Единоверческая церковь, что это?

Старообрядческое согласие — группа объединений верующих, придерживающихся той или иной разновидности вероучительной и обрядовой практики. Обычно под согласием понимают крупное течение в старообрядчестве, в отличие от менее многочисленных подразделений — толков, хотя эти слова могут употребляться как синонимы (практика речевого употребления этих слов, как в старообрядческой среде, так и за её пределами, крайне противоречива).

Согласия делятся на поповские (имеют священство) и безпоповские (основные таинства совершают наставники).

К поповским согласиям относятся:

  • Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ),
  • Неокружники,
  • Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ),
  • Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии (ДЦХ БИ),
  • Древлеправославная архиепископия,
  • Единоверцы.

К безпоповским согласиям относятся:

  • Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ),
  • Часовенное согласие (кержаки, стариковское согласие, николавские беспоповцы),
  • Филипповское согласие,
  • Нетовцы (Спасово согласие),
  • Федосеевское согласие,
  • Бегуны, или странники и другие.


10 сентября 2019 г. в Музее культуры Астрахани начинает свою работу новая выставка цикла «Воспоминание о храме», посвященная Астраханской единоверческой церкви Вознесения Господня. «Воспоминание о храме» — совместный проект Астраханской митрополии, Астраханского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, Астраханского краеведческого музея-заповедника и Астраханского государственного архива Астраханской области.
В 1895 году астраханские единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее Кремля. Построена церковь была на средства бывших старообрядцев, принявших единоверие. Наибольший вклад внесли купцы: П. Г. Склянин, Я. И. Аверьянов и А. М. Милютин. Храм был выстроен в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. По своему внешнему облику Вознесенская церковь была очень похожа на сохранившийся Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, возможно, строились они по одному проекту. К 1897 году все строительные работы были закончены. Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня.
После событий 1923 года, когда обновленцы захватили большую часть приходов Православной Церкви, Вознесенский единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещенского монастыря, во главе с игуменьей Платонидой (Пасмурновой). Монахини в основном пели на клиросе. Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали храм и тут же его снесли.

На выставке представлены фотографии из коллекции С. Ю. Степанова, краеведа-писателя В. К. Петрушкина, фондов Астраханского музея-заповедника, документы из государственного архива Астраханской области, картины художника Ю. А. Анискина. На выставку приглашаются все те, кто увлекается краеведением и церковной историей.
Открытие состоится 10 сентября 2019 г. в 14.00 по адресу: ул. Чернышевского, 4.
Пресс-служба Астраханского отделения ИППО

старообрядцы

староверы

Василий Суриков «s Боярыня Морозова (1887), изображающая Defiant Морозова во время ее ареста. Ее два подняла пальцы относятся к спору о правильном пути , чтобы сделать знак креста .

Сокращенное название

О.Б.

Тип

Восточный ортодокс

классификация

Независимый Восточный ортодокс

ориентация

государственное устройство

епископский

управление

Белокриницкие и Novozybkovskaya иерархии (поповцы)

Структура

Независимые советы (беспоповцы)

поповцы

беспоповцы

  • Поморская Старая православная церковь
  • Novopomortsy
  • Staropomortsy
  • федосеевцы
  • филипповское согласие

Область

15 или 20 стран

язык

России , церковнославянский

литургия

Византийский Rite (русский модифицированная)

основатель

Раскольники антиреформ

происхождения

1652 / 1658-1685
царизм России

Отделен от

России православная церковь

члены

Другие названия)

старообрядцы

<Служители шаблон Infobox этнической группы в настоящее время рассматривается для объединения . >
Старообрядцы
(включая липованами, Molkans)

Регионы со значительным населением

Россия

400000 (2012 оценка)

Латвия

34517 (2011 перепись)

Румыния

23,487-32,558 (2011 перепись)

Литва

23330 (2011 перепись)

Армения

2872 (2011 перепись)

Эстония

2605 (2011 перепись)

Молдова

2535 (2014 перепись)

Казахстан

1500 (2010 оценка)

Азербайджан

500 (оценка два тысячи пятнадцать)

Соединенное Королевство

1 (2019 оценка)

В восточной православной церковной истории , особенно в Русской Православной Церкви , на старообрядцев или старообрядцами ( русском : староверы или старообрядцы , starovéry или staroobryádtsy ) являются восточные православные христиане , которые поддерживают литургические и обрядовые практики Восточной Православной Церкви , как они были раньше реформы патриарха Никона Москвы между 1652 и 1666 сопротивляются размещение русского благочестия к современным формам греческого православного богослужения, эти христиане были анафеме , вместе с их ритуалом, в Синоде 1666-67 , производя деление в Восточной Европа между староверами и теми , кто следовал за государственную церковь в своем осуждении старого обряда.

Русскоязычные относятся к самому расколу как Раскол (русский язык : Раскол ), этимологически , указывающий «раскалывания друг от друга».

Цифровые коллекции

Старообрядческая коллекция редкого фонда Научной библиотеки ИГУ

Старообрядческие рукописи XVIII – нач. XX вв.

Старообрядческие книги XVIII – нач. XX вв.

Старообрядческая книжность – это важная часть традиционной православной культуры. Книга является системообразующим и транслирующим компонентом, который позволяет судить не только об основах этой традиции, но и о формах её бытования и развития у старообрядцев разных регионов России и зарубежья. Большой интерес в этом контексте представляют книжные собрания, имеющиеся в региональных государственных библиотеках, вобравших в себя литературу местных старообрядческих общин.

В Восточной Сибири, которая долгое время входила в состав Иркутского генерал-губернаторства (с Прибайкальем и Забайкальем в своём составе), проживало большое количество старообрядцев. В основном они были представлены сосланными в разное время (в том числе на Нерчинскую каторгу) и их потомками. Характерно при этом, что первым старовером, сосланным в Нерчинск был сам протопоп Аввакум. После него этой дорогой пройдут тысячи старообрядцев, не согласных с политикой правительства и церкви. Самым большим притоком было приведение во второй половине XVIII столетия в Западное Забайкалье (в основном на территорию Верхнеудинского уезда) нескольких тысяч последователей древнего благочестия, до того расселившихся на территории Речи Посполитой, и названных в крае «семейскими». С этого момента старообрядцы превратились в заметную часть местного населения и стали оказывать серьёзное влияние на характер развития культуры края. На протяжении всего последующего периода старообрядцев ссылали небольшими группами и поодиночке, при этом иногда подселяя их к семейским. Иногда же их селили вне семейского анклава на территории Восточного Забайкалья. В более позднее время, а именно в начале XX века в регион, особенно в западную его часть – Прибайкалье, стали переезжать вольные переселенцы из разных губерний европейской части страны. Сосланные и вольно приехавшие староверы везли с собой свои книги, налаживали связи для обеспечения поставок книг из печатных центров, создавали местную традицию их переписывания и оформления.

Церковные власти, в функции которых входила борьба с «расколом», периодически конфисковывали старообрядческую литературу. Часть её оказывалась в библиотеке Иркутской духовной семинарии, в которой не только преподавалось «расколоведение», но и проводились региональные миссионерские съезды. В 1920 г. эти книги вместе с другими материалами были национализированы и переданы в формирующуюся библиотеку Иркутского государственного университета. Также в библиотеку поступали книги от коллекционеров и дарителей. Самым известным из них был Н. С. Романов, материалы собрания которого пополнили фонды библиотеки в 1920-е гг. Весь последующий период рукописная и печатная коллекция старой традиции пополнялась за счёт не равномерных по времени и составу поступлений.

В фондах Научной библиотеки ИГУ хранится 269 старопечатных книг, из общего числа которых как старообрядческие были определены 18. Наиболее ранним изданием является Катехизис, изданный в Гродно в Типографии короля польского в 1783 г. Самой поздней – Библия московской печати, увидевшая свет в 1914 г. Хронологически старопечатные тексты распределились следующим образом. С датировкой второй половины XVIII в. имеется 5 книг, первой половины XIX в. – 7, второй половины XIX в. – 3 и начала XX в. – 3 книги. Характерно, что среди этих изданий имеется один печатный конволют первой половины XIX в., включающий в себя пространные рукописные вставки.

Видовое многообразие старопечатных книг представлено в основном литургическими и учительными текстами. Это Библия, Псалтырь, Часослов, Часовник, Апостол, Катехизис, Устав, Святцы, Канонник, Старчество, а также разные сборники. Вместе с тем, имеются старообрядческие исторические и полемические произведения. Это, входящие в один сборник, тексты «О отцах и страдальцах соловецких», «Повесть о святых отцех наших священнопротопопе Аввакуме и священно иерее Лазаре и о преподобном Епифании», «Прение священнодиакона Феодора с митрополитом», а также изданная отдельно «Истинность старообрядствующей иерархии противу возводимых на неё обвинений» известного деятеля белокриницкого согласия епископа Арсения (О. В. Швецова).

Что касается географии происхождения старопечатных книг, то те из них, которые имеют выходные данные и другие прямые указатели на происхождение, были выпущены в типографиях Гродно, Вильно, Москвы, Клинцов, Супрасля, Почаевской и др. В частности, это такие типографии как: «Типография короля польского» (Гродно), «Типография Виленская», «Типография Дм. и Як. Железнякова» (Клинцы), «Супральская типография», «Типография Почаевская», «Типография Мануиловского Никольского монастыря», «Типография, дозволенная высочайшей властью (старообрядческая)», «Старообрядческая книгопечатня», «Типография при Преображенском богадельном доме», «Типография единоверцев». При этом больше всего имеется книг (по 3 экземпляра), выпущенных Почаевской и Супральской типографиями.

Собрание рукописей Научной библиотеки ИГУ составляет 100 единиц. Из них ранее в качестве старообрядческих указывалось 25 (Игумнова, 1995). В дополнение к этому списку сейчас выявлено ещё 17 манускриптов, относящихся к старообрядческой традиции. Их объём составляет от 12 («Поучение…» первой половины XIX в.) до 362 (Псалтырь первой половины XIX в.) листов. Самой древней книгой, бытовавшей в среде местных староверов, можно считать Псалтырь начала XVI в. с рукописными старообрядческими вставками XIX в., изъятую нерчинской заводской полицией (вследствие чего на книге имеется соответствующая печать). Самой поздней рукописью является знаменная («крюковая») Литургия, имеющая датировку рубежа XIX-XX вв. При этом, хронологически манускрипты распределяются следующим образом. С датировкой первой половины XVIII в. имеется – 2, второй половины XVIII в. – 8, первой половины XIX в. – 21, второй половины XIX – начала XX вв. – 11 рукописей. Характерно, что в этом собрании наряду с собственно рукописями имеется один гектограф конца XIX – начала XX в. Преобладание книг с датировкой первой половины XIX в. скорее всего является следствием ужесточения политики по отношению к старообрядцам в период правления императора Николая I, когда светские и церковные власти активно боролись со староверием и проводили массовые конфискации.

Видовое многообразие рукописей представлено литургическими, учительными, историческими и полемическими текстами. Здесь есть 3 текста на «крюковых» нотах. Это Праздники конца XVIII в. (2 экз.) и Литургия рубежа XIX-XX вв. Наряду с Псалтырём, Часословом, Уставом, Чином погребения, Скитским покаянием, Канонниками, Праздниками и богослужебными сборниками, здесь имеются «Апокалипсис Иоанна Богослова», «Толкование на Апокалипсис Иоанна Богослова», Андрея Архиепископа Кессарийского, «Цветник» Аввы Дорофея и др. Полемические старообрядческие произведения представлены в виде таких текстов как: «Книга об Антихристе», «О случаях последнего времени…», «Ответы Олонецкие» Андрея Денисова и др. Также здесь есть любопытный список конца XIX в. с произведения Иоанна Верховского «Раскол не ересь и старообрядцы не еретики», выполненный хорошим индивидуальным почерком. В качестве собственно старообрядческого исторического произведения в коллекции имеется гектограф «Жизнь Амвросия, митрополита Белокриницкого».

Обзор старообрядческой коллекции Научной библиотеки Иркутского государственного университета позволяет сделать некоторые выводы. Это собрание насчитывает 62 памятника старообрядческой культуры. Из них 20 – это печатные книги и 42 – рукописи. Видовой состав, хронология появления и примерный ареал распространения дают интересную информацию о характере развития книжной культуры старообрядцев Восточной Сибири. Наличие большого количества рукописей говорит о том, что, несмотря на то, что староверы организовали каналы поставки из издательских центров, у них имелся дефицит книжной продукции вплоть до начала XX в. Кроме прочего, это привело к формированию местной традиции переписывания религиозных текстов, которая не исчезла ни в начале XX в., ни в более позднее время. Большое количество рукописей, датированных концом XVIII и особенно первой половиной XIX в. говорит о том, что, несмотря на удалённость от столицы, политика гонения на старообрядчество, в очередной раз развернувшаяся в период правления императора Николая I, достигла в крае серьёзных масштабов. Наличие печатных изданий из разрешённых правительством старообрядческих типографий межреволюционного периода 1905-1917 гг. говорит о включённости местного старообрядчества в общероссийские процессы, будь то развитие торговли или переселенческое движение.

А. В. Костров, д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры
мировой истории и международных отношений ИГУ

От редакции:

Сам Господь установил таинство евхаристии (причащения) и велел святым апостолам, а в лице их и всем верующим, всегда совершать это таинство в Его воспоминание и вместе с тем всегда вкушать Его Тела и Крови. Действительно, вплоть до конца IV века существовала традиция общего причащения за каждой Литургией. Св. Иоанн Златоуст говорит:

Кто не приобщается, присутствуя на литургии, тот этим самым обнаруживает свою принадлежность к разряду кающихся, ибо не причащающиеся — суть кающиеся (Бес. 3 на посл. к Ефес.).

Св. Василий Великий пишет:

Приобщаться каждый день и воспринимать Тело святое и Кровь Христову добро есть и полезно (Письмо к Кесарии).

Но уже к концу IV века практика частого причащения кардинально меняется: на Востоке начинают причащаться только 1-2 раза в год, на Пасху и на Богоявление. Иоанн Златоуст с горечью восклицает:

Напрасно приносится ежедневная жертва! Напрасно предстоим мы перед алтарем Господа! Никто не приобщается! (III беседа на Послание ап. Павла к Эфесянам).

Уже у Иустина Философа мы читаем, что особенным днем, когда все верующие собирались для причащения, был день воскресный или, как называет его св. Иустин, «день солнца» (Аполог., 1–92 стр.). Еженедельное причащение в воскресные дни стало обычаем на многие последующие века. С другой стороны, вопрос о достойном и недостойном принятии св. Тайн появился уже в те далекие времена, так как и во времена Иоанна Златоуста христиане уклонялись от причащения под предлогом недостоинства. Св. ап. Павел писал:

Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Из этого наставления апостола, по всей вероятности, постепенно развилась в сознании верующих мысль, что не во всяком состоянии можно приступать к божественной трапезе — грех есть препятствие к этому. При развитии жизни Церкви и Церковной дисциплины появились правила, запрещающие верующим в тех или других случаях приступать к причащению. За различные грехи полагались различные сроки отлучения от причащения — 2, 3, 6, 7, 10 и более лет. Только умирающих никогда не лишали св. причастия, хотя бы они были величайшие грешники (см. пр. 13 Первого Вселенского собора, 7 пр. Карфагенского, 2 и 5 пр. Григория Нисского).

В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского и Рождественского, то есть максимум 4 раза в год. При этом исповедь и причащение, являясь самостоятельными таинствами, по времени оказываются здесь соединенными вместе, а промежутки между постами, по сути, становятся недоступными для желающих причаститься. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся.

Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного (9-ое Апостольское правило).

Ему вторит 2-ое правило Антиохийского Собора:

Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное.

Еще один интересный момент. Во многих старообрядческих приходах не принято причащать за пасхальным богослужением. Как будто забывается о том, что Пасха состоит не в куличах и яйцах — Сам Христос является Пасхой. И вот этой-то Пасхи лишают верных вопреки всем церковным законам. Вот, например, свидетельство из Зонара:

На великий четверток и великую субботу и на пасху, да причащаются вси, точию аще не в покаянии некоем грех (Лист 27, об.).

На сайт «Русская вера» в рубрику «Вопрос священнику» поступает множество вопросов, связанных с практикой и частотой причащения и подготовки к этому Таинству:

  • Почему староверы причащаются Святых Христовых Таин максимум 4 раза в год (в период постов)?
  • Чем подтверждается практика столь редкого причащения, если Святые Отцы пишут о традиции частого причащения?
  • Почему тем, кто хочет причаститься чаще (каждое воскресение), нужно, по сути, говеть целый год, в то время как священству вообще не установлено никакого говения?
  • Для кого выносится Чаша в непостное время?
  • Чем может определяться достоинство и готовность к Причастию?

Мы собрали мнения нескольких старообрядческих священнослужителей по вопросу практики причащения Святых Таин и подготовки к нему.

***

Москва. 10 марта. INTERFAX.RU — Глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов указал на необходимость особых мер предосторожности на фоне эпидемии коронавируса, выразив несогласие с теми, кто считает, что через причастие заразиться нельзя.

ХроникаЭпидемия коронавирусаВсе материалы хроники

«Причастие само по себе не обладает дезинфицирующими свойствами. Сама дезинфекция означает уничтожение бактерий и вирусов, которые также являются творением бога, а просто так бог не будет уничтожать то, что он сотворил. Поэтому люди должны сами заботиться о дезинфекции и закалять иммунитет», — заявил Севастьянов «Интерфаксу».

«Человек относится к окружающей природе так же, как вирус: люди уничтожили вокруг себя больше видов животных, чем какой-либо вирус за всю историю», — отметил собеседник агентства. Поэтому, считает Севастьянов, «когда природа платит человеку взаимностью, не стоит обижаться».

Он напомнил, что в свое время старообрядцы были пионерами в вопросе гигиены. До сих пор ходят анекдоты о том, как староверы пьют только из своих кружек и имеют отдельную так называемую поганую посуду для людей со стороны, отметил глава Союза. «Кстати, староверы организовались в отдельные общины в Москве, в Рогожской и Преображенской слободах, именно в борьбе с чумными вирусами XVIII века», — сказал Севастьянов.

По его словам, своего рода проповедь антивирусной гигиены велась на протяжении всей истории Русской старообрядческой церкви: сосуды для причастия в основном делались из серебра, обладающего дезинфекционными свойствами, а причащали сперва детей, то есть тех, кто беззащитен перед инфекциями и вирусами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *