Хульные мысли

Что такое хула на Духа Святого и когда человек в ней повинен? Я думаю, что богохульство — это пренебрежение к Божественному вообще. Разумеется, человек в этом виноват, если он в здравом уме, поэтому невозможно, чтобы благочестивый был богохульником. На первой ступеньке хулы на Святого Духа находятся бессовестные люди, на второй — презирающие Бога и все святое, а на третьей — сатана. Поэтому, как только можно, надо остерегаться бесстыдства и пренебрежительного отношения не только ко всему святому, но и к нашим ближним, ибо они — образ Божий, и не обращать внимания на хульные помыслы, которые диавол всевает в нас против нашей воли.

— Что делать, если приходят хульные помыслы?

— Не придавать этому значения.

— Но диавол вкладывает мне их, принуждает меня, и я согрешаю.

— Не говори, что тебя принуждает сатана, потому что на Страшном суде он скажет Богу: «Этот христианин оклеветал меня в том, что я принуждал его грешить, но это не я заставлял его, а он сам, имея свободную волю, совершил грех». И диавол на самом деле будет прав, т.к. Бог сотворил человека свободным, и никто не может насильственно принудить его к чему-либо — ни благой Бог к добру (хотя, как Творец, имеет право), ни сатана ко злу, — но сам человек по своей воле склоняется или к Богу, или к диаволу. Поэтому надо обвинять не диавола, а свое злое произволение, ибо человек при собственном содействии попадает в лапы сатане.

Хульные помыслы бывают от диавола, а не от человека.

Хульными помыслами сатана обычно терзает чувствительных людей, чтобы удручить их и заставить впасть в отчаяние.

Хульные помыслы похожи на самолеты, которые помимо нашей воли мешают нам своим шумом, а мы никак не можем им противостоять. В этом случае лучшая противовоздушная оборона — это пение псалмов, ибо в нем заключается и поклонение Христу, и презрение к диаволу.

Если проявить хоть немного внимания к хульным помыслам, они могут истерзать, надломить человека. Нужно немного хорошего безразличия. Хульными помыслами сатана, как правило, изводит благочестивых и слишком чувствительных людей. Он многократно увеличивает их падение в их глазах, для того чтобы заставить их впасть в уныние. Цель сатаны — довести их до отчаяния, а затем и самоубийства. Если ему это не удается, то он пытается, по крайней мере, свести их с ума и сделать ни к чему не пригодными. Когда у него не получается и это, то ему приносит удовлетворение, если удастся хотя бы ввергнуть их в тоску, уныние.

Молитва для избавления от плохих мыслей

Почему человек может быть обуреваем дурным мыслями? Как от них защититься? Ведь самый страшный ад — это тот, что человек сам для себя строит в собственной голове.

Дурные мысли могут иметь самое страшное и трагическое значение для человека, ведь намерение — уже очень много.

Самыми различными причинами может быть вызвана та или иная мысль, не так ли? В любом случае (верим мы или нет, хотим или не желаем) на наш грубый, телесный мир, воздействуют в огромном количестве духи, обитатели мира тонкого.

Всякая навязчивая негативная, тяжелая дума может быть плодом внушения, полученного от лукавого.

Уныние, по слову святого преподобного батюшки Серафима Саровского — самый страшный грех, ибо оно — корень остальных грехов, каждого в отдельности и всех вместе. Действительно, чего не совершит человек в состоянии депрессии?

Сила веры — спасение души

Тот, кто искренне верит в Господа и уповает на Его святую помощь, и может искренне читать молитву для защиты от дурных мыслей, надежно защищен от всякого зла. Бог видит искреннее усердие Своих чад, и избавляет от коварного уныния и внутреннего озлобления. Есть множество молитв, которые помогают именно от этого незначительного на первый взгляд греха — ну бывает у всех плохое настроение, казалось бы, ничего греховного тут нет.

Но невнимательное отношение к своей душе не проходит бесследно — если Вы почувствовали первые признаки посещения Вас дурными мыслями — просите Бога защитить Вас от них прежде даже, чем от прочих бед. Если Вы остаетесь в таком состоянии, случиться может все, что угодно — самые страшные и нереалистичные сценарии станут явью так, что Вы даже и не заметите произошедших перемен в себе самом.

Соблюдайте душу свою в чистоте, бегите всякого зла и греха, но особое внимание уделяйте, особые усилия прикладывайте для избавления от плохих, навязчивых, негативных мыслей. Ведь именно от духовная чистота защищает истинно верующего от происков зла.

Православные христиане для спасения от навязчивых, плохих мыслей, используют, по совету батюшки Серафима, Саровского Чудотворца, две молитвы — самых простых, понятных и доступных каждому. Ими легко заменить любую нехорошую мысль, мучающую Вас, они дисциплинируют ум, помогают лучше концентрироваться.

Называется она «Иисусова молитва», и может быть, кроме полного варианта , выражена лишь двумя словами: «Господи, помилуй!». Если молитву читать постоянно, то молиться Вы начинаете даже на уровне подсознания, а значит, Вы защищены от негативных навязчивых мыслей на всех уровнях, и кроме того — выполняете завет апостола Павла, который сказал: «Непрестанно молитесь!».

Кроме того, старец Серафим советовал читать молитву от всякой скверны, называемая также молитвой Святой Троице . Самого Бога мы приглашаем под сень нашего сердца, чтобы Он очистил жилище нашего духа от всякой скверны — как порчи, так и просто негативных, навязчивых и дурных мыслей.

Как защищаться от дурных мыслей?

Есть огромное количество нехристианских (откровенно языческих, колдовских, сатанинских) обрядов и заговоров. Не всякая молитва от плохих мыслей полезна нашей душе. Молитва Богу — общение с самим Создателем, а не заговор и не заклинание, важно не смешивать понятия, и всегда их различать.

Нельзя в ритуалах и обрядах, направленных на защиту от негативных навязчивых мыслей и дурных стремлений, применять церковные атрибуты: крещенскую воду, восковые свечи, просфору.

Нужно использовать данные нам от Господа средства достойно, и не совершать новых грехов, пытаясь избавиться от груза грехов былых.

Крещенская вода спасает от уныния, будучи выпита с верой и благоговением, а не из-за особых слов, сказанных над ней. Свечу можно возжечь, если Вы хотите поговорить с Богом, помолиться Ему, попросить о помощи и содействии в борьбе с грехами и невеселыми мыслями. Просфору можно есть натощак для просвещения ума и очищения помыслов.

Каждое средство, предлагаемое Святой Матерью Церковью — хорошо и актуально, может и должно быть применено, но не стоит относиться к нему, как к панацее или магическому амулету. Каждое обращение к Богу должно быть искренне и чутко, в иных случаях эти обращения не подействуют, а только погрузят Вас глубже в Ваши негативные, дурные и навязчивые мысли.

Другие виды защищающих молитв:

Молитвы от злых мыслей: комментарии

Комментариев — 6,

В моей семье произошло горе. В голову то и дело лезут плохие мысли. Не знаю чем все это закончится, но буду надеяться, что все будет хорошо с Божьей помощью и молитвами. Никогда особо не верила вот в такие вот молитвы, но когда случается в семье что то нехорошее, молитвы и упование на Всевышнего ближе всего. Есть много молитв, но не все запоминаются быстро, а эта молитва проста и надеюсь очень поможет, защитит от ненужных мыслях, которые постоянно лезут в голову.

Я Равиль мне 16 лет мне часто приходят плохие мысли о боге в том что я его обзываю,но на самом деле я этого не делаю я ходил к психологу, несколько раз ходил в церковь, пил святой воды пробовал думать о другом да и в общем как только иногда приходит мысль о боге то обязательно будет то что я обзываю его плохим словом.Как с этим бороться ?Помогите мне пожалуйста.Я верю в бога и почти каждый день прошу его о помощи.

Равиль, у меня тоже такое бывает и мне тоже нужна помощь Бога.У меня такие же проблемы кака и у тебя и я тоже очень хочу от них избавиться.Да поможет нам Бог…

А мне приходят мысли что я родился не того пола…. С женщинами я давно не встречаюсь, меня все огорчает и не хочется жить….Кто нибудь сталкивался с этими проблемами? Пишите на ящик

Господи помилуй мою душу! слава отцу и сыну и святому духу и нене и присно и вовеки веков аминь, СЛАВА ТЕБЕ БОЖЕ НАШ!

здраствуйте всем ! у меня у моей невесты тоже самое как будто ей прихордят мысли плохие про святые места и о боге что черт обзывает и у нее начинается психические расстройства если есть дельный совет пишите на может есть ритуалы или заклинания или еще сильнее молитвы пишите отвечу всем

Молитвы от боязни, страха и тревоги

Тревога, ночные страхи, навязчивые мысли — каждый человек испытывал это. Еще в древности люди знали, что самое действенное средство против душевного беспокойства и плохих помыслов — молитва.

Находясь в душевном смущении, трудно бывает подобрать слова. В этом случае используют готовые тексты, составленные отшельниками, жившими в уединённых местах, где страхи и тревога действуют с особенной силой.

Их молитвы — верное средство избавляться от фобий, тревожных состояний, смущающих душу мыслей.

Страх перед людьми

Сильная молитва от страха и тревоги — Давидовы псалмы.

Царь Давид, живший в дохристианское время на земле нынешнего Израиля, терпел гонения от родного сына Авессалома, также желавшего царствовать. Однажды, скрываясь от погони, Давид написал псалом «Господи, почему умножаются мои враги?». Пока царь молился, его враги были побеждены силой Бога, без применения оружия.

Давидову молитву и сейчас ежедневно можно слышать в православном храме на вечернем богослужении.

Преподобный Амвросий Оптинский рекомендовал это молитвенное чтение, чтобы разрушить злые намерения врагов, но самим не согрешить. Во время сильного смущения можно прочесть весь псалом, или произнести отдельные фразы, подходящие к ситуации.

Молиться можно и на славянском, и на русском языке.

Необоснованные страхи

К каждому человеку время от времени подступают мрачные мысли. Вроде бы ничего не случилось, а сердце терзают паника, предчувствия беды. В этих случаях обращаются к Богородице.

Долгое время провела она в тревожном ожидании несчастья, которое должно было случиться с Её Сыном, Христом. Её помощь сильна в похожих ситуациях, происходящих с людьми.

В 8 веке жил греческий монах Феостерикт, страдавший приступами опасения и беспокойства. Чтобы избавиться от них, Феостерикт составил для молитвенной помощи Канон Богородице, «читаемый в душевной скорби и обстоянии».

Это сильная молитва от навязчивых мыслей, порождающих фобии, печатается в любом молитвослове.

Читая канон каждый день, верующие действительно избавляются от боязни, тревоги и беспокойства.

ПОЕМЫЙ ВО ВСЯКОЙ СКОРБИ ДУШЕВНОЙ И ОБСТОЯНИИ

Творение Феостирикта монаха

Ирмос: Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполнити мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Слава: Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых; к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

И ныне: Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему благих виновна, верных Утверждение, едина Всепетая.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Слава: Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи: вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

И ныне: Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты

ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю Сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Моление теплое, и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре предстательствующая.

Ирмос Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя, и прославих Твое Божество.

Страстей моих смущение, Кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Яже Благосердаго рождшая, и Спаса всех поющих Тя.

Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя Богоматерь.

Слава: На одре болезни моея и немощи низлежащу ми, яко Боголюбива, помози, Богородице, едина Приснодево.

И ныне: Надежду и утверждение, и спасения стену недвижиму, имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся.

Ирмос Просвети нас повелении Твоими Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая Виновнаго.

Избави нас от бед, Богородице Чистая, вечное рождши Избавление, и Мир, всяк ум преимущий.

Слава: Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.

И ныне: Исцели, Чистая, души моея неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими подаждь ми.

Ирмос: Молитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя избавити.

Предстательницу Тя живота вем, и Хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы, и налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей моих избавити мя.

Слава: Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

И ныне: На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей; но Бога и Спаса миру, и Избавителя недугов рождшая, Тебе молюся Благой: от тли недуг возстави мя.

Предстательство христиан непостыдное, Ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы, в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.

Наше спасение якоже восхотел еси, Спасе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру Предстательницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Волителя милости, Егоже родила еси, Мати Чистая, умоли избавитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, бла-гословен еси.

Слава: Сокровище спасения и источник нетления, Тя рождшую, и столп утверждения, и дверь покаяния, зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

И ныне: Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая.

Ирмосъ: Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.

Помощи яже от Тебе требующия не презри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Неможение души моея исцеляеши, и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки.

Слава: Исцелений богатство изливаеши верно поющим Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое Рождество.

И ныне: Напастей Ты прилоги отгоняеши, и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Ирмос: Воистинну Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.

Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу отъемшаго, Дево, Христа рождшая.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.

Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие.

Слава: Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

И ныне: На месте озлобления немощи, смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

Бывает, что тревожность настолько сильна, что нет сил на длинное чтение.

В этих случаях поможет многократное повторение короткой молитвы «Пресвятая Богородице, спаси мя» или пение «Царице моя Преблагая»:

Страх перед смертью

Каждый человек испытывает страх перед смертью по нескольким причинам:

  • неизвестность самого события;
  • боязнь оставить детей или близких без помощи;
  • нежелание лишиться наслаждений жизни.

Все они происходят от неверия в волю Божию. В такие минуты помогает молитва от страха и тревоги, вызванной ожиданием смерти.

Похожие состояния испытывали многие святые.

Преподобная Мария Египетская мучилась страхом смерти, живя 17 лет в полном одиночестве, в пустыне, пока Сама Богородица не избавила её от душевного смущения. Мученик Вонифатий, любивший при жизни разные наслаждения, без сомнения пошёл на смерть, когда дело коснулось исповедания веры во Христа.

Этих святых можно просить о помощи своими словами или специальными прошениями:

Ночные страхи

Когда день клонится к вечеру и окружающая обстановка становится плохо различимой, впечатлительного человека одолевают мнимые страхи. Особенно этому подвержены дети: их воображение рисует чудовищ под кроватью или привидений за окном.

Действенной молитвой от ночных страхований, порождаемых бесами, является псалмы Давидовы «Да воскреснет Бог» и «Живый в помощи Вышняго».

Первый из них призывает Бога для отгнания врагов — злых духов, а второй повествует о безмятежной жизни того, кто всегда надеется на помощь Божию.

Короткие молитвы от нервозности, беспокойства

В минуты особого беспокойства и нервного напряжения хорошо читать короткие молитвы, успокаивающие чувства:

  1. Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго (грешную).
  2. Пресвятая Богородице, спаси мя.
  3. Святой (имя), моли Бога о мне.

При этом можно перебирать чётки, что помогает сосредоточиться и успокаивает нервы.

Молитва — не магическое заклинание, а свидетельство веры человека Богу.

Прося помощи Бога и святых, нужно стараться и самим жить по заповедям Божиим. Тогда душевные беспокойства, фобии, навязчивые мысли и страхи уйдут без возврата, и каждое событие жизни будет приносить радость.

УДК 130.3

и. И. Морозова

Проблемы искусства в отечественной православной мысли конца XIX — первой четверти XX в. (по материалам периодических изданий)

В статье представлена тематическая аналитика содержания отечественных православных периодических журналов второй половины XIX — первой четверти XX в. Избранный автором ракурс — проблемы культуры и искусства российского общества того времени, их отражение в православной публицистике. Показано, что в текстах православных мыслителей освещались вопросы о сущности эстетического, искусства, противоречиях современной им культуры, утверждались единство, целостность культуры, приоритетность духовно-нравственного, ценностного ее содержания, осуществленность духовно-нравственного идеала.

Ключевые слова: православные периодические издания, отечественная культура X.Кв., метафизика духовной жизни, проблемы искусства и культуры.

© Морозова И. Н., 2018

Отечественная православная публицистика, сложившаяся структура православных периодических изданий — феномен второй половины XIX в. . Основной круг богословских вопросов, традиционно обсуждавшихся на страницах православных журналов и газет, дополнили проблемы, имевшие отношение к современности; в них также размещались тексты из области философии, словесности. Общение с аудиторией в пространстве печатного издания использовалось православными богословами как возможность необходимого и адекватного ответа на духовно-нравственные настроения в жизни российского общества того времени .

Основываясь на дореволюционных, современных библиографических указателях православной периодической печати второй половины XIX — первой четверти XX в. , мы подразделили весь массив публикаций по проблемам культуры, искусства на следующие наиболее значительные, на наш взгляд, части. Во-первых, тексты, в которых рассматривались обозначенные выше проблемы на достаточно обобщенном уровне, сравнимом с теорией эстетики в светском познании; тексты, в которых обсуждались феномен, общие проблемы искусства (сопоставимые с искусствоведением]. Во-вторых, тексты, в которых затрагивались проблемы, история, актуальное состояние отдельных конкретных видов искусства (литературы, живописи, театра, кинематографа и др.]. Раскроем далее лишь некоторые, на наш взгляд, значительные из основных содержательных моментов в собранном и изученном нами материале, в соответствии с выделенными тематическими направлениями.

В обосновании художественного творчества православными мыслителями утверждалась необходимость метафизического подхода, что подразумевало «боговдохновенность», возможность действительного Откровения в искусстве . В то же время, по мнению православных авторов XIX в., нельзя отождествлять откровение художника и Божественное откровение, можно лишь проводить между ними некоторую параллель . Христианская эстетика возможна и необходима, поскольку, согласно богословам, именно в христианстве состоялось универсальное, жизненное утверждение (в духовном подвиге святых] сущности истины, добра и красоты. К трем важным функциям христианской жизни, образующим основания теории христианской эстетики, православными авторами относились

литургическая составляющая, воспитательный потенциал и художественная критика. Отличие сферы художественного от науки объяснялось творческой интуицией, фантазией .

В православной периодике подчеркивалось значение в художественной деятельности не только эстетической теории, но и философии. Знание, интеллектуальная культура важны для художника. С другой стороны, искусство также составляло пользу для науки, например, когда неизвестные прежде явления, тенденции в общественной, культурной жизни России того периода впервые были обнаружены в художественной форме. Таким образом, средства искусства могли проявлять свою полезность и в целях популяризации научного знания. Единство, целостность общественного бытия нарушались в случае, когда доминировали светские наука и искусство, преобладая над религиозным и нравственным началами. Произошедшее в культуре XIX в. отпадение от христианства в большей мере коснулось интеллектуальной ее сферы.

В качестве противоположных православными мыслителями фиксировались две точки зрения на искусство (реалистическое и идеалистическое). Искусство должно предполагать традиционность, что означало следование идеалу и преданию. Сущностная потребность художественной деятельности была определена как стремление к идеалу, что соответствовало созерцанию истинного, изящного, благого.

Идеалу как цели истинного искусства была противопоставлена современность. По мнению богословов XIX в., в искусстве произошло оскудение религиозного чувства . Оскудение идеалов, происходившее в российском обществе XIX в., осознавалось и как утрата возможностей художественного творчества.

В подходе к прекрасному в отечественной православной мысли XIX в. проявлялся платонизм. В основе платонизма — идея целостности, единства истины, добра и красоты (изящества). Соответственно, пагубны и крайности разъединенности этих трех начал в обществе, культуре. Установкой платонизма может быть объяснено высказывавшееся православными авторами XIX в. положение об имевшей место независимости эстетического от нравственного, чувственного. Нравственность не образует существенный признак искусства, в отличие от эстетического (искусство не должно быть тенденциозным)

. К обоснованию взаимосвязей (в том числе и негативных] религии и искусства привлекался и подход психологии как науки о чувствовании.

Однако, в отличие от платонизма, православные мыслители исходили из призвания, предназначения человека к осуществлению совокупности истины, добра и изящества. Потребности «духочелове-ка» не могли в таком случае ограничиваться пределами материальности. Обратим внимание, что источником в осуществлении названного выше закона человеческого предназначения (проявляющегося в одухотворенной нравственной деятельности] являлось вдохновение свыше, в соединении с подвигом самоотвержения, истинной любовью к ближнему. Таким образом, красота определялась как объективация, воплощение бескорыстной любви . Интересно соединение православными богословами данной характеристики красоты (любви] с желанием «сообщить себя другим, выразить себя во вне, в произведении» .

По объему публикаций в православной публицистике XIX в. в ряду всех искусств первенство занимала литература, словесность. В православной периодике того времени находим обобщение всей картины литературного процесса, истории литературы в России, анализ конкретных прозаических произведений, поэзии. Весьма значительный подраздел статей, материалов об изображении в литературе лиц священного звания.

По мнению богословов, скрытая религиозность была присуща всей отечественной словесности в целом, независимо от идейной концепции писателя. В XIX в., в том числе и ввиду неудовлетворительности церковной проповеди, роль последней приняли на себя художественная литература, философия . Особые художественно-выразительные средства литературы могли быть использованы и для преодоления недостатков церковной проповеди в целом, преподавания Закона Божия в средней школе. Сознание молодого человека, писали православные мыслители, впечатлялось художественными образами, оказываясь под их обаянием. В то же время в оценке современных тенденций отечественной литературы значительна доля критических оценок.

В православной периодике XIX в. особенно критичны оценки театра и кинематографа (от самой перспективы сценического вопло-

щения событий евангельской истории, посещения священнослужителями театра до совпадения времени театральных представлений с церковными службами, временем Великого поста и др.). Так, оживленную полемику вызвало предложение прот. П. Я. Светлова «положительным» (имелось в виду — объективным) образом рассмотреть вопрос о религиозном значении театра .

Любопытно, что православными авторами приводились также довольно беспристрастные объяснения успеха, роста популярности кинематографа (в силу соответствия последнего вкусам самой невзыскательной публики . К направлениям полезного, благоприятного воздействия кино на человека были отнесены образование, изображение событий священного характера (поскольку в отличие от театра в случае кино можно заранее проверить качество исполнения) .

Во многом сравним (в силу особого интереса «православной стороны») с литературой вопрос об обращении современных художников к религиозной теме. Православными публицистами составлялись достаточно подробные содержательные обзоры выставок изобразительного искусства , приводились обоснования места и значения живописи в искусстве. Особенный статус живописи обусловлен боговдохновенным значением иконописи. Главное сокровище христианской живописи — образ воплотившегося Сына Божия, красота Богочеловека. Собственно, отношение искусства религиозной живописи к христианскому Священному Писанию «в приложении к иконописанию не только установлено и выражено точно в теории, а даже еще и «догматизировано»» (именно на VII Вселенском Соборе) .

Православными мыслителями обсуждалась проблема соответствия личной позиции художника, созданного им произведения на религиозные сюжеты и церковной традиции. И здесь при одобрительном в целом отношении к интересу светских живописцев к раскрытию истин Евангелия безусловный авторитет в оценках отдан В. М. Васнецову. Содержание творчества художника было определено как христианская философия .

Что касается других персоналий, единодушную критику вызвал подход Н. Н. Ге (в особенности картина «Что есть истина?»). Впрочем, Н. И. Барсов подчеркивал (именно в отношении художественного

Таким образом, в приведенном выше панорамном обозрении текстов из православной периодической печати в России конца XIX — первой четверти XX в. выявлены некоторые базовые для православия идеи, подходы к культуре, искусству. Искусство понималось богословами прежде всего в аспекте традиции, следования духовному идеалу, акцентировалось духовно-нравственное влияние последнего на общество, культуру, подчеркивалось значение интуиции, бо-говдохновенности художественного творчества. Православными мыслителями утверждались уникальность, национальная самобытность отечественного искусства, его своеобразие в сравнении с западным. В богословском подходе к искусству были важны понимание красоты как объективации, воплощения любви, необходимость призванности художника, творца к служению обществу, утверждение принципа единства целостности культуры, способность эстетического дополнять религиозное.

Полагаем, что богословская публицистика может лишь условно сравниваться со светским знанием об искусстве. В то же время нельзя не отметить восприятие православными мыслителями многих идей из светского познания, возможности диалога с последним. Обращение к православной публицистике имеет значение для воссоздания, понимания атмосферы диалогичности в российской культуре рубежа XIX—XX вв. (что не исключало критичности, идейной напряженности такого диалога]. В православной периодической печати (что могло зависеть и от позиции журнала] публиковались лица не только духовного звания, присутствовало известное разнообразие, разброс в оценках (объединяемое принятием базовых для православия идей], что позволяет определить ценность некоторых положений как не являющихся догматическими, на уровне теологуме-нов. В целом православно-публицистический дискурс о проблемах культуры и искусства того периода имеет значение и для понимания духовно-нравственных, ценностных проблем, противоречий современности.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Амфитеатров Е. В. О существе и свойствах художественной деятельности // Приб. к изд. творений св. Отцов. 1872. Ч. 25. С. 503—530.

2. Барсов Н. И. Русская религиозная живопись в 1894 г. // Церк. вестн. № 12 (24 марта). С. 182—183. Подпись: Н. Б-в.

3. Баянов Б. Театр и церковь // Театр и искусство. 1912. № 5. С. 109— 113; № 6. С. 132—135.

4. Воронец Е. Н. Несколько мыслей об отношении искусства религиозно-исторической живописи к науке христианского богословия. М., 1896. 9 с.

5. Воронцова И. В. Церковная публицистика середины XIX в. как православный ответ на вызовы современности (архимандрит Климент (Можаров), епископ Смоленский Иоанн (Соколов) и архиепископы Херсонский Никанор (Бровкович) и Харьковский Амвросий (Ключарев)) // Политика и общество. 2015. № 11 (131). С. 1572—1585.

6. Ефремов П. А. «Православное обозрение»: указатель за 1860— 1870 гг. М.: Унив. тип., 1872 г. 244 с.

7. Малышев В. С. Церковно-общественная публицистика в эпоху «великих реформ» // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 121—145.

8. Продан И. С. Что такое искусство? (рассуждения с толстовцем). Харьков: Епархиальная типография Каплуновская, 1915. 31 с.

12. Смоленский Н. П. Кинематограф // Отдых христианина. 1913. Т. 2. № 12. С. 891—898.

13. Смоленский Н. П. Церковная Проповедь // Отдых христианина. 1907. Т. 1, кн. 5. С. 126—132.

16. Тихомиров П. В. Художественное творчество и религиозное познание // Богословский вестник. 1897. Т. 4. № 11. С. 240—253.

17. Ткаченко Л. А. Православная журналистика в историографических работах отечественных ученых // Вестник ЧелГУ 2015. № 15. Филология. Искусствоведение. Вып. 96. С. 88—94.

18. Фолте Ю. Указатель статей в алфавитном порядке, содержащихся в богословско-философском журнале «Вера и разум», с алфавитным списком авторов помещенных в нем статей за первое десятилетие его издания (1884—1893 гг.). Харьков: тип. Губ. правл., 1894. 45 с.

19. Христианство и новая русская литература XVIII—XX вв.: библиогр. указ., 1800—2000. СПб.: Наука, 2002. 891 с.

20. Шахов В. В. Указатель к «Православному обозрению» за 1871— 1886 гг. М.: Унив. тип, 1887. 157 с.

3. Bayanov B. Teatr i cerkov’ . Teatr i iskusstvo — Theatre and Art. 1912, no. 5, pp. 109—113; no. 6, pp. 132—135. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Smolenskij N. P. Kinematograf . Otdyh hristianina — The rest of Christian, 1913, vol. 2, no. 12, pp. 891—898. (In Russ.)

ophy in Russian art (from the exhibition of religious paintings by V. M. Vasnetsov]. Kharkov, 1910, 22 pp. (In Russ.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *