История англиканской церкви

Задолго до начала протестантского движения на территории Европы реформаторские идеи ходили среди жителей Англии, так как во времена Средневековья диктатура Римской церкви была достаточно жесткой. Кроме репрессий и вмешательства в частную жизнь, церковь фактически управляла государствами, принимая активное участие в политических играх.

Развитие экономических отношений требовало и перемены линии взаимодействия церковной и светской власти, решения не только социальных, но и религиозных проблем. На основе появления разительных отличий между каноничными текстами и их трактовкой в лице служителей церкви в пятнадцатом столетии появляется новая религиозная община – Англиканская церковь.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

История

Начало Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509-1547). Он происходил из династии Тюдоров. В молодые годы был искренним, горячим приверженцем папизма. Его именем подписан богословский трактат против Лютера. Тогдашний папа даже наградил его титулом «Вернейшего чада Апостольского Престола».однако это «верное чадо» хотя богословски, может быть, и действительно тяготело к тому, чему учит Рим, но руководствовалось в своих поступках еще и личными мотивами. Генрих VIII два раза разводился и вступал в новый брак. В первый раз он развелся для того, чтобы жениться на испанке Екатерине Арагонской, дочери императора Карла V. Римский Престол пошел на компромисс ради блага католической церкви, и Генриху было позволено так поступить, несмотря на то что она была вдовой брата Генриха VIII (а значит считалась его родственницей). Когда Генрих пожелал расторгнуть этот брак и жениться на Анне Болейн, фрейлине королевы, он обратился к папе с просьбой признать его союз с Екатериной Арагонской недействительным. Но папа Климент VII не согласился — у него были свои обязательства перед испанской короной. Генрих, однако был человеком решительным и для достижения своих целей в данном случае посчитал возможным пренебречь мнением папы и обратиться с той же просьбой к английским католическим епископам. Примас (то есть первенствующий епископ) Англии Томас Кранмер (В старых книгах пишут Фома Кранмер) сделал то, что отказался сделать папа: разрешил Генриху VIII развод и венчал его с Анной Болейн. Это произошло в 1532 году. Кранмер, в отличии от Генриха, был человеком с некоторыми богословскими убеждениями.

В том же 1532 году Синод епископов Англии постановил признать английскую церковь независимой от папы.

В 1534 году английский парламент объявил короля Генриха VIII верховным главой английской церкви. В само вероучение тогда не было внесено никаких изменений.

В 1534 году по специальному акту произошло подчинение церкви королю, разорвал отношения с Ватиканом и встал во главе церкви. Монастырские земли были конфискованы в пользу казны, что обогатило короля и дало возможность получить новые земельные владения крупным придворным.

После смерти Генриха VIII на престол вступил десятилетний Эдуард VI. Он был английским королем с 1547 по 1553 год. В это время архиепископ Томас Кранмер смог осуществить те свои богословские идеи, которые при Генрихе VIII вынужден был затаить. Была опубликована так называемая «Книга общих молитв», в которой определялся богослужебный строй реформированной церкви. Согласно этой книге, которая и поныне является вероучительной книгой Англиканства, отменялось поминовение усопших, службы святым и признавались только два таинства: Крещение и Евхаристия.

В 1553 году были опубликованы так называемые 42 члена вероучения. Их тоже составил Томас Кранмер. В них содержится учение о Церкви и о спасении в духе протестантизма (причем с определяющим влиянием кальвинизма). Начались преследования католиков. Более двухсот духовных лиц были казнены в этот период. Некоторые из них сейчас причислены католической церковью к лику святых как мученики. Англикане уже, казалось, торжествовали полную победу над католицизмом, но случилось то, чего никто не ожидал. Юный Эдуард VI умер, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор которая известна в истории как Мария Католичка или как Мария Кровавая. Она была английской королевой с 1553 по 1558 год. При ней все повернулось назад — английская церковь была вновь подчинена папе, и началось преследование противников папизма. Теперь стали казнить и сжигать деятелей обновления. Кранмера вместе с двумя другими епископами, которые его поддерживали, посадили в тюрьму. Всех троих приговорили к сожжению. Однако католикам очень хотелось, чтобы Кранмер раскаялся и отказался от своих убеждений. Его понуждали к этому как могли: во-первых, физически, а во-вторых, долго держали в заключении, и перед его глазами сожгли сначала одного епископа, который с ним сидел в тюрьме, а через несколько месяцев и другого. В какой-то момент Кранмер смалодушествовал — запросил пощады. Но когда ему было поставлено условие, чтобы он публично отрекся от своих убеждений, Кранмер проявил твердость и в 1556 году был также сожжен. В Лондоне близ Трафальгардской площади стоит памятник трем первым англиканским епископам сожженным при Марии Католичке.

Но это был последний всплеск католицизма в Англии. Со смертью Марии после небольшого периода междуцарствия на престол вступила ее сестра Елизавета Тюдор (1558 — 1603). В годы ее правления было восстановлено англиканство. Нашли трех епископов которые возобновили англиканскую иерархию, рукоположив в 1559 году Мэтью Паркера (в нашем произношении — Матфея) в архиепископа Кентерберийского. От него идет преемственность современных англиканских епископов. Архиепископ Кентерберийский поныне считается главою англиканской иерархии.

При Мэтью Паркере 42 члена веры были переработаны и сокращены до 39. Эти 39 членов и сейчас составляют англиканский символ .

Вероучение

В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.

От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.

От протестантов к англиканам перешло признание только двух таинств — Крещения и Евхаристии. Но англикане не так радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины «священный обряд» или «священнодействие». Иногда их называют «малыми таинствами». В учении о Евхаристии отвергнуто пресуществление, однако признается присутствие Тела и Крови Христовых. Отвергается жертвенный характер евхаристического богослужения, отвергаются молитвы святым, почитание мощей и икон. Однако и это они делают менее радикально.

В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам .

В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Это парадоксально, потому что в современный английский парламент входят не только англикане но и люди других вероисповеданий и просто неверующие. Но этот очевидный анахронизм существует только в самой Англии. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью. Всего в мире сейчас около 90 миллионов англикан. За пределами Великобритании они именуют себя Епископальной церковью. Основные регионы распространения англиканства — это прежде всего Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Африка (те страны, которые были колониями Англии). Высшим органом для всех англикан являются так называемые Ламбетские конференции. На эти конференции раз в пять лет в Ламбетский дворец (дворец епископа Лондонского) съезжаются отовсюду англиканские епископы. Они могут принимать решения по вероучительному строю или по другим вопросам всего англиканского сообщества.

В 1988 году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени . Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.

От основной массы англикан откололись некоторые сообщества. В XVI веке возникло течение, которое называло себя нонконформисты, то есть не согласные или пуритане (от слова purus — чистый). Это не согласившиеся принять даже малейшие элементы католицизма. Они хотели чисто протестантского устройства, отказывались признавать королевское главенство в церкви и епископов. В результате эти нонконформисты, или пуритане, образовали свое сообщество , которое называется пресвитерианской церковью (от слова «пресвитер”). У них нет епископов, есть только пресвитеры, причем выборные. Пресвитериане есть и поныне, они распространены в основном в Шотландии. От них откололось еще более крайнее течение — индепенденты, или независимые. Они отвергли и пресвитеров провозгласив полную независимость каждой общины не только в вопросах управления, но и в вопросах веры. Каждый во что хочет в то и верит. Когда они собираются вместе в воскресный день в своем церковном здании, то каждый может говорить что хочет. Там могут выступать гастролирующие проповедники и даже неверующие, и любой, кто пожелает, может поделиться своими мыслями по вопросам вероучения или жизни. Индепенденты есть в Англии, но больше их в США, где они очень подходят самому духу общества…

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 92 млн. англикан .

Использованные материалы

  • Свящ. Максим Козлов. Англиканство

На очередной Ламбетской конференции, в 70-е годы нашего века, было принято решение рекомендовать английскому парламенту отменить обязательность требования от членов англиканской церкви исповедания веры в содержащиеся в 39 членах догматические положения, тем самым процесс размывания христианства в англиканской церкви продолжается и сегодня

В последней четверти 20 века западные христиане «открыли” для себя православную икону и теперь весьма часто украшают свои храмы Владимирскими, Казанскими и другими прославленными на Православном Востоке иконами; причем их можно встретить не только в католических или англиканских храмах, но и в храмах тех конфессий, которые в начале своего становления отталкивались от всякого присутствия изображений в местах богослужения, например у лютеран.

Данные 1995 года

Каждый третий житель Земли – христианин, новость портала Седмица.RU, 30.01.2014:

Протесты традиционалистов

Как передает обозреватель Би-би-си по религиозным вопросам Роберт Пигот, это решение епископата Англиканской церкви можно считать очень значительной уступкой, полной символического значения.

Споры между церковными либералами и традиционалистами не утихали в Англиканской церкви с 2003 года, когда священник-гей Джеффри Джон, возведенный в сан епископа Редингского, был вынужден отказаться от этого поста из-за волны протестов.

Возведение Джона в сан епископа вызвало тогда ожесточенную критику со стороны многих англикан.

В США вопрос возведения геев в сан епископа также вызвал неоднозначную реакцию, после того как в 2003 году епископом Англиканской церкви был назначен Джин Робинсон, открыто заявляющий о своем гомосексуализме.

Из-за этого решения возник раскол между либеральными и консервативными кругами англиканской церкви. Из-за ожесточенных протестов был введен мораторий на назначение епископами гомосексуалистов.

Традиционалисты считают, что Библия однозначно не допускает гомосексуализма.

Либералы полагают, что Священное писание может быть истолковано иначе, принимая во внимание распространенные в современном обществе взгляды.

В 2009 году в США было решено отменить мораторий и вновь разрешить геям становиться священниками.

Церковь и государство

На определенном этапе развития любая религия сталкивается с необходимостью разделения церковной и светской жизни. В Англии церковная община является фактически еще одним государственным органом – это с учетом того факта, что страна является светской.

По нормам Англиканской церкви, правящий монарх не только юридически является главой, но также может назначать епископов и архиепископа. Большинство епископов, к тому же, члены Палаты лордов. Монарх может контролировать церковные доходы и решать догматические споры, инспектировать епархии. Изменения церковных канонов происходят только после согласования в Парламенте.

Сейчас Англиканская церковь достаточно распространена в мире – более девяноста миллионов верующих насчитывают ее приходы, и число приверженцев такой ветки христианства продолжает расти.

Перенестись в Туманный Альбион возможно в самом центре российской столицы. В это раз корреспондент «МойДомМосква» посетил Англиканскую церковь Святого Андрея (Вознесенский переулок, 8/5, стр.3).

Англиканский храм построен в викторианском стиле с примесью английской готики. Это однонефная неоготическая базилика из красного кирпича с башней, увенчанная остроконечными декоративными башенками с флюгерами.

Англиканская церковь Святого Андрея

К церкви подъезжает много машин с англоязычными прихожанами. Сюда ради интереса могут заглянуть и обычные прохожие.

Подойдя ближе к массивным дверям, можно разглядеть две скульптуры, расположенные по бокам, – лики архангелов Гавриила и Михаила. Рядом находятся два флага: с левой стороны флаг России, а с правой – Великобритании.

Рядом на стене – вывеска на английском и русском языках: «Приглашаем Вас посетить церковь, но просим не забывать, что это место для молитв».

Убранство молельного зала лаконично выбелено. Тем не менее, в сочетании с вековыми дубовыми стропилам и балками на потолке создаётся эффект средневекового замка. На внутренних боковых стенах можно заметить так же картины неизвестного автора.

Над входом в молельный зал установлен один из атрибутов всех святынь – из архивных данных было следует, что в 1885 году в англиканской церкви был установлен орган фирмы «Бриндли и Фостер» (Brindley & Foster). И, так как храм славится своей превосходной акустикой, каждый четверг и воскресенье в 1930 здесь проводятся благотворительные концерты органной музыки, а также театральные постановки. Собранные средства идут так же в фонд реставрации церкви. Приобрести билеты можно на сайте Культурного благотворительного фонда «Небесный Мост» (http://grigoriankoncert.ru).

Театральная группа приглашает всех желающих попрактиковаться в изучении языка. Считается, что весёлые, творческие и активные занятия станут отличным мотиватором в учебе и помогут преодолеть языковой барьер.

Исходя из архивных данных, история Англиканской церкви и общины началась во времена царствования Ивана Грозного. Он позволил британским купцам проводить богослужения в соответствии с их вероисповеданием. Впрочем, первая «британская часовня» была открыта только в 1828 году после приобретения Петром Алексеевичем Наумовым большого каменного дома в Большом Чернышевском переулке, который сейчас называется Вознесенским.

Вероисповедание.

Статус официальных (установленных) церквей в Великобритании имеют англиканская и шотландская пресвитерианская церковь.

Англиканство – одно из течений протестантизма – является государственной церковью Англии, но это не означает, что все англичане должны быть ее прихожанами.

История англиканской церкви началась с 1534 г., когда король Генрих VIII взбунтовался против духовной власти папы Римского, который отказался признать его брак с Екатериной Арагонской. Его желание избавится от первой супруги и женится на Анне Болейн привело к разрыву с католическим миром, и Генрих VIII объявил себя главой церкви в своем королевстве.

По англиканству, единственным источником учения является Библия. Чтение переведенной на английский язык Библии вошло в обычай еще при Генрихе VIII и получило распространение среди различных слоев населения.

Самыми популярными были два перевода: Библия Тиндела, сделанная в 15 в. и более ранний перевод – Библия Уиклифа (14 в.) Джон Уиклиф – религиозный реформатор, который добивался ведения богослужения на английском языке. Под Библией Уиклифа подразумевают две английские версии книги: перевод, сделанный лично Дж. Уиклифом и перевод одного из его ближайших последователей.

Библия Тиндла стала основой английского перевода Библии, выполненного в 1611 г. Этот перевод носит название «Авторизированная версия» или «Библия короля Якова», т.к. текст ее был одобрен лично Яковом I. Этим переводом продолжают пользоваться и в наши дни.

Перевод Библии имел огромное воздействие на язык и культуру, т.к., во-первых, наличие священного текста на родном языке стимулировало желание учиться грамоте и, во-вторых, книга стала источником многих выражений и фразеологических оборотов. Англичане и русские пользуются многими общими обиходными выражениями, пришедшими из одного источника:
имя им легион their name is legion
земля обетованная the Promised Land
блудный сын prodigal son
нести свой крест to bear one’s cross
умывать руки to wash one’s hands of
запретный плод forbidden fruit

Главой англиканской церкви в настоящее время является Елизавета II, она назначает на должности архиепископов, епископов и деканов – настоятелей кафедральных соборов, однако все это осуществляется по рекомендации премьер-министра.

Англиканская церковь делится на две епархии: Кентерберийская и Йоркская, причем архиепископ Кентерберийский является наиболее важным лицом, ему предоставляется особая честь проводить коронацию. Епархии делятся на несколько диоцезов – округов или частей епархии, во главе которых стоит епископ, а диоцез подразделяется на приходы. В Англии насчитывается 13 250 приходов. Прихожане англиканской церкви составляют основную часть жителей Уэльса и Северной Ирландии.

Большинство шотландцев считают себя верующими, треть взрослого населения посещает церковь регулярно.

Государственной церковью Шотландии является шотландская пресвитерианская церковь – ветвь протестантской церкви кальвинистского толка. В ней нет епископов. Церковь состоит из ряда самоуправляющихся общин, которые находятся под патронажем выборного руководителя – пресвитера, которым может быть и женщина. Ежегодно проходят выборы модератора – главы церкви.

Шотландская пресвитерианская церковь оформилась в 16 в. и практически лишена обрядности. Убранство церквей – аскетически скромное, богослужения не сопровождаются игрой на органе. Единственная музыка, звучащая в церкви – псалмы на популярные в народе мелодии. Богослужение сводится к проповеди и пению псалмов. Количество прихожан насчитывает 900 тыс. человек.

Раз в год по традиции английская королева приезжает в Эдинбург. Оставаясь главой англиканской церкви, она в Шотландии становится шотландкой и посещает богослужение в шотландской церкви.

Достаточным влиянием в Соединенном Королевстве пользуются и другие христианские церкви: около 10 % населения – католики, в Северной Ирландии они составляют более трети жителей, а в Шотландии приверженцы католицизма уступают по численности только последователям шотландской пресвитерианской церкви. Наиболее убежденные католики живут в островной Шотландии, они гордятся тем, что там позиции католицизма во все времена оставались незыблемыми. В 19 в. число католиков в Шотландии резко увеличилось за счет массового притока ирландских рабочих на шотландские предприятия. В настоящее время 800 тыс. человек в Шотландии составляют католики.

Имеется также ряд «неустановленных» протестантских церквей («свободных») – конгрегационалисты, баптисты, методисты, независимые пресвитерианцы.

Прибывающие в страну эмигранты основали собственные общины и храмы: иудеи, мусульмане, буддисты, представители греческой, русской, сербской церквей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *