Иисус в коране

Введение

Эта статья написана с целью предоставить мусульманам информацию об Исе (Иисусе) с точки зрения Корана. Вы можете сами свериться с Кораном и проверить приведенные ниже выводы.

В Коране Иисус — это не Бог, не Сын Божий и не человек, умерший на кресте. В Коране Иисус — это пророк, чьи слова были отвергнуты иудеями. Его называют Мессией, но это означает лишь то, что он — посланник Бога (Коран 4:171). Он принес Евангелие (Коран 57:27).

Сверхъестественное зачатие Иисуса

Самым выдающимся аспектом жизни Иисуса является его зачатие и рождение, о которых говорится в Коране 19:16-26. Иисус был рожден сверхъестественным образом, потому что это произошло без вмешательства мужчины. Чудо рождения Иисуса приводит к вопросу: Иисус имеет только человеческую или только духовную природу? Разве Иисус не является всего лишь человеком — ведь он был сотворен подобно Адаму? В самом деле, в Коране 3:59 мы читаем о сходстве между рождением Адама и рождением Иисуса: «Поистине, Иса пред Аллахом подобен Адаму: Он создал его из праха, потом сказал ему: «Будь!» — и он стал».

Однако в Коране говорится не только о сходстве, но и о различиях между рождением Адама и рождением Иисуса:

На основании этих фактов мы можем сказать, что существуют значительные различия между зачатиями Адама и Иисуса. Адам был сотворен от нижнего, а Иисус — свыше. Поскольку Иисус был непорочным и был сотворен Словом Божиим, он имел высшую сущность. Мы различаем Божье Слово (калима) и слова Бога в Писании. Божье Слово и Дух должны быть вечными, поскольку Бог никогда не мог быть без Слова и Духа. Согласно Корану, Иисус был непорочным в своей земной жизни (Коран 19:19), а Адам ослушался Бога в своей земной жизни (Коран 2:36). Адам не обладает такими же качествами, как Иисус, Слово Божье.

Глава 1Царь Иудейский

Первые христианские проповедники не заключали, что Иисус был Богом – они считали его человеком, избранным Богом для выполнения особой задачи.

Джон Хик, видный богослов

3 апреля 33 года н. э. – или, быть может, за три года до того – в святом граде Иерусалиме свершилось драматическое событие. Мощная Римская империя, правившая значительными частями тех регионов, которые мы сейчас называем Европой и Ближним Востоком, приговорила к смерти и казнила необычного иудейского проповедника из Галилеи, области к северу от Иерусалима. Этого человека, тридцати с чем-то лет, звали Иешуа, что, по-видимому, на его родном арамейском языке означало «спаситель» (еврейская форма того же имени – Иешуа или Иегошуа). Очевидно, он – по крайней мере в глазах властей, – был мятежником: его схватили, судили и приговорили к жестокой казни, которую римляне предназначали врагам государства – к распятию.

Мучения Иешуа начались еще раньше, когда римские солдаты бичевали его, а затем заставили самого нести свой крест на вершину горы. Затем руки и ноги казнимого прибили гвоздями к кресту и оставили умирать в муках. После распятия солдаты водрузили над головой казненного табличку с надписью:

«Иешуа из Назарета, Царь Иудейский».

Некоторые видные иудеи, ставшие свидетелями казни, возражали против такого титула. Они говорили римскому губернатору, приказавшему повесить табличку: «Не пиши «Царь иудейский», но что он говорил: я царь иудейский»». Губернатор, мало интересовавшийся такими нюансами, отвечал на это: «Что я написал, то написал».

Вот то, что рассказывает нам собрание писаний, известное как Новый Завет, об Иешуа – или Иисусе, ибо именно в такой форме его имя стало известно всему миру. Говорится в них также, что Иисус был не обычным человеком, обладал божественным статусом «Сына Божьего», существовавшим до начала времен, который сошел на землю, чтобы «стать плотью» и обитать с людьми. Его распятие, говорят нам, стало событием вселенского богословского значения: Иисус умер за наши грехи, и Бог предложил нам всем спастись его самопожертвованием. Мы, люди, можем спастись, лишь следуя Иисусу, ибо он – «путь, истина и жизнь».

В наше время около 2,2 миллиардов человек на земле верят более или менее в то, что я кратко описал в предыдущем абзаце. Эти люди называют себя христианами. Я не один из них, однако вижу, что многое в их вере заслуживает уважения. Даже не разделяя христианского богословия, можно высоко ценить его этическое учение, призывающее к смирению, состраданию и прощению. Более того, немало христиан воплощают эти высокие идеалы на практике, в самых различных добрых делах и благотворительных учреждениях, от передвижных кухонь для бедных до врачебных миссий. Конечно, встречаются в истории христианства и темные страницы, особенно связанные с безграничной уверенностью в своей правоте и готовностью добиваться своего грубой силой. Но это верно почти для всех религий – и в моей собственной религии, исламе, в наши дни открывается немало темных страниц.

Эта книга – ни в коем случае не критика христианства, тем более не нападение на него. Это лишь попытка представить несколько иной взгляд на Иисуса, чем тот, что лежит в основе веры христиан, – и показать, что такой Иисус тоже имеет право на звание «исторического».

Под «историческим Иисусом» я разумею понятие, разработанное западными учеными, с XIX века занятыми «высшей критикой» Библии. Идея их состоит в прочтении Ветхого и Нового Заветов независимо от церковных догматов, в свете текстуальных, лингвистических, исторических и археологических данных. Благодаря этим ученым мы сейчас намного подробнее представляем себе жизнь и времена Иисуса, его первых последователей, а также развитие христианства.

Это не означает, что исследователи «исторического Иисуса» строго придерживаются одних лишь фактов, без малейшей субъективности. Совершенно объективное восприятие исторической истины, по всей видимости, невозможно – по крайней мере для нас, смертных человеков. Неудивительно, что гипотезы искателей «исторического Иисуса» отличаются друг от друга – и отличия эти связаны не столько с разными данными, сколько с разными точками зрения.

Итак, в этой главе я представлю вам описание исторического Иисуса с моей – исламской – точки зрения. Но сама эта точка зрения требует от меня самоограничения, традиционными исламскими учеными превращенного в интеллектуальную привычку, которой и я с радостью следую: мы делимся своим взглядом на вещи, однако всегда помним, что «лучше всех знает Бог».

Угнетатели

Чтобы понять исторического Иисуса, как и многих других исторических личностей, прежде всего необходимо понять мир, в котором он родился. Говоря вкратце, это был мир войн и восстаний, мир, раздираемый неравной борьбой между могущественной Римской империей – и крохотным иудейским народом.

Римская оккупация Земли Израилевой – Иерусалима и его окрестностей, которые римляне называли Иудеей – началась примерно за шесть десятилетий до рождения Иисуса, в 63 году до н. э. В этом году римские войска сначала сокрушили Царство Понтийское в Центральной Анатолии, представлявшее собой значительную силу на Ближнем Востоке, а также захватили Сирию. Прославленному римскому военачальнику Помпею не составило труда двинуться от Сирии дальше на юг, на покорение иудеев – этого странного народа, верующего только в одного Бога. После трех месяцев осады превосходящие силы римлян взяли Иерусалим: потери с иудейской стороны – двенадцать тысяч человек, среди римлян потерь почти не было.

Победитель Помпей, не теряя времени, отправился в величественный Храм, расположенный в сердце города, и даже вошел в священнейшие внутренние покои Храма – Святая Святых. В этих покоях когда-то хранился Ковчег Завета, где находились переданные Богом Моисею Десять заповедей – хранился, пока не был утрачен в одной из предыдущих войн. В это священное место дозволялось входить одному лишь иудейскому первосвященнику, и лишь раз в году – в праздник Йом-Кипур, смиренно, сняв обувь и совершив тщательное ритуальное очищение. Но вот свершилась одна из величайших встреч культур в истории. Язычник Помпей бесстрашно вошел в Святая Святых – и испытал одно из сильнейших в жизни потрясений: там не было бога! Будучи язычником, Помпей представлял себе бога лишь в образе идола. Но Бог иудеев, к большому его изумлению, оказался невидим и не изобразим.

К чести Помпея, посещением Храма он вовсе не стремился оскорбить иудеев. Он позаботился о том, чтобы храмовые сокровища, в том числе золотой престол, золотой семисвечник и благовония, остались нетронутыми. Иудейский историк I века Иосиф Флавий, ключевой наш источник по этой эпохе, одобрительно отмечает это в своей книге «Иудейские древности». «Помпей, в силу своего благочестия, ничего этого не тронул, – пишет он, – как того и следовало ожидать от его добродетели».

Однако в глазах других иудеев Помпей все же осквернил Храм, ступив своими грязными сандалиями на святую почву. Да и само то, что богоизбранный народ вынужден был подчиниться языческой империи, стало для них оскорблением. Памятно было иудеям столкновение с язычниками столетней давности, когда Империя Селевкидов, подчинив себе их страну, «запретила» иудейскую религию и богохульно установила в Храме идол Зевса. А теперь пришли еще более могущественные римляне, чтобы править иудеями, взимать с них дань, навязывать им свою грешную, гедонистическую, соблазнительную культуру.

Сущность Иисуса

Итак, согласно Корану, Иисус имел духовную природу. Но если Иисус не является Словом Бога во плоти, как верят христиане, и если он — не просто смертный человек, какова же тогда сущность Иисуса? Можем ли мы сделать вывод, что это полный обзор Иисуса в Коране? Вряд ли. В Коране есть еще факты:

  • В Коране Иисус имеет больше важных титулов, чем любой другой персонаж.
  • Он — «Знамение» (Коран 19:21; 21:91), «Милосердие» (Коран 19:21) и «Свидетель» (Коран 5:117).
  • В Коране об Иисусе всегда говорится с почтением.
  • В Коране нет никакой критики Иисуса.
  • В Коране Иисус предстает Божьим апостолом, Словом Божиим (калима) и Духом Божиим (рух) (Коран 4:171).

Используемое в Коране арабское слово «башар» относится к смертным, а не к миру духов. Мухаммед — всего лишь простой смертный, как и все остальные (18:110; 41:6). То же самое касается и всех остальных пророков. Поэтому странно, что слово «башар» не встречается в связи с Иисусом. Это могло бы быть наилучшим доказательством того, что Иисус — не Бог, а просто человек. Теперь нам стоит серьезно рассмотреть такой вопрос: может ли быть так, что Иисус действительно был больше, чем просто пророк? Помните, что говорится в Коране об Иисусе:

Однако это еще не все. В Коране есть еще сведения об Иисусе. Коран признает, что существует особое различие между служителями Божьими (Коран 2:253). Иисус занимает в Коране особое положение. Иисусу было дано явить Божьи знамения (Коран 2:253; 43:63) и Иисус получил Божью помощь посредством Святого Духа (Коран 2:253). Иисус — личность, обладающая исключительным достоинством как в этом мире, так и в мире ином (Коран 3:45). Все комментарии соглашаются с тем фактом, что это подразумевает святость и благословения

Только Иисус может совершать такие действия, как «творить» и «давать жизнь» (Коран 3:49). Ни один пророк в Коране не совершал подобных действий. Поэтому Иисус стоит превыше всех остальных личностей, будучи превознесен на такой уровень, которого не достигал ни один человек. Что вы думаете об Иисусе? Можете ли вы сказать, что Он — всего лишь один из пророков?

Дальнейшее изучение

Многие мусульмане верят в миф о том, что им разрешено читать только Коран как последнюю редакцию Божьего Писания. Они думают, что Библия (Таурат – Пятикнижие Моисеево, Забур — Псалтирь и Инджиль — Евангелие) неинтересна. Однако это не согласовывается с Кораном. Почему? Потому что согласно Корану 3:61 и 3:64 мусульманам предлагается вести дискуссию с народом Книги (Библии) и исследовать пути веры. Табари (умер в 923 г. н. э.) был одним из величайших мусульманских богословов. Он написал множество комментариев к Корану. Так, в связи с 28:82 Табари спрашивает: «В чем Ибрахим был неправ?» Он приводит три примера лжи Ибрахима:

  • Когда он сказал: «Я болен», чтобы избежать поклонения идолам (Коран 37:89). Разве это не «белая» ложь?
  • Когда он отрицал, что разрушил статуи идолов, утверждая, что это сделал Бог (Коран 21:63). Снова — невинная ложь.
  • Когда он сказал, что Сара была его сестрой, а не женой.

Вы не найдете в Коране упоминания о третьем событии. Об этом говорится в Библии в Бытие 12:11-13.

Великий мусульманский богослов читал Библию, чтобы ответить на этот вопрос!

Подобно Табари, многие мусульмане читают Библию, поскольку она дает гораздо более полные знания. Так как в Коране имеется призыв исследовать и использовать Евангелие в качестве источника, мы не можем сказать, что в Коране содержится абсолютная истина об Иисусе, вся история его жизни или ясное утверждение (Коран 2:256). В самом деле, Коран предлагает на обсуждение заявления веры касательно Иисуса, но с намерением стимулировать изучение этой темы людьми, а не для того, чтобы дать окончательный ответ. Иначе говоря, каждый мусульманин, утверждая, что обладает абсолютной истиной об Иисусе, переоценивает свои способности. Даже Мухаммеду было заповедано следовать тем, кто принял Писание прежде него:»Если же ты в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают писание до тебя» (Коран 10:94).

Для мусульман будет самонадеянно считать, что они не только знают истину, но всю истину об Иисусе, и отказываться идти по открытому в Коране пути поиска других свидетельств

Коран подтверждает Евангелие и направляет к содержащейся в нем дополнительной информации. Так давайте же, согласно словам Корана, рассмотрим Благодать в Инджиле.

إِنَّ مَثَلَ عِيسَى عِندَ اللَّهِ كَمَثَلِ آدَمَ خَلَقَهُ مِن تُرَابٍ ثُمَّ قَالَ لَهُ كُن فَيَكُونُ

«Некоторые люди неправильно понимают, как родился Иса (Иисус), и говорят, что он сын Бога, потому что он рождён без отца. Господь им сказал: «Иса подобен Адаму, которого Я сотворил из праха без отца и без матери». Создав его, Аллах сказал: «Будь!» – и он стал» (смысл 59 аята суры «Алю Имран», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«Марйам пришла к своему народу, неся новорождённого Ису (Иисуса). Люди сказали ей с удивлением, осуждая её: «Ты совершила скверное, порицаемое дело! Ты из потомства богобоязненного пророка Харуна (Аарона). Как же ты так согрешила? Ведь твой отец не был дурным человеком, и твоя мать не была распутницей». Она показала на новорождённого Ису (Иисуса), чтобы они с ним говорили. Они сказали: «Как мы можем говорить с ребёнком в колыбели?»

Услышав их речь, Иса (Иисус) с дозволения Господа сказал им: «Я – раб моего Владыки. Он мне дарует Евангелие и сделает меня пророком. Я буду благословенным, буду совершать добродеяния на благо людей и призывать их к добру. Владыка повелел мне выстаивать молитвы и давать очистительную милостыню (закят), пока я буду жить. Мой Владыка повелел мне быть почтительным к моей матери и заповедал мне благость к ней. Он меня не сделал жестоким к людям, дерзким и непослушным, лишённым Его милости. Пусть будет мир мне в тот день, когда я родился! Пусть будет мир мне в тот день, когда я умру! Пусть будет мир мне в тот день, когда Аллах воскресит меня!». Таков Иса, сын Марйам. Это – истина об Исе (Иисусе), о котором спорят сомневающиеся в его пророчестве» (смысл 27-34 аятов суры «Марьям», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«В тот День Всевышний обратится к Исе, сыну Марйам, говоря: «Ты вспомни Мою милость и благоволение к тебе и к твоей матери в ближайшей жизни, когда Я укрепил тебя Святым Духом (ангелом Джибрилем), и ты говорил с людьми младенцем в колыбели, доказывая невинность и чистоту твоей родительницы, и когда взрослым ты говорил то, что Я тебе внушал. И вот Я научил тебя писанию, мудрости, Торе и Евангелию, ниспосланному тебе от Меня, и научил тебя правильно говорить и поступать, и дал тебе способность вызывать знамения, которые не под силу человеку. И вот ты сделал из глины образ птицы и, с Моего дозволения и благодаря Моей мощи, вдохнул в неё жизнь. С Моего дозволения ты исцелял прокажённых и слепых, а также оживлял мёртвых по воле Бога. Вспомни также, как Я удержал сынов Исраила, которые хотели распять тебя и убить, когда ты представил им ясные знамения, чтобы они уверовали. Но сказали те из них, которые не уверовали, что все знамения, которые ты показал, – лишь очевидное колдовство»» (смысл 110 аята суры «аль-Маида», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«И, поистине, из людей Писания нет никого, кто бы не понял истину об Исе (Иисусе) до его смерти, – что он был раб Бога и Его посланник. Они уверовали в него, но поздно – время уже ушло. И в Судный день Иса (Иисус) будет свидетельствовать против них в том, что он раб Всевышнего и Его посланник и что он передавал Послание своего Господа» (смысл 159 аята суры «ан-Ниса», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«Господь научит его (Иисуса) писанию, мудрости, полезным знаниям, Торе, ниспосланной Мусе (Моисею), и Евангелию, которое Аллах ему внушит. Всевышний сделает его посланником к сынам Исраила. Он докажет это знамениями от Аллаха. Он сотворит из глины образ птицы и дунет в него, и будет он птицей по изволению Создателя. Он исцелит слепого от рождения, прокажённого и оживит мёртвого с дозволения Господа. Он скажет им, что они едят и что откладывают на хранение в своих домах. Он им скажет: «Эти знамения – знамения от Бога, свидетельствующие об истинности моей миссии, если вы верующие. Я был ниспослан к вам, чтобы подтвердить истинность того, что было ниспослано Мусе в Торе до меня, и разрешить вам по изволению Всевышнего часть того, что было вам запрещено раньше. Я пришёл к вам со знамениями об истинности моего послания. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне! Господь передал мне и вам Своё благо и милосердие. Аллах – мой Владыка и ваш Владыка. Искренне поклоняйтесь Ему: это – прямой путь!»

Когда Иса (Иисус) ﻋﻠﻳﻪﺍﻠﺳﻼﻡ был послан, он призвал свой народ к праведному пути Всевышнего. Большинство из них не отозвались на его призыв. Увидев это, он обратился к ним, спрашивая: «Кто будет моими помощниками на пути Господнем?» Апостолы, которые уверовали в Бога и в него, ответили: «Мы – твои сторонники, поддерживаем тебя, потому что ты призываешь нас к пути Аллаха. Мы уверовали в Творца. Засвидетельствуй, что мы искренне преданы Господу и праведному пути Всевышнего. Мы говорим: «Господи наш, наш Творец! Мы уверовали в Писание, ниспосланное Тобой Твоему посланнику, и последовали за Твоим посланником Исой – мир ему! Запиши же нас свидетельствующими о том, что Твой посланник действительно доставил нам Писание, и о том, что сыны Исраила не уверовали в него».

Неверные строили тайные козни, отвергнув призыв Исы идти по прямому пути. Но Всевышний разрушил их козни, и была им неудача в том, к чему они стремились. Поистине, Аллах сильнее и мудрее всех хитрецов!

Помни (о Мухаммад!), как сказал Аллах: «О Иса! Я упокою тебя и не разрешу никому тебя убить, потом вознесу тебя к Себе и спасу тебя от твоих врагов, намеревающихся тебя убить. Я сделаю тех, кто последовал за тобой и не отступил от твоей религии, силой и властью выше тех, которые не веровали, до Дня воскресения, когда вы ко Мне будете возвращены. И Я рассужу между вами относительно того, в чём вы разногласили»» (смысл 48-55 аяты суры «Алю Имран», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«Вспомни (о Мухаммад!), когда апостолы сказали Исе: «О Иса, сын Марйам! Может ли твой Господь ниспослать нам с неба трапезу со священной пищей, если ты попросишь Его?» Иса ответил им: «Если вы истинно веруете в Аллаха, бойтесь Его, повинуйтесь Его наставлениям, приказам и запретам и не просите новых знамений, кроме тех, которые вам уже были представлены».

Они сказали: «Мы хотим вкусить от этой пищи, чтобы успокоить наши души относительно могущества Аллаха, в которое мы верим, и чтобы убедиться, что ты сказал нам правду о том, что ты рассказывал об Аллахе Всевышнем, и чтобы мы стали свидетелями этого знамения перед теми, кто не видел его».

Иса, сын Марйам, сказал: «О Аллах, наш Творец и Владыка! Низведи нам пищу с неба, чтобы этот день был праздником для всех уверовавших среди нас – для нас и наших потомков – и чтобы она стала знамением от Тебя, подтверждающим Твою Истину. Даруй нам добрый удел! Ты – лучший из дарующих уделы!»

Аллах сказал: «Я низведу вам трапезу с неба. Но того из вас, кто не поверит после того, как увидит это знамение, – свидетельство веры, которое он сам попросил, Я накажу так, как не наказывал никого из людей» (смысл 112-115 аятов суры «аль-Маида», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«И вспомни, как сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истину того, что было ниспослано в Торе до меня и благовествующий о том, что после меня явится посланник, имя которому Ахмад». А когда к ним с ясными знамениями явился посланник, о котором им было сообщено, они сказали: «То, с чем ты пришёл к нам – явное колдовство»» (смысл 6 аята суры «ас-Сафф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

«Всем посланникам, о которых Мы упомянули, Мы даровали разные качества и преимущества и возвысили в разной степени. С некоторыми, как с Мусой, Аллах говорил непосредственно, некоторых Аллах вознёс степенью выше других, как Мухаммада, которому было ниспослано последнее Божественное Писание (в котором установлен шариат). Среди посланников был Иса, сын Марйам, которому Мы даровали ясные знамения, – воскрешение мёртвых, лечение прокажённых. Мы подкрепили его Духом Святым (ангелом Джибрилем). Эти посланники призывали людей к прямому пути Аллаха. И если бы захотел Господь, люди не враждовали бы после ясных знамений посланников Аллаха и не разошлись бы. Но Аллах не захотел этого, и они затеяли раздоры и разошлись И среди них были такие, которые уверовали, и такие, что не веровали. Поистине, Аллах Мудр и делает то, что пожелает» (смысл 253 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Сегодня годовщина рождения его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним) – посланника доброты, любви и милосердия.

Приветствуем Иисуса – божьего мессию и вестника мира. Приветствуем Христа, передавшего человечеству божье указание любить друг друга и быть милосердными. Он был ниспослан для освещения мира и для того, чтобы сделать человека добрее, для защиты бедных и угнетенных людей. Богачи считали, что его религия предназначалась для бедняков и рабов.

Поздравляем всех свободолюбивых людей с благословенным рождением вестника мира и свободы, его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним).

Рождение Иисуса – это удивительная история, о которой указано в священном Коране. Его светлость Христос волшебным образом родился от целомудренной Девы Марии, у которой не было супруга. В священной коранической суре «Марьям» (аяты 16-21) повествуется:

«Вспомни и расскажи (о Пророк!) историю Марьям, как о ней сказано в Коране. Вот она удалилась от своих родных и от людей и пошла в восточную часть Храма. Она укрылась за завесой от них. Аллах послал к ней Джибрила (Гавриила) в образе человека, чтобы она не испугалась, увидев его в образе ангела, непривычном для неё. Марьям сказала:» Я уповаю на Милостивого Владыку в защите от тебя, если ты богобоязнен». Ангел сказал: «Я — лишь посланник твоего Господа, чтобы даровать тебе пречистого, милосердного мальчика». Марьям сказала: «Как может у меня родиться мальчик, если ко мне не прикасался мужчина, и я не была распутницей?» Ангел сказал: «Так всё и есть, как ты сказала: к тебе не прикасался ни один мужчина. Твой Владыка сказал: «Даровать мальчика без отца — это для Меня легко. И сделаем Мы его для людей знамением Нашей мощи и Нашим милосердием для благочестивых. Это дело уже решено».

В коранических аятах 45 раз упоминается имя Иисус (Иса), и несколько раз – Иисус Христос (Иса Масих).

С Рождеством Христовым!

Рождение Иисуса без отца является признаком безграничного могущества Создателя Миров, который не ограничил некоторых из своих творений законом «причины и следствий». Некоторые люди считали, что рождение Иисуса без отца является доказательством того, что он – Бог. Некоторые другие под предлогом рождения его светлости Иисуса без отца стали обвинять его мать, и стали сомневаться в ее целомудрии.

Группа христиан прибыла в Медину к великому Пророку Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его). В беседе с великим Пророком они сказали, что целомудренное рождение его светлости Иисуса может быть признаком его божественности. В тот миг Пророку Мухаммаду был ниспослан аят: «Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» – и тот возник» (сура «Семейство Имрана», аят 59).

После правдивого повествования о Марьям и ее сыне Всевышний разъяснил, что пророк Иса был всего лишь рабом, которому Аллах оказал великую милость, и что обожествление этого пророка является наветом на Него, на всех Его пророков и даже на самого пророка Ису. Грешники, которые считают его своим богом, опираются на сомнительные и неверные доводы. Если бы их доводы были справедливы, то Адам имел бы гораздо больше прав считаться богом, ведь Аллах сотворил его без отца и без матери. Несмотря на это, абсолютно все люди считают его простым человеком и одним из рабов Аллаха. Вот почему заявления о божественности Исы, основанные на его чудесном рождении без отца, неверны и совершенно необоснованны.

Его светлость Иисус (да будет мир с ним) был ниспослан в эпоху гнета и насилия. В эпоху, когда существовала острая потребность в небесном лидере, чтобы вернуть на верный путь заблудших людей и спасти их от несчастий и невежества. Его светлость Иисус объявил о своей миссии и призвал людей к праведности, богослужению и смиренности перед Всевышним.

Мусульмане верят в непорочное зачатие Исы. В Коране довольно подробно рассказано о чудесном рождении Исы. Ангел в облике «совершенного человека» сообщил Марьям, что она по слову Аллаха, родит сына, который будет проповедовать Писание и творить чудеса. Коран уподобляет Ису Адаму, так как тоже был рождён без отца благодаря чуду, сотворённому Аллахом. После рождения Иса сказал матери, что Аллах облегчает её муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Иса приказал ей молчать, когда её станут расспрашивать о его рождении. Когда соплеменники Марьям начали обвинять её в распутстве, он заговорил, объявив, что он — слуга Аллаха и пророк (наби). Это было первое чудо, произошедшее с ним. Иудеи обратились к римскому наместнику с требованием казнить Марьям за рождение сына без отца, из-за чего Марьям и Иса были вынуждены бежать в Египет. В возрасте тридцати лет Иса стал пророком и сразу начал активную проповедь веры среди заблудших израильтян. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса. Иса особо связан с Пророком Мухаммедом (да благословит Аллах его и род его), так как предсказывал появление пророка «имя которому — Ахмад». Иса был основателем новой религии, которая основывалась на законах пророка Мусы (Моисея). В ней были новые законы, которые отменили действие старых. До пришествия в мир Пророка Мухаммада, религия пророка Исы оставалась единственно верной религией на земле. Пророк Иса вёл активную проповедническую жизнь. Он призывал соплеменников поклоняться Аллаху и уверовать в посланное ему Писание.

Пророк ислама Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) представил Иисуса человечеству с максимальной любовью, уважением, искренностью и почтительностью. В священном Коране и сунне Пророка, его светлости Иисусу сыну Марии отведено почетное место. И почитание его является одним из неотъемлемых элементов мусульманского вероучения. Мусульманин свидетельствует, что верит в Иисуса сына Марии, как в пророка и посланника. Мусульманин свидетельствует, что любит Иисуса, ибо его возлюбил и избрал сам Господь, потому что он является воплощением милосердия, мира и любви. Иисус нес в мир многие ценности, заповеди, понятия и нравственные принципы. Своею проповедью он стремился, чтобы эти моральные ценности естественным путем влились в сознание человека, стали его неотъемлемой частью и руководством в социальной жизни.

Лидер исламской революции имам Хомейни (да осветится его могила) о высоком статусе его светлости Иисуса сказал: «Ислам испытывает огромное уважение и почтение по отношению к его светлости Масих, считает его Божьим посланником. Священный Коран множество раз встает на защиту Исы и его матери Марьям. Мы, мусульмане, считаем Иисуса великим Мессией, ибо Коран объявил его великим Мессией».

Имам Хомейни (да распахнутся пред ним врата рая) в другой части своей речи подчеркнул: «Чудотворство его светлости Исы проявлялось во всем. Было чудом его рождение от целомудренной матери. Было чудом, что он заговорил в колыбели. Было чудом его послание мира и милосердия человечеству. Иисус Христос – вестник мира на земле».

Ислам и его предписания (в качестве последней версии истинного счастья людей) призывают уважительно и с почтением относиться к другим небесным монотеистическим религиям и божьим посланникам. В 136-ом аяте суры «Женщина» Всевышний повелевает: «Все Послания ниспосланы Единым Аллахом Его посланникам, что объединяет их. О вы, которые веруете! Уверуйте в Аллаха, поклоняйтесь Ему искренне и уверуйте в Его посланника Мухаммада — да благословит его Аллах и приветствует! — и в Писание — Коран, — ниспосланное Ему Аллахом, и живите по его законам. Уверуйте в ниспосланные Аллахом до него Писания без искажений и сокращений, уверуйте во всё это! Тот, кто не верит в Аллаха, Творца всего в небесах и на земле, в Его ангелов, в сокровенное, в Его Писания и посланников и отрицает Судный день, тот сбился с прямого пути и заблудился великим заблуждением».

Армянские христиане Ирана на рождественском празднике в Исфагане

В Иране христиане празднуют благословенное рождение его светлости Иисуса (да будет мир с ним). Рождественские елки, украшенные игрушками и гирляндами красного, золотистого и зеленого оттенка, видны в витринах магазинов, в отелях и универмагов, в особенности христианонаселенных районах Тегерана и других крупных иранских городов – Исфагана и Тебриза. Некоторые иранские христиане празднуют Рождество 25 декабря, а также Новый год – первого января. Однако иранские армяне празднуют Рождество Христово 7 января.

В Иране христиане, евреи и зороастрийцы признаются в качестве последователей официальных религиозных меньшинств. Они имеют своих представителей в Исламском меджлисе Ирана и имеют право проводить свои религиозные обряды.

Один из иранских армян по имени Рафи Морадиян говорит: «Ни в какой исламской стране, христиане не могут так праздновать Рождество, как это делаем мы в Иране».

97 процентов 80-миллионого населения Ирана составляют мусульмане, остальные 3 процента – не мусульмане. Тем не менее, в большинстве сферах Конституция Исламской Республики Иран уделяет равные с мусульманами права последователям официальных монотеистических религий.

Мы вновь поздравляем вас, наши дорогие радиослушатели, с благословенным рождением Мессии, вестника мира и милосердия, его светлости Иисуса Христа (да будет мир с ним).

Смерть или вознесение?

Священный Коран отрицает смерть пророка Исы на кресте: в нем указывается, что о такой смерти Иисуса свидетельствовали его враги. В Священной Книге Коран сказано: «И за их неверие и высказывание их великой клеветы на Марьям. И за их высказывание: «Поистине, мы убили мы Мессию, Ису, сына Марьям, Посланника Аллаха!» Но они его не убили, и они его не распяли, но однако это лишь им показалось. Воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. Поистине, те, которые разногласят относительно этого, однозначно в сомнении об этом. Нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. И не убивали они его достоверно» (4:156-157).

По Корану, пророк Иса был вознесен на небеса, и он останется на небесах до приближения наступления Судного дня.

По словам ибн Касира, известного толкователя Корана и арабского историка четырнадцатого века, ибн Аббас свидетельствовал, что другой человек был распят вместо пророка Исы.

Когда пророк Иса и его двенадцать или тринадцать сподвижников незадолго до захода солнца в пятницу находились в доме, их окружили люди, и Иса знал, что эти люди собираются ворваться в дом, если он к ним не выйдет. Тогда он обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?». Вызвался добровольно один юноша, но Иисус сказал, что он слишком молод для этого, и вновь задал тот же вопрос сподвижникам, а затем спросил и третий раз, но больше никто из сподвижников не вызвался. И тогда Иса сказал юноше: «Ты будешь им!», и Всевышний Аллах изменил облик юноши так, что он стал совершенно похожим на пророка Ису. Крыша дома открылась, и Иса впал в дремоту и вознесся на небеса. Приводятся в Священном Коране слова Всевышнего Аллаха: «О, Иса! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал…» (3:55). После того, как пророк Иисус вознесся, сподвижники вышли из дома, а соплеменники Исы указали на юношу, приняв его за пророка Ису. Юноша был схвачен, ему на голову надели терновый венок и распяли на кресте. (История передана ибн Абу Хатимом с достоверным иснадом).

В Евангелии от Василида приводится такое же изложение событий, которое было передано в 117-138 годах нашей эры в Александрии: в нем также указано, что Симон Киринеянин был распят вместо Иисуса.

Есть еще одна версия, по которой пророка предал один из апостолов, который привел к дому стражников. Затем апостолу велели в дом войти и вывести Ису к стражникам, и когда апостол вошел в дом, пророк вознесся на небеса, а этому апостолу Всевышний Аллах придал внешность Исы, и когда он вышел к стражникам, они его схватили и распяли на кресте в образе пророка. По мнению исламского историка тринадцатого века Ибн аль-Асира, предателем пророка с большей степенью вероятности был апостол Иуда.

Второе пришествие Иисуса

По Исламу, Иса был посланником Всевышнего Аллаха, и его миссия состояла в том, чтобы указать людям верный путь к Аллаху, а не в том, чтобы принести себя в жертву, чтобы искупить грехи человечества. По Исламу, никто не должен нести грехи другого человека: каждого будут судить по его собственным деяниям и грехам.

В Священном Коране есть косвенные упоминания о втором пришествии Исы, а в авторитетных сборниках хадисов об этом сказано прямо.

В двух аятах Корана сообщается, что Люди Писания перед смертью Исы уверуют в него:

  • «Среди людей Писания не останется такого, который не уверует в него до его смерти» (Коран, 4:159).
  • «Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран, 19:33).

Из этих аятов становится ясно, что Иса будет жить и умрет, как все люди, поскольку смерть может наступить только после его повторного прихода на землю и определенного срока жизни на ней. Аллаху ведомо об этом лучше!

Что касается хадисов, то в них сказано, что пророк Иса будет действовать рядом с Махди.

Как гласит Предание, Иса пребывает на небесах в Раю, и спустится на землю в Палестину перед самым Концом Света. Есть также версия, по которой Иса спустится в Дамаск на один из белых минаретов мечети. Миссия Иисуса будет заключаться в том, чтобы сразиться со Лжемессией Даджалом (Антихристом) и убить его, а затем в ответ на его мольбы Господь уничтожит угрожающие человечеству племена Гог и Магог или Яджудж и Маджудж. Именно Иса установит на земле царство справедливости и добра. Руководствоваться во время своего второго пришествия он будет Исламским шариатом.

Когда же пророк Иисус умрет, его похоронят рядом с Пророком Мухаммадом ﷺ в Медине: есть место, которое отведено для этой цели в Мечети Пророка.

Когда наступит Судный день, Иса будет воскрешен, как и все на земле, и тоже предстанет перед Всевышним Аллахом вместе со всеми, и будет свидетельствовать против неверующих вместе с другими пророками. Намек на второе его пришествие является указанием того, что его появление будет признаком приближающегося Судного дня.

Рождение

Мусульмане верят и убеждены в непорочное зачатие Иисуса. О рождении Иисуса в Священном Коране рассказано подробно: его матери Марии было знамение, ангел в облике совершенного человека сообщил ей, что она родит сына, которому суждено творить чудеса и проповедовать Писание:

«Вот сказали ангелы: «О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому — Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии). Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: «Будь!” — как это сбывается. Он научит его Писанию и мудрости, Таурату (Торе) и Инджилу (Евангелию)» (3:45-48).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *