-то, не гарантирует вам результата. Помните, что победа зависит не только от вашего наставника, но от финансирования спорта, доступности необходимых снарядов и медицинского обслуживания.

Умение слушать и понимать

Часто тренеры в погоне за результатами забывают об ощущениях спортсменов, не придают значения небольшим травмам. И детям приходится тренироваться через боль. Однако умение прислушиваться к своим подопечным — черта хорошего тренера, который здоровье ребенка ставит на первое место. В 2002 году Ляйсан Утяшева не смогла полноценно тренироваться из-за боли в стопе. Ее тренер Ирина Винер подошла к ней и спросила, что случилось. Узнав о количестве принимаемых таблеток и их бездействии, Винер повезла Утяшеву в Германию на обследование. Поддерживала ее и после перенесенной операции.

Каким он должен быть: молодым или опытным

Хороший тренер полон энтузиазма и вдохновляет своих подопечных на тренировки и достижение новых результатов. С ним должно быть комфортно и приятно работать. Он ваш наставник, советник и, может быть, друг и товарищ, который поддержит и утешит при поражениях.

В большинстве случаев, детям проще подружиться с молодым тренером. Разница в возрасте меньше, и такой тренер — современный. Он сам недавно из спорта. Знает и понимает актуальное положение дел в спорте. Следит за последними тенденциями. Он открыт к новым методам. Гибок и готов рисковать и экспериментировать, что несвойственно российским тренерам советской закалки, но распространено в Америке и Европе. Однако у такого тренера свой минус — небольшой опыт.

У немолодого тренера тоже есть свои преимущества. И главное из них — большой багаж знаний за плечами, своя тактика и методика, налаженная система воспитания, и количество победителей международных или российских соревнований на лицо.

На первых порах, когда ребенок только проявил интерес к конкретному виду спорта, лучше ориентироваться не на наличие побед у воспитанников тренера, а на его умение вдохновлять и показывать пример. Это поможет создать благоприятные условия для начала занятий и не потерять интерес после первых тренировок. Только после прохождения базовой подготовки можно обратиться к более профессиональному тренеру для выхода в большой спорт.

Как выбрать тренера

Надо ли пробиваться к знаменитостям или для начала пойти в секцию рядом с домом?

Если у тренера за плечами опыт своих побед, то он является реальным примером для детей. Тренер знает, какие усилия нужно приложить, чтобы добиться выдающихся результатов. Отсюда и умение вдохновить ребенка и привить ему любовь к данному виду спорта. К тому же бывшему спортсмену захочется передать опыт молодому поколению. Но то, что сработало на нем, не означает, что подойдет всем остальным. И его известность никак не может детям добиться высшего пилота. Для знаменитого человека победа своего воспитанника — не лишняя, но и не является путевкой в жизнь. Что характерно для обычного тренера, для которого воспитать олимпийского чемпиона даст шанс подняться на другой уровень и заявить о себе.

Советы родителям

Действия родителей при выборе тренера:

  • Посетить тренировку и понаблюдать, как тренер общается с детьми, на их реакцию и эмоции.
  • Познакомиться с тренером и узнать его методику, ценности в воспитании спортсменов.
  • Получить отзывы от других родителей или детей.
  • Прийти на пробное занятие, посмотреть на адаптацию ребенка к тренеру и спорту.
  • В случае положительной реакции со стороны ребенка, записываться на дальнейшие занятия.

Типичные ошибки

Цена

Ориентироваться на стоимость занятий у тренера неправильно. Дорого — не значит эффективно, как и дешево — плохо. Знаменитый тренер, занятия у которого будут выше в цене, не гарантирует высоких достижений. Как и не означает, что тренер из обычной ДЮСШ не сможет воспитать чемпиона. Вам нужно найти своего человека, который привьет ребенку любовь к спорту и поверит в него.

Чем строже, тем лучше

В нашей стране родители оценивают тренера по его требовательности и строгости. Позволяется кричать на детей, что создает не самые благоприятные условия и вызывает стресс у юных спортсменов. Однако в странах Европы такое отношение не приемлемо. Тренеры не поднимают голос на детей, а, наоборот, при неудачах поддерживают их, пытаются помочь справиться с поражением. И такой подход дает спортсменам почувствовать себя раскрепощенными. Не боязнь ошибиться вдохновляет их на риск и эксперименты, что часто приводит к выигрышу.

Результаты

Выбирая тренера, чьи воспитанники добились побед в юниорских соревнованиях, но не построили полноценную карьеру, вы можно совершить глобальную ошибку. Ориентироваться только на победителей подросткового возраста нельзя, потому что тренер выматывает ребенка на данном этапе, а не смотрит в будущее и не готовит его к профессиональному спорту. Ставки должны делаться на глобальные взрослые соревнования, где спортсмен может достичь высот и заявить о себе. Этапы, которые шли до этого, уже не будут иметь значения. А если растратить себя раньше, то сил не хватит на финальный рывок.

Мнение экспертов

Как родителям выбрать тренера, который подойдет именно их ребенку? Какие вопросы задать тренеру? Где искать тренера? Сегодня на эти вопросы ответят наши эксперты — Екатерина Полынская и Андрей Аронович.

Екатерина Полынская

О себе: Тренер по Тхэквондо ИТФ, мастер спорта, черный пояс 2 дан, закончила СибГУФК, специалист по физической культуре и спорту, специализация восточные единоборства. Работает в детском саду инструктором по плаванию.

При выборе тренера для ребенка необходимо обратить внимание на его заслуги, стаж работы, квалификацию, образование. Ведь грамотный тренер найдет подход к каждому ребенку. Узнайте какие мероприятия помимо тренировочного процесса проводятся.

Обычно, к хорошему тренеру, приходят по рекомендации знакомых, родственников. Если же тренер молодой, с малым опытом, такого тренера презентует «тренер с опытом» (его наставник). И, как правило, все нюансы раскрываются на собрании с родителями.

Андрей Аронович

О себе: В спорте с 1986 года. Вице-чемпион России по савату (французское боевое искусство), серебряный призер чемпионата Санкт-Петербурга по кикбоксингу. Окончил СПБГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Тренерский опыт с 1999 года, тренер высшей категории. Среди воспитанников финалисты, призеры чемпионата мира и чемпионата Европы по савату (Ольга Ляпина, Сергей Петров), победители чемпионата России и Кубков России по савату, кикбоксингу, боксу.

Тренер — профессия не простая. Если для того, чтобы работать с механизмами или, скажем, компьютерными системами требуется диплом инженера, то почему для работы с человеком этого не нужно? Еще как нужно! Тем более с детьми. И тут никак не обойтись без знаний физиологии, психологии и много чего еще. Как правильно определить физическую нагрузку? С чего начать обучение приему? Каковы психофизиологические особенности внимания у детей младшего возраста?

Советы

  • В первую очередь поинтересуйтесь уровнем физкультурно-спортивного образования тренера. Есть ли диплом? Что и когда заканчивал? Если это мастер спорта или чемпион мира без диплома, то это еще далеко не залог его тренерского мастерства.
  • Поинтересуйтесь об опыте работы. Постарайтесь найти отзывы о данном тренере, а еще лучше — поговорите с родителями тех, кто уже занимается. Так называемая, «Сохранность контингента» — количество детей, пришедших на начальную подготовку и из года в год продолжающих тренировки — хороший показатель работы!
  • Есть ли у тренера свои дети? Занимаются ли они физкультурой? Согласитесь если он или она не сумели заинтересовать своего ребенка (при этом сын или дочь не должны обязательно быть чемпионами), то вряд ли удастся это эффективно проделать с другими детьми.
  • Если для тренера результат превыше здоровья или воспитания ребенка — бегите от такого «тренера»!
  • Решили искать тренера через интернет, то будьте избирательны! Сейчас в эпоху маркетинга принято пускать пыль в глаза. Лучше всего спросить у знакомых, чьи дети уже занимаются где-то. Не поленитесь — придите и сами посмотрите как проходит тренировка. Если Вас не пускают, то это плохой знак — настоящий мастер никогда не боится и ему нечего скрывать. Зайдите в спортивные школы, клубы. Посетите детские соревнования по интересующему Вас виду спорта. Понаблюдайте как тренер ведет себя с ребятами. Не ведитесь на титул и регалии. Выводы делайте только из общения с реальными людьми.

В своей многолетней работе я пришел к выводу, что в детском спорте два основополагающих принципа: «не навреди» и «индивидуальный подход». Ведь каждый маленький человек уникален и талантлив по-своему и нужно помочь раскрыть ему свои таланты!

Если ребёнок занимается спортом всерьёз, а тренер постоянно повышает на него голос, родителям обычно советуют не принимать это близко к сердцу. Другое дело, если вы не собираетесь растить олимпийского чемпиона. Как вести себя в такой ситуации, рассказывает психолог Светлана Филяева.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вопрос. Ребёнок занимается в секции плавания. Недавно я слышала, как тренер кричала на детей, что они недостаточно стараются, их техника оставляет желать лучшего и поэтому они не достигают результатов, ради которых она в них вкладывается. Понимаю, что спорт — непростое занятие, почти армия. Но я не уверена, что родитель должен стоять в стороне в таких ситуациях, только не знаю, как реагировать правильно. Что делать, если тренер кричит на детей?

Ответ. С этим вопросом я часто сталкиваюсь в практике. Первое, что нужно сделать родителям в такой ситуации, — постараться максимально прояснить, что ребёнок имеет в виду, когда говорит, что на него кричит тренер. Повышает ли голос тренер на других детей? В каких ситуациях это случается? Это происходит раз в месяц или на каждой тренировке? Иногда оценка одного события значительно отличается у разных детей.

Высокочувствительным детям некомфортно находиться с тренером и учителем, которые повышают голос, в то время как другие даже не сочтут это за что-то особенное. Спросите у ребёнка, какие чувства вызывает в нём крик, громкий голос тренера — страх, гнев, обиду, тревогу? Как это сказывается на результате занятий?

Вторым шагом должно быть общение взрослых, причастных к ситуации. Поговорите с другими родителями, дети которых тренируются у этого же наставника, и с самим тренером.

Если ваш ребёнок снижает показатели в последнее время, дайте тренеру знать, что так на него может действовать негативный эмоциональный фон. Спросите, насколько возможно изменить стиль общения. Попросите разрешения поприсутствовать на тренировке, если это допустимо.

Не всегда педагог понимает, что его стиль ведения занятий негативно воздействует на детей. Он может как изменить подход, так и настоять на своём. В таком случае нужно ориентироваться на плюсы и минусы этой секции или вида спорта для ребёнка, а не на особенности тренера.

Третий шаг: родителям нужно суммировать свои впечатления и то, что рассказал ребёнок, и только тогда принимать решение, оставаться дальше на занятиях, перевестись к другому тренеру или сменить место. Иногда после доверительного разговора мама и папа понимают, что этот вид спорта или секция вообще не нравятся ребёнку. Тогда на семейном совете они решают выбрать другое дополнительное занятие.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

ЛАЙФХАК Нехватка энергии на выполнение задачи. Любое наше действие- …характеризуется наличием цели и намерением эту цель достигнуть. Намерение направляет внимание на анализ, контроль и выполнение. Что делать, если энергии хватает, только на формулировку цели и иногда немножко на намерение, а затем все это рассеивается в потоке всего на свете. Если вы здоровы, но задуманное никак не можете реализовать, возможно у вас » на полную катушку» работают фоновые программы. Знаете, как в телефоне? От работы фоновых программ быстрее разряжается батарейка. Хотите увеличить производительность своего гаджета, в первую очередь закройте такие программы. Так и у нас, если ваше внимание контролирует еще много задач, его может не хватать на выполнение сейчас. Например: вы вам необходимо в соревнованиях показать 100% своей готовности, вы безусловно стараетесь и делаете все что можете. Но если от ваших 100% энергия тратиться: 10%- на ваши опасения, еще 20% — на взаимоотношения с партнером, еще 20%- на то что скажет тренер, не удивляйтесь. Я старался и не получилось — это логично. Перед важным делом, без напряжения, своим намерением, выключаю фоновые программы и включаю необходимое » на полную катушку.Намерение — это направление вашей мысли, внимания и силы- Хочу что-то, Делаю. Выключаю лишнее сейчас. Вы всегда можете включить, то что хотите, после выполнения задачи. Выключили лишнее и расширили границы внимания и контроля на необходимое. Да, именно вашим намерением. Это просто, не усложняйте. Это ваше сознание, ваш мозг и ваше внимание. Управляйте. Если, то что вы хотите правда важно- получится😉 Ирина Конон See More

На начальной стадии занятий основное внимание надо уделять формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом. Так как в это время характерна недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения.

Их содержание и сила определяется тем, как ребенок включается в новый двигательный режим, в новый стиль жизни, происходит адаптация к физическим нагрузкам и отношениям в спортивном коллективе. По существу, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для ребенка.

Результаты практического опыта современных детских тренеров свидетельствуют о том, что, в среднем, в первые два года спортивных тренировок по собственному желанию («расхотелось», «перестало нравиться» и т.д.) прекращают занятия более 40% воспитанников не зависимо от уровня их подготовленности и пригодности к конкретному виду спорта.

Особенностью детей младшего школьного возраста является безграничное доверие взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорят взрослые.

Все выше перечисленное предъявляет очень высокие требования к тренеру как личности. Тренер должен стать для детей старшим товарищем – умным, тактичным, справедливым. Человеком, умеющим чувствовать настроение, разумно реагировать на шалости и непослушание, умеющим предотвращать конфликты и контролировать ситуацию.

Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, их взаимоотношения между собой и с вами, за их отношение к миру. Нужно в каждом ребенке видеть способности и помогать развивать их, верить, что все дети стремятся быть лучшими, только не знают и не умеют как, и задача тренера научить их этому.

Вы должны четко знать, что дети учатся жить у жизни, поэтому:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.

Если ребенок растет в упреках, он учится не принимать других.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в себя.

Если ребенок живет в понимании и дружбе, он учится находить любовь в этом мире.

Понимание скрытых мотивов детского поведения позволяет сформировать важнейшие педагогические правила, которым должен следовать каждый, кто занимается с детьми:

Принимать ребенка таким, каков он есть. Не бороться с его природой, не переделывать, а развивать то, что уже есть и выращивать то, чего пока нет. Не раздражаться на неказистого с виду воспитанника, на ошибки в поведении, которые могут повторяться. Ребенок имеет право на них! Его путь – путь неизбежных ошибок и проб. Надо терпеть и ждать. «Терпение – истинное мужество педагога» — говорили древние. Педагог должен быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит – интересен. Если ребенок «сер» и «невыразителен», значит – его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребенок. Здесь вина воспитателей.

Относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким педагог хотел бы его видеть, Если педагог хочет, чтобы ребенок был добр, честен, великодушен, трудолюбив, ответственен, нужно вести с ним так, как будто он уже обладает всеми этими качествами. Тренер должен владеть правилами «педагогического парадокса». Если воспитанник драчун, то ему нужно повторять: «Все знают, что ты у нас самый великодушный и справедливый, что ты защитник всех слабых. Я поручу тебе защищать…». Не очень способному ребенку, надо изо всех сил внушать веру в его способности, и делать это предельно искренне. Научить преодолевать себя.

Ребенок верит не всему, сказанному педагогом, у него есть и собственное мнение. Педагогическая задача – организовать деятельность так, чтобы дать воспитаннику почувствовать себя любимым, настойчивым, умным и благородным. Дать ему испытать удовольствие от себя благородного, от благодарности окружающих. Эгоистичное, черствое сердце потому и черствое, что не знает такой радости. Воспитание есть изменение отношений к товарищам, к миру, прежде всего к себе!

Работая в детском коллективе нужно соблюдать еще ряд правил:

Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других.

Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

Не держаться изолированно от детей.

Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения.

Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег.

Не быть безразличным к недисциплинированности детей.

Не заниматься своими личными делами в рабочее время.

Не слушать только себя.

Не позволять равнодушного отношения к детям.

Не потакать ленивым.

Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы.

Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей.

Не срывать свое плохое настроение на детях.

Не унижать детей и не смеяться над ними.

Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же.

Нельзя быть скучным, хмурым, нудным, равнодушным.

Нельзя появляться перед детьми «не чищеным, не глаженым»

Тренер должен довести до детей понятие о привлекательности победы над собой и соперниками. Мотивация к преодолению препятствия и получаемое от этого удовлетворение действительно являются мощными стимулами и могут найти свое отражение не только в спорте. Спортивный опыт является наиболее простым и ранним из стрессов, с которыми может встретиться ребенок. Достижение успеха в трудных условиях, характерных для многих видов спорта, принесет молодым людям большую пользу в дальнейшей жизни.

Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на этапе начальной спортивной подготовки и снижение «отсева» занимающихся, тренеру необходимо:

— Повышать эмоциональную насыщенность учебно-тренировочных занятий (например, включать большое количество подвижных игр и соревнований), актуализировать положительные эмоции у юных спортсменов, поскольку радость и удовлетворение – один из наиболее значительных факторов привлечения детей в спорт и продолжения занятий.

— Активизировать совместную досуговую деятельность: походы, экскурсии, беседы, праздники.

-Заботиться о создании благоприятного микроклимата в коллективе путем создания атмосферы взаимного уважения, доверия, заботы, воспитания толерантности.

— Соответствовать ожиданиям детей как личность.

Таким образом, поведение и деятельность тренера является важнейшим фактором формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом.

Дьячкова Лидия Ивановна

Екатерина Буча — известный специалист не только в хоккейных кругах. Уже более 15 лет она успешно работает с различными спортсменами, «тренирует» их мозг, помогает справляться с эмоциями и страхами. В новом сезоне Екатерина будет работать с нашими командами, параллельно обучая тренерский штаб школы.

— Екатерина, расскажите подробнее о Вашей профессии. Как правильно Вас называть?

— Я себя позиционирую как специалист по тренировке мозга и ментальной подготовке спортсменов. Спортивным психологом себя не называю, потому что это путает людей. Да, я владею знаниями в спортивной психологии, но моя основная задача – это научить спортсменов самим пользоваться этими знаниями, т.е. я не тренер и не нянька, которая ходит по пятам и во всем помогает. Я хочу, чтобы мои воспитанники сами могли пользоваться нужными знаниями и сами себе помогали. Это моя работа.

— Как Вы попали в хоккей и как произошло знакомство с нашей школой?

— Наше сотрудничество началось с того, что этим летом весь тренерский состав СК «Минск» прошел обучение по моим авторским методикам, которые я разработала в течение последних 15 лет. Практически 10 лет я уже работаю в хоккее. В прошлом я тренер по стрельбе из лука. И первый в Беларуси психолог, официально работающий в хоккейном клубе. В 2009 году Дмитрий Кравченко пригласил меня в команду «Неман». Я ничего не знала о хоккее, не понимала, что вообще происходит на площадке. Постепенно втянулась и даже могу сказать, что влюбилась. Из игровых видов спорта хоккей — самый любимый, но замечу, что самый сложный. Здесь должны быть и мышление, и быстрая реакция, и ловкость, и координация. Нужно быстро принимать решения, быстро переключаться. Собственно, это я и тренирую. Коуч тренирует тело, а я – мозг. Мои методики позволяют научиться объезжать соперника очень быстро и создается ощущение, что человек стоит на месте, настолько молниеносно ты его объезжаешь. Я на стыке стрельбы из лука и хоккея разработала методику, которая позволяет точно забивать гол, т.е. идеально в метку. Не просто в сторону ворот бросать, а через изменение мышления спортсмена: куда бросать, как бросать, зачем бросать. Это полностью другой подход к спорту, так называемая осознанность действий.

— Что Вы успели рассказать и какими знаниями поделиться на 4-дневном семинаре с участием наших тренеров?

— Разобрали базу точности. Тренеры узнали какие бывают броски, изучили их геометрию и то, как обучать детей именно этим броскам. Я не лезу в технику, это дело тренеров и мне есть чему у них поучиться. Я больше про мышление. Поговорили, как обучать детей, чтобы ребенок понимал, как правильно делать бросок или как кататься, то есть как строится то или иное действие. Также обсудили как правильно совмещать по темпераментам детей, кто с кем лучше сочетается, почему одни быстро соображают и схватывают, другие – дольше. Увидела у ваших тренеров огромное желание обучаться и узнавать что-то новое. Это приятно.

— Вы уже начали работать с нашей командой 2007 года рождения.

— Да, я посетила их предсезонный сбор, провела диагностику, познакомилась с ребятами, чтобы видеть, от чего мне отталкиваться и что дальше делать. Сегодня я провела первое занятие с группой из 5 человек. Дальше будем с тренерами разрабатывать стратегию совместной работы. Обсудим, какие занятия нужно проводить и какие качества развивать, чтобы прийти к нужному нам результату. Основной акцент пока сделан именно на команду 2007 года рождения, потому что они самые старшие в вашей школе. А на базе их остальные тренеры будут обучаться и дальше работать со своими командами, младшими группами. Сейчас самое важное – это дать максимум 2007 году. В любом случае, я всегда с радостью проконсультирую тренеров всех возрастов. Кому интересно – ко мне можно попасть и на индивидуальные занятия. Кто знает, что ему нужно дорабатывать и кто готов это делать – добро пожаловать.

— Начиная с какого возраста полезны подобные занятия?

— У меня есть опыт работы и с 2-летними детьми. Но я предпочитаю работать с теми, кто уже умеет бросать. Вот с этого момента уже можно начинать работать. Я учу детей успокаиваться, не психовать, если что-то не получается, управлять своими эмоциями. У самых маленьких нужно развивать моторику. Это основная проблема наших деток, у них плохо работают пальчики. Есть специальные упражнения для их развития. Ведь от этого зависит, как ребенок будет владеть шайбой. Часто дети приходят ко мне вместе с родителями, я обучаю и их. На занятиях они выполняют задания вместе с ребенком, это очень полезно, ведь потом дома можно что-то доработать и подсказать.

— С какими трудностями Вы столкнулись в процессе работы с юными хоккеистами? На что нужно делать упор?

— Самое важное – разрабатывать пальчики. Если ребенок не может сделать элементарное жонглирование, ему не хватает ловкости, это первое, чем нужно заняться. Есть возрастная градация, что должен уметь делать ребенок в определенный период. Хотя, например, во многих европейских странах нет градации как таковой. Всем детям развивают координацию, ловкость, быстроту, баланс. А уже потом им, скажем так, показывают виды спорта, и ребенок определяется, чем бы ему хотелось заниматься. Я считаю такой подход правильным, для детей полезно общее физическое развитие, даже если они не станут спортсменами. В то же время растет конкуренция в спорте и это нормально, что дети дорабатывают. Важно, чтобы родители понимали, для чего они отдают сына в хоккей: для общего развития или они растят профессионального спортсмена. У нас готовят профессионала изначально. Да, родители могут ничего не делать и ребенок сам «выплывет». Но если он хочет быть в этой борьбе конкурентоспособным, родители должны ему помогать, поддерживать, направлять.

— Какой бы совет Вы дали родителям хоккеистов?

— Самое важное – это определить для себя: зачем вы сюда приходите? Но это не значит, что нужно приходить в хоккейную школу и говорить: «Так, когда там мой сын подпишет контракт в НХЛ?». Помните, что это ребенок. И даже если Вы вкладываете в него деньги, это не бизнес и он не обязан вам что-то возвращать. Второй момент, если вы с ребенком не занимаетесь, он не будет сам заниматься, потому что он ребенок и это нормально. И третье, важнейшее правило: для мальчика хоккей должен быть кайфом! Он должен приходить с радостью, он должен получать удовольствие, ему должно быть интересно. А не так, что «я тебя привел, я за тебя плачу, иди паши, почему ты гол не забил?». А вы сами выйдите на лед и возьмите клюшку. Шайба как по маслу катится, ее же невозможно удержать, да еще и на коньках нужно баланс держать. Это действительно все очень сложно. Если вы видите, что у ребенка что-то не получается, наймите тренера, который может обучить его этому. Зачем на него кричать? Если он что-то не делает, он просто не умеет. В юном возрасте важно, чтобы для детей игра была праздником. Потому что как он зайдет в этот вид спорта, так вся хоккейная жизнь для него и пройдет. Если его ввести в стрессе, для него и игра всегда будет стрессом. Потом начинается: ноги ватные, тело не слушается. Это все симптомы психосоматики, когда страх проявился в теле. В будущем со взрослыми спортсменами приходиться с этим много работать и бороться.

Почему у нас в подростковом возрасте многие бросают хоккей? Потому что перекормили, передушили этим всем. И к тому времени, когда мальчик должен становиться профессионалом, он уже не хочет. Нужно научиться соблюдать этот баланс. И если вы привели ребенка к тренеру, то вы ему доверяйте, а не учите, как нужно правильно тренировать. Важно помогать и создавать ребенку такие условия, чтобы ему хотелось идти на занятия, чтобы он не боялся, а получал удовольствие.

Подводим итог

Тренер должен стать наставником для вашего ребенка в мире спорта, постоянно вдохновлять его и подавать пример. На любом этапе ребенок должен понимать, что он не один, его поддерживают, и не будут ругать за недочеты. Знаменитость тренера не несет уверенность в построении успешной карьеры для его воспитанников. Ведь самое главное — найти человека, для которого работа тренером — основное дело жизни, кто готов рисковать, внедрять новое и учить других не сдаваться и биться до конца.

Очень важно, чтобы спортсмен любил фигурное катание! У меня нет цели научить ребенка выполнять ряд движений на льду, я стараюсь раскрыть его потенциал и развить любовь к спорту. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход, исходя из его характера, интересов, способностей и возраста, — делится опытом тренер по фигурному катанию Бабицкий Валерий.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *