Гермоген биография

Биография

Патриарх Гермоген — священнослужитель, управлявший Российской православной церковью с 1606 по 1612 год. Церковный деятель противостоял нашествиям поляков, которые осуществлялись на родные земли в Смутное время, и препятствовал водворению католицизма. Он проявил себя как истинный патриот государства, и история хранит память о Гермогене как о священномученике и заступнике православия.

Начало пути

Точные данные о биографии Гермогена не сохранились, и свидетельства его деятельности увековечены благодаря записям, сделанным современниками и потомками. Предположительно, он родился в 1530 году и был ровесником Ивана Грозного. Среди историков существует предположение, что нареченный Ермолаем ребенок по происхождению имел отношение к донским казакам или к династиям Шуйских и Голицыных.

Юношей он перебрался в Казань, где его пристанищем стал Спасо-Преображенский монастырь. Здесь молодой человек утвердился в вере и решил посвятить себя служению Господу. В 1570-е Ермолай жил в приходе Гостинодворской церкви Святого Николая и исполнял обязанности священника.

Опубликовано Елизаветой Семенниковой Среда, 27 ноября 2019 г. Икона Патриарха Гермогена

В исторических источниках, описывающих житие патриарха, упоминается случай, который называют чудом. В 1579 году, во время сильнейшей засухи, в Казани произошел чудовищный пожар. Пламя перебросилось от Свято-Никольской церкви на Кремль, а дальше распространилось по крышам домов.

Пока полыхал огонь, дочке стрельца трижды было видение о спрятанной иконе Богоматери. Святыню нашли там, где предсказывала девочка. Служители церкви и горожане организовали крестный ход. Они переместили икону в Благовещенский собор. В ходе службы случилось исцеление двух слепых. Гермоген был участником события и свидетелем происходящего.

Житие и подвиг

В 1587 году священнослужитель принял постриг и стал монахом московского Чудова монастыря. Спустя 2 года он получил сан и впоследствии благодаря протежированию патриарха Иова стал митрополитом. По инициативе Гермогена в 1591-м в Казани ввели День памяти православных воинов, павших во время взятия города. По благословению Иова это нововведение было одобрено.

Гермоген распространял православие среди других национальностей. Он делился знаниями с татарами и представителями тюркских народностей.

В 1598 году скончался царь Федор Иванович, а к власти пришел Борис Годунов. Гермоген присутствовал при избрании нового монарха. После занятия престола Лжедмитрием I митрополит работал в Боярской думе, но выступал противником самозванца. Он требовал крещения Марины Мнишек и выступал против избрания патриарха Игнатия.

Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря.

Опубликовано AQVA REGIA Суббота, 12 мая 2018 г. Патриарх Гермоген в темнице Чудова монастыря

Когда в 1606 году Григорий Отрепьев был свергнут, власть сосредоточилась в руках Василия Шуйского, и Гермоген заменил ненавистного Игнатия. Шуйский боялся, что его место может занять Филарет, но в 1606-м патриарха утвердили в сане. Несмотря на разногласие и очевидное противостояние с царем, Гермоген всегда отстаивал его.

Доверие к Шуйскому подорвали крестьянские восстания и появление Лжедмитрия II. Возник заговор, в результате которого планировалось свержение царя. Гермогена привели на Лобное место и требовали поддержки в вопросе правительственного переворота. Патриарх совершил подвиг, поставив собственную жизнь под угрозу. Он выступил патриотом и отказался потворствовать мятежникам. Бунтари перешли на сторону Лжедмитрия II. Гермоген направил им вслед две грамоты, наставляющие вернуться на путь истинный и покаяться.

Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси.

Опубликовано Первая Монастырская Здравница Среда, 18 сентября 2013 г. Патриарх Гермоген и Казанская икона Божией Матери

Поначалу зачинщикам не удалось призвать народ к восстанию, но низложение царя все же состоялось в 1610-м. До последнего момента Гермоген выступал на стороне монарха. Даже оказавшись в заточении в Чудовом монастыре, патриарх требовал вернуть царя на трон. Власть перешла в руки семибоярщины. Священнослужитель осуждал эти перемены и пытался организовать выборы для возведения на трон русского царя. Но правителем избрали Владислава Сигизмундовича. Гермогену пришлось признать его статус при условии крещения и устранения воинов Речи Посполитой с русской земли.

Во время польских нашествий патриарх обращался к землякам за помощью, и его призыв поддержали защитники родины. В Казань привезли копию Казанской иконы Божьей Матери, которая стала главной святыней народного ополчения.

Во время атаки Москвы Гермоген оказался в плену. Он был низвергнут из сана и отправлен в темницу Чудова монастыря. Поляки неоднократно требовали прекращения сопротивления, но церковный служитель игнорировал послания и призывал патриотов не сдаваться. Отказав полякам, монах обрек себя на смерть, причиной которой стали голод и жажда.

Смерть

Гермоген был уморен голодом в заточении, но его дело завершили. В октябре 1612-го Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский изгнали окупантов из Москвы. Спустя полгода царем стал Михаил Романов, которому благоволил патриарх.

В 1652 году останки церковного служителя перенесли из Чудова монастыря в Большой Успенский собор и расположили в деревянной гробнице. Рака для мощей была заказана Николаем II. Гермоген был причислен к лику святых и признан священномучеником в 1913 году. Ежегодно 2 марта отмечается день памяти патриарха.

Почитание

В 1913 году был освящен первый храм в честь Гермогена. Его организовало Русское монархическое собрание. Спустя 3 года в издании «Богословский вестник» опубликовали акафист святителю Гермогену.

25 мая 2013 года в Александровском саду г. Москвы, был установлен и открыт памятник Гермогену как священномученику и хранителю веры на Руси.

Опубликовано Международный центр «Святые Лавры Руси Православной» Четверг, 28 февраля 2019 г. Памятник Патриарху Гермогену

Спустя 100 лет, в 2013-м, в Москве открыли памятник в честь святого. Монумент расположен вблизи кремлевских стен, в Александровском саду. Авторы скульптуры — Салават Щербаков и Игорь Воскресенский. Еще через год армянская община Альметьевска спонсировала открытие памятника и у Казанского кафедрального собора города. Верующие и сегодня обращают свои молитвы святому Гермогену.

Патриарх Гермоген в культуре

Как и подвиг Ивана Сусанина, деяния патриарха Гермогена оставили след в истории, увековечив его имя как героя эпохи.

Судьба священнослужителя, чью роль в истории государства сложно переоценить, неоднократно вдохновляла потомков. Его имя упомянуто в «Новой повести о православном российском государстве», созданной в 1611-м. Патриарху посвящена опера «Святитель Гермоген». Образ героя был воплощен в постановке «Царский путь», которая шла на сцене Московского театра русской драмы. В 1860 году Павел Чистяков написал картину, посвященную отказу Гермогена полякам.

Тропарь священномученнику Ермогену, патриарху Московскому, глас 4

Российския земли первопрестольниче / и неусыпный о ней к Богу молитвенниче, / за веру Христову и паству твою душу свою положив, / страну нашу от нечестия избавил еси. / Темже вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, / священномучениче Ермогене, отче наш.

Кондак священномученнику Ермогену, патриарху Московскому, глас 6

Темницею и гладом изнуряем, / даже до смерти верен пребыл еси, блаженне Ермогене, / малодушие от сердец людей твоих отгоняя / и на общий подвиг вся призывая. / Темже и нечестивых мятеж низложил еси и страну нашу утвердил еси, / да вси зовем ти: // радуйся, заступниче Российския земли.

Ин тропарь священномученнику Ермогену, патриарху Московскому, глас 4

Приспе день светлаго торжества, / град Москва радуется, / и с ним Русь Православная ликовствует / песньми и пеньми духовными: / днесь бо священное торжество / в явлении честных и многоцелебных мощей / святителя и чудотворца Ермогена, / якоже солнце незаходимое, возсия светозарными лучами, / разгоняя тьму искушений же и бед / от вопиющих верно: // спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

Договор между «семибоярщиной» и гетманом С. Желтковским

17 августа 1610 г.

О ПРИЗНАНИИ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВИЧА ВЛАДИСЛАВА РУССКИМ ЦАРЕМ

По благословению и по совету святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея Руссии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего, освященного собора и по приговору бояр и дворян и дьяков думных, и стольников, и торговых людей, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре князь Федор Иванович Мстиславский, да князь Василий Васильевич Голицын, да Федор Иванович Шереметев, да окольничий князь Данило Иванович Мезетской, да думные дьяки Василий Телепнев, да Томило Луговской, съезжалися великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского с Станиславом Желтковским с Жолкви, с воеводою, гетманом короны польской и говорили о обираньи государевом на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царствия и приговорили на том: <…> что послати бита челом к великому государю к Жигимонту королю Польскому и великому князю Литовскому, и к сыну его к королевичу ко Владиславу Жигимонтовичу, чтоб великий государь Жигимонт король пожаловал, дал на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царства сына своего Владислава королевича; о чем святейший Ермоген патриарх Московский и всея Руссии, и весь освященный собор Бога молят, и Владислава королевича на Российское государство хотят с радостию. <…> А мы все бояре и дворяне, и дьяки думные, и приказные люди, и торговые люди, и стрельцы, и казаки, и всех чинов служилые люди Московского государства великому государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу и детям его целовали святой животворящий крест Господень на том, что нам ему вовеки служи-ти, как прежним прирожденным государям. <…> А на которой мере государю королевичу Владиславу Жигимонговичу бытина Российском государстве, и о том мы бояре <…> дали гетману письмо по статьям, и на те статьи дал нам боярам гетман запись и утвердил своею рукою и печатью, и на той записи целовали крест гетман и все полковники за великого государя Жигимонта короля; <…> а мы бояре дали гетману сее запись <…> о тех же статьях: королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонговичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и селам чтити, и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати; костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити; а что говорил гетман, чтоб в Москве хотя б один костел быти мог для людей польских и литовских, которые при государе королевиче мешкати будут, о том государю королевичу с патриархов и со всем духовным чином и с- боярами и со всеми думными людьми говорит; а христианские наши православные веры греческого закона ничем не рушати и не бесчестити и иных никаких вер не вводит, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему. А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам, и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по-прежнему; а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти. Прежних обычаев и чинов не переменяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быти по-прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, а будет похотят в чем пополнити для укрепления судов, и государю на то поволити с думою бояр и всей земли. А кто винен будет, того по вине его казнит, осудивши наперед с бояры и с думными людьми; а жены, дети, братья, которые того дела не делали, тех не казнити и вотчин у них не отъимати; а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавливати. А которые города от войны запустели, и в те городы и уезды послати государю описати и дозирати, много ль чего убыло, и доходы велети имати по описи и по дозору; а на запустошенные вотчины и поместья дати льготы, поговоря с бояры. Купцам торговати повально по-прежнему. А про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышляти с нами, бояры, как бы того вора изымати или убита; а как вор изымай или убит будет, и гетману со всем королевским войском от Москвы отойти. А только вор Москве похочет какое воровство или насильство чинити, и гетману против того вора стояти и биться с ним. И во всем королевичу Владиславу Жигимонтовичу делати по нашему прошенью, и по договору послов с великим государем Жигимонтом королем, и по сей утверженной записи. А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере; и о иных недоговорных статьях и о всяких делах как бы меж государьми и их государствы о всем договор и докончание учинилось. А для утверждения, к сей записи мы бояре печати свои приложили, а дьяки руки свои приписали. <…>

Хрестоматия по истории России. Т. 1 / Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров. И.Е. Уколова. М.. 1994. С. 325-327.

Далее читайте:

Семибоярщина (описание явления).

Русское государство в XVII веке (хронологическая таблица).

19 августа 1874 года Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал приказ о введении тельняшки, как обязательной части морской формы одежды. Этот день считается днем рождения русской тельняшки.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться по одним данным с 1862, по другим данным, с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под «фланку» надевалась нательная рубашка. Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, ими гордились особо. Как говорится в одном из рапортов того времени, «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага.

Отличительная особенность тельняшки — чередующиеся горизонтальные бело-синие полосы. Первоначально такое цветовое оформление давало возможность видеть действия матросов при их работе с парусами на реях, а затем стало просто традицией. Изначально на снабжение личного состава ВМФ ВС России и СССР поступали тельняшки с полосками тёмно-синего цвета. Ношение тельняшек революционными матросами в Гражданскую войну и бойцами морской пехоты в Великую Отечественную сделало тельняшку весьма популярной в качестве романтического символа моря, морской службы, храбрости и удали. Тельняшка получила прозвище «морская душа»; известна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». При создании формы одежды для Воздушно-десантных войск ВС СССР по аналогии с формой морских пехотинцев тельняшки вошли в состав формы и у воздушных десантников, но цвет полосок был изменён на небесный светло-синий.

На летнее время для военнослужащих предназначены тонкие майки-тельняшки без рукавов, существуют также зимние утеплённые тельняшки из толстого х/б трикотажа с начёсом и т. н. «рыбацкие» (двойной вязки без начёса, в применении наиболее практичные, особенно после первой стирки, и более тёплые, чем с начёсом).

В 1990-х годах производителями были разработаны для различных родов войск ВС России тельняшки с полосками различных цветов: тёмно-синие (ВМФ), васильковые (спецназ ФСБ, Президентский полк), светло-зелёные (пограничные войска), краповые (спецназ ВВ МВД), оранжевые (подразделения МЧС)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *