Идеал жизни

Григорий Кваша «Зазеркалье» № 93

НЕДОСТИЖИМЫЙ ИДЕАЛ.

Недавний выпуск телепередачи «Цивилизация” вновь ударил по векторным струнам структурного гороскопа, напомнив, что векторное кольцо это не только политические скандалы и брачные разборки, но и борьба идей, причем идей самого высокого уровня, идей на уровне идеала.

Итак, речь в передаче шла о противостоянии величайшего ученого всех времен сэра Исаака Ньютона (Лошадь) и малоизвестного в широких кругах Роберта Гука (Кабан). За Ньютоном, по сути первым теоретиком в мировой науке, числится закон всемирного тяготения, интегральное и дифференциальное исчисление, длинный ряд оптических законов, создание т.н. классической механики и многое другое. За Гуком всякая мелочевка, в том числе закон его имени, который также научным шедевром не назовешь. Казалось бы, дистанция между ними слишком велика. Ан нет, оказывается, между Гуком и Ньютоном были сложнейшие и запутанные отношения, многие полагают, что Ньютон украл у Гука «Всемирное тяготение”, что-то там сделал с его архивом, боролся с самой памятью о Роберте Гуке. Господин Николаев (ведущий «Ц”) справедливо полагает, что научная и человеческая драма разыгравшаяся между Гуком и Ньютоном сродни конфликту Моцарта (Крыса) и Сальери (Лошадь).

В жутком конфликте двух ученых прав, конечно, Ньютон, впервые в истории науки доказавший, что теория важнее прозрений, а структурно выстроенная наука гораздо полезнее набора пусть гениальных, но никак не связанных фрагментов миропонимания. Таким образом, конфликт обретает философское значение, символизирует столкновение двух моделей познания мира.

Кабан – это могучий интеллектуальный напор, чутье, полное отсутствие робости или предвзятости, а кроме всего еще и некое загадочное мистическое прозрение. По праву именно этот знак считается самым интеллектуальным знаком. В науке – это сверхглубокий поиск, сверхглубокое бурение, в литературе – это крайняя форма стилистического совершенства, изощренности и безжалостного служения истине. Идеалом для Кабана стало бы обнаружение некой универсальной истины, объединяющей мелкие законы в единое целое. Увы, идеал недостижим, даже самые великие Кабаны, такие как Юнг, Борхес, Набоков, Шредингер, Нострадамус, недотягивают до главных законов. Первооткрывателями всеобщих законов всегда становятся Лошади – Ньютон, Мендель, Менделеев, Винер и т.д. Причем добиваются Лошади этого путем противоположным кабаньему, – они не копают вглубь, а растекаются по поверхности, ищут не сложное решение, а простое, не громоздят гигантский лабиринт (как Кабаны), а выстраивают каркас (структуру), на который нанизывают те самые детали, которые для Кабана были первичными.

Добившись грандиозного преимущества над бессистемным умствованием Кабана, наиструктурнейшие Лошади своим идеалом полагают достижения полнейшей, можно сказать божественной, гармонии. Математическая формула знака Лошади – четыре единицы доказывает, что этот знак посвящен поиску абсолютной гармонии. Лошадь забрала себе все – интуицию, логику, волю, душевность, фантазию. Ее единственной задачей остается лишь сведение этих качеств воедино, нахождение баланса между ними. Увы, сбалансировать такое множество достоинств, практически невозможно. Так что и у Лошади идеал развития остается недостижимым. Проницательный читатель уже догадался, что лошадиный идеал достижим лишь для Крысы. Математическая формула Крысы – четыре нуля, и в отличие от Лошади ничего соразмерять не надо, все качества находятся в природной гармонии. Конфликт двух по разному гармоничных знаков гениально угадал Пушкин в своей маленькой трагедии, показав недоумение Сальери великого педагога и значительного композитора, перед внезапным гением Моцарта. Ну, не может самодеятельная и поэтапная Лошадь понять врожденный гений фатального знака.

Сама же Крыса не слишком задумывается над своей гармоничностью. Ее фикс-идея – это любовь. Будь-то Лев Толстой, Сент-Экзюпери или Шекспир, все у них только о любви. Именно в любви Крыса хочет достичь совершенства. Однако ее идеальной гармонии для высшего совершенства в любви недостаточно. Любовь как оказалось требует диспропорции, тепла и изобретательности, активности и суеты в ней должно быть побольше… Речь в данном случае об Обезьяне, которая говорит о любви меньше Крысы, но понимает в ней абсолютно все. Главной мировой парой этого противостояния, безусловно, является пара двух титанов нашей литературы – Льва Толстого (Крыса) и Антона Чехова (Обезьяна).

Если Обезьяна не грезит о любви, если не любовь высшая цель Обезьяны, то в чем же ее идеал? Хотите верьте, хотите нет, но суетливая и активная Обезьяна мечтает об отрешенности, созерцательности, глубинной тишине души. Такой анабиоз для Обезьяны совершенно недостижим, о нем можно только мечтать. Так японцы (Обезьяна) бредят Достоевским (Змея), а премудрый Шопенгауэр (Обезьяна) безгранично завидует беспредельной нирване индийской (Змея) философии.

Достигнув полного внутреннего отрешения от жизни, Змея начинает двигаться в противоположном направлении, она жаждет вдохнуть жизнь в мертвую душу, ищет чувственных удовольствий, ярких эмоций, надрыва, горячих слез, величественных слов. Самая знаменитая пара Пушкин (Коза) и Гоголь (Змея). Не менее знаменита пара Есенин (Коза) и Маяковский (Змея). Помните, как Есенин сказал, что сам он «поэт от чего-то”, а Маяковский – «поэт для чего-то”? В этом суть противостояния двух соседей по векторному кольцу. Один всей жизнью стремится к тому, что другому дается естественно и даже кажется обузой.

Буян Есенин и буян Пушкин, конечно, могли показаться идеальными для леденеющих змеиных писателей. Но сами-то они навряд ли считали идеальными свои внезапные козлиные порывы. Нервным и нежным Козам грезятся совсем иные идеалы. Они-то представляют себя суперменами, крутыми и решительными мужчинами, такими, например, как Тигры. На этом отрезке векторных стремлений к идеалу образуются удивительные союзы. Дело в том, что Тигр сильнейший политический знак, а Коза слабейший. Как они ходят по истории рука об руку – уму не постижимо. Мы в последнее время много таких пар у себя в стране наблюдали. Горбачева (Коза) привели Андропов (Тигр) и Воротников (Тигр). Вокруг Ельцина (Коза) Тигров было еще больше, о чем писалось многократно.

Далее идут три пары, задействованные примерно на одной и той же проблематике. Волевой Тигр стремится к боевому Быку, тот вновь к волевой Собаке, а та опять к боевому Петуху. Есть в этом топтании на месте какая-то дополнительная магия. Знаки выравниваются, идеалы смешиваются. Легко заметить, что все проблемы вокруг войны и мира. Особенно ярко представлена в мировой истории пара Бык-Собака. Тут и Павел 1 (Собака) с Наполеоном (Бык), Черчилль (Собака) с Гитлером (Бык), Саддам Хусейн (Бык) с Клинтоном (Собака).

Петух, завершая череду смешанных боевито-волевых знаков, являет нам весьма высокую степень гармонии (как и все остальные открытые знаки). Гармония его столь высока, что по сути Петух- это почти космическое существо – огромная память, почти компьютерная скорость счета, стремление объять в своем сознании весь мир, всю историю, все мироздание. Петух чувствует себя то «председателем земного шара” (Велемир Хлебников), то объяснителем всей мировой истории с помощью солнечных циклов (Александр Чижевский), то ниспровергателем всей мировой истории (Анатолий Фоменко). Увы, достичь истинного глобализма Петуху не дано, голый интеллект, лишенный общечеловеческой памяти не в состоянии достигнуть гармоничного смешения времени и пространства. Это под силу другому сверхгармоничному знаку – Коту. Кот не изображает из себя интеллектуала, не пытается ниспровергать основы, более того Кот не стесняясь, признает бессилие своего мозга, утверждая, что не имеет ни одной самостоятельной мыслишки. За то, как он умеет работать с чужыми идеями, как ловко складывает он из чужих кирпичиков гигантские научные и культурные шедевры, на века украсившие сокровищницу достижений человечества. Среди таких шедевров уравнения Максвелла, теория относительности Эйнштейна, «Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова, роман скрупулезно собранный из чужих персонажей, чужих слов и чужих мыслей, но ставший своим для миллионов (а может уже миллиардов?) людей. Так еще раз Создатель продемонстрировал бессилие голого интеллекта перед обычным умением отличить прекрасное (гармоничное) от уродливого или обыденного.

Конкретный случай столкновения интересов Петуха и Кота демонстрируют высшие шахматы. Почти компьютер Виши Ананд (Петух) не в состоянии пройти редута Котов (Карпов, Каспаров, Крамник).

Впрочем, Кот, каким бы Мастером он не был, также далек от божественного идеала, как и все остальные знаки. Он также как и все остальные знаки полон суетных стремлений, также как и все другие, он стремится к недостижимому идеалу. Как реалистический знак Кот стоит четырьмя ногами на земле, но как знак взлетный беспрерывно мечтает о полетах. Тут его идеал совершенно очевиден – это Дракон, сочетающий в себе взлетность и мистицизм. Легко догадаться, что тут все столкновения в сфере поэзии. Тут годится любое сочетание Аполлинер, Белый, Блок (Драконы) – Эренбург, Мандельштам (Коты).

Бесплотный дух, каким видится со стороны Дракон – это состояние, которое самому Дракону кажется малосимпатичным. Дракон – вечный собиратель и энциклопедист, создатель самых изощренных философских систем (Фрейд, Ницше, Кант, Шпенглер), а также творец солнечных утопий (Кампанелла, Александр Грин, Маркес). Одним словом Дракон – это недоделанный Кабан – истинно солнечный энциклопедист и синтезатор новых миров.

Круг, как всегда, замкнулся. Человечество в своих стремлениях и идеалах уподобилось белке бегущей по колесу. Как знать, может быть, преодоление этой замкнутости и есть главная цель развития человечества. Вот победим векторное кольцо, разрушим вековую векторную магию и обретем истинную цель движения, Всем скопом, без различия знаков помчимся к единому и потому уж точно достижимому идеалу.

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

Ответ

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.

2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.

3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.

4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.

5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.

6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.

7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.

8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.

9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.

10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.

11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.

12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль: были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Над какими составляющими быта вам стоит задуматься, чтобы стать счастливым

Мы знаем, что жизнь не может быть идеальной, но никто не может запретить мечтать, не правда ли? И начало года – как раз подходящее время для того, чтобы переосмыслить свою жизнь. Есть множество компонентов идеальной жизни, над которыми стоит задуматься, и я хотела бы назвать несколько из них.

1. Люди

Каких людей вы хотели бы иметь рядом с собой? Хотели бы, чтобы у вас было больше друзей? Или, может, меньше? Больше родственников или наоборот? Хотели бы активнее общаться с соседями или коллегами, или мечтаете находиться от них как можно дальше? Хотели бы иметь больше детей или в вашей жизни их уже и так чересчур много (к примеру, вы преподаете, или ваши родственники с детьми хотят, чтобы вы этим детям уделяли больше внимания, чем вы в состоянии). Больше знакомых или меньше?

Или, быть может, вас полностью устраивают люди, которые находятся рядом с вами?

Изменить набор тех, с кем вы общаетесь, чтобы приблизиться к идеалу, может оказаться непросто. Но, надеюсь, эти вопросы откроют ваш разум для новых возможностей. В обществе, все еще восторгающемся экстравертами, до сих пор считается, что хотеть иметь меньше друзей или родственников – немыслимо, но для интровертов это вполне естественно. Возможно, вы заметили, что я не упомянула супругов или романтических партнеров. Это также было намеренно. Многим людям такой партнер нужен, но есть и те, кто в отношениях не заинтересован (и интересы этих людей очень часто замалчиваются как в популярной культуре, так и в научных дискуссиях).

2. Насыщение ваших социальных и личных потребностей

Независимо от того, довольны ли вы людьми, с которыми общаетесь, как много времени вы с ними проводите? Знаете ли вы свой идеальный лимит общения? Довольны ли вы тем, как проводите время в компании? Или, возможно, стоит сформулировать иначе: отвечает ли оно вашим ожиданиям, ведь одни люди заинтересованы в глубоком личном общении, тогда как другие предпочитают легкую болтовню?

В обществе до сих пор считается, что хотеть иметь меньше друзей или родственников – немыслимо

И что насчет времени, которое вы проводите в одиночестве? Как часто вы остаетесь наедине с собой? Достаточно ли вам тех часов, что вы можете посвятить творчеству, продуктивным занятиям, духовным практикам, отдыху, восстановлению сил или, по сути, чему угодно, чем вы любите заниматься? Или вы слишком много времени проводите в одиночестве?

3. Ваша работа

Приносит ли ваша работа удовольствие и позволяет ли платить по счетам – или вам удается получать от нее одновременно и удовольствие, и деньги? Если бы вы могли заниматься чем угодно, что бы вы выбрали? Хотели бы вы, чтобы вам вообще не приходилось работать? Если да, то как бы вы проводили время? Если вы еще не на пенсии, то ждете ли вы ее?

Достаточно ли вы зарабатываете, или же постоянно опасаетесь, удастся ли вам прожить на свою зарплату?

4. Ваши интересы и ценности

Чем вы хотели бы заниматься в свободное время, если бы ваши возможности были неограниченными? Есть ли у вас какая-нибудь страсть или увлечение? Если нет, то хотели бы вы иметь такое увлечение?

Какие ценности имеют для вас значение? Всегда ли вы придерживаетесь личных принципов?

5. Организация вашей жизни

В каких условиях вы живете? В одиночестве? С другим человеком (это может быть друг, родственник, партнер или даже сосед, которого вы едва знаете)? Или вы живете под одной крышей сразу с несколькими людьми – с братьями/сестрами или старшим поколением? В собственной квартире? В доме?

Где вы хотели бы жить? В какой стране? Хотели бы вы жить там, где выросли или, по крайней мере, рядом? Вы любите города, пригороды или деревню? Любите вы горы или озера? Холод, жару — или предпочитаете смену сезонов?

Нужно ли вам больше места, больше вещей или, напротив, вы хотели бы жить проще?

Независимо от того, в каких условиях вы сейчас живете, чего бы вам хотелось? Когда я собирала материалы для своей книги, я пообщалась с множеством людей, живущих в городах, деревнях, у гор и неподалеку от озер – и не только. Большинство из них попробовали разные места жительства, прежде чем нашли то, что подошло им идеально и сделало их жизнь счастливой.

Думаю, то, где мы живем, имеет гораздо большее значение, чем нам кажется. То, как мы живем (в одиночестве, с кем-то еще, в общине и т. п.), оказывает влияние на то, каких людей мы встречаем, достаточно ли времени мы проводим наедине с собой и в компании других людей, и удается ли нам заниматься своими хобби и придерживаться своих жизненных принципов.

Сейчас перед нами открывается немало возможностей, чтобы жить так, как нам хочется – или же создать свой идеальный образ жизни, если до сих пор никто до него не додумался. В процессе работы над книгой я нашла огромное количество вариантов, в том числе и довольно бюджетных. Задумайтесь над этим – и рискните.

Социальный психолог Белла ДеПауло продолжит рассказывать о том, что необходимо для счастливой жизни, в разделе «Мнения». Следите за обновлениями

Перевод НВ

Новое время обладает эксклюзивным правом на перевод и публикацию колонок Беллы ДеПауло. Републикация полной версии текста запрещена.

Оригинал опубликован на psychcentral.com

Больше мнений

— 565 —

«МАНА́С» — эпос кирг. народа, содержащий свыше полумиллиона стихотв. строк. В суровых условиях кочевого быта, в бесконечных столкновениях с соседними племенами кирг. народ в течение веков сохранял свой эпос в устной форме. Первые дореволюц. записи эпоса относятся к 1856, когда казах, ученый-этнограф Ч. Ч. Валиханов записал отрывок из эпопеи «Поминки по Кокетею». В 1862 и 1869 рус. ученый В. В. Радлов

— 566 —

также записал эпизоды эпоса. Полная запись «М.» стала возможной только после Октябрьской революции. В фондах Отделения обществ. наук АН Кирг. ССР собрано более 18 вариантов, записанных со слов различных манасчи. Эпос отразил историч. прошлое кирг. народа. В монумент. форме он передает воинские подвиги богатыря Манаса — защитника интересов народа. Исследователи эпоса пока еще не пришли к единому мнению о времени возникновения эпопеи. В образе богатыря Манаса временами проступают сказочно-мифологич. черты (чудесное рождение героя, его неуязвимость, связанная с магией). Осн. содержание эпопеи — подвиги Манаса во имя защиты кирг. земли от иноземных захватчиков. Манас сражается с вражескими богатырями, с девушкой-воительницей Сайкал, с одноглазыми чудовищами (дё), с различными волшебниками (аярами). В эпосе обширно представлены свадебные обряды, связанные с женитьбой Манаса на Каныкей — прозорливой, решительной и терпеливой героине эпоса.

«Манас» (Москва, 1946). Илл. Г. Петрова.

Ближайший соратник Манаса — Алмамбет, его «кровный брат», равный ему сноровкой, силой, удалью, умеющий заговаривать погоду. Постоянными советчиками Манаса являются старцы-богатыри Бакай и Кошой, к-рые отечески заботятся о его благополучии и удерживают от необдуманных поступков. В эпосе действуют не только люди, но и животные. Жизнь и подвиги Манаса объединяют эпос в единое сказание. Части «Семетей» (сын Манаса) и «Сейтек» (сын Семетея) составляют неразрывные звенья единой по сюжету эпич. трилогии. Образы Семетея и Сейтека — продолжателей подвигов своих отцов, раскрывают глубокую любовь народа к эпосу, стремление сохранить легенду о деяниях Манаса в делах и подвигах его сына и внука.

Эпос отличается богатой образностью, разнообразной стилистич. окраской. Он вобрал в себя нар. изречения, афоризмы, крылатые слова, пословицы и поговорки. Гиперболизация является одним из средств худож. обрисовки характеров и событий.

Р. З. Кыдырбаева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *