Храм Покрова в медведкове

Медведковский Покровский храм возводился ещё до запрета патриарха Никона на строительство шатровых храмов, то есть его заказчик Д.М. Пожарский не имел в виду «противостоять» патриарху, а просто избрал композицию, наиболее соответствовавшую его вкусам и потребностям. И нельзя не признать его правоты. Шатровый силуэт именно в загородном ландшафте смотрелся очень выгодно — доминируя в пейзаже, но не подавляя, не подминая его под себя, шатёр плывёт над полями, деревами, жилищами поселян. Его «указательность» и строгость, стройность и белизна — категории не только эстетические, но и даже вероучительные. Не случайно же шатёр не ушёл из храмовой архитектуры и после Никонова «реприманда». Он просто сместился с самого храма на колокольню. При этом внутри шатровый храм невелик (шатёр, опираясь на стены восьмерика, не может быть слишком большим без ущерба для прочности). И эта камерность, как нельзя более соответствует предназначению усадебной церкви — собирать на молитву ограниченное число «чад и домочадцев». (Конечно, сейчас прихожане медведковского храма едва ли не сожалеют о том, что Дмитрий Пожарский не построил в своё время шестистолпный пятикупольный собор).

Издалека шатёр Покровского храма кажется белоснежным. Подойдя поближе, мы видим, что по белому полю рассеяны небольшие зелёные и красные плитки изразцов. Это — плоды трудов реставраторов ХХ века. Изначальные изразцы были срублены с шатра в ХVIII веке. Здесь просматривается уникальная конструкция храма. На четверик, завершённый трёхрядной горкой кокошников, поставлен сравнительно невысокий световой восьмерик. На восьмерике покоится основание шатра, также оформленное кокошниками. По углам четверика расставлены декоративные главки, шеи которых первоначально были цилиндрическими (как над алтарной частью) и лишь в процессе позднейших поновлений стали восьмигранными. Четверик с трёх сторон окружён галереей (первоначально открытой), в восточных оконечностях завершённой двумя приделами — преподобного Сергия (южный) и Девяточисленных мучеников (северный). Каждый из приделов увенчан маленькой декоративной главкой. Выраженная ярусность апсид (апсиды нижнего храма сильно выдаются вперёд) придаёт восточному фасаду Покровского храма известную динамичность сообщая ему сходство с кораблём, плывущим по бурным водам житейского моря. Стоит отметить, что декор апсид — самый незатейливый. Кроме того, обращает на себя внимание отсутствие окон в средних апсидах.

Покровский храм уже по меньшей мере полтора века привлекает к себе заинтересованное внимание любителей русских церковных древностей. Довольно подробно рассмотрел его в 1850-е годы И.М. Снегирёв. Вот что он писал о тогдашних интерьерах храма: «В верхней церкви… свод шпилевой на четырёх паддугах с железными связями; окна в четыре света во всю вышину здания, пол деревянной. Три входные двери, каждая с двумя деревянными створами; они не в старинном вкусе, обиты красным сукном с жестяными петлями и жуками. На алтарной солее, в три ступени, возвышается великолепный иконостас в четыре пояса…» Иконостас храма был создан в 1687 году по заказу князя В.В. Голицына, а большинство икон в нём исполнено Карпом Золотарёвым. К сожалению, праздничный (второй снизу) ряд иконостаса почти полностью утрачен. Лишь иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Воскресение Христово», «Крещение» и «Вознесение» относятся к ХVII веку. Выполнены они яичной темперой по левкасу, то есть в традиционной иконописной технике (в отличие от большинства икон работы Золотарёва, писанных маслом). Рама иконостаса, в соответствии с барочной эстетикой, богато украшена позолоченной резьбой, которую в Московском государстве называли «флемской» или «белорусской» (потому что именно через белорусские земли, при посредстве белорусских же мастеров, проникло к нам это это западноевропейское новшество, быстро вытеснившее традиционные тябловые иконостасы). Но, согласно заключению реставраторов, лишь малое число резных деталей в иконостасе Покровского храма восходит к ХVII веку. Большая часть — к ХVIII-ХIХ векам. Иконостас вызолочен не полностью, фон его — тёмно-красный.

В храме Покрова Пресвятой Богородицы сохранилось много старинных икон, но главный интерес представляют образа местного ряда главного иконостаса. О другой же реликвии церкви — напрестольном Евангелии с миниатюрами, выполненными царевной Софьей, — теперь остаётся лишь вспоминать. В 80-х гг. ХIХ века в Покровской церкви был произведён не самый лучший ремонт храма. Помимо внешнего огрубления (крытый железом шатёр, не обусловленная историческим стилем самой церкви колокольня и т.п.), храм пережил огрубление и внутреннее. Был перестроен главный иконостас, в праздничном ряду появились новые иконы. Пришлось заменить царские врата, поскольку прежние, работы ХVII века, из храма были взяты — предположительно, в петербургский дворец великого князя Сергея Александровича. Об этих утратах стоит, конечно, сожалеть.

Церковь никогда не закрывалась, хотя в 1920-1940-е годы богослужения совершались только в нижнем храме. После войны открылся вновь и верхний храм. Медведково в послевоенную пору постепенно впитывалось Москвой, и уже в 1970-е годы церковь Покрова обрела новое окружение — безликие окраинные многоэтажки. Впрочем, и по сию пору её видно издалека.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №82, 2014 г.

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Православный храм

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

55°51′55″ с. ш. 37°38′17″ в. д.HGЯO

Страна

Россия Россия

Город

Москва, Заповедная улица, дом 52.

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Благочиние

Сергиевское

Тип здания

приходская церковь

Основатель

Дмитрий Пожарский

Дата основания

1620 год

Дата постройки

1635 год

Статус

Объект культурного наследия № 7710237000№ 7710237000

Состояние

действует

Сайт

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове на Викискладе

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове (Покровская церковь, Богородицкая церковь) — православный храм на севере Москвы в районе Южное Медведково. Относится к Сергиевскому благочинию Московской городской епархии. Настоятель храма с 2002 года — протоиерей Валентин Тимаков.

Располагается в Медведкове, на правом берегу реки Яузы, недалеко от места впадения в неё реки Чермянки. При храме имеется кладбище.

История

Храм Покрова в Медведкове в начале XX века. Иллюстрация к «Путеводителю по Москве, изданному Московским архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве под ред. И. П. Машкова»

Церковь построена в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — в честь освобождения России от польской интервенции и в память о покойном сыне от первого брака Фёдоре.

Первоначально южный придел был освящён в честь преподобного Варлаама Хутынского, а северный — в честь преподобного Антония Римлянина. В 1652 г. наследнику Пожарского выдаётся грамота на освящение престола одного придела во имя девяти мучеников Кизических. В результате северный придел был переосвящён во имя девяти мучеников. В настоящее время южный придел (бывший придел прп. Варлаама Хутынского) освящён в честь преподобного Сергия Радонежского.

Большую ценность, по мнению искусствоведов, представляло вошедшее в историю русского искусства так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, согласно преданию, выполненными царевной Софьей. Позднее следы его теряются.

Иконостас храма был создан в конце 1680-х годов при участии художника Карпа Золотарёва и подвергался переделкам в XIX веке. При этом древние царские врата из Медведковской церкви, по словам историка И. М. Снегирёва, были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербург.

в XX веке

За всю историю церковь ни разу не была закрыта. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе. После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 году реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович. Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

Архитектура

Эта церковь — один из интереснейших образцов средневековой русской дораскольнической архитектуры, упомянута во многих учебниках по русскому зодчеству.

Один купол на высоком шатре окружают главки на барабанах.

В здании два этажа: нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.

Покровский храм — одна из немногих церквей Москвы, построенных до реформ патриарха Никона, который запретил строительство шатровых храмов.

Социальная работа

Клирики и прихожане церкви окормляют специализированный дом ребёнка № 23 Москвы, оказывают помощь Центру содействия семейному воспитанию «Алые паруса».

Работает воскресная школа для детей и взрослых.

Адрес: Заповедная ул., 52. Медведковское кладбище.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1634-1635) в Медведкове на реке Яузе была построена на месте прежней деревянной при первых владельцах села князьях Пожарских.

Первое упоминание о селе Медведково встречается в писцовой книге как о «старинной вотчине» отца князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вероятно, название села происходит от первого владельца, Василия Федоровича Пожарского по прозванию Медведь. В Смутное время село было разорено; к1620-м годам пустошь снова обстроилась; тогда же в Медведкове на средства Д.М.Пожарского была выстроена шатровая деревянная церковь, для которой отлили памятный колокол в честь освобождения Москвы. На его же средства была возведена существующая ныне церковь. После Пожарских в конце XVII века село перешло к приближенному царевны Софьи князю В.В.Голицыну, женатому на сестре последнего Пожарского, а в XVIII веке досталось Ф.К.Нарышкину, дяде Петра I, а после него – Л.К.Нарышкину. На этом громкие имена владельцев села не закончились: следующим хозяином стал зять Льва Кирилловича князь А.М.Черкасский. В конце XIX века Медведково превращается в дачное место, здесь останавливались поэт В.Брюсов, художники К.Коровин, М.Врубель.

Каменный шатровый храм был выстроен Дмитрием Пожарским после ранней смерти его любимого сына Федора. Это один из последних шатровых храмов, построенных до Никоновской церковной реформы, запретившей строительство таких церквей как «не соответствующих чину». Высокий шатер, увенчанный маленькой главкой, окружают боковые купола на барабанах – отдаленные следы влияния архитектуры храма Василия Блаженного. Основание шатра скрыто рядами кокошников, а грани украшены мелкими цветными вставками. Восьмерик, на который поставлен шатер, достаточно широк, в его гранях прорезаны узкие окошки.

У храма три апсиды, разделенные полуколоннами; в боковых апсидах прорезаны окна. Северный придел – Девяти мучеников Кизических, южный – Преподобного Сергия; оба придела были основаны в 1690г. В нижней части – высоком подклете, на который поставлен храм, устроен теплый храм во имя иконы Божией Матери Знамение. Этот храм не закрывался даже в советское время.

Владельцы Медведкова уделяли самое пристальное внимание обустройству храма. Так, В.В.Голицын заказал новые колокола вместо того, который был сделан князем Пожарским; надпись на одном колоколе повествовала о том, когда и кем Голицыну было пожаловано село. Клеймо на другом колоколе указывало, что лил его никто иной, как Д.М.Моторин – известный мастер. Большой ценностью обладало не сохранившееся напрестольное Евангелие 1681г., миниатюры которого, по преданию, были выполнены самой царевной Софьей.

Существующая двухъярусная колокольня была построена в XIX веке на месте прежней.

В интерьерах церкви, в основном относящихся к XIX веку, сохранились иконы XVII-XVIII веков.

Входит в проекты: шатровые храмы, огненные храмы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *