Исповедь ребенка 8 лет

О детской исповеди, о том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.

Детская исповедь

Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.

Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.

1

Дети, у которых родители воцерковились давно.

2

Дети, у которых родители воцерковились недавно.

3

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм.

4

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино.

Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:

  • Очевидно, что не нужно ребенка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет;

  • Если ребенок исповедуется в первый раз, то необходимо перед его исповедью предупредить об этом священника.

Дети, у которых родители воцерковились давно

В этих случаях, если родители сами постоянно сознательно исповедуются, детям показывается с рождения пример. Дети, подражая родителям, тоже хотят быть, как взрослые. В данном случае главное для родителей не начать считать, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше. Важно просто донести до ребенка, что Бог нас любит, что без Его помощи нам не обойтись – показать ребенку, что исповедь очень полезна, а не наказание или пытка.

При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.

Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит… А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.

Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.

Как подготовить ребенка к исповеди?

— Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?

Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.

Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.

Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.

После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.

Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: » Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.

А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.

Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.

Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!

Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.

И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.

А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…

Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.

У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.

Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.

Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».

И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.

Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной

И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.

И ребенку так можно сказать?

И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.

Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?

Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.

Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!

Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».

Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:

Православное воспитание детей: ответы на вопросы

Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.

14 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок?

«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.

13 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом?

Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.

12 Янв 2010 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Об изъянах православного воспитания

Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!

5 Ноя 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Православное воспитание: вычитать и выстоять?

Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!

7 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

Как вера становится сухой схемой

«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.

6 Апр 2009 | Протоиерей Алексий Уминский | Продолжение

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие». То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Экскурс для родителей

Исповедь ребенка – это одно из благодатных средств христианского воспитания.

К.Д. Ушинский называет воспитание искусством из искусств. Искусством тонким, трудоемким, судьбоносным для детей и их родителей, потому что в детях не только наше земное, но и вечное будущее, в зависимости от того какими мы их воспитаем.

Понятие о воспитании

Воспитание – это планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию.

Христианское воспитание – это искусство преемственной передачи веры и образа жизни в любви. Любви, во всех ее видах с возрастанием в силе и качестве.

Сложности современных родителей

Многие родители выросли в нецерковных семьях и не имеют опыта исповеди в детстве. Уверовав во взрослом возрасте, они не знают, как помочь детям обрести веру в Бога.

Посещение храма превращается в одно из внешкольных занятий. Ребенок занимается музыкой, рисованием и французским языком, ходит в бассейн и на танцы, а в воскресение его ведут на причастие, не объяснив, зачем это нужно…

Родители, желающие подготовить ребенка к исповеди должны сами знать не только теоретически, но и практически:

✦ что есть истинное покаяние, каковы его признаки и образы уклонения от него;
✦ в чем различие между раскаянием и покаянием;
✦ что есть правильная Исповедь и как к ней нужно готовиться взрослому человеку;
✦ в чем тонкости и трудности подготовки к исповеди ребенка 7-10 лет, с учетом наследственных, семейно-родовых, психолого-возрастных, средовых и индивидуальных особенностей;
✦ как происходит исповедь в храме при священнике и незримо присутствующем Господе;
✦ когда исповедь имеет правильный и неправильный характер.

Покаяние и исповедь – не одно и то же

Покаяние может быть без Исповеди, но Исповеди без покаяния не должно быть, иначе она формализуется, делается бесплодной и даже вменяющейся в осуждение.

К сожалению, безпокаянная Исповедь характерна для большинства исповедующихся людей.

Каяться пред Богом в грехах можно и должно во всякое время. Исповедоваться можно только пред духовником и в определенное время.

Покаяние приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святого. Исповедь без покаяния не только не приносит пользы, но губит человека, делая преступником.

Исповедь как Таинство

Лучше всего исповедь объясняется словом Таинство. Таинство – это нечто, сокрытое от внешнего взора. Нечто происходящее в невидимом мире, таинственное и неведомое до конца, превышающее человеческие силы, способности и возможности.

Покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство. Исповедь – это само Таинство.

Понятие об Исповеди

Исповедь состоит в устном обвинении себя в грехах мыслями, словами, чувствами, желаниями, ощущениями, идеалами, в раскрытии совести грешника в самых глубочайших ее изгибах перед Богом при посредстве священника, для получения через него отпущения и прощения грехов, по данной ему власти от Господа Иисуса Христа.

В Таинстве исповеди священник занимает не основное место. Священник подобен медбрату, ассистенту небесного Хирурга, Врача душ и телес, Христа Спасителя, Который и свершает всеисцеляющее действие в ответ на признание себя грешным, нарушившим завет любви, многократно ошибавшимся.

Исповедь – это встреча с Тем, Кто взял на Себя грехи человечества и простирает руки навстречу каждому, кто, как блудный сын с повинною приходит к Отцу.

В ответ на чистосердечное признание, искреннее желание измениться Господь поверх священника обновляет в сердце кающегося действие благодати, которое искоркой сияет, даже находясь под спудом грехов.

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется:

✦ вера в Господа Иисуса Христа,
✦ надежда на Его милосердие,
✦ искреннее сокрушение о грехах,
✦ твердое намерение исправить свою жизнь,
✦ примирение со всеми ближними,
✦ устное исповедание грехов.

В чём каяться?

✦ В собственных грехах;
✦ в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример;
✦ в добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали;
✦ в добрых делах, от которых мы отвели ближнего;
✦ в добрых делах, которые мы сделали с грехом пополам.

Что такое ложная исповедь?

✦ Холодное признание в общих грехах «словом, делом, помышлением»;
✦ вынужденные ответы на вопросы священника, а не раскаяние мытаря, который бил себя в грудь и плакал;
✦ исповедь без всякой подготовки, без глубины сокрушения и решимости не возвращаться ко греху;
✦ исповедь формальная, без сокрушения и намерения исправиться.

Авва Исайя: «Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния».

О лицемерно кающихся

✦Лицемерно кается тот, кто не хочет примириться со своим врагом;
✦ вор, когда не хочет возвратить похищенного;
✦ тот, кто утаивает беззаконие перед духовным отцом;
✦ тот, кто не хочет отстать от греховной привычки;
✦ тот, кто разные грехи исповедует разным священникам.

О скрывании грехов

Утаивший грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: «Прощаю и разрешаю», — но Дух Святый не простит и не разрешит его.

Стыдятся на исповеди открывать грехи — от гордости.

Душа, утаившая свои грехи, сильно терзается бесами на мытарствах. Нераскаянные великие грехи по смерти принесут вечное наказание.

Не стыдись открывать грехи свои священнику, чтобы не постыдиться на Страшном суде!

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Если ты стяжал навык к грехам, то учащай исповедь их, – и вскоре освободишься из плена греховного, легко и радостно будешь последовать Господу Иисусу Христу».

Чего достигает частая исповедь?

Частая исповедь:
✦ истребляет неправду,
✦ отвращает от греха,
✦ предохраняет от зла,
✦ утверждает в добре,
✦ укрепляет против искушений,
✦ поддерживает бдительность,
✦ удерживает на пути заповедей Божиих,
✦ укрепляет против искушений,
✦ вливает в душу святой мир,
✦ умножает стремление к благочестивой жизни,
✦ делает человека день ото дня чище и совершеннее.

О плодах покаяния

«Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3: 8).

Принести плоды покаяния — значит перемениться, стать:
✦ из блудника— целомудренным;
✦ из пьяницы — трезвенником;
✦ из чревоугодника —постником;
✦ из скупца и сребролюбца — щедрым и безсребренником;
✦ из лентяя — трудолюбивым;
✦ из злого —добрым;
✦ из непослушного — послушным;
✦ из ропотника — благодарным Богу за всё;
✦ из малодушного — мужественным;
✦ из болтуна — молчаливым;
✦ из лжеца — верным в своем слове;
✦ из злопамятного — молящимся о врагах своих;
✦ из рассеянного — во внимательного;
✦ из гневливого и раздражительного — в кроткого и беззлобного;
✦ из щеголя — в простеца в одежде, обуви и прическе;
✦ из смехотворца — в плачущего о грехах своих;
✦ из игрока — в дорожащего каждою минутой для спасения души;
✦ из самолюбивого — в самоотверженного;
✦ из читателя пустых книг — в читателя Слова Божия;
✦ из нелюбителя посещать храм Божий — в усердного молитвенника в нем;
✦ из беспечного — заботящимся о спасении своем…

Кратко о самом важном:

Подходя к исповеди, проси Господа, чтобы Он помог увидеть тебе грехи.

Мы исповедуемся не перед священником, а перед Господом.

Главное в покаянии – принесение его с чистым сердцем.

Не будь многословным, Господь знает твою жизнь, Ему нужная твоя решимость изменить свою жизнь.

Не бойся называть свои грехи, мы приходим на исповедь как в духовную лечебницу.

Формальная исповедь – пустая трата времени. Господь готов простить нас, когда мы только подходим к аналою, только бы наше раскаяние было искренним.

Участники Таинства Исповеди

Участниками Таинства являются:
✦ Господь наш Иисус Христос,
✦ ребенок,
✦ священник (духовник),
✦ родители.

Родители не участвуют в самом тайнодействии Исповеди, но их помощь в подготовке к Таинству Исповеди играет важнейшую роль.

Христос и ребёнок

Сущность всех Таинств Церкви — приобщение человека к благодатной Божественной жизни.

Существо Таинства покаяния — исцеление природы человека, пораженной личным грехом, возвращение качеств, дарованных в Таинстве Крещения, восстановление с Богом отношений, разрушенных грехом, примирение со Христом.

Главное здесь — личные отношения со Христом, вера в Него и любовь к Нему.

Вера во Христа складывается из уверенности, доверия и верности.

Уверенность рождается из знания о Христе, о Его земной жизни и пребывании в Своей Церкви.

Доверие — из наблюдения Промысла Божия.

И уверенность, и доверие воспитываются постепенно, усилиями родителей (крестных), духовника и преподавателей ЦПШ, то есть всей церковной среды, окружающей ребенка.

?

Плодом уверенности и доверия становится верность Христу — исповедание христианского мировоззрения и образа жизни перед лицом мира.

От веры рождается верность и любовь.

Адекватный ответ на любовь Христа к нам — наша любовь к Нему.

Любовь ко Христу — центральный момент в вопросе о Таинстве исповеди. Поэтому все силы воспитующей среды должны быть направлены на созидание у ребёнка любви ко Христу, не к абстрактной «идее Бога», но к Божественной Личности.

В идею можно верить, исповедовать, но любить (в истинном смысле этого слова) нельзя. Можно любить только Существо личностное.

Только любовью движимый, ребенок будет стремиться соблюдать слово Любимого, а если совершит грех, то устремится к Нему.

Свойство человека – стремиться к тому, что он считает благом. Нужно воспитать в ребенке правильные понятия о благе.

Любовь – это дар Божий, который посылается не столько по предпринятым трудам со стороны родителей или духовника, сколько по горячей молитве. И детей нужно с самого раннего возраста побуждать обращаться в молитве ко Христу и о даровании любви к Нему.

Христос так любит детей, что ставит их в пример для желающих войти в Царство Божие. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Ребёнок и священник

Священник — проводник, кормчий на пути становления веры и любви у ребенка ко Христу. На исповеди, в частной беседе и занятиях в Воскресной школе священник учит ребенка основам православной веры, молитве, христианской нравственности, почитанию (родителей, Бога, святых и образа Божия в каждом человеке), учит послушанию, терпению, прощению и т.п.

Хорошо, если ребенок приучен с самого детства по вопросам веры и духовной жизни спрашивать совета и благословения у священника.

Цель пастыря – воспитание в ребенке страха Божия (благоговейно-трепетного отношения к Богу, боязни досадить или огорчить Бога греховными поступками); и из него рождающейся любви ко Христу. Средства для восприятия этого небесного дара – молитва, пост, участие в Богослужении, исполнение заповедей Божиих.

Пастырь должен помочь развить:
✦ молитвословие – в молитву ко Христу,
✦ воздержание от чего-либо – в жертву ради Христа,
✦ выстаивание Богослужений – в радость пребывания со Христом,
✦ исполнение правил и заповедей – в осмысленное послушание воле Божией и добровольное желание борьбы с грехом.

Любовью, состраданием, терпением, молитвой пастырь (подобно садовнику) прививает жизнь ребенка к жизни Христа.

В процессе кропотливого продолжительного труда отношения священника и ребенка со временем формируются как духовнические.

Ребенок постепенно начинает различать стоящего за спиной священника Христа, начинает слышать Христово слово через священника. Тогда можно сказать, что он стал духовным чадом, т.е. усыновился Христу через конкретного пастыря.

Сегодня большинство взрослых и детей, не становятся духовными чадами. Внешне ребенок ходит на исповедь, порой даже к одному и тому же священнику, получает от него какие-то духовные советы. Но внутренне он не ищет привиться Христу. Почему так происходит?

Обозначим проблемы современного ребенка.

У него нет предпосылок к воцерковлению, т.к. духовный возраст родителей мал, в семье нет церковного уклада, доминирует влияние социокультурной среды (двора, школы, нецерковных друзей, электронно-технических средств, вовлекающих ребенка в виртуальную жизнь).

Ребенок не почитает старших: родителей, учителей, священников, Церковь и Бога.

У него нет страха Божия, страха греха и наказания.

Душа ребёнка болезненно ослаблена родительским грехом.

Часто родители игнорируют личность ребенка. Его подводят к священнику и говорят: «Это твой духовник, иди к нему, исповедуйся». Ребенок не знает этого священника, не любит его, не видит стоящего сзади Христа. Но ему говорят, что он должен исповедоваться, и он идет…

Постепенно ребенок привыкает быстро проговаривать заученный перечень грехов и, «получив допуск», идет к Причастию. Так исповедь формализуется.

Ребёнок и родители

Основа религиозного воспитания закладывается в семье.

Родители или крёстные становятся для ребенка первыми учителями и воспитателями в духовной жизни.

В обязанность родителей входит подготовка ребенка к первой исповеди. Нужно тщательнейшим образом к этому Таинству подготовиться. Можно родителям подойти к духовнику, взять благословение на начало этого труда и получить советы и рекомендации.

Возможно, батюшка предложит прочитать соответствующие книги (например, замечательную книгу прот. Артемия Владимирова «Моя первая исповедь»), встретиться с церковным педагогом или другими, более опытными, родителями.

Разговор с ребенком должен быть тактичным, деликатным. Нужно донести до его сознания понятие греха как нарушения Закона Божия и оскорбление искупительного подвига Христа.

Счастливы те родители, которые весь период младенчества рассказывали ребенку о Христе, привили к Нему любовь и теперь, при подготовке к первой исповеди, говорят о нарушающих эту любовь поступках, мыслях, желаниях, о необходимости просить у Христа Спасителя прощения, чтобы всей глубиной детского сердца ощутить после исповеди на душе явное облегчение и сколь благ Господь!

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.

Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.

В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.

Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм

Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.

Об этом нужно разговаривать с родителями – просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.

Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино

Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.

Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.

Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.

Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.

Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.

Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность… нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».

И именно на этот период – на период юности – приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10:14)

Важным этапом в становлении христианина, в его духовном возрастании является умение ИСПОВЕДОВАТЬСЯ. Оно не приобретается само по себе без усилий человека, часто уходит вся жизнь, чтобы приобрести этот навык. Поэтому очень важно не пропустить тот момент, когда ребенок подрос, когда ПРИЧАСТИЕ БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙН не предлагается ему без вдумчивого обращения внутрь себя для очищения от грехов, без прохождения Таинства Исповеди. По церковным правилам возраст, когда дети могут анализировать свои поступки, а значит и исповедоваться, наступает к 7-ми годам. Иногда дети взрослеют несколько позже или же раньше.

В первое время их очень страшит перспектива раскрывать свои неблаговидные поступки перед не очень знакомым взрослым человеком, каким для них является священник, кроме того они и сами поступки не знают, как назвать. Из-за ложного стыда дети воспринимают Исповедь как препятствие для принятия Христовых Тайн.

Увидев, что это сложности не одного ребенка, выросшего на нашем приходе, и родители часто не знают, как с этим справиться, мы постарались помочь нашим маленьким ученикам воскресной школы, а также их мамам и папам. С началом Рождественского поста мы начали подготовку к празднику детской Исповеди, который, надеемся, станет традиционным в нашем храме. Нам очень хотелось, чтобы дети приобрели опыт преодоления маленьких злых проступков, от рабства которых они отказываются, и знали, что эта маленькая победа – настоящий праздник для самого себя и для всех христиан!

В беседах с родителями мы старались убедить взрослых насильно не привлекать детей к Таинству Исповеди! Очень важно, чтобы ребенок видел, что его родители исповедуются сами, а не только малыша заставляют это делать. Помните, что за каждым знакомым вам по церковному календарю святым чаще всего стоит его благочестивая семья, вскормившая и духовно, и физически настоящего христианина, или вовремя встреченный наставник.

На воскресных уроках мы вспомнили Заповеди Божьи и пытались ответить на вопрос: «Как я выполняю каждую заповедь в своей жизни?» Это формирует умение анализировать свои поступки. Ребята искренне и серьезно учились вспоминать свои грехи, их лица светлели. Это радовало и родителей, и педагогов. Духовная работа началась!

Дорогие мамы и бабушки! Эти уроки убедили нас в том, что ребенок может и хочет относиться к Исповеди серьезно, его душа желает этой маленькой победы над грехом, поэтому не нужно брать на себя ответственность и отправлять выросшего ребенка на Причастие без Исповеди и благословения священника. Лучше в домашних мирных разговорах настроить малыша на участие в общей Исповеди всей воскресной школы и самому приступать к этому Таинству. Какая радость в храме и на Небесах, когда исповедуется и причащается вся наша большая церковная семья!

8 декабря в день памяти сщмч. Климента, Папы Римского, в нашем храме все ощущали эту радость. После Причастия и вкусного угощения, приготовленного мамами, дети с улыбками слушали поздравления иерея Игоря Шумака и иерея Игоря Каменного, а затем проповедь одного из них, о том, как важно исповедоваться и как радуется священник об еще одном раскаявшемся человеке и никогда не думает о нем плохо.

На празднике дети увидели инсценировку по рассказу Б. Гринченко «Украла», исполненную театральным кружком под руководством Людмилы Владимировны. В ней ярко показано, как легко совершить проступок из-за тяжелых обстоятельств, но если человеку помочь, он откажется от дурного. Несколько ребят с большой любовью рассказали о своих небесных покровителях. Дети познакомились с тем, как строго и скромно воспитывали детей (4-х дочерей и сына) в семье царственных мучеников.

На память об этом празднике ребята получили иконку свв. мчч. Адриана и Натальи, а вместе с ней благословение каждой семье, в которой растет маленький христианин.

Все расходились уставшие и довольные. Слава Богу за все!

Кто без греха?
Человеку свойственно ошибаться — нет в мире безгрешных людей. Многое мы хотели бы исправить, а что-то и забыть. Но, испытывая муки совести по поводу своих некрасивых поступков, мы не получаем облегчения, и поэтому с этой тяжестью надо идти к Богу.
Он пребывает в нашем мире невидимо и поэтому так повелел (нравится нам это или нет), чтобы мы получали помощь и прощение через Его слуг — земных священников. И если, переборов стыд и смущение, мы все же приходим в храм и открываем совершенно незнакомому человеку то, о чем не сказали бы даже самому близкому, — вот тогда и наступает освобождение. В исповеди сгорают наши грехи, за них уже не придется отвечать на том свете, а в земной жизни Бог дает благодатную силу, с помощью которой мы можем удерживаться от совершения новых.

Не последняя инстанция!
Приход на первую исповедь не может быть первым сознательным посещением храма. У ребенка уже должен сложиться свой (пусть небольшой) опыт жизни в Церкви. Это возможно только в том случае, если вся семья старается жить по заповедям Господним. Попытка чуждых Церкви родителей привести свое непослушное чадо «для исправления» в храм на исповедь заранее обречена на провал.

Подготовить почву
Если вы хотите привести свое чадо на первую исповедь, то к этому целесообразно подготовиться. Желательно прежде поговорить со священником, у которого ребенок будет каяться, предупредить его, что это будет первая исповедь. Батюшка может дать какие-то конкретные рекомендации. Возможно, он назначит время, когда лучше прийти, чтобы было поменьше народу и больше времени для беседы.
В разговоре с ребенком постарайтесь рассказать о взаимоотношениях с Богом, о том, чего Он ждет от нас и объяснить, как важно увидеть в себе дурные качества и поступки и иметь мужество признаться в них себе и Господу. Подспорьем в такой беседе могут явиться книги протоиерея Артемия Владимирова о детской исповеди и священника Анатолия Гармаева о подростковой психологии.

Не навреди!
Важно избежать распространенной ошибки при подготовке отрока к исповеди — не предъявлять своему отпрыску список грехов, в которых, по вашему мнению, он должен покаяться перед священником. Это самый верный путь к тому, чтобы превратить Божий дар в профанацию. Исповедь даже для самого маленького человека, только начинающего познавать свою душу, — откровенный разговор с Богом о самом сокровенном, и мудрым родителям здесь надо отойти в сторону. После исповеди ни в коем случае нельзя спрашивать у ребенка, что он говорил батюшке или что тот сказал ему. Все сказанное принадлежит только вашему малышу. Если же ребенок сам хочет рассказать о том, как прошло таинство, не следует его останавливать, но также не следует и проявлять особенную заинтересованность. Обычно дети рассказывают не о том, что говорили они, а что сказал им духовник. Недопустимо подходить после исповеди к священнику, чтобы выяснить что-то для себя, или, наоборот, давать батюшке совет, как лучше повлиять на любимое чадо. Все это уже великая тайна маленькой исповеди.

Праздник души
День первой исповеди с последующим причастием надо сделать праздником для ребенка. Теперь он уже большой, потому что научился каяться, сделал еще один шаг на пути своего взросления, это такой же этап его жизни, как начало школьной поры. Очень хорошо, если это событие произойдет в день его ангела (именин) — будет двойной праздник!

Миссия прощать
Возможность освободиться от своих духовных недугов через Церковь даровал нам Господь Иисус Христос. В Евангелии мы читаем, как Он, обратившись к апостолам, говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 — 23). Эта Сила и власть и сегодня живет в Церкви, ведь ученики Христа — апостолы — передали ее своим преемникам — священнослужителям.

Возраст ответственности
Согласно древнерусскому исчислению периодов взросления, дитя от рождения до семи лет называлось младенцем, с семи до четырнадцати — отроком (отроковицей), а с 14 до 21 года — юношей или девушкой. Счет велся семилетними отрезками. Семь лет — это некий рубеж, отмечающий относительное церковное совершеннолетие. Отрок уже может принимать участие в Таинствах исповеди и елеосвящения.

Избежать привыкания
Основной опасностью детской исповеди является привыкание к ней, когда живое чувство раскаяния подменяется формальным перечислением грехов по списку (обычно ради избежания конфликта с родителями). Не нужно подгонять ребенка на исповедь, это должен быть личный внутренний порыв.
Не страшно, если первая исповедь произойдет не в семь, а в десять лет и если подросток будет приходить к покаянию раз или два в год, но искренне и от всей души. Хуже, если акт раскаяния превратится для него в обыденный лицемерный ритуал. Родителям нужно быть очень внимательными, чуткими и осторожными в этот непростой период становления личности, чтобы огонь веры в юной душе не скрылся за дымом внешнего благочестия.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте»
6 ноября 1688 года в Москве произошло чудо, занесенное во многие исторические акты. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия получила полное исцеление от страшной болезни после молитвы у ранее непочитаемой иконы. С тех пор этот день в церковном календаре посвящен празднованию иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». На этом образе Приснодева изображена стоящей в полный рост в окружении страждущих людей, получающих от нее помощь, исцеление и радость. Удивительным для нашего многострадального отечества фактом является то, что эта древняя чудотворная икона до сих пор пребывает на месте своего явления в храме «Всех Скорбящих радосте» на Большой Ордынке (метро «Третьяковская»). Вот уже 320 лет москвичи молятся перед ней и получают от Царицы Небесной заступничество, особенно обращаются к ней при тяжелых заболеваниях. Перед этой иконой склонялись многие представители царского рода из династии Романовых, и даже знатные зарубежные вельможи преклоняли свои колени перед этой православной святыней.

Таинство Исповедь – главная составная покаяния.

Это возможность попросить прощения за свои грехи, очиститься от них. Исповедь придает духовные силы для противостояния злу. Грех – это расхождение в мыслях, словах, поступках с Божьим соизволением. Исповедь – искреннее осознание нечестивых поступков, желание избавиться от них. Как бы ни было трудно и неприятно о них вспоминать, следует подробно рассказать о своих грехах священнослужителю. Для этого таинства необходима полная взаимосвязь чувств и слов, потому что будничное перечисление своих грехов не принесет истинного очищения. Чувства без слов так же безрезультатны, как и слова без чувств. Существует список грехов для исповеди. Это большой перечень всех непотребных действий или слов. В его основе лежат 7 смертных грехов и 10 заповедей. Жизнь человека слишком многообразна, чтобы быть абсолютно праведной. Поэтому исповедь – возможность раскаяться в грехах и постараться не допустить их в будущем.

Как подготовиться к исповеди?

За несколько дней должна проходить подготовка к исповеди. Список грехов можно написать на листке бумаги. Следует почитать специальную литературу о таинствах исповеди и причащения. Не следует искать оправдания грехам, нужно осознавать их нечестивость. Лучше всего анализировать каждый свой день, разбирая, что было хорошо, а что плохо. Такая ежедневная привычка поможет внимательнее относиться к мыслям, действиям. До исповеди следует помириться со всеми, кто был обижен. Простить тех, кто обидел. До исповеди необходимо усилить молитвенное правило. Добавить к ежевечернему прочтению Покаянный канон, каноны Богородице. Следует разделять личное покаяние (когда человек мысленно раскаивается в своих поступках) и таинство исповеди (когда человек рассказывает о своих грехах в желании очиститься от них). Присутствие стороннего лица требует морального усилия для осознания глубины проступка, заставит через преодоление стыда более глубоко взглянуть на неправые действия. Поэтому так необходим список грехов для исповеди в православии. Он поможет выявить то, что было забыто или хотелось скрыть. Если возникли затруднения в составлении перечня греховных действий, можно приобрести книгу «Полная исповедь». Она есть в каждой церковной лавке. Там подробно расписан полный список грехов для исповеди, особенности таинства. Опубликованы образцы исповеди и материалы для подготовки к ней. Правила Есть тяжесть на душе, хочется выговориться, попросить прощения? После исповеди становится гораздо легче. Это открытое, искреннее признание и раскаяние в совершенных проступках. До 3-х раз в неделю можно ходить на исповедь. Желание очиститься от грехов поможет преодолеть чувство скованности и неловкости. Чем реже исповедь, тем сложнее упомнить все события, мысли. Оптимальный вариант для проведения таинства – один раз в месяц.

Помощь в исповеди – список грехов – подскажет необходимые слова.

Главное, чтобы священнику стала понятна суть проступка. Тогда наказание за грех будет оправданным. После исповеди священник накладывает в сложных случаях епитимью. Это наказание, отлучение от святых таинств и Божьей благодати. Его длительность определяет священник. В большинстве случаев кающемуся предстоят нравственно-исправительные работы. Например, пост, чтение молитв, канонов, акафистов. Иногда список грехов для исповеди зачитывает батюшка.

Можно самостоятельно написать перечень того, что было совершено. Лучше приходить на исповедь после вечерней службы или утром, перед литургией. Как проходит таинство В некоторых ситуациях следует пригласить батюшку для исповеди на дом. Это делается в том случае, если человек серьезно болен или находится при смерти. Войдя в храм, необходимо занять очередь для исповеди. Во все время таинства на аналое лежат крест и Евангелие. Это символизирует незримое присутствие Спасителя. До начала исповеди батюшка может начать задавать вопросы. Например, о том, как часто произносятся молитвы, соблюдаются ли церковные правила. Затем начинается таинство. Лучше всего заготовить свой список грехов на исповедь. Образец его всегда можно приобрести в церкви. Если грехи, прощенные на предыдущей исповеди, были повторены, то следует снова их упомянуть – это считается более тяжкой провинностью. Не следует что-либо утаивать от батюшки или говорить намеками. Следует простыми словами внятно объяснить те грехи, в которых раскаиваетесь.

Если батюшка разорвал список грехов для исповеди, значит, таинство закончено и дано отпущение.

Священник накладывает на голову кающегося епитрахиль. Это означает возвращение Божьей милости. После этого целуют крест, Евангелие, что символизирует готовность жить по заповедям. Готовимся к исповеди: список грехов Исповедь предназначена для осмысления своего греха, желания исправиться. Человеку, далекому от церкви, сложно понять, какие действия следует считать нечестивыми. Для того и существуют 10 заповедей. В них четко прописано, чего делать нельзя. Список грехов для исповеди по заповедям лучше подготовить заранее. В день совершения таинства можно разволноваться и все забыть. Поэтому следует спокойно за несколько дней до исповеди еще раз перечитать заповеди и записать свои грехи. Если исповедь первая, то самостоятельно разобраться в семи смертных грехах и десяти заповедях непросто. Поэтому следует заранее подойти к батюшке, в личной беседе рассказать о своих затруднениях. Список грехов для исповеди с объяснением грехов можно приобрести в церкви или найти на сайте своего храма. В расшифровке подробно расписаны все предположительные грехи. Из этого общего списка следует вычленить то, что было совершено лично.

Затем записать свой перечень проступков.

Грехи, совершенные против Бога Неверие в Бога, сомнения, неблагодарность. Отсутствие нательного крестика, нежелание защищать веру перед хулителями. Клятвы именем Бога, произнесение имени Господа всуе (не во время молитвы или бесед о Боге). Посещение сект, ворожба, лечение всевозможными магиями, чтение и распространение лжеучений. Азартные игры, мысли о самоубийстве, сквернословие. Непосещение храма, отсутствие ежедневного молитвенного правила. Несоблюдение постов, нежелание читать православную литературу. Осуждение священнослужителей, мысли о мирском во время богослужения. Пустая трата времени на развлечения, просмотр телевизора, бездействие у компьютера. Отчаяние в трудных ситуациях, излишняя надежда на себя или чью-либо помощь без веры в промысел Божий.Утаивание грехов на исповеди. Грехи, совершенные против ближних людей Вспыльчивость, гнев, высокомерие, гордость, тщеславие. Ложь, невмешательство, насмешки, скупость, расточительность. Воспитание детей вне веры. Невозвращение долгов, неуплата за труд, отказ от помощи просящим и нуждающимся. Нежелание помогать родителям, неуважение к ним. Воровство, осуждение, зависть. Ссоры, употребление спиртного на поминках. Убийство словом (клевета, доведение до самоубийства или болезни). Убийство ребенка во чреве, склонение других к аборту. Грехи, совершенные против себя Сквернословие, самолюбие, празднословие, сплетни. Желание наживы, обогащения. Выставление напоказ добрых поступков. Зависть, ложь, пьянство, чревоугодие, употребление наркотиков. Блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, рукоблудие.

Список грехов для исповеди женщины .

Это весьма деликатный список, и многие женщины отказываются от исповеди, ознакомившись с ним. Не следует доверять любой прочитанной информации. Даже если брошюра со списком грехов для женщины приобреталась в церковной лавке, обязательно обратите внимание на гриф. Должна стоять надпись «рекомендовано издательским советом Русской православной церкви». Священнослужители не разглашают тайну исповеди. Поэтому лучше всего проходить таинство с постоянным духовником. Церковь не вторгается в сферу интимных супружеских отношений. Вопросы контрацепции, которая иногда приравнивается к аборту, оптимально обсудить со священником. Существуют средства, которые не обладают абортирующим действием, а лишь предотвращают зарождение жизни. В любом случае все спорные вопросы следует обсудить с супругом, врачом, духовником.

Вот список грехов для исповеди (краткий):

Редко молилась, не посещала церковь.

Больше думала о мирском во время молитвы.

Допускала половую жизнь до брака. Аборты, склонение к ним других. Имела нечистые мысли, желания.

Смотрела фильмы, читала книги порнографического содержания.

Сплетни, ложь, зависть, лень, обиды.

Излишнее обнажение тела для привлечения внимания.

Боязнь старости, морщин, мысли о самоубийстве

. Пристрастие к сладостям, алкоголю, наркотикам.

Избегание помощи другим людям.

Обращение за помощью к гадалкам, ворожеям. Суеверие.

Список грехов для мужчины.

Идут споры о том, следует ли готовить список грехов для исповеди. Кто-то считает, что такой перечень вредит таинству и способствует формальному зачитыванию провинностей. Главное в исповеди – осознать свои грехи, покаяться и не допустить их повторения. Поэтому список грехов может быть краткой памяткой или отсутствовать вовсе. Формальная исповедь не считается действительной, так как в ней нет раскаяния. Возврат после таинства к прежней жизни добавит лицемерия. Равновесие духовной жизни состоит в понимании сути покаяния, где исповедь — только начало осознания своей греховности. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов внутренней работы. Созидание духовных ресурсов – это систематическая настройка совести, ответственность за свои отношения с Богом.

Приведем список грехов для исповеди (краткий) для мужчины:

Святотатство, разговоры в храме. Сомнение в вере, загробной жизни. Кощунство, насмешки над убогими. Жестокость, лень, гордыня, тщеславие, алчность. Уклонение от службы в армии. Избегание нежелательной работы, отлынивание от обязанностей. Оскорбления, ненависть, драки. Клевета, разглашение чужих слабостей. Соблазнение на грех (блуд, пьянство, наркотики, азартные игры). Отказ в помощи родителям, другим людям. Воровство, бесцельное коллекционирование. Склонность к хвастовству, спорам, унижению ближнего. Наглость, хамство, презрение, фамильярность, малодушие.

Исповедь для ребенка

Для ребенка таинство исповеди можно начать с семи лет. До этого возраста к Причастию дети допускаются без этого. Родители должны подготовить ребенка к исповеди: объяснить суть таинства, рассказать, для чего оно проводится, вспомнить вместе с ним возможные прегрешения. Чаду надо дать понять, что искреннее раскаяние и есть подготовка к исповеди. Список грехов ребенку лучше написать самому. Он должен осознать, какие действия были неправильными, постараться не повторять их впредь. Старшие дети сами принимают решение о том, исповедоваться или нет. Не стоит ограничивать свободу воли ребенка, подростка. Личный пример родителей гораздо важнее всех бесед. Малыш должен вспомнить свои грехи перед исповедью. Список их можно составить после того, как ребенок ответит на вопросы: Как часто читает молитву (утром, вечером, перед едой), какие знает наизусть? Ходит ли в церковь, как ведет себя на службе? Носит ли нательный крестик, отвлекается или нет во время молитв и богослужений? Обманывал когда-нибудь родителей или батюшку во время исповеди? Не гордился ли своими успехами, победами, не зазнавался ли? Дерется или нет с другими детьми, не обижает ли малышей или животных? Ябедничает ли на других детей, чтобы выгородить себя? Совершал ли воровство, завидовал ли кому-нибудь? Смеялся ли над физическими недостатками других людей? Не играл ли в карты (курил, выпивал спиртное, пробовал наркотики, сквернословил)? Ленится или помогает родителям по дому? Не притворялся ли больным во избежание своих обязанностей?

Рекомендации .

Человек сам определяет – исповедоваться ему или нет, сколько раз посещать таинство. Следует подготовить список грехов на исповедь. Образец лучше взять в том храме, где будет происходить таинство, или самостоятельно его найти в церковной литературе. Оптимально ходить на исповедь к одному и тому же священнослужителю, который станет наставником, будет способствовать духовному росту. Исповедь совершается бесплатно. Предварительно нужно поинтересоваться, по каким дням проходят исповеди в храме. Одеться следует подобающим образом. Для мужчин – рубашка или футболка с рукавами, брюки или джинсы (не шорты). Для женщин – платок на голове, отсутствие косметики (хотя бы помады), юбка не выше колен. Искренность исповеди Священник как психолог может распознать, насколько искренен человек в своем раскаянии. Бывает исповедь, оскорбляющая таинство и Господа. Если человек механически рассказывает о грехах, имеет несколько духовников, утаивает правду – такие действия не ведут к покаянию. Поведение, тон речи, слова, которыми произносится исповедь, – это все имеет значение. Только так священник понимает, насколько искренен кающийся. Муки совести, смущение, переживания, стыд способствуют духовному очищению. Иногда личность батюшки важна для прихожанина. Это не повод осуждать и комментировать действия священнослужителей. Можно пойти в другой храм или обратиться к другому святому отцу для исповеди. Бывает, что сложно озвучить свои грехи. Душевные переживания настолько сильны, что удобнее составить список неправедных действий. Батюшка внимателен к каждому прихожанину. Если из-за стыда невозможно рассказать обо всем и раскаяние глубоко, то грехи, перед исповедью список которых составлен, священнослужитель имеет право отпустить, даже не прочитав их.

Значение исповеди .

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий. Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред. Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень. Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать. Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение. Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.-

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *