Гимнастика для пальчиков для детей

Пальчиковая гимнастика играет большую роль во всестороннем и комплексном развитии Вашего ребенка. С помощью массажа зон, расположенных на руках, можно развивать подвижность, ловкость, творческие способности ребенка. Если нужно снять стресс или напряжение, то это также можно делать с помощью пальчиковых игр.
Важно понимать, что гимнастика для пальцев не является каким-то новым течением в моде, применялась она и нашими бабушками. Например, игра «Сорока-ворона», в какую мы все играли в детстве, да и сейчас каждый дошкольник ее знает.

Пальчиковая гимнастика «Сорока-Ворона»

Сорока-ворона
Кашу варила
Деток кормила. (загибаем пальчики)
Этому дала
Этому дала
Этому дала
Этому дала
…а этому не дала
Ты дров не рубил
Воды не носил..

Когда же лучше начать делать пальчиковую гимнастику?

Больше всего пользы принесут пальчиковые игры для малышей возрастом до 3 лет, поскольку в это время наиболее интенсивно идет процесс формирования речи. Когда вы играете с ладонью малыша, в его мозг посылается нервный импульс, стимулирующий центры, которые отвечают за речь.

Какие упражнения лучше выбирать?

Примерно до годовалого возраста игры для пальцев не включают в себя широкий спектр упражнений, так как они предназначены для развития двигательных и хватательных функций пальцев. Проводить их в этом возрасте не рекомендуется больше 5-6 минут каждый день. На первых порах ребенок не должен испытывать каких-то трудностей, но со временем упражнения можно усложнить. Пример упражнения для таких детей – поглаживание ладони.

Давайте рассмотрим игры с пальчиками, от малышей до дошкольников:

В возрасте 1-2 года ребенок уже начинает потихоньку говорить, поэтому такие упражнения выступают еще и средством расширения словарного запаса и улучшения памяти. Если Вы проводите пальчиковые игры для малышей такого возраста, то должны знать, что слова стишка или песенки надо произносить очень отчетливо, при этом, по возможности, показывая на предметы, которые называете.
Для детей 2-3 лет рекомендуются упражнения, которые связаны с применением конкретных навыков. В роли таких упражнений может выступать, например, раскрашивание картинок карандашами, простая шнуровка, застегивание пуговиц. К трем годам ребенок уже неплохо должен справляться с пластилином, поэтому можно применять и его.
Обязательным в этом возрасте должно быть выполнение аппликаций. Ножницы, конечно, должны быть с закругленными концами, в целях безопасности, но и обязательно объясните ребенку, что пользоваться этим инструментом надо очень аккуратно.

В возрасте 3-4 года основным показателем правильно развитой моторики является умение ребенка показать отдельно друг от друга средний, безымянный и указательный палец. В таком возрасте рекомендуется занять малыша играми из мелких деталей – мозаиками, конструкторами. Можно также усложнить задания по рисованию – соединить несколько точек в ломаную линию, рисование окружностей, примитивных домиков, машин и тому подобное.
В 5-6 лет моторику пальцев рук связывают с работой каждого пальца отдельно. Очень полезно бы было занять дошкольника упражнениями, связанными с ниткой и иголкой, например бисероплетением. Также гимнастика для пальцев должна сочетаться с интеллектуальным развитием ребенка. Если Вы готовите ребенка к школе, то неплохо было бы предоставить ему мелки и небольшие пластиковые доски для написания цифр и букв, так ему легче будет привыкнуть к школьной атмосфере. Устройте своему ребенку театр!

Сегодня существует очень много различных готовых пальчиковых игр и упражнений, также родители могут сами их придумывать. Собирайте небольшую картотеку, в которой будут содержаться все игры, которые Вам удастся найти. Таким образом, упражнения не наскучат ни Вам, ни Вашему малышу и Вы каждый день сможете радовать свое чадо новым представлением.

Пальчиковые игры

Игра «Дарики — комарики»

Игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.
Дарики, дарики,
Ай да комарики!
Вились, вились
Вились, вились,
В носик вцепились!
В ушко вцепились!
В волоски вцепились!
В коленки вцепились!
-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:
-Кыш-кыш-кыш!

Игра «Вьюшки»

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)
Заколачиваю, приколачиваю!
Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.
Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!
Колотушки колочу!
Заколачиваю, приколачиваю!

Игра «Дом»

Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)

Игра «На мельнице»

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (разводим руками).

Игра «Пальчики»

Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
*
Этот пальчик — в лес пошёл.
Этот пальчик — гриб нашёл.
Этот пальчик — занял место.
Этот пальчик — ляжет тесно.
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
*
(Загибаем пальчики)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(пальчики разгибаются)

Игра «Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней — цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад — цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.

Игра «Ладушки»

Ладушки, ладушки,

пекла баба оладушки,
маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два, и Дане два. Диме два и маме два.

Игра «Улитка»

Пальчиковая игра с правильными движениями. Правда, она не дает правильных знаний об улитках, но, строго говоря, от пальчиковых игр этого и не требуется.
Улитка-улитка, Отвори калитку, выходи из дома, Будем знакомы! Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки. Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
Улитка-улитка, Высуни рога, Дам пирога! Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
Улитка-улитка, пошли гулять! На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
— Поползли, поползли, поползли… «Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
— Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!) «Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Логопедическая пальчиковая игра.

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда —
новый шар надую я.
Эта потешка не только развивает мелкую моторику рук, но и учит счету.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (потираем ладошки)
Получилась каша (потираем ладошки)
То-то горе наше (хватаемся за голову)
Замесили тесто (стучали кулачками по столу, если сидели за столом и по коленкам, если просто сидели)
А оно ни с места (удерживаем руки в покое)
Замесили на дрожах (снова стучим)
Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как-будто хотим удержать)

Вы читали Пальчиковая гимнастика, игры с пальчиками, если вам понравилась, вы можете поделиться ей в соц. сетях:

Эта старинная русская народная игра-потешка для самых маленьких. Другие её названия «Сорока-белобока», «Сорока-воровка», «Сорока-сорока». Она развивает мелкую моторику, выполняя роль пальчиковой гимнастики для малыша, а также помогает замечательно провести время вместе ребёнку и родителям.

Вариантов стишка существует множество, но основа игры от этого не меняется.

Посадите ребёнка себе на колени, возьмите в руку его ладонь и приговаривая нехитрый стишок, водите своим пальцем по ладошке малыша, затем касайтесь каждого пальчика отдельно. После того, как проговорите стишок с одной ручкой, можете повторить уже с другой (по желанию вас и ребёнка).

Вначале указательным пальцем водим по ладошке ребёнка в направлении по часовой стрелке (как будто мешаем кашку):

Стишок-потешка 1

Сорока-белобока
Где была? — Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор —
Кашицу на стол.
Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)
Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)
Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)
Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)
А этому — не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!

У игры есть такое продолжение:

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,
Ты печку не топил!
Вот он ходит-ходит,
Воду носит, печку топит.
Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).
Здесь — тёплая вода (гладят локть)
А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (щекочут подмышки)

Стишок-потешка 2

Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).
Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),
Кашки не едали.
Всю кашку деткам отдала:
Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),
Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)
Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)
Пальчику-мальчику
Не досталось.
Пальчик-мальчик
Толчёт, мелет.
По воду ходит,
Квашню творит:
Вода на болоте,
Мука не молота.
Квашенка на липе,
Мутовка на сосне.
Взял коробичку,
Пошел по водичку.
Тут ступил — тёпленько,
Тут — горяченько,
Тут пень, тут колода,
Тут студёная вода,
А тут ключики кипят-кипят!

Стишок-потешка 3

Сорока-ворона
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала (загибаем большой пальчик),
Этому дала (загибаем указательный пальчик),
Этому дала (загибаем средний пальчик),
Этому дала (загибаем безымянный пальчик),
А этому не дала (берём мизинчик),
Чубчика надрала.
Он мал, круп не драл,
Воды не носил,
Дров не рубил,
Ему кашки нет.
Пускай идёт по водичку!
Тут пень (кладём руку на ладошку)
Тут колода (кладём руку на запястье)
Тут криничка (кладём руку на внутренний сгиб локтя)
А тут — холодная водичка (щекочем подмышки).

Стишок-потешка 4

Сорока-ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.

Стишок-потешка 5

Сорока-ворона
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Каши не едали,
Всю свою кашу
Сорока-ворона
Деткам отдала.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил!
Зачем воду не носил!

Стишок-потешка 6

А вот вариант стишка-потешки, который позволит малышам не только тренировать мелкую моторику рук, но и запомнить названия своих пальчиков.

Сорока-ворона кашку варила,
деток кормила и говорила:
«Этот — пальчик большой – воду носил,
Этот — пальчик указательный – дрова колол,
Этот — пальчик средний – печку топил,
Этот — пальчик безымянный – кашу варил.
А этот – мизинчик – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Ты кашу и не получишь!»

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ ПО ТЕМЕ ПОСУДА

Скачет сито по полям, Чередование положений кулачки-ладони.

А корыто по лугам. Чередование положений ладони-замок.

За лопатою метла Пальчики

Вдоль по улице пошла. здороваются.

А за нею вилки, Чередование положений

Рюмки да бутылки, «коза»-ладони.

Чашки да ложки Круговые движения.

Скачут по дорожке. 4 хлопка.

Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.

Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли:

Чашку даже не разбили,

Ковшик тоже не сломался

Нос у чайника остался.

Ложка чудом уцелела.

Мы посуду моем смело.

Посуда.
Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!

Посуда (2)
Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .

Чайник
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

Пальчиковая игра к теме «Посуда».

Посуду моет наш Антошка.

Потирают ладошки друг о друга

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

И закрыл покрепче кран.

Выполняют имитирующее движение.

Физминутка «Чайник» (Н. Нищева).

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули — «носик».)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.)
Очень крупные, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца: (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, (Легли, вытянулись.)
Он посуду нам принёс.

Пальчиковая гимнастика «Машина каша» (Н. Нищева).

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

Конспект НОД по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста.

«Посуда»

Программное содержание: Учить детей составлять простые предложения.
Закрепить знания детей о посуде и о ее назначении.
Упражнять детей в операциях со словом: употреблять в уменьшительно-ласкательной форме, согласовывать существительные с числительными, один-много.

Оборудование: иллюстрации, разрезные картинки по теме.

Ход.
Детки подойдите все ко мне, встаньте полукругом. Теперь посмотрите на свои стульчики, что на них лежит? Правильно это разрезные картинки. Вам необходимо их собрать и назвать, то что на них нарисовано. Молодцы. А как мы можем назвать все эти предметы одним словом? (посуда).

Сейчас послушайте загадки, кто догадается, что это, поднимает руку.

Когда я пустая
Про тебя я забываю,
но когда несу еду,
мимо рта я не пройду?
Сделаны они из стекла,
Предназначены для
Чая, сока, молока?
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела-
Пей чай! Вода вскипела.

Молодцы, очень хорошо и быстро отгадали загадки, посмотрим, сможете ли вы выполнить следующее задание, которое называется «кто больше» за каждый правильный ответ вы будете получать фишку.

Кружка, какая? Красивая, новая……
Кастрюля, какая?……….
Нож, какой?…..
Сковорода, какая?…..

Молодцы, а теперь давайте посчитаем у кого больше фишек.

Также интересный материал для младших дошкольников:
Конспект занятия НОД в младшей группе по развитию речи с использованием фольклорных произведений «Кошка»

А теперь давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая игра «мы посуду перемыли».
Молодцы хорошо поиграли с нашими пальчиками.

Теперь встаем со стульчиков, и делаем круг. А игра наша будет называться «Один много»

Я бросаю мячик, говорю чашка, а тот кто поймал говорит чашки.
Чашка, ложка, кастрюля, кружка, ложка, нож, тарелка, стакан.
Умнички давайте мне мячик и садитесь на свои места.

«Для чего нужна посуда»
Из чего мы пьем? мы пьем из кружки.
Чем мы едим суп?……
Куда мы наливаем суп?…..
На чем мы жарим?….
чем мы режем продукты?….

Кто из вас сможет назвать ту посуду, о которой мы сегодня говорили?
Молодцы.
Вам понравилось наше занятие?
Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы, и за это я хочу вам подарить вот такие медальки на которых нарисованы вот такие кружечки.

Название: Конспект НОД в младшей группе по развитию речи «Посуда»
Ткачева Алина Александровна
Должность: воспитатель
Место работы: ГКУЗ КО КДРС «Теплый дом»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия

Тематическая неделя «Знакомство с посудой».

В раннем возрасте дети лучше усваивают знания о предметах, которые их окружают. Ежедневно малыши пользуются посудой, и целесообразно планировать работу по изучению разнообразных свойств и назначения посуды. Во время организации сюжетно-ролевых игр, приёма пищи и специально организованной деятельности, педагог обращает внимание на цвет, форму и размер посуды, предлагает выделить её основные части, украсить тарелочки и т.д. Материал для бесед с детьми, игровые задания и пальчиковые игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Знакомство с посудой».

Содержание тематической недели

Педагог постоянно напоминает детям о правилах поведения за столом, побуждает пользоваться носовым платком и личным полотенцем. Социально-коммуникативному развитию способствуют упражнения «Дотронься ласково» и «Паровозик».

Продолжаются наблюдения за изменениями в природе. Воспитатель создаёт условия для формирования умений подбирать предметы по размеру и цвету, выбирать полоски соответствующей длины. Познавательное развитие происходит во время игр с камешками, упражнений «Найди такой же» и «Картинки-половинки».

В области речевого развития запланированы дыхательное упражнение «Горячий чай», игровая ситуация «Уложим куклу спать», разучивание потешки «Баю-баюшки-баю», а также ситуационные беседы по теме недели.

Тема недели отражена и в художественно-эстетическом развитии. Взрослый учит малышей наносить мазки на лист бумаги украшая тарелочку, радоваться от полученного результата, учит детей слушать сказку и сопровождать её игровыми действиями.

Продолжается работа по физическому развитию Повторяется массажное упражнение, разученное на прошлой неделе «Наши умные головки», знакомые детям подвижные игры «Бегите ко мне», «Карусели» и т.д.

План воспитателя в двух вариантах

Вариант 1 представлен в виде таблицы с указанием образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Ежедневно прописана работа с родителями, пустая графа для планирования индивидуальной работы и проектной деятельности.

Вариант 2 представлен в виде таблицы с указанием различных видов совместной деятельности педагога и детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная, деятельность в режимных моментах. В плане отражены мероприятия по созданию развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников, ежедневное взаимодействие с родителями.

Содержание плана в обоих вариантах идентичное, они отличаются только формой таблиц.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

⋄ Вариант — 1 ⋄

Тематическая неделя «Знакомство с посудой»

⋄ Вариант — 2 ⋄

Тематическая неделя «Знакомство с посудой»

После оплаты на Вашу электронную почту (Email) приходит письмо со ссылкой на материал.
В зависимости от настроек почты письмо может попасть в папку «Спам», проверяйте, пожалуйста!
При нажатии на ссылку в письме происходит автоматическое скачивание материала на Ваш компьютер.
Если у Вас появились вопросы, пишите нам на почту [email protected]
План на весь год Вы можете купить на странице «Как приобрести календарный план?»
Будьте внимательны при заполнении формы заказа, пишите почту без ошибок!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *