Иван охлобыстин

О том, что он не соответствует «общепринятому нормативу внешнего вида священнослужителя», сценарист, актер и режиссер Иван Охлобыстин написал в четверг в своем блоге. «Я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов», — написал священник. Однако основная проблема, пишет Охлобыстин, не во внешнем виде, а во внутренних противоречиях: «Что-то не так. Я спрашиваю себя: что есть истина? Что для меня Христос? Желанная с детства работа в окружении приятных мне коллег, сопереживание их радостям и печалям, обеспечение моей семьи, детей и жены, которых я люблю без памяти, внешний комфорт и возможность творческой реализации, без чего моя душа рвется на части, или предстояние у Святого Престола, где на время службы я полностью растворяюсь в восторженном осознании сопричастности Вечности, где меня покидает страх смерти и мою душу наполняет блаженный покой?»

Реклама

В связи с этим Охлобыстин направил патриарху Кириллу письмо с просьбой отстранить его от служения, пока он не сможет дать себе ответ на этот вопрос.

В Московской патриархии Русской православной церкви сказали, что письма еще не видели, но просьбу Охлобыстина понимают. «Ну и что, что борода не растет? У нас много безбородых священников. Вот духовные кризисы бывают, это вполне реальная ситуация», — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь патриарха, священник Владимир Вигилянский. По его словам, в Московской патриархии периодически сталкиваются с тем, что священники просят на время вывести их «за штат»: «Иногда бывает по болезни, иногда по каким-то еще соображениям они просят, чтобы вместо них в храме служил кто-то другой. Иногда это бывает временно». В любом случае, сказал Вигилянский, в Московской патриархии надеются, что Охлобыстин взял временную передышку, а не окончательно закончил служение в церкви.

Охлобыстин был рукоположен в сан священника в 2001 году правящим архиереем Ташкентской епархии архиепископом Ташкентским и Среднеазиатским Владимиром (Икимом). Как говорил в одном из своих интервью на радиостанции «Эхо Москвы» сам Охлобыстин, принявший имя Иоанн, с архиепископом Владимиром он познакомился, когда подвозил его на машине в Подмосковье. «Мне нужно было подвезти архиерея, чтобы он отвез 48 тысяч рублей за люстру в Софрино. По дороге у меня лопнуло колесо, потом другое лопнуло, запаска лопнула. Потом мы с ним сыграли в шахматы, потом выяснили, что мы сторонники одной и той же идеи Льва Гумилева. Потом он сказал, что «ты не на своем месте». Он говорит: «Приезжай ко мне в Азию, я тебя рукоположу», — рассказывал Охлобыстин.

В Ташкенте Охлобыстин пробыл семь месяцев, после чего вернулся в Москву, где стал служить в храме Св. Николая на Раушской набережной и был направлен в Синодальный отдел РПЦ по взаимоотношениям с вооруженными силами и правоохранительными органами РФ.

В том же году он написал сценарий к экранизации романа Федора Достоевского «Идиот» — «Даун хаус», в котором сам же и снялся в роли Парфена Рогожина. Работу актера и режиссера Охлобыстин до последнего времени совмещал со службами в храме.

Теперь, когда Охлобыстин — временно или нет — перестанет служить, в РПЦ вздохнут спокойно, считает доцент кафедры сравнительного изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Борис Фаликов.

«Он очень умный, талантливый, творческий человек, но он не управляем, хотя очевидно, что его рукополагали для некоего положительного пиара РПЦ», — сказал он «Газете.Ru». По словам Фаликова, и тот факт, что Охлобыстина возводили в сан в Ташкентской епархии, не случаен: «Там всегда было очень плохо с кадрами, и часто рукополагали людей просто невежественных, но к Охлобыстину это, конечно, не относится, его просто хотели сделать этаким паровозиком, который бы популяризовал православие, а в Ташкентской епархии он на время своего служения очень пригодился».

Правда, считает он, возведя известного и довольно своеобразного актера и режиссера в сан, в РПЦ не подумали о том, сколько критики это вызовет у консервативных верующих.

Охлобыстин и сам в своем блоге признает, что после роли шута в фильме «Царь» прочитал о себе в интернете массу возмущенных отзывов. «Но так бывает всегда, – говорит Фаликов. – Все религии пытаются привлекать знаменитостей для своего продвижения в современном мире. Та же Мадонна, которая увлеклась каббалой: либеральные евреи заговорили, что это просто прекрасно, а консерваторы говорили, что певица каббалу позорит».

Страсти вокруг фильма «Царь» продолжают накаляться, даже несмотря на то, что широкий прокат фильма закончился неделю назад. Сегодня вся интернет-общественность обсуждает решение священника Ивана Охлобыстина, который просит отстранить его от сана после роли бесноватого шута Вассиана в фильме «Царь». Эта роль стала для самого Охлобыстина одной из самых важных в карьере, о чем он рассказал в интервью «Комсомолке» перед премьерой фильма (см. «КП» от 5 ноября). Но она же может и стать для него роковой в смысле продолжения карьеры священника.

Вот что написал Охлобыстин в личном блоге на сайте журнала «Сноб»:

«Правду говорить легко и приятно. Если ты точно знаешь, что это правда. Или тебе задали точный вопрос. Вот Пилат спросил Христа: что есть истина? И Христос не ответил ему, потому что в этом вопросе для него не было смысла. Правда не перечень формальных очевидностей, они для каждого свои. Правда — понятие персонифицированное. Для Христа истина была в нем самом. Пилат понять этого не смог, точнее так: понял, принять не смог. Это рушило все его представления о миропорядке.

Прошло два тысячелетия, для трети земного шара христианство само стало основой миропорядка, а идиома «правда есть Христос» обрела законодательный статус. Но любой христианин все равно однажды задает себе этот вопрос, хотя и знает официальный ответ. Христианину, если он себя считает таковым, необходимо самому на него ответить. Только акцент приходится уже не на «правда», а на «Христос». Кто он для тебя лично? Не всем удается ответить. Не уверен, что сам смогу.

К чему это я!? Да вот: залез в Интернет узнать для ребенка о трубчатых червях и напоролся на рецензию о фильме «Царь», где сам снимался. Прочел, подивился, восскорбел. Фильм ругали. За исторические несоответствия, за «фотосессию Мамонова», «за гламурную святость Янковского», за посягательство на авторитет царской власти. С чем-то я согласился, что-то отверг, но сам настрой не понравился. Люблю я творчество Лунгина, он художник. Он снимает про то, что его действительно интересует, а не про то, за что приз дадут или бабла на втором «уик-энде» рубанет. Тогда я решил полюбопытствовать, что другие думают. Ввел в поисковой строке «Яндекса» свою фамилию, Лунгина и название фильма. Получил несколько тысяч ссылок. Все прочитать не смог. Знакомился выборочно. Пришел к неутешительным результатам: несмотря на то что большинство фильм хвалит, много критики в мой адрес от собратьев по служению и простых прихожан. Если отбросить хамов, дураков и желающих самоутвердится за чужой счет, все равно много. Суть основной претензии в том, что исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан. Первой реакцией было отмахнуться и напомнить, что на постановку фильма режиссера благословил покойный патриарх Алексий, а моей задачей было лишь точное выполнение поставленной задачи. Но, поразмыслив, я понял, что в прочитанной критике есть определенный резон. Нет, не в соблазнении, кого тут соблазнишь!? Неофиты лишь укрепятся в вере, выявив «очередное, ожидаемое ими» нарушение святых устоев, принципиальных противников веры Христовой уже не соблазнишь, для только вступающих на путь, это станет хорошим поводом разобраться и, как следствие, сделать еще один шаг в сторону храма.

Здесь проблема стереотипа. Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно? Почему это возмущает действительно уважаемых мною людей? Что-то не так. И я спрашиваю себя: что есть истина? Что для меня Христос? Желанная с детства работа в окружении приятных мне коллег, сопереживание их радостям и печалям, обеспечение моей семьи, детей и жены, которых я люблю без памяти, внешний комфорт и возможность творческой реализации, без чего моя душа рвется на части или предстояние у Святого Престола, где на время службы я полностью растворяюсь в восторженном осознании сопричастности Вечности, где меня покидает страх смерти и мою душу наполняет блаженный покой? Я не знаю. Может быть, я, подобно Пилату, задаю неправильный вопрос? Может быть, выбор только из «не навредить» и «принести пользу»? Ведь святые отцы утверждали, что Бог прост. Значит, надо все просто решать. Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока я не найду правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть».

А в четверг, 26 ноября, в блоге Охлобыстина появилась такая запись:

«Свое намерение реализовал – письмо Святейшему составил и отнес в Патриархию. Все должно быть честно – Господь рассудит. Может быть, это и будет правильный вопрос. Тот самый – самый правильный»

В Московском патриархате оказались не готовы ответить на вопрос о снятии сана с Охлобыстина.

— Конечно, в патриархате уже все прочитали эту запись в блоге, — председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. — Но такие вопросы решает и комментирует только Патриарх.

В любом случае, снятие сана — процедура не быстрая. Теперь все ждут, что ответит Патриарх Кирилл — он вправе отказать Охлобыстину. По неофициальным данным, в ближайшее время должна состояться встреча актера и главы РПЦ.

4 ноября 2009 года состоялась Российская премьера этого исторического фильма. Режиссёр П.Лунгин поведал зрителям о жизни Ивана Грозного и его способах борьбы с инакомыслием, о судьбе митрополита Московского Филиппа, его борьбе с чудовищной жестокостью власти; о победе совести над страхом, человеческого достоинства над лакейством; о христианской правде и антихристовой лжи.

Режиссер Павел ЛУНГИН:
«Я не соперничаю со Спилбергом,
а просто снимаю русское кино”.
(Из интервью 15 июля 2008 г.)

В РОЛЯХ

Пётр Мамонов Иван Грозный

Олег Янковский Митрополит Филипп (Колычев)

Юрий Кузнецов Малюта Скуратов, опричник

Алексей Макаров воевода Колычев

Анастасия Донцова Маша

Рамиля Искандер Мария Темрюковна, жена царя

Иван Охлобыстин царский шут Вассиан

Александр Домогаров Алексей Басманов, опричник

Александр Ильин Фёдор Басманов, опричник

Вилле Хаапасало Генрих фон Штаден

Алексей Франдетти Кай-Булат

Анна Кашникова Маргарита Силкина, боярская дочь

Андрей Невраев игумен

Олег Сурнов нищий

Даниил Белых глашатай

СЪЁМОЧНАЯ ГРУППА

Режиссёр-постановщик Павел Лунгин

Авторы сценария Алексей Иванов, Павел Лунгин

Оператор-постановщик Том Стерн

Генеральный продюсер Павел Лунгин

Исполнительные продюсеры Василий Бернхардт, Ольга Васильева

Художник-постановщик Сергей Иванов

Художники по костюмам Наталья Дзюбенко, Екатерина Дыминская

Художники по гриму Валерия Никулина, Ирина Ульянова

Постановщик трюков Алексей Силкин

Композитор Юрий Красавин

Звукорежиссёр Стефан Альбине

БИОГРАФИЯ

Сценарист и режиссер Павел Лунгин родился 12 июля 1949 г. в Москве, в семье сценариста Семёна Лунгина и филолога Лилианны Лунгиной. В 1971 г. окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, в 1980 — режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (мастерская Г. Данелия, М.Львовского).

С начала 1990-х гг. живёт во Франции, но снимает свои фильмы только в России и только о России, правда, при участии французских продюсеров. В 1990 г. Павел Лунгин дебютировал как режиссёр, поставив по собственному сценарию фильм «Такси-блюз”, за который получил специальный приз за режиссуру на Каннском кинофестивале.

Следующие его ленты: «Луна-парк” (1992) и «Линия жизни” (1996) также не оставили равнодушными ни зрителей, ни критиков. На Каннском кинофестивале 2000 г. фильму Павла Лунгина «Свадьба” был вручён Специальный приз жюри за лучший подбор актёров. В октябре 2002 г. вышла в прокат остросюжетная драма «Олигарх” по роману Юлия Дубова «Большая пайка”. В 2005 г. Павел Лунгин снял трагикомедию «Бедные родственники” (главный приз фестиваля «Кинотавр-2005”) и многосерийный телефильм по мотивам произведений Н.В.Гоголя «Дело о «Мертвых душах”, премьера которого состоялась на телеканале НТВ в сентябре 2005 г.

В 2006 г. Павел Лунгин закончил работу над фильмом «Остров”. Картина получила множество значительных наград на кинофестивалях, а также искренний интерес и признание зрителей. После демонстрации фильма телеканалом «Россия” в канун православного Рождества 2007 г. имя Петра Мамонова стало известным не только поклонниками его музыкального творчества. В 2009 г. П.Лунгин представил к показу на Каннском и Московских кинофестивалях свой новый фильм «Царь”.

СЮЖЕТ

Действие фильма разворачивается в 1566—1569 гг. на фоне Ливонской войны и разгула опричнины. Не выдержав кровавых бесчинств, творимых слугами государевыми, предстоятель Русской Церкви митрополит Афанасий слагает с себя сан. Тогда царь Иван IV решает призвать на его место своего друга детства, игумена Соловецкого монастыря Филиппа Колычёва (в фильме — Ко’лычев). Фильм разбит на четыре части: крест накрест…

Часть первая. Молитва царя

Опричники бесчинствуют на княжеском дворе. Девочка бежит меж белых берёз, увязая в белом снегу. Царь Иоанн молится в своей келье: «Объяли меня муки смертные. И потоки беззакония устрашили меня… В темноте воззвал я к Господу. И Бог услышал голос мой…” Бежит, бежит девочка, чистая светлая душа по белому чистому снегу. Надежда на милосердие, вера в спасение.

Царь молится в своей келье. Просит о помощи и ждёт знака от Господа… Но нет ни знака, ни ответа…

Тем временем в Москву едет игумен Филипп. По дороге подбирает замерзающую в снегу девочку — беглянку Машу. Царь предлагает ему стать митрополитом Московским, а девочке дарит икону Богородицы. Рядом с Машей Иван Грозный преображается, становится простым и добрым.

Филипп соглашается стать митрополитом и, видя ужасы опричнины, пытается пробудить милосердие в душе царя.

Часть вторая. Война царя

Племянник игумена участвует в кровопролитном бою с поляками и литвинами под Полоцком. Там же оказывается Маша, сбежавшая от царя. Её душа по-прежнему чиста, не отягощена земными страстями. Она верит, с ней подаренная царём икона, она пускает её по течению — и мост под литовской конницей разрушается.

Но всё-таки войска царя оказываются побеждёнными. Царь в гневе приказывает казнить воевод. Филипп пытается их спасти, чем и навлекает на себя царскую немилость.

Часть третья. Гнев царя

Царь решает казнить воевод ужасным способом: выпускает против них дикого зверя. Маша, одетая в богатые одежды, с иконой в руках выбегает на арену, пытаясь остановить медведя. Но зверь убивает девочку. Митрополит Филипп поднимает икону и уходит…

Чуть позже, во время службы в соборе Рождества Богородицы, возникает противостояние. Грозный по окончании службы требует от митрополита благословения, но получает отказ. Царь яростно шепчет: «Не прекословь державе нашей. А не то гнев мой постигнет тебя!” На что Филипп спокойно отвечает: «Наше молчание ведёт тебя по греху. Ибо худой кормчий губит весь корабль…”

Иван лишает митрополита сана и вынуждает присутствовать на казни племянника — воеводы Колычева. После чего Филиппа заковывают в кандалы и навечно ссылают в монастырь.

Часть четвёртая. Веселье царя

Авантюрист-опричник Генрих фон Штаден строит «Пыточный городок”. Сюда дoлжно созвать народ на гулянье. Царский шут Вассиан сыплет цитатами Апокалипсиса, величая жену Грозного «вавилонской блудницей”. Тем временем в монастыре Филипп творит чудеса и сообщает монашеской братии, что скоро примет терновый венец мученичества, и что их обвинят в его смерти. Однако и игумен, и почти все монахи остаются с ним.

Царь вновь ищет духовной опоры и приезжает к Филиппу за благословением. В последнем разговоре звучат страшные истины: «Да, может как человек я и грешен, но как царь — праведен”. По приказу царя Скуратов убивает Филиппа и велит монахам бросить труп на съедение собакам. Но монахи отпевают Филиппа в церкви и запираются в ней. Опричники поджигают храм, и все, кто там был, принимают мученическую кончину.

Царь приходит в Пыточный городок и всю ночь ждёт начала «веселья”. Несмотря на приказ явиться, никто не приходит. «Где мой народ?” — вопрошает царь.

Вообще, и Филипп, и Иван глубоко религиозны. Только для одного Бог — любовь, а для второго — карающая десница.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ

• Никакой встречи царя и бывшего митрополита перед его убийством не было. После убийства Филипп был погребён за алтарём, приказ вырыть ров был отдан Малютой Скуратовым. Отроч-монастырь не был сожжён опричниками: почти все его постройки были уничтожены богоборцами в 1930-е гг.

• По данным историка Н.Костомарова, голову казнённого племянника Филиппу Колычеву прислали в мешке лишь спустя несколько дней после казни.

• Конфликт царя и митрополита произошёл 22 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля, когда Филипп отказался давать благословение пришедшим в чёрных ризах и монашеских шапках царю и его опричникам, что вызвало гнев царя. Однако после этого Филипп продолжал проводить богослужения, в частности, 28 марта в Новодевичьем монастыре. Решение о суде над Филиппом по настоянию царя приняла Боярская дума. В ноябре того же года состоялся церковный суд. Уже после решения суда Филиппа заставили провести службу. 8 ноября 1568 г. любимец царя Фёдор Басманов во время богослужения в Успенском соборе в Кремле объявил митрополиту о лишении сана, а опричники сорвали с него облачения. В фильме события развиваются на глазах у зрителей в течение пары минут, в глумлении над Филиппом принимает участие лично царь.

• Филиппу не выносился смертный приговор и не было сцены, показанной в фильме, во время которой царь проявляет милость и заменяет казнь на вечную ссылку.

• После приговора Филипп содержался в Успенском монастыре, затем в монастыре Николы Старого в Китай-Городе, после чего был выслан в Тверь. В фильме показан лишь один монастырь.

• Принадлежность одного из героев фильма — немецкого авантюриста Генриха фон Штадена — к опричнине и его служба русскому царю известна по его мемуарам, но при этом оспаривается рядом учёных.

По материалам Википедии подготовила На_Че
Фото с сайта «Студия Павла Лунгина”

Два зрительских отзыва

Не за «Царя”

Посмотрел фильм Павла Лунгина «Царь” и должен сразу признаться — разочарован. Не то, чтобы я ждал откровений, но я ждал уровня. А увидел, в моём представлении, слабое кино.

Многие говорят о том, что фильм аутентичен и воссоздаёт историческую атмосферу того времени. Хотя я очень сомневаюсь в этом, глядя на ряженую массовку или наблюдая за сценой, где в сани царя запряжены девки в ночных рубахах. Можно придираться к деталям. Известно, что Филиппа убивают, когда уже умерла вторая жена Ивана, а тут она жива-живёхонька, лежит с царём в постели, бредит о любви к нему, когда тот отправляется к Колычеву за последним «прости”. Но в данном случае детали не существенны.

Можно говорить, что фильм прогрессивный, так как порицает кровавое тиранство Ивана Грозного, противопоставляет ему истинного праведника — Филиппа. Хотя не велика заслуга не канонизировать душегуба и психопата. Впрочем, могу сам себе возразить: если Иван Грозный вошёл в теледесятку «имён России”, если кто-то пытается перевести его прозвище как «строгий”, а кто-то даже требует канонизировать, концептуально фильм, безусловно, позитивен и полезен.

Можно говорить и о том, что фильм интеллектуальный, так как диалоги Ивана с Филиппом посвящены исконным, вечным проблемам русской истории и русской ментальности, обозначают некие основополагающие начала в диалектическом противоречии. Хотя мне показались, что эти разговоры скучны и неинтересны.

Можно сказать, что фильм честный. Но мне представляется, что его схематичность позволяет думать о честной, возможно, даже искренней, но конъюнктуре, внутренней неосознанной спешке и желании, поймать «жареную тему”.

Наконец, в заслугу фильма можно поставить его эмоциональную насыщенность, кто-то считает, что отдельные кадры на грани натурализма, и режиссёр не щадит психику зрителей ради осязаемости ужаса тиранства. Мне же как раз показалось, что фильм не смог достучаться до сердец, не затронул глубину чувства. И даже — не пощекотал нервные рецепторы: меня пугают, а мне не страшно. И пытки, и схватки с медведем, и казнь с отрубанием головы или сожжение живьём — всё представляется слишком понарошку, всё театрализовано и похоже на бутафорию.

Причина всех этих «хотя” и «но” кроется, на мой взгляд, в неожиданной художественной слабости фильма.

Можно, конечно, рассуждать о том, что праведность не существует без тиранства, и ещё много о чём поспорить и поразмыслить. Но фильм тут ни при чём, он к этому не побуждает. О праведности и тиранстве говорит режиссёр. «Что хотел сказать автор?” — он сам сейчас всё расскажет. Но зачем тогда кино?

Павел Лунгин даёт много интервью, выступает на различных «круглых столах” и прочее. И он намного интереснее говорит о своём фильме, чем сам фильм о нём. Но это вряд ли комплимент для режиссёра. Фильм всё-таки надо смотреть, а не слушать о нём рассуждения его автора. Мне это напоминает ситуацию, при которой человек пишет не очень внятное письмо, и ему хочется присутствовать при его чтении, чтобы самому пояснить непонятные места.

Рецензию о «Царе” писать трудно — талантливые люди показали унылое зрелище. Не исторически, а опять же как кинематографический продукт.

И дело не в том, что — не Голливуд. Как раз в чём-то и Голливуд. Хотя бы в банальных символах и стереотипах: стая ворон над «плохим парнем”, яблочный цвет вокруг «хорошего”, блаженная девочка с чудодейственной иконой и опричник — маньяк-извращенец, сентиментальное отцовство палача и садиста Скуратова к своему болезненному чаду и т.п.

А вот единственная батальная сцена — что называется малобюджетная, явно не с голливудским размахом сделанная.

Увы, если говорить резко и нонконформистски — не удалось кино, получилось плоское, со слабым сценарием, на удивление не лучшей режиссурой и блёклой игрой актёров, которым, беднягам, просто нечего играть. Кроме Мамонова. Обидно за Янковского.

Многие сравнивают «Царя” с «Андреем Рублёвым”.

Но в этом есть какая-то неловкость: там действительно показано время, а здесь его стилизация, там — действительно попытка разобраться, кто на Руси праведник, почему такой народ, а здесь публицистическая, актуализированная, я бы сказал, «модернизированная” киножурналистика.

Главное отличие: у Тарковского — это попытка разобраться в себе, для себя, здесь — адаптированная тема, раскрытая на потребу разной по взыскательности публики.

Повторяю: возможно, пропагандистки «Царь” и полезное кино, но ровно настолько же, насколько полезно сокращённое или даже пересказанное содержание классических книг.

И с фильмом Эйзенштейна фильм Лунгина просто не сравнишь: там эстетика, к тому же мощь и энергетика, идущая от актёров, там музыка, которой у Лунгина просто нет — настолько она никакая.

…Понимаю, что я не кинокритик, допускаю, что фильм при просмотре просто как-то мог «не лечь” — такое бывает, и, возможно, посмотрев его ещё раз, я бы изменил мнение о некоторых его сторонах. Но вряд ли — в целом.

Анатолий БЕРШТЕЙН

Разочаровал, а не потряс

Прямо скажем, наша история насчитывает немного высоких примеров публичного нравственного противостояния тирании.

Вот почему драматичная история со святым великомучеником митрополитом Филиппом, публично обличившим безумца Грозного в Успенском Соборе Кремля, всегда меня волновала и особенно отзывалась в сердце. Впервые я узнал о ней на Соловках в 24 года и тогда же, очевидно, по молодости, дерзнул написать стихи «Прощание игумена Филиппа с Соловецким монастырём” — от лица самого Филиппа.

Заканчивалось оно, помнится, так:

Нет, Русской Церковью не можно помыкать!
Помилуй Бог, чтоб этими руками
Я крест давал Малюте целовать?
Есть Божий промысел.
Прощаюсь с Соловками!

Надо ли объяснять с каким волнением теперь, спустя тридцать с лишним лет, поспешил я посмотреть фильм Павла Лунгина «Царь”, который как раз об этом.

Главные герои в исполнении Петра Мамонова и Олега Янковского (это последняя роль выдающегося артиста) выглядят убедительно, сыграны, в основном, превосходно и остаются в зрительской памяти.

Но, увы, значимость художественного фильма определяется не только центральными персонажами, но и тем, насколько интересны и выпуклы персонажи второстепенные.

А вот с этим — как раз проблемы. Царица, Шут, Малюта Скуратов, опричники вообще – всё это оказалось в фильме слишком ходульным, однозначным, иллюстративным.

И в целом, возможно, именно по-этому фильм не преодолел некоей постановочности, простите за повтор, иллюстративности, а потому в целом, скорее, разочаровал, чем потряс.

Знаменитый фильм Эйзенштейна снимался в сталинщину. Часто он концептуально примитивен, но всё же есть в нём сцены (особенно во второй, запрещённой серии), которые можно считать классикой мирового кинематографа. От той же пляски опричников, когда её вспоминаешь, морозец бежит по коже, спустя даже десятилетия. Или фильм Тарковского «Андрей Рублёв”. Он, как известно, подвергся жёсткой критике Солженицына за поверхностное отображение отечественной истории. И всё-таки, надо признать, что по сравнению с фильмом Лунгина он и глубок, и проникновенен.

Однако, неудачей фильм «Царь” я всё же не назову. Но, очевидно, фильм о русской истории требует большей выношенности, да и просто любви к предмету. Русская история — вещь деликатная и не даётся с нахрапу.

Юрий КУБЛАНОВСКИЙ,
поэт, лауреат премии
Александра Солженицына,
Новой Пушкинской премии

Детство и юность

Родился актер летом 1966 года в Тульской области. По знаку зодиака Рак, по национальности русский. Отцу Ивану Ивановичу, военному врачу, исполнилось на тот момент 60 лет, а мать Альбина Ивановна только достигла 18-летия. Даже дети супруга от предыдущих браков были старше мачехи. Возможно, поэтому союз быстро распался.

View this post on Instagram

A post shared by Преподобный отец Иоанн (@psykero1477) on Sep 27, 2018 at 7:54am PDT

Актер Иван Охлобыстин

Мальчик с матерью жил под Малоярославцем, затем семья переехала в Москву. Альбина вышла замуж, у Вани появился отчим Анатолий Ставицкий, а позднее и брат Станислав.

После школы Охлобыстин поступил во ВГИК, учился с Ренатой Литвиновой, Тиграном Кеосаяном, Фёдором Бондарчуком. В приемной комиссии сидел режиссер Игорь Таланкин, который попросил абитуриента удивить его. Иван резко ответил, что пришел сказать новое слово в кинематографе, а не развлекать экзаменаторов. Юношу выгнали, но тут же вернули: удивить получилось.

Фильмография

В качестве актера

  • 2009 – «Царь»
  • 2007 – «Заговор»
  • 2010 – «Интерны»
  • 2011 – «Generation П»
  • 2011 – «Поцелуй сквозь стену»
  • 2012 – «Метод Фрейда»
  • 2012 – «Соловей-разбойник»
  • 2015 – «Бармен»
  • 2017 – «Беглец»
  • 2017 – «Птица»
  • 2018 – «Временные трудности»
  • 2019 – «Ростов»
  • 2020 – «Холоп»

В качестве сценариста:

  • 1991 – «Арбитр»
  • 1997 – «Мытарь»
  • 2000 – «ДМБ»
  • 2007 – «Параграф 78»
  • 2008 – «Дом Солнца»
  • 2010 – «Москва, я люблю тебя!»
  • 2012 – «Метод Фрейда»
  • 2012 – «Соловей-разбойник»
  • 2014 – «Иерей-сан

Иван Иванович Охлобыстин — советский и российский актёр кино и телевидения, кинорежиссёр, сценарист, продюсер, драматург, журналист и писатель. Священник Русской православной церкви, временно отстранённый от служения по собственному желанию. Креативный директор компании «Baon».

Родился 22 июля 1966 года в доме отдыха «Поленово» Тульской области. Его отец был 60-летним главврачом данного заведения, а мать – безумно влюбленной 20-летней студенткой.

В школьные годы Иван ничем особым среди ровесников не выделялся – был обычным ребёнком. А вот после окончания учебы Охлобыстин с уверенностью в том, что его дело – правое, поступил во ВГИК. Там он слыл студентом нетрадиционно мыслящим и был весьма популярен как среди сокурсников, так и среди преподавателей.

После службы в армии (служил в ракетных войсках в Ростове-на-Дону) студент Охлобыстин восстановился во ВГИКе и полностью погрузился в общественную работу. За короткий срок он даже был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Его актерским дебютом стала картина «Нога” – и тут же он получил приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91”. Первый же сценарий Охлобыстина к фильму «Урод” получил номинацию на престижное «Зеленое яблоко, золотой листок”. Первая режиссерская работа Ивана – «Арбитр” – получила награду «Кинотавр” в категории «Фильмы для избранных”… В дальнейшем всевозможные статуэтки и дипломы сыпались на молодой талант обильным дождем. Не остался без внимания Ивана и театр. Он отлично показал себя и в качестве театрального актера.

На пике своей славы встретил Иван актрису Оксану Арбузову, которая осенью 1995 года стала его женой. На данный момент у супругов подрастают шестеро (!) детей.

За свою кинематографическую деятельность Иван Охлобыстин имеет 17 наград за лучшую режиссуру, 9 наград за лучшую актерскую роль и 21 награду за лучший сценарий. Последними его работами в кино стали картины «ДМБ”, «Даун Хаус” и «Мусорщик”. Псевдонимы — Иван Чужой, Леопольд Роскошный.

Видимо, пресытившись кинематографом, Охлобыстин попробовал свои силы в политике. Он был членом экологической партии «Кедр”, которая шла во власть с целью возродить в России институт монархии.

Свою приверженность к православию Охлобыстин сделал публичным достоянием в 1998-м году, став ведущим телепередачи «Канон”. В начале 2001 года в свет вышел фильм «Даун Хаус” с его участием, и в это же время становится известно, что Иван Охлобыстин рукоположен в священники. Произошло это событие в Ташкентской епархии. В конце года Охлобыстин возвратился в Москву, где устроил презентацию своего короткометражного фильма о князе Данииле. Причём это был первый фильм из цикла «Жития святых”, в котором должно быть, по задумке Ивана, 477 серий. В том же 2001 году Президент России В. Путин наградил Охлобыстина именными золотыми часами N 239 «За заслуги перед Отечеством”.

Сан священнослужителя Охлобыстин принял, будучи весьма популярным актером и сценаристом. Поскольку христианство не одобряет актерской деятельности, Иван оставил эту профессию. Сценаристом же Охлобыстин остается и поныне.

До 2005 года отец Иоанн служил в храме святителя Николая в Заяицком, расположенном на Раушской набережной Москвы-реки. После — в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Вёл передачу «Стая» на радиостанции «Русская служба новостей», а также колонку в мультимедийном сообществе «Сноб».

Позже Иван Охлобыстин снова активно занялся кинематографической деятельностью. В фильме «Заговор» режиссёра Станислава Либина исполнил роль Григория Распутина.

В 2010 году по его сценарию рок-музыкант Гарик Сукачёв снял фильм «Дом Солнца».

В 2009 году вышли сразу несколько фильмов с его участием: наиболее известны боевик «Пуля-дура» и историческая драма «Царь», где он сыграл роль царского шута Вассиана.

С 2010 по 2016 год снимался в комедийном телесериале «Интерны», исполняя в нём главную роль. Охлобыстин объяснил возвращение в кино тем, что в семье не хватало денег.

26 ноября 2009 года в новостных лентах появилось сообщение о том, что Охлобыстин попросил патриарха Кирилла освободить его от служения из-за «внутренних противоречий».

8 февраля 2010 года патриарх исполнил просьбу, отстранив его от священнослужения, запретил ношение священнических одежд и иерейского креста. Патриарх отметил, что если священник Иоанн Охлобыстин сделает «окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», то его временное запрещение в служении может быть снято. 29 ноября в интервью газете «Московский комсомолец» Охлобыстин заявил, что в течение ближайших двух лет намерен вновь вернуться к служению в церкви.

С декабря 2010 года ведёт на «Фейсбуке» блог от имени своего персонажа доктора Быкова из телесериала «Интерны», где перемежает факты собственной биографии с событиями жизни вымышленного героя. До начала января 2014 года состоял на должности креативного директора компании «Евросеть».

С 15 января 2014 года по настоящее время — креативный директор производителя и поставщика одежды Baon.

С апреля 2017 года — колумнист русскоязычной версии сайта телеканала RT.

Осенью 2019 года в России запустилось сериалити, посвященное семье актера, режиссера, священника и «Мужчины года 2010» по версии глянцевого журнала Glamour Ивана Охлобыстина. Несмотря на звездный статус не только главы семейства, но и многих его ближайших родственников, герои шоу часто напоминают: они — самая обычная многодетная семья, переживающая сложные периоды и справляющаяся с распространенными человеческими проблемами. Однако на поверку все оказалось не так просто: оставшись без денег, домочадцы закатывают дорогостоящую вечеринку, а в любой непонятной ситуации звонят директору актера. Редактор «Ленты.ру» посмотрела весь сезон реалити и попыталась понять, что семья Охлобыстиных хочет рассказать о себе россиянам.

Запуску шоу предшествовала масштабная рекламная кампания. Канал «ТВ-3» активно напоминал аудитории, что раньше личная жизнь Охлобыстина была покрыта тайной, но теперь у каждого есть возможность заглянуть к нему и «почувствовать себя членом огромной семьи». В СМИ также вышла серия материалов, где актер откровенничал: думал отказаться от съемок, но как же интересно сделать реалити о себе!

Героя выбрали непростого: мало того, что восхождение Охлобыстина к славе началось еще в 1990-х (и известен он не только как актер и режиссер, но и как священнослужитель), и с тех пор он снискал репутацию рок-героя, так еще и семейство и круг общения у него «звездные». Ближайшие друзья — Сукачев, Скляр, Ефремов, Галанин и другие известные представители русского рока. Супруга Оксана — тоже актриса, известная по главной роли в перестроечном фильме «Авария — дочь мента». Прежде чем завершить карьеру, она снялась еще в десятке кинолент. В браке у них родилось шестеро детей, младший из которых уже вошел в подростковый возраст. Слоганом шоу стало двусмысленное высказывание «Семья — это святое».

Каждый выпуск открывается монологом главного героя: «Я Иван Охлобыстин. Я многодетный отец. Это проект о среднестатистической российской семье: консервативно настроенный отец, взбалмошные дети, набожная мама. Что у нас происходит, если со стороны посмотреть, — это очень странно». Его фразы перемежаются отрывками из шоу, где Охлобыстин называет детей приматами и заявляет жене, что «надо рожать еще». Пролог завершается рисованной заставкой в стилистике картины Гранта Вуда «Американская готика», знакомящей зрителей с составом семейства. С середины сезона имена детей также сопровождаются указанием возраста.

Кратко о героях реалити:

Иван (он же Грифоныч, или отец Иоанн, как называет его жена) — глава семьи, 53 года. Любит шутить и дурачиться, постоянно сообщает о намерении уйти от жены, часто напоминает близким о своем звездном статусе и о том, что он единственный имеет работу. Не скрывает сильнейшей любви к алкоголю.

Оксана (иногда Ксения; по выражению мужа — женщина-геморрой, мамаша или дворянка) — мать семейства, домохозяйка, 46 лет. Очень набожна, во многих вопросах ссылается на духовника, большинство проблем решает молитвой. Часто пилит мужа.

Анфиса, 23 года. Живет отдельно от семьи и много работает, однако эта часть ее жизни остается за кадром. Участвует во всех сериях и снимается в родительском доме. Комплексует из-за внешности, так как считает себя самой некрасивой из сестер.

Дуся (Евдокия или Дуняша), 21 год. Уделяет крайне много внимания своей внешности. Так же, как Анфиса, часто напоминает, что не живет с родителями.

Варя (Варвара), 20 лет. Отлично поет, готовит, по утверждению сестер, как бог. Считается отцовской любимицей.

Вася, 18 лет. Рассудительный и спокойный, учится во ВГИКе. Во время семейных ссор обычно молчит.

Нюша, 17 лет. Часто конфликтует со старшими, заявляет о желании от всех сбежать. Поймана на неаккуратном обращении с косметикой Дуси.

Савва, 13 лет. Плохо учится, редко моется, нуждается в постоянном контроле.

«Ты видел? Это гомики?»

«Секрет нашей крепкой семьи заключается в том, что нам просто некуда деваться», — изрекает в начале первой серии Иван Охлобыстин. Многие его замечания вполне можно использовать как афоризмы, — сказываются литературный и ораторский талант автора. Оксана дополняет его высказывание замечанием, что браки многих известных людей распадаются. «В тысячный раз напоминаю, мамаша, юмор — это не твое», — отрезает супруг, гомерически хохоча.

Первый сюжет разворачивается вокруг поездки супругов из магазина домой: помолившись и перекрестив шоссе, они выдвигаются в свой таунхаус. Завязавшийся между ними разговор почти сразу превращается в дифирамбы: «Уровень моего величия позволяет это сделать, потому что я представитель массового бессознательного, на мне благодать божья, я преподобный! Не надо умалять благодать, грешница, исповедуй это», — наставляет отец Иоанн матушку Оксану, замечая, что таких, как она, миллионы, а то и миллиарды. Охлобыстин мог бы восхвалять себя еще долго, однако его самолюбование прервала поломка автомобиля. «Сначала молиться надо. Во всем надо полагаться на господа нашего и звонить в эвакуатор», — решил он.

Семья собирается дома за большим столом: перед ними встала понятная каждой семье проблема — острая нехватка денег. «Мы созданы для апокалипсиса», — говорит отец, замечая, что семья, «наевшая такие пачки», может сэкономить на всем и дети могли бы помочь семейному бюджету. Основной брешью, по его мнению, являются неуемные аппетиты супруги, которая менее 40 гостей за вечерним чаем не собирает. Со своей стороны он готов отказаться от празднования грядущего дня рождения.

И если до этого момента каждую сцену вытягивала актерская игра Охлобыстина, то далее картонность сюжета дополнила неумелая актерская игра домочадцев. Дети втайне от отца решили все-таки собрать его друзей и отметить праздник без размаха. Дуся находит по знакомству фотостудию, где можно бесплатно провести банкет: «Мы там ничего не сломаем, это сломает дядя Игорь Сукачев», — с усмешкой замечает она, оглядываясь на операторов. Прочие не в восторге от этой идеи, особенно узнавшая обо всем мать Оксана, которая тут же перевела обсуждение праздника в допрос, насколько близко Евдокия дружит с фотографом. Еще одной проблемой становится угощение, которое в любом случае обойдется дорого.

В конце концов семья попросила помощи у директора Охлобыстина Максима Владимировича. Тот ответил, что отсутствие денег — решаемый вопрос. Домашние начали готовиться к празднованию. Тут сценаристы решили показать сложные отношения между сестрами, которые картинно пытаются поделить косметику: младшая Нюша явно искала в съемочной группе поддержку, косясь в камеру и отмечая, что «знает иконы лучше сестер», и просилась к маме. В итоге празднование состоялось: на него пришли десятки друзей и знакомых знаменитостей, — Сукачев, Скляр, Асмус, Ильин, Пермякова и другие. Развлекали всех пением Варвары и цыганами, читали вслух личное поздравление от супруги премьер-министра Светланы Медведевой.

Мероприятие даже не омрачили три хмурых человека со скучающими взглядами под окнами ресторана, держащие цветной плакат «Иван, покайся». Эти ярко одетые люди, вероятно, изображающие гей-активистов, были явно не рады, что им пришлось тратить время на съемку в эпизоде. «Это гомики? Это радуга? Это гомики же? Ты видел? Гомик сидит!» — приговаривала мать Оксана, постоянно показывая в окно пальцем. Постановочность ситуации была очевидна, и сценаристы для пущей убедительности сопроводили запись песней I will survive, которая порой используется гей-собществом и феминистками. Тут же подмонтировали резкий комментарий Охлобыстина, который известен ненавистническими высказываниями в адрес ЛГБТ.

Однако в конце празднования директор Охлобыстина, ранее якобы решивший вопрос с празднованием, поднес ему счет за банкет. Экономия оказалась неэкономной, и сюрприз домочадцев не помог семейству спасти бюджет. Финал фактически обманывает зрителей, которые понадеялись на захватывающий сюжет, — он кажется странным и нелогичным, а на фоне неестественной игры некоторых членов семьи и вовсе оставляет неприятное ощущение. Зато актеру предложили съемки в новом сериале, и это стало завязкой для нового эпизода реалити — о поездке в Минск. «Что нам, нищим, в дорогу-то, только подпоясаться!» — заключает отец Иоанн.

Езда и пьянки

Из поездки Охлобыстиных в Минск мы узнали один новый факт о семействе и получили подтверждение двум другим. Первое — супруги и дети почти всегда ездят вместе на длительные съемки. «Семья должна быть вместе во избежание всяких неурядиц, искушений», — объясняет Оксана. Второе: все Охлобыстины очень много пьют и почти никакую сложную проблему не решают без директора Максима Владимировича. Последний пришел на помощь, даже когда Дуся проспала поезд.

Одной из важных скреп семейства Охлобыстиных в сериале становится алкоголь. Он лучший друг и спутник: им рекомендуют лечиться, сохранять романтику в отношениях, развлекаться или просто коротать время. «У нас у всех страшно дурная наследственность», — замечают, признаваясь в страстной любви к напиткам, старшие дочери. Они просят наливать им побольше на отцовском дне рождения, а Дуся и вовсе ужасно напивается в первый день в Минске, и родные вынуждены спрятать ее в бане от родительских глаз. Командует семейным алкопарадом Иван Охлобыстин, который заявляет, что «всегда хочет нажраться», и спасает его от этой погибели только жена. Она же помогает ему избегать вождения автомобиля: «Поскольку я священник, мне нельзя никого убивать», — говорит Охлобыстин, поясняя, что если случайно собьет человека, то с него снимут сан. Оброненная им фраза о домашних делах «Я предпочитаю все сваливать на Оксану и не нервничать» становится девизом.

Но поездку в Минск задерживает Савва, который не помылся и распространяет в автомобиле невыносимый запах. Ответственная мать отправилась отмывать 13-летнего подростка домой. Тем временем Иван взял бинокль и стал смотреть в будущее, где ему везде чудилась белорусская картошка. Он не раз в сериале продемонстрирует любовь к стереотипам: за картофелем в Белоруссии последует опасность «бородатых женщин» на Западе, а также рассказ о том, что если современной европейке подать руку, то она непременно подаст в суд.

В Минске на съемках старшие девушки знакомятся с местными актерами, которые приглашают их на прогулку. Мать благословляет их, перекрестив уезжающую машину. Однако увлекшись общением и танцами с новыми знакомыми, сестры забывают о времени и не возвращаются домой засветло, чем провоцируют гнев родительницы. Она устраивает ужасный скандал, в то время как отец выглядит на удивление спокойным: «Главное — чтобы не убили никого. Или я чего-то не знаю?»

Тут же мы узнаем о принципах воспитания Ивана Охлобыстина, которые он называет самыми обычными: в брак нужно вступать девственными, девочку всегда нужно пропускать вперед, вилку держать в левой руке, а нож — в правой. По его словам, в идеале он бы бросил детей, но это видится ему невозможным по «экономически-хозяйственным причинам». На фоне разногласий в вопросах воспитания супруги решают отправиться вдвоем в романтическое путешествие в Париж.

Женщина-геморрой и охладевший муж

Третья серия посвящена отношениям между мужем и женой. Чета Охлобыстиных приезжает в столицу Франции, где проходит по основным туристическим маршрутам, изображая впервые выехавших за рубеж россиян. Проблемы у них начинаются еще в аэропорту, где Оксана, четко выговаривая «Луис Второй! Отель в честь него назван», пытается договориться с таксистами. Те предлагают ей общаться на английском или французском, однако не встречают понимания. По дороге пара разочарованно рассуждает об упадке города, замечая, что лучше бы они поехали в коровник. Супруге Охлобыстина же достаточно того, что актера никто не узнает на здешних улицах. Это становится для нее главным козырем, так как Оксана отвергает и местный досуг, и местную кухню. Она не желает пробовать местные сыры (пробует кусочек, только когда Иван просит ее «ради Иисуса») и категорически отказывается от улиток и устриц во время романтического обеда, называя их мерзостью. По ее признанию, она предпочитает в России лакомиться рыбьими головами. Кабаре Moulin Rouge также остается без внимания: несмотря на то, что Иван уже приобрел дорогостоящие билеты, Охлобыстина уводит его от входа, характеризуя легендарное заведение словом «дерьмо». В ответ он предложил ей переехать в город закрытого типа, к примеру, в Арзамас-16 (ныне Саров), и окрестил женщиной-геморроем.

Однако консервативные взгляды супруги скорее смешат главу семьи, нежели раздражают. В ответ он, попивая алкоголь различной крепости, постоянно напоминает ей, что за 25 лет совместной жизни жена ему крайне опостылела, и что после этой поездки он, имея «возраст и награды», наконец будет жить в свое удовольствие с новой юной избранницей. Предметом шуток в течение всех серий становится и набожность Оксаны: супруг то признается, что не может нормально работать, потому что Оксана бесконечно врывается в кадр и читает акафисты, то заявляет, что хотел бы вложить деньги в оружие, но придется купить церковную утварь. Даже во время свидания на Эйфелевой башне он шутит: если бы супруга спрыгнула с высоты, она бы приземлилась в толпу сенегальцев и покрестила бы их. Ерничества перемежаются с сентиментальными моментами: пара вместе загадывает желание завести еще одного ребенка и признается друг другу в любви, а утром Иван будит любимую признаниями и восхищенными криками под окном, размахивая букетом роз.

Трудности перевода

По возвращении семью ждало новое несчастье — у них сломался холодильник. В конце почти часовой серии попытки решить проблему ничем не увенчались: бесконечные поклонники не давали Ивану дойти до магазина бытовой техники, и единственное, что он сумел добыть, — это эффектно выглядящий сухой лед, за что снискал от жены прозвище «шут». Серия завершилась триумфальным заносом в дом нового рефрижератора, который привез семье спаситель-директор Максим Владимирович.

Пока одна часть семьи искала новую технику, на примере второй демонстрировались принципы воспитания. Оксана утверждала, что не видит ничего плохого в том, чтобы треснуть ребенка. «Батюшка говорит, что можно разочек, но без гнева. Без гнева не получалось», — делится она опытом. Также ее духовник считает, что в любом разводе виновата женщина, и Охлобыстина полностью разделяет его точку зрения. Родители очень много внимания по сюжету реалити уделяют именно дочерям: они назойливо напоминают им, что крайне важно выйти замуж и нарожать как можно больше детей. Глава семьи даже советует им проверять ухажеров обещаниями родить десятерых.

В четвертой серии старшая дочь Анфиса сообщила, что хочет сделать себе еще одну татуировку, на что мать посоветовала обратиться за благословением к духовнику и заметила, что «такую» ее замуж выдать не удастся. Девушка призналась, что чувствует себя самой некрасивой и полной из сестер и попросила у родительницы совета. На это ей порекомендовали съездить в монастырь и поклониться мощам святых Петра и Февронии — помимо молитв, по мнению матери, ничем тут не помочь. Когда Анфиса уточнила, что пока не хочет замуж, а желает погулять, мать осадила ее: «То что, что сейчас хочешь, — это глубоко греховно. И поэтому это чушь». По мнению Оксаны Охлобыстиной, по благословению духовника паре обычно дается два года, чтобы повстречаться и узнать друг друга лучше. Во главе угла стоит любовь: в разговоре со своими родителями она заявит, что истинное чувство спасет любой союз, даже если муж болен алкоголизмом. Мнение ее супруга более определенно: женихи его дочерей обязаны быть славянами и исповедовать православие. «Вам замуж выходить, а вы дуры дурами», — ругает он их.

Пятый выпуск почти целиком посвящен Оксане, которую муж уговорил пойти с ним на премьеру фильма. «Я бы с удовольствием не ходила ни на какие мероприятия. Потому что я там только нервничаю. Вообще, конечно, у меня мечта, чтобы мы продолжали наше общение с нашими друзьями только в храме», — признается Охлобыстина, однако идет на поводу у мужа. У стилиста она долго и картинно отказывается надевать обтягивающие и короткие наряды, но в итоге облачается в усыпанное блестками вечернее платье и чокер. На комплименты женщина отвечает, что получать их вредно, так как от этого развивается гордыня. Показ отменяется, и многодетная мать молниеносно избавляется от макияжа и наряда, приговаривая, что главное для нее — семья и церковь. «Она верует во Христа так истово, что я думаю, что Христос опасливо поглядывает сверху: надо ли до такой степени?» — шутит супруг через несколько минут после того, как окрестил Оксану глуповатой. Та предстает перед зрителями непутевой — хорошо у нее выходит только посещать родителей и общаться за чаем с подругой Марией Голубкиной, а вот управление вертолетом (естественно, по желанию мужа, который считает форму пилота очень эротичной) заканчивается экстренной посадкой в поле и сломанным штурвалом. Охлобыстину приходится выезжать за Оксаной и забирать ее.

Из сериала следует, что семье Охлобыстиных не удается ничего, кроме продуманных поездок: сэкономить деньги и отказаться от дорогого праздника у них не получилось, холодильник они купить не сумели и даже на премьере не побывали. Путешествия же были удачными: Минск и Париж в первых сериях, и Кипр — в заключительной. Последнее путешествие за рубеж походит на запись веселых семейных каникул и даже кажется забавным. Однако некоторые моменты возвращают зрителей в реальность «Охлобыстиных»: отец семейства толкает ногой в бассейн ничего не подозревающую старшую дочь, часто целуется с другом, замечая, что в их возрасте такое поведение мужчинам позволительно, а в конце серии сильно напивается и ведет себя развязно, хватая и целуя всех женщин подряд на глазах расстроенной жены. В финале сезона супруги с детьми радостно и дружно машут руками в камеру, стоя на берегу залива, и квадроптер, романтически отдаляясь, превращает их в крошечные точки — будто сюжета о пьяной вечеринке не было вовсе.

Телезрители встретили сериал неоднозначно. В первую очередь интерес к нему проявила лояльная аудитория: поклонники Охлобыстина и заинтересованные в российском кино. Многих неприятно поразила картонность сценария: шоу нередко сравнивали с «Семейкой Осборн», где рокер по профессии и алкоголик-панк по призванию Оззи бесконечно и искренне импровизировал в заданных обстоятельствах. На этом фоне отечественный сериал кажется плохой игрой по строго заданному сценарию, а «обстоятельства» типа сломанного холодильника, гей-пикета и чуть не пропавшего в Париже багажа выглядят жалкой и ненужной инсценировкой, которая практически не реализуется в сюжете. Дабы не показывать реальность, в сериал заложили все семейные стереотипы и давно известные штампы об Охлобыстиных. И если к детям тут намного меньше вопросов (несмотря на то, что Варя еще несколько лет назад ходила с отцом на встречи с поклонниками, где публично откровенничала, что больше всего на свете мечтает нарожать как можно больше православных детей — «будущих воинов и матерей», сейчас она рассуждает более взвешенно), то с главным героем дела обстоят иначе.

Журналистка и писательница Арина Холина, обсуждая сериал, назвала свойства, которые, по ее мнению, отвращают от шоу. Первое — это откровенное вранье, на котором строится сюжет. Для примера она подсчитала, что в среднем этот востребованный актер зарабатывает как минимум 1,5 миллиона рублей. Его высокий достаток очевиден абсолютно всем, и никто никогда не поверит в россказни о сложной экономической ситуации в его семье. Зрителям хочется увидеть реальность и правду (пусть и несколько отретушированную), а не полностью переделанную и срежиссированную жизнь человека. Второй характеристикой шоу Холина назвала ненависть и фашизм — главный герой пропагандирует идеи превосходства одной религии, национальности и даже ориентации над другими, и призывает к насилию над «иными». При этом, отмечает писательница, дело даже не в том, что главный герой священник. Он мог бы принадлежать к интеллектуальной элите и не высказывать подобные первобытные взгляды, однако распространяет свои идеи в СМИ, используя имя и авторитет. Третье — примитивность сценарных ходов и героев.

«Противно смотреть», — жаловались комментаторы под рекламой шоу на YouTube. Многие сетовали на встроенную в шоу рекламу лекарственных препаратов. Комплекс из тотального вранья, приправленного злобой, полностью отвращает от шоу, которое не спасает даже харизма главного героя. В данном случае зрителей обрадовали два факта: что теперь на российском телевидении есть подобный неудачный продукт, на примере которого сценаристы могут изучать чужие ошибки, и то, что сериал завершен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *