Епитимья

Эта статья об одном из таинств католической церкви. Для исповеди в других религиях, см Исповедь (значения) . Для покаяния в других религиях, см Покаяние . Для примирения в других религиях, см Примирение (теология) .

Часть серии на

Покаяние и примирение
в Католической Церкви

  • Таинство Покаяния и Примирения
  • раскаяние
  • Мизерикордия Dei
  • Reconciliatio и др paenitentia
  • Отказ и восстановление Петра
  • Апостольская Пенитенциарная
  • Lamentabili здравомыслящий exitu

католицизм портал

Таинство Покаяния и Примирения (обычно называемый Покаяние , Примирение , или Исповедь ) является одним из семи таинств католической церкви (называемые священные тайны в Восточных Католических Церквей ), в котором верующие получаем прощение за грехи , совершенные против Бога и сосед и сверяются с сообществом Церкви. К этому таинству католиков считают , что они свободны от грехов , совершенных после крещения . Таинство Покаяния считается нормальным способом , чтобы быть освобожден от смертного греха , которым можно было бы в противном случае , возможно , осуждающую себя в ад . Католическое богословие о прощении грехов диспутов ли Христос на суде личности после их смерти позволит тем с неисповеданными смертными грехами шанса покаяться и спасти себя — особенно тех , кто не планировал признаться, или не были психически больными, принуждать или самоубийству (что Церковь говорит , все бы уменьшить свою вину). В то время как люди с определенными неисповеданными смертными грехами , которые были под тем или иную формой порицания до сих пор в их смерти не могли быть разрешен католическими траурная мессой и погребение, и в то время как католики с неисповеданными смертными грехами не могут причащаться (если в некоторых обстоятельствах, улучшающие факторы настоящее время ), эти вопросы, хотя и связаны, не то же самое, является ли человек с неисповеданном серьезных грехов обречен на ад.

Как библейское основание для этого таинства, то Катехизис Католической Церкви говорит: «Слова связывают и рыхлые означают: кого вы исключите из вашего общения, будет исключены из общения с Богом, кем бы вы получаете заново в ваше общение, Бог будет приветствовать назад «(1445, Джон 20:23 ).

Таинство Покаяния и Примирение также известно как «Покаяние», «примирение», и «Исповедь».

Таинство состоит из четырех элементов: три на части кающегося ( раскаяние , признание и удовлетворение ) и один на части министра причастия ( Absolution ).

Католики различают два типа греха. Смертные грехи являются «грубым нарушением закона Божьего» , что «превращает человека от Бога». Кто — то , кто знает о совершении смертных грехов должны покаяться, сделав это , а затем Признаются их, чтобы извлечь выгоду из причастия. Простительных грехи , вид , что «не ставят нас в прямом противоречии с волей и дружбой Бога», может быть перечислены на раскаянии и приемом других таинств , но они тоже » составляющие моральное расстройство», «справедливо и с пользой объявлены на исповеди».

Каждый грех включает в себя «нездоровое пристрастие к существам», очистки , из которого называется временное наказание за грех (в противоположности вечного заслуживали смертного греха). Удовлетворение требуется кающийся не является существенной частью причастия, потому что первичный эффект ремиссии вины и вечным получаются без него; но это неотъемлемая часть, потому что требуется для получения вторичного эффекта этой очистки или ремиссий временного наказания.

1983 Кодекс канонического права гласит: «Только Священник служитель таинства покаяния.» В то время как в английском языке термин священник обычно означает , что кто — то получил во второе из трех Священства (также называемый пресвитериат) , но не в высшей, у епископа , латинский текст , лежащий в основе этого утверждения использует латинский термин Сакердос , который включает в себя как епископ и, в общем английском смысле, священниками. Для того, чтобы обратиться исключительно к священникам в более общем значении английского, Latin использует слово пресвитер . Для того , чтобы иметь возможность быть освобождено на законных основаниях от греха, священник ( Сакердос ) должен иметь способность сделать так , предоставленный ему либо каноническое право или компетентным органом Церкви. (В обычном, большинстве кающихся предположить , что духовник якобы осуществлять эту способность , имеет право сделать это. В случае , когда эта вера законно неуместный, церковные источники , что юрисдикция в соответствии с каноном 144 » чтобы защитить»невинную»верность» .)

Вопросы из номера в номер становятся все более и более непростыми. Сегодня мы беседуем с о. Евгением Попиченко о мертвых душах. Только речь идет не о книге Н. В. Гоголя, а о наших мертвых душах, которые на добрые дела «малоподвижны», на молитву тяжелы, да и Бога-то почти не знают. Почему душа умирает, может ли она вновь ожить и каковы признаки души живой?

О. Евгений: Как-то раз мне пришло несколько смс-ок, в которых был такой текст: «В Афганистане сегодня исламисты будут казнить 22 христианские миссионерские семьи, помолитесь…». Сразу приходит мысль: о чем мы должны помолиться? О том, чтобы все устроилось так, чтобы их отпустили? Или чтобы включились демократические цивилизованные рычаги, чтобы был гуманный суд?

О чем должен молиться христианин? Вопрос, который было бы полезно задать себе многим в этой ситуации. Апостол Павел говорил: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». (Флп. 1, 23-24). Когда на казнь вели священномученика Игнатия Богоносца, то его ученики предложили собрать денег и дать их воинам, чтобы они покрепче заснули. Но святой Игнатий сказал: «Я жажду пострадать за Христа». Вот совершенно четкое христианское отношение к жизни и к смерти.

Самое дорогое, что есть у человека – это его жизнь. А цена жизни всегда измеряется смертью. То есть за что человек жизнь готов отдать. Сгубить ее «по пьяной лавочке»? Или умереть от передозировки, из-за любви непонятно к чему. Или погибнуть из-за денег, потому что кредиторы насели? Ради чего человек свою жизнь готов отдать? Ради любви. Потому что нет больше той любви, когда человек жизнь свою отдает за то, что любит, в частности за своих ближних, если говорить словами Евангелия.

К сожалению, сегодня это происходит не на нашей земле. Потому что, наверное, среди современных православных христиан очень мало найдется таких людей, которые готовы умереть за Христа. Поэтому христианство сегодня «пинают» все, кому не лень: в СМИ, в разных фильмах, которые снимают про Христа и Церковь. Не осталось христиан, любящих Христа фанатично.

Фанатизм – это слово чаще всего сегодня используется в рассказе об экстремистах или сектантах…

Слово «фанатик» – доброе слово, которое осквернено, в том числе, и исламским радикализмом, и экстремизмом, и советской пропагандой. Сегодня люди даже малые усилия в отношении ко Христу воспринимают как фанатизм: «Что-то ты по воскресеньям зачастил в Церковь, слишком фанатично веришь. Ты не изменяешь жене ради заповеди, не берешь взятки? Значит ты точно фанатик!».

Отец Андрей Кураев, говоря о демографической проблеме в нашей стране, очень точно выразился: «На общем печальном фоне вымирания есть все же точки роста. Многодетные семьи есть у бомжей и религиозных фанатиков. У бомжей – потому что им все «фиолетово». У религиозных людей – потому что им внушили, что зародыш – тоже человек, и убивать его грешно.

Слово «фанатик» здесь не ругательство, а признание факта. Фанатик – слово чисто вкусовое: фанатик – тот, кто относится к религии чуть серьезнее, чем я сам. Люди, всерьез относящиеся к церковным заповедям, в глазах своих соседей – фанатики. Да и в самом деле нужно фанатично верить, чтобы послушать советы духовника: «Ну и что, что ты разлюбил свою жену? Не смей разводиться, оставайся с ней и с детьми!.. Ну и что, что врачи угрожают? А ты не убивай малыша, выноси его, дай ему шанс, а мы за тебя молиться будем!» Вот такая цитата из статьи в журнале «Фома». И название публикации очень показательно: «Фанатики как источник жизни, размышления о демографии и миссионерстве».

В тропаре Пасхи по-гречески мы поем «фанато фанатон патисас» – «смертию смерть поправ». Фанатик – тот, кто готов умереть за свою веру. Часто говорят, что мы уступаем мусульманам по всем фронтам: в рождении детей, в любви к вере, в исполнении заповедей. Причина вырождения христианского мира в том, что среди христиан не осталось фанатиков, то есть тех, кто ради Христа готов умереть.

Понятно, что любовь, как и предательство, просто так не возникает. Иуда не сразу стал предателем, не просто пошел и предал Христа. Он делал это регулярно, каждый день, когда воровал деньги из церковной кружки. Так и верность Христу воспитывается постепенно, каждый день, когда человек отрекается от своего ради Христа. Ради соблюдения Его заповедей отрекается от себялюбия, от гордости, от зависти, от жадности, от мстительности, от ненависти. Это все маленькие усилия по укреплению большой, крепкой, верной любви.

А грех – это отречение от Христа ради своего? И если первое ведет к жизни, то второе – к смерти?

Да. По слову Божьему: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое». Если говорить словами Священного Писания, «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Но сегодня, когда обыватель слышит слово «грех», он обычно подразумевает блудный грех. Это частность, а по сути грех – это яд, отрава, смерть. Это рана, которую человек наносит своей душе, от которой душа умирает. Конечно, Господь создал человека как очень устойчивую систему, крепкую психически и физически. Восстанавливаемость человеческого организма уникальна.

Но, тем не менее, и эта система способна повреждаться и разрушаться, если постоянно в одну и ту же точку бить, то разрушится самая крепкая стена.

Если каждый грех – это шаг к смерти, почему тогда грехи разделяются на смертные и не смертные?

Наверное, это можно сравнить с дозой яда: есть смертельная для организма доза, есть доза, с которой организм может справиться. Так и в духовной жизни. Апостол Иоанн говорит: «есть грех к смерти» и есть «не к смерти» (1 Ин. 5, 16-17).

Но о какой смерти идет речь? У человека есть две жизни и две смерти. Первая жизнь – жизнь биологическая, физическая, когда тело соединено с душой. Соответственно, первая смерть – разлучение души и тела. Вторая жизнь

– духовная. Дух человека (высшая часть души) соединен с Богом, Им живет и движется. Соответственно, вторая смерть – духовная, разлучение души от Бога, разрыв отношений с Богом. Смертный грех как раз разрушает жизнь человека с Богом, разрывает связь духа человека и Духа Святого.

В результате этого человек умирает для Бога, для духовной жизни. Душа умирает окончательно?

До смерти у человека есть возможность покаяться, ожить. Восстановление этой жизни, необходимый для жизни «воздух» – это действие Святого Духа, которое подается в результате обращения человека к Богу с покаянием.

Господь свою проповедь начал с призыва к покаянию. Господь пришел к человеку, Он рядом, Он от нас не прячется. Это мы, как Адам, все время пытаемся от Него спрятаться. Царство Божие приблизилось, но чтобы принять его, необходимо покаяться. Это очень важный духовный процесс изменения своей жизни. Как раз отсутствие покаяния является признаком смерти души.

Смертный грех – это самый тяжкий поступок в каждой страсти. Если брать страсть чревоугодия, то это обращение за оздоровлением к экстрасенсам, колдунам, крайняя степень пьянства – до отравления. Также это язычество – обращение ради здоровья к природе, звездам. Это смертные грехи в первой страсти. В блудной страсти их больше, потому что современный мир предлагает широкий спектр удовлетворения этой страсти.

Есть смертные грехи в сребролюбии, в гневе. Больше всего смертных грехов в гордости, когда помрачается ум человека.

Как заметить, что ты уже начал духовно умирать?

Когда человек разрывает связь с Богом, признаком смерти является отсутствие покаяния. Как признаком жизни является чувствительность нервных окончаний. Вот человек положил руку на горячую плиту, обжегся, отдернул руку, она у него заболела, волдыри появились. И у человека появляется жгучее желание получить облегчение, найти мазь, пластырь, сделать такой компресс, чтобы эта боль скорее прошла. А если рука мертвая, сухая, то ее хоть жги, хоть коли, можно до кости прожечь, и человек ничего не будет чувствовать. Если живая обожглась грехом, то человек жаждет найти исцеление, утешение.

Одна женщина сказала: «Я 18 лет искала батюшку, которому бы я смогла все грехи исповедовать»… Конечно, это безумная гордость, поврежденность человеческой души, отсутствие покаяния, отсутствие стремления вылечиться. Потому что человек ходит и смотрит: «Этот недостоин, чтобы я ему рассказал, а этот достоин». Но когда душа болит, то хоть какой священник – дайте мне исцеление, дайте мне облегчение.

О. Евгений, проиллюстрируйте на какомнибудь очень конкретном примере, как человек умирает и как это можно заметить?

К сожалению, очень распространенный случай. Приходит женщина первый раз на исповедь и если говорит о грехах, то очень поверхностно: «Пост не соблюдаю, в храм редко хожу». А если задаешь вопрос: «Сколько у Вас было беременностей? – Пять. – А сколько у Вас детишек? – Один. – А где остальные?» И сразу слышишь выражение вроде: «А что, я их всех рожать должна?» Человек убил четырех детей, и нет даже признания этого. Грех не признается грехом, душа не подает никаких признаков жизни, человек не кается. Когда касаешься этой темы, человек начинает оправдываться. Признак мертвой души – это оправдание. Даже у самого закоренелого злодея бывают периоды, когда он понимает, что он злодей, а здесь — мертвость души, окамененное нечувствие.

Можно ли сказать, что душа мертва, если человек признает свои грехи, хочет покаяться, а умиления сердечного в результате нет?

Это тоже очень распространенная ситуация, потому что мы все инвалиды, люди с поврежденной душой. Современный человек очень поврежден, поэтому даже когда он приходит в храм, его душа не успокаивается, все равно продолжает болеть. Потому что мы – и священники, и миряне – утеряли ту практику, которая всегда была в Церкви.

Преподобный Никодим Святогорец говорит об исцелении души: для уврачевания смертного греха необходима трехсоставная процедура. Необходимо покаяние – исповедь, епитимья и Причастие. Он сравнивает этот процесс с такой медицинской манипуляцией: у человека глубокая гнойная запущенная рана – смертный грех. Исповедь только вычищает червей из этой раны. Но этого недостаточно, необходимо обработать края этой раны, гнойную зараженную кожу срезать. Это второе условие выполняет епитимья. И третье условие – это мазь, которая вкладывается в рану и заживляет ее. Это Причастие. Сосуд Божественной благодати, которым должна быть душа, восстанавливает прежнюю целостность.

Если один из этих трех элементов убрать, исцеления не произойдет. Наша беда в том, что мы ушли от этой древней церковной традиции врачевания души. В древней Церкви всегда было такое понятие как епитимья. А современный человек приходит на исповедь, рассказывает о своих смертных грехах, например, о том, что бьет жену, пьянствует, изменяет – и даже при условии, что он не собирается менять свою жизнь, бывает, что священник читает разрешительную молитву и допускает человека до Причастия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что есть разные степени блуда: есть блуд в помыслах, то, что называется «с вожделением посмотрел», и это врачуется искренним покаянием и сокрушением сердечным. А есть блуд физический, телесный, он приводит к смерти души. Если в первом случае нужно покаяние для исцеления, то во втором необходимо воскресение души, то есть душа требует очень долгого срока реабилитации, необходима реанимация, чтобы воскресить эту мертвую душу. Человек приходит на исповедь. Хорошо, если он кается, понимает, что блуд – это плохо. Но часто бывает так, что он говорит, что изменил жене, например. Но у него нет решимости изменить свою жизнь. Он пытается какую-то таблетку найти, чтобы душа не болела, но решимости победить грех нет. Батюшка его прощает и разрешает, допускает до Причастия. Но в этом случае Причастие ему вменяется как Причастие Иуды. Св. Иоанн Златоуст говорит, что человек, причащающийся с неисправленным смертным грехом, становится виновником против Плоти и Крови Христовых, этот грех по тяжести как иудин грех.

Симеон Новый Богослов говорит страшные слова о том, что делать в таком случае: братья и сестры, нам нужно собраться и молиться о таком христианине, чтобы Господь предал его тело «сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5, 5). Надо просить, чтобы Господь так смирил этого человека, чтобы он спасся даже через такое страшное действие – через беснование. Мы, священники, забыли о том, что когда Господь дунул на своих учеников, Он сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

У священника есть законное, данное Богом право не разрешать, не отпускать грехи. Мы почему-то привыкли, что раз человек пришел, мы обязаны прочитать разрешительную молитву и допустить до Причастия, как бы он там ни жил. Никогда в Церкви такой практики не было.

Если человек впал в тяжкий грех, обязательно должна была быть епитимья. Например, за убийство человек отлучался от Церкви на 20 лет, за блуд – на 15 лет, за обращение к колдунам, целителям – на 7 лет. Бывали грехи, за которые человек до смерти отлучался от Причастия. Например, это отречение от Христа.

До смерти – это навсегда?

До смерти – это пожизненная епитимья, перед смертью он каялся и соединялся с Церковью. Но это не означало, что человек вышвыривался из Церкви. Епитимья – это курс реабилитации, то есть человеку давалось молитвенное правило, назначались духовные упражнения – поклоны, дела милосердия, то есть деятельный труд, свидетельствующий о его сокрушении о случившемся. Ну и конечно же, обязательное условие – исправление грехов. И в зависимости от силы покаяния этот срок сокращался. Но, тем не менее, нужно понимать, что для воскресения души требуется очень длительный срок.

Но ведь не всегда у священников есть время разобраться в человеке, если они впервые встречаются? Это не слишком жестко, если человек пришел за отпущением грехов, а священник его отправит на длительный срок нести епитимью или готовиться к покаянию?

А мне, скорее, очень жалко монахов, которые принимают исповедь в монастырях. Не так давно мы были в одном монастыре. Поскольку мы были со своими прихожанами, батюшки попросили помочь на исповеди. Был как раз праздник Казанской иконы Божией Матери, приехало много паломников из других городов. И через одного подходят люди со страшными смертными грехами, которые впервые на исповеди, которые живут, например, в гражданском браке, и ты понимаешь, что они ничего не хотят менять, не хотят переводить эти отношения в законное русло. Вот человек приехал, видит монаха впервые, приехал с настроением причаститься, подготовленный как бы – что-то читал, постился. Вот он стоит с уверенностью, что его обязаны допустить до Причастия. А монах его видит в первый и скорее всего последний раз… Это очень тяжелое служение.

Симеон Новый Богослов сказал: «Я лучше отдам свое тело на съедение псам, чем Причастие недостойному». А признаки правильной подготовки к Причастию святыми отцами обозначены: правильная вера, отсутствие смертных грехов, жизнь по евангельской нравственности и борьба со страстями. Если эти условия не соблюдаются, то Причастие скорее всего, по слову Святого Писания, будет человеку во осуждение.

Конечно, очень тяжело монахам принимать исповедь, потому что нет такой возможности душеведения, как на приходе. На приходе человеку можно сказать: «Приходи завтра, мы поговорим, подумаем, как нам дальше быть». В монастырь часто люди приезжают издалека с настроением непременно причаститься и уехать.

Какие сегодня назначаются сроки несения епитимьи?

При том, что мы только еще возвращаемся к церковным традициям, нет смысла устанавливать такие огромные сроки для епитимьи. Часто можно встретиться с убеждением, что вероучение Церкви – это такой регламент, в котором прописаны «можно» и «нельзя». Самый частый задаваемый священнику вопрос: «А можно?». Человек обычно думает, что жизнь состоит из того, что можно, иногда – из того, что нельзя. И вот это «нельзя» мешает нашей совести жить. Исповедь существует для того, чтобы рассказать о том, что он сделал «то, что нельзя», для того, чтобы все опять стало можно.

Приходит, например, человек, который изменил супруге. Прелюбодеяние – смертный грех. Если человек говорит, что он изменил, он кается. Насколько его покаяние истинно? Как проверить истинность намерений человека? Дать некоторое испытание. Как вера без дел мертва, так и покаяние без дел исправления мертво. Поэтому человеку, например, дается несколько месяцев: «Давай месяца три-четыре попробуем поготовиться к исповеди».

Это не значит опять же, что человек как грешник выбрасывается из Церкви. Беда произошла. По какой причине? Или мы не знали Христа и Его веры, или наша вера кривая, или наша нравственная жизнь настолько повреждена, что мы допускаем такие вещи. Человек глубоко поврежден, необходимо помочь ему изменить свою жизнь. Предлагается система занятий подготовки человека к жизни в Церкви. Здесь человек узнает христианскую веру, узнает нравственность евангельскую, узнает устройство своей души и пытается свою жизнь изменить.

Человек долгое время к Причастию готовится, исправляя свою жизнь и свидетельствуя об этом хождением в храм, изменением отношений в семье. Полгода занятий позволяют человеку научиться наблюдать за собой, замечать те ошибки, которые приводят к страшному падению. Вот это то, что необходимо из опыта Церкви перенимать. Потому что пора четко говорить о том, что есть верные, а есть неверные христиане. Есть христиане, которые так называются, но по жизни ими не являются.

Бывает, что человек остро чувствует после исповеди, что его душевная рана не исцелена и сам просит помощи у священника. Одна женщина написала мне, что раньше она была в Церкви, крестилась, начала активную церковную жизнь, в гимназии преподавала, детки родились. Потом впала в прелюбодеяние, изменила мужу. Пришла на исповедь, батюшка выслушал, прочитал разрешительную молитву, но душа не успокоилась, душа продолжает болеть.

Видно, что у человека покаянный настрой, она до тошноты настрадалась от своего греха и хочет это из себя исторгнуть, вырвать эту занозу, и чтобы полученная рана зажила. Это – признак живой души, которая чувствует, что выздоровления, исцеления не произошло. Потому что нужно не только с Богом примириться, но и с собственной совестью. Господь прощает, но человеку важно самому себя простить. Функции епитимьи – в том числе понести какие-то труды для того, чтобы примириться с совестью.

Выздоровления, исцеления души не произошло. Потому что нужно не только с Богом примириться, но и с собственной совестью. Господь прощает, но человеку важно самого себя простить. Функции епитимьи в том числе – понести какие-то труды для того, чтобы примириться с совестью. Человек жаждет деятельно менять свою жизнь. Видно, что покаянный настрой, она до тошноты настрадалась от своего греха и хочет это из себя изблевать, вырвать эту занозу и чтобы это место зажило. Это признак живой души.

То есть человек может прийти к священнику и попросить епитимью?

Не просто может, но и должен. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит выдержку из Послания Патриархов Восточно-Кафолической Церкви: «Души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнию покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния, каковы: молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение сердечное, утешение бедных и выражение делами любви к Богу и ближним, все, что Кафолическая Церковь с самого начала признает богоугодным и благопотребным, – души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости, чрез молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Епитимья просто необходима, даже если человек исповедовался 10 лет назад в грехе, совершенном 30 лет назад. Это необходимые условия заживления раны: исповедь, епитимья и Причастие.

А какие сегодня бывают епитимьи?

Во-первых, это занятия по подготовке к церковной жизни. Трудно назвать эти занятия епитимьей – для человека, искренне любящего и ищущего Христа это является радостью, когда ему предлагают начать заниматься, готовиться к церковной жизни. Пробовать Евангелие читать, святых отцов.

Епитимьей может быть работа в Службе милосердия – помощь в больнице, помощь на дому старикам, помощь бездомным. Если в приходе активно развита та или иная деятельность, то человеку, ищущему исцеления души можно подойти к батюшке и спросить, чем он был бы полезен приходу. Даже в воскресенье после службы остаться мыть пол в храме, приготовить храм к следующей седмице – это тоже может быть епитимьей. Человек может на полгода, например, взять на себя обязанность два часа сверх положенных на богослужение отдавать Церкви.

Епитимьей может быть милостыня. Если человек имеет возможность благотворить, он может взять на себя обязанность помогать, например, многодетной семье в течение какого-то срока. Конечно, с благословения священника. Епитимьей может быть специальное молитвенное правило с поклонами, в виде определенных покаянных молитв.

То есть, это способ для современного человека, как стать хорошим фанатиком. Ежедневно отказывая себе в чем-то своем, постепенно рождаться?

Совершено верно. Это способ стать настоящим христианином. Потому что настоящий христианин – это человек, для которого Христос дороже всего на свете. Господь так и сказал: кто любит что-то на свете больше Меня, тот Меня не достоин. Потому что это свойство любви. Любовь самоотреченна, ради любимого она готова на все.

Почему у нас так жизнь изменилась? Потому что у нас очень мало людей, искренне любящих Христа, которые готовы ради Него хотя бы, например, не халтурить на своей работе: уйти от постоянных чаепитий, играния в карты на компьютере. Если ты банковский служащий, менеджер, врач, если ты просто продавец в киоске, относись к приходящим к тебе людям с любовью, вниманием, лаской. И это будет тоже ступенькой к доброму фанатизму.

Показания к применению

Для многих православных людей епитимья — это какое-то дисциплинарное взыскание, налагаемое на провинившегося. Такая трактовка верна лишь отчасти.

Само слово пришло к нам из греческого, где оно звучало как епитимИя, с ударением на предпоследнем слоге, и действительно означало в том числе и кару, взыскание. Но в духовном смысле это не наказание, а скорее лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Лекарство, которого человек ищет сам, обличаемый совестью. «Епитимья рождается из некоего позыва к правильному действию, которым бы зачеркивалось мое прошлое, — объясняет духовник Москвы, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий БРЕЕВ . — Помните евангельский эпизод с мытарем Закхеем? Господь сказал ему: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк.19: 5). Мытарь в глазах правоверных людей того времени был человеком презренным, полностью потерявшим совесть и отверженным Богом. И вот понимая, как он облагодетельствован, Закхей неожиданно говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо”. Господь ничего ему не советовал и не приказывал. Просто посетил его, а в мытаре родилось ответное чувство. Потому что он посмотрел на свое прошлое — да, действительно, оно достойно осуждения. Действительно, с таким тяжким грузом невозможно жить. Бог пришел к нему навстречу, посетил его дом, возвысил его, и естественно ответное святое желание переменить свою жизнь. Некая справедливость требовала от него, чтобы он понес какую-то епитимью, и он сам ее себе провозглашает. Епитимья — это такое средство, которое человек, имея глубокую веру в Бога и понимая свою неправду пред Ним, дополнительно принимает на себя, чтобы показать, что его покаяние не поверхностно. Что он благодарит Бога за милость, но хочет дополнительно понести некое праведное воздаяние по своим делам».

В 1999 году исторический центр Хоры с монастырем святого Иоанна Богослова и пещера Апокалипсиса на острове Патмос были провозглашены ЮНЕСКО памятниками мирового наследия

Душа томится и страдает от нанесенной грехом раны. Совесть обличает, и нам становится тяжело нести этот груз. Сокрушаясь о своем грехе, мы идем на исповедь, чтобы получить прощение. Мы верим, что Господь принимает наше искреннее раскаяние, но иногда возникает потребность сделать еще что-то, что очистило бы нашу душу и сняло бы с нее тяжкий грех. «Практика давать епитимью существует с древности, — объясняет о. Георгий. — На человека возлагаются такие обязательства, исполнение которых было бы ему по силам и исправляло его. Святые отцы говорили, что совершенный грех врачуется как бы противоположным воздействием. То есть если ты был скупой — прояви милосердие. Если не был целомудренным, то оставь прежний образ жизни и живи целомудренно. Ради последнего многие даже брали на себя подвиг иночества».

Особые указания

Так же как и обычное лекарство, лекарство духовное должен назначать только «врач», обладающий необходимой компетенцией и полномочиями. «Священник, налагающий епитимию, должен «плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком”, в случае необходимости ослабляя и сокращая епитимью или, наоборот, ужесточая ее. Поэтому налагать ее может только тот, кто неусыпно следит за духовным состоянием кающегося, его духовник, — поясняет старший преподаватель кафедры истории Церкви и канонического права ПСТГУ иерей Димитрий ПАШКОВ. — Если незнакомый священник наложил на вас епитимью, то нужно рассказать о ней своему духовнику. Духовник сможет оценить меру ее духовной пользы и, соответственно, целесообразность ее назначения». На практике же далеко не всякая епитимья служит делу врачевания души. В первую очередь, может быть, потому, что назначает ее не «лечащий врач», а «практикант», случайно заглянувший в палату. Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерей Димитрий СМИРНОВ регулярно сталкивается с подобными случаями в своей приходской практике. «Когда раздают епитимьи направо и налево людям, которых видят первый раз в жизни, — это просто дикость», — считает батюшка. Этим летом его прихожанин Иван Н. ездил в паломническую поездку в монастырь и вернулся оттуда в унынии и растерянности. Он хотел причаститься, а исповедовавший его иеромонах не только не допустил его до причастия, но и наложил непосильную епитимью — 300 поклонов ежедневно. Иван болен артрозом, и его сил едва хватит на один поклон, а если попытаться положить все 300, последствия для здоровья могут быть необратимые. Сам же отец Димитрий дает иногда такую епитимью: читать каждый день по главе из Евангелия.

На Патмосе около пятисот церквей на три тысячи жителей

С осторожностью следует назначать епитимью пришедшим в Церковь недавно. «О какой епитимье можно говорить, если человек не чувствует своего греха? — говорит о. Георгий Бреев. — Ему нужен не один год, чтобы разобраться — верит ли он, и как он верит. Выработать какое-то живое отношение к Богу, научиться молиться. И только потом, по мере постепенного вхождения в духовную жизнь человек начинает видеть свою неправду, свою ограниченность, падшесть своей природы. Тогда у него рождается и ответный отклик — «я хочу потрудиться”. Некоторые, прожив десять лет в Церкви, вдруг говорят: «Батюшка, я все-таки хочу пойти в монастырь поработать”. Они созрели, они увидели. Это всегда и приятно, и радостно, и самому человеку на пользу. А люди, которые еще не приобщились к духовной жизни, редко принимают епитимью со смирением. Хотя, естественно, на совести у них может быть множество тяжких грехов, за которые, если подходить формально, полагается епитимья». По мнению о. Георгия, таких людей надо не наказывать, а подвигать на работу над собой: «Надо помочь человеку дойти до того, чтобы он, читая Священное Писание, молясь, знакомясь с духовной жизнью, с практикой, постепенно открывался самому себе».

Передозировка

«Понятие «я грешен” может разниться в пределах от формального согласия с фактом до глубочайшего переживания себя как человека, облеченного в падшую природу, — считает о. Георгий. — Вот здесь и открывается Любовь Божия к человеку, открывается глубокое самопознание, рождается добродетель и отклик в душе — мне не хочется никого осуждать, потому что я вижу себя в состоянии, достойном всякого осуждения. Так рождается истинное покаяние. Это, собственно, и есть конечная цель и молитв, и епитимий — привести человека к пониманию того, что он не только не чужд греха, но и изнутри весь не соответствует тому высокому предназначению, к которому Господь призывает его как христианина». Но даже если человек сам ищет себе епитимьи, соответствующей совершенному греху, это еще не значит, что он до нее дорос, — убежден отец Георгий. «Я таких «энтузиастов” обычно останавливаю. Начинать надо с малого: исправлять себя в мыслях, в словах, следить за собой. А уж потом, когда человек почувствует некоторую духовную крепость, он, может быть, сможет взять на себя нечто более серьезное».

Если больной хочет вылечиться, он должен выполнять рекомендации врача, даже когда те ему не очень нравятся. Похожая ситуация и в духовном врачевании: наложенную духовником епитимью лучше исполнить, а снять ее может только сам духовник. «И если епитимья вам не по силам, нужно просто обсудить это с духовником, — говорит о. Георгий. — В крайнем случае, если по каким-либо причинам поговорить с духовником не получается, можно обратиться к епископу. Он имеет власть снять любую епитимью, наложенную священником».

Традиция вместо закона

В настольной книге священнослужителя говорится, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии. К такому пониманию епитимьи Церковь пришла далеко не сразу.

Во второй половине IV века, после того как гонения на христиан прекратились и Церковь наводнили вчерашние язычники, святые отцы стали вырабатывать определенные нормы и правила общинной жизни. В том числе Василий Великий выводит ряд дисциплинарных канонов, показывающих, какие требования предъявляются к человеку, желающему исправиться. В те времена исповедь была публичной и касалась только наиболее важных проступков (в отличие от современной исповеди, которая часто превращается в «откровение помыслов»). Именно публичной исповеди посвящены каноны IV века. Они предусматривают в основном один вид воздействия — отлучение от причастия на 10, 15 и даже 20 лет за убийство, кражу, прелюбодеяние и тому подобные тяжкие грехи. В конце IV века возникает институт тайной исповеди. Первоначально и там продолжали использоваться установленные канонами санкции, но постепенно подход к кающемуся смягчается. Иоанн Златоуст, например, в своих творениях советует не подходить к назначению епитимьи формально, призывает руководствоваться скорее духовным состоянием человека, чем тяжестью его прегрешений.

Трулльский собор 691 года своим последним (102-м) каноном также рекомендует духовникам индивидуальный подход и закрепляет возможность как ужесточать, так и смягчать епитимью, предписанную канонами. «Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен». На рубеже VI-VII веков начинает складываться специфический сборник — каноникон, предназначенный для регламентации тайной исповеди. Он вводит два важных новшества: с одной стороны, дифференциацию греховных деяний по степени их тяжести, с другой — различие самих грешников в зависимости от индивидуальных особенностей. Например, он мягче относится к совершившему блуд женатому юноше, чем к взрослому мужчине, уже много лет живущему в браке. Именно в канониконе происходит резкое сокращение сроков отлучения от причастия и появление новых форм епитимьи. Скажем, вместо десяти лет новые правила предписывают отлучать от причастия на два года, но эти два года кающийся должен соблюдать более строгий пост, читать молитвы, класть поклоны и т. д.

Сборник постепенно распространяется в Византийской Церкви; в поздней Византии появляется целый ряд его переработок или самостоятельных сборников похожего характера (так называемых «покаянных номоканонов»). Примерно в то же время эти сборники проникают в славянские страны, здесь переводятся и начинают применяться в духовнической практике.

«В советское время церковно-правовая наука практически перестала существовать, а место закона заняла традиция, — говорит Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ. — Сегодня нет четких предписаний, устанавливающих меру церковной ответственности за грехи. Эта область, как и многие другие вопросы, полностью регламентируется обычаями, которые могут различаться от прихода к приходу. Но так или иначе, епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера (дополнительный пост, поклоны, молитва) и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола».

Кирилл МИЛОВИДОВ

Словарь Правмира — Совесть

Проект Католицизм
Эта статья тематически связана с вики-проектом Католицизм, цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным со католицизмом. Вы можете её отредактировать, а также присоединиться к проекту, принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями.
??? Статью ещё никто не оценил по шкале оценок проекта
Проект Православие (уровень 3, важность средняя)
Эта статья тематически связана с вики-проектом Православие, цель которого — создание и улучшение статей по темам, связанным с православием. Вы можете её отредактировать, а также присоединиться к проекту, принять участие в его обсуждении и поработать над требуемыми статьями.
III Уровень статьи по шкале оценок проекта: в развитии

Средняя

Важность статьи для проекта Православие: средняя

Эта статья была переименована по результатам обсуждения от 19 марта 2011 года.
Старое название Епитимия было изменено на новое: Епитимья.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

волшебникам — от 5 до 20 лет.

А волшебники это кто, с точки зрения РПЦ, ПЦ ?

Те, кто занимается волшебством (магией). —CodeMonk 18:16, 24 июля 2006 (UTC)

Общий блок статьи (до разделения на православие и католицызм) уже необъективный. Понятие «удовлетворение Богу» — католическое. Всякое отлучение от причащения в качестве епитимьи, в то числе и колдунов, определяется каноничекскими правилами первых веков и являются общим для всего првославия Констанитинопольской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской (РПЦ), Грузинской и др. поместных церквей.

ученикам «Второй школы» — на неограниченное время

что такое Вторая школа?

Преамбула

Епитимья это «наказание». Но никак не «добровольное исполнение исповедовавшимся лицом по назначению духовника тех или иных дел благочестия».

В Катехизисе Католической Церкви нет определения, что такое «епитимия». Ссылка не к месту. Так называемый «Справочник православного человека» не АИ, непонятно кем он написан. И его определение что такое «Епитимья» коренным образом отличается как от словарей русского языка, так и от определений в двух православных энциклопедиях и от определения канониста Никодима Милаша. Wlbw68 (обс.) 15:19, 8 ноября 2016 (UTC)

Не надо выдавать понимание епитимии 1500 летней давности за настоящее. Также то, что вы пишете в данных АИ нет. Цитирую:

Никодим (Милаш) пишет ():

Церковные наказания для мирян, упоминаемые в канонах, суть следующие: Епитимья (μετάνοια, ‘επιτιμία, poenitentia), как наказание в юридическом смысле, состоит в том, что формальный церковный суд налагает на преступника за известные преступления обязательное исполнение предписаний суда, и прежде всего, как отмщение за зло, которое он, как член церкви, совершил каким-либо своим преступным поведением, а затем, как средство возвратить себе через нее те права, которых он лишил себя своим преступлением.

Православная Богословская Энциклопедия. Епитимия:

ЕПИТИМИЯ (от греч. τὁ ἑπιτἱμιον — наказание, возмездие) — так в древности называлось одно из церковных наказаний.

Православная энциклопедия:

Епитимия́ , церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.), а в исцелении болезненных состояний души грешников.

Вы пишите:

Епитимья налагается церковным судом на преступника за известные преступления, исполнение предписаний суда — обязательно. Епитимья является отмщением за зло, которое совершил согрешивший член церкви; она так же является средством возвращения через неё тех прав, которых лишил себя согрешивший своим преступлением.

В источниках, на которых вы ссылаетесь этого нет. Это есть только у Никодима (Милаша) и относится к канонам, но не к настоящему времени. Aleksei m (обс.) 18:09, 8 ноября 2016 (UTC)

«Справочник православного человека» () издан в издательстве Данилова мужского монастыря «Даниловский благовестник» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Цензор архимандрит Лука (Пинаев). (, ).

То, что

Епитимия – это добровольное исполнение исповедавшимся христианином по назначению духовника тех или иных дел благочестия (пост, молитва, духовное чтение, милостыня и т. п.).

написано также у игумена Петра (Мещеринова) (), в ЭСБЕ (). Aleksei m (обс.) 18:44, 8 ноября 2016 (UTC)

            • Какое 1500-летней давности, вы о чём вообще? Две православные энциклопедии + канонист Никодим Милаш все пишут, что епитимия — наказание.

Дьяченко пишет в Словаре:

епитимия = духовное наказание или лучше упражнение с целью преодоления греховной привычки.

Словарь церковнославянского и русского языка, составленный и изданный Вторым отделением Императорской Академией Наук в 1847 году.

епитимия = духовное наказание

Азбука веры, написана анонимом и не является АИ, ответ Петра (Мещеринова) на приходском сайте не АИ.

А то что вы сейчас предлагаете в преамбуле

Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «особое послушание»),

не соответствует ни одному словарю греческого языка

Древнегреческо-русский словарь (Дворецкий И. Х.) :

ἐπι-τῑμία ἡ

  1. юр. гражданское полноправие Aeschin., Dem., Diod.;
  2. наказание, кара NT. (NT — Новый Завет)

Вейсман Александр Давидович. Греческо-русский словарь:

ἐπιτῑμία, ἡ

  1. состояние… честь гражданская, пользование всеми правами гражданина
  2. Н. З. (Новый Завет) наказание

Wlbw68 (обс.) 14:43, 9 ноября 2016 (UTC)

    епитимья — духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особенно за проступки против уставов церкви (Даль) См … Словарь синонимов

    1. «Какое 1500-летней давности, вы о чём вообще? Две православные энциклопедии + канонист Никодим Милаш все пишут, что епитимия — наказание» — читайте внимательно: написано в канонах и в древности. 2. «Азбука веры, написана анонимом и не является АИ.» Я дал еще ссылки на эту книгу , . 3. «ответ Петра (Мещеринова) на приходском сайте не АИ.» Это из его книги «Жизнь в Церкви». Про ЭСБЕ, почему-то не написали, нечего возразить? 4. «Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «особое послушание»)» — этого я не предлагаю. Можно написать «наказание по закону». 5. Вот подборка словарей: . Где написано: «Епитимья является отмщением за зло, которое совершил согрешивший член церкви.» Можно написать так: Епитимья́ — церковное наказание или упражнение, заключающееся в добровольном исполнении исповедовавшимся лицом по назначению духовника тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.)

    Aleksei m (обс.) 15:36, 9 ноября 2016 (UTC)

          • Среди наказаний вы полностью исключаете отлучение от причастия? Согласно правилам — за убийство, блуд и. т. п. положено наказание — епитимья: отлучение от причастия на определённый срок. Другой вопрос о сокращении срока епитимьи. Отлучение от причастия не является упражнением. То что вы предлагаете — это запрет на отлучение от причастия и полную отмену всех канонов. Типа убил десяток людей, изнасиловал десяток детей, иди причащайся. Епитимия это понятие, взятое из канонов христианской церкви; а не от Мещеринова. Выражение упражнение никуда не годится, отлучение от причастия упражнением назвать абсолютно невозможно. Wlbw68 (обс.) 16:43, 9 ноября 2016 (UTC)

    Тогда получается, что Полный церковнославянский словарь (Протоиерей Г.Дьяченко) никуда не годится.

    • Не годится, Дьяченко написал в начале правильно, «епитимия = духовное наказание», потом решил написать от ветра в голове «или лучше упражнение с целью преодоления греховной привычки».

    В Православной энциклопедии написано: Сроки Е. сокращались, многолетнее покаяние и отлучение от причащения заменялись исполнением «подвигов». Указом Святейшего Синода от 28 февр. 1722 г. предписывалось проявлять мягкость в отношении кающихся грешников: «…исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». В «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II изложена позиция РПЦ по отношению к церковным наказаниям, т. е. к Е.: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Священник может налагать Е. только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв.

    • Указ Святейшего Синода от 28 февр. 1722 г., по сути это указ Петра — крайнего судии в Русской церкви. Что вы хотите от человека, который насильно отправил в монастырь свою законную жену Евдокию в 1698 году, лишил собственного 8-летнего сына Алексея матери, а в жёны взял обозную девку — шлюху Екатерину, напомню ещё про Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор. Никакого отношения к каноническому праву этот указ не имеет. В Обращении Алексия II изложена позиция Алексия II, но не позиция РПЦ, и тем более не излагается каноническое право, и не отменяются каноны.

    Опять началось выражение собственного мнения, не подкрепленного АИ. Тогда и все дореволюционные издания — не АИ. Где в каноническом праве написано, что такое епитимия? Где написано, что надо писать определение согласно каноническому праву, а не текущему пониманию термина. Современная позиция изложена в Православной энциклопедии. По вашему, она тоже не АИ? Aleksei m (обс.) 13:28, 10 ноября 2016 (UTC)

    Почему вы пишете о Мещеринове, это написано и Справочнике православного человека и ЭСБЕ. Aleksei m (обс.) 18:08, 9 ноября 2016 (UTC)

    • Кем написан Справочник православного человека? Статья в ЭСБЕ на основании каких канонических сборников написана? Епитимия — отлучение от причастия не является упражнением. Wlbw68 (обс.) 23:29, 9 ноября 2016 (UTC)

    Справочник православного человека написан Вячеславом Пономаревым (). «Статья в ЭСБЕ на основании каких канонических сборников написана?» — а на основании каких канонических сборников написано, что епитимия — это отмщение. Aleksei m (обс.) 13:28, 10 ноября 2016 (UTC)

      • Чтобы не начинать бесконечный спор как в расколе, предлагаю дать несколько определений из разных источников. Такая практика есть в википедии. Или, как вариант сделать раздел «история понятия», где раскрыть как менялись представления о том что такое эпитимья и для чего она нужна. Anahoret (обс.) 07:08, 10 ноября 2016 (UTC)

    Согласен. Во всех энциклопедиях, словарях, справочниках написано практически одно и тоже. Aleksei m (обс.) 13:28, 10 ноября 2016 (UTC) В словарях и справочниках написано не одно и тоже. Зачем вы опять пишете неправду? Мы как раз с вами обсуждаем по сути определение термина «епитимия». Вы утверждаете, что «епитимия» это некое упражнение. Я вам привёл убедительнейший аргумент: епитимию в виде отлучения от причастия назвать упражнением абсолютно невозможно.

    В Православной энциклопедии написано:

    Епитимия́ , церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. ЕПИТИМИЯ (от греч. τὁ ἑπιτἱμιον — наказание, возмездие) — так в древности называлось одно из церковных наказаний.

    Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 5 Святых Апостолов:

    Епитимья (μετάνοια, ‘επιτιμία, poenitentia), как наказание в юридическом смысле, состоит в том, что формальный церковный суд налагает на преступника за известные преступления обязательное исполнение предписаний суда, и прежде всего, как отмщение за зло, которое он, как член церкви, совершил каким-либо своим преступным поведением, а затем, как средство возвратить себе через нее те права, которых он лишил себя своим преступлением. Каноническое основание епитимьи находим уже в Апостольских постановлениях130, а затем в 102-м правиле Карфагенского Собора и в некоторых других правилах131. Епитимья в этом смысле является самостоятельным наказанием. Но часто она употребляется наряду с другими наказаниями. Так, когда кто-либо из мирян осужден на временное отлучение, церковный суд, если признает это нужным, может такому осужденному предписать, на время его отлучения, обязательное выполнение одной из принятых видов епитимьи, как самостоятельного наказания, напр., требование какого-либо пожертвования в пользу церкви, бедных или какого-либо благотворительного учреждения, или же обязательство посещать больных и немощных и оказывать им помощь, и т.п.

    Сейчас предлагается совсем уродливый вариант:

    Епитимья́ (др.-греч. ἐπιτιμία, «особое послушание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению священника, принимавшего таинство покаяния, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры.

    Автор этого текста не знаком ни с греческим языком, ни с одной энциклопедией.

    У Пономарёва, который по понятным причинам не АИ:

    Епитимия́ (эпитимия, епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») – духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником.

    Это определение неверное, я ещё раз повторяю, что в настоящее время людей отлучают от причастия по какой-либо причине. Самое простое: человек зашёл с улицы, не был на исповеди или поел с утра.

    Aleksei m, какое вы предлагаете написать определение «Епитимия́» в первом предложении?

    Я предлагаю написать : Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви.

    Дальше можно рассуждать о том, что это духовное лекарство , о том, что епитимия может быть в виде отлучения от причастия или в виде каких-то упражнений и. т. п.

    @Wlbw68: 1. Вы пишите: «Дьяченко написал в начале правильно, «епитимия = духовное наказание», потом решил написать от ветра в голове «или лучше упражнение с целью преодоления греховной привычки».» – где АИ на это утверждение? «Епитимию в виде отлучения от причастия назвать упражнением абсолютно невозможно.» — это почему, объясните, только согласно АИ. 2. Никодим (Милаш) пишет только для канонов. 3. «У Пономарёва, который по понятным причинам не АИ» — не понял почему не АИ. Эта книга была рецензирована. 4. «Епитимия́ (эпитимия, епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») – духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником». — так у Пономарева не написано . 5. Вы пишите: «Это определение неверное, я ещё раз повторяю, что в настоящее время людей отлучают от причастия по какой-либо причине. Самое простое: человек зашёл с улицы, не был на исповеди или поел с утра». — это не епитимия. 6. Предложите здесь полный вариант преамбулы. Сначала надо написать современное понимание епитимии согласно энциклопедиям, справочникам, словарям, катехизисам, про отмщение — противоречит всем АИ. 7. Литература пишется на основании написанного в статье, а не то, кто что хочет. Aleksei m 8. «В словарях и справочниках написано не одно и тоже. Зачем вы опять пишете неправду?» — разве по сути не одно и тоже. Aleksei m (обс.) 19:11, 10 ноября 2016 (UTC)

      1. Вы пишите: «Дьяченко написал в начале правильно, «епитимия = духовное наказание», потом решил написать от ветра в голове «или лучше упражнение с целью преодоления греховной привычки».» – где АИ на это утверждение? «Епитимию в виде отлучения от причастия назвать упражнением абсолютно невозможно.» — это почему, объясните, только согласно АИ. Епитимия в виде отлучения от причастия это наказание; А «упражнение» это повторное выполнение действия с целью его усвоения. → от глагола «упражняться» — специально, систематически занимаясь чем-либо, выполняя упражнения, развивать и совершенствовать у себя какие-либо навыки, умения, силу, ловкость и т. п. → 2. Никодим (Милаш) пишет только для канонов. Епитимья и должна накладываться на основании канонов. Есть каноническое или церковное право, на основании его и совершается суд над человеком, назначается ему наказание. Если нет канонов (законов), то нет и преступлений, не может быть и наказаний (епитимий). Юридическое право и каноническое право действуют по одинаковому механизму: закон → преступление → наказание. В каноническом праве: закон это канон, преступление это грех, наказание это епитимья. 3. Эта книга была рецензирована. В ней нет ссылок на источники, сам Пономарёв не является специалистом в этой области. 4. «Епитимия́ (эпитимия, епитимья́ от греч. ἐπιτιμία, «наказание») – духовное лекарство, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником». — так у Пономарева не написано . «Епитимья назначается духовником и не имеет значения наказания или карательной меры», после этой бестолковой фразы Пономарёва, цитировать его не нужно. Отлучение от причастия совершается за определённые грехи (преступления), например, за убийство, это и есть наказание. 5. Вы пишите: «Это определение неверное, я ещё раз повторяю, что в настоящее время людей отлучают от причастия по какой-либо причине. Самое простое: человек зашёл с улицы, не был на исповеди или поел с утра». — это не епитимия. А что это в таком случае по вашему? Епитимья — отлучение за грехи от причастия существует в настоящее время, по любому. 6. Предложите здесь полный вариант преамбулы. Сначала надо написать современное понимание епитимии согласно энциклопедиям, справочникам, словарям, катехизисам, а затем уже остальное. Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви. 7. Литература пишется на основании написанного в статье, а не то, кто что хочет. Aleksei m В настоящее время статья написана очень плохо, её необходимо полностью переписать. Никодим (Милаш) — АИ, он является создателем лучшего труда по каноническому праву. Кроме того, у вас избирательный подход, одну ссылку мною добавленную вы оставляете Прот. Владислав Цыпин //. Епитимия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 533-535. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5., а другую удаляете Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 5 Святых Апостолов. Чем вам не угодил Никодим Милаш? 8. «В словарях и справочниках написано не одно и тоже. Зачем вы опять пишете неправду?» — разве по сути не одно и тоже. Нет. Wlbw68 (обс.) 22:12, 10 ноября 2016 (UTC) @Wlbw68: У меня нет желания с вами спорить. Википедия пишется по АИ, а не личным мнениям. Только можно ссылочку на утверждение: «Епитимья и должна накладываться на основании канонов». Афанасий (Николау), митрополит Лимассольский пишет (): Если священник скажет: «Знаешь, один год (или одну неделю, или один день) не причащайся», – это означает, что ты находишься под послушанием Церкви, и ты не оторван от нее, это является частью твоего лечения. Так происходит и с больным человеком, который с самого начала лечения идет на поправку. Лечение означает, что больной не брошен, а встал на путь своего выздоровления. Но понятное дело, ваше мнение выше митрополичьего. Если вы считаете, что Справочник православного человека, Полный церковнославянский словарь (Протоиерей Г.Дьяченко) — не АИ, то пишите на КОИ. В ЭСБЕ написано: Епитимия не имеет значения наказания, меры карательной, лишения прав члена церкви; она является лишь «врачевством духовным». Про Никодима (Милоша) смотрите выше: понимание епитимии, как отмщение противоречит остальным АИ. О терминах не спорят, о терминах договариваются. Считаю, что значения не имеет как называть епитимию — наказанием, упражнением, врачеванием, лекарством, главное, чтобы было написано, в чем епитимия заключается и какую цель преследует. Цель можно взять из Православной энциклопедии: Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.), а в исцелении болезненных состояний души грешников. О том, в чем заключается епитимия предлагаю взять из Православной Богословской Энциклопедии: Вместе с тем, с заменою долгосрочного покаяния краткосрочным, епитимией стали называться самыя дела покаяния, как-то: пост, сухоядение, молитва, поклоны, милостыня, в каковом смысле и продолжают существовать.

      Aleksei m (обс.) 15:34, 11 ноября 2016 (UTC)

              • Что вы хотите написать в первом предложении? Епитимия это……

      Что вас не устраивает в предложенном варианте? :

      Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви.

      Считаю, что этой фразы достаточно для преамбулы, дальше можно создать раздел: «Цель епитимьи» и там писать различные мнения о том, как кто понимает епитимью, для чего нужна епитимья, епитимья как лекарство, епитимья как возмездие, епитимья как упражнение в виде поклонов и молитв и. т. п.

      «Наказание это ответная мера воздействия на того, кто совершил преступление или проступок; взыскание, налагаемое на кого-либо.» → Что получается? — Человек совершил преступление. Откуда это видно из текста канонов. Дальше следует наказание — ептимия как ответная мера за грех-преступление.

      Вы пишите: «Про Никодима (Милоша) смотрите выше: понимание епитимии, как отмщение противоречит остальным АИ.», но дальше цитируете из Православной Богословской Энциклопедии: «Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.), а в исцелении болезненных состояний души грешников.» Отмщение и возмездие не синонимы, но возмездие это отплата, кара за причинённое, совершённое зло. Вы отрицали ранее, что епитимья может быть в виде отлучения на определённый срок от причастия. 🙂 Оказывается такие епитимьи никто не отменял. Wlbw68 (обс.) 16:18, 11 ноября 2016 (UTC)

      Словарь русских синонимов: Воздаяние, вознаграждение, возмещение, возмездие, кара, месть, награда, отместка, мздовоздаяние, плата, отплата, расплата, отдача, удовлетворение — синонимы. В Православной энциклопедии написано: Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.). Имеется ввиду, что ограждение от таковых не есть главная цель епитимии. «Вы отрицали ранее, что епитимья может быть в виде отлучения на определённый срок от причастия» — я такого не утверждал, а писал, что не всякое отлучение от причастие есть епитимия. Фраза «Епитимья́, или епитимия́ (др.-греч. ἐπι-τῑμία — «наказание, кара», лат. poenitentia) — вид церковного наказания для мирян в христианской Церкви» не устраивает тем, что так как написано, что это только вид наказания, то значит могут быть еще какие-то другие виды. Поэтому надо написать, в чём в настоящее время епитимия заключается и какова её цель. Aleksei m (обс.) 17:21, 11 ноября 2016 (UTC)

        • Так о видах церковных наказаний надо писать отдельную статью. А что касается цели епитимьи, так напишите этот раздел. Кто вам мешает это сделать? Wlbw68 (обс.) 17:29, 11 ноября 2016 (UTC)

      Я пишу не о разделе, о написании этого в преамбуле. Aleksei m (обс.) 17:36, 11 ноября 2016 (UTC)

      Примечания

    1. Никодим (Милаш). Правила Святых Апостолов и Вселенских соборов с толкованиями. Правило 5 Святых Апостолов
    2. Марков Н. Ф. Епитимия // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 475
    3. Прот. Владислав Цыпин, //. Епитимия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVIII. — С. 533-535. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-032-5.
    4. Епитимьи // Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви
    5. Удовлетворение // Катехизис Католической Церкви

    У ранних христиан грехи, согласно евангелиям, можно было простить через апостольское посредничество. Были перечислены двенадцать возможных основных грехов, упомянутых в Новом Завете. Все они являлись различными нарушениями Десяти Библейских Заповедей. Вконтакте Одноклассники Facebook Twitter Мой мир Оглавление:

    • Что такое епитимья
    • Епитимия как религиозное отношение в христианстве
    • Покаяние как причастие или обряд в Восточной Православной Церкви
    • Моральная добродетель
    • Таинство епитимьи
    • Епитимья за грехи
    • идолопоклонство;
    • колдовство, магия;
    • алчность;
    • кража;
    • зависть: ревность, жадность, любовь к тщетной славе, ненависть;
    • ложь: ложные показания, лжесвидетельство, лицемерие, клевета;
    • нечестивость: гнев, мятеж, споры, извращённость, плохое настроение; сплетни, оскорбления, несправедливость;
    • гордость: тщеславие, высокомерие;
    • волнение;
    • гнев;
    • пьянство;
    • прелюбодеяние, практика гомосексуализма, блуд, похоть, нечистый язык, использование порнографии.

    Христиане в ранних общинах получали прощение за эти грехи, при этом практикуя молитву, добрые дела, пост и милостыню. Эта покаянная дисциплина в наше время получила имя публичного покаяния или епитимьи, которую иногда ошибочно путают с публичным заявлением об отлучении из-за серьёзного и общественного греха.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *