Ирод царь

Национальный парк Иродион — древняя крепость вблизи поселка Текоа (Иудейская пустыня, территория находящаяся под контролем Израиля в регионе Западный берег реки Иордан).

Иродион расположен в 15 км к югу от Иерусалима и 5 км на юго-восток от Вифлеема), недалеко от древних дорог, ведущих к Мертвому морю. Одна из знаменитых построек Ирода I и предположительное место его захоронения, а также единственное место в мире, всё еще носящее его имя.

История Иродиона

Иродион был построен в 23—20 гг. до н. э. на том месте, где Ирод, тогда еще претендент на престол, выиграл битву у войска Мирьям Хасмонейской, вынудившей бежать его из Иерусалима. Крепость находилась на насыпной горе, похожей на вулкан и состояла из двух частей: верхнего и нижнего Иродиона. На момент постройки высота сооружения составляла 8 этажей современного здания.

На вершине рукотворной горы находился дворец (верхний Иродион), а у ее подножия располагались многочисленные дворцовые корпуса для членов королевской семьи.

Ирод очень гордился своим творением, хотя бывал в нем нечасто, предпочитая Кесарию.

После свержения сына Ирода Архелая (6 г н. э.) крепость перешла к римским наместникам, а в 66 г. — к евреям во время великого восстания против римлян. Повстанцы воздвигли в Иродионе синагогу и бассейны для ритуального омовения, однако прожили там всего 4 года, так как крепость была захвачена римлянами.

До 132—135 гг. Иродион был заброшен, пока не был занят участниками восстания Бар-Кохбы. Восстание было подавлено, а крепость снова заброшена до византийского периода (V—VII вв.), когда на развалинах поселилась большая община византийских монахов — отшельников, которые построили здесь три церкви из камней древних сооружений.

Позже из этих же камней в округе строились уже арабские дома. После арабского завоевания в VII в. место было вновь покинуто до тех пор, пока в его окрестностях не поселились бедуины, женившиеся на беженках-арабках несколько десятков лет тому назад.

Историк Иосиф Флавий пишет, что примерно в 12 км к югу от Иерусалима Царь Ирод Великий построил великолепный дворец в память о его военной победе над парфянами. В своей книге «Иудейская война» еврейский историк пишет: «в память этой победы, основал впоследствии город, который украсил великолепными дворцами, укрепил сильным замком и назвал его по своему имени, Иродионом». Далее Флавий подробно описывает мощную крепость, построенную у подножия холма конической формы. На территории крепости были роскошные сады и поистине царские жилые помещения, а сама крепость, безусловно, была укреплена бастионами. Даже через 2000 лет после правления Ирода крепость продолжает поражать своим величием. В 70 году нашей эры во время нашествия римлян крепость была завоевана и разрушена, однако ее руины хорошо сохранились, и среди них и сегодня можно различить залы самой крепости, ритуальные купальни, резервуары для воды, а также развалины синагоги первого века, построенной в галилейском стиле.

Иродион располагается к востоку от Вифлеема, возле еврейских поселений Текоа и Нокдим, и хорошо заметен издалека. В 2007 году археолог Эхуд Нетцер на северном склоне холма, где расположен Иродион, обнаружил гробницу царя Ирода – как раз в том месте, которое описывал Флавий.

Археологические раскопки

Впервые раскопки в верхнем Иродионе были организованы в 1962—67 гг. иерусалимскими монахами-францисканцами под руководством В. Корбо. Никаких сенсационных находок они не сделали, либо не посчитали нужным их обнародовать.

Позже раскопки в нижнем Иродионе проводились археологом Эхудом Нецером с 1972 по 1988 гг. по заказу Еврейского университета. За это время была обнаружена система тайных фортификаций с водяными ямами, туннелями и лазами для внезапных атак, свидетельствовавшая о большом мастерстве строителей. Также археологи раскопали вход во дворец, остатки центрального сооружения Иродиона — круглого здания с башнями, римские бани.

С февраля 1997 г. раскопки на Иродионе возобновились. Их вновь возглавил Эхуд Нецер. Он прямо обозначил цель экспедиции — поиски могилы Ирода I. Раскопки продолжались 10 лет, и, наконец, в 2007 г. археолог сообщил общественности о «совершенно выдающемся событии»: его группе удалось обнаружить могилу царя Ирода.

В общей сложности Нецер искал эту могилу в течение 35 лет. Археологи, впрочем, не обнаружили в могиле ни человеческих останков, ни золотой короны, скипетра и драгоценностей, которые были положены в саркофаг при погребении. Найдены лишь каменные обломки саркофага, украшенные царским гербом.

Могила Ирода

По версии знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия именно в этой крепости завещал похоронить себя Ирод:

Гробница Ирода

Местонахождение могилы Ирода — одна из загадок современной археологии. Иродион — лишь одно из предполагаемых мест захоронения легендарного правителя. Несмотря на громкое заявление Эхуда Нецера, ряд скептиков все еще сомневается в том, что загадка решена, ведь в могиле не было найдено письменных свидетельств, генный анализ остатков также не проводился.

Фактически, археологи нашли лишь элементы сильно поврежденного мавзолея. «Скорее всего, это дело рук еврейских мятежников, контролировавших Иродион во время двух восстаний против Рима, — заявляет профессор Нецер. — Акт вандализма произошел приблизительно в 66—72 гг. нашей эры. Повстанцы славились особой ненавистью ко всему, что было связано с Иродом».

«Восточная могила», так археологи называли в ходе работ место захоронения, включала в себя два монументальных строения и большой ритуальный бассейн.

Под слоем песчаного грунта хорошо сохранилась одна из трибун мавзолея. У ее подножия археологи обнаружили остатки разбитого вдребезги саркофага. Его длина — два с половиной метра. Верхняя часть гроба треугольной формы. Изготовлен он из иерусалимского камня-известняка и украшен орнаментом. «Стилистически саркофаг, фрагменты мавзолея и орнамент полностью соответствуют иродианскому периоду», — утверждают участники раскопок.

В многочисленных интервью Нецер настаивает на том, что сочетание таких факторов, как местоположение усыпальницы, характер украшения и фрагментов саркофага, однозначно указывает, что в данном месте был некогда захоронен именно Ирод I.

Однако помимо этого не найдено ни одного артефакта, который имел бы прямое отношение к Ироду.

В 15 километрах от Иерусалима стоит искусственная гора, созданная по приказу Ирода Великого – царя Иудеи в 1 веке до

Полина Израилевская 20.12.2013

В 15 километрах от Иерусалима стоит искусственная гора, созданная по приказу Ирода Великого – царя Иудеи в 1 веке до нашей эры. Внутри горы был построен дворец с амфитеатром и банями, использовавшийся также как крепость с различными туннелями и потайными ходами на время войн. У крепости богатая история – после свержения сына Ирода она перешла к римским наместникам, позже была захвачена евреями во время великого восстания против римлян*.

Сейчас гора представляет собой национальный парк, в котором ежедневно проводится множество экскурсий. Здесь находится гробница царя Ирода, найденная после долгих поисков археологом Эхудом Нетцером в 2007 году. Сюда стоит приехать ради удивительного вида, который открывается с вершины горы на юг Иерусалима и поселения Иудейской пустыни. В хорошую погоду отсюда можно увидеть также Мертвое море и Иорданию.

Для того, чтобы хорошо провести время на Иродионе, вам понадобится удобная одежда и обувь, так как придется много забираться по лестницам (почти как на Исаакиевский собор). Значительная часть туристического маршрута проходит по туннелям, вырытым внутри горы. По всей территории парка расположены табло с указанием периода, подробной информацией и схемами построек, бывших на местах сохранившихся останков. Добравшись по туннелям до верха, вы попадете на большую смотровую площадку, снабженную картой близлежащей местности, чтобы было проще разобраться с тем, что вы увидите внизу.

Если вы поедете на гору сами, без экскурсии, очень советую посетить еще одно место. В 15 минутах ходьбы от Иродиона находится ферма Сде-Бар. Там разводят овец и коз и производят различные виды сыров. На ферме есть небольшой ресторанчик, где можно попробовать эти самые сыры и выпить хорошего вина.

К слову, в музее Израиля в Иерусалиме в этом году проходит выставка, посвященная Ироду и этому месту — «Иродион: Последний путь царя Ирода Великого». На ней можно увидеть 3D-реконструкцию дворца, а также экспонаты, найденные во время раскопок, в том числе саркофаг, в котором был захоронен царь Ирод. Выставка продлится до 4 января 2014 года.

Добраться до Иродиона своим ходом можно от Иерусалимской центральной автобусной станции на автобусе №166. Проезд стоит 8 шекелей, ехать около 40 минут.

Стоимость посещения – 29 шекелей.

Часы работы – с воскресенья по четверг с 8.00 до 16. 00. В пятницу и кануны праздников посещение заканчивается на час раньше.

В крепости находится небольшое кафе и сувенирная лавка.

* Более подробно про историю горы советую почитать на сайте Министерства туризма Израиля

Согласно еврейской традиции, царь Ирод — узурпатор, свергнувший династию Хасмонеев и правивший провинцией Иудея в течение тридцати трех лет. Кровавые и вероломные методы, которые он использовал для удержания власти, приводили в ужас местное население, а политика лояльности по отношению к Риму вылилась в лютую ненависть к нему со стороны иудеев.

Иосиф Флавий в своем сочинении «Иудейская война», описывая многочисленные политические и строительные инициативы царя, не обходит вниманием и скандальные, шокирующие эпизоды, которыми была полна его биография: убийство любимой супруги Мариамны и двух сыновей, болезненная жадность и неуемные траты государственной казны, «спорные» архитектурные проекты вроде амбициозной реконструкции Иерусалимского храма для создания второго, более импозантного и величественного, а затем водружения на нем имперского орла в знак покорности Риму (вот уж настоящее оскорбление чувств верующих!).

Впрочем, политические, экономические и прочие неудачные предприятия Ирода померкли в сравнении с главным его злодеянием, рассказанным евангелистом Матфеем, — избиением младенцев в Вифлееме (Мф 2:16): услышав от персидских послов о рождении царя Иудейского, и без того мнительный Ирод испугался не на шутку. Боясь потерять власть, он быстро нашел «адекватное» решение проблемы — убить всех младенцев мужского пола возрастом до двух лет, находившихся тогда в городе Вифлееме.

За неимением источников, подтверждающих информацию из Евангелия, большинство историков достоверность этого эпизода оспаривает. Впрочем, христианской культуре необходимо было получить своего отрицательного героя, взамен ветхозаветного фараона. Поэтому, волей-неволей, царь Ирод для новой эры стал символом жестокости и гнусного тщеславия. В новозаветных апокрифах этому дьяволу во плоти («ipse diabolus» в определении папы Льва I) отводится одно из самых жарких местечек в Аду, по соседству с Каином и Иудой.

Считается, что искусство обратилось к царю Ироду под влиянием литургической драмы, эксплицитно демонстрировавшей дьявольскую натуру царя Иудеи (кстати, именно образ Ирода, воплотивший в себе принцип зла, впервые придал театральному действу периода Средневековья драматизм).

Начиная с XII века портреты Ирода дополняются особыми «негативными» атрибутами: вынутым из ножен мечом, угрожающе поднятой рукой или витающей неподалеку дьявольской личиной. Подобно первому врагу Христа Люциферу, Ирод прочно ассоциировался с дьяволом, ведь, как говорит Ориген, в своих действиях он «руководился внушениями ослепленного и лукавого» сообщника.

В бесчисленных живописных репликах сюжета об избиении младенцев царь Иудеи холодно, но порой с любопытством взирает на развернувшуюся у его ног драму: окровавленные тела младенцев, рыдающие женщины и свирепые воины, размахивающие мечами.

Видимо, царственный статус Ирода удержал художников Средневековья от какой бы то ни было натуралистичности и экспрессии в его портрете. Напротив, в момент казни невинных детей, когда все полыхает, негодует и ужасается, только Ирод величественно восседает на троне, довольный тем, как приводится в исполнение его указ. Сочувствующий зритель потрясен безмятежностью тирана и видит в нем настоящее чудовище, всяким человеческим эмоциям чуждое.

Лишь конце XV века художники обратились к некоторым экспериментам над физиогномическим обликом Ирода: вместо привычно нейтрального выражения Маттео ди Джованни изобразил гримасу алчущего крови, почерневшего от злости тирана.

Уже с XII века средневековые интеллектуалы возводят царя Ирода в аллегорию неправедного правителя и ставят его в параллель нынешним. Тогда главным поводом к упоминанию злодея были противоречия государства и церкви — Ирода видели предтечей и «вдохновителем» всех нынешних узурпаторов власти, попирающих Царство Христово. Так, Герхох Рейхерсбергский около 1161 года сравнивал его с королем Генрихом IV, поддержавшим антипапу Климента III в противовес папе Григорию VII.

В начале XVII века его фигура приобрела популярность в контексте католическо-протестантских распрей, последовавших за Реформацией: Гвидо Рени, Пауль Рубенс и Никола Пуссен активно обращались к сюжету об избиении младенцев в ходе Тридцатилетней войны (1618–1648). На картинах Брейгеля солдаты Ирода несут штандарты с двуглавым орлом Габсбургов, потрясавших Нидерланды непрерывными войнами и баснословными налогами на их успешный исход.

Как универсальное олицетворение зла, царь Ирод пришелся рифмой ко многим историческим ситуациям, в которых расстановка отрицательных и положительных героев оказывалась самой разной: праведник против неправедника, тиран против церкви, церковь как тиран. И по сей день оставаясь символом жестокости и коварства, его фигура каждый раз получает новые параллели и новый смысл.

Основной источник сведений о жизни И. В.- сочинения Иосифа Флавия «Иудейская война» (между 75 и 79 гг.) и «Иудейские древности» (ок. 94 г.). Иосиф, не будучи современником И. В., почерпнул основные сведения о его жизни в несохранившихся «Воспоминаниях царя Ирода» и «Истории» Николая Дамасского, придворного историка И. В. Некоторые сведения об И. В. и о его эпохе содержатся в «Географии» Страбона, а также в сочинениях римских историков Аппиана («Гражданская война»), Диона Кассия («Римская история»), Плутарха («Сравнительные жизнеописания: Антоний»), Тацита («История»). И. В. неск. раз упоминается в Вавилонском Талмуде (Бава Батра. 3б — 4а; Таанит. 23а и др.) и в Мидраше Рабба (Вайкра Рабба. 35. 8; Бемидбар Рабба. 14. 20), в Евангелиях (Мф 2; Лк 1. 5) и в сочинениях раннехрист. историков: в «Диалоге с Трифоном» мч. Иустина Философа, в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, в «Послании к Аристиду» Юлия Африкана и др. Нек-рые из этих упоминаний носят легендарный характер и представляют собой отголоски преданий об И. В., распространенных среди иудеев и христиан в начале нашей эры.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 37 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *