Икона христофор

Римский воин Христофор, замученный за веру в III веке, имел особую внешность: впервые увидев его, некоторые кричали от ужаса. На древних иконах его изображали с головой собаки или с лицом, как у лошади. Почему?

Есть греческое предание: от рождения мальчик был удивительно красив и, повзрослев, понял, что с такой внешностью сохранить целомудрие не удастся. Чтобы избежать греха, он стал молиться: «Боже, изуродуй моё лицо!» И Господь сделал так, что даже римский император при виде своего воина свалился с трона и потерял сознание. А потом приказал Христофору отречься от Христа. Воин не послушался. Его долго мучили, а потом казнили.

Христофора почитали как святого и католики, и православные. Его образ традиционно писали с «пёсьей главой», это никого не смущало. Но в эпоху Просвещения возникли сомнения. Выяснилось, что кинокефалов, то есть людей с головой собаки, в природе не существует. Философы-гуманисты называли средневековые представления плодом фантазии. Церковному начальству предстояло решить, как быть с обликом святого.

Появилась ещё одна версия: якобы Христофор в юности отличался особой свирепостью. То есть был словно зверь, что и нашло отражение в иконографии. А уверовав в Христа, преобразился. Но тогда возникал другой вопрос: почему же на иконах святой таков, каким был ещё до крещения? В итоге Христофора стали изображать с обычным человеческим лицом. Поначалу это вызвало недовольство верующих. Прихожанам не хотелось менять привычный образ. История о прекрасном юноше, не пожалевшем своей красоты ради сохранения целомудрия, очень нравилась. Без своего уродства мученик Христофор не вызывал прежних эмоций.

Поэтому категорического запрета на «пёсью главу» в Русской церкви не было. Но с середины XVIII века образ Христофора менялся. В храмах при ремонте замазывали фрески с лицом животного и поверх писали героический лик. Старые иконы переносили подальше, туда, где хранили облачения. Делалось это постепенно и не повлияло на почитание мученика. До сих пор Христофору молятся о помощи в трудных ситуациях, когда нужно проявить мужество и силу духа.

Мученик Христофор-Песьеглавец, с житием
Середина XIX века. Ветка
45 × 37,5 см. Дерево, темпера
Частное собрание
Происхождение неизвестно

Святой Христофор (по-гречески «Христоносец») — мученик и проповедник, воин римской армии, пострадавший за исповедание христианства. Согласно большинству вариантов Жития святого, это произошло в малоазийской Ликии около 250 года при императоре Декии. В то же время упоминание в древних редакциях Жития 3-й Мармаритской когорты Валерия, в которой служил святой, позволяет отнести его гибель к 303–313 годам — времени гонений на христиан при императоре Диоклетиане. До крещения св. Христофор носил имя Репрев (от латинского «отверженный», «негодный»); отличался грубым обликом, огромным ростом и силой. Существует несколько версий о происхождении святого. По одной из них, он был выходцем из Хананеи (древнее название Палестины и Финикии), по другой — из страны кинокефалов (песьеглавцев) или антропофагов (людоедов). Необычная иконография святого «с песьей головой» сложилась на основе фантастической версии его происхождения из страны песьеголовых людей. Не исключено также, что на образ Христофора оказал воздействие египетский культ собакоголового бога Анубиса. В некоторых версиях Жития святого, в частности достаточно поздней кипрской, говорится о том, что при крещении Христофор, имевший красивую внешность, испросил у Бога звериный облик, желая избежать соблазнов мира. Культ святого достоверно прослеживается с середины V века, мощи его находятся в аббатстве Сен-Дени в Париже, куда были перенесены из Толедо.

В западно-христианской изобразительной традиции св. Христофора представляли исключительно в антропоморфном облике, причем с XIII века основной его иконографией становится изображение святого, переносящего младенца Христа через реку (сюжет, описанный в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского и являющийся буквальной иллюстрацией к переводу имени святого). В восточно-христианской традиции Христофора представляли как антропоморфно, так и с песьей головой. В России такие изображения, и в иконописи, и в монументальной живописи, известны с середины XVI века, когда популярность этого святого резко возросла и он стал, как и на Западе, почитаться защитником от морового поветрия. В 1667 году Большой Московский собор запретил изображать св. Христофора с песьей головой, и запрет этот неоднократно подтверждался церковью позднее. Тем не менее, подобные изображения продолжали создавать на протяжении второй половины XVII века и далее. Особое распространение они имели в народной среде, в глухих северных местах, однако, по документальным свидетельствам, встречались и в иконных лавках Москвы.

Житийные иконы св. Христофора уникальны. На представленном образе изображены мучения святого согласно одной из редких редакций его Жития: святого мучают на раскаленной доске (а не в медном чане) и расстреливают стрелами, которые обращаются против мучителей (согласно одной из версий, св. Христофор погиб от многочисленных стрел, выпущенных в него).

Клейма:

  1. Сухой жезл Репрева процветает на глазах у римских воинов, ведущих его к императору за обличение преследователей христиан
  2. Крещение Репрева и уверовавших римских воинов епископом Антиохийским Вавилою; обращение св. Христофором в христианскую веру блудниц Каллиникии и Акилины
  3. Император приказывает казнить крестившихся воинов, а св. Христофора предать мучениям
  4. Мучение св. Христофора на огненной доске
  5. Стрелы, пущенные в св. Христофора, обращаются против его мучителей
  6. Усекновение главы св. Христофора
a_mokeev написал:
Май, 5, 2009 в 11:46

Святой Христофор Псеглавец долгое время почитался православной церковью, и лишь на московском соборе в 1667 году он был запрещен. Но старообрядческая церковь до сих пор почитает этого святого, и икону с его изображением можно и сегодня увидеть в московской старообрядческой церкви Покрова.
О св. Христофоре Псеглавце существует множество легенд. По одной из них, Христофор (его имя до крещения Ребребус) принадлежал к племени людоедов псаглавцев, о которых так часто говорится в греческих мифах. По другой, юноша Христофор был столь привлекателен, что женщины не давали ему покоя, постоянно вводя во искушение. Христофор просил Бога избавить его от этой проблемы, и Бог даровал ему собачью голову, после чего святой стал уродлив «аки пес». В пользу второй версии свидетельствует также свияжская иконописная традиция, изображающая Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Сохранились также и скульптурные изображения святого, одно из которых хранится в соборе Парижской Богоматери.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.
Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека.Метки: Свияжск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *