Дислексик, это кто?

Когда в повседневной жизни люди говорят о депрессии, под этим словом может пониматься множество проблем. Словом «депрессия» могут обозначаться как эмоциональное состояние, так и расстройство психического здоровья. Депрессией можно называть довольно быстро проходящее плохое самочувствие, т.е. случающиеся в нормальной жизни разочарование, усталость, уныние и чувство печали. Обычно эти чувства помогают людям изменяться и развиваться, и для их преодоления не требуется специального лечения.

Иногда под депрессией понимается подавленное настроение, которое может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев, но оно не вызывает осложняющих жизнь симптомов. Проходящие, вызванные, к примеру, разочарованием, плохое настроение и подавленность не являются психическими расстройствами, их переживание не означает болезнь и они не нуждаются в медицинском лечении.

Разница между скробью и депрессией в том, что в случае скорби обычно в наличии объект и причина, например, потеря близкого человека или работы. Скорбящий человек обычно переживает связанные с потерей чувства и воспоминания. В случае депрессии же достаточно редко можно выделить одну конкретную причину.

Под депрессией понимают расстройство психического здоровья тогда, когда наблюдаются продолжительное подавленное настроение и другие симптомы, затрагивающие мысли, чувства, поведение и весь организм. Когда депрессия продиагностирована, она поддается эффективному лечению.

Депрессия редко возникает в результате одной причины

Причины депрессии, требующей лечения, могут быть различными. Обычно депрессия – сумма биологических, психологических и социальных факторов; редко когда к депрессии ведет всего лишь одна конкретная причина. Наследственность, условия раннего развития и особенности жизни человека определяют степень его подверженности депрессии.

Вероятность возникновения депрессии возрастает, например, в случаях трудного детства, когда ребенок подвергается физическому, психическому или сексуальному насилию или оказывается брошеным. Депрессия может быть последствием каких-либо чересчур тяжелых, печальных или сложных событий.

Причиной депрессии может явиться физическое заболевание, например, деменция, дисфункция щитовидной железы или болезнь Паркинсона. У некоторых людей депрессию могут вызывать побочные симптомы после приема некоторых лекарств, наркотических веществ и алкоголя. На развитие депрессии могут также влиять гормональные причины или недостаток солнечного света в зимний период.

Симптомы депрессии

Ниже описаны симптомы депрессии. На основании тяжести симптомов депрессию классифицируют как легкую, средней тяжести и тяжелую.

Подавленное настроение

К подавленному настроению относятся уныние, печаль, вялость и раздражительность. Будущее кажется мрачным и ничего не значащим. Может значительно увеличиться плаксивость.

Потеря удовольствия

Дела, которые раньше приносили хорошее настроение, более не удовлетворяют или не интересуют. Из жизни исчезла радость.

Усталость

Депрессия вызывает потерю инициативности, инерцию и чувство усталости, кажется, что энергии не хватает даже на маленькие дела.

Потеря уверенности в себе или самоуважения

Характерны мысли о собственной слабости и никчемности, вера в собственный успех очень слаба.

Чрезмерная самокритика или необоснованное чувство вины

Человек чувствует себя виновным и заслуживающим наказания. Чувство вины часто возникает по отношению к таким проблемам, на которые человек сам не в силах повлиять или в которых даже не допускал ошибок.

Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, либо же попытки к нему

У находящегося в депрессии могут возникать мысли о смерти, желание собственной смерти, а также мысли о самоубийстве.

Чувство нерешительности или ослабление способности концентрации внимания

Человек не способен сосредоточиться или действовать даже в таких делах, которые ранее казались легкими.

Психомоторные заторможенность или возбуждение

Может наблюдаться либо оцепенение, либо гиперактивность.

Нарушения сна

Нарушения сна могут проявляться в трудности засыпания, в прерывистом сне и раннем пробуждении, а также в повышенной сонливости.

Изменение аппетита и веса

Аппетит может исчезнуть, а вес снизиться; иногда, наоборот, аппетит и вес могут увеличиваться.

Симптомы депрессии могут достаточно сильно варьироваться у разных людей. Иногда ведущими симптомами депрессии могут быть различные физические боли и плохое самочувствие, в таких случаях бывает трудно идентифицировать саму депрессию. Страдающему от депрессии также во многом трудно описать свои ощущения близким или медикам, или же он вместо депрессии может говорить, например, об отношениях с людьми, о проблемах со сном или заботах о финансах или здоровье.

Лечение депрессии

В диагностике и лечении депрессии в последние десятилетия наблюдается значительный прогресс. Сегодня депрессию и ее диагностику рассматривают наравне с другими заболеваниями. Своевременное обращение за помощью и полученное лечение ускоряют выздоровление и предотвращают усугубление депрессии. Однако, страдающий от депрессии человек по-прежнему зачастую обращается за помощью лишь тогда, когда чувствует, что уже не в силах справиться своими силами. Читать далее об обращении за помощью.

Чтобы попасть на лечение, больной депрессией порой должен проявить личную активность. Это достаточно проблематично, т.к. силы больного депрессией истощены, и даже небольшой шаг к началу лечения может казаться чрезвычайно трудным.

Способы лечения депрессии

Зачастую у депрессии нет одной четкой причины, поэтому способов лечения может быть множество. Обычно депрессия лечится одновременно при помощи лекарств и психотерапии. При депрессии также могут помочь терапевтические беседы, которые проводят, в основном, психиатрические работники при поликлиниках. В наиболее тяжелых случаях может потребоваться госпитализация. Во многих муниципалитетах для больных депрессией организованы группы поддержки. Читать далее о выздоровлении.

Лекарственная терапия

Существует множество антидепрессантов, с помощью которых можно воздействовать на биологические причины депрессии (на вызываемые депрессией изменения деятельности головного мозга). Официально рекомендованное лечение депрессии базируется на сочетании лекарственной и психотерапии. Иногда страдающий депрессией человек может чувствовать себя настолько усталым, что не в состоянии участвовать в психотерапии или каком другом анализе трудной жизненной ситуации без лекарственной помощи.

Антидепрессанты подразделяются на трициклические антидепрессанты, антидепрессанты двойного действия, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) и ингибиторы моноаминоксидазы (ИМАО). Различные механизмы действия антидепрессантов основаны на том, что они разным образом влияют на нейротрансмитеры.

Группы антидепрессантов часто характеризуют также как антидепрессанты старого и нового поколения. Для антидепрессантов нового поколения обычно характерно меньшее количество побочных симптомов, среди них такие как усталость и сухость во рту. Однако для некоторых больных, страдающих депрессией, лучше подходят лекарства старого поколения. Читать далее о лекарственной терапии.

Начало действия лекарств обычно отсрочено

От лекарств не следует ожидать быстрого изменения в самочувствии. Действие лекарств, предназначенных для лечения депрессии, не проявится с первого дня лечения, но будет усиливаться мало-помалу в течение 2-8 недель от начала приема. Тем не менее, не следует прерывать приема лекарств, несмотря на первоначальное впечатление, что они не помогают или усталость лишь возрастает. Из всех симптомов депрессии в первую очередь обычно исчезает бессонница, затем потихоньку повышается настроение.

Если эффекта от назначенного лекарства не наблюдается, врач может заменить его на другое, изменить дозу или добавть другое лекарство в дополнение к уже принимаемому. В некоторых случаях депрессии подходящая форма психотерапии способствует выздоровлению лучше, чем лекарства. Идеальное лечение обычно сочетает лекарственную терапию и психотерапию.

Окончание приема антидепрессантов должно происходить в соответствии с инструкцией врача

Если используемое лекарство эффективно, его следует принимать по назначению врача от 4 месяцев до года и после исчезновения симптомов. Если лечение прекратить слишком рано, то возникает риск возобновления депрессии. Лечение заканчивается согласно врачебной инструкции, обычно это происходит путем постепенного уменьшения дозы с целью сведения к минимуму конечных симптомов.

Среди конечных симптомов могут быть головная боль, усталость, потливость и раздражительность. Они могут возникнуть в результате приспособления организма к окончанию приема лекарств. Если тревожность и депрессия продолжаются или даже ухудшаются в течение месяца после окончания приема лекарств, это может означать, что лекарственная терапия прекращена слишком рано.

Некоторым больным, страдающим депрессией, целесообразно продолжать лекарственную терапию в виде так называемого поддерживающего лечения еще длительное время после окончания последнего депрессивного периода. Продолжать лечение в виде поддерживающей терапии рекомендуется особенно в тех случаях, когда депрессия носила тяжелый характер, либо включала в себя саморазрушительные симптомы, либо депрессивных периодов было более трех, либо помощь от лекарств была очень весомой. Также профилактическое лечение, т.е. начало терапии при возникновении первых депрессивных симптомов, может быть полезным, если человек, ранее страдавший депрессией, чувствует приближение начала заболевания.

Психотерапия

Подтверждено, что психотерапия является эффективным способом преодоления депрессии. Психотерапия способствует излечению от депрессии, в том числе, по следующим причинам:

  • При помощи психотерапии человек может научиться лучшим образом распознавать свои мысли и развить способность управлять ими. Он может понять, почему он думает определенным образом и как избавиться от опасных мыслей.
  • Происходит понимание причин и обстоятельств депрессии. Таким образом, появляется возможность преодолеть скорбь и сложные ситуации.
  • Восприятие чувств и их интерпретацию можно изменить. Можно развить способность фиксации и понимания собственных эмоций, научиться интерпретировать себя новым образом.
  • Развивается способность переоценивать свои проблемы.
  • Развивается способность смотреть на свою жизнь с новой точки зрения.
  • За изменениями в образе мыслей могут следовать изменения в ближайших взаимоотношениях, на работе и в учебе.
  • Психотерапия может способствовать росту активной деятельности, т.е. человек сам начинает организовывать свою жизнь и то окружение, в котором он сам хочет быть.

Запись в группу поддержки или на реабилитационные курсы

Группа поддержки подразумевает такую форму работы, при которой люди, переживающие более-менее сходные ситуацию или проблемы, делятся своим опытом друг с другом. Группа поддержки организуется на основе принципов равенства членов, предоставления возможности человеку быть услышанным и понятым, а также принятым и поддержанным членами группы. Основная цель групп поддержки – способствование преодолению проблем и поддержка в выздоровлении. Обычно работу группы поддержки организует инструктор (ведущий), который помогает участникам настроиться на будущее.

Для людей, проходящих реабилитацию психического здоровья, группы поддержки организуют различные службы в сотрудничестве с Пенсионным фондом (KELA). Также, к примеру, реабилитационное подразделение SOS -центра (SOS-kriisikeskuksen varhaiskuntoutus) организует реабилитационные курсы и группы поддержки. Дополнительную информацию о реабилитации можно также получить, например, в Центральном Союзе психического здоровья (Mielenterveyden keskusliitto).

Депрессия – распространенное расстройство психического здоровья

Депрессия приводит к нетрудоспособности

Депрессия — серьезная проблема национального здравоохранения. В Финляндии она является ведущей причиной ухода на пенсию по инвалидности после заболеваний опорно-двигательного аппарата. В наше время депрессия как расстройство психического здоровья диагностируется гораздо лучше, поэтому количество страдающих депрессией статистически увеличилось.

Однако, однозначных свидетельств увеличения распространенности депрессии не существует. Возможно, к примеру, что нагрузки и нестабильность современной трудовой деятельности, а также образ жизни, ориентированный на успех, требуют слишком много сил, возможности же к нормальной реализации у страдающих депрессией более слабые по сравнению с прошлым, поэтому нетрудоспособность по причине депрессии получила широкое распространение.

Депрессия вызывает мысли о самоубийстве

Достаточно часто у страдающих депрессией возникают суицидальные мысли. Стремление к смерти и мысли о самоубийстве выражают желание избавиться от свойственного тяжелой депрессии предельно болезненного состояния. Вызываемые депрессией безнадежность и страдание не являются, однако, постоянным состоянием. Существует эффективное, ускоряющее преодоление депрессии, лечение.

Преодолевшие депрессию люди часто рассказывают, что смысл жизни вернулся, хотя во время депрессии он был целиком утерян. Риск самоубийства тем выше, чем тяжелее и длительнее депрессия. Поэтому обращаться за помощью следует всегда вовремя. Близким находящегося в депрессии необходимо всегда воспринимать серьезно разговоры о самоубийстве и побуждать человека обращаться за профессиональной помощью. Читать далее о самоубийстве.

Если у вас мысли о самоубийстве, звоните в общефедеральную кризисную телефонную службу по телефону 01019 520. Дополнительная информация о кризисной телефонной службе

Депрессия может повториться

Депрессии, как правило, повторяются. Депрессия возобновится тем вероятнее, чем она тяжелее и чем больше ее рецидивов уже было ранее. Ранние диагностика и лечение депрессии – лучший способ предотвратить рецидивы.

Депрессия у близкого человека

Находящийся в депрессии человек обычно не в состоянии поддерживать тесные отношения с другими людьми и склонен к самоизоляции. Тем не менее, отношения с близкими и социальные контакты в целом чрезвычайно важны для него. Страдающий от депрессии нуждается в поддержке и помощи близких, дабы депрессия и изоляция не усугубились больше прежнего.

Депрессия ближнего может лишать сил

Депрессия близкого человека переживается тяжело: чувства одиночества и беспомощности, а также беспокойство за близкого могут быть очень обременительными. Депрессия ближнего часто вызывает противоречивые и сложные чувства. Окружающим следует помнить, что нет необходимости, да и не нужно следовать за настроением находящегося в депрессии. Также не требуется реагировать или пытаться найти решение на каждое проявление тревожности. Главное, не забывать повторять человеку о том, как он важен для вас.

Зачастую простое знание того, что кто-то действительно ценит тебя, помогает находящемуся в депрессии. Необходимо помнить, что надлежащее лечение от депрессии могут провести лишь профессиональные медики. Тем не менее, часто задачей близких является поддержка у находящегося в депрессии надежды, что он получит все необходимое и подходящее для него лечение и что от депрессии можно вылечиться.

Близким необходимо заботиться о своем хорошем самочувствии и дееспособности

Близким всегда необходимо заботиться о своей дееспособности. Если сам устаешь, то не можешь поддержать другого. Важно, несмотря на депрессию близкого, пытаться жить собственной жизнью, гулять и заниматься тем, что приносит хорошее настроение. Не запрещается получать удовольствие от жизни, когда это только возможно.

Необходимо помнить, что переживающий депрессию наверняка сам не хочет того, чтобы его близкие уставали, он может даже бояться того, что слишком отягощает их жизнь. Забота о собственном хорошем самочувствии не означает того, что вы отгородились от находящегося в депрессии ближнего, это лишь поддержание общих сил. Для родственников и близких людей, страдающих депрессией, организованы группы поддержки. Иногда действительно хорошо обсудить все с переживающими такую же ситуацию.

Юношеская депрессия

В молодом возрасте человек быстро развивается физически, психически и социально. Юный возраст – важный период с точки зрения развития психического здоровья. Уже у ребенка могут проявиться признаки депрессии, выражающиеся в беспокойстве, самоизоляции и нарушениях поведения. Вероятность депрессивных периодов сильно возрастает в подростковом и последующем за ним возрасте. Подростковому возрасту свойственно переживание сильных чувств, а также уныние и тоскливое настроение.

Необходимо отличать депрессию от характерных для подросткового возраста перепадов настроения. В отличие от взрослых, наиболее яркими симптомами депрессии у молодого человека часто являются раздражительность или чувство гнева, которые могут преобладать над обычными депрессивными проявлениями. К симптомам юношеской депрессии, тем не менее, относится также знакомое взрослым ощущение, что дела, ранее приносившие удовольствие, перестают интересовать. Озаботиться по поводу юношеской депрессии следует тогда, когда поведение молодого человека значительно изменилось в сравнении с прошлым.

Преодолению юношеской депрессии способствуют хорошие отношения с родителями и друзьями

Депрессия, по крайней мере, ее диагностика в среде девочек более распространена, чем среди мальчиков. Для находящегося в депрессии подростка или молодого человека чрезвычайно важна социальная поддержка. Хорошие отношения с друзьями и родителями способствуют восстановлению. Выявлено, что у большинства страдающих от депрессии молодых людей одновременно наблюдаются какие-либо другие проблемы. Наиболее распространены употребление наркотических веществ, нарушения внимания и поведения, а также пищевые и тревожные расстройства. Существуют эффективные методы лечения всех перечисленных проблем.

Депрессия в пожилом возрасте

Происходящие в старости изменения в здоровье и жизненной ситуации могут оказывать влияние и на психическое здоровье. Возрастающие необходимость в помощи и зависимость от других людей, а также печаль и размышления о подходящей к концу жизни требуют душевных сил. Старческая депрессия часто связана с потерей близких людей, а также с ухудшением собственного физического здоровья. Кроме того, психическое здоровье многих пожилых людей отягощает одиночество.

Старческая депрессия часто остается незамеченной

Старческую депрессию заметить трудно, так как свойственные депрессии симптомы, такие как нарушения сна, усталость и снижение аппетита часто принимают за естественные изменения, происходящие в старости. С другой стороны, состояние даже считавшегося слабоумным пожилого человека может значительно улучшиться после диагностики депрессии и ее лечения. Старческие замкнутость, неясные боли, спутанность и нарушения памяти могут, помимо других заболеваний, указывать на депрессию.

Послеродовая депрессия

После родов большинство матерей в той или иной степени испытывают повышенную чувствительность. Типичные симптомы повышенной чувствительности: плаксивость, перепады настроения, раздражительность, нарушения сна и аппетита. Малыш может казаться чужим, и самочувствие не такое, как хотелось бы. Во многих случаях любовь к ребенку развивается изо дня в день. Нереалистичные ожидания и истории о том, что младенчество автоматически является лучшим временем жизни, могут вызывать сильное чувство вины.

Послеродовая повышенная чувствительность – абсолютно нормальное явление, она является следствием изменений в собственной жизни, вызванных появлением ребенка, родовых переживаний и послеродовых гормональных изменений. Мать, переживающая послеродовую повышенную чувствительность, нуждается в понимании окружающих, поддержке близких, а при необходимости медицинских специалистов.

Прогноз при послеродовой депрессии благоприятный

Лечение действительной послеродовой депрессии требует усилий. Границы между повышенной чувствительностью и депрессией могут быть расплывчатыми, иногда депрессия развивается постепенно. Послеродовая депрессия начинается не позднее года с момента родов. Ее симптомы такие же, как и при других видах депрессии, но помимо сильнейшей усталости, безынициативности и тревожности, у матери могут наблюдаться связанные непосредственно с малышом навязчивые мысли и страхи, она может, например, представлять, что способна причинить вред ребенку.

Страхи предельно редко являются оправданными, но обращение за помощью при родовой депрессии чрезвычайно важно. Обращению за помощью при послеродовой депрессии часто может препятствовать необоснованно возникающее чувство стыда. Мать думает, что она не может никому рассказать о своей депрессии, так как от нее ждут, что она будет счастлива, родив ребенка. Тем не менее, послеродовая депрессия является расстройством психического здоровья и не имеет отношения к тому, насколько сильно мать любит ребенка. Прогноз при послеродовой депрессии благоприятный.

Физическое заболевание и депрессия

Тяжелая физическая болезнь также вызывает напряжение психики. К примеру, известно, что онкологические больные сталкиваются с риском возникновения депрессии. Для страдающих от разных болезней людей существуют специальные группы поддержки (например, Онкологические общества или Ревматическое общество), с которыми можно связаться, если есть ощущение ухудшения настроения из-за болезни или если есть необходимость в поддержке других людей, испытавших подобное.

Тяжелое физическое заболевание влечет за собой изменения психики, изменения жизненной ситуации, обременяющие психическое здоровье, а также различные страхи. Иногда изменения отягощают так сильно, что их следствием может явиться депрессия. В таком случае депрессия также нуждается в лечении.

Соответствующее лечение физического заболевания предотвращает депрессию: достаточная оведомленность о заболевании и лечении, доступность медицинского персонала и общая успешность лечения чрезвычайно важны для психического здоровья пациента.

Сезонная депрессия

Если подавленность проявляется исключительно в зимнее время, то речь идет о сезонной депрессии. У значительной части финнов в темное время года наблюдаются потребность в более длительном сне, раздражительность, продолжительная усталость и желание полежать, а также значительная прибавка в весе. У небольшой группы людей симптомы, возникающие в темное время года, могут быть столь сильны, что можно говорить о сезонной депрессии. Для сезонной депрессии характерны тревожность, уныние и суицидальные мысли.

Сезонную депрессию можно лечить. В добавление к другим способам лечения рекомендуется светотерапия, например, освещение при помощи достаточно мощной лампы дневного света. Физические упражнения, особенно на свежем воздухе, также часто благотворно влияют на настроение. Для борьбы с сезонной депрессией безусловно необходимо использовать спортивные занятия.

Преодоление депрессии

Депрессия – распространенное в Финляндии заболевание, именно поэтому оно рассматривается в данных материалах отдельно. Ежегодно тысячи финнов возвращаются к работе или учебе, поправившись в результате антидепрессивной терапии. Скорость выздоровления от депрессии будет у каждого индивидуальной, как и факторы, влияющие на процесс выздоровления. Вы можете прочитать также о способах лечения депрессии и общую информацию о выздоровлении. Например, оказывать влияние на выздоровление от депрессии и других психических заболеваний могут следующие факторы:

Общее оптимистичное отношение к жизни

Конечно, находясь в депрессии, трудно оптимистично думать о будущем, не случайно среди депрессивных симптомов безрадостность, уныние и отсутствие видения перспектив. Тем не менее, доказано, что страдающие депрессией люди, которые сознательно пытаются думать оптимистично и верить в свой успех, излечиваются быстрее.

Преодоление негативных мыслей

Когда депрессия диагностируется в первый раз, больные часто переживают травмирующую ситуацию, такую как, например, развод, отказ или увольнение. Согласно исследованиям, при повторных случаях депрессии сами тяжелые жизненные ситуации уже не имеют такого значения. Данные показывают, что негативные мысли и фантазии увеличивают риск возобновления депрессии.

Возникает своего рода замкнутый круг. При ухудшении настроения человеком еще больше начинают овладевать мрачные и унылые мысли: «у меня ничего не выходит, что другие думают обо мне, когда я такой неудачник…» Эти негативные мысли приводят к тому, что человек видит себя и окружающий мир в еще более пессимистическом свете.

Для большинства людей подобное беспокойство и перемалывание ситуаций явление проходящее, но для страдающих депрессией негативные мысли обычны и постоянны.
Страдающим повторяющимися депрессиями следует научиться методикам, позволяющим контролировать свои мысли. Важно научиться определять состояние, когда мозг начинает постоянно возвращаться к мрачным мыслям, и осознать, что подобные мысли не способствуют хорошему самочувствию.

Объективное осознание своих мыслей необходимо, помимо депрессии, и при других психических расстройствах. Например, при лечении булимии и других пищевых расстройств помогает то, что человек осознает те ситуации и мысли, которые приводят к обжорству или болезненному истощению. При биполярном психическом расстройстве чрезвычайно важно научиться предвидеть маниакальную фазу.

Описание и другие практические методы

Описание (ведение дневниковых записей) помогает структурировать переживаемый опыт, а также мысли и чувства, способствуя тем самым улучшению самоосознания. Некоторые люди, преодолевшие депрессию, рассказывают, что только посредством описания и чтения собственных записей они начали понимать причины своей болезни.

Ведение дневника, возможно, самый распространенный способ проанализировать свою тревожность, однако многие также сочиняют, к примеру, стихи или рассказы. На сайте Tuki.net вы можете рассказать о своих переживаниях специально подготовленному волонтеру или обсудить их в групповой беседе. Работа сайта направлена на предоставление, прежде всего, разговорной помощи, т.е. вы обретаете индивидуального помощника, с которым можете письменно обсудить ситуацию. Рисование, музицирование или прослушивание музыки наряду с описанием могут способствовать осознанию собственных чувств, а затем также и выздоровлению.

Движение (физические упражнения)

Физическая активность увеличивает производство гормонов, вызывающих хорошее настроение, и, следовательно, облегчает состояние депрессии и тревожности. В случаях тяжелой депрессии больные чувствуют себя не в состоянии совершить даже пятиминутную прогулку. В таком случае одно то, что в конце концов человек заставит себя хоть немного сдвинуться с места, может доставить удовольствие. Отправным мотивом к физической активности может пслужить то, что любое самое маленькое движение лучше неподвижности. Помимо депрессии и тревожности, двигательная активность помогает в случаях, когда человек страдает от нервозности, напряженности, волнения.

Поддержка близких

Подтверждено, что поддержка близких оказывает огромное влияние на выздоровление. Например, человек, страдающий депрессией, часто легко изолируется, а свойственная депрессии утомляемость затрудняет выход из дома. Поэтому даже совместная прогулка по городу или приготовление еды вместе с друзьями может облегчить состояние.

Конечно же, нельзя забывать и об отдыхе, а также о том, что невозможно избавить от депрессии призывами к выздоровлению. Исключение человека из социальных контактов не способствует выздоровлению. Тем не менее, не у всех людей есть близкие, к тому же для многих бывает слишком трудно поделиться своими проблемами. Каждый проходящий реабилитацию психического здоровья вынужден сам анализировать, какие факторы спсобствуют выздоровлению именно в его случае.

Определение приоритетов и повышение статуса жизни

Многие страдающие депрессией рассказывают, что зафиксировали начало выздоровления тогда, когда впервые за долгое время начинали приносить удовольствие повседневные дела. Несмотря на то что кажется, будто значимые и важные для себя вещи человек находит случайно, их можно искать сознательно. Следует пытаться делать те дела, которые, по вашему мнению, могут приносить хорошее настроение, или те, которые ранее доставляли удовольствие. Даже маленькие радостные моменты могут стать шагом к выздоровлению.

Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.

Проблемы, сопровождающие страдающего дислексией:

  1. Tрудности в овладении чтениeм, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития;
  2. Затруднения в восприятии написанной информации;
  3. Нарушения координации (неуклюжесть, проблемы в планировании движения;
  4. С трудом развивает в себе способности читать, писать, плохо осваивает орфографию;
  5. Плохо ориентируется в пространстве, дезорганизация;
  6. Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал;
  7. СДВГ — Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности.

Группа Суламот предоставляет интенсивный комплексный 5-ти дневный курс коррекции дислексии и смежных проблем обучения: дисграфии, дискалькулии, диспраксии и СДВГ.

Лечение дислексии и проблем обучения в Суламот

Что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия?

Это трудности в освоении навыков чтения, письма и счета соответственно. Такие нарушения считаются изолированными, то есть они не сказываются на общем уровне интеллекта и других навыках. Они включены в Международный классификатор болезней десятого пересмотра (МКБ-10), который действует в большинстве развитых стран. Тем не менее отечественные врачи ставят эти диагнозы крайне редко.

Источник фото: tvnauka.online

Вероятнее всего, это связано с тем, что и в СССР не было практики диагностики и лечения дислексии, дисграфии и дискалькулии. Когда ребенок не может что-то написать, прочитать, посчитать, зачастую он становится пациентом дефектолога. Ему ставят задержку в развитии или умственную отсталость.

К счастью, сейчас ситуация меняется, и об этих нарушениях говорят все больше, их активно исследуют. Специалисты разрабатывают различные методики реабилитации.

Читайте также: Откуда берется заикание и можно ли застраховать от этой беды своего ребенка?

История дислексии

Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.

В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что трудности с чтением никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.

Причины дислексии

Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.

Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:

  • Преобладание активности правого полушария головного мозга
  • Нарушение равновесия между полушариями головного мозга
  • Черепно-мозговые травмы
  • Тяжелые инфекции, такие как менингит
  • Нарушения родовой деятельности: преждевременная отслойка плаценты, асфиксия плода
  • Осложнения при беременности, связанные с инфекциями (корь, герпес, краснуха) или употреблением токсичных веществ (наркотики, алкоголь, курение)

Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.

Последствия дислексии

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи.

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Страницы: 1 2 3 4

  • Введение
  • ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • 1.1. Понятие и классификация дислексий
  • 1.2. Этапы формирования навыка чтения
  • 1.3. Основные виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины
  • 1.4. Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению дислексии у младших школьников общеобразовательной школы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
  • 2.1. Разработка диагностического комплекса по коррекции дислексии у младших школьников
  • 2.2. Проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента
  • 2.3. Содержание и организация коррекционной работы и анализ работы по коррекции дислексииу младших школьников общеобразовательной школы
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыком чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Впервые такую проблему в конце XIX–начале XX веков стали изучать ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др. Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей, следует отметить имена Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой и др.

Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З. Матейчека – 2–4%, по данным Б. Хальгрена – до 10%, по данным Р.Беккер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы, по данным А.Н. Корнева – 4,8%.

Нарушения чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. В настоящее время специалистами практиками рассматривается вопрос о раннем выявлении, предупреждении и коррекции дислексии у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Также можно отметить, что следствием нарушений чтения в старших классах являются трудности решения текстовых задач, трудности в овладении историей, иностранным языком. Все выше сказанное подтверждает что, нарушение чтения приводит к снижению успеваемости по всем предметам.

Таким образом, все вышесказанное доказывает необходимость ранней диагностики и коррекции дислексии и по возможности их предупреждение для предотвращения школьной дезадаптации и возникновения дислексии, как стойкого нарушения.

Цель исследования: разработка системы логопедической работы по коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.

Объект исследования: дислексия у младших школьников общеобразовательной школы.

Предмет исследования: эффективные пути предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:

1.Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.

2.Разработать модифицированный протокол обследования психологической базы навыка чтения у младших школьников, подобрать стимульный материал в соответствии с подобранными методиками.

3.Выявить основные виды трудностей в формировании процесса чтения у младших школьников.

4.Разработать и апробировать систему логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников.

5.Оценить эффективность предложенной системы обучения.

Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у младших школьников будет эффективной при следующих условиях:

1)при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:

– разработку перспективного планирования занятий;

– составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;

– включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;

– повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Теоретические и методологические основы исследования:

– фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Р.А. Лурия);

Теоретическая и практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у младших школьников. Разработанный диагностический материал по выявлению уровня сформированности речевых и познавательных компонентов, на основе которых формируется полноценный навык чтения, позволит логопедам, работающим с младшими школьниками своевременно выявить имеющиеся предпосылки нарушения чтения.

Разработанная логопедическая система, включающая в себя перспективный план логопедических занятий с детьми младшего школьного возраста, индивидуальные планы, составляемые на учащихся, имеющие недостаточный уровень сформированности речевых и познавательных процессов, комплекс по повышению уровня школьной мотивации у учащихся первых классов может быть использован учителями логопедами при работе с младшими школьниками.

Экспериментальной базой исследования являлась МБОУ»СОШ №22″ г.Миасс. В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, обучающиеся в первом классе. Возраст детей 7–8 лет.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (60 наименований).

ГЛАВА I. ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Критический анализ проблемы нарушения чтения должен основываться, прежде всего, на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения.

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение, как один из видов письменной речи, является более поздним и более сложным образованием на базе устной речи и представляет собой более высокий этап речевого развития. Сложные условно-рефлекторые связи письменной речи присоединяются к уже сформировавшимся связям второй сигнальной системы (устной речи) и развивают ее .

В процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым, произносимым и словом видимым. Письменная речь – это зрительная форма существования устной речи. В письменной речи моделируется определенными графическими значками звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв.

Таким образом, по своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне связи, вне единства письменной и устной речи.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотношение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа, его прочитывания. И, наконец, вследствие соотношения звуковой формы с его значением осуществляется понимание читаемого. Довольно часто нарушениям чтения способствуют нарушения устной речи. Существуют такие особенности использования разговорной речи:неподготовленность речевого акта; непринужденность речевого акта; непосредственное участие говорящих в речевом акте.

Устная речь характеризуется двумя противоположными функциональными признаками – синкретизмом и расчлененностью.

О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: «Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения».

Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексий. Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах: психологическом и психолингвистическом.

В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное неформированностью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. Выделяют следующие механизмы:

– недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания);

– нарушение зрительного восприятия;

– нарушение зрительного представления;

– нарушения зрительного анализа и синтеза;

– нарушение пространственных ориентировок (оптико-пространственная недостаточность) проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка правой и левой частей тела, поздняя латерализация или ее нарушение.

– недоразвитие слухового восприятия, слуховых представлений, слухового анализа и синтеза (различение, узнавание дифференциация неречевых звуков).

Недоразвитие фонематического слуха (фонематическое восприятия, фонематическое представление, фонематические анализ и синтез):

  • Нарушение устной речи (связано с фонематическим слухом):

– недоразвитие звукопроизношения;

– недоразвитие грамматического строя;

– недоразвитие лексического словаря;

Механизмы развития дислексии

Чтобы понять механизмы развития этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;

  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.

Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Исходя из вышесказанного мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Выявить и оценить дислекию

Как обнаружить дислексию? Батарея компьютеризированных онлайн тестов CogniFit («КогниФит») для нейропсихологической оценки дислексии представляет собой профессиональный инструмент, состоящий из различных клинических заданий и упражнений, направленных на быстрое и точное обнаружение признаков, симптомов, проблем и дисфункций, связанных с дислексией.

Этот инновационный онлайн тест на дислексию помогает провести когнитивную оценку и выявить риск наличия дислексии. Программа проста в использовании и доступна не только специалистам по когнитивному тестированию, но и всем остальным. В первую очередь, программа предназначена для родителей, опекунов, врачей, частных лиц, преподавателей и учителей, поскольку позволяет провести тестирование на дислексию прямо на уроке.

Важно подчеркнуть, что несмотря на некие общие признаки, нарушения у дислексиков весьма различаются. Поэтому важно изучить каждого ребёнка, понять, какие трудности он испытывает, выявить слабые и сильные стороны его обучаемости. Такая оценка даст возможность разработать индивидуальную программу лечения и коррекции дислексии в зависимости от конкретной проблематики.

При подозрении на дислексию у ребёнка необходимо узнать историю его жизни: физическое и психологическое развитие, историю болезней; школьные оценки, каковы его привычки чтения дома и на уроке, возраст, уровень интеллекта. Чтобы понять, действительно ли его успеваемость настолько отличается от ровесников.

Для такой оценки нужны специфические тесты — на словарный запас, понимание, скорость обработки информации и т.д.

Примерами таких упражнений могут быть:

  • Упражнения на слова-омофоны. Например, дать определение и попросить указать на верное слово.
  • Можно дать ребёнку список слов-псевдоомофонов, и спросить, какие слова из этого списка существуют в русском языке.

Для оценки фонологического маршрута также можно использовать упражнения.

  • Одним из таких упражнений является чтение громко вслух списка псевдослов, что может быть очень трудно для детей с дислексией. Они будут делать большое количество ошибок.
  • Также можно попросить ребёнка прочитать список слов, относящихся к различным категориям, например, конкретные и абстрактные. В данном случае наибольшее количество ошибок будет при чтении абстрактных понятий.

Леонардо да Винчи и Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен и Владимир Маяковский: что может объединять таких разных людей, кроме того, что все они несомненно талантливы? Оказывается, нечто общее у них есть. Удивительно, но все они – дислексики. Как понять, что ваш ребёнок дислексик и что с этим делать? Подробности — в материале «АиФ-Прикамье».

Мы читали, мы писали…

Немало знаменитых, учёных, писателей, поэтов, актёров всю свою жизнь боролись с трудностями в овладении, казалось бы, простыми навыками: чтением, письмом, счётом. Именно поэтому дислексию часто называют болезнью гениев. Учитель начальных классов пермской гимназии №1 и психолог общественной организации «Многодетные Пермского края» Инна Юзюк говорит, что это заболевание действительно порой даёт больше, чем забирает, с лихвой компенсируя проблемы другими талантами. Человек может всю жизнь плохо читать и при этом быть отличным оратором, прекрасно рисовать и так далее.

– Такие дети очень старательные, так как для овладения элементарным навыком им нужно прилагать больше усилий. Они внимательно читают книги, так как им не с первого раза удаётся понять, о чём они, – говорит Инна Юзюк. – Постоянное преодоление трудностей помогает им стать ответственными и успешными, когда они вырастают. И всё же без помощи взрослых добиться успеха им непросто. Главная ответственность лежит, конечно же, на родителях. Если ребёнок никак не может выучить буквы, испытывает большие трудности в чтении, не может понять самый простой текст и пересказать его, то это уже повод для беспокойства. Ещё один признак возможной дислексии – неправильная постановка руки при письме, когда ребёнок держит ручку, выкручивая руку, как будто кто-то заставляет его писать именно таким, неудобным образом.

Дислексики часто знают, как пишется то или иное слово, но всё равно допускают в нём ошибки. Такие дети даже в написании своего имени могут ошибаться. Они могут переставлять буквы в словах местами, приставки к словам писать отдельно. Ещё одна их особенность – они не читают слово, а «додумывают» его по первым буквам. Например, если дислексик прочитал две первые буквы – «мо», он может решить, что перед ним слово «молоко». Если родили заметили у ребёнка трудности в овладении чтением и письмом, им стоит обратиться к логопеду, дефектологу или психологу, чтобы исключить или подтвердить диагноз. Чем раньше, тем лучше.

Лечиться лучше раньше, чем никогда

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет право поставить раньше, чем ребенку исполнится 10–11 лет. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять время даром. Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно, а вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития.

Сегодня известно, что причин этого явления гораздо больше. Кроме упомянутого фактора это могут быть еще и проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия и т. д. Если хотя бы одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом. Выявить, что именно из этих функций хромает, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к специалистам: логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития дислексии, а затем и скорректировать эти проблемы.

На занятиях используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов. Ребенок тренируется в правильном произношении определенных звуков, учится определять, какой букве на письме соответствует звук, выделяет грамматические элементы слов. Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно применить простое приспособление – надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове и не будет отвлекаться на другие.

Поспешай не торопясь

В появлении так называемой «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремление научить своего ребенка читать как можно раньше может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда еще у малыша не все функции для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату. Научиться читать к 5 годам способны всего 20% детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии. Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания.

То же самое касается и раннего обучения в школе. 30% детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70% – не раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того, чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться быстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать в ребенке все те функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок быстро «дозреет» и научится читать правильно.

Ликвидация безграмотности

Кстати

Когда-то дислексиков считали людьми интеллектуально ограниченными. А сегодня некоторые ученые даже называют дислексию одним из признаков гениальности. В доказательство они приводят весьма внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40% миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер).

Еще одна большая опасность заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ребенку во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, в большинстве учебных заведений эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Конечно, для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают детей абсолютно зазря – ведь при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – это не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи прошлогоднего ЕГЭ, более половины выпускников средней школы не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит, что, несмотря на то что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а те – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели. Недаром же великий психолог Л. С. Выготский сказал: «Чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка».

Обучаться играючи

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, как можно чаще провоцировать его на диалог, а затем и на монологическую речь. Пусть пересказывает сказки, мультики, составляет рассказы по картинке, делится своими переживаниями и впечатлениями. Помимо речи также с первых дней жизни нужно развивать и зрительно-пространственное восприятие ребенка: учить его сначала дотягиваться до погремушек, затем собирать пирамидки и башни из кубиков, а позже срисовывать предметы. Развивать мелкую моторику пальчиков помогают пазлы, мозаика, конструктор. Необходимо также работать над вниманием и памятью маленького человечка. Вот, например, одна очень полезная игра, которая отлично подготавливает ребенка к чтению, но ее лучше начинать после 5 лет. Надо разрезать картон на квадратики, нарисовать на них печатные буквы и разрезать каждую букву на две части. Затем смешать все картинки, найти половинку одной буквы и попросить ребенка отыскать вторую, недостающую половинку. Следующий этап – разрезать картину с буквой на 4 части и попросить малыша восстановить буквенный пазл целиком. Вся эта работа не должна носить эпизодический характер, ее надо сделать системным, ежедневным делом. Но любые занятия с дошкольником 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут.

Можно ли решить эту проблему?

В большинстве случаев, если своевременно обратиться к грамотным специалистам — нейропсихологам, логопедам, — проблема может быть решена. Дислексия, дисграфия и дискалькулия редко принимают тотальные формы, когда человек вообще ничего не может прочесть, написать или посчитать. Ситуацию всегда можно скорректировать до того уровня, чтобы справляться с не слишком большими и не слишком сложными заданиями. Это важно, потому что утомляемость у людей с такими диагнозами очень сильная, иногда доходит даже до головной боли.

Источник фото: mel.fm

В первую очередь нейропсихологи выясняют, насколько хорошо работают отдельные функции, которые входят в состав сложных навыков чтения, письма и счета: сукцессивные функции, зрительное восприятие, зрительно-моторная координация. Затем подбирают специальные упражнения, которые помогают выстроить нейронные связи. Именно они отвечают за работу нарушенных функций.

Например, если проблема в вестибулярном аппарате, нарушены движения глаз и ребенок не может удерживать взгляд на одной строке во время чтения. В таком случае ему предстоит заниматься физическими упражнениями. В других случаях дети работают с разрезанными, перевеёрнутыми буквами, учатся различать их. Иногда они выполняют упражнения с мячиками, отстукивают ритмы.

В реабилитации регулярность занятий куда важнее их продолжительности. Если есть задача создать нейронные связи, пять минут каждый день намного лучше, чем 40 минут раз в неделю. Конечно, у многих нет возможности ходить к нейропсихологу или логопеду каждый день, поэтому специалист может просто давать задание на пару недель вперёд и брать с родителей обещание, что они будут следить за его выполнением

Дислексия — что это? Причины

Дислексия – это собирательное понятие, которое означает трудности с чтением, распознаванием слов и грамотностью в тому числе. Сюда входит и нарушение интонации, распознавание значения слов и предложений. Относится к группе «расстройство обучения».

«Словесная слепота» — это народное название дисклексии. Существует несколько теорий её возникновения.

  1. Некоторые утверждают, что это из-за неправильного метода обучения ребёнка чтению: либо использовался сложный способ, либо выделялось мало времени на это или же обучение проводилось в некомфортных условиях (например, с криками и шумом).
  2. Некоторые учёные утверждают, что нарушение является наследственным, и в основе лежит незрелость отдельных нейронов головного мозга.
  3. Другие заявляют, что дислексия возникает из-за нарушения левого полушария. Поскольку именно там находится центр понимания и речи. Также есть проблема во взаимодействии этих двух областей.

Факторы, которые могут стать причиной нарушения в нейронах и важных для чтения центрах головного мозга:

  1. осложнения при беременности инфекционными заболеваниями (краснуха, герпес);
  2. черепно-мозговая травма при родах;
  3. употребление наркотиков матерью во время беременности;
  4. травма в раннем детстве;
  5. тяжёлые инфекционные заболевание ребёнка (менингит);
  6. большая активность правого полушария головного мозга;
  7. нарушения баланса массы между полушариями ребёнка.

В начале статьи упоминалось, что дислексия — это «болезнь гениев» (творческий людей, особенных) и к тому есть определенные предпосылки, описанные в этом видео:

Даже если это не болезнь гениев, то уж однозначно не вина ребенка. Обязательно посмотрите этот ролик, чтобы понять, как сложно бывает таким детям, ведь они не могут научиться тому, что может каждый их сверстник:

У меня тоже были (и остались) небольшие схожие проблемы (не могу отличить «ш» и «щ» во время диктанта), а также дизорфография присутствовала. С трудом в институт приняли (сочинение пришлось списывать с нескольких учебников), а вот в самом вузе выдали по окончании красный диплом (с отличием).

Когда рассказываю знакомым про хроническую дизорфографию — считают, что просто ума у меня маловато. Когда говорю, что имею красный диплом (тогда еще ими не торговали) — не верят, ибо одно с другим не сочетается.

Симптомы дислексии

Поскольку есть разные виды нарушения, соответственно и специфические проявления. Но все они имеют общие характеристики. К симптомам, которые появляются самыми первыми, относят:

  1. нарушение внимания и памяти;
  2. изменение букв и слов при чтении и написании;
  3. сложно держать в руках ручку;
  4. нежелание читать вслух;
  5. не хочет писать сочинение;
  6. плохая ориентация «лево-право»;
  7. сложно выучить алфавит и правила правописания;
  8. трудности в выполнении любых указаний и задач.

В дошкольном возрасте:

  1. плохое произношение слов;
  2. трудности в запоминании слов;
  3. запоздалое развитие речи;
  4. сложно найти общий язык в общении со сверстниками.

Младшему школьному возрасту свойственно:

  1. разворот букв при написании;
  2. плохая координация движения;
  3. импульсивные движения;
  4. непонимание, какой арифметический знак ставить;
  5. плохое освоение новых навыков;
  6. чувство неловкости;
  7. разворот букв при написании.

В среднем школьном возрасте:

  1. плохая память;
  2. почерк, который трудно разобрать;
  3. сложно воспринимать мимику собеседника;
  4. низкий уровень чтения в сравнении с нормой;
  5. плохое общение с одноклассниками.

Старшему школьному возрасту характерно:

  1. ошибки в произношении;
  2. сложно пересказывать;
  3. трудности в адаптации к ситуациям;
  4. медленная скорость работы.

Во взрослом возрасте:

  1. плохая память не улучшается;
  2. невнимательность;
  3. плохое произношение;
  4. дисграфия (проблемы с письмом), дизорфография (проблемы с орфографией);
  5. может быть путаница в числах.

Виды дислексии

В зависимости от того, какие нарушения преобладают, выделяют такие виды:

  1. Оптическая дислексия заключается в том, что ребёнку сложно различить буквы, похожие между собой элементами. Например: Н-П, О-С, А-Л.
  2. При фонематической школьник не различает твёрдые-мягкие звуки, звонкие-шипящие. Например, при замене слова «кол» на «кот», ребёнок может не подметить разницы как в звучании, так и в смысле соответственно.
  3. Аграмматическая характеризуется недоразвитостью речи. Мальчики и девочки неправильно подбирают окончания, не согласуют падежи, число и род.
  4. При мнестической ребёнок не понимает, какой букве какой соответствует звук.
  5. Если у школьника семантическая дислексия, то он правильно читает слова и предложения. Но делает это механически, без понимания смысла.

Дислексия у младших школьников — коррекция и упражнения

При выявлении дислексии у младших школьников, коррекция и упражнения подбираются в зависимости от того, какой у них вид нарушения. К общему принципу относится задействование разных типов восприятия и памяти, более детальное изучение каждой буквы.

Можно дать ребёнку пластилин и вместе с ним вылепить букву. Чтобы он тактильно и визуально запомнил, что она собой представляет. Также нарисуйте простым карандашом на бумаге большие буквы и предложите обрисовать их яркими фломастерами, а потом разукрасить.

Напишите несложные предложения на карточках: одно слово – одна карточка. Перемешайте и дайте чаду сложить их, чтобы получилась фраза по смыслу. Потом сами соберите предложение, переставьте карточки и скажите, чтобы ребёнок вернул правильный порядок.

Найдите магнитики с буквами. Сложите в целый ряд простые слова: МАМАПАПАПЁСЛЕС. И скажите, чтобы ученик разделил эти магнитики по отдельному значению. Также можете сложить разные буквы, чтобы посередине было настоящее слово, которое должен отыскать.

Поиграйте в игру дома или на улице. Скажите, что потерялась буква «К», например. И ребёнок должен найти объекты, которые на неё начинаются и назвать.

Чтобы задействовать тактильные ощущения, положите чадо на живот. На спине рисуйте пальцем печатную букву. Пускай он угадывает. После этого можно рассыпать макароны на столе, чтобы ребёнок сложили букву, которую вы называете – так задействуется зрительная память.

Дайте задание, чтобы чадо писало ласковые формы от слов, которые вы диктуете. После этого можете просто прочитать небольшой отрывок под диктовку. Внимательно смотрите, правильно ли пишет ваш ребёнок.

В зависимости от того, насколько вовремя была подмечена проблема, и сразу ли взялись родители за коррекцию, таков будет и результат в дальнейшем. Стопроцентной гарантии нет, но шансы на излечение (или корректировку) вы этим существенно повысите.

К сожалению, иногда дислексия не покидает человека и во взрослом возрасте. Но не печальтесь, вы попадаете во вполне приличную компанию. Вот некоторые знаменитости, которые имеют (имели) схожие проблемы:

  1. Леонардо да Винчи
  2. Ганс Андерсон
  3. Уолт Дисней
  4. Мерлин Монро
  5. Владимир Маяковский
  6. Киану Ривз
  7. Том Круз
  8. Чарли Чаплин
  9. Стив Джобс
  10. Майкл Фарадей
  11. Альберт Эйнштейн

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *