Икона преображения

19 августа Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне.

По свидетельству Евангелий (Мф 17, 1-6; Мк 9, 1-8; Лк 9, 28-36) в этот день Спаситель взял с Собой Своих ближайших учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор, где во время молитвы преобразился перед ними во всей Своей Божественной славе.

При этом также присутствовали пророки Илия и Моисей, с которыми Господь разговаривал о Своих будущих страданиях.

В Преображении Господь явил людям не только Свою Божественную славу, но и показал им прообраз их собственного будущего преображения после всеобщего воскресения из мертвых.

Праздник Преображения стал отмечаться достаточно рано — в IV веке. Изначально он отмечался только в Святой Земле, однако с V века получил широкое распространение по всему христианскому Востоку. Начиная с 900 года его стали отмечать в Византии.

В народной традиции этот праздник также называют Яблочным Спасом, так как в этот день в храмах освящают плоды нового урожая, которые в России символизируют яблоки.

Ч. 7: Преображение. Первая половина XVI в. Из церкви Спаса на Нередице : . — Электронные графические данные (11 файлов : 30,1 МБ). — Великий Новгород, 23 мая 2012 года. —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Заглавие из сопроводительного документа.
Дата съемки: 23.05.2012.
В седьмую часть альбома включены: обложка-заставка, 10 фотографий иконы «Преображение». На фотографиях изображены общий вид и фрагменты иконы.
Икона, представленная в альбоме — храмовый образ из церкви Спаса Преображения на Нередице, написанный в первой половине XVI века. Своим происхождением, возможно, связан с Макарьевской иконописной мастерской, существовавшей при Софийском соборе, при Новгородском Владыке Макарии. Христос изображен на Фаворской горе в сопровождении трёх ближайших учеников: Петра, Иакова, Иоанна. В центре иконы изображена сцена Преображения на вершине Фаворской горы. В этот момент ученикам была явлена божественная природа Христа — Иисус явился перед ними в белых одеждах в сиянии божественной славы. По сторонам от Христа изображены беседующие с ним пророки Илья и Моисей. В левом углу иконы изображен ангел на облаке, для беседы с Христом подносящий пророка Илью. В правом — ангел, поднимающий из гробницы пророка Моисея, также подводящий его к Христу. По центру в левой и правой частях иконы представлен Христос, восходящий на Фаворскую гору в сопровождении трёх апостолов, и Христос, спускающийся с горы и наказывающий своим ученикам не рассказывать об увиденном чуде. — Использованы материалы фильма «Русская икона в собрании Новгородского музея-заповедника» (реж. Дьяконова Т. И., Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2012) .

20 изображений Преображения Господня в произведениях мировой живописи. Фрески и картины

Фра Беато Анжелико. Преображение Господне. 1440-41 гг. Монастырь Сан Марко, Флоренция

Рафаэль Санти.
Преображение Господне. 1518-1520 гг.
Пинакотека Ватикана

Дуччо ди Буонисенья.
Преображение Господне. Маэста (алтарный образ). Сиена. 1308-11 гг.
Лондон. Национальная галерея

Джованни Беллини.
Преображение Господне. Ок. 1455.
Венеция. Музей Коррер

Пьетро Перуджино.
Преображение Господне. 1500.
Палаццо деи Приори, Перуджа

Лодовико Караччи.
Преображение Господне. 1594-95 гг.
Национальная пинакотека Болоньи. Италия

Тициан Вечеллио.
Преображение Господне. 1560 г.
Церковь Сан-Сальваторе, венеция

Лоренцо Лотто.
Преображение Господне. 1510 г.
Пинакотека Комунале, Реканати

Джованни Беллини.
Преображение Господне. 1480 г.
Музей Каподимонте, Неаполь

Паоло Веронезе.
Преображение Господне. 1555 г.
Кафедральный собор. Монтаньяна

Джованни Джироламо Савольдо.
Преображение Господне. XVI в.
Галерея Уффици, Флоренция

Герард Давид.
Преображение Христово. 1520 г.
Нотр-Дам в Брюгге

Джованни Баттиста Паджи
Преображение Господне. 1596 г.

Джованни Баттиста Морони.
Преображение Господне. XVI в.
Частная коллекция, Бергамо, Италия

Джузеппе Чезари (1568-1640). Преображение Господне. Художественная Галерея Ференс, Халл, Англия

Карл Генрих Блох (1834-1890).
Преображение Христа

Мастер университетского алтаря.
Преображение Господне. 1500 г.
Картинная галерея. Кассель. Германия

Андрей Иванович Иванов.
Преображение Господне. Между 1807 и 1809 гг.
ГРМ, Спб.

Александр Андреевич Иванов.
Преображение Господне. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг.
ГТГ, Москва

Александр Андреевич Иванов. 1850-е
Бумага, акварель

Преображение господне. Рафаэль Санти.​ Репродукция.

Размер 70х50 см.

Материалы: Натуральный коттоновый холст, деревянный подрамник, изображение нанесено пигментными (не выцветающими) чернилами.

При желании, для дополнительной защиты от влаги и царапин, холст можно вскрыть лаком (+20% от стоимости — 456 грн).

Возможно изготовление картины в других размерах.

Возможна печать Ваших изображений.

Доставка в любой город Украины. При заказе от 5 картин — доставка бесплатно.

Рафаэль Санти — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

Преображение — Рафаэль Санти. 1518-1520. Дерево, масло. 405×278

Данную алтарную картину Рафаэль писал по заказу кардинала Джулио Медичи, который был назначен архиепископом Нарбоннским. для городского кафедрального собора, но закончить ее не успел, поэтому его кисти принадлежит только главная сцена — Христос и апостолы Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор.
Художник тонко передал и свет, который исходит от Христа, и ощущение, что Он поднимается ввысь, и ошеломление ослепленных этим видением апостолов. В нижней части картины, которую заканчивали ученики Рафаэля — Джулио Романо и Франческо Пенни, все погружено в полумрак. Здесь представлено исцеление апостолами бесноватого мальчика, и резкая светотень, патетичные позы и жесты теснящихся персонажей оказываются противопоставленными сцене вверху, изображенной светло и ясно.
Рафаэль умер молодым, в то время, когда работал над этим произведением, и в день похорон оно было помещено у его изголовья.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского, к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

«Бог наш есть огнь поядающий»

Первой работой Феофана считается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». К сожалению, роспись сохранилась не полностью, но и в таком виде она поражает удивительным живописным мастерством и свободой. А неординарность образов свидетельствует о знакомстве автора с учением исихастов, монахов-мистиков, в основу духовной практики которых было положено созерцание нетварного Фаворского света.

Храм Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Alaexis — собственная работа, CC BY-SA 2.5,

Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх хра­ма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12:49). На этом построен живописный язык Феофана — мастер использует всего две краски — охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов — это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное.

Феофан Грек. Христос-Пантократор. Vash Alex kun,

Исследователи спорят по поводу необычного колористического решения рос­писи. Выдвигают версию о пожаре, обесцветившем живопись. Но археологи следов пожара не обнаружи­ли, а реставраторы подтвердили, что красочный слой таким был изначально. Да и образный феофановской строй росписи говорит о том, что это метафорический язык, который передает действие божественных энергий.

Феофан Грек. Илия Пророк. Фреска Феофана Грека. Храм Спаса Преображения, Великий Новгород

К сожалению, роспись сохранилась не целиком: в апсиде и на стенах храма небольшие фрагменты. Наиболее сохран­ным оказалась купольная часть. В куполе Христос-Пантократор в окружении ангельских сил. По кругу проходит надпись из псалма: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных (узников. — Прим. ред.) и разрешити сыны умерщвленных (разрешить сынов смерти. — Прим. ред.), да проповедает имя Господне в Сионе (Пс 101:20–21)». В барабане, представлены праот­цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек и пророки Илия и Иоанн Предтеча. Здесь продолжается тема света-огня: если первый мир погиб от воды, второй погибнет от огня, но ковчег в руках Ноя есть прообраз Церкви. Пророки Илия и Иоанн Предтеча символизируют связь Ветхого и Нового Заветов, это огненные пророки: Илия сводил божественный огонь с небес на жертву и сам был взят на огненной колеснице на небо (4 Цар 1-2), а Иоанн Предтеча, крестил народ в воде и провозглашал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф 3:11).

Высвеченные на камне

Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры — небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен образ Троицы («Гос­теприимство Авраама»): Ав­раам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в воло­сах, вспышки света на ликах и в глазах. Ярко-белые мазки в глазах Ангелов заставляют вспомнить образ из Апокалипсиса: очи Его, как пламень огненный (Откр 1:14). Образ трех ангелов показан как светоносное явление.

Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынни­ки, предстоящие в молитве Святой Троице. В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу.

Даниил Столпник. Феофан Грек,

Преподобный Даниил Столпник предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил — он словно касается света, ощущает его физически. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. Преподобный Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. Световые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в его тело. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображен свет — святой созерцает Бога, наполняется нетварным светом. У преподобного Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись».

Макарий Египетский. Феофан Грек,

И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20). Макарий Египетский — образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реаль­ность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.), обожением.

Фаворский свет

Если новгородская роспись имеет документальное подтверждение авторства Феофана Грека, то об иконах этого сказать нельзя. В древности авторы не подписывали своих произведений. Тем не менее несколько икон связывают с именем Феофана. Одна из них — «Преображение» из Переславля-Залесского. Ныне она находится в Третьяковской галерее, а прежде была храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона большая (184х134), монументальная. Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: тот же темперамент, то же огненное звучание света, та же экспрессивная манера письма. Но есть и отличия. Во-первых, икона полихромная, здесь мастер полностью следует традиции. Во-вторых, характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, черты его смягчены, взгляд внимательный и кроткий.

Икона Преображения Господня. Феофан Грек — Издательство Белый город

Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Рядом со Спасителем стоят пророки Моисей и Илия, олицетворяя полноту Ветхого Завета («Закон и Пророки») и исполнение всех чаяний и пророчеств во Христе. Присутствие пророков также имеет эсхатологический смысл — Преображение показано как преддверие Суда Божия, в Евангелии сказано: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир (Ин 3:19). Но тайна Преображения состоит в том, что апостолы — не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими, в их сердцах уже пульсирует Божественная энергия, делающая их причастниками Царства Божия. Именно так учили исихасты, практиковавшие созерцание Божественного Света.

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах — это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла — сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, — «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22:6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери — в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень — сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи — лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV — начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Мозаика и фреска: Византийская живописания традиция, отличающаяся одухотворенностью и строгой каноничностью. Статичные, плоскостные, но чрезвычайно выразительные образы, воплощающие идею превосхлдства духа над плотью.

Цвета – яркие, чистые (белый-нравственная чичтота и святость; черный-смерть; зеленый-юность и цветение; голубой-божественный мир; червленый-жизнь, огонь; багряный-мученичество и кровь Христа; золотой-свет, исходящий от Бога и заполняющий мир).

Роспись храма:

  1. верхняя часть храма-купол, световой барабан, своды-символ небе, где пребывают Бог и ангелы. В верхней части образы: Христоса Пантократора, изображения пророков и ангелов, евангелистов.
  2. композиция в алтаре – Церковь земная, воплощением которой была Богородица. В алтарной части образы: Богоматерь Оранта (молящаяся), святители.
  3. стены и опоры храма – символ Земли. Северные и южные стены – жития святых (т.е. тому, кому посвящен храм). На западе – стена страшного суда, откуда заходят люди.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из цветных камней и керамических плиток. Это сложная и дорогостоящая техника изобразительного искусства, существовала уже в домонгольский период, на Руси не производили материал для мозаики, он привозился из Византии. Смальта – цветное стекло, которое выплавляли в специальных печах, добавляя окись металлов для придания цвета.

Своды и стены храмов покрывали цементирующим раствором, поверх которого наносили рисунок, по которому в раствор вдавливали кубики смальты.

Фреска – техника росписи стен красками по сырой штукатурке, поверх предварительно сделанного рисунка. Качество фрески зависит от качества штукатурки. Краски – цветные глины и камни, которые были растерты в известковой воде. Недостаток – известь со временем съедает цвет, от чего фрески выглядят слегка поблекшими. Фрески украшают менее значимые участки храма-башни, лестничные башни.

Икона – образ, изображение. Иконографические типы Русь позаимствовала из Византии.

Появляются новые черты: легкие и более открытые лики, усиливается интенсивность цвета, силуэт обретает большую замкнутость и четкость. Сохраняя византийский иконографический тип, Русь незаметно трансформирует его, наполняя новым содержанием, менее аскетичным и суровым.

Иконная доска чаще всего — липа.

Паволока – ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Паволока в иконописи применялась не всегда.

Грунт.

Краски – писали темперой, замешанной на яичном желтке + красящий пигмент (цветные глины и минералы).

Роспись:

  1. Наброски общей композиции
  2. Доличное письмо — термин древнерусской живописи, обозначающий исполнение пейзажа, архитектуры, утвари, одежды — всего, кроме лиц и не закрытых одеждой частей тела. Работа по доличному письму часто распределялась между отдельными мастерами-художниками (один из которых писал только пейзажи, другой только одежду и т. д.).
  3. Личное письмо: лики, руки, ноги святых.
  4. Покрытие изображения олифой для закрепления.

Главные иконописные школы: Новгород, Псков, Москва.

Иконографические типы: иконография Богородицы:

Одигитрия – Богоматерь с младенцем Иисусом.

Оранта – Богоматерь с поднятыми вверх руками.

Умиление или Елеуса – Богоматерь с младенцем Христосом, который сидит на ее руках и прижимается к ней щекой. Например, Владимирская икона Божьей матери.

Знамение – Богоматерь с поднятыми вверх руками и младенцем Иисусом по центру (например, в круге)

Панахранта – Богоматерь на престоле с младенцем Христом на коленях.

Иконография Иисуса:

Иисус Пантократор или Вседержитель – Иисус может изображаться в рост, сидя на троне, по пояс, или погрудно. В левой руке свиток или Евангелие, правая обычно в благословляющем жесте.

Спас нерукотворный – лик Христа.

Спас Эммануил – Христа в отроческом возрасте

Посох – в изображении англеов (вестников Бога).

Добрый пастырь – спаситель овец, либо со стадом овец.

Религиозные атрибуты в изображениях:

Атрибут-предмет, принадлежащий тому или иному святому. Мафорий – верхняя одежда (женская), на Богоматери красного или багряного. Крест – символ мученичества (в руках святого указание на то, что перед нами мученик). Свиток – в изображении пророков. Связка ключей – Апостол Петр, Хранители ключей от рая. Евангелие – в изображении святителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *