Храм на варварке

Московский храм Варвары на Варварке

Московский храм во имя святой великомученицы Варвары, на Варварке (Патриаршее подворье храмов Зарядья в Китай-городе, Московская епархия)

Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары упомянута в XV веке. Посвящение храма дало современное наименование всей улице, ранее называвшейся сходным образом – Варьской улицей (от слова «варя», означавшее повинность посадского населения). По другим сведениям, Варварка до XVI века называлась Всехсвятской улицей, по церкви Всех Святых на Кулишках.

Московский храм Варвары на Варварке

В начале XVI века деревянная церковь была разобрана и на ее месте итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514 году был построен каменный храм. В летописи место постройки обозначено «за торгом, против Панского двора». Вскоре после постройки церковь приобрела в Москве большую популярность.

В 1737 году храм сильно пострадал от пожара и был восстановлен.

В 1795 году московский митрополит Платон (Левшин) приказал разобрать старинное здание церкви, которая к тому времени еще была «вся в твердости, утварью предовольная», из соображений ее несоответствия общему облику места.

В 1796-1804 годах на старом алевизовском фундаменте построен Варваринский храм по проекту Р. Р. Казакова.

В 1812 году церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

После Октябрьской революции 1917 года храм закрыли и лишили креста, верхней части колокольни, иконостаса, изнутри его пространство было разгорожено на этажи. В здании храма разместился склад. Позже его передали под конторские учреждения; к 1980 году в церкви помещался Совет московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Во время реставрации 1965-1967 годов под руководством архитектора Г.А. Макарова церкви был возвращен ее прежний облик.

В 1991 году храм был возвращен верующим.

В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Архитектура

Основной объем храма — крестообразный в плане, с портиками, фронтоны которых опираются на коринфские колонны. Внутри церковь очень светлая — за счет двух ярусов окон и подкупольного барабана со световыми окошками. Это прекрасная представительница зрелого московского классицизма — сдержанный внешний декор с четкими линиями всего основного объема, широкий круглый купол с небольшой главкой. Колокольня храма — не очень высокая, завершается небольшой полусферой с крестом; верхний ярус звона с широкими арочными проемами, обрамленными пилястрами с коринфскими капителями и фронтонами. Второй ярус был сломан после 1917 года и восстановлен в 1967 году при реставрации.

Красота этого храма – в тонкости пропорциональных соотношений и изяществе ордерного и декоративного убранства. В сохранившейся части интерьера большое впечатление производит купол, в котором серо-голубая живопись создает иллюзию перспективного сокращения и зрительно увеличивает объем. Стены отделаны искусственным мрамором теплых розово-желтых тонов. Настенные образа выполнены в XIX веке масляной живописью. В алтарной части сохранилась первоначальная мраморная резьба прекрасного художественного качества.

Литература

  • Елена Лебедева. «Церковь святой великомученицы Варвары»

Использованные материалы

  • Никита Брусиловский. «Церковь великомученицы Варвары на Варварке»
  • «Церковь Варвары Великомученицы на Варварке», страница сайта «Храмы России»

Храм Святой великомученицы Варвары находится в нетуристическом районе Казани по адресу: ул. Карла Маркса, 67. Сюда, в отличие от Казанского кремля, доходит не каждый путешественник.

Узнать религиозное сооружение можно по красно-белому фасаду, обилию арок, сводов и оконных проёмов. Эти архитектурные черты свидетельствуют о принадлежности к русскому стилю. Паломники заметят сходство с церковью Евфимия Великого и Тихона Задонского Седмиезерной пустыни. Общие черты объясняются причастностью к разработке проектов одного и того же архитектора — Фёдора Малиновского.

В Варваринском храме в Казани побывало немало известных людей, в числе которых Фёдор Шаляпин, певший подростком в церковном хоре, Николай Боратымский, поэт Николай Заболоцкий, Александр Радищев, Александр Герцен, Николай Чернышевский, Владимир Короленко и другие. Настоятель храма — протоиерей Виталий Тимофеев. Кроме него к духовенству относятся протоиерей Михаил Ганин, иерей Дмитрий Цыплаков и диакон Александр Ефремов.

© Olesssya

Расписание богослужений в Варваринском храме в Казани

Службы проводятся со вторника по воскресенье. Чтобы попасть на утреннюю литургию, нужно приходить в храм к 08.00. Вечерняя начинается в 17.00. По воскресеньям и праздничным дням службы начинаются раньше — в 06.30, поздние — в 08.30, вечерние — в 16.00.

Посетить храм можно в любой день недели с 07.00. до 20.00.

Расписание богослужений

Богослужения совершаются в пятницу, субботу – Литургия в 8.00; в воскресные и праздничные дни – ранняя Литугия в 6.30, поздняя Литургия – 8.30, вечернее богослужение накануне – 16.00.

Теги: Храм великомученицы Варвары Варваринская церковь храмы великомученицы Варвары протоиерей Виталий Тимофеев

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Воскресная школа

При церкви действует воскресная школа. Первые занятия были проведены в 1998 году. На сегодняшний день здесь занимается около 50 человек. Группы формируются, исходя из возраста учеников: три детские группы (младшая, средняя и старшая) и одна взрослая. Все занятия проводят семь педагогов. Интересно, что в их числе и самые первые ученики воскресной школы.

Хор

Все богослужения, которые проводятся в храме, сопровождаются хоровым пением. Группа состоит из восьми-девяти человек. Все певчие имеют музыкальное образование. С 2010 года ими руководит регент Марина Яковлева. На праздничных богослужениях здесь можно услышать произведения следующих композиторов: Чеснокова, Денисовой, Христова, Ипполитова-Иванова, Архангелького, Турчанова.

Как добраться

Православное здание окружают многочисленные памятники: В. Котельникову, Максиму Горькому, Водовозу. Также неподалёку находится Казанский государственный аграрный университет. До храма удобно добираться от основной достопримечательности татарской столицы — кремля. Сделать это можно, воспользовавшись автобусом, такси или автомобилем.

На автобусе: вам нужен транспорт № 22, 28а, 70 или 89. Выходите на остановке «Улица Толстого». От неё до здания вас будет разделять расстояние в 400 метров. Чтобы его преодолеть, идите прямо по ул. Карла Маркса, пока слева не появится нужный вам объект.

На метро: ближайшая станция метро — «Площадь Тукая». Можно доехать на этом виде транспорта, а потом пройтись пешком или сесть на троллейбус № 7, 3 или 8.

Пешком: если позволяет время и есть желание, прогуляйтесь пешком. От кремля расстояние составит чуть больше трёх километров, от парка Тысячелетия Казани и того меньше — около двух километров. Прогулка позволит оценить не только популярные достопримечательности, но и менее известные.

От парка Тысячелетия Казани:

От кремля:

На автомобиле: от железнодорожного вокзала города автомобилист доберётся за 13 минут, от аэропорта — за полчаса (по Р239).

От ж/д вокзала:

От аэропорта:

На такси: к вашим услугам службы Uber, «Максим», «Яндекс. Такси», «Лидер», «Такси № 1», «Такси Татарстан», «Столица» (большинство вызывается с помощью мобильных приложений или сайта).

Храм Святой великомученицы Варвары в Казани на панораме Google: вид снаружи

Видео о Варваринской церкви в Казани:

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА(†306)

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, «как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного». Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую».

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева

Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умреть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва великомученице Варваре:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Назад к списку

Варвара: значение имени

Имя Варвара – древнегреческое и в переводе означает «чужеземка».

Известны еще три святые с именем Варвара:

  1. Мученица Варвара (Деревягина) 1912-1942, которая была приговорена к лагерям и там же расстреляна 11 января 1942 года.
  2. Преподобномученица Варвара (Конкина) 1868-1938, которая была послушницей в монастыре, арестована за контрреволюционную деятельность и приговорена к 10 годам лагерей в тяжелейших условиях заключения и постоянных избиений. 5 апреля 1938 года была признана «негодной для труда» и расстреляна на Бутовском полигоне.
  3. Преподобномученица Варвара (Яковлева) ок. 1850-1918, одна из первых сестер милосердия Марфо-Мариинской обители, которую основала княгиня Елизавета Федоровна. Став келейницей настоятельницы, Варвара последовала за ней в ссылку и была сброшена вместе с ней в шахту под Алапаевском.

Молитва Великомученице Варваре

Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог, Отец Небесный, Иже тебе, веры ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, Ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки утварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: «Обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его». Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: «Троицу чту, Едино Божество». Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию, Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа; ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами преливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный внити. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженныя вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий; яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен, преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *