Гибель византийской империи фильм

Почему перестала существовать богатая и могущественная Византия? Ответ на этот вопрос настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) представил в форме документального фильма «Гибель империи. Византийский урок», премьера которого состоялась вчера на канале «Россия». По мнению многих, фильм этот стал первой серьезной документальной картиной, претендующей не только на познавательную роль, но и на роль идеологическую.
«В 1453 году рухнула Византийская империя. Сейчас мы с вами посмотрим, как это было», – так начинается эта видеомонография: от заснеженного храма на летние европейские просторы. Из настоящего – в прошлое. И, как выясняется в ходе повествования, не такое уж далёкое», – сообщается в анонсе фильма на сайте «Вести.ru».
Сценарист и ведущий картины – архимандрит Тихон, наместник Сретенского монастыря, в миру – Георгий Шевкунов, выпускник ВГИКа. Он даёт свой ответ на вопрос, почему погибла одна из богатейших империй, властители которой правили более тысячи лет: «Просвещённые византийцы начали себя ощущать греками. Пошли националистические движения, отказ от христианских традиций. Но предательство имперской идеи не прошло даром. Националистическая лихорадка разодрала империю, и она была быстро поглощена соседней исламской державой».
Не секрет, что на Константинополь средневековые европейские государства глядели с нескрываемой завистью. К примеру, в лучшие времена годовой доход империи достигал 900 тонн золота. Россия смогла выйти на этот рубеж только к началу XIX века. Крестоносцы, захватившие столицу Византии в 1204 году, вывозили награбленное почти полстолетия. Богатая страна притягивала и славян. Но они, отмечает архимандрит Тихон, раньше других поняли, что является истинным сокровищем империи. «Это было не золото, не драгоценные камни. Главным сокровищем Византии был Бог. Не знаем, где находились мы: на небе или на земле, – говорили наши потрясённые предки на божественной литургии в главном храме империи – соборе Святой Софии», – говорится в фильме.
В фильме приведено множество любопытных документов и интересных фактов. Но главная его задача: не развлекать зрителя, а увлечь его исследованием и сопоставлением. Ведь проблемами Византии были сохранение преемственности и вертикали власти, борьба с политиками-перебежчиками и коррупцией, олигархическими кланами и своевольными губернаторами, которые расшатывали империю.
Как справедливо замечает в опубликованной в Газете.ru рецензии на фильм Вадим Нестеров, «о том, что была такая страна – Византия, слышали практически все», но «как правило, этим все знания и ограничиваются», а между тем, «если и существует страна, которая является для России тем же, чем Испания для стран Латинской Америки, то есть страной-матерью – то это, безусловно, Византийская империя». «Корень всей нашей культуры, первопричина всех наших достоинств и недостатков действительно там. Это признают все, кто в теме, вне зависимости от того, поклонники они или ненавистники той исчезнувшей пять с половиной веков назад империи. Вот только тех, кто в теме – днем с огнем, и по этой причине просветительская инициатива канала получает первый плюс», – говорится в статье-рецензии.
Подробно разбирая особенности светской и духовной жизни Византии, архимандрит Тихон делает вывод: она погибла, потому что так и не нашла ответ на вопрос: с кем идти – с католическим Западом, или же по собственному, православному пути. «Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя, – говорит он. – Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, его вечным законам, хранящимся в православной церкви, и безбоязненной опоре на свои внутренние традиции и силы». В названии фильма – две составляющие: «Гибель империи. Византийский урок». Гибельный урок Византии, по мнению архимандрита Тихона, способен научить сегодня многому. Но только тех, кто не хочет повторять ошибки других.
«Византию и Россию связывает многое. Общность веры, общность сознания – идея «един Бог, един Царь, едина Империя», предпочтение государственного индивидуальному, сравнительная слабость общественных институтов и сила государственных структур, осознание государства и внутреннего мира как непреходящих ценностей, – заявил, комментируя фильм «Комсомольской правде» доцент кафедры истории славянских и балканских стран Петербургского госуниверситета, специалист по Византии диакон Владимир Василик. По его мнению, «современные попытки реформировать Россию по западному образцу, создать так называемое гражданское общество, где права человека выше общественных обязанностей, создали проблемы, с которыми столкнулась и Византия». «Фильм, конечно, не свободен от недостатков. Но если мы не хотим разделить судьбу Византийской империи, все мы (а не только власть имущие) должны запастись трезвомыслием, прозорливостью, мужеством и жертвенностью. Именно к этому призывает данный фильм», – заключил отец Владимир.
«Гибель империи. Византийский урок» – вовсе не только популяризация истории. На деле основной посыл фильма не столько просветительский, сколько идеологический. Причем продвигающий идеологию, которая на наших телеэкранах – гость настолько редкий, что уже позабытый. Начиная с Петра Великого, в нашей стране идет непрекращающаяся схватка двух главных идеологических доктрин. Одна – прозападная, либеральная, требующая измениться по образу и подобию «цивилизованных стран». Другая – антизападная, консервативная, категорически отрицающая сторонние влияния и требующая сохранять оставленную предками самобытность (…) «Византийский урок» нельзя назвать религиозным фильмом, в отличие от «Монастыря» он не про веру – он про идеологию. Фильм выстроен на параллелях, авторы «Гибели империи» мастерски сыграли на том, что Россия действительно похожа на Византию, как дочь на маму», – пишет Газета.ru, констатируя, что «пропагандисты «охранительного» направления научились работать на принципиально ином качественном уровне. Что не может не радовать даже либералов – ведь, согласно их доктрине, совершенства можно достичь только в условиях реальной конкуренции».
Русская линия

✔ Читать статью полностью… ✔

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Они всё чаще принимали христианскую веру, несмотря на связанные с ней опасности. Мне думается, что подавляющее большинство тех, кто уже сейчас критикует фильм или будет его критиковать с позиций исторической достоверности спешно консультируясь с немногочисленными историческими справочниками по этой теме или расспрашивая знакомых своих знакомых, знает о Византии гораздо меньше, чем создатели фильма. Бургундский паломник первой половины XV века, Бертрандон де ла Брокьер Bertrandon de la Broquiere пишет, что видел Константинополе множество торговцев разных народов, однако, по его словам, венецианцы имеют больше власти. Важную роль в ослаблении, а затем и гибели Византийской империи сыграли внутренние причины. Поэтому есть попытки искать истоки собственной национальной гордости гденибудь поближе к 1812 году или еще раньше. Земельные магнаты стали господствовать экономике и общественных отношениях.

Причин падения Византии много, вот лишь самые основные 1 Турецкое завоевание Византии и других балканских стран. Гумелёв Василий Юрьевич Рязанское высшее воздушнодесантное. Все эти обстоятельства обусловили основные особенности византийской художественной культуры. Так и закончилась история одной из величайших мировых империй, бывшей религиозным и культурным центром Европы на протяжении многих веков. Но для того, чтобы это стало возможным, он должен быть единым идейном и нравственном отношении. В этом сражении погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Уния была делом епископов, действовавших отрыве от церковного народа, 33 без его свободного и соборного согласия и совета. Империя при последних Палеологах, угрожаемая турками и ограниченная предместьями Константинополя, напоминает Монтескье Рейн, который представляет собой лишь ручей, когда он теряется океане.

По вашим словам, для византийцев государство было священной ценностью, но и человеческая жизнь там была тоже свята. Тяжелые налоги, разорение ремесленников и крестьян вызывали многочисленные восстания. Римляне были относительно немногочисленны, хотя именно латинский язык долгое время оставался государственным. Экономический упадок Византийского государства, и прежде всего ремесла и торговли, бедственное положение крестьянства и народных масс города, обострение борьбы внутри господствующего класса Византии, бесконечные феодальные усобицы вот комплекс внутренних причин, способствовавших гибели империи.

Великая и ужасная Византийская империя Чем мы ей обязаны.

Это давало ему возможность, не считая личных наблюдений, пользоваться надежными источниками, являясь убежденным представителем национальногреческих взглядов вопросе об унии, написал – кроме нескольких риторических и философских причины гибели византии кратко произведений, своей написанной гекзаметром автобиографии и писем – очень важный исторический труд, охватывающий время с 1261, главнейший источник для времени Михаила VIII и части правления Андроника Старшего. Тот же византийский историк пишет, что то время, как дворцовом храме должно совершаться христианское богослужение, допущенные столицу османы у дворца пляшут и поют, выкрикивая непонятными звуками песнопения и гимны Мухаммеда, чем они более привлекают толпу к слушанию себя, чем к слушанию божественных евангелий. Император остался тем, чем был Риме абсолютной управительной властью, вследствие чего сосредоточивал себе не одно направление дел, а все их производство.

Византия была вынуждена признать вассальную зависимость от османов, платить формирование патриотизма и интернационализма у младших школьников им дань и даже принимать участие османских завоевательных походах. Но если исходить из того, кому она была выгодна, то можно указать на живших Испании маранов. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, парадокс она не была юридически наследственной. Неожиданное исчезновение молодого Бургундского герцогства потрясло современников. Но нашелся мастер из Венгрии, кстати, христианин, который за хорошую плату отлил 30 громадных пушек, каких еще не было Европе. В следующих картинных выражениях рисует гражданская война мьянма эту опору арсенитов покойный историк церкви.

Ученогобогослова, разумеется, раздражали непосвященные, которые, не имея должной подготовки, пытались разобраться сложнейших вопросах веры, но, по сути, это должно было бы его радовать. В современной историографии падение Византийской империи в 1453 году знаменует собой границу двух крупнейших исторических периодов. А разве они воевали с мировым еврейством и мировым масонством как силами антихристианскими и антинациональными. Какую роль христианском богослужении играли верующие? Тем не менее, история исчезнувшей империи актуальна для нас и сейчас. Достаточно сказать, что течение тысячи лет вся международная торговля была основана на золотой византийской монете.

Падение Византийской империи – дата гибели, причины.

Византийский урок, очевидно, призван идеологически обосновать допустимость его применения ради построения новой мировой православной империи. Гармонически и искусно подобранные краски приобретают почти импрессионистскую технику. Нигилизм есть только следствие и внешнее проявление системного кризиса наднациональной империи. В одном письме Карл пишет, что албанцы избрали нас и наших наследников короли и вечные владыки названного государства nos et heredes nostros elegent in reges et dominos perpetuos dicti. В восприятии правового наследия каждое государство опирается на свои конкретные потребности. Тем не менее болгары по? Папа Римский требовал, чтобы Византия полностью изменилась по образцу Запада. Византийская церковь не стала, подобно западной, мощной и вполне самостоятельной политической силой. Значение деятельности и личности Виссариона выходит далеко за пределы богословской литературы и будет оценено нами ниже при рассмотрении вопроса о Византии и Возрождении.

В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100. В 395 году после смерти правителя Феодосия и распада великого Римского государства западная его часть прекратила свое существование. Турецкие атаки на афонские монастыри вынудили одного из монахов, Афанасия, эмигрировать Грецию, Фессалию, где он основал знаменитые монастыри воздухе, волшебные и фантастические метеоры, украшающие острые вершины скал мрачной долины Калабака. По его собственным словам, он со второй половины VI века лишь стал называть Римскую империю империей Греческой. Византийская империя была восстановлена Михаилом в 1261 году. Государю надо очистить войско, как кучу пшеницы, из которой мы отделяем мякину и все то, что, произрастая, вредит настоящему зерну. Чтобы успешнее служить народу, правящий слой должен располагать удобствами, недоступными для большинства народа. По большому счёту не воевали, потому что не догадывались, своём большинстве, об этих силах.

Однако борьба и невзгоды многих лет подорвали силы Паламы, который после тяжелой болезни скончался. Когда турецкий флот оказался бухте Золотой Рог вблизи стен города, его защитники и жители поняли, что падение столицы Византии неизбежно. Петра, работы XV века, помещены небольшие барельефы, имеющие отношение к Флорентийскому собору. Существует немного крупных исторических фигур, которые бы изображались историками столь мрачных красках и, может быть, не совсем правильно, как Карл Анжуйский. Дело том, что национальной проблемы Византии, действительно, многие столетия не существовало. Разве её мысль не распространяется, начиная с Бога, на всё мироздание и всю человеческую историю? Византийский урок вызвал острую общественнополитическую дискуссию на злобу. О ситуации в Империи Ромеев, умонастроениях византийской элиты и страхе перед ужасной болезнью рассказывает заведующая кафедрой истории Древнего мира.

Ремесло

В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому. Раскопки в византийских городах показывают, что в XI—XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5—10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император. Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.

Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры. Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти. В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шли-фовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполне-нием, богатством красок, несомненным художественным мастерством. Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы.

Изделия из разноцветного стекла весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях — для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X—XIII вв. оставалось на высоте. Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия — от бусины до сосуда.

Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика — творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы, а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.

Ткани

По всей Европе славились также изделия византийских ткачей. Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с китайской цивилизацией, главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад. Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия.

На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые (шёлковая основа с металлическими нитями) ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров дрвенего Китая, но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых высот в златоткачестве — вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы — прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних технику изготовления пурпурных тканей — окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии.

Изобразительное искусство

X—XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

Главным в иконописи становится «лик» — изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося. Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием. В IX—XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

Вступление

Причины падения города Константинополя, раннесредневекового центра мира, описаны очень подробно, на сайте «ВО» было достаточно статей на этот счёт, в данной же заметке я хочу обратить внимания на ряд ключевых факторов, приведших к падению цивилизации ромеев.

Диорама падения Константинополя. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
Итак, Византия была прямой правопреемницей Римской империи; сами же византийцы считали свою историю и государство прямым продолжением Римской империи, без всякой преемственности. Просто произошел перенос столицы и всех государственных институтов с Запада на Восток.
В 476 г. в Риме был низложен последний император Западной части империи, подчеркнём, римское государство не было уничтожено, а только лишен власти римский правитель, знаки власти были отправлены в Константинополь, центр империи переместился в Новый Рим окончательно.
Западная цивилизация сложилась на территориях Римской империи не путем преемственности, а путём завоевания, начиная с конца V—VI вв. Ключевым вопросом соперничества западных стран с Византией, начиная с VIII в., была борьба за право считаться наследницей великого Рима? Кого считать? Западную цивилизацию германских народов по географическому принципу или ромейскую цивилизацию, исходя из казуса государственной, политической и юридической правопреемственности?
В VI веке при Юстиниане Великом территория Римской империя была практически восстановлена. Возвращена Италия, Африка, часть Испании. Государство охватывало территорию Балкан, Крыма, Армении, Малой Азии (совр. Турция), Ближнего Востока и Египта.
Спустя сто лет, с появлением и экспансией исламской цивилизации, территория государства значительно сократилась, арабское вторжение решило судьбу имперских земель на востоке: были потеряны важнейшие провинции: Египет, Ближний Восток, Африка. Одновременно, часть территорий было потеряно в Италии. Этнически страна становится практически государством одного народа – греков, греческий язык полностью вытеснил универсальный имперский язык — латынь.
С этого периода начинается борьба за выживание, иногда озаряемая блистательными победами, тем не менее, у империи не было больше ни экономических, ни военных сил вести постоянные и активные военные действия или создавать «вызовы» другим цивилизациям.
Эту слабость, какое-то время византийская дипломатия «компенсировала» «хитростями», деньгами, блефом.
Но непрекращающаяся борьба на нескольких фронтах изматывала страну. Отсюда и выплаты «даней», например, Руси, под видом добровольных подарков, с целью компенсировать или нивелировать ущерб.
Вспышка политической и военной активности наблюдалась в Х веке, 40-х годах ХI в. На смену которой пришли новые вторжение со стороны степи: половцев, печенегов и турок (турок-сельджуков).
Война с ними и начавшееся новое вторжение с запада (норманны Южной Италии) привели страну на край гибели: потеряны земли в Италии (Юг и Сицилия, Венеция), потеряна почти вся Малая Азия, разорены Балканы.
В таких условиях новый император Алексей Комнин, воин и дипломат, обратился к Западу, к римскому епископу, находящемуся формально в византийской юрисдикции, хотя раскол в христианстве уже начался.

Именно первые крестовые походы реанимировали Византию, вернули земли в Малой Азии вплоть до Сирии. Казалось бы, начался новый ренессанс, продлившийся до 40-х годов ХII в.
В силу специфики византийских институтов власти, которые всё больше ветшали, под воздействием «традиции»: реальной и надуманной, снова наступил период раздоров в стране.
В это же время происходит усиление Западных стран, сплочённых феодальными институтами, которые видели в Византии и Константинополе источник баснословных богатств, одновременно, её административную и военную слабость.
Что привело к 4-му крестовому походу и захвату Константинополя западными воинами. Через пятьдесят семь лет греки никейской «империи» при поддержке генуэзцев, конкурентов Венеции, вернули себе столицу и небольшую часть земель в Европе, но в течение 50 лет потеряли все остатки земель в Малой Азии.
Никаких уроков из позора поражения сделано не было, и с этого момента государство стало катиться под уклон:
• всё то же упование на чудо и божью десницу («на бога надейся, а сам не плошай» — не византийский девиз);
• всё те же свары и интриги правящей элиты за доли в уменьшающемся пироге.
• неумение и нежелание видеть реальность, а не мир через очки имперского высокомерия.
В междоусобной борьбе за ресурсы, правящий слой терял земли, которые попадали под власть иноземцев, а с потерей земель и свободного общинника, основу армия и флот.
Конечно, в ХIV-ХV в. в стране существовала армия и небольшой флот, но последний не мог решать никаких задач, резко уступая флотилиям, а не флотам итальянцев, а в конце концов и туркам.
Армия состояла из отрядов мятежных аристократов и наемников, которые периодически устраивали восстания с целью захватить слабую власть в Константинополе.

Такой шлем мог быть на защитниках города Константина. Барботто Сев. Италия ХV в. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
Ромейская держава после 1204 г. была лишь империей по названию, фактически она стала полуколонией итальянцев, сократившись до размеров города Константинополя, небольших территорий в Малой Азии (Трапезунд) и Греции.
В связи с этим я хотел бы привести пространную цитату из Л.Н. Гумилёва, которая блестяще описывает ситуацию этноса при смерти. В рамках своей теории, которую многие считают спорной, он отметил важную фазу в развитии этноса – обскурацию (затемнения):
«Как ни странно, фаза обскурации не всегда приводит этнос к гибели, хотя всегда наносит этнической культуре непоправимый ущерб. Если обскурация развивается быстро и поблизости нет хищных соседей, стремящихся к захватам, то императив: «Будь таким, как мы» встречает логичную реакцию: «День, да мой!» В результате исчезает сама возможность сохранения этнической доминанты и любых коллективных мероприятий, даже разрушительных. Направленное развитие вырождается в подобие «броуновского движения», в котором элементы – отдельные люди или небольшие консорции, сохранившие, хотя бы частично, традицию, получают возможность противостоять тенденции к прогрессивному упадку. При наличии даже небольшого пассионарного напряжения и инерции бытовых норм, выработанных этносом в предшествовавшие фазы, они консервируют отдельные «островки» культуры, создавая обманчивое впечатление того, что существование этноса как целостной системы не прекратилось. Это самообман. Система исчезла, уцелели только отдельные люди и их память о былом.

Адаптация при столь быстрых и постоянных изменениях среды неизбежно запаздывает, и этнос гибнет как системная целостность».
Правящие кланы Византии, борясь за власть, стали активно использовать «новых наёмников» — турков-осман, «познакомив» их с европейской частью страны. После чего Османы завоевали все балканские страны и византийские территории вокруг столицы, что и стало основой их государства, центром которого стал римский город Адрианополь (совр. Эдирне). Воинственные православные сербы участвовали во всех походах в составе армии Османов, как при сражении с Тимуром, так и при осаде Константинополя.
Падение Константинополя в конце ХIV в. было отсрочено очередным «чудом»: монгольский завоеватель Тимур разбил турецкого султана Баязета.
В 1422 г. турки сняли осаду Константинополя под угрозой вторжения западных войск.
Все дипломатические попытки последних императоров, включая игру на противоречиях в стане Османов, унию с католиками и признание Папу главой православной церкви, не увенчались успехом.
В 1444 г. турки при Варне разгромили войско крестоносцев, которое могли лишь косвенно помочь византийцам.

Такие шлемы были у турок в последней битве за Константинополь. Шлем султана Абу Саид Гюркан 1451-1469 гг. Музей Армии. Стамбул. Турция. Фото автора.
В 1453 г., невзирая на угрозу очередного крестового похода, молодой султан Мехмед II взял «столицу мира».
Сейчас в информационном пространстве распространены два взгляда на проблему гибели византийской цивилизации:
1. Сами виноваты — из-за своей «византийской политики», коварной и вероломной. Договорились бы с Западом и папой, соблюдали бы договорённости, и всё было бы хорошо.
2. Виноваты в том, что не защитили православную империю, не создав «сильного государства». Мысль, конечно, оригинальная, но ничего не объясняющая.
Истина всё же где-то посредине.
Византинист и историк церкви А. П. Лебедев писал:
«К сожалению, при все своей религиозности, общество носило в себе очень много задатков болезненной, патологической жизни, ненормального развития, от чего бы то ни происходило. Религиозность была чем-то отдельным от жизни: религиозность – сама по себе, жизни – сама по себе. Между ними не было того единения, той тесной связи, которая, поставляя то и другое в гармоническое отношение, рождала бы истинно облагороженную, высоконравственную жизнь».
Или добавим весьма корректное мнение Л. Н. Гумилёва:
«избыточную энергию (пассионарность) византийцы тратили на теологические споры и раздоры».
Эту характеристику ромейского общества прежде всего надо отнести на счёт её верхушки, которая, совмещая необузданную корысть и нежеланием вносить изменения в одряхлевшие институты управления, увлекалась западными веяниями, не осознавая сути явления («рыцарство», турниры, «рыцарские» пиры, конное поло и т. п.).
Чрезмерная консервация социума вошла в противоречие с военными технологиями. Что не позволило на определенном этапе провести «модернизацию» и привело к гибели страны.
Когда мы говорим «военные технологии», мы имеем в виду не только пушки или ракеты как таковые, а всю систему построения обороны: от подготовки солдата, его качество и здоровья, до тактики и стратегии в войны. Если на определенных этапах развития страны с теоретической «военной наукой» в Византии было всё в порядке, собственно вооружение было на высоком уровне (чего стоит один «греческий огонь»), то с системой комплектации вооруженных сил и высшего офицерского состава всегда была проблема. Пока были деньги, можно было иметь наемников, но когда деньги кончились, кончились и воины. А в конце ХII в. Константинополь потерял и технологические преимущества на суше и море, теоретическая военная наука отстала и тормозила развитие тактики. С потерей территорий и финансов это проблема резко усугубилась.

Идеологические споры, периодически сотрясавшие Византию, не способствовали консолидации общества, это был какой-то «спор во время чумы».
Попытки модернизации системы или хотя бы её элементов, натыкались на агрессивный консерватизм. Так, в Х веке, когда император-воин Никифор II Фока, понимавший потребности в идеологических стимулах и лично видевший, как себя ведут воины-арабы в бою, предложил
«издать закон, чтобы тех воинов, которые погибли на войне, причислять к лику святых только за то, что пали на войне, не принимая во внимание ничего иного. Он принуждал патриарха и епископов принять это как догмат. Патриарх и епископы, храбро оказав противодействие, удержали императора от этого намерения, делая упор на канон Василия Великого, который гласит, что воин, убивший на войне врага, должен быть отлучен на три года от причастия».
В конце концов осталась одна тупиковая парадигма: «лучше чалма, чем папская тиара».
Перефразируем В. И. Ленина: любая цивилизация, как и всякая революция, лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться, обеспечить систему защиты. Читаем — система защиты, понимаем — система развития.
Ромейская империя, или христианская византийская цивилизация, пала под напором западной цивилизации и была поглощена исламской цивилизаций из-за следующих причин: консервация системы управление и, как следствие её, исчезновение цели (куда нам плыть?). Цивилизация перестала формировать «вызовы», а «ответы» были всё слабее. В то же время вся энергия византийской знати, впрочем, как и столичного общества, была направлена на личное обогащение и постройку системы управления государством только под эти цели.
В этой связи знаковой является судьбе попавшего в плен к туркам Великого дуки (премьер-министра) Луки Нота́ра, сторонника «чалмы». Его малолетний сын понравился султану Мехмеду II, который потребовал его в свой гарем. Когда же отец отказался отдать сына на поругания, султан приказал казнить всю семью. Лаоник Халкокондил писал, что дети перед казнью просили отца отдать взамен на жизнь все богатства, которые находились в Италии! Псевдо-Сфрандзи по-другому описывает ситуацию, рассказывая о том, что после взятия Константинополя Великий дука Лука принёс несметные богатства Мехмеду, султан, возмущенный его хитростью, спросил: «Почему ты не захотел помочь своему императору и родине своей и дать им те несметные богатства, что у тебя были…?»
Ситуация как нельзя лучше характеризует своекорыстие высших представителей византийской власти, которые, имея богатства, не готовы были использовать их на защиту страны.
Впрочем, в ситуации 1453 г. правящий класс уже ничего поделать не мог, система мобилизации дала сбой еще в 1204 году, и воссоздать ее было практически невозможно. И последнее: инертность и пассивность народных масс, особенно в столице, нежелании прилагать усилий в борьбе с врагами и надежде на чудо, все эти факторы привели империю ромеев к гибели. Как писал солдат Прокопий Кесарийский еще в VI в. о константинопольцах: «Они хотели быть свидетелями новых приключений , хотя и сопряженных с опасностями для других».
Главный урок падение византийской цивилизации состоит, как ни странно, в том, что… цивилизации смертны.

Международная группа исследователей, проводившая раскопки на территории Израиля, установила, что одной из причин краха Византийской империи могло стать быстрое изменение климата.

Отчет об исследовании опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а коротко о нем рассказывает Phys.org.

Исследователи представили результаты раскопок древних курганов на месте, в котором, предположительно, находился город Элуза. Он входил в состав Византийской империи, которая существовала примерно с 330 по 1453 годы нашей эры. Ее столицей был Константинополь.

Империя была завоевана османами в 1453 году. Предыдущие исследования говорили о том, что она утратила свою власть над Левантом под натиском исламских завоевателей еще в VII веке.

Новое исследование показало, что захватчики получили помощь от природы. Изученные в Элузе курганы оказали насыпями мусора, который был уложен слоями. Это говорит о том, что в древнем городе существовала организованная система сбора отходов.

Однако организованный сбор был прекращен примерно за столетие до того, как город был захвачен. Исследователи предполагают, что Элуза пережила сложный период. Но с чем он был связан?

Была выдвинута гипотеза о том, что в 563 году началось резкое похолодание. Его назвали поздним античным малым ледниковым периодом. Причиной стало извержение трех вулканов. Они выбросили в атмосферу столько пепла, что сократилось количество солнечных лучей, достигающих поверхности.

В Европе и Азии стало значительно холоднее. Это привело к неурожаям. В тот период времени основным экспортным продуктом Элузы было вино. Небольшой ледниковый период серьезно не повлиял на его производство.

Однако экспорт товаров сократился из-за того, что и торговые партнеры переживали не лучшие времена. Это могло привести к значительному сокращению населения в Элузе, что облегчило задачу захватчиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *