Как относится церковь?

Фото: Игорь Иванко/Агентство городских новостей «Москва»

Русская православная церковь осуждает гомосексуализм, считает его грехом, с которым нужно бороться. Деятели РПЦ уверены, что от гомосексуальности можно исцелиться сознательными усилиями и духовной практикой. Согласно митрополиту Илариону (Алфееву), пастырский опыт работы с геями показывает, что «человек может либо полностью избавиться от этого, либо так построить свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином».

Спикеры церкви представляют гомосексуальное поведение как сознательный греховный выбор; осуждение ЛГБТ и «гей-пропаганды» стало знаменем РПЦ в борьбе за нравственность. Казалось бы, проблема коррупции и супружеских измен затрагивает намного больше людей, но иерархи настойчиво культивируют гомофобию в исконном значении этого слова. Церковь боится распространения гомосексуальности, будто каждый человек может увлечься лицом своего пола и только православная мораль удерживает его от этого.

В то же время гомосексуалы — неотъемлемая часть любой церкви, как католической, так и православной. Гомосексуальные скандалы в РПЦ показывают лицемерие церковного начальства, которое, с одной стороны, осуждает ЛГБТ, с другой — закрывает глаза на склонности собственных служителей. Однако нельзя сводить гомосексуализм в церкви к проискам гей-лобби и карьеризму — многие геи приходят в церковь по искренним мотивам. Вначале они свято верят в «пастырский опыт», универсальность советов святых отцов, затем многие принимают свою идентичность, но продолжают оставаться членами церкви.

Наш собеседник служит в РПЦ уже 11 лет, в общении с друзьями он не скрывает свою гомосексуальность, но, как и все геи в церковной системе, в более широких кругах вынужден таиться, чтобы не вызвать ненужных подозрений. Мы поговорили с ним о том, каково быть священнослужителем и геем одновременно.

Ɔ. Когда вы пришли к вере в Бога и как стали религиозным человеком?

Я уверовал примерно в 13–14 лет. Стал читать Библию, одну православную книгу за другой. Религия давала мне возможность общения с Богом. Помню, что для меня Бог изначально был отцом — ему я молился и доверял свою жизнь. Думаю, что небесный отец компенсировал отсутствие земного. Мне нравилось, что в христианстве нужно принимать любого человека так же, как его принимает Христос. При таком взгляде атрибуты и характеристики человека не служат причиной его отвергать или ненавидеть, и родители принимают своих детей, какими бы они ни были.

Ɔ. Как вы осознали свою гомосексуальность? Ориентация как-то влияла на ваше решение стать священником?

К концу школы православие стало смыслом моей жизни. Я постоянно читал Новый Завет, мысль стать монахом и священником была совершенно естественной для меня. Ведь в таком случае я бы занимался любимым делом. Деньги, карьера и земные страсти меня тогда не привлекали.

Отчуждение от девушек я воспринимал как норму, ведь по Библии секс вне брака — это грех. В школе и позже я совершенно не ощущал проблем с ориентацией, просто не задумывался об этом. Сложности начались примерно в 22 года, тогда я понял, что не могу больше себе лгать. Сознание будто проснулось, и я признался себе, что меня привлекают мужчины. Я осознал, что это не просто любопытство, мужская дружба или бегство от блуда с девушками. При этом я понимал, что не смогу открыть свою гомосексуальность на исповеди. Духовник меня отвергнет, но другого пути, кроме исповеди, церковь не предлагает. Тогда у меня возникло желание покинуть церковь, чтобы не позорить ее. Тем более я считал себя недостойным священного сана. Уйти из церкви не получилось: сил не хватило. Возникла надежда, что с «темой» можно справиться. Ведь казалось, что у других людей это как-то получилось.

Ɔ. Вы пытались примирить свой гомосексуальный опыт с религией и требованиями Библии?

В школе свое влечение к мужчинам я воспринимал как любопытство и исследование. Глубин моей личности это как будто не касалось. Это где-то там бывают гомосексуалисты — казалось, что в моем будущем не будет этих проблем.

Конечно, тексты Библии про недопустимость мужеложества надолго врезались в мою память. Позже я столкнулся с «темой» лицом к лицу, и были периоды отчаяния, борьбы, снова отчаяния. Мне тогда казалось, что примирить свои интересы с религиозными представлениями просто невозможно. В этот период приходили мысли полностью оставить церковь или даже уйти из жизни.

Позже я прочел, что эти влечения — обычное греховное искушение, которое можно преодолеть духовным усилием, через участие в таинствах, как об этом сказано в Основах социальной концепции РПЦ. Я верил в возможность этого преодоления многие годы, поэтому и решил принять священный сан.

Ɔ. В конце концов вы пришли к принятию своей ориентации. Как это происходило?

Опишу эти стадии: сначала неосознанное любопытство, эмоциональная привязанность к мужчинам и юношам, потом осуждение гомосексуальности в духе Библии и, наконец, разочарование в методиках преодоления гомосексуальности, переход к позициям «живи и дай жить другим», «не навреди».

Мне нравится такое описание жизни священника: первые пять лет после рукоположения ты летаешь на крыльях эйфории, а в последующие годы тебе стыдно за то, что церковь делает с людьми. Я понял, что люди в плане ориентации не меняются, что попытки преодолеть себя приносят лишь боль и новые неврозы.

Ɔ. Почему церковная среда с ее этическими запретами может быть привлекательной для молодых геев?

Нельзя сказать, что церковь однозначно привлекательна для них. Юноша-гомосексуал чувствует себя отчужденным от мира мужчин. Это тотальное внутреннее одиночество, когда женщины его не интересуют, а мужчины кажутся вожделенными, но недоступными. В условиях гомофобии такому юноше даже не с кем это обсудить. Обращение к Богу становится порой единственным способом для него, чтобы выйти из этой внутренней клетки.

Простой разговор со священником может дать юноше невероятное ощущение свободы и радости. Ведь в этом мире есть хотя бы один человек, который его понимает. А если священник окажется участливым и попытается социализировать этого юношу, тот начнет общаться с другими прихожанами.

В отличие от иных мужских коллективов, таких как футболисты или шахтеры, в церкви парень не встретит жесткую гендерную конкуренцию. «Будь мужиком! Трус не играет в хоккей!» — этого давления в церкви нет. Более того, в алтаре или в семинарии он постоянно пребывает в обществе мужчин, готовых поддержать его и предложить свою дружбу. Думаю, что любой гей, попав в такую среду добрых единомышленников, будет ощущать себя в райском месте, особенно если осознание своей гомосексуальности у него еще не произошло и секс сам по себе его пока не интересует.

Обычно перелом наступает в 21–22 года. После чего парень может покинуть церковь или же начнет борьбу со своей гомосексуальностью, а заодно и с чужой тоже. Другой вариант: он встретит церковных людей, которые почти открыто практикуют однополые отношения, при этом они полностью погружены в церковную традицию и полагают, что иначе жить просто не могут. При таком сценарии парень может прекратить всякую борьбу с собой, учиться в семинарии, заключить фиктивный брак или принять монашество. Он четко разделяет свою сексуальную жизнь и служение Богу, насколько ему это видится возможным.

Ɔ. Как священники обычно относятся к геям, которые к ним приходят?

Я много раз слышал, что некоторые священники изгоняют геев из храма, другие сильно меняются в лице во время исповеди, будто они встретили ужасного преступника или мутанта. Но многие сочувственно выслушивают такого человека и пытаются дать духовные советы, полагая, что благодать Божья может помочь каждому.

Если человек практикует однополые отношения, то пастырь обязательно потребует их прекратить. Британский митрополит Каллист (Уэр) указывает на парадоксальную ситуацию в пастырской практике. Один парень согрешил с первым встречным и на исповеди обещает всё это прекратить. Его даже допускают к причастию. Снова согрешил — еще раз получит прощение. Другой парень искренне привязан к любимому человеку, ему не нужен секс на стороне, и он хочет всегда быть верным своему мужчине. На исповеди ему придется дать обещание расстаться и по возможности не общаться с этим объектом блудной страсти. Получается, что такое пастырство провоцирует безличностный секс на один-два раза, а настоящую эмоциональную привязанность исключает.

Некоторые священники советуют геям убрать секс из своей жизни, ведь это не укладывается в нормы религиозной и общественной морали. Полагаю, что это очень наивный и жестокий совет, приносящий человеку не исцеление, а только боль. Для сравнения: посоветуйте здоровому гетеросексуальному парню полностью исключить секс из своей жизни. Что он вам ответит?

Тем людям, которые требуют лишать сана священников-геев, я бы в ответ предложил отлучать мирян от церкви на несколько лет. Именно такие меры предусмотрены канонами церкви за обращение к гадалке, измену супруге, внебрачный секс. Давайте будем справедливы.

Ɔ. Какие представления о природе гомосексуальности преобладают среди священников?

В целом священники гомофобны и придерживаются стереотипных убеждений о гомосексуальности. Одним это кажется блажью, дескать, геи с жиру бесятся, другие считают это психическим заболеванием или даже видят здесь признаки беснования, отправляют на отчитку.

В фильме «Стертая личность» американские пасторы озвучивают идею, будто гомосексуальность — это следствие неверных отношений с Богом. Получается, Бог наказывает маловерного парня ложным влечением, что не только приносит ему страдания, но и является смертным грехом, вопиющим к небу об отмщении. По этой логике Бог выглядит просто садистом.

Большая часть священников полагает, что гомосексуальное поведение — это свободный и ошибочный выбор человека, который необходимо менять, иными словами, покаяться. А если человек не прекратил однополые отношения, то сам в этом и виноват. Гомосексуальные мысли без перехода в практику могут восприниматься как бесовское искушение. Такому человеку священник будет пытаться помогать на исповеди, ведь ругать за греховные помыслы нельзя.

Обычный современный священник мнит, что он может раздавать советы во всех областях жизни и знания. Но мне не нужны советы людей, которые не были в моей ситуации и не являются профессионалами. Следовать им — значит ставить эксперименты над своей психикой.

Ɔ. Есть ли в церкви священники, которые пытаются помочь гомосексуалам принять себя такими, какие они есть?

Думаю, что лишь единицы священников помогают парню преодолеть омерзение к самому себе, принять себя как человека, а не мутанта. Ведь практика показывает, что только личное знакомство с геями позволяет избавиться от бесчеловечного отношения к этим людям.

Мало кто из духовников соображает в психологии. Чаще всего отношение к теме гомосексуальности находится в рамках библейского текста и обывательских рассуждений о гендерных ролях.

Я уверен, что некомпетентность священников в гендерных вопросах приводит к тяжелым последствиям для психики людей. Можно это сравнить с неоказанием медицинской помощи. Да, первое время ты отвлекаешься от земного к небесному, что может принести некоторое облегчение. Например, читаешь молитвы от блудной страсти. Но вместо реальной помощи, психолога, друга или психиатра, ты тратишь время и силы на то, что может навредить. Пресловутые тезисы про исцеление от гомосексуальности не имеют доказательной базы.

Ɔ. К чему вы теперь пришли, как вы воспринимаете гомосексуальность в свете христианской религии?

Я пришел к выводу, что гомофобия — не откровение от Бога, а порождение человеческого сознания. В какие-то моменты общество стало терпимо относиться к бастардам, внебрачным связям, бракам с иноплеменниками. Но ведь все эти вещи когда-то осуждались с опорой на Библию.

Надеюсь, когда-нибудь люди перестанут оправдывать поиск «врагов» священными текстами. Современные христиане, и даже православный священник Иоанн Охлобыстин, предлагают геев «сжигать в печах», однако отец веры Авраам заступался перед Богом за Содом и его жителей. Готовы ли мы заступаться перед Богом за геев?

Я полностью согласен со словами одного испанского епископа, который пишет, что религия, идущая против жизни, фальшива; нет неприкосновенных законов Бога, если они ранят людей, и так очень уязвимых. Когда религиозный закон причиняет вред и вызывает у людей отчаяние, он теряет авторитет, поскольку исходит не от Бога жизни.

Беседовал Артем Нарышкин

сайт Горловской и Славянской епархии

3 декабря — День положительных ответов. В известном фильме «Всегда говори «да»» по одноимённому роману Денни Уоллеса главный герой в один момент решает все свои проблемы, согласившись сказать «да» жизненным обстоятельствам. Как оказалось, все его беды были из-за того, что он чаще всего отвечал «нет» на вопросы, которые предлагала жизнь. Но даже в фильме не всё оказывается так просто…

Сегодня известна масса психологических приёмов, которые заставляют человека сказать «да» порой неожиданно для него самого. Многие люди стали богатыми и успешными, научившись получать положительный ответ и продавать самые ненужные вещи. На знании психологии человека строятся реклама и общение с клиентами.

НЛП, словесные манипуляции, разнообразные средства маркетинга — безобидные приёмы или духовно опасные практики? Действительно ли стоит всегда говорить «да»? Как противостоять, если вам пытаются что-то внушить? Грех ли самому научиться оказывать влияние на людей? Разобраться помогает магистр психологии Донбасского государственного педагогического университета, настоятель Пантелеимоновского храма Горловки протоиерей Михаил Фоменко.

Благие цели внушения

Давайте начнём с того, что развеем миф о нейролингвистическом программировании — НЛП. Эта область практической психологии возникла в начале 1970-х годов. Профессор лингвистики Джон Гриндер вместе со своим студентом разработали комплекс психотехник. Они наблюдали за другими специалистами в области психологии и пришли к выводу, что возможно своими словами и действиями повлиять на человека, заставить его выполнить требуемое.

Один из специалистов — Фредерик Перлз, основавший гештальт-терапию, — по их мнению, был способен через речь влиять на психоэмоциональное состояние людей. Джон Гриндер и его студент Ричард Бендлер разработали целый план таких техник, которые воздействуют через слово на нейросистему, и назвали это программированием. Программист пишет программу, по которой работает компьютер или какая-то вычислительная машина. Такую программу учёные создали для человека.

Целью этого было помочь страдающим психическими расстройствами. Психотерапевт ищет причину психологических проблем человека. Но что дальше? Чтобы это как-то исправить, нужно вложить в сознание некую программу действий. Тогда возможно помочь избавиться от той или иной проблемы — например, от фобий.

Психологическая «ядерная бомба»

Как многие хорошие, добрые начинания, как мирный атом, НЛП переросло в «ядерную бомбу». Его начали использовать не в том русле, в каком это изначально задумывалось, — для манипуляций сознанием, в области продаж, рекламы, для получения односторонней выгоды. Сегодня в продажах, сфере обслуживания, практически любом бизнесе пытаются заставить человека сделать выбор в пользу той или иной компании, товара, применяя эти техники.

В секулярном мире люди хотят результата с меньшими усилиями, поэтому прибегают к таким вещам, как НЛП. Заманчивые вывески спрашивают: «Хочешь быть счастливым?» А кто не хочет? Все хотят. И человеку делают внушение. Есть те, кто специально платит деньги, чтобы им помогли сбросить лишний вес, бросить курить, пить.

Один мой знакомый рассказывал, как на одной фирме водили сотрудников на НЛП, чтобы поднять продажи в своём магазине. Им внушалось, что самое прекрасное — это продавать. Самое большое счастье в мире — продавать. Либо покупать. И это действовало.

Самые популярные уловки маркетинга

Музыка

Казалось бы, безобидная песня или мелодия способна ввести нас в транс и отключить сознание. Громкая, ритмичная, чаще всего со словами на иностранном языке, либо на родном, но с ничего не значащим содержанием, музыка стала непременным атрибутом супермаркетов. Скорость звучания композиций подбирается администрацией магазинов в зависимости от времени суток, количества людей и даже от дня недели. В утренние часы звучат спокойные, размеренные мелодии. В обеденное время скорость музыки возрастает… Результат — как минимум, вы не можете сосредоточиться на том, что вам нужно. Кроме звукового фона маркетологи применяют особое освещение магазина и отдельных полок и даже специальные ароматизаторы.

Ценники на товарах

С ними практикуют разные уловки. Если написать цену не 1000 рублей, а 999 рублей и 99 копеек, она психологически воспринимается как значительно меньшая. Жёлтый цвет ценника не просто располагает к покупкам, как считают психологи, — но и во многих супермаркетах сигнализирует о скидке. Когда покупатель привыкнет к этому сигналу, на жёлтом ценнике можно писать любую цену, даже чрезмерно завышенную — товар всё равно купят. Используется также контраст ценников: очень высокие цены соседствуют с очень низкими на тот же товар, но худшего качества. Один из товаров плохого качества предлагают купить по средней цене — и в представлении покупателя он сразу же становится хорошим.

Расположение товаров

Чтобы добраться до искомых хлеба, яиц и макарон, вам придётся пройти длинную череду ненужных товаров, невольно обращая на них внимание. А сами макароны всё время меняют свою дислокацию, чтобы маршрут вашего следования не стал привычным и вы не перестали обращать внимание на то, что в действительности вам не нужно. Товары, не пользующиеся популярностью, специально располагают на уровне глаз, а нужные и полезные, наоборот, задвигают подальше. Дорогие сладости намеренно размещают на кассах — ведь очереди к ним бывают такими долгими, что ваш ребёнок успеет выпросить хотя бы одну конфету.

Упаковка

Пакеты для молока объёмом 1 литр и 850 миллилитров выглядят абсолютно одинаковыми, а нередко последние даже больше первых. Надписи о натуральности и качестве на передней части упаковки часто не имеют никакой связи с действительным составом продукта. Яркая картинка, название, апеллирующее к связи с природой либо к вашим детским воспоминаниям, заставят вас сделать неправильный выбор. Положительные эмоции вызывают дети и маленькие животные. Вы в 90% случаев предпочтёте товар, на упаковке или в рекламе которого они изображены.

Товары вдогонку

Если вы приобретаете телефон — вам тут же советуют наушники и батарею, если холодильник — дополнительное сервисное обслуживание за существенную сумму. Психологический приём здесь прост: о вновь приобретённой вещи покупатель заботится больше, чем о купленной месяц назад.

Подражание

Вам улыбаются, делают кивки головой, склоняют голову, подражают вашим позам и движениям тела — это далеко не все приёмы психологического воздействия на вас. Самые просвещённые консультанты будут подражать даже тембру вашего голоса и использовать тактильные методы.

Навязанные образы

Человек должен быть здоров, строен и иметь идеальную внешность — без морщин и седых волос. Рекламщики пытаются вас заставить каждый день выкладывать деньги на средства, помогающие стремиться к искусственно навязанному идеалу.

Поощрения

Всевозможные бонусы, фишки, жетончики даются за покупки на определённую сумму. Очень редко их можно обменять на существенную скидку, чаще всего — на очень мизерную, или же на никому не нужную игрушку. И всё-таки это работает.

:
———————————————————————————
Что такое НЛП?
НЛП — это искусство и наука о личном мастерстве. Искусство, потому что каждый вносит свою уникальную индивидуальность в то, что он делает, и это невозможно отразить в словах или технологиях психологии. Наука, потому что существует метод обнаружения паттернов, используемых выдающимися личностями в любой области для достижения выдающихся результатов. Этот процесс называется моделированием, и обнаруженные с его помощью паттерны, умения и техники находят все большое применение в консультировании, психотерапии, образовании и бизнесе.
Именно из нлп родился эриксоновский гипноз и пикап.
Применение техник и принципов нлп:
Психология и психотерапия
НЛП обладает уникальными возможностями. Это целая концепция консультирования, ориентированная на реальный результат, причем максимально быстро и безболезненно для клиента. Множество техник произвели в свое время сенсацию. Например, техника быстрого лечения фобий. Оказалось, что с фобией можно справиться минут за 15, а не за два года, как считал Зигмунт Фрейд. Вообще, это очень эффективное направление психотерапии, позволяющее, в частности, работать без содержания. Почти все книги по нлп написаны в этом контексте.
Образование и обучение
С помощью нлп было выяснено, что многое из школьного курса можно сделать гораздо быстрее и эффективнее, а главное , не создавая школьных фобий, развивая способности учеников. Причем, что интересно, это относится к любому обучению, не обязательно школьному. Hо, если уж говорить о школе, то , к примеру, идеальная грамотность — это не блеф, а просто внутренняя стратегия, которой можно обучить кого угодно.
Психология бизнеса
В бизнесе нлп применимо очень во многих областях. Начиная от рекламы и заканчивая набором персонала и ведением переговоров. Очень сильный раздел НЛП посвящен постановке цели и стратегиям ее реализации. Еще одна область — это поддержание себя в форме, в хорошем работоспособном состоянии.
Новинка: Курс психологической коррекции
Личностный рост, творчество, карьера
НЛП дает возможности. Их колоссальное количество. Здесь поле не перепаханное: хочешь — работай со своим состоянием, вдохновение будет тебе сопутствовать постоянно. Хочешь — разберись, зачем тебе нужно и нужно ли то, чем ты занимаешься или чему собрался жизнь посвятить. А для людей творческих открывается еще одно как бы измерение. Я знаю мнение артистов, писателя и художника. Они сказали, что это очень просто и в то же время очень мощно; а кайф от того, что ты сам собой управляешь, и не зависишь от вдохновения.
Вот пример техники для карьерного роста: Как пройти собеседование
И это часть применений Практической психологии…
Тут все так красиво написано, но не так все просто!!!! У меня есть знакомый, это чудо поступило туда, но с ним поисходят такие изменения, что мне его трудно было последний раз узнать!!!!! :confused: Он написал на одном из форумов, что его не понимают, и хотят отправить в психушку!!!!! И что с этим делать, его мама вся извелась? :confused: :confused: :confused:Она ведь просто не хочет чтобы он там учился, т.к. он меняется в худшую сторону.

Ответ священника:

Изначально, человек был создан Богом, как вегетарианец: «И сказал Бог (Адаму): вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Быт. 1.29 – 30). Однако, грехопадение Адама и Евы повредило чистоту и гармонию окружающего мира, следствием чего стало появление смерти, и тогда, после всемирного потопа, Бог благословил Ною, а в его лице, и всем его потомкам, вкушение мяса, а вместе с этим — и охоту на животных и птиц: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9. 2 – 3). Да, охота связана с пролитием крови животных, их страданиями и смертью, и это – ненормальность, это — следствие отпадения человека от Бога и расстройства порядка в мире. Апостол Павел пишет о животных: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8,20 – 22). Как видно из приведённого текста, страдание и смерть всего живого, связаны с Адамовым грехом, и восстановление мироздания в его изначальном состоянии произойдёт лишь тогда, когда наступит «свобода славы детей Божиих», то есть, Второе пришествие Господа Иисуса Христа, а с ним – торжество жизни над смертью, достижение сынами Божьими – людьми, полноты уподобления Творцу. С момента падения Адама, мир и человек стали существовать противоестественным способом: вне обоживающей Благодати, и Бог утвердил, до времени, этот способ бытия. Поэтому, в нашем мире сейчас всё – не нормально. Ненормальна, но допустима в рамках земной истории человечества и охота, сопряженная с пролитием крови.

Православная Церковь не осуждает охоту, если она связана с необходимостью добычи пищи, одежды, или защиты от хищников. Греховной охота становится лишь в следующих случаях. Если Вы:

1. Занимаетесь браконьерством.

2. Охотитесь ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради времяпровождения, и убийство животных совершаете из удовольствия кровопролития, а пойманную дичь выбрасываете (бывает и такое).

3. Ради охоты оставляете храм, и не посещаете богослужения.

4. Пьянствуете на охоте,

Тогда охота превращается в душепагубное занятие.

Если же охота для Вас — отдых и, одновременно, средство разнообразить стол, тогда это — допустимо, главное, чтобы она не переросла в страсть пролития крови, ради крови.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *