Еврейские музыкальные инструменты

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА. Многочисленные свидетельства, приводимые в еврейской Библии (христианском Ветхом Завете), позволяют сделать вывод, что в древности у евреев исполнялась музыка разных жанров, с использованием различных музыкальных инструментов. Музыкой сопровождались литургические службы, народные празднества, пророческие речи, венчание на царство, триумфальное возвращение воинов домой, народные увеселения, свадьбы, похороны. Чаще всего для сопровождения песен или танцев использовались поперечная флейта (угав), продольная флейта (халиль), лира (киннор), арфа (невель), цитра (невель асор), барабан (тоф) и цибмалы (цельцелим или мецильтаим). Бараний рог (шофар), который используется у евреев по сей день, и серебряная труба (хацоцра) были сольными инструментами (см. также МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ). Трудно установить, что в действительности представляла собой бытовая музыка древних евреев, исполняемая в их повседневной жизни. Однако бросаются в глаза общие черты в кантилляции (чтении нараспев) текстов Писания, которая практикуется до сих пор в разбросанных по всему миру еврейских общинах; сходство обнаруживается и при сравнении кантилляции с ранними христианскими песнопениями, уходящими своими корнями в древнееврейскую традицию. Это значит, что древние мелодии культового характера не исчезли. Особый интерес в связи с этим представляют две старейшие системы библейской кантилляции для Торы, используемые, соответственно, йеменскими и иранскими евреями. Основной лад этих систем, подобно ладу григорианского песнопения, носит явно пентатоническую природу, что характерно для архаичных и примитивных форм, распространенных повсеместно. Вероятно, правила библейской кантилляции закрепились во времена Ездры (5 в. до н.э.), хотя фактически они существовали уже гораздо раньше, пусть и не в столь строгом виде. Музыкальную основу кантилляции составляют краткие неизменные мотивы (теамим, негинот). В разные исторические периоды число их варьировалось, в настоящее время число их не превышает 28. В библейском предложении они играли роль и знаков препинания, внося ясность в его синтаксическое, логическое и риторическое членение. Начиная с 9 в. н.э., знаки кантилляции (акценты), прежде передаваемые изустно, стали изображаться в виде значков в тексте еврейской Библии (над строкой и под ней), подобных невмам в византийской традиции.

Средние века.

Наряду с системой библейской кантилляции, а отчасти под ее влиянием в еврейской музыкальной традиции выработалось несколько способов речитативного исполнения молитв (нусхаот), основные мелодии, применявшиеся в различных частях литургии будней, субботы и праздников. Сейчас для этих мелодий характерны 7-ступенные лады, но присутствует и пентатоника, реликт архаичного еврейского мелоса; вместе с тем, в них наблюдаются случайные хроматические изменения, что связано с использованием увеличенной секунды в более поздний период. Эти нусхаот, изначально очень простые по структуре, приобрели особое значение после разрушения иерусалимского Храма в 70, когда было прекращено храмовое богослужение и все богослужение сосредоточилось в синагогах. В Средние века, когда строго запрещалось использование музыкальных инструментов для сопровождения, необходимость правильного исполнения молитв стала причиной появления профессиональных канторов (хаззанов). С течением времени хаззаны стали дополнять основные мелодии богатой орнаментикой; эти обработки развились в особое искусство импровизации во время исполнения молитв (хаззанут). Начиная примерно с 6 в. средневековые канторы способствовали расширению литургии, дополняя ее написанными в тот же период еврейскими религиозными поэтическими текстами (пиют). Если раньше в пении молитв и чтении отрывков из Библии господствовал неритмичный монотонный стиль, то теперь в богослужение стали проникать совершенно новые мелодии, имевшие четкую ритмическую организацию. Важно отметить, что в то время как ритм вводимых в употребление новых еврейских мелодий в значительной степени формировался по образцу метрики арабской поэзии, используемой в пиюте, ритм древнееврейской поэзии оказывал сильнейшее влияние на строй средневековых христианских гимнов. Наиболее значительным проводником этого влияния, которое, возможно, заключало в себе немало чисто музыкальных черт, был византийский поэт и музыкант Роман Сладкопевец (ум. ок. 560), еврей, принявший христианство. Роман был диаконом и пользовался авторитетом в церковных кругах; он – создатель кондака, жанра византийской гимнографии. Среди известных евреев-музыкантов были аль-Мансур, лютнист и певец при дворе Хакама I и Абд-ар-Рахмана II, эмиров Кордовы (9 в.); Абу-ль-Фадль Хасдай из Сарагосы (11 в.), известный теоретик музыки; Исхак ибн Сим’ан из Кордовы (12 в.), знаменитый сочинением мелодий во всех стилях. В числе выдающихся музыкантов-евреев позднего Средневековья – представитель немецкого миннезанга Зюскинд из Тримберга (Южная Германия, 13 в.) и Шем Тов де Каррион, один из самых прославленных трубадуров Испании 14 в., основным источником вдохновения для которого служили библейские и раввинистические тексты.

От эпохи Возрождения до начала 20 в.

Враждебное окружение, в котором существовали небольшие еврейские общины Европы в период диаспоры, стало фактором неизбежного постепенного вырождения оригинального музыкального стиля, которого строго придерживались в первые века христианской эры. Существенным признаком этого вырождения является тот факт, что еврейская музыка, ранее оказывавшая влияние на музыку христианского мира, теперь стала сама испытывать сильное влияние со стороны последней, особенно на исходе Средних веков. Этот обратный процесс стал особенно заметен в период после Средневековья, когда знаменитый Саломоне Росси (ок. 1565 – ок. 1628), итальянский еврей, музыкант, живший при дворе в Мантуе, создал наряду со светскими произведениями ряд полифонических синагогальных песнопений, вобравших в себя наиболее типичные черты европейской музыки Ренессанса. В последующие века эта тенденция значительно усилилась благодаря стремлению еврейских общин Европы преобразовать внешнюю сторону синагогальной службы и придать ей сходство с протестантским богослужением того времени. В результате в еврейскую литургию стали вводить орган, а в отдельных случаях и другие музыкальные инструменты; в конечном итоге сама музыка, хотя и не лишившись полностью еврейских элементов, приобрела многие черты, характерные для христианской церковной музыки. Это «реформистское движение» в специфическом музыкальном аспекте набрало силу в 18 в. и достигло своей наивысшей точки в 19 в. Выдающимися фигурами в нем являлись такие композиторы, как Соломон Зульцер (1804–1890), Самуэль Наумбург (1816–1880) и Луи Левандовский (1821–1894). Существенно, что даже канторы ортодоксальных синагог, где сам ритуал в основном остался неизменным, не всегда могли противостоять внешним влияниям извне. При произнесении традиционных молитв они не только допускали импровизации, которые часто превращались в явную демонстрацию мастерства исполнения колоратурных пассажей (явление, особенно характерное для стран Восточной Европы), но во многих случаях не стеснялись использовать для этой цели светские мелодии и даже популярные оперные арии. Светские музыкальные произведения этого периода, созданные композиторами еврейского происхождения, такими, как Джакомо Мейербер, Жак Галеви, Феликс Мендельсон, Жак Оффенбах, Антон Рубинштейн, Густав Малер и др., вписывались по своему стилю в европейскую музыку того времени, вместе с тем в них неявно присутствовал и ряд типично еврейских черт.

20 век.

Значительный поворот в развитии еврейской музыки произошел на рубеже 20 в., когда Ю.Д.Энгель (1868–1927), композитор и музыкальный критик, выходец из России, неожиданно открыл источник неисчерпаемого богатства в еврейской традиционной музыке: в исполняемых в семейном кругу полурелигиозных песнях (земирот), в мистических мелодиях хасидов и в бесчисленных светских напевах, создаваемых народом на все случаи жизни. Энгель стал страстным собирателем еврейских народных песен и включал их в собственные произведения. Энгель убеждал своих собратьев по творчеству использовать этот материал как основу культивируемой еврейской музыки. Его призыв быстро нашел отклик в среде еврейских композиторов России, и в 1908 в Петербурге было основано Общество еврейской народной музыки. Позднее несколько его отделений появились в других городах. Целью общества было создание подлинно национальной еврейской композиторской школы. За десять лет существования вплоть до Октябрьской революции члены общества собрали множество еврейских народных песен, как религиозных, так и бытовых, во многих регионах России. Общество публиковало обработки этих народных песен. Среди композиторов, работавших в данной области, были И.Ю.Акрон, М.Ф.Гнесин, А.А.Крейн, М.А.Мильнер, С.В.Розовский, Л.С.Саминский и Я.Вейнберг. Некоторые из этих композиторов впоследствии эмигрировали в Палестину и в США и сыграли значительную роль в формировании направления еврейской музыки, которое заметно в произведениях таких известных музыкантов этих стран, как А.У.Биндер, Леонард Бернстайн, Берн Хаим, Юлиус Хайес, Гершон Эфрос, Изадор Фрид, Фредерик Якоби и Лазарь Вайнер. Основная идеология этого общества, придающая особое значение музыкальной ценности еврейского национального почерка, нашла отражение также в других странах, и, вполне вероятно, повлияла на тенденцию использования еврейских элементов, прослеживающуюся в творчестве Э.Блоха, Г.Шалита и М.Кастельнуово Тедеско. Она дала также мощный импульс исследованиям в области еврейской музыки, среди музыковедов, работавших в этом направлении, наиболее известны А.З.Идельсон, Р.Лахман, С.В.Розовский и Э.Вернер.

См. также НАРОДНАЯ МУЗЫКА.

Категории словаря

Древнееврейская музыка — музыка древних евреев (израильтян, иудеев), населявших Палестину. Здесь, согласно греко-римским лит. источникам, существовал один из старейших очагов муз. иск-ва Ближнего Bостока. Ha процессе формирования Д. м. сказалось воздействие цивилизаций Aссирии, Bавилонии, Eгипта, Финикии, обладавших высокоразвитой муз. культурой. Дошедшие до нас сведения o Д. м. крайне скудны; её исследование затруднено отсутствием и каких-либо записей музыки, и произв. изобразит. иск-ва, т.к. y древних евреев существовал запрет воспроизведения предметов культа, в т.ч. муз. инструментов, игра на к-рых сопровождала богослужения. O характере Д. м. позволяют судить данные сравнительного изучения древнеевр. культа позднейшего времени (эллинистич. и римский периоды раннего христианства), a также сопоставление разл. рода иконографич. и археологич. материалов, в частности изображений муз. инструментов на древнеегипетских, финикийских, ассирийских и др. древневост. памятниках. Pяд сведений, содержащихся в т.н. рукописях Mёртвого моря (впервые найдены в 1947, затем — в 1956 и позднее), раскрывает характер древнееврейского невменного письма и особенности муз. инструментария. Представление o муз. жизни евреев т.н. библейского периода (до 2-й пол. 2-го тыс. до н.э.) можно составить лишь по сведениям, имеющимся в древнеиудейском эпосе — Tope (во 2-й части Библии — «Пророках»). B Tope, в частности, воспроизводятся тексты песен, описываются танцы, процессии c музыкой, преим. религ.-культового характера, парадные встречи воинов, сопровождавшиеся xop. пением и игрой на кимвалах, торжества освящения храма Cоломона (10 в. до н.э.), в к-ром участвовали 120 священнослужителей c трубами. B древнеевр. культе большую роль играли песнопения типа хороводных, исполнявшиеся на нек-рых нар. праздниках, в т.ч. посв. обору урожая. Бытовали также обрядовые свадебные и др. песни. Для Д. м. в целом было типично одноголосие; в своей основе она вок. происхождения. Для записи и чтения библейских текстов евреи издавна пользовались особыми (кантилляционными) знаками (см. Кантилляция), которые не фиксируют точно мелодию, a указывают лишь её направление певцу, знающему мелодию c голоса. Первоначально мелодии строились на пентатонике, позднее, по свидетельству антич. писателей, получили распространение диатонич. лады, близкие древнегреч. Hap. мелодии отличались чётким ритмом, их исп. сопровождалось хлопанием в ладоши, танцами, такт отбивался малым барабаном. Kультовые напевы были асимметричны по строению, обильно украшены мелизмами; одни были основаны на псалмодич. речитации, другие — гимнич. характера, ритмически более ясно выраженные. C древнейших времён евреи пользовались типичными для Bостока муз. формами: антифонным пением 2 хоров (мужчин или женщин либо мужчин и женщин) и респонсорным пением — возгласами xopa, отвечающего солисту (сохранилось в совр. синагогальном богослужении).

B муз. инструментарии, первоначально включавшем простейшие разновидности арфы, трубы и барабана, позднее появились более сложные виды инструментов, в значит. части заимствованные y египтян, финикийцев и персов. C установлением богослужения в храме Cоломона в Иерусалиме (10 в. до н.э.) в ритуале стали участвовать оркестры и хоры, что потребовало проф. подготовленных певцов и оркестрантов. Oбучение храмовых музыкантов, объединённых в особую касту, было возложено на служителей низшего духовного сана (левитов) в спец. муз. школе при храме. Cоциальная дифференциация отражалась на применении муз. инструментов. B нар. быту сохранилась игра преим. на духовых тростниковых инструментах, каста жрецов пользовалась трубами (рогами), a храмовые музыканты — лирами. Формирование инстр. ансамблей (состав, количество инструментов) было оговорено спец. положением (трактат «Mишна» — древнейшая часть Tалмуда, 3-4 вв. до н.э.; раздел «Aрихин»). Xрамовый ритуал был строго регламентирован и отличался пышным муз. оформлением. Песнопение во время богослужения разделялось на пение псалмов, чтение священных текстов и исполнение гимнов. Эмоциональной кульминации храмовый ритуал достигал к моменту вступления огромных по составу оркестров. K 10-му в. до н.э. особенное распространение получили псалмы, составление к-рых легенда приписывает царю Давиду. Эти произв. религ.-поэтич. лирики, впитавшие в себя нар. влияния, дошли до нас в виде словесных текстов. Cогласно нек-рым данным, псалмодия основывалась на певучем речитировании c характерно приподнятой интонацией, c использованием орнаментальной вокализации и была связана c поэтич. строением мн. псалмов, к-poe и обусловливало муз. форму их исполнения. Первоначально псалмы предназначались для торжеств. религ. представлений и сопровождались инстр. музыкой и xop. пением. Oб этой утраченной традиции говорят мн. их названия, в к-рых содержатся практические указания для исполнителей. Пo мнению исследователей Д. м., эти назв. применялись для обозначения напевов определённых нар. песен, служивших образцами для пения (Melodiemodellen) соответствующих текстов (типа арабо-персидской системы макамов).

Д. м. достигла расцвета в период древних царств — Израильского (ок. 928-722 до н.э.) и Иудейского (ок. 928-586 до н.э.). Большое развитие получила культовая музыка. Cложился муз. инструментарий, в к-рый входили: киннор (лира; её неточно иногда наз. арфой), нэвэл (древняя арфа; y И. Флавия упоминается 12-струнная арфа), хацоцра (серебряная труба; её изображение сохранилось на арке Tита в Pиме) и шофар (бараний рог; по преданию, обладал чудодейственной силой, способной разрушать крепостные стены противника — легендарная «иерихонская труба»), халил (свирель) и др. инструменты, неоднократно упоминаемые в Библии. После разрушения Hавуходоносором II (586 до н.э.) храма и восстановления его перс. царём Kиром II (538 до н.э.), когда Иерусалим превратился при перс. династии Aхеменидов (550-330 до н.э.) в самоуправляющийся храмовый город, связи между муз. кастами стали менее прочными, появились первые признаки отхода от пышного стиля храмовой инстр. музыки. C покорением Pимом Иудеи и вторичным разрушением в Иерусалиме храма (70 н.э.) в молитвенных домах (синагогах) в знак траура инстр. музыка запрещалась. Человеческий голос остался единственным «инструментом», отвечающим новой религиозной обстановке древнеевр. культа. Pазвились разл. виды пения (o чём свидетельствуют ссылки в Библии на многочисл. его стили). Игра на муз. инструментах сохранялась только в быту. Муз.-сценич. иск-во y древних евреев отсутствовало. Изгнание евреев из Палестины после Иудейской войны (66-73) положило начало новому этапу в истории развития муз. иск-ва евреев, связанного уже c эволюцией евр. культуры в рамках диаспоры (см. Еврейская музыка). Oтдельные элементы Д. м. были позднее восприняты Византией (см. Византийская музыка), откуда проникли в страны Зап. Европы, сказавшись отчасти на приёмах григорианской псалмодии и средневекового антифонного пения (см. Антифон).

И. M. Ямпольский

Справка

7/Окт/2018

Фото: Eugene Ivanov /

Среди многочисленных достопримечательностей Израиля выделяется Музей еврейской музыки, который был открыт в Иерусалиме в 2016-м году. Экспозиция музея рассказывает о временах достаточно древних, но сюда с удовольствием ходят современные дети и подростки. Музей еврейской музыки интерактивный, на входе каждому посетителю вручают планшет, который проведет их по залам с экспонатами. И экскурсовод здесь непростой, он главный экспонат – его зовут дедушка Леви. «Дедушка» учит гостей играть в виртуальные игры, показывает им старинные музыкальные инструменты, которых в музее уже 260.

Музей разделен на залы, рассказывающие о странах, где жили евреи. Первый зал — Центральная Азия, иранская, бухарская и азербайджанская культура. На стенах висят старинные музыкальные инструменты, например, свадебная курдская зурна (праздничная флейта).

Потом посетители попадают в Марокко и Андалусию. Интерьер для этого зала создавали личные плотники короля Марокко.

В зале Ирака, Сирии, Египта и Индии ощущается местный колорит: краски, арочные украшения, неяркое освещение. Здесь находится самый ценный экспонат музея — реставрированная вавилонская арфа из цельного куска дерева. Ее нашли археологи во время раскопок на территории Древнего Вавилона.

В Зале Европы и ашкеназских евреев подробно рассказывается о клейзмерской музыке.

В Зале балканских стран посетители могут поиграть в интерактивную игру и на духовых инструментах этого региона.

Самый экзотичный — Зал Африки и Йемена. Здесь находятся африканская кора, колокольчик дон-дон, гвинейский барабан.

Последний зал посвящен музыке в Эрец-Исраэль. Кроме музыкальных инструментов, здесь представлены документы, в которых описана жизнь евреев в разные исторические периоды — от строительства Первого храма до наших дней. И, конечно, в этом зале много древних инструментов — шофар, кинор (вид арфы), невель (своеобразная лира), тимпан (цимбалы), халиль (флейта), кимвалы (небольшие металлические тарелки), шалишим (бубен).

У музея есть интересный сайт с версией на русском языке, где подробно рассказано о его экспозиции.

Сяо, еще называют «дунсяо». Это древний духовой музыкальный инструмент Китая, открытая продольная бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. Несколько тысяч лет назад сяо был популярным народным инструментом в Китае. Рассказ об истории сяо необходимо начинать с пайсяо – древнекитайского музыкального духового инструмента, появившегося несколько тыс. лет назад. В Древнем Китае люди проделали отверстия на трубке сяо, чтобы новый инструмент мог издавать высокий или низкий звук. Постепенно их стали подразделять на два типа — пайсяо и дунсяо. Пайсяо состоит из нескольких трубок, а дунсяо — одноствольная трубка с несколькими отверстиями. Инструмент, который мы имеем сегодня, появился в период династии Хань, тогда сяо назывался «цянди» и был музыкальным инструментом представителей народности цян, проживающей в Сычуане и Ганьсу. В I в. до н.э. сяо появился в бассейне реки Хуанхэ.

Конструкция инструмента очень проста, его форма напоминает флейту. Обычно сяо изготавливают из темного, желтого или белого бамбука. Корпус сяо больше, чем у флейты. Верхняя часть инструмента должна приходиться на коленце бамбука, с краю делают отверстие для игры. На лицевой стороне трубки 5 отверстий, на задней стороне одно отверстие. Кроме того, на задней стороне трубки 3-4 дополнительных отверстия, которые расширяют диапазон, обогащают тембр и увеличивают громкость.

Звук сяо мягкий и изящный. По звучанию напоминает флейту, но по степени гибкости сяо уступает флейте. Поэтому инструмент подходит для исполнения спокойных и лирических мелодий и не подходит для быстрой и многообразной игры. Мягкое и элегантное звучание идеально подходит для соло, а также для игры в составе ансамбля и служит средством для выражения глубоких проникновенных чувств в протяжной, нежной и сентиментальной мелодии. Кроме того, сяо подходит для народных песен, популярных в районе к югу от реки Янцзы, в провинциях Фуцзянь и Гуандун.

Неотъемлемой частью этнической культуры башкир является музыкальный духовой инструмент курай, относящийся к типу продольной открытой флейты, изготавливающийся из растения, растущего на Южном Урале. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий». Подобные духовые инструменты распространены во всем мире, но башкирский курай имеет характерные отличия, позволяющие ему считаться национальным инструментом, своеобразной визитной карточкой Башкортостана.

В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: этот инструмент, по сути, является музыкальным летописцем многовековой истории башкирского народа. Изначально он использовался в качестве сигнального инструмента. Издревле игра на курае была важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Учитывая то, что растение курай, из которого издавна изготавливается музыкальный инструмент, растет в основном на Южном Урале, можно смело утверждать, что башкирский народный музыкальный инструмент курай появился на Южном Урале, исконной родине башкирского народа.

При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия «Республика» на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.

Курай по классификации Хорнбостеля-Закса относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых флейт с пятью игровыми отверстиями 4+1.

Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длиной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах республики.

Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук (бурдон), который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость. Народные профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и обязательно добавляя грудное звучание. Знаменитые кураисты украшали свою игру своеобразным горловым пением — узляу. Ф. Х. Камаев выделял следующие школы игры на курае: баймакская, абзелиловская, белорецкая, хайбуллинская, зилаирская.

Звукоизвлечение на курае сложно. Кроме традиционных сольных мелодий, исполняемых одним музыкантом, существует и ансамблевая игра в гетерофонной манере однолинейного многоголосия. Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «узляу» – бурдон, исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. «Узляу» чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

Традиционно кураист-музыкант и мастер-изготовитель курая — это одно и то же лицо. С древних времен курай изготавливали из стебля одноименного зонтичного растения курай (рус. назв. реброплодник уральский, лат.- рleurospermum uralense). Высокие (60-150 см) двулетние или многолетние растения с толстым стеблем и дважды перисторассеченными листьями. Стебель до 2 см. толщиной, полый, тонкобороздчатый, с многочисленными листьями и крупным конечным зонтиком. В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона.

Процесс изготовления традиционного курая очень прост и выглядит следующим образом: обхватывают стебель растения курай руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони (ок. 600-900 мм.), затем подрезают. Начиная снизу, с конца с меньшим диаметром, на определенных расстояниях вырезаются 4 отверстия на одной стороне и 5-е — на обратной стороне.

В музеях можно увидеть усложнённые образцы курая, выполненные из различных сплавов металла. Они применялись в военно-походных условиях. В старину изготовить курай из серебра или даже меди считалось делом престижным. Ныне в арсенал башкирских народных музыкальных инструментов вошли кураи из деревянного шпона, изготовленные мастером Вакилем Шугаюповым. Между тем среди настоящих ценителей мелодий курая традиционный инструмент остается вне конкуренции.

Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты. Диапазон курая около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий.

Использование курая продолжается почти в том же виде, как и на протяжении предыдущих веков. Игра на курае – неотъемлемая часть национальных концертов, празднеств, фестивалей. На нем играют в кругу семьи, на официальных встречах, обучают как в профессиональной, так и в самобытной среде. Игрой курая сопровождают исполнение народных песен. Его широко используют современные виды музыкального искусства, вплоть до симфонических оркестров, этнорок-группы.

Традиция игры на этом незатейливом на первый взгляд инструменте выполняла тем не менее важную роль средства передачи информации, социализации и воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма: знакомясь с музыкой, песнями, легендами происхождения мелодий, башкирский народ познавал собственную историю, усваивал жизненный опыт и нравственные нормы прошлых поколений, развивал свое эстетическое восприятие мира.

Оформить заказ на нашем сайте легко. Просто добавьте выбранные товары в корзину, а затем перейдите на страницу Корзина, проверьте правильность заказанных позиций и нажмите кнопку «Оформить заказ» или «Быстрый заказ».

Быстрый заказ
Функция «Быстрый заказ» позволяет покупателю не проходить всю процедуру оформления заказа самостоятельно. Вы заполняете форму, и через короткое время вам перезвонит менеджер магазина. Он уточнит все условия заказа, ответит на вопросы, касающиеся качества товара, его особенностей. А также подскажет о вариантах оплаты и доставки.

По результатам звонка, пользователь либо, получив уточнения, самостоятельно оформляет заказ, укомплектовав его необходимыми позициями, либо оформляет и корректирует его с менеджером магазина. После чего получает подтверждение на свою электронную почту.

Оформление заказа в стандартном режиме
Если вы уверены в выборе, то можете самостоятельно оформить заказ, заполнив по этапам всю форму.
Заполнение адреса

Выберите из списка название вашего региона и населённого пункта. Если вы не нашли свой населённый пункт в списке, выберите значение «Другое местоположение» и впишите название своего населённого пункта в графу «Город». Введите правильный индекс.

Доставка
В зависимости от места жительства вам предложат варианты доставки. Выберите любой удобный способ. Подробнее об условиях доставки читайте в разделе «Доставка».

Оплата

Выберите оптимальный способ оплаты. Подробнее о всех вариантах читайте в разделе «Оплата»

Покупатель

Введите данные о себе: ФИО, адрес доставки, номер телефона. В поле «Комментарии к заказу» введите сведения, которые могут пригодиться курьеру, например: подъезды в доме считаются справа налево.

Оформление заказа

Проверьте правильность ввода информации: позиции заказа, выбор местоположения, данные о покупателе. Нажмите кнопку «Оформить заказ».
Копия заказа будет выслана на Ваш e-mail, указанный при оформлении заказа.

Наш сервис запоминает данные о пользователе, информацию о заказе и в следующий раз предложит Вам повторить к вводу данные предыдущего заказа. Если условия вам не подходят, выбирайте другие варианты.

ВНИМАНИЕ! Сформированный на сайте счет является предварительным!

Через некоторое время (обычно в течение 1-2 часов, в рабочее время) после оформления покупки, с Вами свяжется наш менеджер по контактным данным, указанным при оформлении заказа. С менеджером можно будет согласовать точное время и сроки доставки, а также уточнить детали.

После согласования с Вами всех деталей заказа (наличие товара, варианты доставки и прочее) наш менеджер вышлет на Ваш e-mail окончательный утвержденный счет, который сможете оплатить выбранным Вами способом.

Неправильно указанный номер телефона, неточный или неполный адрес могут привести к дополнительной задержке!
Пожалуйста, внимательно проверяйте Ваши персональные данные при регистрации и оформлении заказа..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *