Где похоронена Елизавета Федоровна романова?

Биография

В 1992 году число православных святых пополнилось еще одним именем: церковь канонизировала сестру последней российской императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну. Почитание обусловлено не только трагическим уходом великомученицы, но и делами этой женщины при жизни. Общественной деятельностью светская красавица занялась еще при жизни мужа – великого князя Сергея Александровича, приходившегося дядей Николаю II.

Елизавета Федоровна в молодости

После гибели супруга от рук террориста Елизавета окончательно посвятила себя благотворительности. Венцом ее усилий стало создание Марфо-Мариинской обители, сестры которой ухаживали за ранеными во время Первой мировой войны, шефствовали над беднейшими жителями Москвы и заботились о беспризорниках. Но даже этот вклад не спас княгиню от гнева революции.

Детство и юность

Елизавета родилась в 1864 году в Дармштадте, на территории герцогства Гессен. До 1918 года это было отдельное государство, сейчас его земли входят в состав Германии. Ее отцом был правитель герцогства Людвиг IV, а матерью – дочь королевы Великобритании Виктории – принцесса Алиса. В их браке на свет появились еще 4 дочери и 2 сына. Старший сын, названный Эрнст Людвиг, впоследствии занял престол отца и оставался на нем до революционных событий 1918 года.

Елизавета Федоровна в детстве с семьей

Первые два года у монаршей пары не было резиденции. Влиятельная теща герцога настаивала на том, чтобы для ее дочери возвели дворец на средства казны Гессена, но зять всячески сопротивлялся, поскольку ресурсов для этого не было. Семья переезжала из одного арендованного особняка в другой.

С годами конфликт между отцом Елизаветы и ее бабушкой рос. Стали ухудшаться отношения и между супругами. Совместную жизнь омрачила трагедия с младшим сыном Фридрихом. Когда Элле – это прозвище дали девочке в семье – было восемь лет, ее двухлетний брат погиб, выпав из окна. Герцогиня Алиса все чаще проводила время у матери, забирая в Англию и детей.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Спустя 4 года принцессы Гессен-Дармштадские и будущий правитель герцогства осиротели, потеряв из-за дифтерии мать и младшую сестру Марию. С этого времени и Элла, и ее сестра Аликс – будущая жена российского императора Александра Федоровна – воспитываются в основном во дворце британской короны, расположенном в городе Ист-Каус. Для девочек проводятся занятия по ведению домашнего хозяйства, религии, этикету. Их привлекают к участию в благотворительности.

Личная жизнь

Влиятельная бабушка надеялась выдать Елизавету за одного из кузенов девушки: и Фридрих Баденский, и кронпринц Вильгельм правили землями в Германии. Но в итоге брак девушки укрепил отношения с династией Романовых. В 1884 году 19-летняя принцесса вышла замуж за 27-летнего великого князя Сергея Александровича, брата правящего в Российской империи Александра III. Элла была знакома с ним с детства и поддерживала дружеские отношения.

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович

У пары не было детей. Этот факт подогревал курсировавшие в Москве и Петербурге сплетни о гомосексуальной ориентации супруга Елизаветы. В качестве предполагаемых любовников назывались офицеры Преображенского полка, командиром которого князь был назначен в 30 лет. Тем не менее, переписка с супругой свидетельствует о теплых, наполненных нежностью отношениях, которые пара хранила до самой смерти Сергея Александровича в 1905 году.

Будучи последовательницей лютеранской церкви, через семь лет после переезда в Россию Елизавета решила поменять вероисповедание и перешла в православие. К этому времени она изучила русский язык настолько, что говорила без акцента.

Общественная деятельность

В 1891 году супруг внучки королевы Великобритании получил пост генерал-губернатора Москвы. Елизавета поддерживает положение жены руководителя города делом, создавая Елисаветинское благотворительное общество. Объединение берет шефство над детьми, чьи родители не в состоянии обеспечить питание и заботу из-за нищеты. Востребованность помощи косвенно доказывает тот факт, что отделения Общества одно за другим возникают в уездах региона.

Елизавета Федоровна

Елизавету тревожит рост революционных настроений и негласное одобрение актов насилия против представителей дворянства. Она пишет племяннику супруга, взошедшему на престол Николаю Александровичу, чтобы тот жесткими мерами отбил желание у террористов вести борьбу такими методами.

«Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет!», — призывает великая княгиня в письме 1902 года.

С началом войны с Японией жена московского генерал-губернатора создает Комитет помощи воинам. Для солдат собирают посылки, одежду, заготавливают бинты и лекарства, принимают пожертвования, чтобы организовать походные церкви. Эта ли деятельность, истории участников сражений или же вера меняют ее, но год спустя, когда в результате покушения погибает муж, Елизавета находит в себе силы не только навестить убийцу, но и простить его.

Великий князь Сергей Александрович

В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой.

Подливали масла в огонь и политические взгляды – он был ярым противником реформ, и слухи о пороках представителя императорской династии. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя после «Кровавого воскресенья» террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Погибли и дядя Николая II, и его кучер.

Террорист Иван Каляев

Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых – взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. По свидетельству очевидцев, она пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. По свидетельству конвоя, на вопрос Каляева, кто она, княгиня ответила:

«Я жена того, кого вы убили; скажите, за что вы его убили?».

Елизавета сообщила арестованному, что «зная доброе сердце» супруга, передает его прощение, и благословила узника. Они поговорили без свидетелей. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.

«Великая княгиня добрая, а вы все злые», — сказал Каляев конвойному после встречи с Елизаветой.

Тем не менее, на суде террорист заявил, что считает: следователи намеренно подослали к нему вдову, чтобы заставить его раскаяться и скомпрометировать боевую организацию, показав слабость одного из ее участников.

Княгиня стала первой женщиной на посту председателя Императорского православного палестинского общества и оставалась на нем до 1917 года. До нее объединением, занимавшимся взаимодействием с землями в Израиле и развитием паломничества, руководил Сергей Александрович.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки – все потускнело теперь, и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году вдова князя купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.

Учреждение не было монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.

Елизавета Федоровна в одежде сестры милосердия

Деятельное служение предполагало помощь в больнице и аптеке. Просветительское направление обеспечивало воспитание и образование девочек-беспризорниц, живших в открытом при обители приюте. А попечительное направление требовало от сестер посещения беднейших семей и шефства над ними.

Елизавета деятельно участвовала во всех направлениях, считая, что только личным примером может привлечь к ревностному служению остальных. Великая княгиня Романова уделяла много внимания женскому образованию. В обители действовала воскресная школа для горожанок. Девочки в приюте получали не только заботу, но и подготовку в качестве няни и горничной с навыками швеи. Настоятельница, чей портрет в Марфо-Мариинской обители находится до сих пор, завещала похоронить себя на ее территории, но исполнить волю не было суждено.

Смерть

Чекисты арестовали настоятельницу в мае 1918 года. Ее отконвоировали в Екатеринбург, а в июле доставили в Алапаевск. В ночь на 18 июля была расстреляна большевиками вместе с другими князьями династии Романовых. Казнь по приказу Владимира Ленина состоялась у шахты за Алапаевском. Раненых столкнули на ее дно, где те скончались от голода и ран.

Могила Елизаветы Федоровны

Осенью территория перешла под контроль армии белых, останки погибших вывезли за рубеж. Елизавета Федоровна, как и убитая вместе с ней сестра Марфо-Мариинской обители Варвара, похоронена в Иерусалиме. После развала СССР причислена к лику святых, а в 2009 году посмертно реабилитирована правоохранительными органами.

Память

  • Великой княгине посвящено несколько православных монастырей в Белоруссии, России, Украине, а также храмы и часовни.
  • Памятник великой княгине установлен на территории Марфо-Мариинской обители в 1990 году. В 2017 году открыт еще один памятник, установленный у Елизаветинской больницы в Перми.
  • В 1993 году городская больница в Петербурге названа в честь Святой преподобномученицы Елизаветы.
  • В 2018 году, к столетию со дня гибели княгини, выпущен документальный фильм «Белый ангел Москвы»

11 октября 2018 года Русская Православная Церковь отмечает день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. 100 лет назад в этот день из чрева заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея.

Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и иникини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Памятная дата – 11 октября – с 2017 года внесена в церковный мясецеслов. В том же году состоялось первое общецерковное празднование.

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.

В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос: «Какая же религия истинна?» Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность.

9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни и других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отрешение императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в уральский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив им празднование в день кончины — 5 (18) июля. Празднование обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и иникини Варвары установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 октября.

история

Русская Православная Церковь в Висбадене был построен с 1847 по 1855 год герцог Адольф из Нассау по случаю смерти его жены, 19-летней великой княгини Елизаветы Михайловны России , племянница императора Николая I . Адольф и Элизабет поженились в 1844 году, но в следующем году, она умерла при родах, как и их новорожденной дочери. Он скорбел так глубоко , что он решил построить церковь вокруг ее могилы. Он получил деньги для этой церкви, с благословения царя Николая, от ее приданого.

Строительство церкви был назначен старшим офицером здания ( Oberbaurat ) Philipp Hoffmann , который изучал русскую церковную архитектуру, особенно на первых в России. В качестве шаблона для этой церкви, он принял Храм Христа Спасителя в Москве. 25 мая 1855 года церковь была , наконец , освящен в честь Святой Елизаветы , матери Иоанна Крестителя и покровителя умершего принцессы. Вскоре после этого, гроб с великой княгиней и ее ребенком был доставлен в процессии от церкви Святого Бонифация своего предыдущего временного убежища, в склеп русской церкви и похоронил там.

Одновременно со строительством церкви были построены небольшой дом приходского священника и русское кладбище, расположенное около 100 метров к северо-востоку от церкви.

Церковь была использована уже существующей русской православной общины, в основном русских гостей, для которых Висбаден был популярным курортом в 19 веке. Даже император Николай II поклонялись в церкви во время его пребывания в Германии, вместе с его молодоженов жены, императрицы Александры Федоровны . Это событие отмечено на золотой панели , прикрепленной к церкви.

Прочное сообщество формируется вокруг церкви только в 1920 — е годы, когда многие белые эмигранты бежали вслед за русской революции , о гражданской войне в России и большевистского захвата своей страны и пришли в Германию.

В 1990-х, интерьер церкви, в частности, мрамором и фресками, был отремонтирован и восстановлен. Склеп был реконструирован в 2002-2005 гг.

Как добраться

До Голубого костела можно доехать следующим транспортом:

  • Трамваями — маршруты № 4, 11, 12, 13, 14;
  • Автобусами — маршруты № 50, 95, 128.

Несмотря на то, что храм находится в спальном районе, к нему легко дойти пешком от исторического центра города.

Адрес: Bezrucova 2, Братислава 811 09.

Церковь Святой Елизаветы на карте

На что обратить внимание

К церкви Святой Елизаветы стоит прогуляться даже в те дни, когда она не работает, ведь оригинальный вид этого здания и его отделка стоят того, чтобы на них полюбоваться. Стены здания выложены голубой майоликой, благодаря чему он и приобрел свое второе имя. Все архитектурные элементы сделаны плавными и округлыми, словно перетекающими друг в друга, что создает интересный дизайн «пряничного домика».

Обратите внимание на мозаику над входом — она отображает известную историю из жизни святой. Будучи женой ландграфа Людвига, Елизавета много времени посвящала благотворительности, но, согласно легенде, знатный супруг был против раздачи щедрой милостыни. И вот однажды, когда она несла хлеб для бедных в подоле фартука, муж потребовал показать, что там спрятано. Отдернув же подол, Людвиг увидел, что вместо хлеба там оказались розы. Справедливости ради стоит отметить, что у историков другое мнение — считается, что на самом деле ландграф поддерживал свою супругу.

Экскурсии

Поскольку Голубая церковь является действующим католическим храмом, сюда можно бесплатно войти в любой день в рабочее время.

Часы работы:

  • С понедельника по субботу — с 07:00 до 07:30 и с 17:30 до 19:00;
  • В воскресенье и в дни католических праздников — с 07:30 до 12:00 и с 17:30 до 19:00.

Каких-либо экскурсий здесь не проводится, но осмотр храма входит в программу многих экскурсионных туров по Братиславе, предлагаемых туристическими бюро.

Когда лучше посетить

Оптимальное время для прогулок по Братиславе — конечно же, лето. Если вы хотите осмотреть костел внутри, выбирайте будни, поскольку в выходные здесь часто проводятся венчания. Внутреннее убранство храма не отличается особой роскошью, но здесь есть несколько фресок и красивый алтарь с изображением святой.

Туристы единодушны во мнении, что снаружи церковь Святой Елизаветы намного интереснее, чем внутри, и описания не передают того удивительного впечатления, которое она производит. Небесно-голубой цвет ярко выделяется среди городской архитектуры, что делает здание хорошо заметным. Также стоит обратить внимание на расположенный напротив дом с оригинальным цветным декором и на маленькую изящную статую Святой Елизаветы на территории храма.

Визитная карточка

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары прибыли в Митрополичий Округ в Республике Казахстан

Мощи святых преподобномучениц великой княгини Елизаветы Федоровны (Романовой) и ее верной сподвижницы инокини Варвары принесены в Казахстан из Иерусалима для поклонения верующих и пробудут там до конца февраля, сообщает официальный сайт митрополичьего округа Русской православной церкви в Казахстане.

«10 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары принесены в Казахстан. Ковчег с мощами алапаевских страстотерпиц доставлен в Казахстан архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком», — говорится в сообщении.

Ковчег, в котором пребывает святыня, сделан из досок гробов, в которых честные останки преподобномучениц перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую Землю. В ковчеге хранятся не только частицы святых мощей, но и земля из Дармштадта, где родилась Великая Княгиня Елизавета, земля из Гефсимании, где покоились Елизавета и Варвара с 1921 г., и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Кроме того, ковчег украшен медальоном, который был подарен Елизавете Феодоровне Императором Николаем II-м по случаю принятия ею Православия.

Пребывание святыни в епархиях Православной Церкви Казахстана началось с Южной столицы страны — Алма-Аты, где честные мощи были поставлены для молитвенного поклонения в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря.

В полдень перед ковчегом с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары состоялось молебное пение с акафистом. Богослужение возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Главе Митрополичьего Округа сослужили: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, викарий Астанайской епархии епископ Каскеленский Геннадий; архимандрит Амфилохий (Бондаренко), избранный епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским; благочинный храмов Алматы протоиерей Валерий Захаров, благочинные, настоятели и духовенство Алматинской епархии.

Перед началом молебна митрополит Александр обратился к присутствующим с проповедью о подвиге преподробномучениц. Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк от имени Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона поздравил православных верующих Казахстана с принесением святыни.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, преподаватели и учащиеся воскресных школ города, верующие храмов Южной столицы.

В течение всего дня духовенством Алматинской епархии перед ковчегом с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары совершались молебны с акафистами.

11 января, ранним утром, святыня отбудет в г. Уральск.

Православные верующие Алма-Аты смогут поклониться мощам с 23 по 27 февраля в Вознесенском кафедральном соборе.

Дополнительная информация

Здание церкви было показано дважды на марках Deutsche Bundespost в Sights окончательной серии (4 июня 1991 года, номинальная стоимость 170 пфеннига , предназначенный для оплаты двойного внутреннего тарифа письма веса, и 12 августа 1993 года, с пересмотренной номинальной стоимостью 41 пфеннигов для массовых рассылок печатной продукции ).

Кроме того, есть иллюстрации церкви на туристических знаки на Autobahnen вокруг Висбадена.

Список используемой литературы

  • Russische Kirche Auf Dem Нероберг в Висбадене — Geschichtlicher Обзор унд Beschreibung дер Кирхе, Eigenverlag де Kirchenvorstandes
  • Висбаден — Russische Kirche, Kloster де Hl. Hiob фон Počaev в Мюнхен, 3. Auflage, Берлин-Мюнхен, 2000, ISBN 3-926165-95-2
  • Baedeker Wiesbaden Rheingau, Karl Baedeker GmbH, Ostfildern-Kemnat, 2001, ISBN 3-87954-076-4
  • Das verkannte Jahrhundert. Der Historismus ам Beispiel Wiesbaden, Готфрид Kiesow, Deutsche Stiftung Denkmalschutz, 2005, ISBN 3-936942-53-6
  • Д — р Dirk Becker: виват Висбаден. Spaziergänge Zwischen Традиция унд Moderne. Ein Stadtführer für Wiesbaden унд Умгебунг. Универсум — Verlag, Висбаден 2006. ISBN 3-89869-141-1

внешняя ссылка

Викискладе есть медиафайлы по теме Russisch-Orthodoxe Кирхе в Висбадене .

  • (на русском языке ) Официальный сайт
  • (на немецком языке ) Русской Православной Церкви фонда
  • (на немецком языке ) Панорамный вид на интерьер церкви

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *