Иоанна Русского

Поделиться

Икона, ок. 1790 г. (церковь прав. Иоанна Русского в г. Прокопи на острове Эвбея).

Наверное, всякий, кто хотя бы раз бывал в Греции, слышал имя святого Иоанна Русского. Его икону можно найти почти в каждом храме, а о самом святом и его чудесах с легкостью расскажет случайный прохожий, а может быть, таксист, и уж обязательно – экскурсовод.
Сегодня храм в честь святого на острове Эвбея собирает множество паломников со всего мира, и с каждым годом все больше и больше людей приезжают из России, чтобы поклониться самому почитаемому в Греции русскому святому.
Иоанн Русский не был ни монахом, ни даже священником. Не был он и ученым богословом, и никогда не планировал посвятить свою жизнь служению Церкви. Мы не знаем, что он планировал, или чего хотел, но нам доподлинно известно то, что он со смирением принял тот промысел, который ему уготовил Господь.
Его история начинается в 1711 году, когда русская армия под командованием Петра Великого совершила свой не самый успешный Прутский поход –против Османской империи. В возрасте 21 года Иоанн, вместе со многими другими русскими солдатами, попал в плен к туркам. Скитания по невольничьим рынкам привели его в Каппадокию, в небольшое селение Прокопион, где, в числе рабов местного военачальника, Иоанн явил всем свою святую жизнь.
Разумеется, для пленивших его Иоанн был не только солдатом вражеской армии. Он был неверным. Побои, издевательства, подчас самые страшные и невыносимые, терпел и он, и те, кто был взят в плен вместе с ним. Стоит ли говорить, что многие сдавались – ведь гнев мучителей сменялся на милость, если пленники принимали ислам. Их не только переставали унижать, более того, их лишали оков, наделяя всеми правами, которые имело мусульманское население Османской Империи. А рабство означало только одно – медленную и мучительную смерть.
Иоанн оставался непреклонен. Он не роптал, а тем, кто пытался убедить его отречься от Христа, он отвечал: «Христианином я родился, христианином и умру».
Шли годы. Иоанн прислуживал в одном из богатых домов в Прокопионе. Постепенно все домочадцы свыклись с тем, что русский пленник – христианин. Прекратились побои, насмешки. Другие слуги в доме не могли не заметить незлобия Иоанна. Он будто бы не помнил всего того зла, что ему причинили, а, напротив, всегда был готов прийти на помощь. О том, как Иоанн исполнял все вверенные ему обязанности, вскоре узнал и его господин. Однажды его жена сказала ему…

Жена:
Помнишь того христианина по имени Иоанн? С тех пор, как он работает у нас, нам не в чем его упрекнуть. И, говорят, он не ест почти, а все, что мы ему даем, раздает своим единоверцам. Они в условленное время приходят к нему.
Господин:
Я знаю. Но и это я готов простить Иоанну. Он любит своих братьев по вере, а я ни в ком я еще не видел такой самоотверженной любви.
Жена:
Пора бы забрать его из конюшни. Такой хороший слуга не помешал бы нам в доме.
Господин:
Я предлагал ему, но он предпочел остаться на конюшне. И я позволил ему. Я сказал тогда: «Иоанн, я столько зла причинил тебе, столько побоев и поношений ты претерпел в моем доме, но ни разу не слышал я от тебя ропота. Наоборот, ты служил мне, как никто другой не служил. В чем же дело?» А он ответил…
Иоанн Русский:
Послушай, господин. Если Бог мой повелел мне быть здесь, умереть рабом на чужбине, значит на то Его святая воля. Значит так нужно для меня, и я не буду роптать. А еще в нашем Писании сказано, что мы должны повиноваться своим господам со страхом и трепетом, служа с усердием, как Господу, а не как человекам. Но прошу тебя оставить меня здесь, чтобы я мог в уединении молиться.
Господин:
Итак, я вынужден был его оставить. Он спит там на земле, впрочем, говорят, что и не спит вовсе, а всю ночь стоит на коленях в молитве. И знаешь, я слышал, что в молитвах своему Богу он поминает и нас, и нашу семью.

Так завоевал Иоанн расположение семьи своего господина – трудом и исполнением заповедей. Каждую субботу он приходил в местный православный храм, и там причащался Святых Христовых Таин.
Люди разной веры – турки, греки, армяне – шли к Иоанну за помощью, и находили ее. Иоанн же в простоте сердца молился за всех. Пребывая в вольной нищете, Иоанн кормил нищих, помогал нуждающимся и больным. Уже при жизни он сотворил много чудес, о которых свидетельствовали как христиане, так и мусульмане.
В 1730 году Иоанн заболел, и, причастившись перед смертью, 27 мая мирно отошел ко Господу. После смерти Иоанна его господин сам позвал православных священников и распорядился, чтобы тело святого было погребено по христианскому обряду. И сам господин, и его семья, и множество христиан и мусульман сопровождали тело удивительного праведника к месту его погребения.
Двадцатый век. Греческое население покидает Каппадокию. Навсегда прощаясь с родными местами, жители Прокопиона забирают с собой раку с мощами Иоанна Русского. К тому моменту святой прославился множеством чудес. Его знали и чтили и в Констанинополе, и на Афоне.
В 1950-х годах в Нео-Прокопионе на Эвбее был построен храм в честь святого, где по сей день покоятся его мощи. Потомки жителей старого Прокопиона бережно хранят историю Иоанна Русского, из поколения в поколение передавая предание о добрых делах и чудесах этого удивительного человека.

Для чего нужен святой покровитель?

С момента крещения человек приобретает неразрывную связь со своим святым покровителем. Святой покровитель становится для верующего духовным наставником, помощником и защитником на протяжении всей жизни, вестником Воли Божией, тем, кто помогает доносить к Богу его молитвы и прошения.

Святой покровитель, как учитель и старший брат («сестра»), постоянно радеет за вас перед Отцом нашим, возносит к Нему молитвы о вас и ваших прошениях. Поэтому, считается, что обращая молитвы к своему святому покровителю, есть больше шансов быть быстрее услышанным.

Наш небесный заступник охраняет нас от бед, проказ и искушений лукавого, уберегает от плохих поступков, помогает в болезни и сложных жизненных обстоятельствах. К Нему часто обращаются за благословением перед началом долгих и сложных дел и приятием важных решений.

Является ли Ангел Хранитель святым покровителем?

Ангел Хранитель и святой покровитель – это разные существа.

Ангел Хранитель есть у каждого человека с рождения. Святой покровитель – начинает покровительствовать человеку с момента крещения.

Ангелы Хранители – это бестелесные существа, силы бесплотные, жители Царства Небесного, Вестники Бога. Они только иногда, в случае необходимости, появляется на яву в нашем видимом мире, хотя оказывают нам помощь постоянно.

Святые покровители – это существа, которым, в результате духовных подвигов и деяний, была открыта дверь в Царствие Небесное. Т.е. это люди в истории Земли, которые имели свои имена и свое житье. После усопновения (преставления Господу), их души продолжают жить вечно в Царствии Небесном, продолжая служить Ему и помогая нам – остальным существам выбравшим путь возвращения к Богу.

Чем именная икона отличается от мерной?

Мерная икона является своего рода отдельным видом именных икон. На обеих изображается именной святой покровитель. Отличия заключаются в размерах и масштабе изображения святого. Так, именная икона святого может быть любого размера – от карманной и дорожной, до аналойной. Мерная икона, по традиции старых времен Руси, всегда делается по высоте в рост ребенка при рождении. В очень древние времена, наши предки часто делали мерную икону не только в рост, но и вширь младенца (по плечам). Такое отношение к мерам исходило из мировоззрения – меры были не абсолютной величиной, а относительной и соотносились с пропорциями самого человека и его частей тела (ладонь, пядь, вершок, локоть и т.д.).

На мерных иконах, святой покровитель изображается только в рост (с головы до ног), именные иконы предполагают различный масштаб изображения святого: ростовое, поясное, оплечное, оглавое.

Послание Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

4 мая 2020 г.

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, духовенству и верующим Русской Православной Церкви.

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Милостью Божией мы с вами достигли уже 3-й Недели пасхального торжества, которую Церковь премудрым образом посвятила воспоминанию подвига жен-мироносиц.

Жены-мироносицы и апостолы — это своего рода два пути веры. Решительный и горячий Петр, готовый идти за Спасителем даже на смерть, до просвещения Духом Святым оказался, однако, не столь уж мужественным и крепким в вере, когда возникла реальная опасность для жизни. Да и другие ученики, опасаясь своих соплеменников, в страхе оставили Господа в самый критический момент.

Тихие же и кроткие жены, сопровождавшие Христа в его земных странствованиях, безмолвно стояли возле Креста и сердцем сораспинались Господу Иисусу. Они никому ничего не стремились доказать, не требовали для себя почестей сесть по правую или по левую руку от Спасителя в Его Царствии. Они просто с кротостью, терпением и глубоким смирением служили Христу. И потому, быть может, Он и сподобил их великой чести: стать апостолами для самих апостолов, принести благую весть ближайшим ученикам Спасителя.

Сегодня пример их подвига для нас особенно назидателен. В последние недели мы переживаем очень непростое испытание. Опасная болезнь постигла наш народ. Уже немало жизней она унесла, среди них есть и священнослужители нашей Церкви. Десятки тысяч людей сейчас страдают в больницах, а врачи и медицинские сестры самоотверженно борются за их спасение. Еще больше людей вынуждены находиться дома в самоизоляции, терпеть ограничения в общении с родными и близкими, а нередко — даже острую материальную нужду.

Дорогие мои, я очень хорошо понимаю, как вам сейчас тяжело. Глубоко сострадаю всем вам. Поверьте, вы не одни, Патриарх с вами. Все мои мысли и молитвы о вас. Каждый день я молю Бога о милости, о том, чтобы это сложное испытание как можно скорее миновало наш народ, чтобы мы вновь соединились с вами в Таинстве Святой Евхаристии, едиными усты и единым сердцем прославляя Господа.

С самого начала этой ситуации мне было понятно, что мы столкнулись с опасным и коварным недугом. В зоне же особого риска должны были оказаться духовенство и наши пожилые прихожане. И за последние дни мы уже потеряли нескольких уважаемых священнослужителей и многих верных чад Церкви. Как Предстоятель я всегда осознавал свою ответственность за клир и народ.

С большой скорбью мне далось решение обратиться к вам с призывом временно не посещать храмы. Без преувеличения то были самые трудные слова в моей жизни. Никогда ничего подобного мне не приходилось говорить. Но таково бремя ответственности, которую несет Предстоятель Церкви, принимая на себя не только почести патриаршего сана, но и всю душевную боль епископата, духовенства и паствы. И боль эта в моем сердце, всякий раз, когда я думаю о том, что миллионы православных людей жаждут приобщиться Святых Христовых Таин и не могут переступить порог родного храма; когда я думаю о священнослужителях, совершающих богослужения за закрытыми дверями и лишенных сегодня материальной поддержки.

Но как вера без любви не приносит человеку никакой пользы, так и христианское сострадание должно иметь зримые плоды. А потому я обратился к людям состоятельным и благорасположенным к Церкви со смиренной просьбой оказать материальную поддержку нашим священнослужителям. И благодарение Господу — мои мольбы были услышаны. Конечно, может быть, это не изменит радикально ситуацию, но каждый из нас должен сегодня делать то, что в его силах, чтобы оказать помощь ближнему. Я искренне благодарен тем людям, которые несмотря на сложности экономического характера, через которые проходит страна и весь мир, явили подлинно христианскую готовность делиться своим имением ради ближних. Всещедрый Господь да воздаст вам за ваши добрые деяния.

Несмотря на то, что я, как и многие из вас, вынужден пребывать в закрытом пространстве, получаю постоянные свидетельства о драматических случаях, происходящих в разных городах и весях в связи с распространением губительного поветрия. И стараюсь, насколько это возможно, корректировать усилия наших волонтеров в их по-настоящему подвижническом служении. Всем добровольцам во главе с епископом Пантелеимоном, с которым имею ежедневное общение и получаю от него необходимую информацию — моя особая благодарность, ибо к вам непосредственно могут быть отнесены слова Христа Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Особую признательность хотел бы выразить и врачам. Медицинские работники находятся сегодня на переднем крае борьбы с болезнью, являют подлинный героизм и верность своему призванию. Все это вызывает самое искреннее восхищение.

Несмотря на сложность ситуации, мы во всех обстоятельствах призваны сохранять душевный мир, спокойствие и рассудительность. Не возмущаться и распаляться ненавистью, не заниматься бесконечным поиском врагов и уже тем более, упаси Бог, проклинать кого бы то ни было, что само по себе немыслимо для христианина. Мы помним, что сказал нам Спаситель: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

Бог не оставит Церковь Свою и верных рабов Своих. Только прошу вас: не отчаивайтесь, не унывайте, молюсь за всех вас и взаимно жду ваших сугубых молитв обо мне, как о своем Патриархе.

Милостью Воскресшего Христа и Его всемогуществом мы победим и эту напасть, ибо нет ничего невозможного для Бога (Мф. 19:26), только бы мы были стойки в нынешних испытаниях и верны в своем уповании на Господа, подобно тому как с терпением и кротостью верили Ему и жены-мироносицы, как оставались с Ним тайные ученики Иосиф и Никодим. Обращаюсь к вам словами Священного Писания: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13), — и Господь сохранит нас Своею благодатью. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

День памяти: 27 мая / 9 июня

Святой исповедник Иоанн Русский родился в конце XVII века в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. Во время Прутского похода 1711 года Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, которые продали его начальнику турецкой конницы. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопий (по-турецки Уркюп). Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Святой Иоанн не прельстился обещанными земными благами и мужественно переносил жестокости, унижения и побои. Его часто мучил хозяин в надежде, что его раб примет мусульманство. Однако святой Иоанн решительно противился воле своего господина и отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я родился христианином, христианином и умру”. Смелые слова, и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, полунагой и босой он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них, напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться, где он сам пожелает. Однако подвижник предпочел остаться в помещении конюшни, где каждую ночь мог беспрепятственно подвизаться в молитвенном уединении, укрепляясь в добре и любви к Богу и людям. Иногда он покидал свое тихое убежище и под покровом ночи приходил к храму святого великомученика Георгия, где на паперти усердно молился, преклонив колени. В этом же храме по праздникам он причащался Святых Христовых Таин.

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище.

Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью”.

В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.

15 августа 1898 года был освящен новый храм во имя святого Иоанна Русского, по благословению вселенского патриарха Константина V, кесарийским митрополитом Иоанном.

В 1924 году жители Прокопия Кесарийского, переселяясь на остров Эвбею, перенесли с собою и мощи святого Иоанна Русского. Несколько десятилетий они находились в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Новом Прокопии на Эвбее, а в 1951 году перенесены в новый храм во имя святого Иоанна Русского, к которому стекаются тысячи паломников из всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой Горе Афон, особенно в Русском Пантелеимоновом монастыре.

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

На Небеси предстоя Святей Троице,/ праведне блаженне Иоанне,/ земный ангеле, Божий человече,/ с Безплотными лики славословиши любовь неизреченную,/ в Церкви первородных со святыми водворялся,/ о нас, сущих на земли, возносиши молитвы/ к Содетелю всех и Спасу,/ да подаст мир всему миру,/ Церквам на земли благостояние и соединение всех,/ чтущих Сына Божия, во плоти пришедша,/ во святем Теле Христа Иисуса,/ еже есть Церковь Бога Живаго,/ во спасение рода человеческаго.

Тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

От земли пленения твоего/ воззвавый тя к Небесным селением,/ Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое,/ праведне Иоанне,/ ты бо, в России ятый и во Асию проданный,/ посреде, агарянского злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении/ и, сеяв зде слезами,/ жнеши тамо неизглаголанною радостию.// Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь праведного Иоанна Русского

глас 4

От земли Призвавший тя в Небесныя обители/ сохраняет и по смерти нетленное тело твое, святе,/ ты бо яко пленник приведен бысть в Азию,/ идеже и уподобися Христу./ Сего ради моли Его спастися душам нашим.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 4

Евангельския любве служителя,/ правды Божия ревнителя,/ чистоты душевныя и телесныя хранителя,/ веру Христову исповедавша в страданиих,/ праведнаго Иоанна ублажаем и почитаем днесь/ и, житием его назидающеся, поем:/ радуйся, молитвенниче наш, от Бога прославленный.

Кондак праведного Иоанна Русского

глас 8

В честней памяти твоей, святе,/ веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,/ и целебным мощем твоим радуется Асия,/ идеже узкий путь прошед страдальческаго плена и постнических подвигов,/ сосуд честен явился еси Божия благодати,/ еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:// радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *