Интернат для слепоглухих в сергиевом посаде

Фото предоставлено фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» Александр Сильянов

Скульптор

Художник Александр Сильянов знал о своем диагнозе, чувствовал, что теряет зрение, но до конца не верил, что однажды полностью ослепнет. Синдром Ушера, генетическое заболевание, которое забирает сначала слух, а потом и зрение, проявляется у больных с разной интенсивностью. Сильянов потерял слух еще в детстве, ослеп в 48 лет. Он закончил Московское художественно-промышленное училище, был единственным в группе глухим студентом — слова преподавателей и одногруппников приходилось читать по губам. Сейчас Александр Сильянов возглавляет благотворительную некоммерческую организацию «Ушер-форум» и создает скульптуры. На его последней картине, написанной перед тем, как он совсем ослеп, изображен автопортрет с собакой-поводырем.

В училище Александр Сильянов изучал скульптуру и, ослепнув, сменил краски на бронзу. За восемь лет он создал 14 скульптур, а весной этого года Сильянов стал лауреатом международной премии «Филантроп». Он никогда не видел своего внука Глеба, но его портретное сходство с выполненным дедушкой бюстом впечатляет. Художник говорит, что занятия скульптурой дарят ему ощущение независимости от окружающих, хотя и тут без помощи друзей и знакомых не обойтись: они закупают материалы и сопровождают скульптора на студии, где его работы отливаются из бронзы.

Все новости Александр узнает через жену. Специальный компьютер художник освоить не смог: дактилологию он знал с детства, а вот шрифт Брайля дается с трудом. Раньше у него был пес-поводырь Иржик, но он умер несколько лет назад — его скульптуры художник всегда ставит на почетное место на своих выставках. Собаки-помощники слепоглухих — такая же редкость, как и сами слепоглухие. Узнав во время командировки в Англию, что там слепоглухим помогают собаки, Александр попросил Всероссийское общество слепых выдать ему собаку, чем озадачил руководство — обученные помогать незрячим людям животные реагировали на слова, а не на жесты. Сильянов убедил кинологов, что научит собаку распознавать тактильные команды, и его опыт лег в основу новой методики обучения в Балашихинском центре подготовки собак-поводырей.

Фото: Сергей Мельников Скульптура собаки-проводника Иржика

Согласно переписи, проведенной в 2014 году благотворительным фондом «Со-единение», в России сейчас живет около 3000 слепоглухих. Из них чуть больше трети не видят и не слышат с рождения, а тех, кто не видит и не слышит совсем ничего, 5–7%. По неофициальным данным, в России около 15 тысяч человек с двумя сенсорными нарушениями. Из 85 регионов слепоглухие найдены в 76. Это не значит, что в остальных их нет: многие родители детей с комплексными нарушениями отказываются вешать страшный ярлык слепоглухоты на детей с остаточным зрением или слухом, поэтому игнорируют и опросник, и помощь. И неизвестно, сколько еще не переписанных слепоглухих живут в отдаленных деревнях.

Из 3000 переписанных слепоглухих работают около 10%. Конечно, в переписи принимали участие и несовершеннолетние, и пожилые люди, но 17% хотят трудоустроиться. Много лет таких инвалидов привлекали к массовому серийному производству на предприятиях Общества слепых. У незрячих особенно чуткие пальцы и ловкие руки, они прекрасно справляются с любыми видами механической работы. Но автоматизация и роботизация производства заменили людей на производствах. Слепым остаются резьба по дереву, вышивание, переплетное дело, ремонт обуви, творчество и компьютерные работы — тексты, таблицы и переводы.

Писатель

Фото: Сергей Мельников Наталья Демьяненко

«Меня зовут Арно. Я пудель. По секрету — очень красивый: черный, с шикарной прической подо льва. Вы бы оценили, но от наших подопечных, увы, этого ждать не приходится. Виталик и Таня — люди. Не знаю, какой породы. Но, по всей вероятности, какой-то довольно редкой. Они не слышат и не видят. Виталик — совсем ничего. Он и голосом не шумит почти никогда. Зато и ругается не так страшно. Пальцем погрозит немножко и все. Таня тоже не видит, но кое-что слышит. Во всяком случае, если громко залаять, она обязательно поймет. Родственники обращаются к ней именно голосом, хоть и очень громким. А если что-нибудь нужно сказать Виталику, они рисуют ему на ладони…»

Со своим почти автобиографическим рассказом «Опыт общения» петербурженка Наталья Демьяненко заняла первое место в конкурсе слепоглухих литераторов. Авторы, лишенные зрения и слуха, со всей страны присылали материалы о том, как они воспринимают мир. Воодушевленная победой, Наталья написала автобиографическую повесть.

— Мечтаю выйти в большую литературу. Совсем обнаглела, да? Но ведь мечтать-то не вредно. Правда, издательства пока не подрались за честь меня опубликовать, — шутит Наталья.

Глубокие поражения зрения и слуха Натальи наложились на проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В два года Наталья перестала видеть, в 16 ей пришлось сесть в инвалидную коляску, а в 20 резко ухудшился слух. От настоящего информационного вакуума и полной оторванности от мира спас интернет. Незрячие люди сейчас могут читать новости и общаться по сети с помощью специальных дисплеев, отображающих текстовую информацию в виде рельефно-точечных символов азбуки Брайля. Освоив компьютер, Наталья поступила в дистанционный вуз, и хотя проучилась там только два года, полученные навыки редактирования очень пригодились — сейчас Наталья входит в редакционный совет журнала для слепоглухих «Ваш собеседник».

Детей у Натальи нет, но есть любимый и любящий муж Влад. В литературном рассказе Натальи он выведен под именем Виталика. Имя — единственное несоответствие: Влад — тотально слепоглухой человек.

— Написала Владу, наткнувшись на его объявление о знакомстве в журнале для слепых. Я тогда теряла слух и не понимала, как жить дальше, решила спросить совета. Через два года переписки мы поженились. Когда собиралась замуж, отговаривали все, включая ближайших подруг: у самой «букет невозможностей», у Влада тоже. Храбрилась, как могла, хотя в душе боялась, конечно. Но никогда не жалела, что вышла замуж за него. Мы с ним как-то дополняем друг друга. У меня остаток слуха и нормальная речь — могу что-то передать супругу от окружающих или перевести. Он физически сильный человек, а я не хожу. Зато муж на ручки чаще берет. Любая женщина позавидует, — улыбается Наталья.

Владислав и Наталья уже десять лет живут вдвоем в Ленинградской области. Их регулярно навещает Наташина мама, но в основном хозяйство супруги ведут самостоятельно, заботясь не только друг о друге, но и о двух собаках и кошке. К мужу Наталья обращается при помощи звонка с вибрацией, полученного по индивидуальной программе реабилитации. Обычно такой звонок крепится на двери, а пластмассовая коробочка, вибрацией сообщающая слепоглухому человеку о приходе гостей, остается у хозяина квартиры, но супруги Демьяненко используют его иначе: когда Наташе нужна помощь, она нажимает на кнопку, и муж получает вибрационный сигнал.

— Как-то весной кошка забралась в теплицу, а Влад не заметил, что ее там закрыл, — вспоминает Наталья. — Мы искали ее, с ума сходили от волнения. Пришлось написать родителям. Спустя сутки они приехали, выпустили кошку. Наверняка наши собаки подбегали к теплице, а мы не видели, и мяуканье кошки не слышали. Вот тогда мы оба прочувствовали, что рядом с нами жить не всегда безопасно.

Долгое время слепоглухоту не признавали особым видом инвалидности, предлагая слепоглухим пользоваться только льготами, полагающимися незрячим. Однако даже слабослышащий слепой воспринимает мир не так, как лишенный только зрения, и нуждается, соответственно, в специальной помощи.

Инфраструктуры для слепоглухих в России почти нет. В 23 регионах, где во время переписи найдены слепоглухие, всего 34 досуговых центра. Это клубы для общения, созданные, как правило, на базах библиотек для незрячих. Другая проблема — рекордно низкое количество часов тифлосурдоперевода: в России по закону слепоглухой человек имеет право всего на 40 часов тифлосопровождения в месяц, притом что один поход в поликлинику часто занимает не меньше четырех часов. Профессиональный стандарт тифлосурдопереводчиков был одобрен только в июне этого года, но во многих регионах таких служб пока нет. «Самая большая моя головная боль в последнее время — это отсутствие в нашем городе службы сопровождения и тифлосурдоперевода, — говорит Наталья Демьяненко. — Сейчас не так уж трудно поехать куда-то — есть социальные такси, низкопанельные автобусы. Но вот то, что некому перевести необходимую информацию, некому сопровождать, делает жизнь намного более ограниченной, чем она могла бы быть».

Профессор

Фото: Сергей Мельников Александр Суворов

«Особых проблем слепоглухих не существует. У нас те же самые проблемы, что и у всех остальных людей, — говорит профессор, доктор психологических наук Александр Суворов, шутя: — Зато некоторых других проблем, которые есть у вас, у нас может не быть. Например, слава богу, у нас нет солдатчины. А у здоровых людей есть. И никто из нас, к сожалению, не полетит в космос».

Суворов уверен, что слепоглухота лишь определяет специфику способов решения общечеловеческих проблем. Многие знают о шрифте Брайля, с помощью которого незрячие читают. А как «услышать» пальцами? Основные способы общения со слепоглухими — это дактилология (ручная азбука) и письмо на ладони. Дактилологией можно овладеть за пару часов, письмо на ладони доступно каждому и без спецподготовки. Но посторонние люди часто боятся дотронуться до слепоглухих, и поэтому проблема нехватки общения становится особенно острой.

Первый в мире слепоглухой человек, получивший степень бакалавра, — американская писательница и видный общественный деятель прошлого века Хелен Келлер, ставшая символом борьбы для многих инвалидов. День рождения Хелен Келлер — 27 июня — с 1980 года отмечается как Международный день слепоглухих людей. «Советской Хелен Келлер» называли ученого-дефектолога Ольгу Ивановну Скороходову, которая долгое время была единственным в мире слепоглухим научным сотрудником.

Александр Васильевич Суворов потерял зрение в три года, а слух — в девять лет, когда речь уже сформировалась и стала основным средством общения. В 1977 году, после окончания психологического факультета МГУ он был принят на должность младшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (сейчас — Психологический институт Российской академии образования). Высшее образование на психфаке МГУ Суворов вместе с еще тремя слепоглухими молодыми людьми получил в рамках уникального «загорского эксперимента». Загорский (Сергиево-Посадский) детский дом слепоглухих — это единственная в стране школа-интернат, где воспитываются дети, лишенные зрения, слуха и речи.

Фото предоставлено фондом поддержки слепоглухих «Со-единение» Алёна Капустьян и Александр Суворов общаются на выездной школе сообщества семей слепоглухих детей

В 1994 году Суворов на автобиографическом материале защитил кандидатскую диссертацию на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», а через два года — докторскую, посвященную человечности как фактору саморазвития личности. Сейчас Александр Суворов — единственный в мире слепоглухой профессор психологии.

— Когда мы были за границей четверть века назад, в 90-е годы, нас спрашивали, много ли в Советском Союзе слепоглухих, и я отвечал, что даже если только один — это уже много. Лучше бы таких инвалидов вообще не было, очень уж неприятная штука эта слепоглухота. Но раз она есть, нужно учитывать, что эти люди находятся в очень тяжелом положении. И им требуется разносторонняя помощь, — говорит Суворов.

Александр Васильевич рассказывает, как в американской школе для слепых Perkins School он познакомился с глухим мальчиком, у которого была тяжелая форма ДЦП. У подростка не работали ни руки, ни ноги, но он занимался за компьютером с помощью специального приспособления на голове в форме клюва, которым можно нажимать на кнопки клавиатуры. «У него, возможно, одного в мире есть такое устройство. И никто не спрашивал, много ли таких, как тот ребенок, — говорит профессор. — Достаточно того, что один есть и ему нужно овладевать компьютером. А в России постоянно интересуются: сколько? А когда узнают, размышляют: стоит ли трат один человек, не проще ли сдать его в какое-нибудь соцучреждение? А зачем тогда детей учили, прививали навыки самообслуживания, чтобы в домах инвалидов сотрудники их обслуживали? Я категорически против статистического подхода. Много, мало — каждый единственный. Во всем мире говорят, что общество таково, каково его отношение к инвалидам. Все имеют право на то, чтобы оставаться, быть людьми».

Закройте уши, глаза на пару минут — и вы все равно не поймете, как они живут. Многие ребята — слепоглухие с рождения, могут только догадываться, как выглядят цветы и светит солнце, как звучит голос мамы. Но они узнают ставших родными воспитателей по запаху, мягкому прикосновению, по-детски радуются новым ощущениям — бассейну с шарами или необычной сладости.

С первого взгляда группы дошкольного отделения похожи на детсад для обычных ребят: развивающие игрушки расставлены по углам, в центре — столики для занятий, а на окнах сохнут поделки из пластилина. О том, что здесь живут слепоглухие дети, узнаешь по деталям: на мебели выпуклые опознавательные знаки, поручни вдоль стен, а на столах — предметные «календари». Это контейнеры, в которых лежат мыло, ложка, ладошка и другие вещи, обозначающие распорядок дня.

— Мы подводим ребенка к этому «календарю» и даем ему потрогать ложку. Так он понимает, что сейчас пойдем завтракать, — рассказывает педагог-дефектолог Наталья Диянова. — Если кладем в руки мешочек, значит, настало время занятий, а ладошка — символ утренней встречи с друзьями и педагогами. Ребята садятся в круг и держат друг друга за руки, общаются через прикосновения. Ребенок должен чувствовать, что он не один.

Белокурой малышке Злате — 6 лет, она тотально слепоглухая. Девочка здоровается с воспитателем, трогает ее руки, волосы, серьги. Потом с помощью взрослых находит свой стол и стул, садится и начинает нанизывать кольца на деревянный стержень.

— Собрать их на ощупь, если ты никогда не видел своих рук — сложная задача. Таким образом, развивается мелкая моторика, координация движений, — рассказывает замдиректора детдома Ольга Дмитриева. — Дети у нас разные: у кого-то слепоглухота тотальная, а кто-то слабовидящий, у кого-то снижение слуха, кто-то слышит через слуховой аппарат. К каждому подход помогают найти врачи, психологи и педагоги-дефектологи.

Несмотря на достижения современной медицины, слепоглухих детей не становится меньше. И все чаще у них выявляют дополнительные нарушения здоровья: ДЦП, задержка психо-речевого развития, нарушения поведения. Это связано с тем, что врачи научились выхаживать и спасать глубоко недоношенных младенцев, у которых некоторые жизненно важные органы не успели сформироваться в пренатальном периоде. И теперь перед специалистами проблема — создание системы реабилитации таких детей. В частности, необходимо продумать, как включить ребенка в комплексную психолого-педагогическую реабилитацию .

От малышей, лишенных зрения и слуха, многие родители отказываются. А если и оставляют в семье, то не знают, что с ними делать, как общаться, взаимодействовать… Бывали случаи, когда в Сергиев Посад привозили 5-6-летних детей, которые не могли не то что нормально ходить, но даже еще ели из бутылочки. Чтобы такой ребенок осознал себя, кто он и где он, чтобы смог самостоятельно себя обслуживать, подтянулся в развитии, нужен титанический труд и терпение.

— В России до сих пор нет отдельной категории инвалидности — «слепоглухота», — рассказывает директор детского дома Галина Епифанова. — До18 они — инвалиды детства. Потом нужно получить инвалидность по слепоте или по глухоте. Чаще всего выбирают первый вариант, так как он считается более тяжелым. Но слепоглухие — это совершенно отдельная категория, им нужны более сложные, комплексные средства реабилитации.

Сколько в России слепоглухих — никто точно сказать не может. По разным оценкам, эта цифра может составлять от 6 до 15 тысяч человек. В октябре благотворительный фонд «Соединение» начал всероссийскую перепись незрячих и неслышащих людей, чтобы создать единую базу данных, разработать программы развития, реабилитации и интеграции слепоглухих в общество.

— Конечно, им сложно устроиться в жизни, сложнее, чем просто глухим или слепым. Но наши дети осваивают школьную программу, поступают в техникумы, институты, становятся полноценными членами общества. Нужно только им помочь, — рассказывает Галина Епифанова. — В 70-е годы был проведен эксперимент: четверо воспитанников детского дома учились на факультете психологии МГУ имени М. Ломоносова и успешно окончили вуз.

Язык, или, как говорят специалисты, способ общения, маленькие слепоглухие ученики начинают осваивать на ощупь. Вместо первых слов — осязательные образы-символы. Далее — система тактильных знаков, которая «выстукивается» на ладони, своеобразная пальцевая азбука (воспринимается тактильно). Основной способ общения слепоглухих — контактный жестовый, когда жест обозначает не отдельную букву, а целое слово. Но для коммуникации со «зрячеслышащими» людьми им все равно не обойтись без специалистов-тифлосурдопереводчиков. А их катастрофически не хватает.

Справка «РГ»

Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих в прошлом году отметил 50-летие. Сейчас в нем обучаются более 200 детей и подростков с разными нарушениями развития. Кроме учебных корпусов здесь есть мастерские (свечная, ткацкая, швейная, гончарная и другие), теплица и даже конюшня. За последние 5 лет в семьи из детского дома отправились 6 ребят. Педагоги считают это хорошим знаком — раньше, говорят, «сложных» детей не брали вообще.

Значительная часть воспитанников учреждения — не сироты, а дети, которых родители отдали на обучение. Здесь они находятся бесплатно, но проблема в том, что такой детский дом — один на всю Россию. Обращений в учреждение значительно больше, чем вакантных мест. Здесь обучают дефектологов из регионов, чтобы помочь таким детям без отрыва от семьи.

Кстати

Немецкие инженеры разработали прототип мобильного телефона для слепоглухих, который выглядит как перчатка. В ней стоит прибор, который преобразует речь в текст, текст в шрифт Брайля, а шрифт Брайля — в выпуклые бугорки, ощутимые пальцами. Сам абонент тоже сможет изъясняться, нажимая пальцами на подушечки, словно на невидимой клавиатуре. За каждым пальцем закрепят несколько букв, и, меняя интенсивность нажатия, можно выбирать между ними, отправляя, таким образом, СМС. Проблема лишь в том, что прототип — перчатка транслирует код Лорма — язык слепоглухонемых, который в России не используется. Однако, по мнению Галины Епифановой, сама идея такого устройства весьма перспективна.

Страницы: 1
«Попробуйте объяснить 3-летнему слепоглухому ребенку, что такое стол». О том, как живут, учатся и молятся в Сергиево-посадском детском доме-интернате

Директор ФГБУ Детский дом слепоглухих Г. К. Епифанова и настоятель храма при интернате в честь Явления Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому иеромонах Феофилакт ‒ о том, как живут, учатся и молятся их воспитанники… Анастасия Птицына Директор ФГБУ Детский дом слепоглухих Галина Константиновна Епифанова и настоятель храма при интернате в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому иеромонах Феофилакт ‒ о том, как живут, учатся и молятся их воспитанники в Сергиево-Посадском…

Изменен: 25.05.2018
Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Архиепископ Феогност возглавил Литургию на подворье Троице-Сергиевой Лавры при доме слепоглухих

10 февраля 2018 года Божественную литургию на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда и соцзащиты РФ возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. 10 февраля 2018 года, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, Божественную литургию на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме в честь Явления Пресвятой Богородицы…

Изменен: 12.02.2018
Наместник Троице-Сергиевой Лавры , Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Архиепископ Феогност возглавил освящение придела храма на подворье Троице-Сергиевой Лавры при доме слепоглухих г. Сергиева Посада и Литургию в нем

12 декабря 2017 года на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» состоялся чин великого освящения придела во имя Святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского… 12 декабря 2017 года на подворье Троице-Сергиевой Лавры в храме в честь Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому на территории ФГБУ «Сергиево-Посадский…

Изменен: 12.12.2017
Дом-интернат для слепоглухих детей , архиепископ Сергиево-Посадский Феогност
Путь: Главная / Статьи Директор Сергиево-Посадского дома для слепоглухих детей Галина Епифанова удостоена знака «За заслуги перед Московской областью» I степени

Галина Епифанова , директор ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда России, удостоена высокой награды – знака «За заслуги перед Московской областью» I степени. Галина Епифанова , директор ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Минтруда России, удостоена высокой награды – знака «За заслуги перед Московской областью» I степени. Торжественная церемония вручения прошла в региональном Доме правительства…

Изменен: 14.11.2017
Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Патриарх Кирилл освятил место строительства социально-реабилитационного центра на территории Сергиево-Посадского дома-интерната для слепоглухих детей

8 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих для детей и молодых инвалидов» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Рядом со зданием интерната планируется строительство социально-реабилитационного центра постинтернатного сопровождения для молодых слепоглухих инвалидов. 8 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил ФГБУ «Сергиево-Посадский дом-интернат слепоглухих…

Изменен: 09.10.2017
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл , Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Воспитанники детского дома слепоглухих побывали в Греции

В Евангелии сказано, что слепорожденный таким появился на свет, чтобы Слава Божия проявилась на нем. Может быть, и эти дети для того же родились. Мы не знаем. Господь никого не велел осуждать, а всех любить… Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих является одним из ведущих реабилитационных учреждений для обучения и воспитания слепоглухих в мире и единственным уникальным учреждением подобного рода в России. Здесь обучаются и воспитываются 230 незрячих и глухих детей с множественными нарушениями…

Изменен: 09.10.2014
Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи

Храм при доме-интернате для слепоглухонемых детей отметил престольный праздник… Храм при доме-интернате для слепоглухонемых детей в Сергиевом Посаде отметил престольный праздник. В субботу, 6 сентября 2014 года, храм в честь Явления Божией Матери преп. Сергию Радонежскому праздновал свой престольный праздник. Церковь расположена на территории Сергиево-Посадского дома-интерната для слепоглухонемых детей. Этот храм является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Его приход возглавляет насельник Лавры…

Изменен: 08.09.2014
Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Освящение храма в честь явления Божией Матери при доме для слепоглухих

В Сергиевом Посаде теперь два храма посвящены величайшему событию – Явлению Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому… В Сергиевом Посаде теперь два храма посвящены величайшему событию – Явлению Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Один из них — лаврская церковь, больше известная под названием Михеевской, ибо в ней покоятся мощи преподобного Михея Радонежского. Второй расположен на территории Сергиево-Посадского дома-интерната для слепоглухонемых детей. Этот храм…

Изменен: 10.12.2013
Дом-интернат для слепоглухих детей
Путь: Главная / Статьи Страницы: 1

Отсортировано по релевантности | Сортировать по дате

Все актеры – слепоглухие. Играют, фактически, на уровне чувств. А репетировать и общаться со зрительным залом им помогают специально обученные переводчики. Коллектив приглашают на гастроли во многие страны.
25 лет назад Евгения Шацкая ослепла. 15 лет назад начала терять слух. А через два года после этого – слепая и почти полностью глухая — впервые вышла на сцену. «Раньше я работала на фабрике для слепых людей, каждый день я ходила на работу с утра, 5 часов отрабатывала, возвращалась домой и все», — рассказывает актриса театра слепоглухонемых «Na lagaat» Евгения Шацкая. Мир, в котором эти люди были товарищами по несчастью, словно перестал существовать. Здесь они коллеги-актеры. Театр слепоглухонемых «На Лагаат», что переводится как «Пожалуйста, прикоснитесь», для тех, кто на сцене, начинается с прикосновений. Ведь многие из актеров только так могут почувствовать окружающий мир. Их главный спектакль – грустная комедия «Не хлебом единым». На сцене настоящая пекарня, в руках у актеров настоящее тесто, монологи — их реальные истории. Играть писателя слепоглухонемому Ицхаку помогает переводчик, который подсказывает, что происходит на сцене с помощью азбуки Лорма — метод, при котором вместо алфавита используются разные точки на кисти руки. «Иногда я очень нервничаю перед выходом на сцену, но за 5 лет выступлений я усвоил правило: надо продолжать, несмотря ни на что. Пока я играю, меня волнует одно: чтобы зрители были довольны и хлопали нам побольше», — говорит актер театра слепоглухонемых «Na lagaat» Ицхак Натанель.Известный режиссер Адина Таль, начинавшая этот проект на пике своей карьеры с благотворительного спектакля, теперь работает только с инвалидами. Ее подопечные, о которых еще несколько лет назад знали разве что родственники, только что вернулись из Нью-Йорка, где три недели давали ежедневные спектакли на Манхеттене. «Там в зале висела огромная хрустальная люстра, очень большая и красивая. Я сказала об этом нашим актерам. А в ответ одна наша прима мне заявляет: «Ничего особенного, в Москве, в России люстры намного красивее». А она слепая, понимаете, абсолютно слепая!» – рассказывает режиссер театра слепоглухонемых «Na lagaat» Адина Таль. Бабушка Женя, как ее называют партнеры, играет мелодию «Синий платочек» по памяти, так, как играла мама в далекой России. В зале все явственнее ощущается запах свежего хлеба, а на сцене герои делятся такими простыми, но такими несбыточными мечтами о морских путешествиях, свадьбе и мире, в котором они увидят и услышат хоть что-то, кроме вечной темноты и тишины. Кульминация спектакля: хлеб готов, актеры достают горячие булки из печи и приглашают на сцену зрителей. Обращение к залу: разделите с нами наш хлеб, попробуйте его на вкус. Каким он вам покажется? Это настоящее искусство. Пока идет спектакль, постоянно думаешь: до чего же хорошо я живу, и как тяжело приходится им. А потом вдруг понимаешь: да ведь и мы порой ничего не видим и не слышим вокруг себя!» – говорит Лея Рубинштейн. Они не выжимают слезу из зала, не просят о жалости и шутят: если на нас перестанут ходить, откроем булочную. Ведь никто из зрителей от дегустации не отказывается: хлеб с подносов сметают в считанные минуты.

Спектакли для слепых в формате 5D, оперы для людей с ментальными проблемами, танцы для глухонемых колясочников: особенное искусство для особенных людей давно перестало быть чем-то необычным в цивилизованном мире. Казахстан тоже делает попытки встроиться в общий тренд, но двигается в этом направлении практически на ощупь.

Жизнь без звука, без изображения и без права голоса. Как воспринимают мир слепоглухонемые люди, какими образами и категориями мыслят, чего боятся, отчего смеются, во что верят, – нам, так называемым обычным людям, постичь очень сложно. Да мы вообще редко об этом задумываемся. Инвалидов, лишённых одновременно слуха и зрения, в повседневной жизни мы практически не видим. А чего не видим, того как бы и нет.

А они есть, и они нас тоже не видят, но для них это вовсе не значит, что мы не существуем. Мы часть того мира, чёрного и безмолвного, который они пытаются познать и в который передают отчаянные сигналы на кончиках пальцев.

Мы этих сигналов не понимаем. Но, к счастью, находятся люди, готовые перевести их на язык искусства. К примеру, в московском Театре наций несколько лет назад поставили очень необычный спектакль – «Прикасаемые». В нём вместе актёрами участвовали и слепоглухонемые люди, которые рассказывали «обычным» зрителям о жизни в темнице собственного тела. Рассказывали, крепко держа за руки артистов, а те озвучивали и делали зримым их причудливый мир, полный неясных образов и ощущений.

В Израиле слепоглухонемые актеры не ограничились одним проектом. Они создали собственный театр «На лагаат», название которого переводится как «Пожалуйста, дотронься». Дотронуться до этого чуда приходит огромное количество публики, которая в конце спектакля аплодирует ногами: это единственный способ передать артистам свой восторг.

Это не искусство для инвалидов. Это искусство для всех, вне зависимости от наличия способности видеть, слышать или передвигаться самостоятельно. В последнее время во всем мире актуальным трендом стало создание универсальных арт-проектов, учитывающих особенности восприятия разных людей. Незрячие люди теперь могут наслаждаться живописью великих художников: в музеях по всему свету появляются тактильные объёмные репродукции известных картин. Обычно они сопровождаются тифлокомментариями, то есть кратким описанием сюжета.

В России решили сделать ещё один шаг в этом направлении: там планируют создавать картины для слепоглухих, наполненные ароматами, вибрацией и материалами различных фактур – например, мехом и тканями.

Для слепых детей в некоторых российских городах ставят специальные «невидимые» спектакли. Эффект присутствия максимальный: детвора полностью погружается в атмосферу сказки благодаря разнообразной палитре звуков, запахов и вкусов. Маленькие зрители могут потрогать предметы, принадлежащие персонажам пьесы, ощутить ароматы природы, дуновение ветра, тепло солнечных лучей и даже попробовать, к примеру, яблоко, которое по ходу действия упало с дерева. Такие спектакли часто называют «постановками 5D», поскольку в них задействованы все органы чувств человека. И на подобные представления часто приходят не только слепые, но и все прочие зрители – просто потому, что это невероятно интересно.

Понятно, что не у каждого театра есть возможность поставить такой спектакль. Но по крайней мере включить в пьесу опцию тифлокомментария могут почти все, и эта тенденция стала уже признаком хорошего тона для многих российских храмов Мельпомены. Незрячим людям выдают специальные наушники, чтобы они могли слышать описание всего, что происходит на сцене: кто вошёл, кто вышел, кто кого поцеловал или убил, и как выглядит, к примеру, немая сцена в финале «Ревизора».

Подобный спектакль однажды видели и астанинцы: Сергей Безруков привозил к нам «Сирано де Бержерака» с тифлокомментариями. Актер тогда призывал казахстанские театры также включать в репертуар постановки с аудиодескрипцией. Но наши культурные деятели внимали призыву как-то вяло. Отечественных спектаклей, учитывающих восприятие незрячих людей, до сих пор нет. Мы, как обычно, плетёмся в хвосте мировых тенденций, в то время как в других уголках планеты не устают выдумывать особенные проекты для особенных людей.

В Белграде, к примеру, недавно поставили оперу, главные роли в которой исполнили люди с ментальными проблемами. А в Мельбурне создали музыкальный спектакль для аутистов, приспособив пьесу к восприятию людей с когнитивными расстройствами. В зале не гасят свет, не производят громких пугающих звуков, актёры не используют грим, а зрителям разрешается вставать с мест и уединяться в специальных помещениях, если они устали от избытка эмоций.

Москва тоже фонтанирует оригинальными идеями. Там, к примеру, несколько лет назад прошел танцевальный фестиваль, в котором принимали участие глухонемые дети-колясочники. Ездили туда, кстати, и наши ребята. Надо сказать, что казахстанские инвалиды вообще народ очень творческий и активный. Незрячие люди пишут стихи, глухонемые отлично танцуют и поют при помощи жестов. Вот только зрителей у них почти нет: особенные люди живут в своем особенном мире, а мы, «обычные», заняты своей обычной жизнью.

К счастью, эти две параллельные вселенные иногда всё же пересекаются. Благодаря эмпатичным и творческим людям у нас уже проходили выставки тактильных картин и мастер-классы по живописи и фотографии для незрячих. Но это всё разрозненные отдельные проекты, в этом нет системы и устойчивой тенденции. И тут претензия не только и не столько к чиновникам. Арт-проекты для инвалидов – это не пандусы, их невозможно создать по разнарядке (хотя, к примеру, тифлокомментарии в театрах можно ввести и специальным распоряжением).

Чтобы поставить спектакль или создать картины для людей с особым восприятием, нужно иметь мощное воображение и огромное сердце. За этим глупо обращаться к чиновникам. Здесь вопрос к людям творчества: в состоянии ли они создавать арт-события и объекты искусства, которые будут интересны всем – и «обычным», и необычным, и слепым, и глухим, и детям, и взрослым? Уверена, что люди с высоким креативным потенциалом у нас есть. Может быть, Минкульту стоит объявить конкурс на лучший арт-проект для инвалидов? С чего-то же нужно начинать. А там, возможно, подобные события станут нормой в нашем культурном пространстве, общем для всех – и для «особенных», и для «обычных».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *