Храм на воробьевых

Проезд:

От метро Октябрьская, метро Киевская, троллейбусом № 7, до остановки «Университетская площадь».

Социальная деятельность

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:

Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Информация о храме

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич­ной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.

Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

Святыни: В храме находятся иконы XIX века – «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

Духовенство храма

Настоятель — протоиерей Андрей Новиков

Штатный клирик — протоиерей Константин Георгиевский

Штатный клирик — протоиерей Геннадий Еременко

Штатный клирик — иерей Сергий Зверев

Временно прикомандированный клирик — диакон Антоний Гороховец

История храма

Безусловен тот факт, что Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет свою историю. Именно в этом храме М. И. Кутузов возносил молитву перед всем известным Советом в Филях. По счастливой случайности во время захвата Москвы Наполеоном церковь не пострадала, в 1813 году закончилось ее полное возведение. Архитектор А. Витберг, автор проекта, разработал здание, выдержанное в стиле позднего классицизма — ампир. Однокупольное, с четырехугольным основанием и приделами, оно по фасаду было украшено колонами. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет двухъярусную колокольню.

Подновляемая в 1858 и в 1898 годах, после Октябрьской революции она, можно сказать, постоянно была под угрозой сноса — то что-то расширялось, что-то прокладывалось, что-то возводилось, и всегда нужна была территория храма. Но можно констатировать, что судьба у этого культового сооружения счастливая — уцелевшее в пожаре Москвы 1812 года, не снесенное в советское время, оно избежало запрета на колокольный звон, введенного на территории столицы. Очевидно, во всех этих случаях важную роль сыграла его удаленность от центра.

  1. Знаменитое село Воробьёво, расположенное на горах того же названия
    , также восходит к боярскому роду
    Воробьёвых
    , известному в середине XIV в. — См.
    Тихомиров М. Н.
    Древняя Москва (XII-XV вв.) : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М. : Изд-во МГУ, 1947
    (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013.
  2. Тихомиров М. Н
    . Труды по истории Москвы. Москва, Издательство: Языки славянской культуры, 2003 — ISBN 5-94457-165-9
  3. Глубокая религиозность была присуща всему боярскому роду Воробьёвых, которая происходила от их вероятного родоначальника, крестителя Великого Новгорода, новгородского посадника X века Воробья Стояновича (см. также Крещение Новгорода
    ). Помимо московского боярина Юрия Воробьёва — посла великого князя Симеона Гордого, отправленного в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия (1352—1353 гг.), в XVI веке двое братьев Воробьёвых Василий и Симеон были дьяками — владычными боярами святителя Макария митрополита Московского. В XVII веке Воробьёвы служили и в Патриаршем Приказе.
  4. Прим.
    В книге под ред. Аверьянова К. А. «История московских районов» (2005 г.) утверждается, что владельцем села Воробьёва был якобы Кирилл Воро́ба. Однако тогда село называлось бы Воро́бино (ударный второй слог) исходя из этимологии его прозвища (
    вороба
    — деревянное приспособление для наматывания пряжи, шёлка (Вороба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.), мотовило (Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.). При этом настоящее название села Воробь
    ё
    во (ударный третий слог) всегда имело «птичью» этимологию и ни с чем другим никогда не ассоциировалось. Кроме того, в книге не упоминается московский боярин Юрий Воробьёв (1352—1353 гг.) во избежание прямых ассоциаций с селом Воробьёво, что не даёт оснований считать версию автора книги убедительной.
  5. Прим.
    Село Воро́бино находилось на юго-востоке, а не на юго-западе Москвы недалеко от Новоспасского монастыря, который стоит на месте родовой вотчины бояр Романовых, родоначальником которых был Андрей Кобыла. Кирилл Воро́ба был племянником последнего и, следовательно, их родовые вотчины были рядом.
  6. На другом берегу Москвы-реки на Лужнецкой набережной напротив Воробьёвых гор расположена часовня в честь крестителя Руси равноапостольного князя Владимира Святославича, при дворе которого воспитывался вероятный родоначальник боярского рода Воробьёвых новгородский посадник Воробей Стоянович. Часовня князя Владимира, именем которого крайне редко называют храмы в России, очень хорошо видна с Воробьёвых гор.

Устройство храма

Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет два придела, посвященных Сергию Радонежскому и Николаю Чудотворцу. К святыням этой церкви относятся две чтимые иконы Божьей Матери — «Страстная» и «Благодатное небо», а также несколько храмовых икон.

В Москве несколько Троицких церквей и храмов, которые закладываются обычно в дни церковных праздников. Значит, любой храм Святой Живоначальной Троицы начинал стоиться на этот великий праздник — Троицу, или Пятидесятицу, один из двунадесятых церковных праздников. Одна их самых красивых и торжественных служб совершается именно в этот день. Этот праздник связан с зеленью, с победой весны над зимой. Может быть, поэтому кровли многих Троицких храмов выкрашены в зеленый цвет. Это очень красиво! В некоторых толкованиях его рассматривают как смесь синего и желтого. В этой связи он символизирует возрождение души через щедрость и добрые дела. Кроме того, это цвет Святого Иоанна Евангелиста. Его мантия часто бывает зеленого цвета.

Литература

Своеобразие останкинского храма

Московский храм Живоначальной Троицы в Останкино тоже имеет кровлю зеленого цвета и тоже необычайно красив. Построенный в конце XVII века, он является вершиной творчества мастеров московского узорочья. Из названия видно, что этот стиль изобиловал декоративными элементами. Здесь было все — и композиции особой сложности, силуэт здания был, как правило, необычайно живописен, стиль отличали затейливые формы и большое количество декора. Мнения по возникновению узорочья разнятся, его упрекают даже в позаимствованном на Западе маньеризме. Характерный пример этого направления в русском зодчестве, храм в Останкине, существует уже около 300 лет — с того момента, когда взамен старой деревянной церкви при благословении Патриарха московского решено было возвести каменную Троицкую церковь. Село Осташково (ныне Останкино) являлось основным представительством в районе Москвы очень крупных землевладельцев — князей Черкасских. Основной резиденции — достойную домашнюю церковь! Мимо храма проходила Тверская дорога, ведущая в Троицко-Сергиеву Лавру, и вся знать, в том числе и венценосные особы, останавливалась у хозяев, посещала новый храм. Он имел три придела, центральный был посвящен, как и предыдущая церковь, Живоначальной Троице.

Настоятели

  • Никифор Васильев (упом. 1765 — 1768), последний настоятель деревянного храма
  • Иаков Ильин (1802 — ноябрь 1829), первый настоятель каменного храма
  • сщмч. Андрей Воскресенский (? — 1935)
  • Михаил Морозов (1935 — ?)
  • Александр Лёвочкин (1945 — 1953)
  • Виктор Коноплёв (декабрь 1953 — 1956)
  • Василий Свиденюк (1956 — 1957)
  • Вадим Гришин (1957 — 1961)
  • Аркадий Станько (1961 — 1963)
  • Виктор Ипполитов (1963)
  • Виктор Дмитриев (1963 — 1970)
  • Владимир Рожков (1970 — 1971)
  • Василий Остальский (1971 — 16 марта 1982)
  • Сергий Суздальцев (16 марта 1982 — 16 марта 2014)
  • Геннадий Бороздин (12 февраля 1985 — март-апрель 1987 ) и/о
  • Андрей Новиков (21 мая — 19 июня 2014) и/о
  • Андрей Новиков (с 19 июня 2014)
  • Уникальный иконостас

    Иконостас храма, освященный одновременно с центральным приделом в 1692 году, уникален. Оформление его было необычайным для православных культовых сооружений, затейливым и изысканным, и очень напоминало орган. Расположение икон, их рамы, разные и не повторяющие друг друга ни в чем промежутки между ними, все было невиданным и вызывающим удивление и восхищение. Со временем хозяином Останкино становится Николай Шереметьев, который решился изменить внешний облик церкви и иконостас, добавив новых икон. Следующие изменения совершает уже его сын. Было еще несколько подновлений, в частности, перед приездом сюда четы Александра II. Но вот в 1875 году при очередной реставрации решено вернуть церкви первоначальный вид и убранство, а затем превратить ее в памятник русского зодчества. В годы советской власти храм не снесли, но основательно разграбили. С 1991 по 1996 годы идет поочередное освящение трех приделов церкви. Постепенно храму возвращается его изначальное назначение. Богослужения начались с 90-х годов предыдущего столетия. Основные святыни, хранящиеся здесь — Храмовая икона Ветхозаветной Троицы и Черниговская икона Божией Матери.

    До революции

    В начале XIX века на Воробьёвых горах, на месте Воробьёвского дворца, предполагалось строительство храма Христа Спасителя по плану архитектора Карла Витберга, однако построить его здесь не удалось.

    С конца XIX века Воробьёвы горы — популярное дачное место для загородного отдыха москвичей.

    Мамонова дача

    Так называемая Мамонова дача — бывшая подмосковная усадьба Васильевское, принадлежавшая последовательно князьям В. М. Долгорукову-Крымскому, Н. Б. Юсупову и графу М. А. Дмитриеву-Мамонову, по фамилии которого и получила своё название. Расположена у подножия Воробьёвых гор, по соседству с Андреевским монастырём (современный адрес — улица Косыгина, д. 4).

    В основе здания — особняк 1730-х годов авторства архитектора И. Ф. Мичурина. Свой нынешний ампирный облик господский дом приобрёл в 1820-х годах, при князе Н. Б. Юсупове: тогда над центральным объёмом был надстроен купольный зал для балов и приёмов, а над боковыми появились бельведеры в виде башенок.

    Владение составляли парадный двор, открытый перед главным домом, регулярный парк, примыкающий с востока к парадному двору, и сад с хозяйственными постройками, граничащий с парадным двором с запада. Усадьба славилась своими фруктовыми садами и оранжереями, откуда на стол москвичей поступали «красные, белые и зелёные арбузы, разных родов лучшего вкусу дыни и канталупы, также и другие многие редкие плоды».

    После смерти Мамонова, в 1877—1883 годах усадьба перешла сначала к И. С. Фонвизину, который сдавал его доктору Левенштейну, разместившему здесь психиатрическую лечебницу, а затем — к купцу Ф. Ф. Ноеву, который на основе юсуповских оранжерей организовал здесь цветоводческое хозяйство. В 1910 «Ноеву дачу» выкупила Московская городская дума для устройства здесь общественного парка.

    После революции постепенно были утеряны окружавшая имение кованая ограда и интерьеры главного дома, старинная оранжерея подверглась перестройке и соединилась переходом с главным домом.

    В 1923—1943 годах в главном здании разместился Центральный музей народоведения. Уникальная экспозиция жилищ народов России помещалась прямо в парке, под открытым небом. Во время войны он был закрыт, после чего главное здание поступило в распоряжение Института химической физики (тогда же были утеряны интерьеры), верхний усадебный парк занял Институт физических проблем. Помимо институтских строений здесь находились особняки партийной номенклатуры (в частности, тут проживали А. Н. Косыгин и М. С. Горбачёв). Здесь же находятся музеи-квартиры учёных Николая Семёнова (в северном крыле главного здания) и Петра Капицы, возглавлявших эти два учреждения.

    Для посещения открыта только нижняя часть парка. В феврале 2013 года в Институте химической физики случился пожар, в результате которого, возможно, погиб дворцовый бельведер.

    Храм в Хорошево

    Не менее интересна судьба, постигшая храм Живоначальной Троицы в Хорошево, возведенный по велению Бориса Годунова в его имении в качестве домашней церкви в 1598 году. Автор, по предположению, Федор Конь. В XIX веке были достроены колокольня и трапезная. Украшают и делают его отличным от других храмов красиво украшенные кокошники под куполом. В XVII веке его несколько видоизменили — расширили окна и превратили паперть в галерею. Во времена СССР из него делали то колхозный клуб, то детскую консультацию, и даже закрасили однотонной краской главное украшение — кокошники. Но уже в 60-е годы XX века храм отреставрировали, вернув первоначальный вид, хотя кое-что восстановить не удалось (порталы). С 90-х годов возобновились богослужения, храм вернули верующим. Главной святыней храма является особо чтимая икона Божьей Матери Грузинской, Круглый образ святого Николая Чудотворца, Икона Божией Матери Казанской.

    Примечания

    1. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в коллегии иностранных дел. ч.1 стр.192. Москва, в типографии Н. С. Всеволожского, 1813
    2. Сытин П. В.
      Из истории московских улиц. Издательство: М., Московский рабочий, 1958
    3. Воробьев, Юрий // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
    4. Полное собрание русских летописей: Т. 20. 1-я половина. Львовская летопись. Ч. 1. Под ред. С. А. Андианова. — СПб: Типография М. А. Александрова, 1910
    5. Полное собрание русских летописей: Т.35. Летописи Белорусско-Литовские. Супральская летопись М.: Наука. 1978 (неопр.)
      . Дата обращения 31 июля 2013.
    6. Татищев В. Н.
      История Российская. Т.3. Москва, Издательство «Ермак», 2005
      (неопр.)
      . Дата обращения 22 января 2014.
    7. Соловьёв С. М.
      История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896
      (неопр.)
      . Дата обращения 31 июля 2013.
    8. Борисов Н. С
      . Повседневная жизнь Средневековой Руси накануне конца света. Москва, Издательство: Молодая гвардия, 2004 — ISBN 5-235-02752-3, с.113
    9. Владимир Путин посетил храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. ИТАР-ТАСС (неопр.)
      . Дата обращения 12 сентября 2014.
    10. О дополнении и частичном изменении Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» — Постановление Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 (неопр.)
      (недоступная ссылка —
      история
      ). Дата обращения 10 декабря 2013.
    11. Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Троицы в Воробьёве, 1811 г.» и правового режима использования земельных участков в границе территории объекта культурного наследия (неопр.)
      (недоступная ссылка —
      история
      ). Дата обращения 10 декабря 2013.
    12. Официальный сайт Финансово-хозяйственного Управления Русской Православной Церкви. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передан Церкви (неопр.)
      . Дата обращения 18 декабря 2020.
    13. Агентство религиозной информации «Благовест». Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передан Церкви (неопр.)
      . Дата обращения 18 декабря 2020.

    КРЕЩЕНИЕ В НАШЕМ ХРАМЕ

    Святое Таинство Крещения совершается ежедневно. Начало в 11.00

    Прибыть в храм необходимо за полчаса до начала таинства.

    Для крещения необходимо:

    Свидетельство о рождении, крест нательный на цепочке или тесемке, чистая рубашка (желательно белая), полотенце, простыня, запасной памперс (для младенцев). Крестный отец, крестная мать и один из родителей в период перед крещением должны исповедоваться и причаститься и пройти собеседование непосредственно перед крещением.

    Крещаемым старше 7 лет необходимо приходить натощак, а взрослым необходимо воздерживаться от курения. Во время крещения сохранять благоговейную тишину, не жевать жвачку и выключить телефоны.

    ПОДГОТОВКА К КРЕЩЕНИЮ

    Крещение – вхождение в Православную Церковь, Церковь Христову, является важным поступком в жизни человека, вводящим его в мир Божий, а потому налагает особые духовные обязанности на него, его родителей и восприемников (крестных).

    Желающие креститься или стать восприемниками, а также один из родителей крещаемого должны пройти не менее двух огласительных бесед со священником или катехизатором. Восприемники (крестные) должны быть воцерковленными православными христианами, и накануне крещения ребенка исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

    В нашем храме первая огласительная беседа проводится по четвергам с 19.00 до 20.00.

    Вторая беседа проводится непосредственно перед крещением (за полчаса до совершения таинства).

    На беседы приглашаются также все желающие узнать, о чем им предстоит молиться Господу во время таинства крещения. И какую жизнь подобает проводить христианину после совершения этого таинства.

    (Количество просмотров 7369)

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *