Иоасаф белгородский

Дни памяти: 4(17) сентября , 10(23) декабря

Детство. Юность. Духовное взросление

Иоасаф Белгородский, в Крещении — Иоаким, принадлежал к прославленному роду Горленко, известному во всей Малороссии.

Иоаким происходил из Полтавской губернии (местечко Прилуки), родился 8 сентября 1705 года.

Его отец, Андрей Димитриевич, был военным, дослужился до чина полковника. Как сам он, так и его супруга, Мария Даниловна, были набожными и богобоязненными людьми. Планируя будущее своего сына, супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца. Но Божественный Промысл начертал для него иной путь.

Когда Иоаким пребывал в детском возрасте, Господь открыл Свою волю об отроке через отца. Как-то раз, сидя на крыльце, тот увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Пречистая Дева стояла на воздухе, Её сопровождал ангел, а возле Её ног пребывал Иоаким. Он стоял перед Ней на коленях и сердечно молился. Затем Богородица сообщила, что его молитва услышана. В сей же миг ангел Небесный слетел и облек Иоакима в мантию архиерея. Ошеломленный таким поворотом событий, отец, вдруг, спросил у Владычицы, а что Она оставляет им, родителям? Ответа он не услышал.

Иоаким воспитывался в страхе Божьем и христианской любви. Пришло время, и родители, несмотря на печаль от предстоящей разлуки, отправили его для обучения в Киевскую академию. Здесь, при содействии Божьем, он возгорелся стремлением к монашеской жизни.

Ко времени завершения образования, на 16-м году жизни, Иоаким уже расположил своё сердце к принятию пострига. Однако, вернувшись к родителям и боясь опечалить их этим замыслом, до поры скрывал свой сердечный настрой.

Путь послушника

Некоторое время спустя Иоаким, сославшись на необходимость завершения образовательного курса, отбыл в Киев. Затем он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.

Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы.

Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени.

В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения.

Монашеская жизнь

Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).

В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.

В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.

В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.

Вскоре он был посвящен в иеромонаха.

В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.

Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.

Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.

В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.

Жизнеописание Иоасафа Белгородского

Дни памяти:

  • 19 июля — Собор Радонежских святых
  • 1 августа — Собор Курских святых
  • 17 сентября — Обре́тение мощей
  • 23 декабря

Иоаким родился 8 сентября 1705 года, в набожной семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Отец был военным, ушел в отставку в чине полковника. Для сына родители желали военной карьеры и жизни в дворянских имениях семьи, но Господь избрал для мальчика другой путь.

Детство Иоаким провел в любви и благоговении перед Господом. С тяжелым сердцем родители отправили его на обучение в Киевскую академию, где он проявил себя послушным, прилежным и праведным учеником. К 16-ти годам Иоаким был готов принять монашеский постриг, но скрывал свои намерения от родителей, чтобы не опечалить их. Пробыв некоторое время дома, Иоаким вернулся в Киев, матери и отцу он сказал, что ему нужно закончить обучение. На деле же он отправился в Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель, где в 1725 году он принял рясофор и новое имя – Иларион. Лишь после этого он признался родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1727 году постригли в мантию в Братской Киевской обители и нарекли именем Иоасаф в честь индийского царевича. Иоасаф служил в разных храмах и обителях, везде показывая себя праведным и честным человеком. В 1748 году он получил сан епископа Белгородского и Обоянского, а с конца лета того же года обосновался на кафедре в Белгороде. Город поразил его бедностью священнослужителей и низкой образованностью населения, поэтому первым делом он взялся за обустройство епархии и поднятие нравственного уровня жителей даже самых отдаленных районов. Иоасаф строго следил и за духовенством, не раз ему доводилось лишать сана за неправедное поведение.

В 1754 году святитель Иоасаф отправился в отчий дом. Известен случай, что когда отец вышел встречать сына, он не знал, стоит ли ему кланяться перед ним, как архиерею, или же сын должен был кланяться отцу в знак уважения. Когда Иоасаф выходил из кареты. Андрей Димитриевич как будто случайно обронил трость и хотел было наклониться, чтобы поднять её, но его сын, заметив это, поспел раньше, поднял и подал трость отцу. После этого они обнялись.

Недолго пробыв в доме родителей, Иоасаф поехал в сентябре родной Белгород, но по дороге заболел. Он покинул этот мир 10 декабря 1754 года. Из-за непогоды его долго не могли похоронить, но за эти месяцы его тело не подвергалось тлению, тогда было принято решение захоронить его в склепе. Когда склеп открыли спустя 2 года, тело святого так и оставалось нетленным. Весть о чуде распространилась быстро, верующие приезжали издалека, чтобы у мощей помолиться Иоасафу Белгородскому об исцелении.

В чём помогают молитвы Иоасафу Белгородскому?

Святитель Иоасаф вел праведный образ жизни, помогал бедным и больным, наставлял на истинный путь, защищал матерей и детей. Читают молитву Иоасафу Белгородскому в самых разных делах: при поиске работы, разладе в семье, проблемах с финансами и даже ищут наставления при воспитании детей.

При жизни Иоасаф излечивал глухоту, слепоту, немоту от рождения, помогал в лечении при болезни сердца. Он утешал в минуты скорби, наставлял путешественников, поддерживал торговцев и принимал участие в строительных работах. И сейчас обращаются к Иоасафу Белгородскому в самых разных случаях с ежечасной молитвой.

Часто молитву святителю читают для исцеления от болезней, будь то простуда, стресс, серьезное заболевание. Молитвы помогают облегчить страдания и даруют терпение, которое так нужно в долгом процессе лечения.

Чтение молитвы в храме или перед ликом святого помогает сосредоточиться на обращении и имеет большую силу. Иконы святителя Иоасафа написаны очень точно, так как его первые портреты делали при жизни епископа.

Молитвы святому Иоасафу Белгородскому

Тропарь, глас 3

Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Святитель, Христом Богом возлюбленный, ты был образцом веры и примером милосердия для людей, бдением же, постом и молитвой, как преяркий светильник просиял ты, и был прославлен Богом, ибо телом ты почиваешь в нетлении, духом же Престолу Божию предстоишь и чудеса удивительно источаешь. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наши.

Ин тропарь, глас 2

Моли́твенниче изде́тства преизря́дный,/ Богоизбра́нный святи́телю Христо́в Иоаса́фе,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия благоче́стным житие́м всем явля́еши/ и с ве́рою к тебе́ притека́ющим оби́льно исцеле́ния источа́еши.// Моли́ Христа́ Бо́га, да утверди́т в держа́ве Росси́йстей правове́рие, мир и благоче́стие и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Молитвенник с детства превосходный, Богоизбранный святитель Христов Иоасаф, образец веры и пример милосердия благочестивой своей жизнью всем являешь и с верой к тебе приходящим обильно исцеления источаешь. Моли Христа Бога, да утвердит в государстве Российском Православие, мир и благочестие и спасет души наши.

Кондак, глас 8

Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

Перевод:

О многоразличных подвигах жития твоего кто поведает? Многообразные милости Божии тобой явленные кто сосчитает? Дерзновение же твое ко Пречистой Богородице и Всещедрому Богу прекрасно зная, с сердечным сокрушением взываем к тебе: «Не лиши и нас твоей помощи и защиты, святитель Христов и чудотворец Иоасаф».

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпадае́т. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́. Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва благодарственная

О, вели́кий Святи́телю наш и чудотво́рче преди́вный Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче к тебе́ припа́дающих! Ми́лостивно при́зри на нас недосто́йных, со слеза́ми умиле́ния зде моля́щихся и благодаре́ние тебе́ по си́ле принося́щих. Благодари́м тя, уго́дниче Христо́в, я́ко услы́шал еси́ моле́ния нас недосто́йных и проси́мая нам оби́льно дарова́л еси́. Ве́мы и усты́ испове́дуем, я́ко вои́стину Христу́ те́плый о нас еси́ моли́твенник и, по да́нной ти благода́ти и да́ру, во спасе́ние всем нам потре́бная да́руеши: боля́щыя исцеля́еши, стра́ждущыя утеша́еши, мир и отра́ду ско́рбным сердца́м излива́еши, пла́чущыя ра́доватися твори́ти, печа́льныя ликова́ти содева́еши: роди́телем ча́да воздравля́еши, супру́гом подру́жия от одра́ сме́ртнаго возставля́еши, вражду́ющия умиротворя́еши, зави́стливыя твори́ши ми́лостивы, и вся́кия непра́вды кара́еши, я́коже и в житии́ твое́м пра́вды и милосе́рдия му́жественный ревни́тель был еси́. Благодари́м тя, Святи́телю, за вели́кая твоя́ и нам явле́нная благодея́ния, и смире́нно мо́лимся тебе́ мы недосто́йнии: предста́тельствуй за нас у престо́ла Христо́ва, и помози́ нам па́мять при́сную твои́х благодея́ний и щедро́т на нас излия́нных храни́ти, да во смире́нии се́рдца про́чее соверши́м житие́, и Небе́сное да насле́дуем селе́ние Боже́ственное, моли́твами твои́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва о недугующих и страждущих

О вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче и ди́вный чудотво́рче! При́зри ми́лостивно на ны неду́гующыя. Ве́мы, уго́дниче Христо́в, ве́мы, и усты́ и се́рдцем испове́дуем, я́ко по дело́м на́шым беды́ постиго́ша нас. С разбо́йником благоразу́мным испове́дуем Го́сподеви, я́ко досто́йнная по дело́м на́шым восприе́млем и зла́я сия́ я́коже раби́ неключи́мии те́рпим. Си́ми бо вре́менными муче́ньми Госпо́дь милосе́рдый сокруша́ет горды́ню и жестоковы́йное се́рдце на́ше, да ве́чныя избежи́м ка́зни, гре́шником угото́ванная: сея́хом бо се́мена жития́ своево́льнаго, и жнем те́рния скорбе́й. Оба́че, не́мощнии су́ще, но в покая́ние те́плое прише́дше, о сем моли́тися дерза́ем, да гнев Госпо́день на ми́лость к нам преложи́тся, и тебе́, святи́телю Бо́жий и чудотво́рче, усе́рдно про́сим: проли́й те́плую моли́тву твою́ ко Христу́ Го́споду на́шему, ему́же днесь предстои́ши и мо́лишися о почита́ющих тя с любо́вию и смире́нным на твое́ предста́тельство упова́нием. Се бо в житии́ твое́м, святи́телю Христо́в, ни еди́наго же скорбя́ща и ми́лости твоея́ прося́ща, грехи́ же своя́ испове́дающа, николи́же презре́л еси́. Умоли́ пра́веднаго судию́, да преложи́т гнев пра́вды своея́ на ми́лование на́ше. Благода́тию Его́ тебе́ да́нною, святи́телю милосе́рдый, уврачу́й на́ша не́мощи, боле́зней лю́тых тече́ния уста́ви, сме́рти отити́ повели́, и на покая́ние си́лу нам да́руй. Ста́рость поддержи́, младе́нцы воспита́й, ю́ность уцелому́дри, супру́жества в чистоте́ и смире́нии утверди́, нам же всем послуша́ние трудолю́бное и ми́рное жи́тельство моли́твою твое́ю да́руй, да терпе́нием тече́м на предлежа́щий нам по́двиг жития́ сего́ вре́менного, взира́юще на нача́льника ве́ры и соверши́теля Го́спода Иису́са. Ему́же сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому в день прославления

Вели́кий и пра́зднственный де́нь се́й, де́нь твоего́ на земли́ прославле́ния, святи́телю о́тче на́ш Иоаса́фе, земли́ на́шея сла́во и ра́дование вели́кое, приими́ сия́ смире́нная и те́плая моле́ния на́ша. Дне́сь зри́м испо́лнившийся глаго́л Госпо́день: прославля́ющия Мя́ просла́влю. Се́ бо во дни́ земна́го жития́ твоего́ ничто́же иска́л еси́, то́чию же во́лю Бо́жию исполня́ти и ча́да па́ствы твоея́ упра́вити во спасе́ние, и того́ ра́ди мно́гия труды́, ско́рби, боле́зни, путеше́ствия подъя́л еси́. По сконча́нии же твое́м просла́ви тя́ милосе́рдый Госпо́дь, телеси́ твоему́ нетле́ние и си́лы целе́бныя дарова́вый; те́мже то́ки исцеле́ний моля́щимся источи́л еси́ и призыва́ющим тя́ неду́гующим и скорбя́щим мно́гажды явля́лся еси́, и утеше́ние и цельбу́ ско́рую те́м подава́я. Сего́ ра́ди, я́коже избра́нника Боже́ственныя благода́ти тя́ ве́дущи, Це́рковь Христо́ва просла́вите тя́ я́коже но́ваго чудотво́рца земли́ на́шея сподо́бися. Благослови́ у́бо и поми́луй, архиере́ю и́стиннаго Бо́га, лю́ди правосла́вныя. Да́руй и́м утеше́ние се́рдца, отра́ду и ми́р и ра́дость при́сную о Го́споде. Сохрани́ в ми́ре держа́ву Росси́йскую и лю́ди ея́ во и́стине утверди́, во́ином му́жество непоколеби́мое да́руй и вся́ лю́ди безпеча́льны сохрани́. Изжени́ вся́кую крамолу́ и крамо́льных челове́к лука́вая разруши́ сове́тования, па́че же те́х са́мых в покая́ние приведи́. Па́стырем и архиере́ом пода́ждь прему́дрость, чистоту́ и пра́ведное житие́, я́коже и са́м си́ми украша́лся еси́. Младе́нцем воспита́ние благо́е да́ждь, ю́ныя научи́, боля́щим и скорбя́щим здра́вие испроси́. Су́щим во труде́х терпе́ние и упова́ние посли́, бога́тым смиренному́дрие и ко бли́жним милосе́рдие да́руй. На́м же все́м ра́дость о Го́споде при́сную пода́ждь, да вси́ благода́рне тя́ ублажа́ем, глаго́люще та́ко: велича́ем тя́, святи́телю о́тче Иоаса́фе, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Св. Иоасаф (в миру Иоаким Горленко) родился в 1705 г. Он происходил из знатной и благочестивой украинской семьи. Восьми лет Иоаким поступил в Киевскую академию. Посетив однажды Киево-Печерскую лавру, юноша ощутил горячее желание стать монахом. Однако родители противились этому. Тогда он прибег к хитрости и в восемнадцать лет поступил в Межигорский монастырь. В 1725 г. святой принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в священника. С тех пор он исполнял множество разнообразных духовных и административных обязанностей.
В 1737 г. свт. Иоасаф был назначен игуменом Лубенского Преображенского монастыря в Полтавской губернии. Под его руководством обитель стала знаменитой на всю Россию. Еще через несколько лет Иоасафа поставили наместником Троице-Сергиевой лавры.
Затем, в 1748 г., он принял рукоположение в епископа Белгородского. Святой неустанно ездил по обширной епархии, упорно борясь с отсутствием благочестия, бытовавшим и в народе, и в среде духовенства. Так во время одной из своих поездок св. Иоасаф остановился в доме священника и никак не мог уснуть: чувствовал присутствие святыни. Наконец начал искать по комнате и нашел завернутые в какую-то ветошку Святые Дары! Епископ положил их на стол и промолился всю ночь перед ними на коленях. Силой пастырского слова, но еще более благочестием, подвижнической жизнью и милосердным нравом святитель сумел за несколько лет преобразить и обустроить церковную жизнь в Белгородско-Курской епархии.
Св. Иоасаф мирно отошел ко Господу 10 декабря 1754 г. Два года спустя его тело было обретено нетленным. Место его погребения вскоре прославилось множеством чудес, привлекая к себе верующих из окрестных городов и селений. Это послужило основанием для канонизации святителя 4 сентября 1911 г.
Память святителя Иоасафа, Епископа Белгородского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Епископское служение

В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.

В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.

Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие.

С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности.

Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. Одно из его требований, например, обязывало священников, пребывающих в ссоре с другими священниками, не приступать к богослужению до тех пор, пока они не придут к примирению.

За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию.

Так, однажды, обозревая епархию, он остановился в доме у иерея. Ночью святитель мучился от бессонницы и необъяснимого страха. Вдруг, всмотревшись, он обнаружил, что на полке, рядом с кухонной утварью, в одной из бумажных обёрток, находятся Святые Дары. От увиденного епископ пришёл в ужас. Бережно положив святыню на стол, он молился всю ночь, прося Бога, чтобы Он отвратил от священника грозную кару. Наутро святой Иоасаф объяснил пастырю, в чём состояла его неправота, а затем лишил его сана.

В другой раз, войдя по внушению свыше в один из храмов, он обнаружил нетрезвого причетника и тоже лишил его звания.

В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости.

Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Голос вновь повторил иерею, чтобы тот не дерзал творить зло, дабы не подпасть под проклятие. Иерей же в безумии огрызнулся: Сам будь проклят!, и продолжил литургисать.

Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.

Последние дни земной жизни

Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.

Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.

Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.

Тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 3

Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.

Молитва благодарственная святителю Иоасафу Белгородскому

О великий святителю наш и чудотворче предивный Иоасафе, скорый помощниче к тебе припадающим! Милостиво призри на нас недостойных, со слезами умиления зде молящихся и благодарение тебе по силе приносящих. Благодарим тя, угодниче Христов, яко услышал еси моления нас недостойных и просимая нам изобильно даровал еси. Вемы и усты исповедуем, яко воистину Христу теплый о нас еси молитвенник и, по данной ти благодати и дару, во спасение всем нам потребная даруеши: болящия исцеляеши, страждущия утешаеши, мир и отраду скорбным сердцам изливаеши, плачущая радоватися твориши, печальныя ликовати содеваеши: родителем чада воздравляеши, супругом подружия от одра смертного возставляеши, враждующия умиротворяеши, завистливыя твориши милостивы и всякия неправды караеши, якоже и в житии твоем правды и милосердия мужественный ревнитель был еси. Благодарим тя, святителю, за великая твоя и нам явленная благодеяния и смиренно молимся тебе мы недостойнии: предстательствуй за нас у престола Христова и помози нам память присную твоих благодеяний и щедрот на нас излиянных хранити, да во смирении сердца прочее совершим житие и Небесное да наследуем селение Божественное молитвами твоими во веки веков. Аминь.

Молитва о недугующих и страждущих святителю Иоасафу Белгородскому

О великий угодниче Христов, святителю отче наш Иоасафе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны, недугующия. Вемы, угодниче Христов, вемы, и усты и сердцем исповедуем, яко по делом нашим беды постигоша нас. С разбойником благоразумным исповедуем Господеви, яко достойная по делом нашим восприемлем и злая сия якоже раби неключимии терпим. Сими бо временными мученьми Господь милосердный сокрушает гордыню и жестоковыйное сердце наше, да вечныя избежим казни, грешником уготованныя: сеяхом бо семена жития своевольного и жнем терния скорбей. Обаче, немощни суща, но в покаяние теплое пришедше, о сем молитися дерзаем, да гнев Господень на милость к нам преложится, и тебе, святителю Божий и чудотворче, усердно просим: пролей теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, Емуже днесь предстоиши и молишися, о почитающих тя с любовию и смирением на твое престательство уповаем. Се бо в житии твоем, святителю Христов, ни единаго же скорбяща и милости твоея просяща, грехи же своя исповедающа, николиже презрел еси. Умоли праведнаго Судию, да преложит гнев правды Своея на милование наше. Благодатию Его, тебе данною, святителю милосердый, уврачуй наша немощи, болезней лютых течения устави, смерти отыти повели и на покаяние силу нам даруй. Старость поддержи, младенцы воспитай, юность уцеломудри, супружества в чистоте и смирении утверди, нам же всем послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою твоею даруй, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временнаго, взирающе на Начальника веры и Совершителя Господа Иисуса, Емуже слава во веки веков. Аминь.

Ин тропарь святителю Иоасафу Белгородскому, глас 2

Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.

Кондак святителю Иоасафу Белгородскому, глас 8

Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Молитва 1

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

16-17 сентября 2011 г. исполняется 100 лет со дня канонизации епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа.

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился 8 / 19 сентября 1705 г. в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавской области), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Даниила Апостола ― Марии Даниловны. При крещении наречен именем Иоаким в честь родителя Пресвятой Богородицы.

Родители свт. Иоасафа были очень благочестивы и богобоязненны. Отец был бунчужным при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, т.е. хранителем бунчука ― символа гетманской власти. Это был смиренный и кроткий человек, который более всего отдавался внутренней духовной жизни и отличался большим нищелюбием. Мать, Мария Даниловна, также отличалась искренним благочестием, уважением к духовенству и монашеству.

Однажды вечером Андрей Дмитриевич сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с ангелом и у ног их ― своего сына Иоакима, стоящего на коленях и приносящего молитвы Божией Матери. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

В 9-летнем возрасте свт. Иоасаф был определен на учебу в школу Киево-Братского монастыря. По окончании поступил в Киевскую духовную семинарию, затем в духовную академию. В 1723 г. пострижен в иночество с наречением имени Иларион, 21 ноября 1727 г. ― в малую схиму с наречением имени Иоасаф. В 1728 г. рукоположен во иеродиакона и назначен преподавателем Киево-Братского духовного училища, затем ― Киевской духовной академии.

8 ноября 1734 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский кафедральный собор. 24 июня 1734 г. возведен в сан игумена и назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. В сентябре 1744 г. возведен в сан архимандрита, 29 января 1745 г. указом Святейшего Синода, утвержденным императрицей Елисаветой Петровной, назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

1 июня 1748 г. в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга рукоположен во епископа Белгородского и Обоянского. Прибыл в Белгород и совершил Божественную литургию в праздник Преображения Господня, 6 августа 1748 года.

За сравнительно недолгий период управления епархией проявил себя как высокодуховный, усердный в служении и трудах архипастырь, поборник чистоты Православия, строгий противник греха, раскола и суеверий, милостивый и щедрый благотворитель, защитник несправедливо угнетаемых, чем стяжал воистину всенародную любовь.

10 / 21 декабря скончался в г. Грайвороне. Погребен в феврале 1755 г. в специально устроенной по его воле пещерке под Свято-Троицким собором. Через 2 года пещерка была открыта, и началось всенародное паломничество к нетленным и чудотворным мощам святителя Иоасафа. В разные годы их почтили императоры Александр I, Николай II, члены царской семьи.

3-4 /16-17 сентября 1911 г., согласно определению Святейшего Синода, утвержденному императором Николаем II, в Белгороде состоялись торжества по случаю прославления святителя. Его нетленные мощи были перенесены из пещерки и положены в драгоценную раку (гробницу) в Свято-Троицком соборе. В торжествах приняли участие представители Царской семьи ― великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елисавета Феодоровна, архиереи, священнослужители и миряне, сотни тысяч паломников со всей Российской империи.

1 декабря 1920 г. мощи были вскрыты большевиками и отвезены сначала в Москву, в музей Наркомзема, затем ― в Петроград, где выставлялись в качестве экспоната в музее религии и атеизма.

В феврале 1991 г. мощи, спрятанные ввиду опасности уничтожения, были обнаружены сотрудниками музея на чердаке Казанского собора. После того, как священнослужители осуществили идентификацию мощей, они были принесены в Богоявленский собор г. Москвы, а затем в г. Курск.

16 сентября 1991 г. мощи святителя были доставлены в Белгород и торжественным крестным ходом перенесены в Преображенский кафедральный собор. Всенощное бдение в тот день и Божественную литургию 17 сентября 1991 г. совершил впервые посетивший Белгород Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

К 100-летию со дня прославления свт. Иоасафа была возведена часовня на месте его первоначального погребения. Ныне честные мощи святителя почивают в крипте часовни.

В клировой ведомости 1870г. сообщается:
«Преображенская церковь — двухэтажная каменная с таковою же колокольнею, построена в 1813 году тщанием прихожан и разных благотворителей. Престолов в ней пять: в нижнем этаже главный — в честь и славу Преображения Господня; в южном пределе — во имя пророка Илии; в северном — во имя жен Мироносиц; в верхнем этаже — во славу Богоявления Господня; в южном приделе — к западу- в честь иконы Знамение Пресвятой Богородицы Курския»
В конце 1920-х гг., в связи с закрытием Троицкого собора, Преображенский храм получил статус кафедрального собора.
В 1962 г. Преображенский собор оказался в числе храмов, подлежащих закрытию и был передан Белгородскому областному краеведческому музею.
19 августа 1990 г. в престольный праздник было совершено богослужение у стен храма. С сентября 1990 г. осуществлялась поэтапная передача собора Церкви.
К сентябрю 1991г. храм был полностью освобожден в связи со Вторым обретением мощей Святителя Иоасафа епископа Белгородского. 17 сентября 1991 г. в Преображенский собор, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены мощи святителя Иоасафа.
19 августа 1990г. Первая после возвращения Литургия совершается у врат собора Высокопреосвященный Ювеналий, архиепископ Курский и Белгородский, обращается с проповедью к прихожанам

  • Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

  • Нетленные мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского чудотворца

  • Чудотворная икона святителя Николая Ратного

  • Обновившаяся икона Божией Матери «Знамение»

ИА «Бел.Ру» © 1999-2019.

Сетевое издание Информационное агентство «Бел.Ру»

Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-74127.

Дата регистрации: 23.11.2018

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «ПремьерМедиаИнвест»

Телефон: +7 (47-22) 24-97-77

e-mail: [email protected]; [email protected]

Главный редактор: Артемова О.А., [email protected]

Реклама на сайте: +7 (47-22) 24-97-78, [email protected], [email protected]

Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте www.bel.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объёма оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www.bel.ru, до или после цитируемого блока.

Материалы в сюжетах «Новости компаний» и «Партнёрский материал» публикуются на правах рекламы.

Акафист Свт. Иоасафу

Акафист Песчанской Божией Матери

История прославления Песчанской иконы

Главы из воспоминаний князя Н.Д. Жевахова

А.Цветаева «О мощах свт. Иоасафа”

2-е обретение мощей свт. Иоасафа (фото мощей)

«Повесть о Варлааме и Иоасафе”

Правнучка Святителя Иоасафа

Блаженный инок Владимир

о. Борис Николаевский

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, был прославлен Русской Православной Церковью в 1911 г. Немаловажную роль в прославлении сыграл кружок почитателей свт. Иоасафа, в котором видное место занимали князь Н.Д. Жевахов и протоиерей А.И. Маляревский. Кружок вырос до Братства во имя святого и просуществовал в Петрограде до 1917 г. Один из ключевых моментов деятельности Братства представлен в главах из воспоминаний Н.Жевахова.
Перед революцией в п. Парголово близ Петрограда была построена церковь во имя Святителя Иоасафа, и при ней было создано Михайловское Иоасафовское Братство, в советское время запрещенное. Храм действовал до 1937 года, его настоятелем долгое время вплоть до ареста и ссылки был известный в городе протоиерей Борис Николаевский. Выпущена книга, в которую вошли воспоминания духовных чад о. Бориса и ряд его проповедей. Узы глубокого духовного родства связывали о.Бориса с блаженным иноком Владимиром (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) , который часто гостил у о.Бориса в бытность его настоятелем Иоасафовского храма. К сожалению, долго собираемые материалы о жизни, чудесах и пророчествах инока Владимира не вышли в свет. На нашем сайте мы предлагаем сохранившиеся у нас воспоминания об иноке Владимире. Они написаны безыскусно, чуть наивно и с любовью. Летом 2000 года мощи инока Владимира были перевезены с Богословского кладбища Санкт-Петербурга в Важеозерский монастырь.

Житие Святителя Иоасафа Белгородского

Свт. Иоасаф Белгородский вышел из знатного малороссийского рода Горленко. Он родился в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1705 года в городке Прилуки Полтавской губернии и при крещении наречен был Иоакимом. В восемь лет мальчика отдали в обучение в Киево-Могилянскую академию. Его отец тяжело переживал разлуку и часто размышлял о судьбе ребенка. В один из таких часов ему было даровано видение, указывающее на будущее служение сына: преклонив колени, у ног Божией Матери стоял Иоаким, а ангел Божий покрывал дитя архиерейской мантией. «Довлеет Мне молитва твоя,” – с любовью произнесла Пречистая Богоматерь мальчику. Уже с детства Иоакима влекло к трудам и подвигам во славу Божию. Сам он говорил, что возлюбил монашество одиннадцати лет. В восемнадцать лет Иоаким под предлогом продолжения обучения в Киевской академии тайно удалился в Киево-Межигорский монастырь. После принятия рясофора он испросил у родителей прощение за ослушание и получил благословение на иночество. В 1727 году он был пострижен в мантию и наречен Иоасафом, а два года спустя рукоположен в сан иеромонаха. В 1737 году о.Иоасаф «по крайнему нежеланию, Божию же смотрению” принимает игуменство в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре. Своим небесным покровителем свт.Иоасаф считал Константинопольского патриарха Афанасия, нетленно почивавшего в Лубенской обители. Этот святой неоднократно являлся в видениях о.Иоасафу, укрепляя и благословляя его. В 1742 году игумен Иоасаф, собирая пожертвования на строительство монастырского храма, прибыл в Москву, где сподобился служить в придворной церкви в присутствии императрицы Елизаветы. Здесь он произнес слово о любви к Богу и ближнему. Эта проповедь, поражающая своей глубиной и силой, неопровержимо свидетельствует о восхождении святителя по духовной лестнице от страха Божьего к любви Божией. Вскоре о.Иоасаф был возведен в сан архимандрита, а затем назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. На Белгородскую кафедру свт.Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя. Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания – вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией. Милостью Пресвятой Богородицы свт.Иоасаф был избран для прославления Ее образа. Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор. «Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля. Свт.Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме. Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский Образ должен был оградить нашу страну в самый разгар 1 Мировой войны. Но воля Божия не была исполнена (см. главы из воспоминаний князя Н.Д.Жевахова)… Провидя близость кончины, свт.Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. Перед своим отшествием он поведал сестре, что «суровые подвиги в начале не дают веку дожить…” 10 декабря 1754 года свт.Иоасаф отдал свою праведную душу Богу. В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: Владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию,” – сказал ему святитель. Народное почитание свт.Иоасафа началось сразу после его погребения. Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению. У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт.Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.

В советское время нетленные мощи святителя (фото мощей) выставлялись в музеях (существуют интересные воспоминания об этом у Анастасии Цветаевой). В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде. Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора. В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года. В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при Детской инфекционной больнице №3 Санкт-Петербурга. Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *