Фарисей, что это?

Иисуса всегда можно было встретить в кругу мытарей и грешников. Он любил людей и всегда проявлял к ним сострадание. Но была одна категория людей, которых Иисус постоянно обличал, не подбирая слов. Это были фарисеи.

Понимая опасность фарисейства, Иисус даже своих учеников предупреждал, чтобы они остерегались фарисейской закваски.

Сегодня слово «фарисей» очень часто употребляется в христианском лексиконе, но мне кажется, что люди используют его не по назначению.

Поэтому исследуя тему фарисейства я пришёл к 10 качествам, которые характеризуют настоящих фарисеев.

* * 1 * *

Фарисеи проповедовали одно, а сами делали другое.

Иисус сказал: «Все, что они говорят, исполняйте, но дела их не повторяйте». Сегодня есть много проповедников, которые говорят правильные фразы, а сами живут грешной жизнью. Это фарисейство.

* * 2 * *

Фарисеи всегда хотели быть популярными.

Они останавливались на перекрёстках дорог и долго молились на показ, чтобы произвести впечатление на людей. Им нравилось, когда кто-то их узнавал и величал их словом «учитель». Жажда славы это признак фарисейства.

* * 3 * *

Фарисеи не приняли Иисуса за Мессию, несмотря на то, что они больше других знали Писания.

Когда приходит новое пробуждение, очень редко церковные лидеры одобряют его. Как это так, что Бог кого-то использует, не посоветовавшись с нами? Ведь у нас регистрация и связи… Изучая историю пробуждений в христианстве, я заметил, что пробуждения, в основном, не начинались в религиозных структурах и, к сожалению, очень часто были отвергнуты официальной церковью.

* * 4 * *

Однажды Иисус пришёл на праздник, и заметил, что фарисеи старались занять там самые лучшие места.

Они любили первенствовать и главенствовать. Иисус же сказал: «Кто хочет быть большим среди вас, будь всем слугой».

* * 5 * *

Фарисеи очень сильно пиарились.

Когда фарисеи давали кому-то милостыню или просто кому-то помогали, они делали это напоказ, чтобы все видели и похвалили их за это. Но Иисус сказал: «Что делает твоя правая рука, да не знает левая».

Я недавно слышал, как один проповедник приехал в другую церковь и давай себя расхваливать, 20 минут рассказывая, какой он крутой и что он делает. Я не против, когда человек рассказывает о своей работе, но всегда видно, когда человек просто пиарится, чтобы выглядеть крутым в глазах других.

* * 6 * *

Фарисеи предали Иисуса из-за зависти.

Они были учителями, люди их слушали, и тут пришёл Иисус и люди побежали к Нему. Кто Он такой? Кто Его вообще рукоположил?

Я помню, когда я приехал открывать церковь в одном городе, то местный пастор мне сказал: «Здесь не нужна новая церковь, здесь достаточно служителей, которые проповедуют!» Пока в городе есть хотя бы один грешник, мы должны проповедовать, но фарисеи не любят конкуренции.

* * 7 * *

Фарисеи были искусными проповедниками.

Но не смотря на то, что они говорили заумные фразы, их проповеди были сухими и лишенными жизни. Когда Иисус пришёл в Капернаум, то люди говорили, что Он проповедует с силой, а не так, как книжники и фарисеи.

Слушая сегодня многих проповедников, мне кажется, что их стиль вообще не отличается от фарисейского. Некоторые служители напоминают коучей, которые вместо Слова Божьего читают лекции о том, как достичь успеха в жизни. Но только Библия способна изменять людей. Поэтому многим проповедникам сегодня нужно вернуться к началам и начать проповедовать из Библии, а не по книжкам Джона Максвелла.

* * 8 * *

Фарисеи очень набожно выглядели на людях, но при этом втихаря занимались разными грехами. Иисус как-то прямо сказал фарисеям: «Вы — гробы окрашенные. Снаружи вы такие правильные и хорошие, а внутри полностью прогнившие».

Двойная жизнь служителей сегодня проблема №1 среди христиан. Проповедует, наставляет других, такой весь огненный, а потом слышишь, как он то с финансами вляпался, то жену бросил ради молодухи, то вообще запил.

* * 9 * *

Фарисеи применяли двойные стандарты.

Однажды они схватили женщину в прелюбодеянии, привели к Иисусу и хотели побить её камнями. Но Иисус сказал: «Кто из вас без греха, первыми бросьте в неё камень». Другими словами, сами имея грешки, они обличали других.

Знаю одного служителя, который постоянно обличал молодежь за короткие юбки и большие вырезы. Но когда выросла его дочка и начала носить мини юбки, то он уже молчит, как-будто воды в рот набрал! Вот это фарисейство: других обличать, а своим разрешать.

* * 10 * *

Однажды к Иисусу пришли фарисеи и спросили: «Можно ли человеку разводиться?» Иисус не стал ходить вокруг да около и говорить, что каждый случай нужно разбирать индивидуально… Иисус ответил прямо: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает, ибо кто разведётся с женой и женится на другой, тот прелюбодействует, и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (к сожалению, эти стихи во многих церквях сегодня читать нельзя).

Такой ответ фарисеям не понравился… помягче как-то надо, нельзя так рубать. У фарисеев всегда были проблемы со свадебной клятвой. Они считали развод нормальным делом.

* * *

Сегодня много служителей, которые подобно этим фарисеям, не сдержали свадебную клятву, которую они давали во время венчания, и пытаются найти себе какие-то оправдания. Если служитель хочет развестись и при этом пытается найти себе какие-то оправдания из Библии, то он — религиозник и фарисей!

Религиозные партии Нового Завета

В Новом Завете мы встречаем упоминания таких групп людей как: книжники, фарисеи и саддукеи.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
(Матф.3:7)

Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.

Саддукеи – религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали «устное предание» фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а также в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.

В древности бытовало поверье, что змеи определенных видов рождаются, прогрызая чрево своих матерей. Получить прозвище «змея» было достаточно обидно, но еще худшим оскорблением было прозвище «порождение ехидны»: убийство матери или отца считалось в древности самым ужасным преступлением.

Почему Иоанн так обозвал их? Вероятно нам следует лучше узнать, кто такие книжники, фарисеи и саддукеи в Библии.

Книжники из Библии

Книжник (буквально — пишущий, писец) — представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

Книжник (с иврита — »соферим»; греч. γραμματεΐς) — в эпоху второго храма (516 до н. э. — 70 н. э.) знаток, толкователь и учитель закона Моисея; преемник пророков. Источник — Википедия.

Книжники, фарисеи и саддукеи — кто они? (3 основные «партии» времён Нового Завета)

Книжник — перевод с греческого.

«Книжники» это перевод греческого слова grammateis, представляющего собой форму множественного числа от grammateus, что означает «писец; переписчик»; «конторский служащий; секретарь».

Книжники — кто они?

Это слово в Книге Деяний 19:35 переведено «городской секретарь» (ВПНЗ) или «городской писарь» (СПБТ). Речь идет о чиновнике городского уровня.

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона.

В таком значении слово употребляется в Евангелии от Матфея 2:4 и 5:20.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
(Матф.2:4)

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:20)

В Евангелии от Матфея 13:52 это слово обозначает духовного учителя, учителя в религиозных вопросах.

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:52)

Оно также употреблялось для обозначения человека, известного своей мудростью и образованностью.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
(1Кор.1:20)

Слово grammateus представляет собой форму от grapho, что означает «пишу».

Очевидно, что от него произошло слово «графит», разновидность углерода, которую, в частности, используют при изготовлении карандашей. От него же происходит «грамматика», потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме.

Книжники считались знатоками закона Моисеева.

Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Это показывает, что духовные вожди могут заблуждаться.

Но именно религиозные деятели распяли Христа!

Величайший книжник.

Первым и величайшим книжником был Ездра, собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

6 сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его над ним.
7 пошли в Иерусалим и из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса.
8 И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, — в седьмой же год царя.
9 Ибо в первый день первого месяца начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним,
(Ездр.7:6-9)

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
(Неем.8:1)

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них раздавать части братьям своим.
(Неем.13:13)

После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый — арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона.

Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять, очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
(Матф.15:2)

Талмуд: Мишна, Гемара, Сура.

Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г.

Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

Известные книжники времен Христа.

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы.

Статья: Гамалиил — фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона

Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла).

Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом,

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
(Матф.8:19)

и беседовавшие с Ним,

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:32)

одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
(Матф.12:34)

Спрашивает Андрей
Отвечает Алла Бурлай, 22.07.2008

Уважаемый Андрей!

Вот что я прочла в словаре Брокгауза:

Фарисеи, иуд. религ. и полит. партия, единственная из евр. партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе совр. иудаизма лежат преимущ. фарисейские традиции. Слово «Ф.», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на к-рых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистич. и рационалистич. идеи. Ф. строго следили за соблюдением Закона (Деян 26:5)…

Во времена Иисуса полит. вожди евр. народа, большая часть высокопост. священства и синедриона принадлежали к проэл-линистич. настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались Ф. Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю (Флп 3:5 и след.). Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение (Деян 23:8). В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2 и след.), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11 и след.), поскольку Ф. полагались на собств. праведность, а не на Господа (Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.; ср. Ин 3:8-10). Ф. ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение. На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.;. Следствием этого было неосознанное, а потому особенно опасное, лицемерие (ст. 7-9; 23:13-29) и самолюбование (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон (напр., во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние. Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, Ф. не уделяли достойного внимания (Лк 11:42) или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»).

Поэтому Иисус называет их сынами дьявола (Ин 8:44). Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с Ф., благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки (Мф 15:14) полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим (см. Ин 3:10) или Гамалиил (Деян 5:34).

Во времена НЗ их влияние на народ было незначит., но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе (Деян 5:17) и т.о. участвовали в политич. руководстве страной, выражая интересы аристократии. Ко времени обществ. выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружеств. В борьбе против Иисуса С. и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1,6,11 и след.), но руководствовались различн. мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а С., вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политич. соображениям.

С. и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако С. отвергали устное «Предание отцов» (Галаху), т.е. выработ. фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков. Однако по отдельным вопросам Закона они высказывали еще более строгие суждения, чем их противники фарисеи. Будучи рационалистами, они не признавали воскресения мертвых (Мф 22:23; Мк 12:18; Лк 20:27; Деян 4:1 и след.; 23:8) и жизнь после смерти (см. Лк 16:27 и след.). Иосиф Флавий, бывший противником С., называл их фаталистами.

Также вы можете прочитать ответ В. Юнака по

Для последователей Виленского Гаона см Perushim . Для последователей зороастрийской веры, см парс . «Parush» перенаправляется сюда. Для мест в Иране см Parush, Иран .

фарисеи
Иврит : פְּרוּשִׁים

Исторические лидеры

основанный

167 г. до н.э.

растворенный

73 CE

Штаб-квартира

Иерусалим

идеология

религия

раввинистический иудаизм

Часть серии на

Евреи и иудаизм

  • категория
  • Портал

В фарисеи ( / е Aer ə ˌ s ˙I г / ) были в разное время политическая партия , общественное движение , и школа мысли в Святой Земле во времена Второго Храма иудаизма . После разрушения Второго Храма в 70 г. н.э., Фарисейская вера стала основополагающей, литургической и ритуальной основой для раввинского иудаизма .

Конфликты между фарисеями и саддукеями имели место в контексте более широких и многолетних социальных и религиозных конфликты между евреями, усугубляются римским завоеванием. Еще один конфликт был культурным, между теми , кто выступает за эллинизации (саддукеи) , и те , кто сопротивлялся его (фарисеи). Третий был juridico религиозного, между теми , кто подчеркивает важность Второго Храма с его обрядами и услугами , а также тех , кто подчеркивает важность других Mosaic законов . Четвертая точка конфликта, в частности , религиозной, участвует различные толкования Торы и как применить ее к текущей еврейской жизни, с саддукеи признающего только Письменная Тору (с греческой философией) и отвергая учения , такие как Устная Тора , в пророках , тем сочинения , и воскресение мертвых .

Флавий (37 -. С 100 н.э.), по мнению многих историков , чтобы быть фарисеем, по оценкам , общая численность населения фарисея до падения Второго Храма , чтобы быть около 6000. Флавий утверждал , что фарисеи получили полную поддержку и доброжелательность простых людей, по- видимому , в отличие от более элитных саддукеев, которые были высшего класса. Фарисеи утверждали Mosaic власть для их интерпретации еврейских законов , в то время как саддукеи представляли авторитет священнических привилегий и прерогатив , установленных со времен Соломона , когда Садок , их предок, исполнял обязанности верховного жреца . Фраза «простые люди» в произведениях Иосифа Флавия показывает , что большинство евреев были «только еврейский народ», отличающий их от основных богослужебных групп.

За пределами еврейской истории и литературы, фарисеи были сделаны примечательны ссылки в Новом Завете , в конфликте с Иоанном Крестителем и с Иисусом . Есть также несколько ссылок в Новом Завете к апостолу Павлу будучи фарисеем. Отношения между ранним христианством и фарисеями не всегда враждебно , однако: например , Гамалиили часто упоминаются как фарисейский лидер , который был сочувствующим христиан .

Как известно, первый призыв, каким Церковь предваряет Великий пост, – искоренить в себе фарисейство.

Здесь, конечно, стоит оговориться: не всё в фарисеях плохо и достойно осуждения. Например, каждый фарисей был знатоком Писания. Конечно, зная букву последнего, они были чужды его духа, но мы-то, православные, подчас и знанием буквы не блещем. Что уж там Ветхий Завет, когда даже Евангелие остаётся для многих книгой регулярно читаемой и ни разу не прочитанной? В своих преданиях, сколь бы они ни были многочисленны, фарисеи не просто ориентировались или разбирались, они исполняли их со всей возможной скрупулёзностью и дотошностью. Тогда как среди нас едва ли не каждого второго можно поставить в тупик просьбой пересказать своими словами Символ веры…

Таким образом, нам у фарисеев даже есть чему поучиться. Но тогда тем более интересно, что же оно такое, это фарисейство, регулярно обличаемое Христом и ежегодно порицаемое Церковью?

Чтобы с ним столкнуться, нам не нужно ни далеко ходить, ни долго ждать.

Итак, Великий пост. Первая седмица. Зайдите в храм и оглядитесь вокруг. Что в первую очередь бросается в глаза? Правильно: чёрные платки и хмурые лица. Хмурые лица и чёрные платки… Открывайте Евангелие и читайте: «…Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися». И снова оглядитесь по сторонам. Всё нормально? Тогда читайте дальше: «…Ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим». Ничего не смущает, не режет глаз, никакой вопрос не назревает? Тогда приходите в храм снова, но только вечером, к началу Покаянного канона. Не пожалейте первых двадцати минут службы, послушайте, о чём между поклонами говорят хмурые женщины в чёрных платках. «Отойдите, вы мешаете поклоны бить», «я ещё днём это место заняла», «вы не даёте мне молиться», «отойдите, я из-за вас не могу на колени встать»…

Вот это оно и есть. Фарисейство в чистом виде. Фарисейство как сочетание внешнего, пусть даже условного, благообразия с внутренним безобразием. Такой тип церковного человека не так уж и редок. С одной стороны, строго определённый дресс-код, демонстративный аскетизм (пост «по благословению» в непостные дни, постоянное ношение платка, отказ от мяса и т. п.), подчёркнутая серьёзность. Внешне всё благообразно до безупречности, хотя и не без излишеств. Но всё это причудливо уживается с целым набором привычек и черт характера, совершенно несовместимых ни с благочестием, ни с верой. Любому священнику известно, насколько мелочными, склочными и мстительными бывают порой образцово церковные люди. Сколь, к примеру, жёлчны жалобы благообразных старушек на «издевательство» со стороны соседей сверху, чьи дети «постоянно бегают» и «ни днём ни ночью не дают покоя». Насколько неумолимы иногда серьёзные бородачи с крестами на полгруди в стремлении «проучить» или «наказать» ближнего за неправильную парковку во дворе. Как изворотливы, хитры и изощрённы бывают отдельные приходские мироносицы в желании «съесть» неугодную коллегу, сотрудницу или даже прихожанку. А сколько их таких, правильно крестящихся, проворно берущих благословение, одетых по всем правилам, ежедневно обивает пороги архиерейских приёмных с жалобами на священников за «не так» отслуженную панихиду или недопущенного к причастию сына, которого «я с таким трудом уговорила впервые за пять лет в церковь прийти». Но и это ещё мелочи. На счету православных фарисеев хватает и разрушенных семей, и сломанных судеб, и жизней, превращённых в ад. И всё это всегда без малейшей жалости, без тени сомнения, с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, кого бы ни касалось дело: врагов, друзей или даже собственных детей…

Именно от этого Церковь предлагает нам избавиться сейчас, за несколько недель до Великого поста. И не стоит себе льстить, что это всё не про нас. Про нас и ни про кого другого. Зацикленность на внешнем, стремление к решению наших проблем другими людьми, лицемерие, оправданное необходимостью, щедрость на советы, наставления и замечания, всезнайство, низменные страсти, лукаво выдаваемые за добродетели, стремление быть всегда правым и любовь к чувству собственной правоты… Всё это и делает верующего своего рода православным фарисеем, то есть человеком, живущим сознанием собственной праведности, чуждым Христа, не нуждающемся в Спасителе, неспособным быть участником благодатной жизни Церкви и причастником непреходящей реальности Царства Божьего. Потому и так важно нам, чадам Христовой Церкви, изжить в себе всякую склонность к фарисейству, всякую тягу к «уверенности сытой», всякое желание влиять на жизнь ближнего. И Церковь сама призывает нас к этому. Что ж, постараемся услышать её призыв.

Протоиерей Владимир Пучков

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *