Хам сын

Я уже говорил вам, что у Ноя было три сына: одного звали Симом, другого Хамом, третьего Иафетом. Я расскажу вам, что сделал Хам, и знаю, что вам, как добрым детям, это не понравится.

Когда Ной вышел из ковчега, он взял участок земли, обработал поля и засеял их. Около своего дома он развел виноградник. Знаете ли, дети, что такое виноград? Некоторые из вас кушали виноград, а другие, может быть, даже и не видали его. Виноград – это крупная зеленая, а иногда и темная ягода, которая растет на деревьях большими кистями, как у нас рябина, только виноград больше и слаще рябины. В нем очень вкусный сок, который выжимают и из которого делают виноградное вино. Вот, когда у Ноя созрел виноград, он собрал ягоды, выжал из них сок, у него и вышло вино.

Как-то раз он выпил этого сока немного более обыкновенного, потому что еще не знал его хмельной силы. У него закружилась голова, он зашатался и, не успев дойти до постели, лег посреди шатра своего, не прикрывшись как следует, и уснул. Это увидел Хам. Тотчас побежал он за своими братьями и сказал: «Ступайте скорее сюда. Посмотрите, как неприлично обнажился отец». При этом он смеялся над действительно неприличным положением своего отца. Два других брата взяли покрывало, положили его к себе на плечи, вошли в шатер, повернувшись спиной, и прикрыли наготу отца. Они и не посмотрели, даже не посмели видеть, как лежит их отец.

Прекрасно поступили эти два брата. Но Хам поступил плохо. Так злые дети насмехаются над поступками своих родителей.

Когда Ной проснулся, он узнал, что сделал Хам и как поступили при этом другие сыновья. Он очень рассердился на Хама и пророчески сказал ему: «Хам, я все узнал, что ты сделал. Ты смеялся надо мной, твоим отцом. Не будет счастья тебе и твоим детям. Сын твой Ханаан будет рабом рабов твоих братьев».

А Симу и Иафету отец сказал: «Пусть Милосердный Бог пошлет вам счастье; в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопочтение, потомки Иафета займут наибольшее пространство земли и получат вместе с первым благословение Божье».

Благочестивый Ной еще долго жил после потопа. Бог дал ему прожить почти до 1000 лет (950). И другие люди до потопа жили очень долго. Вот теперь спросите какого-нибудь старика или какую-нибудь старушку: «Сколько тебе, дедушка (или бабушка) лет?» Семьдесят, восемьдесят, а уже в 100 лет старичка или старушку трудно найти. До 100 лет очень немногим Бог дает дожить. А до потопа: Адам жил 930 лет, Сиф – 913 лет. Дольше всех жил на земле Мафусаил – 969 лет. Вот как долго жили люди до потопа.

Когда Ной умер, на земле уже снова жило много людей.

Ной изобличающие Ham , живопись 19-го века Иваном Степановичем Ксенофонтов

Неправильно известный как Проклятие Хама более точно известен как проклятие после Ханаана , сына Хама, который был навязан библейским патриархом Ноем . Проклятие происходит в Книге Бытия и касается пьянства Ноя и сопроводительную позорный поступок , совершенный его сын Хам , отец Ханаана ( Быт 9: 20-27 ). Споры , поднятые этой истории о характере преступления Хэма, и вопрос о том, почему Ной проклял Ханаана , когда Ham согрешили, были обсуждены на протяжении более 2000 лет.

Первоначальная цель рассказа может быть , чтобы оправдать подчинение ханаанского народа к израильтянам , но и в последующих веках, рассказ был истолкован некоторыми христиане , мусульмане и евреями в качестве объяснения для черной кожи , а также для оправдания рабства . Тем не менее, большинство христиан, мусульман и иудеев в настоящее время не согласны с такими интерпретациями, потому что в библейском тексте, сам Хам не проклинал, и раса или цвет кожи не упоминается.

За период своей истории движение святых последних дней использовало проклятие Хама , чтобы предотвратить рукоположение черных мужчин к его священству .

Потомки

Согласно Библии сыновьями Хама были Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Быт. 10:6).

В XVII веке появилась гипотеза, возводящая происхождение негров к Хаму, что было оправданием расизма и обращения негров в рабство. В рассмотрение 2004 года Давида Голденберга «Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе» (2003) Голденберг «убедительно доказывает, что библейское имя Хам не имеет отношения ко всему понятию черноты и неизвестной этимологии «.

Родословная Хама и его потомков

И. Ксенофонтов. Ной проклинает Хама Карта расселения потомков Ноя по Иосифу Флавию, ок. 100 г.н. э.; сыны Хама показаны синим цветом

Род Хама

Согласно ветхозаветным преданиям, у Хама после Потопа было четверо сыновей (Быт. 10:6—20).

  • Хуш: (эфиопы, кушиты, возможно, химьяриты и сабеи)
  • Мицраим: копты
  • Фут: берберы
  • Ханаан: доеврейское население Палестины

Потомки Хуша

Согласно Книге Бытия, Хуш был первым сыном Хама и имел шестерых сыновей. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха и Нимрод.

Потомки Мицраима

Семь сыновей Мицраима: Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, Патрусим, Каслухим и Кафторим.

Потомки Фута

В Библии нет упоминания имён сынов Фута.

Потомки Ханаана

Образ Хама в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Хама Нолан Гросс (в детстве), Логан Лерман (в молодости).

Примечания

6. Потомки Хама.

6. Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фуг и Ханаан.

«Сыны Хама…”Хам называется здесь в качестве родоначальника четырех основных рас, происшедших от его сыновей и населявших области южной Азии и верховьев Нила.

«Хуш…”Древнееврейское название страны «Куш, или Хуш” в переводе LXX обыкновенно замещено позднейшим именем «Ефиопия;” но в ассирийских клинообразных памятниках она, согласно с еврейской Библией, называется страной «Кус,” чему родственно и египетское наименование ее словом «Кес.” Из сопоставления библейских параллелей открывается, что существовали две страны с этим именем: одна между Вавилоном и Аравийским полуостровом (1 Пар 1:8-10; Пс. 86:4), другая – на северо-восточном берегу Африки, приблизительно на месте современной Нубии, по направлению кАбиссинии (Ис. 18:1-2; 20:3-5; Иез. 30:4; Наум. 3:9).

Лучшее объяснение всего этого дают памятники ассирийской и египетской древности. По свидетельству первых, кушиты или кадим были теми первобытными протохалдеями, которые составляли основное зерно так называемой сумерийско-аккадийской народности, положившей начало наидревнейшей халдейско-вавилонской цивилизации и культуре. Со временем эти кушиты, принужденные уступить свою территорию здесь семитам, сначала перекочевали в аравийские степи, а отсюда, при фараоне 12-м, Узерпизене I, были переселены в Египет (около 2000 до Р. Хр.) и водворены на жительство в Нубии.

«Мицраим…”В Библии это слово имеет очень определенный смысл – указывает именно на Египет. Оно представляет собой форму двойственного числа от единственного Мацор, основываясь на том, что это последнее употреблено в Библии для обозначения лишь одного нижнего Египта (4 Цар. 19:24; Ис. 19:6. Эберс и другие ученые полагают, что двойственное число дает лишь идею о двух Египтах: верхнем и нижнем. Другие, впрочем, происхождение его объясняют двойным рядом пограничных валов, которыми Египет отделен от Аравийского полуострова, по имени которого азиатские семиты называли и всю страну, начинавшуюся за этими валами. Сами египтяне называли свою страну землей Хеми или Кеми, именем, довольно близко напоминающим библейского Хама; впрочем, в недавнее время на одном из древнеегипетских иероглифов хеттейской эпохи (из эпохи гиксов) открыто и аналогичное библейскому наименованию Египта, в форме «Мацрима.”

«Ханаан…” Младший из сыновей Хама, потомство которого осталось в пределах Азии и заняло Палестину до времени завоевания ее евреями при Иисусе Навине. Подробнее о территории Ханаана смотри ниже, стихи 15-19.

7. Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан.

«Сыны Хуша: Сева…”Это имя, хотя и с некоторым отличием в правописании (??? Себа и ??? Шеба), встречается в данной генеалогии и еще раз при исчислении потомков Сима; отсюда и возникает трудность разграничить и определить территорию тех и других савеев. Ближе всего к истине, по-видимому, показание И. Флавия, определяющего местоположение кушитской Савеи на севере Нубии, в области Мерое (Иуд. Древн. 2:10,2); хотя этим нисколько не исключается и то предположение, что до переселения в Африку эти Савеи обитали где-либо в Азии, напр, в Йемене или южной Аравии, как думает блаженный Иероним. Священное Писание благоприятствует каждому из этих взглядов, когда, с одной стороны, называют Саву отдаленной южной страной (Пс. 71:10; Ис. 43:3; 45:14), с другой – соединяет ее с землей Куш или Ефиопией.

«Хавила…”По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иуд. Древн. 1:5, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии (2:1,4; 25:18) побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна – азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая – африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш” и со страной «Сава,” когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями.

«Савта…”По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ «астабары,” населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии.

«Савтеха…” По псевдоИонафановскому таргуму, это – одна из негритянских провинций, хорошо известная из древнеегипетских памятников, где она встречается под формой Субаток; она лежала на восточном берегу Персидского залива, в области Карамании.

«Раама… Сыны Раамы: Шева и Дедан…” Определению Раама и его сыновей всего больше помогает пророк Иезекииль, который говорит о купцах Саввы и Раммы и о торговле Дедана (27:22; 38:13), которую все эти народности вели с Тиром, столицей Финикии; по этим признакам ученые полагают, что все три вышеназванные народа обитали в приморской области Аравии, славившейся своими естественными богатствами и представлявшей все удобства для развития торговли. В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии (3 Цар. 10:1; Иов. 1:15; 6:19; Пс. 71:10,15; Ис. 60:6; Иер. 6:20; Иез. 27:22; Иоил. 3:8), и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива (Ис. 21:13; Иер. 49:8; Иез. 25:13; 27:15). Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден. Таким образом, весь род хушов занял южную часть Аравии, восточный берег Африки и северную часть Персидского залива, причем, многие из племен этого рода значительные части всего своего состава выделяли для переселения в пределы Африки, благодаря чему и получалось по две соименных и одноименных страны: одна – в Азии, другая – в Африке.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Слово «хам» имеет еще допотопное происхождение. Оно связано с именем библейского персонажа – Хама, сына Ноя ( того самого, что плавал на ковчеге во время Всемирного потопа). В переводе с иврита «хам» означает – «горячность», «страсть».

В девятой главе Книги Бытия рассказывается о том, как Хам увидел обнаженным и опьяневшим своего отца и с укоризной рассказал об этом своим братьям.

Вот этот библейский фрагмент:

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.

Сим же и Иафет покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего».

В поступке Хама усматривается его испорченная натура: он не устыдился увиденного, ничего не предпринял, а поспешил выставить отца в неприглядном свете перед братьями.

Неразумному и дерзкому поведению Хама противопоставляется скромность, стыдливость и почтительное отношение к отцу двух других его братьев – Сима и Иафета.

Проснувшись, отец узнал о скверном поступке младшего сына, и со словами: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих», проклял сына Хама. Почему был проклят не сам Хам, а его сын, так и осталось тайной.

Непочтительность Хама не только навлекла проклятия отца на его род, но и сделала его имя нарицательным. А поведение Хама легло в основу понятия «хамство».

Сегодня, поступить по-хамски, значит поступить невежливо, оскорбительно по отношению к другому человеку.

Иногда слово «хам» употребляют в устаревшем для современного языка значении, как синоним к словам «простолюдин» и «варвар», в понимании – необразованный, неотёсанный. Отсюда и пословицы негативного оттенка: «Из хама не будет пана», «по бороде Авраам, а по делам – хам».

С течением времени слова «хам» и «хамство» обросли новыми смыслами, и стали своеобразной характеристикой модели поведения человека – наглого, грубого и невоспитанного.

Это значение характерно для слова «хам» во многих языках мира. И, конечно, любому народу с библейских времен и до наших дней понятно, что хамское поведение – недостойно.

Биография

Родился за 100 лет до Всемирного Потопа, от которого он вместе с женой, отцом и братьями спасся в ковчеге (Быт. 7:13). Как и все выжившие, Хам ступил на землю в Араратских горах (Быт. 8:4) и жил в земле Сеннаар. По одной из версий, видимо после ссоры с отцом, Хам поселился в Египте, поскольку тот в Псалмах именуется землёй Хама (Пс. 104:23; 105:22).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *